Что же делать с отходами?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что же делать с отходами?

Павлова Н.П. 1
1МБОУ СОШ № 32
Мельникова Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 32
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя семья живет на улице Набережная, на берегу изумительного озера Иртяш. Мы часто ходим гулять в сквер Победы. Летом купаемся в озере, а зимой здесь же катаемся с горки.

И как же больно порой видеть горы мусора повсюду! Мусор, выкидываемый на лед, потом остается на дне озера. Брошенные где попало отходы долгое время портят красоту нашей озерской природы (рис. 1).

Рисунок 1 Груды мусора на озере Иртяш

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с отходами после того, как мы их выбросили? Некоторые выбрасывают свои отходы на улице, на поляне, в лесу, под чужим забором... Такие отходы могут долго дожидаться, пока кто-нибудь их уберет. Ведь никому не хочется убирать и платить за вывоз чужих отходов. [1]

Природа Земли — это настоящее чудо. Она дарит нам с вами всё самое необходимое: воздух, воду, пищу, свет. Люди обязаны заботиться о своей родной планете, охранять её и не причинять вред.

К сожалению, человечество захламляет землю. Все, что становится для людей ненужным – выбрасывается. В мире уже скопилось такое количество мусора, что возникли целые мусорные города. Да что там города — острова! В Тихом океане находится необычный остров, который не нанесен ни на одну карту мира. Это гигантское скопление отходов. А тем временем площадь этого места, ставшего настоящим позором нашей планеты, уже превышает территорию Франции. [3]

Актуальность

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время отходы – это одна из основных современных экологических проблем. Природа до определенного времени справлялась с переработкой отходов сама. Но появились новые материалы, разложение или переработка которых естественным путем может длиться не одну сотню лет. Да к тому же современный объем образуемого мусора просто огромен.

Рисунок 2 Гора Эльбрус и гора мусора

По имеющимся у ученых сведениям, на каждого из жителей Земли приходится по 1 тонне мусора в год. И если бы весь накопившийся за один год мусор не уничтожался, а сваливался в одну кучу, то тогда из него образовалась бы гора высотой примерно как Эльбрус (5 642 м) (рис. 2). И это число все время растет. Каждую секунду на нашей планете появляется четыре килограмма мусора. Планету буквально заполонили мусором! [3]

К сожалению, большинство людей не знает о реальной экологической ситуации и грязном наследии человечества.

Рисунок 3 Эмблема года экологии в России

017 год в России объявлен годом экологии (рис.3). Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшие проблемы — всё более глобальными. Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия.

Предметом нашего исследования являются твердые коммунальные отходы.

Объектом – накопление твердых коммунальных отходов в городе Озерске Челябинской области.

Цель нашей работы– выявить проблему накопления твердых коммунальных отходов в городе Озерске и влияние этой проблемы на окружающую среду, а также предложить возможные решения этой проблемы.

Практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы широким кругом читателей (в том числе учащимися школ и преподавателями).

Работа проводилось в несколько этапов.

Поисково-исследовательский этап(сентябрь 2017 года):

  • выбор темы проекта;
  • сбор информации о существующих видах отходов, проблеме накопления мусора, возможных вариантах решения этой проблемы.

Технологический этап(октябрь-ноябрь 2017 года):

  • снятие статистических данных по количеству образования твердых коммунальных отходов на 1 жителя города Озерска на примере семьи из 4 человек (в течение 1 месяца);
  • проведение анкетирования среди учащихся начальной школы МБОУ СОШ № 32 об информированности о проблеме мусора и существующих путях ее решения;
  • участие класса в ежегодном сборе макулатуры
  • проведение совместной работы по изготовлению новогодних поделок из пластиковых бутылок;
  • участие в конкурсе поделок из бросового материала «Наряд для елки»;
  • сбор ненужных дома детских вещей и игрушек и доставка в Озерский дом-интернат для детей-инвалидов (ул.Блюхера, д.8).

2 Теоретическая часть

Отходы могут называться по-разному — мусор, отбросы, хлам, сор. Что же означает слово «отходы»? Это то, что стало ненужным человеку дома или на работе. Те вещи, которые отслужили свой срок, сломались или испортились. То лишнее, что образовалось при производстве товаров на заводах и фабриках. [1]

Отходы, которые образуются дома, в магазинах, школах, административных и других зданиях, называются коммунальными. Отходы заводов, фабрик и предприятий называются промышленными.

Более известные как ТБО, твердые коммунальные отходы (ТКО) – это остатки продуктов и предметы, которые использовались в быту и утратили свои потребительские свойства.

Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:

Биологический мусор (пищевые и растительные отходы);

Бытовые отработки, иными словами обычный мусор:

  • целлюлоза (бумага, древесина);
  • нефтепродукты (пластмасса, текстиль, кожа, резина);
  • различные металлы;
  • стекло.

В России ежегодно производится около 3,8 млрд. тонн всех видов отходов. Количество ТКО составляет 63 млн. т/год (в среднем 445 кг на человека). [7]

В среднем перерабатывается 10 % — 15 % мусора.

Твёрдые коммунальные отходы подвергаются переработке только на 3 % — 4 %. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд. т отходов.

Если мы выбрасываем отходы в мусоропровод или в контейнеры во дворе, то специальные машины забирают оттуда отходы и вывозят их на полигон для захоронения твердых бытовых отходов. Там их высыпают в кучи, уплотняют и засыпают землей, когда их собирается очень много.

На полигоне отходы гниют, разлагаются, из них выделяются разные газы (метан, оксиды серы и азота, аммиак, сероводород и другие соединения). Выделения газов на свалках являются одной из причин изменения климата на планете.

Кроме газов на полигоне образуется очень опасная жидкость, которая попадает в грунтовые воды, а оттуда может попасть в колодцы. Эти вещества загрязняют природу вокруг полигона, и пока неизвестно, насколько сильно это вредит окружающей среде.

На полигонах живут разные животные, такие как грызуны, птицы, насекомые и другие. Они питаются отходами и поэтому могут заболевать разными болезнями и разносить их. [1]

Часть отходов на свалке практически не разлагается десятки лет. Это стекло, пластмасса, резина, текстиль, металлы. Поэтому отходы прибывают и прибывают, но никуда не исчезают. Вот и представьте себе: каждый год образуется все больше отходов, многие из них не разлагаются десятки или сотни лет. Кроме того, отходы содержат все больше опасных веществ. Полигоны с отходами окружают наши города и деревни, наш воздух, землю и воду. [5]

Кроме ненужных вещей среди отходов очень много упаковки: коробок, пакетов, оберточной бумаги и т.д. Товары обычно красиво упакованы, чтобы привлечь побольше покупателей. Иногда упаковки бывает больше, чем самих товаров. Примером может послужить печенье в картонной коробке, внутри которой целлофановый пакет, внутри которого печенье в пластиковой коробочке [4]. Упаковка становится мусором сразу же, как кто-то купил товар и начал его использовать. Так по чуть-чуть набираются огромные кучи отходов, которые требуют много места и загрязняют окружающую среду. А ведь многие из этих отходов можно употребить с пользой, вместо того, чтобы складировать их на полигоне и отравлять наш воздух и воду.

Кроме обычных отходов на полигоны попадают и очень опасные вещи, которые содержат разные химические вещества (кислоты, тяжелые металлы, ртуть и другие). Это батарейки, аккумуляторы, электроприборы, лаки и краски, энергосберегающие и неоновые лампы, огнетушители, лекарства, растворители, смазочные материалы. Ядовитые вещества, содержащиеся в таких предметах, попадают в окружающую среду и могут причинить вред животным, птицам и человеку.

Рисунок 3 Угроза от пальчиковой батарейки

одсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 куб.м. земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! (рис. 3).

В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. Одна батарейка, даже «таблетка», попав случайно в организм человека, может убить его за 30 минут.

3 Практическая часть

3.1 Снятие статистических данных

По одним сведениям, у ученых имеются данные, что на одного городского жителя приходится образование 1 тонны мусора в год. По другим, эти данные значительно ниже и составляют всего 400 кг в год. Для экспериментальной проверки этой информации мы провели в течение одного месяца сбор данных по количеству образования твердых коммунальных отходов на 1 жителя города Озерска на примере моей семьи из 4 человек. Полученный результат представлен в таблице 1 приложения 2.

Итого в течение 1 месяца образуется 47 кг в семье из 4 человек, то есть на 1 члена семьи приходится в среднем (1):

47 кг / 4 человека = 11,75 кг/мес. (1)

Тогда за год среднее значение образования ТКО на 1 городского жителя составит (2):

11,75 кг/мес. * 12 месяцев = 141 кг (2)

Вывод: полученное среднее значение образования ТКО на жителя города Озерска значительно отличаются от приводимых данных.

Для подтверждения результатов мы попросили провести в течение 8 дней подобный эксперимент еще 4 семьям наших одноклассников. В результате были получены следующие данные (таблица 2 приложения 2).

Затем мы сравнили полученные данные (рис. 14 приложения 2).

Найдем средне статическое значение образования ТКО на 1 жителя города Озерска (3):

(141 кг/год + 70 кг + 120 кг + 92 кг + 52 кг) / 5 семей = 95 кг/год (3)

Найдем количество образуемых ТКО в год на всех жителей города Озерска (4):

95 кг/год * 75 915 жителей = 7 211 925 кг/год = 7 212 т/год (4)

3.2 Проведение анкетирования

Для того, чтобы проверить, насколько хорошо ученики знакомы с проблемой отходов, мы провели анкетирование среди учеников 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 32 (по форме приложения 3). В анкетировании приняло участие 22 человека.

Анализ собранных анкет показал, что основная часть (77 %) знают, что проблемы окружающей среды изучает экология, и только (23 %) не знакомы с экологией (рис. 15 приложения 4).

На вопрос «Что тебе известно о проблемах окружающей среды?» затруднились ответить 23 %, остальные 77 % отметили основной проблемой окружающей среды – это большое количество мусора, выбрасываемого людьми в неположенных местах (рис. 16 приложения 4).

В качестве самого хорошего поступка, воздействующего на природу, были приведены следующие примеры (рис. 17 приложения 4)

На вопрос «Как ты думаешь, сколько мусора образуется в среднем на 1 жителя планеты Земля?» были получены следующие ответы (рис. 18 приложения 4)

По мнению опрошенных, проблема накопленного мусора существует только в 45 % дворов города Озерска (рис. 19 приложения 4).

При этом в 78 % дворах, где проживают ученики нашего класса, установлены специальные контейнеры по сбору изделий из пластика (рис. 20 приложения 4). Для проверки этой гипотезы мы нанесли на карту города Озерска места установки специальных контейнеров. Получили информацию, что всего в городе Озерске установлено:

  • 74 желтых контейнера для сбора пластиковых отходов;
  • 5 синих контейнеров для сбора стеклянных отходов;
  • 2 зеленых контейнера для сбора бумажных отходов.

Кроме этого появились большие контейнеры с тремя разными отсеками для раздельного сбора мусора.

Также анализ анкет показал, что 45 % опрошенных знакомы с принципом раздельного сбора мусора (рис. 21 приложения 4), но только у половины из них ведется в семье раздельный сбор мусора (рис. 22 приложения 4).

3.3 Вклад в решение проблемы накопленного мусора

Для собственного вклада в решение проблем накопленного мусора осенью 2017 года наш класс активно (более половины учащихся класса) принял участие в ежегодном сборе макулатуры. Нами было собрано 563 кг. Моя семья сдала 60 кг макулатуры!

Многие опрошенные ученики затруднились ответить на вопрос повторного использования отходов. С этой целью нами была проведена совместная работа по изготовлению новогодних поделок из пластиковых бутылок (рис. 23-27 приложения 4).

Мне очень понравилось делать поделки из отходов. Поэтому я приняла участие в конкурсе поделок из бросового материала «Наряд для елки». Вот такие замечательные новогодние опята украсили большую ёлку в городе Челябинске (рис. 4).

Рисунок 4 Новогодние опята

4 Заключение

В ходе работы мы определили, что проблема накопленных твердых коммунальных отходов в городе Озерске существует и стоит достаточно остро.

В процессе выполнения работы мы пришли к следующим выводам:

  • В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и вышедшей из строя мебели.
  • Ежегодно каждый житель Озерска в среднем выбрасывает около 100 килограммов мусора. Традиционно мусор оказывается на бытовых свалках.
  • Современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка.
  • Возможно и целесообразно повторное использование отдельных вторичных материалов.
  • Лучшие отходы — те, которых нет! Надо стремиться к сокращению образования мусора.

5 Список использованных источников

  1. Андриенко А.Н. История об отходах. Минск: МОО «Экопартнерство», 2013.
  2. Вишневский Д.А. Что происходит с мусором? - Москва: Аванта, 2016.
  3. Дюваль С. Как дела, Земля? - Москва: Мир Детства Медиа, 2009.
  4. Катрин Де Сильги. История мусора. Москва: Аванта, 2010.
  5. Мир вокруг тебя: энциклопедия экологии для детей / М. Ануин, Д. Паркер, Н. Хоукс; пер. с англ.: М. Беньковская, И. Горелик, Е. Куликова - Москва: Махаон, 2005.
  6. Смирнова Н.З. Экологическая азбука. Красноярск: Изд-во «Бонус», 1996.
  7. Энциклопедия для детей. Экология. Москва: Аванта, 2001.

Приложение 1

1. Что же делать с отходами?

Многие дети брезгливо морщатся, когда при них упоминают о мусоре и свалках (рис. 5). Наверное, они наивно верят, что все отходы исчезнут когда-нибудь сами собой. Это не так. Проблема уничтожения мусора становится из года в год всё более актуальной. Государству приходится постоянно увеличивать расходы для этих целей. [6]

Можно, как и раньше, вывозить отходы на полигоны, и в то же время пытаться сделать полигоны более безопасными для природы и людей (рис. 6). Это означает максимально изолировать полигон от окружающей среды, собирать выделяющиеся газы и ядовитый фильтрат (жидкость, образующаяся в «теле» полигона из-за поступающих в толщу полигона атмосферных осадков, а также от влаги, содержащейся в отходах). К сожалению, в настоящее время большинство полигонов для отходов в России не безопасны для окружающей среды.

Есть много способов уменьшить количество отходов [2]:

1. Предпочитать качественные и долговечные товары одноразовым вещам. Например, покупать фарфоровую посуду вместо одноразовых тарелок и стаканчиков, аккумуляторы вместо одноразовых батареек.

2. Брать с собой сумку для продуктов, когда идем в магазин вместо приобретения нового пакета каждый раз.

3. Покупать вещи, которые действительно нужны, а не навязаны рекламой.

4. Выбирать товары и упаковку, которые подлежат переработке (стекло, бумага, ПЭТ-бутылки), вместо пакетов, коробок Тетра-пак и других неперерабатываемых материалов.

5. Покупать товары без упаковки или с минимальной упаковкой. Выбирать товары и упаковку, которые сделаны из вторсырья (переработанных отходов), тогда заводы будут заинтересованы перерабатывать отходы.

6. Отдавать ненужные вещи тому, кому они пригодятся, а не выбрасывать их. Использовать ненужные вещи по другому назначению.

7. Сжимать упаковку (пластиковые бутылки, коробки), чтобы уменьшить её объем, перед тем как выбрасывать.

8. Можно извлекать из отходов то, что может пригодиться, и перерабатывать. Особенно выгодно собирать для переработки такие трудноразлагающиеся отходы, как стекло, пластмассу, резину, текстиль, металлы. Это дешевле, чем добывать полезные ископаемые, необходимые для их производства.

2. Что можно сделать из отходов?

Отходы также можно отдать на переработку, чтобы из них сделали новые товары. Для этого отходы нужно рассортировать по видам: отдельно пластик, отдельно бумагу, отдельно стекло, и правильно разложить по контейнерам во дворе. [2]

Для раздельного сбора отходов используются разноцветные контейнеры (рис. 7):

  • желтый контейнер для пластика,
  • зеленый — для бумаги,
  • синий — для стекла.

1 тонна раздельно собранных и переработанных отходов:

  • спасает 13 деревьев,
  • сохраняет 2,58 барреля нефти,
  • экономит 4100 кВт/час электроэнергии,
  • бережет 32 литра чистой воды!

Стеклянные отходы переплавляются в новые банки и бутылки (рис. 8). Стеклянный бой также используется для производства строительных материалов.

Металлические банки (стальные и алюминиевые) переплавляют в различные металлические изделия (рис. 9).

Макулатура идет на производство новой бумаги (рис. 10). Из низкокачественной макулатуры изготавливают обертку и картон. Бумажные отходы также добавляют в материалы для теплоизоляции.

Рисунок 11 Переработка отходов пластмассы

Из отходов пластмассы делают новые ведра, канистры, полиэтиленовую пленку, ящики, а также строительные материалы изоляторы, веревки и флисовые свитера (рис. 11).

Из текстильного мусора делают теплоизоляцию, утепленный линолеум, канаты, шнуры, мешки, упаковку (рис. 12).

Рисунок 12 Переработка текстильного мусора

Органические отходы (листья, ветки, трава, пищевые очистки и другие отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения — компостирования (рис. 13). Тогда отходы превращаются в компост, который улучшает свойства почвы и удобряет ее.

Рисунок 13 Переработка органических отходов

Приложение 2

Таблица 1 Статистические данные по количеству образования ТКО в семье из 4 человек (г.Озерск)

Дата

Кол-во отходов, кг

Кол-во пластиковых отходов, кг

24.09.2017

3,200

0,500

27.09.2017

2,545

 

30.09.2017

4,660

 

04.10.2017

1,495

 

06.10.2017

3,510

0,720

07.10.2017

3,830

 

09.10.2017

5,360

 

12.10.2017

3,020

 

15.10.2017

4,780

 

17.10.2017

3,040

0,390

19.10.2017

2,920

 

21.10.2017

2,895

 

23.10.2017

4,060

 

ИТОГО:

45,315

1,610

Рисунок 14 Средние данные образования ТКО на 1 жителя города Озерска, кг/год

Таблица 2 Данные по количеству образования ТКО в семьях наших одноклассников

Дата

Семья 1

Семья 2

Семья 3

Семья 4

Кол-во отходов, кг

Кол-во пластиковых отходов, кг

Кол-во отходов, кг

Кол-во пластиковых отходов, кг

Кол-во отходов, кг

Кол-во пластиковых отходов, кг

Кол-во отходов, кг

Кол-во пластиковых отходов, кг

28.10.2017

0,800

0,060

1,500

0,300

1,000

0,100

-

-

29.10.2017

0,300

0,080

-

-

1,000

0,100

-

-

30.10.2017

0,600

0,070

1,000

-

1,000

0,100

1,000

-

31.10.2017

0,700

0,100

-

-

1,000

0,100

-

0,100

01.11.2017

0,200

0,090

1,500

0,500

1,000

0,100

-

0,100

02.12.2017

0,900

0,060

-

-

1,200

0,100

-

0,100

03.13.2017

0,600

0,200

1,800

-

0,500

0,100

1,000

-

04.14.2017

1,200

0,200

1,000

0,300

0,600

0,100

1,000

0,100

ИТОГО:

5,300

0,860

6,800

1,100

7,300

0,800

3,000

0,400

Количество человек в семье

4 человека

3 человека

4 человека

3 человека

Среднее образование ТКО на 1 члена семьи за 8 дней

(5,300+0,860) / 4 =

1,540 кг/чел.

(6,800+1,100) / 4 =

2,633 кг/чел.

(7,300+0,800) / 4 =

2,025 кг/чел.

(3,000+0,400) / 4 =

1,133 кг/чел.

Среднее образование ТКО на 1 члена семьи в год

1,540 кг / 8 дней * 365 дней = 70 кг/год

2,633 кг / 8 дней * 365 дней = 120 кг/год

2,025 кг / 8 дней * 365 дней = 92 кг/год

1,133 кг / 8 дней * 365 дней = 52 кг/год

Приложение 3Анкета

1. Какая наука изучает проблемы окружающей среды? ___________________

__________________________________________________________________

2. Что тебе известно о проблемах окружающей среды? ___________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Какой свой поступок ты считаешь самым хорошим по воздействию на природу? Самым вредным? Почему? _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, сколько мусора образуется в среднем ежегодно на 1 жителя планеты Земля? _____________________________________________

5. Существует ли проблема вывоза накопленного мусора в твоем доме (дворе)? _______________

6. Знаешь ли ты про раздельный сбор твердого мусора? _________________

7. Ведется ли в твоей семье раздельный сбор мусора? ___________________

8. Установлены ли в твоем дворе специальные контейнеры для сбора изделий из пластика? _______________________________________________________

9. Участвовал ли ты в прошлом году в сборе макулатуры, отработанных батареек, проводимых в нашей школе? ________________________________

__________________________________________________________________

10. Какие ты знаешь возможные варианты повторного использования переработанных твердых отходов? ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 4

Рисунок 15 Какая наука изучает проблемы окружающей среды?

Рисунок 16 Что тебе известно о проблемах окружающей среды?

Рисунок 17 Примеры хорошего воздействия на природу

Рисунок 18 Сколько мусора образуется в среднем на 1 жителя планеты Земля?

Рисунок 19 Существует ли проблема вывоза накопленного мусора в твоем доме (дворе)

Рисунок 20 Установлены ли в твоем дворе специальные контейнеры для сбора изделий из пластика?

Рисунок 21 Знаешь ли ты про раздельный сбор твердого мусора?

Рисунок 22 Ведется ли в твоей семье раздельный сбор мусора?

Рисунок 23 Вот из таких пластиковых бутылок мы будем делать поделки

Рисунок 24 За работой

Рисунок 25 Вот такие замечательные снеговички у нас получились

Рисунок 26

Рисунок 27 Каждый снеговичок не похож на друг на друга

Просмотров работы: 139