Учителя Ошланской школы в боях за Родину

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учителя Ошланской школы в боях за Родину

Софоян Э.Э. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ошлань Богородского района Кировской области
Карловская  Н.В. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ошлань Богородского района Кировской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Краеведение

Учителя Ошланской школы

в боях за Родину

Выполнила:

Софоян Элла Эдиковна, учащаяся 10 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

с. Ошлань Богородского района Кировской области;

Руководитель:

Карловская Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

с. Ошлань Богородского района Кировской области

Оглавление

Введение…………………………………………………………….

3

Учителя Ошланской школы в боях за Родину

1. Списочный состав учителей Ошланской школы – участников войны.………………………………..

5

2. Учителя довоенных и военных лет (1930-1945 гг.) ….

6

3. Учителя-фронтовики 1945-1980 гг..…………………..

8

Заключение…………………………………………………………

16

Список источников и литературы……………………………………….

18

Приложение 1. Документ 1.Наградной лист Шулепова М.И.

Приложение 1. Документ 2.Копия приказа о награждении Малютина И.Л.

Приложение 1. Документ 3-7.Удостоверения к наградам Зашихиной М.К. и Зашихина А.Ф.

Приложение 1. Документ 8. Воспоминания Зашихиной М.К.

Приложение 2. Фотографии (1-8) военных лет учителей-участников войны: Репина В.Ф., Торхова И.А., Ходыревой М.К., Зашихина А.Ф., Либер Б.П.

Приложение 3. Документ 1. Копия характеристики партизана Мильчакова А.С.

Приложение 3. Документ 2. Письмо Мильчаковой А.С. руководителю школьного музея.

Приложение 3. Документ 3. Страница письма Репина В.Ф.

20

21

22

25

26

28

29

31

Введение

Тема моей работы «Учителя Ошланской школы в боях за Родину». В ходе подготовки к Дню Победы мы обнаружили, что в нашем школьном краеведческом музее недостаточно сведений об учителях-участниках войны и они отрывочны. Наш долг - увековечить память защитников Родины, они подарили нам самое дорогое – мир, а значит и жизни, ведь нас могло и не быть. Предстояло решить проблему: узнать, какой вклад в Победу внесли педагоги Ошланской школы, узнать, на каких фронтах и как сражались бывшие учителя нашей школы, имели ли награды за боевые действия, какие предметы и когда они преподавали. Собранные сведения будут всегда актуальны, так как воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности во все времена для каждого человека и для нашей Родины очень важно. Воспитывать эти качества можно на разных примерах, в том числе и на примерах наших земляков, учителей. Работа вызвала личный интерес, прадедушка автора – участник Великой Отечественной войны. Гипотеза: автор предполагает, что это учителя Ошланской школы - смелые, мужественные, любящие свою Родину и, наверное, имеющие боевые награды, педагоги.

Цель работы: изучение боевого пути и подвига учителей Ошланской школы – участников войны.

Задачи исследования: 1. Выявить учителей Ошланской школы – участников войны. 2. Разыскать и изучить сведения об учителях довоенных и военных лет (1930-1945 гг.). 3. Изучить материалы об учителях-фронтовиках 1945-1980 гг. 4. Систематизировать собранные материалы, обобщить, оформить исследование и опубликовать на сайте школьного музея.

Объектом исследования стали учителя Ошланской школы – участники Великой Отечественной войны, предметом исследования – их фронтовой путь.

В школьном музее имелись отрывочные сведения о некоторых учителях – участниках войны. Новизна работы заключается в составлении списка учителей – участников войны, поиске, изучении фронтового пути и систематизации материала по теме.

В работе проанализированы, обобщены и систематизированы разные исторические источники – архивные документы, воспоминания, научно-популярные и газетные статьи, материалы Интернета.

Для написания работы изучили статьи из «Энциклопедии земли Вятской»: «Народное образование в 1917-1999 годах» В. Б. Помелова и «В битве за Отечество: 1941-1945гг.» Г.Г. Загвоздкина. В них даётся краткая характеристика некоторых изменений в школах области в военные годы, приводятся примеры боевого и трудового подвига учителей. Об учителях Ошланской школы сведений в этом источнике мы не обнаружили. В книге «Связь времён» названа только фамилия учителя школы, а потом директора детского дома Торхова И.А. Изучили списки участников войны-богородчан в Книге памяти. В книге имеются ошибочные сведения о некоторых учителях, несовпадающие с документами времён Великой Отечественной войны, найденными в Интернете. На сайте Богородского района обнаружили сведения об учителе школы Торхове И.А.

Ценную информацию получили из альбома краеведческого школьного музея «Учителя школы», где имеются некоторые сведения об учителях – участниках войны, газетные заметки о них, воспоминания. В музее хранится письмо от учителя школы Репина В.Ф. и жены учителя школы Мильчакова А.С., в котором приводится характеристика партизана Мильчакова А.С. Используя данные этого альбома, по фамилиям учителей через сайты Интернета «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народная» автором были найдены сведения об участии учителей школы в войне, их наградные документы. Оказалось, что некоторые факты из жизни участников войны, имеющиеся в музее, были искажены.

При проведении исследования использовалась методика анализа и сравнения фактов, систематизации, поиск документов и их изучение. Изучены мемораты трёх участников военных действий – учителей школы.

Учителя Ошланской школы в боях за Родину

1. Списочный состав учителей Ошланской школы –

участников войны

Используя материалы школьного краеведческого музея, районного архива нам удалось установить, что всего в боях с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны участвовало10 учителей Ошланской школы. Среди них мы установили фамилии тех, кто работал в Ошланской школе до войны и в военные годы.

Учителя Ошланской школы, ушедшие на фронт и погибшие [1.2.]:

  1. Торхов Андрей Алексеевич работал учителем начальных классов, погиб в 1944 году.

  2. Шулепов Михаил Иванович – погиб в 1944 г.

Учителя Ошланской школы, ушедшие на фронт, судьба которых осталась неизвестной [1.3.]:

  1. Проценко В.О., ушёл В РККА 5 июня 1942 г. [1.1.];

  2. Малютин Иван Леонидович ушёл в РККА в январе 1944 г

Учителя Ошланской школы, ушедшие на фронт и вернувшиеся с войны:

  1. Репин Василий Федорович приехал работать в школу в 1934 году, преподавал все предметы в 5 кл. Ушёл в РККА в 1942 г.

В послевоенные годы и во 2 половине XX века в школе также работали учителя-фронтовики [1.2., 1.3.]:

  1. Зашихина Мария Кузьминична - учитель начальных классов.

  2. Зашихин Александр Фёдорович – завуч Ошланского детского дома.

  3. Либер Борис Петрович – учитель географии.

  4. Мильчаков Алексей Савватеевич

  5. Торхов Иван Алексеевич – учитель, а потом директор Ошланского детского дома.

2. Учителя довоенных и военных лет (1930-1945 гг.)

В довоенные годы и в начале войны в школах Кировской области, в том числе Богородского района, работало немало учителей-мужчин. С началом войны их число резко уменьшилось. Достигнув совершеннолетия, многие из них уходили на фронт добровольцами или были призваны в действующую армию. Из работающих до войны и в начале войны педагогов Ошланской школы на фронт ушло 5 учителей: Репин В.Ф., Торхов А.А., Шулепов М.И., Малютин И.Л., Проценко В.О. Нам удалось разыскать сведения о четырёх из них, об учителе Проценко В.О. не удалось обнаружить никаких документов. В настоящее время мы разыскиваем тех людей, кто хоть что-то помнит о нём. Об остальных найдены следующие материалы.

Репин Василий Федорович1 приехал работать в школу в 1934 году. Он преподавал в 5 классе, вел все предметы один [1.6]. Был завучем школы. В марте 1942 г. ушёл на фронт. Служил в составе 2 Белорусского фронта. Воевал в составе 2-ой Гвардейской зенитной артиллерийской Барановичской Краснознамённой ордена Александра Невского дивизии РВГК. Был ранен, контужен и в конце 1944 г. уволен из армии в запас.

Торхов Андрей Алексеевич родился 20 августа 1920 г в деревне БерезникБутырского сельского совета. В Красную Армию призван Богородским РВК 2 февраля 1940 г. Попал в плен, был освобождён. Последнее место службы - 4 Гвардейская ВДД 12 полк [1.12], звание младший лейтенант. На сайте «Мемориал» нашли запись: «выбыл 28 января 1944 г.». Работал в Ошланской школе учителем начальных классов[1.9]. Данные о нём имеются в ГАКО ф Р3819 (Трофейная и фильтрационная картотека)

Шулепов Михаил Иванович родился в деревне Новосёлы Лемского сельского совета Богородского района в 1921 г. По воспоминаниям очевидцев [1.2.], в нашей школе он работал недолго, до 1940 г. В Красную Армию призван 13 октября 1940 г. Богородским РВК. Сражался с 1 июня по 11 ноября 1942 г. в составе Воронежского фронта, с 10 декабря 1943 г. в составе 1 Украинского фронта. В звании младшего лейтенанта был командиром взвода 3 батальона самоходного артиллерийского дивизиона 3 Гвардейской мотострелковой бригады 4 Гвардейского Кантемировского танкового корпуса. 10 декабря 1943 г. в боях за господствующую высоту 270, 5 и населённый пункт Великие Деревичи проявил себя дисциплинированным и храбрым. Как отмечено в характеристике, знал свою должность, хорошо вёл себя на поле боя, «предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине». В результате смелого маневрирования раздавил гусеницами немецкое орудие с расчётом, уничтожил 2 станковых пулемёта и группу автоматчиков противника. Дал возможность продвинуться нашей пехоте, за что был удостоен правительственной награды ордена Красной Звезды. Наградной лист был подписан командиром самоходного артиллерийского дивизиона Гвардии капитаном Калякиным. За боевые подвиги награждён также орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу»; медалью «За боевые заслуги». Убит 10 декабря 1944 г. в Чехословакии, похоронен в Чехословакии в селе Капишово Зборовского района. Из родственников в документах значилась жена Шулепова Валентина Фёдоровна [1.11]1.

Малюти Иван Леонидович родился в 1921 г. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1944 г. Служил в составе Белорусского фронта миномётчиком миномётной роты 1 стрелкового батальона. В бою за село Покры Брестского района Брестской области 24 июля 1944 г., заменив выбывшего из строя наводчика, метким огнём уничтожил ручной пулемёт противника с его расчётом, обеспечив продвижение вперёд стрелкового подразделения. Приказом 371 стрелковому полку 130 стрелковой Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова дивизии от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июля 1944 г. награждён медалью «За отвагу»[1.10]2.

3. Учителя-фронтовики 1945-1980 гг.

9 Мая 1945 г. окончилась Великая Отечественная война, а 2 сентября - вторая мировая. С фронта стали возвращаться защитники Родины. Некоторые женщины и мужчины продолжили начатую до войны педагогическую деятельность, некоторые, не имея педагогического образования, решили посвятить себя школе. Они одновременно работали и учились. В Ошланской школе в послевоенные годы и более поздний период работали учителя – участники войны. Всего на данный период нам удалось установить фамилии 6 из них, но не найдены сведения о Молокове А.И.

Мильчаков Алексей Савватеевич призван в армию в 1940 г. Служил в г. Брест-Литовске. Попал в плен, работал в Польше у пана на разработке камня до мая 1943 г. Их было человек 10. Убили полицая и бежали группами. Они бежали втроём. Однажды он уснул в лесу и его оставили. Дальше пробирался один, дошёл до партизанского отряда [1.5]. Прибыл в партизанский отряд «Победа» 13 июня 1943 года, где пробыл до 2 июля 1943 года, был рядовым. С 2 июля 1943 года приказом переведён в отряд «Ленинский» командиром отделения. За время его пребывания в партизанских отрядах было спущено 3 вражеских эшелона, 3 автомашины, участвовал в разгроме немецкого гарнизона «Яворская руда», а также в ряде засад, за что получил благодарность от командования отряда. Среди населения и партизан имел авторитет. Из партизанского отряда снова попал на фронт. Был дважды ранен.

В 1946 году приехал работать в Ошланскую школу. В 1955 г. тяжело заболел, умер в 1956 г. Родные жили в г. Нововятске Кировской области. В школе имеется копия характеристики на партизана 3 роты отряда «Ленинский»1 и письмо жены.

Торхов Иван Алексеевич2родился 4 марта 1923 года в д. Большой Березник Бутырского сельсовета Богородского района. После окончания школы учился в Нолинском педагогическом техникуме (тогда Молотовское). В 1939 г. 16-летним подростком был назначен учителем Бутырской начальной школы. Уже после войны заочно получил высшее педагогическое образование, окончив Глазовский учительский институт и Кировский педагогический институт в 1962 году.

4 марта 1942 года И.А. Торхов был призван в ряды Красной армии. Стал курсантом Чкаловского кавалерийского училища, где изучал военное дело, учился управлять пулеметной тачанкой, запряженной четверкой коней, шашкой рубил лозу. В училище готовили офицеров-кавалеристов, но в тяжелые дни битвы за Сталинград курсанты были досрочно выпущены и направлены на фронт.

Иван Алексеевич участвовал в боях за Сталинград, воевал в составе 7 гвардейского кавалеристского корпуса, в звании младший лейтенант. 28 декабря 1942 года был тяжело ранен и два месяца находился в госпитале. В сентябре 1943 года форсировал Днепр, участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Польши. Вступил в ряды КПСС в апреле 1944 года. За отличное выполнение заданий награжден орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 25 ноября 1945 года был демобилизован [1.13.]

После войны в декабре 1945 г. был направлен учителем в Ошланскую школу, в 1946 г. – в Вогульцы, а в 1947 г. – снова в Ошлань, но уже директором детского дома. Работал в Рождественском и Ухтымском детских домах [1.4.]. Большую часть своей трудовой деятельности он отдал Ухтымской средней школе, был ее директором и учителем истории. Был строгим, требовательным учителем. Его выпускники вспоминают: «к урокам истории всегда готовились тщательно, знали все исторические события, не дай бог, забыть дома учебник или тетрадь, или дневник, такого не бывало. Если видели его идущим по коридору, сразу все расступались и издалека здоровались. На уроках была идеальная тишина, боялись голову в сторону повернуть» [1.2.]. Иван Алексеевич увлекался фотографией. За добросовестный труд отмечен значком «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР».

Зашихина (Ходырева) Мария Кузьминична1 родилась в 1921 году в деревне Бородинцы Богородского района Кировской области. Закончила Тумановскую семилетнюю школу, после войны Слободскую политпросветшколу. С августа 1942 года по 1944 год – на фронте в действующей армии в качестве радистки. Участвовала в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра севернее Киева. В боях за освобождение Польши попала в госпиталь, а потом была отправлена домой. Мария воевала в составе 382 отдельного батальона связи. Награждена медалью «За победу над Германией»2, орденом Отечественной войны III степени и другими юбилейными медалями.

Один эпизод её фронтовой биографии описала внучка Чижова Мария3.

22 июня 1941 года, играя в волейбол с подругами, Ма­руся услышала, как кто-то крикнул:

-Девчата, идите радио слушать! Там Молотов гово­рить будет!

Все девушки побежали в общежитие к радиоприемни­ку и услышали, как Моло­тов сообщил о начале вой­ны с Германией.

Маруся вернулась в род­ную деревню Бородинцы и стала работать в колхозной конторе. В первые дни войны при­зывали в армию молодых парней и мужчин. Потом ста­ли брать и девушек, кото­рые хотели идти воевать. Маруся и ее подруга Анюта решили пойти на фронт. О своем желании заявили в райком комсомола. И вот 23 августа 1942 года вся дерев­ня вышла провожать деву­шек в армию. Увез их на ло­шади в Киров сосед, Макар Петрович.

Радис­тками формирова­ли Сталинградские дивизии в Москве... В столице находи­лась около месяца, а затем радисток отправили на пере­довую. Связью обеспечивали штаб корпуса в составе отдельной батареи связи.

Довелось Марии Зашихиной воевать и на Курско-Орловской Дуге. Маруся в беспрерывных боях прошла всю Украину. В 1944 году в Карпатах у нее заболели ноги, и она не мог­ла ходить. Ее положили в во­енный госпиталь в Польше. После лечения дали отпуск домой, чтобы укрепить здо­ровье.

К счастью, ей больше не пришлось покидать родительский дом, пото­му что война кончилась.

С 1946 по 1950 годы Мария Кузьминична работала в Ошланской школе, преподавала в начальных классах, в последующие годы - в Рождественской, Спасской школах Богородского района в Селезеневской Зуевского района.

Зашихин Александр Федорович1, 1921 года рождения, уроженец д. Зашихи Ухтымского сельсовета, Богородского района, младший лейтенант, механик-водитель. Воевал в составе 52 Гвардейской танковой дивизии. Награжден орденом Красной звезды2, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина»3, «За освобождение Праги»4, орденом Отечественной войны II степени.

Зашихин Александр Федорович рассказал своей внучке Юле вот такой эпизод. «Стоял август 1941 года. На всех фронтах шли ожесточенные бои, а на территории, свободной от врага, убирали хлеб. На полях высились копны соломы, и зерно нового урожая везли на элеваторы. Погода в тот год, как и нынче, стояла жаркая, безоблачная, казалось, все вокруг покрылось тяжелой непроницаемой пылью.

Но что изнуряющая жара в сравнении с кровавым боем, развернувшимся на границе с Латвией, в городе Себеже! Все горело и рушилось, и вроде уж нет больше на земле ни одного уголка, где рвались бы снаряды и не пылали танки, распространяя неимоверно едучий смрад. Страшной смертоносной лавиной двигались танки немецкие, тяжелые, с паучиными крестами на башнях.

- Огонь! – кричал командир танка комсомолец Петр Бритвин. Танк маневрировал, боясь подставить бока, и на ходу изрыгал молнии.

Бой начался недавно, вот что случилось несколько часов назад. В Себеже скопились большие силы противника. А советский танковый батальон передислоцировался из Воронежа – везли на открытых платформах. Когда добрались на место, не успели бойцы сойти на землю, как налетели вражеские бомбардировщики. Восемь танков загорелись, разбило цистерну с горючим. Пламя быстро охватывало небольшой город и нечем стало дышать. Огонь пожирал все, что попадалось. И за короткое время городок выгорел почти весь. Где стояли дома, появились развалины, на улицах зияли воронки, а в воздухе висела серая зола. Но вот самолеты ушли, и танки стали оттягивать в лес…

- Командиров к полковнику! – разнеслось вскоре на стоянке.

После выяснения потерь полковник Казанцев приказал: в атаку. Свои пушки фашисты расположили по обе стороны шоссейной дороги, а крупнокалиберные пулеметы – почти на обочине, хорошо замаскировали. Завязался бой. Вскоре уже были значительные потери как с той, так и с другой стороны. Танки горели, распространяя зловоние от резины. Тут и там валялись трупы солдат, которых некому было убрать. Нашим танкистам все же удалось заставить замолчать пушки и пулеметы. Но машина Петра Бритвина вдруг поперхнулась и встала. Левый борт пылал красно-оранжевым пламенем, валили черный дым.

- Бортовой фрикцион пробило! – крикнул механик-водитель Александр Зашихин.

- Черт! – со злостью бросил командир экипажа и откинул крышку люка.

- Ну, что там? – опять спросил из глубины Зашихин.

Не успел Петр, командир, спрыгнуть на землю, как застрочил пулемет. Очередь прошла по его ногам… А как он, Зашихин, вылезал из танка, не помнит. Была нестерпимая боль в левой ноге, стекала кровь из раненой головы, осколки попали и в левую руку.

Удерживая сознание, Зашихин скатился в канаву и медленно пополз к лесу, где стояла часть. Полз, и туда же двигались немецкие танки. И вот лес уже виден. Тут внезапно перед глазами выросла группа людей, и он весь сжался. И потерял сознание, по-видимому, от большой потери крови. Подобрали наши санитары, отправили в госпиталь» [1.2.].

Что случилось с экипажем, не знает. Должно быть, все погибли. А сам Александр Фёдорович прошёл всю войну, дошёл с боями до Берлина.

В 1949-1950 гг. Зашихин А.Ф. был направлен в с. Ошлань заместителем директора детского дома [1.2.]. Его жена работала учителем начальных классов в Ошланской школе.

Александр Федорович и Мария Кузьминична Зашихины - родители Владимира Александровича Зашихина, директора Ошланской школы.

Либер Борис Петрович1 родился 12 апреля 1920 года в с. Верховойское. В семье было 7 детей, 3 умерли в раннем возрасте, сестра в 17 лет после 1 курса педучилища, Игорь и Борис – двойняшки, но Игорь погиб в 1942г. вместе со своим экипажем сгорел в танке. Борис Петрович учился в Ильинком в подготовительном классе, в 1 класс – в Нолинске, потом до 4 класса в д. Зашихи. С 1933-36гг. учился в Ухтыме; закончив 7 классов, уехал в Горький, учился в дизелестроительном техникуме, затем в п. Починки Арзамазского района в педучилище. Не закончив его, с последнего курса ушел добровольцем на финскую войну, но по дороге, уже в эшелоне узнали о мире с финнами и приехал обратно. Училище заканчивал заочно в Нолинске. Служил в армии в г. Наро-Фоминске. Осенью 1941г. должен был демобилизоваться, но началась война, и в июле 1941 г. был отправлен на Западный фронт (Центральный).

День 22 июня остался в памяти навсегда. Танковая часть, в которой служил Борис Петрович находилась в 10 км. от Нарофоминска Московской области в летних лагерях. День был ясным, солнечным. Борис вместе с товарищем находились в увольнении и по этому случаю зашли в пивную. Вдруг пивная опустела. Они сначала не могли понять, что случилось, а потом увидели столпившихся у репродуктора людей и узнали, что началась война с Германией. Их часть сразу же переехала на зимние квартиры, за несколько дней была укомплектована полевыми кухнями и госпиталем. 5 июля выехала на Западный фронт.

В бой вступили около г. Витебска, который уже был занят немцами. При подходе к городу попали в окружение. Неделю с боями их 55-ая легкотанковая бригада пробивалась из окружения выходила по Старой Смоленской дороге, но технику пришлось бросить. После переформирования – снова бои, уже в районе Вязьмы, Орши, Ельни.

Под Вязьмой снова попали в окружение. Выбирались уже кто как мог, шли группами по 20 человек. 3 месяца мёрзли, голодали, стали похожи на стариков. В Орловской области в одной из деревень зашли в дом, чтобы поесть, а тут немцы нагрянули. До лесу успели добежать только 4 человека, остальные были подкошены свинцовым огнём. Дальше до своих Борис Петрович добирался вдвоём с товарищем. Потом был пересыльный пункт в г. Ефремове, жесточайшая проверка и снова служба в учебном полку иностранных танков.

Во время обучения занимался оформление казармы, рисовал всех маршалов, в том числе Сталина. Красок не было, брал у повара подсолнечное масло и разводил с глиной. Кисточки делали из волос конских хвостов. Весть о победе застал за рисованием портрета Александра Матросова, Героя Советского Союза, который закрыл телом амбразуру вражеского дзота [1.2.].

В 1945 г. демобилизовался. Приехал в Ухтымскую школу перед октябрьскими праздниками. Вел немецкий язык, черчение, рисование, литературу. На следующий год дали географию и поступил в учительский институт на естественно-географический факультет, а потом в институт на геофак, который окончил в 1954 г. Один год работал в Вострижанах, 2 года работал инструктором райкома партии, затем в Верховойской школе, в Лобанской с 1967 г. Работал заместителем редактора газеты «Заря», в Богородском интернате, в школе 2 года. В год своего 50-летия, в 1971 году приехал в Ошлань, где и работал учителем географии до ухода на заслуженный отдых в 1981 г. В Ошлани временно работал секретарем партийной организации, возглавлял профсоюзную организацию. Умер в 2007 г. в п. Богородское.

Молоков Алексей Иванович – работал директором школы. После работы в ней уехал в г. Зуевку, возглавлял РОНО, после этого работал в райисполкоме.

Заключение

В результате исследования удалось выявить 10 учителей школы – участников войны. Из них двое погибли: Торхов А.А. и Шулепов М.И. - в 1944 г. Судьба двоих учителей в настоящее время неизвестна.

Учителя сражались на разных фронтах Великой Отечественной войны, в составе 2 Белорусского (Репин В.Ф., Малютин И.Л.), 1 Украинского (Шулепов М.И.), Воронежского (Шулепов М.И.) Западного (Либер Б.П.)

Учителя-фронтовики принимали участие в важных военных сражениях: в битве за Москву (Либер Б.П.), Сталинградской битве (Торхов И.А.), Курской битве (Зашихина М.К.), в форсировании Днепра (Зашихина М.К., Торхов И.А.), Берлинской операции (Зашихин А.Ф.), в освобождении Чехословакии (Шулепов М.И., Зашихин А.Ф.), Польши (Торхов И.А.). Шулепов М.И. похоронен в Чехословакии.

В годы войны учителя служили в разных по назначению войсках: танковых (Шулепов М.И., Зашихин А.Ф., Либер Б.П.), связи (Зашихина М.К.), артиллерийских (Репин В.Ф.), кавалерийских (Торхов И.А.).

Мильчаков А.С. встретил войну на границе - в г. Брест-Литовске, попал плен, бежал и сражался в составе партизанского отряда, затем на фронте. Был в плену и Торхов А. А., но был освобождён.

В Гвардейских подразделениях сражались: Репин В.Ф. (во 2-ой. Гвардейской зенитной артиллерийской Барановичской Краснознамённой ордена Александра Невского дивизии РВГК), Шулепов М.И (в 3 Гвардейской мотострелковой бригаде 4 Гвардейского Кантемировского танкового корпуса), Торхов А.А. (4 Гвардейская ВДД 12 полк) Зашихин А.Ф. (52 Гвардейская танковая дивизия), Торхов И.А. (7 гвардейский кавалеристский корпус).

За боевые подвиги педагоги награждены орденами и медалями. Шулепов М.И награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Малютин И.Л. - медалью «За отвагу», Зашихина М.К. - медалью «За победу над Германией», орденом Отечественной войны III степени и другими юбилейными медалями, Зашихин А.Ф. - орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», Торхов И.А. - орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Автору удалось по наградным документам восстановить истину: установить даты и места сражений, гибели, службы учителей школы, внести поправки в уже имеющиеся сведения.

Работа по поиску сведений об учителях – участниках войны продолжается. В настоящее время продолжаем работать в районном архиве по выявлению имён учителей и дополнению их списка, поиску сведений о Проценко В.О. и Молокове А.И.

Перспективностьработы заключается в её использовании на уроках истории, классных часах, при проведении районных и сельских мероприятий, экскурсий в музей.

Достоверность результатов работы подтверждают опубликованные в сети Интернет официальные документы, мемораты участников боевых действий, копии наградных материалов и фотографии.

Результаты исследования опубликованы на сайте музея Ошланской школы, предполагаем опубликовать на сайте Богородского района, переданы в районный и школьный краеведческий музеи.

Список источников и литературы

Источники:

Архивные:

    1. Богородский районный архив. Ф. 4. О. 2. Д. 54, 101, 166, 168, 170, 176, 189; О. 4. Д. 13, 14.

Музейные:

    1. Альбом «Учителя школы» (Школьный краеведческий музей)

    2. Исследовательская работа ученика Ошланской средней школы Чиркова Н.В. «Ошланская школа в годы войны (1941-1945 гг.)». 2008 г. (Школьный краеведческий музей. 38 л.)

    3. Исследовательская работа ученика Ошланской средней школы Чиркова Н.В. «История Ошланского детского дома (1943-1950 гг.)». 2009 г. (Школьный краеведческий музей. 50 л.)

    4. Письмо Мильчаковой А.А. (Школьный краеведческий музей. 2 л.)

    5. Письмо Репина Василия Фёдоровича (Школьный краеведческий музей. 2 л.)

Список литературы:

    1. Загвоздкин, Г.Г. В битве за Отечество: 1941-1945гг. / Г.Г. Загвоздкин // Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. Т. 4. История. – Киров: 1995.

    2. Помелов В.Б. Народное образование в 1917 -1999 годах. / В.Б. Помелов // Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. Т. 9. Культура. Искусство. –Киров: 2005.

Справочные издания

    1. Книга памяти Кировской области в 17 т. – Киров: Администрация Кировской области. 1994.

    2. О тех, кто вернулся с войны. – Администрация Богородского района Кировской области.

    3. Связь времен. – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 344 с., ил.

Электронные ресурсы:

    1. http://podvignaroda.mil.ru/

    2. http://obd-memorial.ru/

    3. http://www.pobediteli.ru/help.html

    4. http://bogorodskoe43.ru/god_uchitelya

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документ 1.

Наградной лист Шулепова М.И.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документ 2.

Копия приказа о награждении

Малютина Ивана Леонидовича

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документ 3, 4.

Удостоверение о награждении Ходыревой М.К.

Удостоверение о награждении Орденом Красной Звезды

Зашихина А.Ф.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документ 5,6.

Удостоверение о награждении медалью «За освобождении Праги»

Зашихина А.Ф.

Удостоверение о награждении медалью

«За взятие Берлина» Зашихина А.Ф.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документ 7.

Удостоверение о награждении орденом

Отечественной войны II степени Зашихина А.Ф.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Документ 8.

Воспоминания Зашихиной (Ходыревой) М.К.

«Довелось мне воевать и на Курско-Орловской Дуге. На дворе уже был май. В бой вступили в де­ревне Поныри. Много чего пришлось повидать: и горя, и своих убитых, и немецкие трупы. Их часть форсировала Днепр севернее Киева. Долго готовились. Стягивали войска. Машенька (ее так называли на фронте) сдала дежурство и пошла за водой. Уже неде­лю стояла жара. На небе не было ни облачка, лишь изред­ка подувал ветерок. Сильно хо­телось пить. Как хорошо было бы утолить жажду ключевой водой. Вспомнился студеный ключик в родной деревне. Вода в ключике бежала и громко журчала, будто говорила с прибрежной травкой. Она была голубоватого - зеленая. Где те­перь тот Бородинский ключ!?

Машенька пошла за водой в низину. Набрала ее два ко­телка, холодной и довольно чистой воды. Увидев в воде свое чумазое отражение, ре­шила умыться. Зачерпнула водицы в ладони, весело плеснула ее на лицо. Обтерев его рукавом, Машенька опять взглянула в воду и увидела уже совсем другого человека: Вот так-то лучше!" - улыб­нулась и поправила свои кудрявые волосы. Ког­да ей оставалось идти уже совсем не­много, увидела, что их машина дымится. Прямым попадани­ем машину разбил фашистский снаряд. Бросив котелки, Ма­шенька со страш­ным криком побежа­ла туда.

Шофер, дядя Саша, бережно пе­ретаскивал окровавленные тела радистки, подружки и землячки Кати Буториной и лейтенанта Медукова. А на тра­ве стонала Маша Махова, девушка, только что сменив­шая на посту Машеньку. Ей попало несколько осколков в спину. Лейтенант был ранен в живот. Кате оторвало снаря­дом ноги. Она лежала с рас­крытыми глазами. Это была первая смерть близких Ма­шеньке людей. Она потеряла свою военную подругу, и ее смерть пережила тяжело. Дядя Саша выкопал неглубокие ямы, и они похоронили погиб­ших. Потом смерти шли одна за другой, и все привыкли к ним...» Воспоминания записаны внучкой Чижовой Марией Петр. в 1997 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фото 1,2,3,4.

Репин В.Ф. Начальник ФО 303 полка Торхов И.А.

2-ой Белорусский фронт

г. Речица. Фото 1943 г.

Фото 1942 г.

Зашихина (Ходырева) М.К.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фото 5,6,7,8.

Зашихин А.Ф. Зашихин А.Ф. (справа). Фото 1941-1945

Либер Б. П. Фото 1940-1945 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Документ 1.

Характеристика (копия) партизана

Мильчакова Алексея Савватеевича

Характеристика (копия)

на партизана 3-ей роты отряда «Ленинский»

Мильчакова Алексея Савватеевича

Прибыл из плена в партизанский отряд «Победа» 13 июня 1943 года, где пробыл по 2 июля 1943 года.

С 2 июля 1943 года приказом проведен в отряд «Ленинский». За свое пребывание в отряде был рядовым с 13 июня 1943 по 1 июля 1943, а с 1 июля 1943 - командиром отделения. За время пребывания в партизанских отрядах спущено 3 вражеских эшелона, 3 автомашины, участвовал в разгроме немецкого гарнизона «Яворская руда», а также участвовал в ряде засад. Имеет благодарность от командования отряда. Среди населения и партизан имеет авторитет.

Морально – политически выдержан.

Командир отряда подпись: (Битько), лейтенант

Командир отряда подпись: (неразборчивая) младший политрук

Начальник штаба подпись: (Захаров)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Документ 2.

Письмо Мильчаковой А.А.

учителю истории Карловской Н.В.

Куда: Ошлань Кировской области Богородского района школа

Кому: Карловской Надежде Викторовне

Индекс предприятия связи и адрес отправителя: 613015 г. Нововятск-3 Энергетиков-13 Мильчакова А.А.

Здравствуйте, Надежда Викторовна. Пишет Вам Мильчакова А.А. Получила Ваше письмо, сердечно благодарим Вас за Ваше начатое дело в школе.

Судьба моего мужа оказалось тяжелой, родился в марте 1921г. в крестьянской семье, отец был больной, 4 детей, жилось нелегко, после окончания 9 классов пошел работать учителем начальной школы деревни Вогульцы Богородского района. 1940 г. - призвали в армию, служил на западе в г. Брест-Литовске, с первого дня Великой Отечественной - плен, затем в Польше работал у пана до мая 1943 г. Их было 10 человек на работе. Вблизи леса на разработке камня убили полицая и бежали кто куда, они шли втроем, двое всё говорили идем неправильно. И вот на отдыхе в лесу он уснул, они его оставили и ушли. До 13 июня он все пробирался до партизанского отряда. Как освободили те места, где они были, он участвовал в боях, был ранен дважды, лежал в госпитале, снова фронт. Я Вам, Надежда Викторовна, посылаю его партизанскую характеристику, если что нужно, возьмите, только с годами она очень уж неприглядна. Только я прошу пошлите мне ее обратно, у меня много внуков, они уже пишут сочинение о дедушке.

С 1946 года началась снова трудовая жизнь. Вот и приехали в Ошланскую школу. В 1949 году поступил в Глазовский педагогический институт. В 1955 году уже больным окончил, получил диплом, тяжело заболел и в марте 1956 года ушел из жизни навсегда.

Оставил нас 5 человек семью, и из нас ни один не работал. Вот и до сих пор я еще живу и переношу все невзгоды одна. Дети выросли, живут все своими семьями, двое вблизи меня, видимся часто, средняя бывает раз в год и реже. Вот в августе у нее несчастье случилось, на работу уходят к 7 часам, муж в лес едет, она в садике работает. После обеда сгорел дом, в чем ушли на работу, в том и остались.

Вы уж меня извините, пожалуйста, я написала много лишнего Вам.

Фотографию постараюсь послать, если будет возможность ее сделать.

С уважением А.А. Мильчакова, г. Нововятск.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Документ 3.

Страница письма Репина В.Ф.

1Приложение 2. Фото 1.

1 Приложение 1. Документ 1.

2 Приложение 1. Документ 2.

1 Приложение 3. Документ 1.

2 Приложение 2. Фото 2.

1 Приложение 2. Фото 3,4.

2 Приложение 1. Документ 3.

3 Приложение 1. Документ 8

1 Приложение 2. Фото 5,6.

2 Приложение 1. Документ 4.

3 Приложение 2. Документ 6

4 Приложение 2. Документ 5.

1 Приложение 2. Фото 7,8.

31

Просмотров работы: 87