Первые шаги в будущее…

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Первые шаги в будущее…

Карлова  К.А. 1
1МБОУ СОШ с.Субханкулово
Держинская  Е.Р. 1
1МБОУ СОШ с.Субханкулово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На протяжении всей жизни человеку приходится не раз примерять на себя немало ролей: научиться с блеском перевоплощаться, грамотно вести себя в самых разных жизненных ситуациях. Но в современном обществе большинству людей сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенными в себе. Многие чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях.

К сожалению, и я некогда относилась к этому большинству. Я испытывала страх, связанный с общением с другими людьми, была скованна в своих чувствах и эмоциях. Мне было трудно преодолеть свой страх, чтобы выступать на уроках перед всем классом. Чувствовала в себе творческий потенциал, но вела пассивный образ жизни, не принимая активного участия в общественной жизни класса и школы. Одним словом, была закомплексована, не уверена в себе и в своих силах.

Началом решения моих проблем стали уроки литературы, которые явились для меня неиссякаемым источником познания, понимания, вдохновения, кропотливой работы над своим духовным и внутренним миром. Вместе с героями литературных произведений я научилась задумываться, развивая свое мышление и кругозор, о тех вещах, о которых не задумывалась бы в повседневной жизни. Именно учитель литературы научил меня выражать свои мысли развернуто, обоснованно и смело. Театрализованные уроки по литературе помогли мне обрести актерское мастерство. Заучивая стихотворения или отрывки из прозаических произведений, я развивала свою память. Не стоит забывать и о том, что книги обогатили мой словарный запас, сделали мою речь выразительнее, ярче, что немаловажно в современном мире.

Таким образом, уроки литературы помогли мне избавиться от моих страхов и фобий перед публичными выступлениями, раскрыться миру. Теперь мне стало проще и легче смотреть на реальный мир.

Уверенность в себе позволила мне активно принимать участие во внеурочной деятельности. Меня заметили на одном из мероприятий и пригласили в подростковый клуб «Факел». Занятия в клубе были ориентированы на постановку голоса, разработку интонации и органов речи с целью четкого произношения, а также на развитие пластики тела, которые помогают избавиться от скованности, мешающей свободно ощущать себя в пространстве.

После нескольких удачных выступлений в клубе «Факел» я была приглашена в агитационно-художественный театр «Идущие», действующий в нашем поселке. Я добилась значимых результатов и готова участвовать в активной деятельности и в будущем.

Актуальность: участие в агитбригаде «Идущие» расширило мне пространство для самореализации: раскрыло мой скрытый творческий потенциал, научило уверенным выступлениям перед большой аудиторией, способствовало избавлению от личных комплексов.

Цель работы: показать, как деятельность агитбригады влияет на развитие значимых качеств личности, необходимых для дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • проанализировать документы, в которых говорится об истории возникновения и развития агитационного движения;
  • интервьюировать авторов проекта «Идущие»;
  • провести беседы с выпускниками проекта «Идущие»;
  • проработать результаты социологического опроса среди учащихся МБОУ СОШ с. Субханкулово;
  • транслировать наработанный опыт среди школ;

Объект исследования: социальная среда МБОУ СОШ с. Субханкулово

Предмет исследования: агитбригада «Идущие»

Гипотеза: саморазвитие личности происходит, если принимать участие в общественной жизни школы и поселка.

База: МБОУ СОШ с. Субханкулово, Дом культуры им. Калинина

Практическая значимость: данная работапозволит проявить свои творческие способности и опробовать себя в качестве руководителя и режиссера театрально-художественного коллектива.

Глава I

История возникновения и развития агитбригады как общественного явления в России

Агитбригада (агитколлектив, агиттеатр) – форма агитации в СССР; небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив, репертуар которого строился на злободневном материале .[6]

Агитбригады как общественное явление возникли в начале 20 века после Октябрьской революции. Их основной целью являлась пропаганда коммунистических идей среди неграмотного слоя населения. Так как агитационный театр имел широкое распространение , по стране возникали театральные кружки, студии, самодеятельные и полупрофессиональные труппы. Внушительной формой агитационного театра были «массовые празднества», в которых ярко отображались основные революционные события. В этих празднествах участвовали обычно сотни, а иногда и тысячи людей, среди которых были не только актѐры, но и обычные люди. [Приложение 1]

С конца двадцатых годов агитбригады получили массовое распространение в СССР. Возникало множество движений подобного рода со своими идеями по созданию принципиально новой культуры. Так возникла «Синяя блуза» — агитационный эстрадный театральный коллектив, отражающий самые различные темы — от общеполитических и международных проблем до мелочей быта. Это было новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала одежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.

Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам . «Синяя блуза» была первым советским театром, выехавшим за границу. Триумфальные поездки, приглашение в Америку, аншлаги всюду. [Приложение 2]«Синяя блуза» породила тысячи последователей. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и, в основном, самодеятельных. Таковыми стали движения «Пролеткульта» и «Театрального Октября». Эти движения возглавляли известные деятели искусства: В. Мейерхольд, В. Маяковский, Н. Охлопков и др. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. [Приложение 3]

В годы Великой Отечественной войны возникли так называемые фронтовые агитбригады, которые внесли посильный вклад в общую победу над врагом. В их концертные программы включались песни и перепевы, чечетка, скетчи, одноактные комедии, дуэты из оперетт, фельетоны, солдатские анекдоты, былички, куплеты - та полуфольклорная стихия, которая была так близка и понятна солдатам. Такие бригады создавались при каждой дивизии, армии фронта. В минуты затишья концерты ставились на передовой и порой звуки музыки доносились до вражеских окопов. Советские солдаты с нетерпением ждали приезда «фронтовых» бригад. [Приложение 4]

После войны для агитации и пропаганды среди населения, для восстановления разрушенного войной и освоения целины вновь были привлечены клубные актеры-агитаторы. В середине 50-х гг. не было агитационно- художественной бригады, которая не пела бы гимны кукурузе, не звала бы на целину. В поисках новых форм выступлений агитбригады вернулись к "Синей блузе", что стало ее реабилитацией. К новинкам относились мини-оперы и фольклорно-ярмарочные агитпредставления типа "Посиделок" и "Гуляний", включения в программы кинолюбительских материалов. Главные же изменения были связаны с тем, что в агитбригаду пришли режиссеры. [Приложение 5]

В 60-е гг. коллективы с интересными руководителями во главе переквалифицировались в "агиттеатры", которым присваивалось звание "народный"[3]. Они получают распространение в студенческой среде. В 1967 году в Москве состоялся смотр лучших агитбригад. Позже стали проводится всесоюзные, республиканские и областные смотры. [Приложение 6]

В 70-е годы и в первой половине 80-х гг. в деятельности агитбригады огромная роль отводилась так называемому "позитивному материалу", показу положительных героев времени, воспеванию успехов. Это комсомольские стройки, Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль. Нефтепровод «Дружба», Усть-Илим. [Приложение 7]

В годы "перестройки" интерес к явлению агитационного театра постепенно угасал, число агитационных бригад уменьшалось, т.к. данную форму считали устарелой и невостребованной. К концу 20 века в статусе любительских коллективов сохранились лишь те агитбригады, которые больше интересовались законами эстрадной юмористики.

В 90-е гг. агитбригада, как жанр клубного творчества, испытывает нелегкие времена и в основном сохраняется в сельских клубах, домах культуры.

В сельских агитбригадах были свои нюансы – это наглядная агитация, как одно из средств воздействия. А именно выпуски «боевых листков» и «молний». Настенные газеты, стенды оформлялись совместно с комсомольскими и партийными организациями. В связи с расформированием многих сельскохозяйственных предприятий, забота об оформлении красных уголков легла на плечи сельских клубных работников и библиотекарей. Тут полный простор для фантазий. Нет уже тех жестких идеологических норм. Главное - сжатость, доступность и объемность предлагаемой информации.

В постсоветский период агитбригада трансформировалась в небольшие коллективы студенческой художественной самодеятельности. Но остатки, жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую, основу КВНа.

Сегодня, в связи с активизацией добровольческой деятельности, агитационные бригады становятся вновь актуальными. Хорошим примером здесь может быть традиция выступлений агитационных бригад на различных мероприятиях.

Отличительные особенности агитбригады

Форма агитбригады исследована не вполне достаточно, но изучив историю, отдельные работы и статьи авторов, имевших отношение к агитационному театру, можно определить следующие его особенности [4]:

- форма агитационной бригады подчинена основной функции – воздействующей: весь материал должен быть подчинен одной цели - раскрывать выбранную коллективом проблему и обращаться к разуму зрителя. Материалом для составления сценария могут служить документы, публикации, художественная проза, трактаты, мемуары, газетные статьи;

- жанровое многообразие:в жанровом разнообразии представлений агитбригад нет четких критериев. Определение жанра постановки зависит от особенностей самой постановки, взглядов руководителя и коллектива. Можно отметить следующее жанровое разнообразие: спектакль-памфлет, спектакль-обозрение, спектакль-фактомонтаж, хроника-стенограмма и др.;

- уровень исполнительского мастерства: исполнители в агитбригаде должны быть «многоликими» - темпераментными, задорными, вдохновенными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией и тембром голоса, умеющими избегать наигранных эмоций, крика, форсирования и преувеличения в голосе, а также монотонности;

- выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью:представление агитационной бригады предполагает частые коллективные перестроения, построение пирамид, резкие выбеги на авансцену, элементы акробатики, игры с предметами, которые помогают удержать темп и ритм спектакля, создать яркую зрелищность;

- музыкальное сопровождение: музыка должна буквально пронизывать все выступление: от вступительной песни до заключительной. Вступительная песня может быть постоянной «визитной карточкой» , фирменным знаком агитбригады. Музыкальный материал должен соответствовать замыслу спектакля, составлять ритмическую основу программы, способствовать его динамике, использоваться как самостоятельный номер, служить музыкальной характеристикой отдельного персонажа, создавать определенную атмосферу;

- реквизиты и декорации: наличие реквизита в выступлении агитбригады должно быть обязательным. Это сделает программу наглядно богаче, креативнее, эмоциональнее.Основные требования к реквизиту - красочность, современность, мобильность, лёгкость монтировки, практичность. Это могут быть различные кубы, фонари, ленты, шары, стенды. Один и тот же реквизит можно использовать в различных сценах;

- костюмы: как правило, костюмы участников агитбригад состоят из белого верха и чёрного низа, что создаёт впечатление монотонности и обычности. Очень важно создать необычные образы, единый стиль, фасон, что поможет отличить вашу агитбригаду от других. Можно использовать необычные головные уборы, шарфы, платки, перчатки, жилеты. Всегда очень выигрышно смотрятся костюмы с использованием нашивок светоотражающего материала, которые, под воздействием сценического света, создают яркий эффект. Наличие определённого цвета в одежде участников, обязательно должны перекликаться с темой и эмоциональным тоном программы агитбригады;

- агитационная бригада – коллективная форма творчества: в создании сценария и его воплощения должны участвовать все члены агитбригады. Это создаст ощущение причастности каждого в осуществлении постановки. Число исполнителей может зависеть от количественного состава участников агитационной бригады. Один актер может исполнять несколько ролей. Переход актеров из роли в роль, из эпизода в эпизод осуществляется свободно, у всех на глазах и не требует объясняющих мотивировок. Когда действуют солисты, другие исполнители могут составлять фон, который при хорошем режиссерском решении всегда будет активным;

- активизация зрительского интереса к ходу действия:самым важным в работе агитбригады является личная заинтересованность каждого участника коллектива, его понимание выбранной проблемы, его мнение. Если актеры останутся равнодушны к фактам, не почувствуют внутренней связи между ними, будут исполнять все формально под диктовку, без своего понимания проблемы, которую затронули в представлении, то от выступления останется лишь схема. Когда сам актер будет понимать суть представления, то его поймут зрители и та цель, которую поставили перед собой участники агитбригады, будет достигнута.

Глава II

2.1 Анализ документов Дома культуры им. Калинина с. Субханкулово

Село Субханкулово образовано в 1946 году. Численность населения составляет 56668 человек. Муниципальное бюджетное учреждение Дома культуры им. Калинина располагается в центре села. Посетив Дом культуры, изучив необходимую документацию, побеседовав с работниками Дома культуры, мы выяснили, что в нем работают следующие кружки и объединения:

  • «Народный» вокальный ансамбль русской песни «За околицей»;
  • «Народный» агитационно- художественный театр «Идущие»;
  • татарский вокальный ансамбль «Энжеляр»;
  • чувашский вокальный ансамбль « Сударушка»;
  • ансамбль эстрадного танца «Феникс»;
  • восточные танцы;
  • кружок сольного пения;
  • кружок художественного чтения;
  • школьная команда КВН;
  • клуб ветеранов ВОВ;
  • клуб «Домино» и «Бильярд»;
  • объединение фото- и видеолюбителей «Клуб ДЖЕМ».

Всего в кружках и объединениях Дома культуры занимаются более 240 человек. Занятия в кружках и объединениях предоставляют возможность жителям села заниматься культурно-досуговой деятельностью.

Нам была предоставлена информация о создании агитационно- художественного театра «Идущие», на основе которой была написана и издана книга «Проект «Идущие».

Интервьюирование авторов проекта агитационно-художественного театра «Идущие»

Коллектив агитационно-художественного театра «Идущие» располагается в Доме культуры села Субханкулово. Агитационному театру 10 лет. Он является одним из самых действенных отрядов художественной самодеятельности.

Успех этого небольшого по составу коллектива зиждется на том , что в основе его деятельности лежит сплав агитации и художественного образного творчества.

По вопросу о создании агитационно- художественного театра «Идущие» мы обратились к Михайлиной Юлии Вячеславовне, главному руководителю агитбригады «Идущие». [Приложение 8]

- Как возникла идея создания агитбригады «Идущие»?

Юлия Вячеславовна: Сегодня особую тревогу вызывает молодое поколение, которое стало все больше отделяться от духовной культуры. Этому, в большей степени, способствует коммерческая политика средств массовой информации (интернет, телевидение). Несоответствие декларируемого приоритета общественных ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований. Но слухи о неизбежной гибели культуры, а вместе с ней важной ее области- культурно-досуговой деятельности под «асфальтовым катком» рыночной экономики оказались сильно преувеличенными. И мы решили доказать, что пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу преодоления социального отчуждения молодежи, воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном действии и участии в различных сферах социальной жизни.

Идея организации агитбригады возникла не случайно. Все началось с КВН. Мы организовали в Субханкуловской школе команду КВНщиков. Если честно, стало скучно заниматься КВН. Захотелось отойти от юмора и смеха. Решили создать агитбригаду. Возможно, кому–то кажется, что это давно устаревшая форма, приемлемая лишь в эпоху революций. А между тем мы находим в агитбригаде очень интересную и вполне приемлемую сегодня форму работы с учащимися, так как бесспорным преимуществом агитбригады является то, что в ней учащиеся получают возможность проявлять гражданско-политическую активность, призывать к чему-то, агитировать за что-то. А чтобы агитировать других, нужно самому быть убежденным в истинности того выбора, который предлагается агитаторами слушателям.

Так, на базе Дома культуры возник агитационно- художественный театр «Идущие». Авторами проекта агитационно- художественного театра «Идущие» являются: Михайлина Юлия Вячеславовна, Кривуляк Оксана Александровна, Ситдиков Эдуард Робертович. Название для нашей агитбригады мы позаимствовали у московской команды КВН «Идущие вместе». Мы убрали слово «вместе» и оставили « идущие», что означает «шагающие все время вперед». Нам кажется, что мы успешно смоделировали данную агитбригаду, которая включает в свою деятельность сплав агитации и художественного образного творчества, способствует проведению досуга молодежи, предлагая те или иные занятия, в том числе и волонтерство.

В нашей республике «Идущие» - единственная агитбригада, имеющая звание народного коллектива. А после того, как нам присвоили это звание, мы стали называться агитационно-художественным театром. [Приложение 11]

- С какими трудностями вы столкнулись при создании и развитии агитбригады «Идущие»?

Юлия Вячеславовна: Трудность заключается в том, что современная молодежь выбирает не активный досуг, а пассивный. Большая часть молодежи не может найти себе занятие по душе и предпочитает, чтобы их «развлекали». Возможно, это связано с большой загруженностью молодых людей, с недостатком времени.

В подготовке выступления агитбригады одним из самых сложных моментов является написание сценария. Здесь очень важно прислушаться к мнению ребят, выслушать их предложения, использовать весь потенциал их фантазии.

- По какому принципу осуществляется подбор учащихся для агитбригады?

Юлия Вячеславовна: Вообще какого-то жесткого отбора ребят в агитбригаду «Идущие» у нас нет. Но одно мне кажется безусловным : как бы не строилась наша работа, из чего бы не исходил режиссер, создавая коллектив, одно остается неизменным : театр любого направления, любой эстетической платформы требует активной жизненной позиции, ясной и благородной цели и огромного желания всех его участников. Если есть желание - научим всему!

- Какие проблемы освещаются в выступлениях агитбригады «Идущие»?

Юлия Вячеславовна: В выступлениях агитационно-художественного театра «Идущие» злободневное содержание репертуара , обязательно связанное с жизнью и облаченное в яркую доходчивую, сценическую эстрадно- театральную форму.

Деятельность театра «Идущие» обширна и многогранна. Она, как любой вид сценического искусства, не только пропагандирует положительное, борется с отрицательным, но и воспитывает и прививает эстетический вкус у самой обширной аудитории.

« Идущие» работают на самых разных площадках, имеют разные темы, но главной целью является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, положительного отношения к базовым, общественным ценностям, духовности и культуры у молодежи.

- Были ли вы сами участником агитбригады в молодости?

Юлия Вячеславовна: Конечно, я тоже была участницей агитбригады в 70-х годах. И мне очень повезло, потому что я работала в очень хорошей агитбригаде в Кандрах. Мы выезжали на буровые, вылетали на вертолете в далекие местечки, посещали с концертами населенные пункты (небольшие города, поселки, узловые станции). Случались долгие переезды, приходилось и на машине трястись по 200 – 300 километров. Но это того стоило. Как правило, профессиональные артисты не посещают эти места, поэтому приезд агитбригад становился выдающимся культурным событием для населения. Зрители принимали нас с ошеломительным восторгом и благодарностью! Даже приглашали приезжать еще!

Конечно, агитбригады моей молодости отличались от сегодняшних. В наших выступлениях было очень много смеха , жесткой сатиры. И репертуар состоял из песен, танцев. Были даже балетные и цирковые номера. Сейчас, конечно, намного все серьезнее. Наверное , это потому, что жизнь сильно изменилась, люди тоже.

У меня были потрясающие педагоги, удивительно чистые. Мы все видели с каким энтузиазмом они работали, любили своих воспитанников, как собственных детей. И мы, молодые исполнители, относились к педагогам, как к родителям. Это незабываемые ощущения! Несмотря на трудности, для меня участие в агитбригаде это какое-то воспоминание о молодости, о молодой компании, о друзьях!

Беседы с выпускниками агитационно-художественного театра «Идущие»

Для того чтобы определить роль участия в театре «Идущие» и полученных здесь знаний и навыков в жизни и в профессиональной деятельности, мы обратились к выпускникам агитационно- художественного театра Идущие» . [Приложение 9]

Замалетдинов Азат,Казанский Государственный университет культуры и искусств:

«С самого раннего детства я был неординарным ребенком и занимался творчеством. Поэтому, когда в школьные годы появилась возможность стать в ряды членов агитационного театра «Идущие», действующего в поселке, я сразу же схватился за нее. Теперь я понимаю, что сделал правильный выбор! Ведь агитбригада «Идущие», можно сказать, это весьма полезное культурное начинание. Здесь царила совсем другая жизнь, в которой я приобрел новую семью. Здесь я научился создавать различные образы и характеры, разбираться в людях, считаться с мнением других людей, слушать своих собеседников и уважать их . Я благодарен нашим педагогам за то , что они позволяли нам проявлять инициативу в составлении сценариев, вносить коррективы в режиссуру, оформление, музыкальное, световое, шумовое сопровождение. Это очень помогает мне сейчас в учебе по выбранной мной специальности».

Шайхалиев Рифмир,Академия кино и телевидения г. Санкт-Петербург:

«Умный учится на чужих ошибках». Театр «Идущие», подарил мне много душевного общения с разносторонними людьми и развил мое актерское мастерство. Он дал мне шанс научиться видеть и быть готовым к происходящему в своей жизни и, что самое важное, быть за это ответственным. Театр помог обрести мне смысл в жизни, подарил много друзей, с которыми я продолжаю общаться до сих пор. Участие в агитационно- художественном театре «Идущие»- это очень ценный и огромный опыт. Спасибо за все это нашим педагогам!»

Хасаншина Лейсан, Октябрьское музыкальное училище:

«Театр «Идущие» дал много эмоций, эйфории и выплеска адреналина! Наши замечательные преподаватели научили меня правильно держаться на сцене. На сцене я не только взрослела, узнавала людей и их характеры, училась разбираться в людях, но и научилась дарить людям то, чего в современной суетливой жизни им так не хватает – лебединой песни, тепла, спокойствия, любви и счастья. Я очень рада тому, что сейчас у меня есть возможность продолжать начатую в «Идущих» деятельность. Моя студенческая жизнь переполнена репетициями, на которые приходится ходить, превозмогая физическую и духовную усталость. Но, несмотря на это, я понимаю, что не могу жить без творчества. Я получаю неповторимое удовольствие от того, что мои усилия приносят результаты. Я неподдельно счастлива, когда люди оценивают мое исполнение, мои затраченные силы. Одна минута на сцене дороже всех жертв, принесенных ради нее. Я чувствую, что живу, что моя жизнь имеет смысл, что важное для меня, может быть интересным и для людей. Но ничего бы этого не было, если бы в моей жизни не было агитбригады «Идущие» и ее гениального педагогического состава. Я вас всех люблю!»

Социалогический опрос учащихся МБОУ СОШ с. Субханкулово

На базе Субханкуловской школы мы провели социалогический опрос, в котором приняло участие 420 учащихся ( 5-11 классы). Респондентам было предложено ответить на 4 вопроса. [Приложение 10]

Известен ли вам агитационно- художественный театр «Идущие»?

а) да – 78% б) нет, но хочу узнать- 13% в) нет – 9%

Нравятся ли вам выступления «Идущих»?

а) да – 92% б) нет- 8%

Как вы думаете, нужна ли деятельность «Идущих» в поселке?

а) да- 90% б) нет- 10%

Хотели бы вы сами принять участие в деятельности агитбригады «Идущие»?

а) да- 83% б) нет- 27%

Проанализировав результаты социалогического опроса, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных школьников знает о существовании клуба «Идущие», действующего в селе Субханкулово. Ребятам нравятся выступления «Идущих», так как они актуальны, ярки, доходчивы. Большинство учащихся считают деятельность клуба полезной и необходимой в поселке. Многие ребята школы хотели бы стать участниками «Идущих» и принимать участие в деятельности театра, но для реализации своей мечты ребятам не хватает уверенности в себе и смелости.

Заключение

На современном этапе, когда одной из наиболее острых проблем является проблема снижения гражданской активности, мастерство в области создания и воплощения жанра агитационной бригады предоставляет широкие возможности в воспитании подрастающего поколения.

Агитационно- художественный театр «Идущие» –это одна из наиболее действенных форм по формированию будущих граждан с активной жизненной позицией. Не случайно девизом театра «Идущие» стали слова Яна Райниса:

Возьми свое сердце, зажги его смело,

Отдай его людям, чтоб вечно горело для общего дела.

Изучив литературу по данной теме, проанализировав документы Дома культуры с. Субханкулово, взяв интервью у создателей театра «Идущие», встретившись с выпускниками агитбригады «Идущие» и подытожив результаты социального исследования , мы пришли к следующим выводам:

Творческая работа театра «Идущие» необходима в поселке, потому что мы несем пропаганды идей в массы. Репертуар строится на современном материале. В своих выступлениях мы затрагиваем актуальные проблемы времени, высмеиваем отрицательные стороны жизни и показываем ее положительные моменты.

Наши выступления оригинальны, увлекательны, зрелищны. Они близки и понятны каждому, потому что в них есть доступность творческого выражения. С большой сцены мы ведем большой разговор со зрителями о жизни, о делах, о том, что радует каждого, что мешает жить. [Приложение 12]

Наша работа нравится односельчанам, которые с удовольствием идут на представления «Идущих» в местный клуб, а не просиживают вечерами у экранов телевизоров. Результат своего труда мы видим в благодарных глазах зрителей, в их реакциях, в их рукоплесканиях.

Агитбригада «Идущие» - путь к всестороннему развитию личности:

- способность к актерскому мастерству и сценической культуре

поведения;

- развитие пластики, хореографии, художественной сценической речи,

музыкальной памяти, слуха и ритма;

- развитие навыков творческого самовыражения ;

- развитие коммуникабельности и коллективизма;

- воспитание активной жизненной позиции;

- приобретение внутренней душевной красоты.

В результате своей деятельности агитбригада «Идущие» достигла высоких результатов. Неоднократно еѐ участники становились победителями районных соревнований, дипломантами областных конкурсов и фестивалей, были награждены грамотами и дипломами. [Приложение 11]

Некоторые выпускники стали последователями проекта «Идущие» и продолжают творческую деятельность , обучаясь в средних специальных или высших учебных заведениях. Трудовая деятельность в агитбригаде «Идущие» поможет и нам в выборе профессии, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, агитационно-художественный театр «Идущие» обеспечивает нашу гармонию физического и интеллектуального развития, способствует развитию полноценной личности с развитыми творческими способностями, профессиональными умениями и человеческими качествами.

Литература

  1. Абросимов, М. Сендюков, С. Выступает агитбригада. М., 1973.
  2. Артеменко, А. Формы внеклассной работы по идейно-политическому воспитанию школьников. Мн.: Народная асвета, 1985.
  3. Березин, Б. Клубная агитационно-художественная бригада. М.,1975.
  4. Гааз П. Э. Методика сценарно-режиссерской работы в агитационно-художественных бригадах. Метод. пособие. М.: 1987.
  5. Габдилин М. П., Владимиров А. М. Агитколлектив - центральное звено агитации. - М: Политиздат, 1985.
  6. Георгиева, Т. История русской культуры. М., 1998.
  7. Каргин, А. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе. М.:Просвещение, 1984.
  8. Проект «Идущие» Саруханов, В. Агитбригада: Проблемы, рекомендация, сценарии. М.: Политиздат, 1989.
Просмотров работы: 474