Семейная реликвия как память о наших предках

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семейная реликвия как память о наших предках

Гусев  А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягницкая школа»
Мартынова Е.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягницкая школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во многих семьях есть старинные семейные реликвии1, вещи, предметы, к которым относятся бережно многие годы, долго хранят их и передают из поколения в поколение. Почему же мы храним эти предметы? Они интересны нам не только с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но и дороги, как память о наших предках.

Моя исследовательская работа посвящена семейной реликвии, которая хранится в нашей семье долгие годы и передаётся из поколения в поколения. Это свидетельство об образовании, которое получила прабабушка Щаникова Анна Фёдоровна (по маминой линии) по окончании курса Пленишниковского училища Череповецкого уезда Горской волости в 1912 году.

Выбор темы исследовательской работы неслучаен. Данная проблема вызвала у меня особый интерес после празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года. История дореволюционной России богата на всевозможные круглые даты. Одна из них выпадает и на 1912 год, когда по всей стране праздновали 100-летие Отечественной войны 1812 года.

Цель моего исследования:

- выявление происхождения свидетельства об образовании 1912 года как семейной реликвии в нашей семье.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- изучить литературу о праздновании 100-летнего юбилея в Вологодской губернии Отечественной войны 1812 года;

- встретиться с родственниками Щаниковой А.Ф.;

- описать особенности свидетельства об окончании курса училища в 1912 году прабабушки Щаниковой А.Ф. как семейной реликвии;

- определить значение события, изображённого на свидетельстве, в истории нашего народа;

- выяснить имеет ли свидетельство об образовании для нашей семьи какую-то ценность, считается ли оно семейной реликвией.

Предметом моего исследования является семейная реликвия – свидетельство об окончании курса училища образца 1912 года

Методы исследования – изучение семейного архива (фотоматериалы, документы), интервьюирование близких родственников, поиск литературы и информации в сети Интернет; описание, анализ найденного материала.

Основными источниками получения информации стали ресурсная база сети «Интернет», воспоминания родственников об истории происхождения юбилейного свидетельства в нашей семье и старожилов деревни Пленишник о праздновании 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года в Пленишниковском земском училище, литература об Отечественной войне 1812 года.

На мой взгляд, тема актуальна, нельзя не интересоваться историей появления каких – либо предметов, вещей, документов в семье, так как изучая их происхождение, мы можем узнать много интересного не только об истории семьи, но и страны. В последнее время наблюдается повышение интереса к старине, православной культуре и древним традициям нашего народа, к своим корням, поэтому считаю, что моя работа является актуальной и современной.

Новизна: в презентации свидетельства об образовании как семейной реликвии.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы в краеведческой работе школы, на уроках истории при изучении темы: «Отечественная война 1812 года» (история в картинках), на классных часах для патриотического воспитания нынешнего поколения и будущего.

История происхождения свидетельства прабабушки Щаниковой А.Ф. об окончании курса училища в 1912 году

Свидетельство моей прабабушки Щаниковой Анны Фёдоровны (по маминой линии) об окончании курса учения Пленишниковского училища Череповецкого уезда Горской волости, выданного в 1912 году2, с раннего детства привлекало моё внимание. В рамке под стеклом оно занимает сейчас в нашем доме почётное место. Когда и как оно появилось в нашей семье? Толчком для исследования послужило празднование 200-летия Отечественной войны 1812 года. Беседуя с родственниками3, я выяснил, что свидетельство было выдано в 1912 году во время празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Работая с ресурсной базой сети «Интернет»4, беседуя со старожилами деревни Пленишник5, я получил более полную информацию о праздновании 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года в Вологодской губернии и в нашей деревне, и частично её восстановил.

Довольно насыщенной в дни юбилейных торжеств была жизнь светских учебных заведений Вологодской губернии. После богослужений 26 августа (по старому стилю) 1912 года в актовых залах устраивались праздничные утренники с чтениями по истории Отечественной войны 1812 года, где участвовали преподаватели и учащиеся с исполнением поэтических и музыкальных произведений. Далее, с одиннадцати часов утра, учащиеся присутствовали на парадной площади, где проходил молебен, парад войск и потешных рот местных учебных заведений. С четырех часов дня шли мероприятия в городском театре: чтения и концерт хора певчих. С шести часов вечера на бульваре играл полковой оркестр, было много гуляющих, а в десятом часу вечера «был сожжен весьма удачный и красивый фейерверк»6.

Подобные мероприятия проходили и в Череповецком уезде. Для придания мероприятиям большей торжественности разрешалось организовать празднование 100-летней годовщины Отечественной войны, общее для нескольких учебных заведений. Рекомендовалось включить в программу чтение литературных произведений, посвящённых эпохе 1812 года, исполнение хоровых и музыкальных пьес, театральных представлений патриотического содержания. В конце была организована раздача учащимся книг, брошюр, памятных листков, художественных картин о войне и изображений императора Александра I.7

Свидетельство об окончании училища было выдано прабабушке Щаниковой Анне Фёдоровне8, 1901 года рождения, 26 августа (по старому стилю в День Бородинского сражения9) 1912 года в торжественный день празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года в Пленишниковском училище. Выдаваемые всем учащимся наградные книги, похвальные листы, свидетельства и аттестаты также должны были быть «чем-то отличены»10.

2. Особенности свидетельства об окончании курса училища как семейной реликвии:

2.1. Описание реликвии

Вид реликвии. Документ.

Временные рамки.26 августа (по старому стилю) 1912 года

Место создания. Свидетельство об окончании училища было заказано для Череповецкого Уездного Училищного Совета и отпечатано в Бланкоиздательстве М. Шпенцера в Одессе. Фамилии заказчиков не удалось установить.

Название, назначение. Свидетельство. «Череповецкий Уездный Училищный Совет сим удостоверяет, что крестьянская дочь Пленишниковского сельского общества Горской волости Череповецкого уезда Щеникова Анна Фёдоровна, родившаяся в (запись отсутствует)…году, месяца (запись отсутствует)…..дня, успешно окончила курс учения в текущем 1912 году в Пленишниковском училище. Выдано 26 числа августа месяца 1912 г. Председатель Совета: подпись; члены: подписи»11.

Материал, техника.

Свидетельство: бумага, документ.

Украшения12: корона Российской империи, двухглавый орёл, цветы, лавровые венки, птицы, медальоны с узорами.

Размер. 55х45см

Описание (содержание) свидетельства и его основных частей. Композиция.На свидетельстве изображено 27 фрагментов. В центре расположена запись (что, кому и за что выдано). Вокруг неё портреты участников войны 1812 года, названия с решающими сражениями, проиллюстрированными репродукциями картин известных художников13.

Венчает свидетельство Корона Российской Империи с раскрытой вуалью. Вверху надпись: «Отечественная война 1812 года». Под ней расположен портрет и витиеватая шелковистая лента с надписью:

« Александр Первый – избавитель народов». Красивые цветы и лавровые венки победителя. Чуть выше : «С нами Бог» и цитата: «Я не положу оружия, доколь ни единого, неприятельского воина не останется в царстве моём» и красивая витиевая росчерком пера подпись «АЛЕКСАНДРЪ»14. На этой же горизонтальной линии слева и справа от царя расположена галерея портретов – генералов Отечественной войны 1812 года во главе с М.И.Кутузовым15 : Д.П. Неверовский (1771 – 1813) — генерал от инфантерии, П.Х. Витгенштейн (1768-1843) - генерал от инфантерии, А.П. Тормасов (1752- 1819) – генерал-губернатор, П.И. Багратион (1765- 1812) - генерал от инфантерии, А.П. Ермолов (1777-1861) – генерал-лейтенант, М.И. Платов (1751-1818)- генерал от кавалерии, М.А. Милорадович ( 1771 – 1825) - генерал от инфантерии,М.Б. Барклай де Толли (1761-1818) – фельдмаршал, Д.С. Дохтуров(1756-1816) - генерал от инфантерии, П.К. Эссен (1772-1844) – генерал – майор, А.А.Тучков 4-й (1777 – 1812)- генерал-майор, Д. В. Давыдов (1784 – 1839) – генерал – майор,Л.Л. Беннигсен(1745-1826) – генерал от кавалерии. Всего 13 генералов. Работая с ресурсной базой сети «Интернет»16 и литературой17, посвящённой данной теме, я выяснила, почему из 332 генералов Отечественной войны 1812 года на свидетельстве изображены именно они. Умелая тактика, военное мастерство, доблесть и мужество их повлияли на исход Отечественной войны 1812 года.

Внизу, как и положено побеждённым, изображены Наполеон (в центре), слева Мишель Ней (1769-1815) - маршал, справа - Иоахим Мюрат (1767 —1815) —маршал французской армии18.

Слева и справа на свидетельстве стрелками указано движение русской и французской армии в течение всей кампании 1812 года. Перечислены важнейшие события этого периода19: бой под Вильно, сражение за Смоленск, Бородинское сражение, военный Совет в Филях, перед Москвой, пожар в Москве, в Городне, обратный переход французов через реку Березину и отступление французов. Многие события наглядно представлены репродукциями (всего 8) известных художников: «Военный совет в Филях» художник А.Д. Кившенко (1880)20, 3 картины21 В.В. Верещагина: «Перед Москвой – ожидание бояр» ( 1891-1892), «В Кремле – пожар» (1887-1898 ), Военный Совет в Городне 25 октября 1812 года ( 1887-1895); «Обратный переход французов через реку Березину в ноябре месяце» ( дата не установлена )художники не установлены, «Солдаты Наполеона в России в 1812 году» ( 1874 ) художник И. Прянишников. Небольшое количество репродукций о войне 1812 года обращается в национальную историческую эпоху. Художники сумели выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его « пьедестала героя, на который он вознесён»22.А искусство Верещагина23 (нашего земляка) покоряет отражением ярких картин, поэтическим накалом, большой живописной культурой. И всё же более всего оно сильно тем, что глубоко, истинно национально.

Некоторые портреты героев и события Отечественной войны 1812 года на свидетельстве сопровождаются стихами А.С. Пушкина24 и М.Ю. Лермонтова25. В портретах, репродукциях, стихах, цитатах запечатлена история нашей страны 1812-1814 года.

Живописный слой (потемневший за давностью лет) имеется только на портретах, репродукциях. Работа выполнена в черно-белых тонах с элементами серого цвета. Есть небольшое потемнение на левой стороне реликвии.

Реставрации. Живописный слой свидетельства не реставрировался. Помимо повреждений, характерных для бумаги, наблюдается общее обветшание. Уголки и края реликвии обветшали и немного оборваны, особенно слева, и его подклеивали, правда, по воспоминаниям моих родственников26, до 80-х годов 20 века оно хранилось в сложенном виде в шкатулке среди прабабушкиных (Щаниковой А.Ф.) вещей. Действительно, на свидетельстве видны складки на месте сгибов документа, в 6 местах немного порвано, но аккуратно подклеено и с 1986 года оформлено в рамку под стекло, чтобы сохранить семейную реликвию от обветшания и разрушения.

Семейная реликвия и её ценность для нашей семьи. Это свидетельство – бесспорно ценный экспонат. Во-первых, оно выдано нашей прабабушке Щаниковой А.Ф. 26 августа (по старому стилю) 1912 года, в день празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года. Оно хранится в нашей семье уже 105 лет и является сейчас большой редкостью (и музейной в том числе). Во-вторых, свидетельство за давностью времени неплохо сохранилось. Мы бережно храним семейную реликвию, передавая её из поколения в поколение, так как она позволила соприкоснуться не только с историей нашей семьи 27 , но и с историей России.

Владельцы семейной реликвии - связь поколений

Владелец семейной реликвии с 2014 года

Ф.И.О. Гусева (до замужества Посина) Татьяна Николаевна, 1967 года рождения, директор Николо-Раменского Дома культуры Череповецкого района Вологодской области (моя мама).

Образование: среднее общее образование, Сосновская средняя школа, 1984г.

Муж: Гусев Олег Валентинович, 1977 года рождения, механизатор, безработный.

Их дети: Алексей (1991 года рождения);

Антон ( 2002 года рождения, это я)

Свидетельство об окончании училища как семейная реликвия передаётся из поколения в поколение по материнской линии младшим дочерям. Вначале оно хранилось у прабабушки (по маминой линии) Щаниковой (после замужества Лоскутовой) Анны Фёдоровны,1901 года рождения, которая получила его 26 августа (по старому стилю) 1912 года по окончании Пленишниковского училища. Всю жизнь Анна Фёдоровна (1901 – 1987) прожила в деревне Пленишник , работая в колхозе «Родина» рабочей , затем в совхозе «Большедворский». В 1986 году передала на хранение документы, в том числе и свидетельство об окончании училища, младшей дочери Посиной (до замужества Лоскутовой) Ольге Николаевне, 1939 года рождения. Бабушка работала в совхозе «Раменский» дояркой до выхода на пенсию и жила со своей семьёй в деревне Раменье (в 15 км от деревни Пленишник). Документ был оформлен в рамку под стекло и повешен на стену так, чтобы на него не попадали солнечные лучи.

В настоящее время владельцем документа является моя мама Гусева(Посина, младшая дочь Посиной О.Н.) Татьяна Николаевна с 2014 года. Мы бережно храним данную реликвию, с гордостью рассказываем о её происхождении, появлении в нашей семье, о событиях, изображённых на свидетельстве в истории нашего народа. Она дорога для нас, так как мы узнали много интересного не только об истории нашей семьи, но и страны в целом.

Заключение

Я знаю, что следующим владельцем нашей семейной реликвии (свидетельства прабабушки Щаниковой А.Ф. об окончании училища в 1912 году) стану я. Это большая ответственность. Ведь семейную реликвию необходимо не только сохранить, но и донести до следующих поколений, чтобы сберечь в них память о предках. Когда-нибудь я тоже создам свою семью, и уже мои дети будут строить собственную ленту времени, продолжая хранить памятную святыню. Наша семейная реликвия помогла мне понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки. Этот документ позволяет прикоснуться к истории родной семьи, установить более тесную связь между поколениями и родственниками в нашей семье, а значит, он влияет и на мою жизнь.

В результате проведённого исследования удалось:

изучить литературу о праздновании 100-летнего юбилея в Вологодской губернии Отечественной войны 1812 года;

встретиться с родственниками Щаниковой А.Ф. и старожилами деревни Пленишник;

описать особенности свидетельства об окончании курса училища в 1912 году прабабушки Щаниковой А.Ф. как семейной реликвии;

определить значение события, изображённого на свидетельстве, в истории нашего народа;

выяснить имеет ли свидетельство об окончании курса училища для нашей семьи какую-то ценность, считается ли оно семейной реликвией.

Исследовательская работа продолжается. Собираю материал о Пленишниковском училище, в котором обучались крестьянские дети, в том числе и моя прабабушка. Оно функционировало с 1908 года, выясняю, каким было его назначение, дальнейшая судьба. Также вызвали интерес картины В.В. Верещагина (нашего земляка), изображённые на юбилейном свидетельстве. Дату написания и художников 2-х картин не смог выявить, поэтому буду работать над этим.

Я чувствую, что стал духовно богаче на «целую эпоху». Я буду помнить… Именно историческая память, почерпнутая из семейных реликвий и преданий, напоминает о том, что помогало нашим предкам и чего так не хватает нам самим.

Литература

Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. – М.: Детская литература, 1984. – 254 с. (Поэтическая библиотечка школьника).

1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. – М.: Просвещение, 1987. – 511 с.

Герои 1812 года: Серия биографий. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 608 с. – (ЖЗЛ).

Зайченко Л.В. Москва в отечественной войне 1812 года. – М.: Московские учебники, 2006. – 464 с.

Кутузов Михаил Илларионович //Русские полководцы. / Под ред. Б.А. Алмазова. – М.: Золотой век. Диамант, 1999. – с. 60 – 61.

Недаром помнит вся Россия…: К 175- летию Отечественной войны 1812 года. Летопись войны, составленная из произведений русских писателей, записок, писем, воспоминаний. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 303 с.

Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения. – М.: Худож. Лит., 1985.- 512с.

Раковский Л.И. Кутузов – М.-Л., Художественная литература, 1966. – 683 с.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. – М., 2002. Т. 3: П – Я. – С. 142.

Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение,1998. – 255 с.

Источники

Воспоминания родственников Щаниковой А.Ф. и старожилов деревни Пленишник Череповецкого района Вологодской области.

http://www.museum.ru/museum/1812

http://www.booksite.ru

http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/

http://hero-1812.narod.ru/

http://www.runivers.ru/doc/patriotic_war/articles/439489/

http://refdb.ru/look/1375733.

Приложения

Список приложений

Воспоминания старожилов деревни Пленишник и родственников Щаниковой А.Ф. ……………………………………………………15-17

Фото свидетельства об окончании училища Щаниковой А.Ф

образца 1912 года……………………………………………………..19

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Воспоминания дочери Щаниковой А.Ф. и старожилов деревни Пленишник Череповецкого района Вологодской области

Посина (Лоскутова) Ольга Николаевна (дочь Щаниковой А.Ф.), 1939 года рождения, проживает в деревне Николо-Раменье Череповецкого района Вологодской области

Вопрос: Ольга Николаевна, помните ли вы со слов родителей об училище, которое было в Вашей деревне (о месте расположения, об учителях, учениках) в 1912 году?

Ответ: Об училище помню мало. Мама рассказывала, что оно располагалось в большом здании на пригорке (между современными зданиями ДК и почты) в центре деревни, недалеко от часовни. Было 4 класса. Мама часто вспоминала об учителе истории Черкасове Александре Яковлевиче и его жене Марии Фёдоровне, учителе музыки. Интересно вели занятия, были добрые, внимательные.

Вопрос: Кто из Вашей семьи, родственников учился в нём?

Ответ: В училище училась моя мама Щаникова Анна Фёдоровна, 1901 года рождения. Окончила 4 класса.

Вопрос:Что Вам известно о праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года в училище со слов родителей или бабушекдедушек?

Ответ: Помню мало со слов мамы. Праздник был для всей деревни очень важный. В тот день в училище выдавали документы об окончании, сначала представили концерт: вначале с небольшим рассказом о войне с Наполеоном выступил учитель истории Черкасов А.Я., потом ребятишки читали стихи, пели патриотические песни, гостям раздавали какие-то открытки о войне 1812 года, но открытки не сохранились. Училище было празднично оформлено. В коридоре стоял небольшой бюст Александра I и цветы.

Вопрос: Участвовали ли Ваши родственники в празднике 100-летия Отечественной войны 1812 года в училище?

Ответ: Да, конечно. Мама (Щаникова А.Ф.) была выпускницей 4 класса. Ей вручали свидетельство об окончании училища. Она рассказывала, что очень волновалась, когда Александр Яковлевич подал ей красивый большой документ, который она сразу отдала матери. На празднике мама читала стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Очень волновалась, даже два раза забыла, поэтому Мария Фёдоровна ей немного подсказывала. Зато мама на всю жизнь это стихотворение запомнила и внукам потом рассказывала его.

Вопрос: Есть ли какие-либо документы (свидетельства, книги, брошюры, открытки) Ваших родственников об этом событии?

Ответ: Да, есть свидетельство об окончании училища моей мамой. Оно юбилейное, красивое, как учебник по истории, только в картинках. Мы гордимся им, всем показываем. Здесь и подписи есть.

Записано 17сентября 2017 года

Респондент: О.Н. Посина

Интервьюер: Антон Гусев

Воспоминания старожилов деревни Пленишник

Боярскова Александра Алексеевна, 1925 года рождения, проживает в деревне Пленишник Череповецкого района Вологодской области

Фото из личного архива Боярсковой А.А.

Вопрос: Помните ли вы со слов бабушекдедушек или родителей об училище, которое было в Вашей деревне (о месте расположения, об учителях, учениках)?

Ответ: Помню со слов мамы (Старенькова Таисия Константиновна), что в деревне было училище. Там учился брат мамы , но не закончил его по какой-то причине. Училище было недолго, кажется лет 8, потом его закрыли, и стала начальная школа для ребятишек нашей деревни и Мышкина.

Вопрос: Кто из Вашей семьи, родственников учился в нём?

Ответ: Учился мамин брат Стареньков Михаил Константинович , 1903 года рождения, но не закончил училище, причину не знаю.

Вопрос: Что Вам известно о праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года в училище со слов родителей или бабушекдедушек?

Ответ: Мало, конечно, известно. Мама рассказывала, что в их семье они, ребятишками, бегали к училищу посмотреть на праздник. Взрослые всей деревни были в зале, а они подглядывали в окна. Там сначала был концерт, потом вручали документы. Те, кто получил, потом на улице хвастались.

Вопрос: Участвовали ли Ваши родственники в празднике 100-летия Отечественной войны 1812 года в училище?

Ответ: Нет, только присутствовали.

Вопрос: Есть ли какие-либо документы (свидетельства, книги, брошюры, открытки) Ваших родственников об этом событии?

Ответ: сейчас нет. А так был небольшой листок с героями-полководцами войны 1812 года, долго его хранили, но потом в связи с переездом в другой дом, потеряли. Жаль, конечно.

Записано 22 сентября 2017 года

Респондент: А.А. Боярскова

Интервьюер : Антон Гусев

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Свидетельство об окончании училища Щаниковой А.Ф. в 1912 году

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Запись свидетельства об окончании училища Щаниковой А.Ф, 1901 года рождения (фрагмент)

1 Реликвия семейная (от лат. reliquae – оставаться) – памятная вещь, хранимая, оберегаемая и почитаемая, которая передается из поколения в поколение по наследству. См: Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. – М., 2002. Т. 3: П – Я. – С. 142.

2 Приложение 3

3 Приложение 1

4 http://www.museum.ru/museum/1812( Дата обращения 20.10.2014)

5 Приложение 1

6 http://www.museum.ru/museum/1812( Дата обращения 20.10.2014)

7 Там же

8 Там же

9 http://www.booksite.ru (Дата обращения 18.02.2015)

10 http://www.booksite.ru (Дата обращения 27.02.2015)

11 Приложение 4

12 Приложение 3

13 http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/(дата обращения :16.09.2015)

14 Приложение 5

15 Приложение 9-14

16 http://hero-1812.narod.ru/ (дата обращения: 11.05.2015)

17 Герои 1812 года: Серия биографий. М.: Молодая гвардия, 1987. – 608. – (ЖЗЛ).

18 http://www.runivers.ru/doc/patriotic_war/articles/439489/ (дата обращения: 25.08.2015)

19 Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 гоа: Кн. Для учащихся старших классов средней школы. –М. : Просвещение, 1998. – 255с.

20 Приложение 6

21 Приложения 15,16,17

22 http://refdb.ru/look/1375733.(дата обращения: 16.09.2015)

23 http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/(дата обращения :16.09.2015)

24 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения. – М.: Худож. Лит., 1985.- С. 498

25 Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. – М.: Детская литература, 1984. – 89 С.

26 Приложение 1

27 Приложение 1

Просмотров работы: 1263