«Экспонат № 10 (гидроторф): история Торфопредприятия имени Р.Э. Классона в истории торфяной промышленности России»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Экспонат № 10 (гидроторф): история Торфопредприятия имени Р.Э. Классона в истории торфяной промышленности России»

Бунькова Е.М. 1
1МОУ СОШ №16
Беликова Н.П. 1
1МОУ СОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Данное исследование является итогом работы, которая ведется активом школьного краеведческого музея. Изучение истории города, возникновение которого связано со строительством первой в мире районной электростанции на торфяном топливе «Электропередачи» определило новое направление в исследовательской работе. Новизна исследования заключается в представленной попытке проследить истоки торфяной промышленности России на микроуровне, определить роль одного из первых в мире торфопредприятий в развитии торфяной промышленности страны. Представляется знаменательным обращение к его истории сегодня: в 2017 году исполнилось 103 года со дня основания торфопредприятия имени Р.Э.Классона, 150 лет со дня рождения Р.Э.Классона.

Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к краеведческим исследованиям, необходимостью приобщения молодого поколения к изучению истории нашей малой Родины.

Предмет исследования: экспонат № 10 (гидроторф).

Цель работы – проследить историю экспоната № 10 (гидроторф), раскрывающуюся через историю торфопредприятия имени Р.Э.Классона, отражающую начальный этап становления торфяной промышленности России.

Цель конкретизировалась в следующих задачах: 1) систематизировать сведения по истории торфопредприятия; 2) раскрыть значение торфопредприятия имени Р.Э.Классона как экспериментальной площадки для торфяной промышленности; 3) показать значение деятельности передовых русских инженеров-торфяников (Р.Э.Классона, И.И.Радченко, Г.М.Кржижановского и др.) для промышленного развития страны.

Методика исследования. На решение данных задач были направлены теоретические (анализ литературы, архивных материалов, материалов периодической печати) и эмпирические (беседы с людьми, причастными к истории энергетики) методыисследования.

Структура работы: работа состоит из 3-х частей: введения, в котором дается обоснование актуальности и новизны работы, указываются цели и задачи работы, определяются методы исследования; основной части, раскрывающей историю экспоната № 10 (гидроторфа); заключения, в котором делаются основные выводы работы.

1. Экспонат № 10 (гидроторф): история Торфопредприятия имени Р.Э.Классона в истории торфяной промышленности России

Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, лежащие на поверхности, передающиеся из поколения в поколение, очаровывая душу человеческую. К таким богатствам относится и память народа о прошлом родной страны, о ее людях.

Память о прошлом хранится в экспонатах краеведческого музея школы № 16 г.Электрогорска. Особое место среди них занимает экспонат № 10 – кусок гидроторфа. У него своя интересная история, связанная с деятельностью на территории поселка Электропередача (ныне г.Электрогорск) Торфопредприятия имени Р.Э. Классона с 1914 по 2000 годы.

Кусок гидроторфа был подарен музею школы в день его открытия 7 октября 2001года после реорганизации Торфопредприятия им. Р.Э. Классона бывшим директором предприятия, ветераном Великой Отечественной войны, Почетным жителем города Иваном Федоровичем Гвоздевым.

1.1. Организация первого торфяного предприятия

С В 1912 году «Общество электрического освещения 1886 года» намеревалось построить в Богородском уезде, Буньковской волости, Московской губернии, богатом торфяными залежами, первую в России районную электростанцию на торфяном топливе.

Рождение этого уникального энергетического предприятия было предопределено ходом экономического развития отечественной промышленности. Во-первых, после депрессии 1904-08 годов в России наблюдается новый значительный подъем, развитие которого можно проследить на примере Богородского уезда, где и решено было построить районную электростанцию. На территории уезда возникает большое количество мануфактур, ткацких фабрик и небольших заводов. Во-вторых, электростанция должна была работать на дешевом местном топливе – торфе, что понижало себестоимость вырабатываемой электроэнергии и сокращало сроки окупаемости проекта. Следует отметить, что в то время русская промышленность работала преимущественно на дальнепривозном, следовательно, более дорогом, топливе – донецком и английском угле и кавказской нефти.

Смелая идея использовать местное топливо подмосковных болот, принадлежащая основателю первой районной электростанции, видному российскому инженеру Р.Э.Классону, на многие десятилетия определила будущее отечественной энергетики. Заказчиком строительства тепловой станции выступило акционерное «Общество электрического освещения 1886 года».

Для организации торфяного хозяйства – добычи, заготовки и транспортировки торфа к будущей электростанции инженеры Г.М. Кржижановский и Р.Э. Классон порекомендовали товарищам кандидатуру И.И. Радченко, хорошо знакомого им по партийной работе. Предложение было одобрено, и 10 февраля 1912 года Радченко с семьей переехал из Одессы в Подмосковье, в места, «где жили лишь разведчики болота в брезентовых палатках», для организации необходимых энергетикам торфоразработок и заготовки топлива для работы электростанции.

Р.Э. Классон в 1922 году вспоминал: «Вся работа делалась собственным персоналом, и только для монтажа самих турбин приехали иностранные монтеры, все же остальное было сделано исключительно русским персоналом и русскими монтерами, получившими воспитание на Московской станции. Вся работа велась триумвиратом. Из меня, И.И. Радченко и А.А. Винтера. Работа шла очень дружно и весело, никаких задержек и препятствий не было, и через 14 месяцев первая турбина, первые котлы были пущены в ход и станция, правда, еще не законченная, начала работать для питания своих собственных торфяных промыслов…»1

Строительство станции и освоение возможностей передачи энергии на расстояния шло одновременно с разработкой болот и организацией торфяного хозяйства. Организация небывалого по размаху торфяного хозяйства – основная задача, которая стояла перед И.И.Радченко. Ему надлежало набрать и обучить армию рабочих, наладить работу торфяных машин, узкоколейных железных дорог.

Из воспоминаний И.Радченко: «Организуемые мною торфяные разработки служили базой для строящейся там же первой в России мощной электростанции на торфу. Здесь, ознакомившись теоретически и практически с торфяным делом, я приобрел специальность торфмейстера».

Радченко надлежало набрать и обучить армию рабочих, наладить работу торфяных машин, узкоколейных железных дорог.

Сохранились данные, что в 1913 году на станции работало 155 человек, на торфоразработках – 1400 приезжих крестьян-торфяников (сами себя они гордо называли горняками). Это были вербованные крестьяне из Рязанской, Калужской, Тульской, Пензенской и Ярославской губерний. «Прилетевших» на заработки рабочих называли «скворцами». Крестьяне-горняки были сезонными рабочими. Зимой уполномоченный от станции ездил в губернии, заключал с крестьянскими артелями договоры, в которых определялись срок найма и плата за выработку торфа. Платили рабочим не одинаково, а в зависимости от того, на какую плату сумел их нанять уполномоченный. Так, в 1913 году артель Ивана Крутилина получала по 1 руб.80 коп. за 1000 торфяных кирпичей, а артель Степана Староверова по 2 руб.80 коп. Если на полях вспыхивал пожар, то торфяники должны были тушить его без всякого вознаграждения. Если встречалась мерзлота, то требовать прибавки рабочие не имели права. Когда ломались машины и торфяники вынуждены были прекращать работу, за простой они плату не получали.

Условия труда горняков были просто нечеловеческими. Добыча торфа в первые годы велась так называемым элеваторным способом, в котором были механизированы только подъем торфа из карьера, перерезание волокон и частично формование в кирпичи. Стоя на ступенях разрабатываемого откоса торфяного карьера, рабочие-ямщики вырезали лопатами из массива куски торфа и бросали их в желоб скребкового элеватора. В торфяной залежи было много пней, и загрузка элеватора сменялась их корчеванием: топорами обрубали корни, артель тащила крепко сидящий большой пень веревкой. Масса торфа, подхватываемая скребками элеватора, поднималась кверху и сбрасывалась в воронку перемешивающего массу «пресса». Из элеватора торфяная масса выходила в виде непрерывного бруса на подкладываемые под него на ролики доски, на которых он вручную рассекался ножами на отдельные кирпичи. Доски с торфом весом по 32 кг вручную брались с роликов и перекладывались на этажерочные вагонетки, которые рабочие-вагонщики отвозили по узкоколейным железнодорожным путям на примыкающие к карьеру поля сушки, где вагонщики расстилали торф, а пустые доски складывали обратно на вагонетки. По мере разработки карьера элеваторная машина передвигалась по рельсам , звенья узкоколейных путей переносили вперед.

1.2. Гидроторф

Добыча торфа элеваторным способом была крайне тяжелой работой, велась она в постоянной сырости. Кроме физической силы, от торфяника требовалась большая выносливость и тренировка с молодых лет, поэтому неудивительно, что эта профессия стала для крестьян близлежащих губерний наследственной.

Рабочий день на элеваторных машинах продолжался 16 часов: две полусмены по 4 часа с четырехчасовым перерывом. Торфяной сезон продолжался от 70 до 72 дней. За это время надо было добыть как можно больше торфа, чтобы его хватило для работы станции до высыхания торфа нового сезона. В один из сезонов руководство станции столкнулось со «своеобразной психологией торфяников». Чтобы заинтересовать рабочих в большей выработке, оно решило назначить более высокие, чем у соседей, сдельные расценки. Но оказалось, что у горняков была «традиция»: вырабатывать за сезон по 80 рублей на человека., которых им хватало на жизнь до следующего сезона. При высоких расценках торфяники заработали эти деньги раньше и ушли. Тогда руководство приняло парадоксальное решение: чтобы вырабатывать за сезон много торфа, надо платить как можно меньше. Но вскоре стал очевидным факт: при машиноформовочном способе, где все зиждется на тяжелом труде торфяников, нельзя накопить достаточного количества торфа. Р.Э.Классон ищет способы облегчить добычу торфа. «Как-то Классона посетил приезжий датчанин. Он рассказал, что если к вынутому из болота торфу добавить воды, то он сохнет быстрее. Вскоре Классон выезжает в Данию, где знакомится с работой машин наливного способа и оформляет на них заказ. Однако датские машины не дали на российских болотах нужного эффекта».2Нужно было искать дальше, и в 1914 году Р.Э.Классон вместе с его помощником В.Д.Кирпичниковым использует идею применения воды: струей воды под напором он пробует размыть торф. Так был изобретен новый способ, названный гидроторфом. Суть технологического процесса заключалась в следующем: торфяная залежь размывалась струей воды под большим давлением и превращалась в гидромассу (пульпу). Торфонасосы нагнетали эту массу в трубопроводы, по которым она поступала на поля сушки (карты), специальные машины широкими ободами своих ходовых колес формировали из гидромассы кирпичи. Эти кирпичи выстилались на поля сушки, потом их убирали и складировали. Этот способ широко применялся с 1922 по 1962 года, благодаря поддержке руководителем Советского государства В.И.Лениным. В 1920 году пасынком А.М.Горького Желябужским Ю.А. при активном участии зятя Р.Э.Классона, первостроителя «Электропередачи» В.И. Богомолова, был снят фильм о гидроторфе. Этот кинофильм был показан в Кремле 27 октября 1920 года В.И.Ленину, а затем, по его совету, делегатам Восьмого съезда Советов. «Владимир Ильич хотел посмотреть гидроторф, но никак не мог съездить на «Электропередачу», и работа по добыче торфа, снятая на киноленту, была ему показана в Кремле. Роберт Эдуардович и Владимир Ильич стояли рядом и смотрели на полотно. В этот вечер они были, несомненно, счастливыми . Оба они закладывали фундамент нового мира»,- так писал тогда публицист Я. Шатуновский.3 Этот исторический эпизод изобразил на своей картине народный художник Э. Налбандян, копия, выполненная электрогорским художником В.Ильинским, хранится в краеведческом музее ГРЭС№3.

Гидроторф признается изобретением первостепенной государственной важности. Совет Народных Комиссаров принимает постановление «О гидравлическом способе добычи торфа», что дало возможность широко развернуть работы по его внедрению в производство. Производительность труда рабочих резко увеличилась, труд торфяников значительно облегчился. Первые карьеры гидроторфа были между Ново-Зеленым и Скворцами, для начала размыва использовалась озерная вода.

В 1929 году торфоразработки ГРЭС №3 выделяются в самостоятельное предприятие по добыче и переработке торфа – Торфопредприятие имени Р.Э.Классона.

Специфика работы торфопредприятия (сезонность, разбросанность, ненормированный рабочий день, большие транспортные перевозки, работа на открытом воздухе) требовала постоянного внимания к людям, к повседневному обеспечению их всем необходимым для нормальной жизни. С первых дней Советской власти на производственных участках наряду со строительством жилья строятся: медицинский пункт, столовая, кубовая, баня, клуб, детский сад, ясли.

Для организации питания работающих, обеспечения их промышленными и хозяйственными товарами был создан ОРС (отдел рабочего снабжения), который длительное время был одной из основных торгующих организаций поселка «Электропередача» и работал до ликвидации предприятия. Для обеспечения общественного питания на торфопредприятии организуется большое подсобное хозяйство «Белый Мох».

1.3. Фрезерный способ добычи торфа

В 1929 году торфопредприятие им. Классона на ближайших участках от поселка приступает к добыче фрезерного торфа как более экономичного и дешевого. К началу промышленного внедрения фрезерного способа добычи торфа он не был полностью механизированным, но и в этом случае он имел большое преимущество перед кусковым способом.

Первая технологическая операция-фрезерование-размельчение поверхностного слоя производилась сельскохозяйственными боронами. Разрыхление торфяной залежи производилось рабочими элементами культиватора, а для размельчения крупных кусков торфа и срезания образующихся гребней к культиватору цеплялись бороны. Ворошение торфяной крошки в первые годы внедрения фрезерного способа проводилось вручную деревянными граблями. Начиная с 1931 года, ворошение производилось механизмами в прицепе к колесному трактору.

В дальнейшем с развитием фрезерного способа добычи торфа совершенствуется технология, оборудование, создаются средства комплексной механизации технологических операций.

Первой моделью опытного образца на предприятии был создан фрезерный барабан, рабочими элементами которого были ножи из стальной проволоки, закрепленные на вращающемся роторе.

После Великой Отечественной войны торфопредприятие им. Классона закупает в Швеции несколько барабанов фирмы «Сездал». При внедрении шведских барабанов предприятие определяет их недостатки и положительные качества. По предложению главного инженера торфопредприятия Александра Васильевича Брянцева создается из двух шведских барабанов новый барабан СБШ-1 шириной захвата 5,4 метра. На базе одинарного барабана Брянцев А.В. создает активный бровкорез БП-1200, который изготавливается на предприятии и , затем, внедряется в торфяной промышленности.

Из рассказов старых работников торфопредприятия стало известно, что сезон добычи торфа 1932года был очень жаркий и ветреный. На предприятии возникли пожары. Особенно сильные возгорания были на участках Новоозерный, Красный Угол, Сопово. На участке Сопово во время вывоза рабочих-торфяниц из опасной зоны, пассажирский поезд был охвачен огнем и продвигаться к поселку не мог. Рабочие были вынуждены покинуть поезд и спасаться самостоятельно. В результате часть рабочих погибло.

Наряду с совершенствованием технологии добычи торфа ведутся работы по механизации самого трудоемкого процесса добычи торфа-уборки. Уже в 1931году институт торфа разрабатывает механический и пневматический комбайн по уборке торфа из расстила КМ-1. В 1934 году создается комплект уборочных машин УМФ-2. Несколько комплектов таких машин работало на торфопредприятии в 1937-1942 гг. Но в связи со сложностью обслуживания. Низкой производительностью и сильным увлажнением торфа распространение они не получили.

С 1941года ведутся работы по созданию уборочной машины не из растила, а из валков. Несмотря на сложности в связи с ВОв к 1944 году создается машина четвертого поколения УМПФ-4. Машины проходят испытания на предприятии им. Классона, где реконструируется скрепер, меняется наклон ковшового элеватора. Увеличивается емкость кузова. Эксплуатация этой машины позволяет упростить схему уборки торфа.

1.4.Торфопредприятие им. Классона в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны основная нагрузка по снабжению электроэнергией Москвы и Подмосковья легла на ГРЭС №3 и торфопредприятие им.Классона. В самом начале войны, когда мужчины торфопредприятия ушли на фронт, их заменили женщины и дети.

В сложных условиях вступило торфопредприятие в зимний период 1941 года. Враг стоял у стен Москвы. На торфопредприятии не хватало квалифицированных кадров. Не было запасных частей для ремонта оборудования, пришлось срочно налаживать реставрацию и изготовление их в механических мастерских. Не хватало временных железнодорожных путей. Срочно надо было установить оборудование и пустить в эксплуатацию цех для изготовления фронтового заказа. Торфопредприятие перешло на круглосуточный режим работы: в 2 смены по 12 часов. В связи с увеличением нагрузки по выработке электроэнергии предприятие увеличило поставку торфа. Вместо расчетных максимальных 1300 тонн в сутки электростанция запрсила 1850 тонн, что потребовало организации дополнительной точки погрузки и увеличения подвижного состава. Осложнялись условия работы тем, что зима 1941года выдалась снежной и морозной. Много сил и энергии затрачивал коллектив на очистку железнодорожных путей от снега, особенно станционных, податочных и стрелочных переводов, которые очищались вручную. Кроме персонала торфопредприятия на эту работу привлекались рабочие текстильных предприятий района. В дни больших заносов работники цехов торфопредприятия, отработав смену, по собственной инициативе выходили на 2-3 часа на очистку снега. Паровозной тяги не доставало. На точках погрузки использовались трактора. Заправка паровозов торфом на точках погрузки производилась вручную, силами паровозной бригады (машинист и помощник).

Торфопредприятие в тяжелейших условиях обеспечивало бесперебойное снабжение топливом ГРЭС №3. В холод и дождь, днем и ночью женщины самоотверженно, не жалея своих сил, добывали торф, работали по 12-14 часов в сутки. Бригады Коломенской, Драгуновой, Моховой выполняли нормы добычи торфа на 300-500 процентов. Вечерами девушки вязали носки, варежки, чтобы потом отправить их на фронт бойцам.

На торфопредприятии проводились фронтовые сутки. В течение этих суток каждый на своем посту трудился так, как сражались бойцы на фронте. В торфяном карьере и на железнодорожных путях, за станком и на паровозе трудились 16-17-летние мальчишки и девчонки, и взрослые рабочие. Торфопредприятие внесло свой вклад в развитие оборонной промышленности, в дело победы над фашизмом, потому что торф – это те же танки, самолеты и минометы для Красной Армии.

Заводы и фабрики, выпускавшие до войны гражданскую продукцию, переключались на производство боевой техники. Пришло такое распоряжение и на торфопредприятие. В начале июля 1941г. из Москвы пришел приказ организовать цех по выпуску военной продукции. Ответственным за выполнение задания был назначен главный инженер А.В.Брянцев. Уже через три недели новый цех приступил к выпуску детали сопло РСКА-1. Строго секретные чертежи выдавались рабочим под расписку в начале смены, деталь отделывалась начисто после термообработки. Работа была сложной, и никто не знал, куда предназначалась трудоемкая деталь. Не знал этого и мастер Виктор Резниченко – до тех пор, пока не оказался на фронте и тут, участвуя в тяжелом бою под Наро-Фоминском, увидел впервые в деле сопло РСКА-1. Деталь оказалась составной частью грозного и невиданного доселе оружия – реактивного миномета БМ-13, известного всем как «катюша».

За годы войны торфопредприятие им. Классона четыре раза нгаграждалось Переходящим Красным Знаменем ЦК ВКП(б), девять раз коллектив предприятия держал в своих руках Переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны. 372 работника были награждены медалью «За оборону Москвы» и 1 удостоин звания Героя Советского Союза – это Федор Андриянович Полетаев.

Федор Полетаев пришел работать на торфопредприятие из рязанского села Катино и несколько лет с 1927 года жил в поселке Электропередача, работая на торфоразработках. В августе 1941 года он ушел на фронт, а в 1943 году попал в плен. Вскоре состав с пленными, в котором находился Полетаев, был переправлен в Италию. Полетаеву удалось бежать. Так он попал в партизанский отряд «Нино Франко». 2 февраля 1945 года Федор Полетаев погиб, совершив свой бессмертный подвиг близ маленького итальянского селения Конталупо.

1.5. Реорганизация Торфопредприятия

В начале 50-х годов предприятие прекращает добывать кусковой торф и переходит полностью на добычу фрезерного. К этому периоду основные торфяные месторождения были выработаны, и предприятие было вынуждено сохранить объем торфа за счет изыскания новых торфяных массивов в районе г. Покрова Владимирской области. В это же время , по предложению инженера А.В.Брянцева, разрабатывается схема проведения повторного способа добычи торфа на карьерах бывшего элеваторно-экскаваторного способа и гидроторфа, где оставались значительные объемы за счет бровок, переходов и потерь при экскавации залежей торфа.

В связи с тем, что обеспечить плановый рост объема производства за счет увеличения добычи торфа стало невозможным, предприятие принимает решение о внедрении в механической мастерской выпуска продукции машиностроения. На металлорежущих станках налаживается изготовление специальных стальных фитингов (соединительных частей) централизованной смазки прокатного оборудования для Электростальского завода тяжелого машиностроения.

В 60-е годы на добыче торфа начинается резкое снижение объемов производства, освобождаются люди. В 1985 году электростанция ГРЭС №3 переходит на более прогрессивные виды топлива, 7-го марта 1985 года на бункера электростанции подается последний состав с торфом и прекращается добыча топливного торфа. С этого момента торфопредприятие занимается только изготовлением продукции машиностроения. В 2000 году торфопредприятия им. Классона не стало. Не стало одного из организаторов торфяной промышленности России и основателя нашего города.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- история экспоната № 10 (гидроторф) это история Торфопредприятия имени Р.Э.Классона;

Торфопредприятие им. Классона положило начало организации торфяной промышленности России;

Торфопредприятие им. Классона можно рассматривать как экспериментальную базу для развития торфяной промышленности, что выражалось в осуществлении идеи Р.Э.Классона об использовании торфа для работы тепловых электростанций,, разработке новых (механизированных) способов добычи торфа (гидроторфа и его искусственного обезвоживания, фрезерного торфа), подготовке кадров инженеров- торфяников, которые помогли молодому рабоче-крестьянскому государству решать важнейшие хозяйственные задачи по организации торфяной промышленности страны.

Список литературы

Каменецкий М.О. Роберт Эдуардович Классон. – М.: Госэнергоиздат, 1963.

Липенский Г.В. Мосэнерго. Этапы становления. – М.: Энергоатомиздат, 2000.

Липенский Г.В. Московская энергетическая. – М.: Московский рабочий, 1996.

Липенский Г.В. Кладовые памяти. – М.: Московский рабочий, 1990.

Кржижановский Г.М. Избранное. – М.: Госэнергоиздат, 1957.

Мирских И.А. От Электропередачи до Электрогорска. 1912-1946. Электрогорск, 2006.

Московский городской архив. Фонд 722. Дело 943.

Рукописная история ГРЭС-3 имени Р.Э.Классона. Музей Мосэнерго.

Рукописная история Ногинских электрических сетей. Музей Мосэнерго.

Приложения

И.И.Радченко. Электропередача, 1915г.

Классон Р.Э., Радченко И.И., Винтер А.В., Кржижановский Г.М.

Электропередача, 1914г.

Гидроторф, 1920г.

Просмотр фильма о гидроторфе, 1920г.

Гидроторф (Экспонат№ 10 Краеведческого музея МОУ СОШ № 16 )

1 Каменецкий М.О. Роберт Эдуардович Классон. Госэнергоиздат, 1963,с.59.

2 Липенский Г.В. Московская энергетическая. М., Московский рабочий, 1976, с. 21.

3 Каменецкий М.О. Роберт Эдуардович Классон. М., Госэнергоиздат, 1963, с.18.

Просмотров работы: 674