Петровская (Сусанинская) глиняная игрушка. Забытый промысел?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Петровская (Сусанинская) глиняная игрушка. Забытый промысел?

Мишинева С.Д. 1
1Шунгенская СОШ, 7 класс
Мишинева И.В. 1
1Шунгенская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни.» (в.пЕСКОВ)

Предмет исследования: Петровская игрушка.

Цель проекта: изучить историю возникновения Петровской игрушки; построить план действий на популяризацию данного промысла.

Задачи проекта:

- узнать о происхождении Петровской игрушки;

- узнать о родственниках, которые изготавливают Петровскую глиняную игрушку;

- исследовать деятельность мастера;

- изучить способы и технологию создания игрушки;

- изучить семейный фотоархив;

- освоить технологию изготовления Петровской игрушки;

- провести экскурсию по музею Петровской игрушки;

Актуальностьпроекта

Мы с детства знаем филимоновскую, дымковскую, каргопольскую игрушки. И как же больно осознавать, что моя родная петровская игрушка малоизвестна жителям Костромской области, не говоря уже о жителях нашей большой страны. Изучая справочные издания об промыслах России нигде не упоминается о нашей игрушке.

Игрушка выражает характер, эстетические чувства народа и сопровождает человека с первых дней его жизни. Дети с ее помощью открывают для себя культуру общения, постигают художественные традиции, целостное восприятие окружающего мира. Актуальность темы связана с возрождением традиционных народных промыслов в последние годы. Вместе с тем, сейчас появляется большое количество современных материалов (например, полимерная глина и множество других), позволяющих сделать процесс изготовления глиняных игрушек более простым и доступным. Привлечь внимание к глиняной игрушке, на мой взгляд, поможет и использование современных образов, известных детям.

География моей семьи очень обширна. От Курильских островов до Мурманской области. Мне всегда было интересно, чем занимались мои родственники в жизни. По маминой линии почти все были военные, по папиной – творческие люди.

Мой двоюродный дедушка - Михаил Александрович Шмаров, известен в Костроме тем, что занимается изготовлением Петровской игрушки. Имеет звание «Народный мастер России», которое он получил в 1993 году. Четыре года назад Михаил Александрович со своей женой Пимановой Светланой Александровной, открыли в Костроме музей глиняной Петровской игрушки.

Я много времени провожу в музее, и мне всегда было интересно попробовать слепить игрушки из глины. Первую свою игрушку я слепила в 8 лет.

II. Основная часть

Петровская игрушка

Костромская земля богата глиняными землями. Поэтому промысел глиняных изделий очень развит. Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Глина – пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды. Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и украшения изделия. «Петровская игрушка» - свистулька зарегистрирована в 70-е гг. по названию села Костромского района Петровское, в котором жил гончар Павел Алексеевич Иванов, создавший из глины фигурки людей, животных, птиц.

В конце XIX века почти все мужчины деревни, 27 дворов, занимались гончарным ремеслом. А вот время изначального возникновения промысла доныне не известно. Сосуды, слепленные петровскими мастерами, имеют сходство с традиционными, славянскими. В украшении использовали линейный, ногтевой, волнистый орнаменты. Постепенно стал пропадать спрос на глиняную посуду и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей. Так, почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка.

Главные особенности игрушки: изысканный, утонченный силуэт, точность и гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой. Петровские мастера смешивали два сорта глины - коричневую и красную. Распространёнными мотивами орнамента являются мотивы ёлочки.

В Костроме дело П.А.Иванова продолжает мой двоюродный дедушка, основатель музея глиняной игрушки Шмаров Михаил Александрович. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. С раннего детства я часто бываю в музее, который он основал. Помогаю проводить экскурсии, делаю игрушки. Моей целью является популизация костромской глиняной игрушки.

Сами игрушки делаются несложно, потому что каждый мастер должен был изготовить большое количество таких изделий, чтобы продать на ярмарках и прокормить семью. Создавались эти игрушки посредством лепки из глины и последующего обжига в печи. Их украшали росписью и покрывали глазурью. Современные петровские игрушки покрывают свинцовым суриком, который дает зеленый оттенок. Михаил Александрович сейчас применяет и другую технологию поливы, когда кончики изделий остаются коричневыми.

Хочу представить вашему вниманию процесс изготовления глиняной петровской игрушки птичка-свистулька.

1. размять глину в руках

2. скатать конус или сделать «лепешуку», а далее сформировать кулек. На видео я делаю углубление в конусе и выравниваю толщину стенок.

3. Затем отверстие сужаю, закрываю его

4. Выравниваю пальцами поверхность глины, можно ее покатать, смочить водой, если она подсохла. Сравнять место свистка.

5. На голову добавить еще немного глины, сформировать ее, так, чтобы вырисовывалась шея птички. Загладить морщинки.

6. Поставить изделие на ровную поверхность, посмотреть на симметричность. Также нужно сделать так, чтобы птичка стояла, но заваливаясь на бока.

7. Делаем свисток. Отступаем 1 см от края, делаем П-образное отверстие, прижимаем одну сторону, которая ближе к хвосту стеком. Далее делаем отверстие для свистка.

8. Проверяем свист, наносим орнамент.

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.— Слепи мне счастье, — попросил человек.Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага. Чистые, без всяких примесей глины представляют собой породы, состоящие из очень маленьких частиц пластинчатой формы. Это сложные химические соединения, в состав которых входят кремний, алюминий и вода, причем глиняные частицы не только могут включать в себя воду, но и удерживать ее вокруг себя в виде тонких прослоек.

Экологическая игрушка – это игрушка, созданная из естественных и безвредных для здоровья материалов и способствующая формированию первооснов экологического мышления и усвоению начальных элементов культуры природопользования. Глиняная игрушка отвечает всем этим требованиям.

III. Заключение

Где бы я не находилась, я стараюсь рассказать, показать нашу родную костромскую игрушку. Мои работы находятся в краеведческих музеях школы №24 г. Костромы и в Шунгенской школе. Пишу статьи для школьной газеты, провожу мастер-классы в музее петровской игрушки. Всегда у меня есть с собой глиняные свистульки в подарок для славянских друзей из Болгарии, Чехии, Польши, когда я бываю в этих странах на творческих конкурсах.

Я с уверенностью говорю, что Петровская игрушка не забыта, даже наоборот, она набирает популярность.

Использованные ресурсы

Брыжик Т.Г. История глиняной игрушки. Воспоминания. М., 1991.

ПО «Древо Жизни». Версия 4.7.2002-2014.

Просмотров работы: 1093