Духовное наследие Самарского края

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Духовное наследие Самарского края

Пантюшина  А.Д. 1
1ГБОУ СОШ №3 им М,Ф, Леонова село Приволжье
Чернобровкина О.И. 1
1ГБОУ СОШ №3 им М,Ф, Леонова село Приволжье
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Темой «Сохранения традиций и самобытности Самарского края» я занимаюсь на протяжении 8 лет, интерес к этой теме привила Детская школа искусств села Приволжья, а в частности мой педагог Фроловичева Вера Михайловна, и я хочу поделиться с вами и привлечь ваше внимание к значимости данной проблемы.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что традиции и фольклор на грани исчезновения и только мы в силах возродить культуру нашего края.

Цель работы:

изучить фольклорное наследие Приволжского района и постараться сохранить его для будущих поколений.

Задачи:

Выяснить, что такое фольклор и что в него входит.

Исследовать особенности фольклора в Самарской области.

Изучить вклад фольклора в сохранении традиций.

Объект исследования:

фольклор Приволжского района.

Методы исследования:

сбор информации, поездки в экспедиции, систематизация данных.

Гипотеза: хранителями местных традиций и песенного репертуара выступают сельские этнографические и аутентичные ансамбли. Их участниками становятся, как правило, пожилые люди, для которых народная песня - верная спутница жизни, разделившая и радость, и горе, и сокровенные тайны. Простые деревенские люди, изведавшие в своей жизни все тяготы крестьянского труда, пережившие немыслимые испытания, но всю жизнь с ними была песня, помогавшая им справляться со всеми трудностями, преодолевать все испытания. Но, к сожалению, они уходят из жизни, а наша задача сохранить наследие для будущих поколений. Изучение фольклорного наследия поможет нам не только расширить наши знания, но и повысить уровень патриотизма.

Фольклорное наследие Самарского края.

Что такое фольклор?

Фольклор - устное народное творчество, наследие, традиции, песни, сказки, обрядовая поэзия.

Особенности Самарского народного костюма.

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Она зависела от климатических условий местности, где жил данный народ и от того, чем занимался.

Женщины здесь носили сарафаны из крашенины (однотонная окрашенная льняная или конопляная ткань полотняного переплетения), кумача (льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета) и китайки (грубая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Голову, если позволяли средства, украшали кокошниками с фатой или покрывалом из шелковой материи. Девушки, заплетая косу, повязывали широкие ленты из позумента (нарядная лента, тесьма, которой обшивали края одежды) к которым крепили подвязки из белого бисера.

В Самарской губернии русские жительницы носили как сарафанный комплект одежды, так и поневный (рубаха, понева-юбка, передник, нагрудник, кушак). Основу женского костюма, как и во многих уголках России, составляла рубаха. В некоторых уездах под сарафан надевали очень широкую юбку. Поверх сарафана надевали фартук, также известный как «запон». Изначально его шили из холста, затем для праздничных фартуков стали использовать ситец, коленкор (хлопчатобумажная ткань полотняного плетения однотонного цвета, пропитанная крахмалом или клеем) и даже шелк. Верхнюю женскую одежду составляли кафтаны, тулупы, шубы, чапаны и различные куртки (холодники, душегреи, ватошники и стуколки)

Головные уборы являлись обязательным элементом женского костюма. В селениях на юге губернии в праздники молодицы носили венки из полевых цветов с прикрепленными к ним и свободно ниспадающими на плечи и спину лентами. Женщины, Бугурусланского и Бугульминского уездов, недавно вышедшие замуж, носили кокошники в виде полумесяца с закругленным верхом. В Новоузенском уезде невесте в первый день свадьбы надевали на голову кокошник, расшитый серебряными и золотыми нитями. Этот головной убор она не снимала первые три дня свадебных торжеств, а затем надевала лишь во время церковных праздников, прикрывая сверху белым кисейным покрывалом и широким шелковым платком. Повсеместную популярность получили шали и платки. В Самарской губернии существовало несколько способов их завязывания. Будничные платки складывали на угол, завязывали свободные концы узлом под подбородком. Во время работы по дому или в поле концы скрепляли сзади. Платки для торжественных случаев носили «под булавочку».

Фольклорное наследие Приволжского района.

Самарский край разнообразен сёлами и деревнями и в каждом свои традиции, свои нравы и свой быт. Казалось бы два близкорасположенных села, а даже манера речи, так называемый «диалект», у них разный, две одинаковые, на первый взгляд, песни могут исполняться по разному.[1] Особенности жанрового состава местного фольклора позволяют говорить о том, что данная составляющая традиционной культуры имеет глубокие исторические корни. Этот факт доказывают так же наши поездки в экспедиции по сёлам и деревням Самарского края, с целью записи старинного фольклора и сбора информации о особенностях и традициях. Что же такое наши экспедиции? Я считаю, что это не что иное, как необходимость. Все знания полученные в наших поездках мы собираем «не в стол», а для того, чтобы это работало, наш материал, собранный в экспедициях даёт нам возможность воспитывать детей любящих и знающих свои традиции и культуру. Как поётся в одной известной песне: «Когда меня не станет, я буду петь голосами своих детей, и голосами их детей.»

Но экспедиция не всегда феерия находок и традиционных «сокровищ». Иногда, мы приезжаем туда, где ничего не помнят и не хранят, а иногда, нам просто не хотят ничего рассказывать. Наши поездки – не всегда легко и весело, увы, но это огромный труд и для нас это очень важно и если каждого из нас спросят: «Что вы выберете: поездку в экспедицию или на отдых, курорт?» Я больше чем уверена, все выберут первое! Так же у нас есть и любимые места, где нас всегда ждут и рады видеть, таким селом является село Давыдовка с его аутентичным фольклорным ансамблем «Волжанка». Это не только талантливые исполнительницы русских народных песен, но и собирательницы, хранительницы фольклора родного края. Для них очень важно сохранить песню в подлинном виде, в котором ее исполняли предки.

История этого самобытного коллектива началась в 1950 году, когда в Давыдовском клубе была организована семейная песенная группа из восемнадцати человек, с нее и начала свою творческую жизнь «Волжанка».

Возглавила коллектив бывшая певунья Волжского народного хора Анна Ефимовна Козлова (Симонова). Она передавала свои знания и певческий опыт молодым участницам коллектива, расширяла репертуар местными песнями, чем завоевала огромную любовь у зрителей.

В начале 60-х годов группу возглавила Нина Григорьевна Трунова, главный врач детского костно-туберкулезного санатория. Она прекрасно владела голосом и терпеливо развивала песенные способности у всех участников ансамбля. А потом бразды правления взял в свои руки заведующий сельским клубом Николай Иванович Митин. При Митине в 1990 году группу певуний стали называть фольклорной.

С 1993 года, после ухода из жизни Николая Ивановича Митина, руководителем фольклорного коллектива стала Феодосия Сергеевна Аверина – участница Великой Отечественной войны, лейтенант медицинской службы. Участницы вместе с ней ходили к старожилам села и записывали старинные песни, которые затем включали в свой репертуар. Позже, с 1995 года, руководительницей «Волжанок» стала Тамара Александровна Правоторова. Фельдшер по образованию, отзывчивый, добрый и уважаемый человек в селе. Под ее чутким руководством семейному ансамблю народной песни «Волжанка» в 2005 году присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

Познакомила нас с ними наш творческий руководитель, который и привил нам любовь к народному пению – Фроловичева Вера Михайловна, которая основала свой ансамбль фольклорной песни «Жива» в 1996 году. Именно она записала и расшифровала Давыдовские песни и стала автором таких сборников, как: «В саду есть малина» 2001 год, «На серебряных водах» 2007, Этнографичесий альманах «Венец души Приволжской» 2000. В эти сборники вошли не только Давыдовские песни, но и песни села Екатериновка.

Вклад в сохранение традиций и фольклора Самарского края.

На сегодняшний день[4] в Приволжском районе сформировано огромное песенное сообщество – от старожилов, до молодого поколения. Именно в наш край приезжают в фольклорные экспедиции со всей России, чтобы послушать и записать песни из уст уникальных аутентичных коллективов. Сегодня, на базе Приволжской школы искусств организован Центр песенной культуры. Изданы два сборника – «На серебряных волнах» и «Венец души Приволжской», в которые вошло около 60 уникальных песен, записанных в сёлах Давыдовка и Екатериновка Приволжского района Самарской области.

Преподаватели и учащиеся школы, жители нашего села – это те люди, которые продолжают сегодня нести в массы песенную культуру своего края.[3] Нам действительно есть, что показать и рассказать людям, ведь песня для нас – это и история родного края, и дух минувшего времени, наша гордость, наше культурное наследие.

В нашем селе ежегодно проходит фестиваль обрядовых и театрализованных действий «Злат Венец», направленный на сохранение и развитие национальной культуры, изучение и распространение фольклорного наследия Самарской области, обмен опытом и знаниями.

На протяжении многих лет в школе стало традицией в каникулярное время совершать большие творческие поездки с целью изучения истории и культуры родного края.

«Главное условие сохранности культурного наследия - желание его сохранить», - Алексей Комеч.

Важнейшим условием процветания нации является сохранение народных традиций, культурных ценностей. На мой взгляд, одной из причин сложного положения России является забвения значительной части населения национальной культуры.

Наиболее устойчивой и жизнеспособной частью культуры является традиция и фольклор. Традиционная[2] культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно образовательным институтом современной личности.

Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в работе с детьми и молодёжью. Именно традиционная культура может стать средством передачи социально – культурного опыта.

Заключение

Занимаясь исследованием данной работы более восьми лет, я побывала во многих этнографических экспедициях и узнала об особенностях быта и фольклора нашего края. Вместе с педагогом записала и расшифровала более двадцати песен нашего края, которые вошли в музыкальный сборник «Венец души Приволжской», по которому сейчас изучают песни ученики детской школы искусств. В этнографических поездках узнала об особенностях русского традиционного костюма, особенностях быта и песни нашего края.

Неоднократно участвовала в фольклорных фестивалях с песнями Приволжского района, занимая призовые места на международных, российских, областных и районных конкурсах.

В заключении я хочу сказать: «Пойте, слушайте, запоминайте. Кто кроме нас пронесёт через годы нашу культуру, нашу гордость, наш фольклор? Основное место хранение песни – это сердце человека. Песня. Без её воспроизведения человеком она мертва. Давайте подарим ей вторую жизнь!»

Литература.

1.Артамонова Л.М Самарская летопись, том 1. Самара, 19962.Ведерникова Т. Этнография Самарского края. Самара, 19913.Терентьева Л.А Методика записи народной песни в фольклорно-музыкальных экспедициях – Куйбышев, 1983.

4.Фроловичева В.М «На серебряных волнах» - Сызрань, 2002.

Просмотров работы: 1673