Видеоэнциклопедия«ГМК-62 – история и современность»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Видеоэнциклопедия«ГМК-62 – история и современность»

Загуменнова  А.Р. 1
1МБУ ДО «ДШИ № 8 «Радуга» г.о.Самара
Романова  Т.И. 1
1МБУ ДО «ДШИ № 8 «Радуга» г.о.Самара
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Гореть всегда, гореть везде, гореть — и никаких гвоздей!»

девиз ГМК-62

Актуальность. Формирование нового общества, которое характерно для современной России, невозможно без углубленных знаний и изучения деятельности молодёжи в советский период, поэтому актуальность исследования определяется масштабными переменами в культурной жизни не только куйбышевского, но и советского общества, благодаря деятельности ГМК-62.

Данная тема включает в себя исследовательскую, частично поисковую форму работы, и одновременно является проектом. В работе представлена авторская попытка систематизировать, расширить и обобщить материалы о деятельности и личностях ГМК-62, создать видеоэнциклопедию.

Объект исследования – ГМК-62, предмет – видеоэнциклопедия «ГМК-62 – история и современность».

Цель исследования – создать видеоэнциклопедию «ГМК-62 – история и современность». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить генезис ГМК-62, его структуру;

исследовать вклад личностей, стоявших у истоков ГМК-62; ГМК-62;

рассмотреть деятельность ГМК-62;

оценить роль ГМК-62 в политической и социально-культурной жизни нашего времени;

создать видеоэнциклопедию «ГМК-62 – история и современность».

Апробация. Год назад появился интерес к изучению деятельности ГМК-62, к тому, какую роль сыграл клуб в культурной жизни не только куйбышевского, но и советского общества, в результате чего была написана работа по данной теме. Эта тема настолько интересна, что было принято решение продолжить её в другом формате, создать видеоэнциклопедию.

Изученная литература и источники сгруппированы автором: редкие издания и книги [12,13,14,16,18], биографическая энциклопедия [15], альбом [17], газеты и журналы (периодическая печать) [19,20,21,22], материалы Интернета [23,24]. Важными источниками стали интервью с И. Вощининым, В. Вороновой, Л. Гребневой, С. Курановым, мемуары и материалы из личных архивов [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11].

В работе - введение, 5 частей, заключение, список источников и литературы и 4 приложения.

1. Генезис ГМК-62, его структура

Городской Молодежный Клуб (ГМК-62) появился в «закрытом» Куйбышеве в 1962 г. в эпоху «оттепели», в период, получивший название культуры шестидесятников, когда в политической жизни нашей страны произошли радикальные изменения, открывшие дорогу общественной инициативе, как уникальное явление времени, порожденное коллективной идеей молодых талантливых ребят, встречавшихся по вечерам на «Броде», и позднее сделавших успешную карьеру в науке, политике, творчестве и на производстве.

Клуб родился на садовой скамейке в Струковском саду, именуемом «Струкачами». Организаторы ГМК-62 предложили создать объединение клубов по интересам, благодаря чему в городе появилось множество новых имен поэтов, художников и музыкантов, интересные проекты.

3 июня 1962 г. в присутствии порядка тысячи человек в клубе Дзержинского прошло официальное открытие клуба, а также первая дискуссия о планах, структуре и системе организации, а также о путях его развития. Было принято решение об организации структуры в творческих секциях, а работа секций была организована по двум направлениям: внутрисекционной и общеклубной. Внутрисекционная работа по повышению творческого мастерства и знаний членов секции включала в себя теоретические занятия, обсуждение новых работ, дискуссии, подготовка бесед и лекций, привлечение новых членов, проведение вечеров и т.д. Общеклубная работа заключалась в проведении по заранее разработанному плану лекций, вечеров, дискуссий, бесед в различных аудиториях молодежи. В Структуре ГМК находились секции классической музыки; литературы; фотографии; эстрадной и джазовой музыки; современного танца; туризма; эстрадный оркестр; молодежный театр миниатюр. К середине 1964 г. в составе ГМК появились четыре новых отдела: секция интересных встреч, эстрадный оркестр, ансамбль «Гармония» и секция организаторов. В 1967 г. существующие секции стали полноценными и самостоятельными клубами, где было внутреннее самоуправление, во главе стоял президент, был Совет и правление клуба [прил.1]. Появились коллективы «Славия», «Эксперимент», «Ритм».

В конце второго года работы клуб столкнулся с распадом в связи с отсутствием помещения и равнодушия партийных органов, однако его возрождению в 1965-1966 гг. способствовал Д.Кабалевский, благодаря инициированной им статье «Инициатива и равнодушие» в «Правде» клубу было предоставлено помещение (ул. Молодогвардейская, 59 - зал и 6 рабочих комнат).

Несмотря на сопротивление партийцев, опыт ГМК-62 изучался и пропагандировался на семинарах ЦК комсомола в Москве. В 1967 г. окончание «оттепели» совпало с бюрократизацией клуба и демотивацией его членов, что сказалось на снижении его активности и творческого потенциала, поскольку клуб был уникален своим самоуправлением [12,13,19,23, 24,25].

Вывод. Появился ГМК-62 благодаря «оттепели», был популярным, выражал разные интересы и потребности молодёжи. Вся его деятельность была связана с творчеством, где развивались самые разные направления. Структура клуба была разветвлённая, потому что являлась ответом на запросы общества. ГМК-62 оставил серьёзный след в молодежном движении не только Куйбышева, но и всей страны. Он стал образцом новых форм организации досуга и культурного творчества молодежи. Однако, деятельность ГМК-62 сопровождалась постоянным идеологическим вмешательством, усиливавшимся в период брежневского «застоя».

2. Личности, стоявшие у истоков ГМК-62

Организовали клуб люди образованные, интеллектуальные, разных профессий, обладавшие разносторонними знаниями и интересами: Вячеслав Климов, Исай Фишгойт, Артур Щербак, Борис Чернышев, Лев Бекасов, Владимир Наганов, Борис Скиба, Владимир Кацнельсон, Владимир Емец, Игорь Вощинин, Валентина Воронова, Эдуард Кондратов, Альберт Николаев, Анатолий Белов, Михаил Александров, Александр Болтянский, Генрих Вайнгартен и Борис Смольник. Членами клуба были многие известные сегодня люди [прил.2].

До 1968г. организатором, идейным вдохновителем и президентом ГМК-62 был молодой архитектор Вячеслав Климов (1938). К ответственным проектам он подключался сам – конкурс Д. Кабалевского, встречи с поэтом Р. Рождественским, пианистом Н. Петровым, концерты В. Высоцкого. Подготовка афиш всех мероприятий всегда выполнялась с его участием, среди них проект единственной афиши концерта В. Высоцкого с фотографией. Архитектурно-художественная выдумка В. Климова проявилась и в оформлении интерьера помещений в полиграфическом техникуме – колонны в зале обмотали ворсистой верёвкой, а стены в салоне «Граммофон» оббили картонной яичной упаковкой.

В 1969 г. В. Климова сменил журналист В. Наганов, а через полгода президентом стал Б.Чернышев. Они вносили новые идеи в клуб, преодолевая давление со стороны властей [12,13,19,24].

Первым вице-президентом был Артур Щербак (1937-2007). Он стоял у истоков Грушинского фестиваля, конкурса имени Д. Кабалевского, был одним из организаторов выступлений В.Высоцкого в Куйбышеве. Много лет проработал в департаменте культуры. В1990-х гг. активно добивался создания в Самаре музея В.Высоцкого, присвоения улице имени артиста, открытия мемориальной доски, а затем и памятника Высоцкому у Дворца спорта [12,19,20].

Больше половины жизни педагога-новатора Исая Фишгойта (1927-2013) была посвящена ГМК-62. Фишгойт был созделем одной из лучших школ СССР - образцовой музыкально-математеческой гимназии, работающей по системе Д.Кабалевского.

В ГМК-62 И. Фишгойт руководил секцией организаторов и готовил самые разные проекты. Он участвовал в проведении джаз-фестивалей, был одним из организаторов конкурса им. Д. Кабалевского и концертов В.Высоцкого, а в последствии центра и музея его имени в городе, самым первым председателем жюри Грушинского фестиваля, организовал концерты ленингардских бардов, конкурс дворовой гитарной песни. Исай Фишгойт был личностью, на которых равняются окружающие [4,9,12,15,19,20].

Выводы. Организаторами клуба были известные сейчас люди. И именно благодаря ГМК-62 они состоялись. Клуб был творческим содружеством индивидуальностей, где проявился их талант.

3. Деятельность ГМК-62

У каждого клуба за время деятельности ГМК-62 были свои достижения.

О многочисленных разнообразных мероприятиях можно было узнать из афиш и плакатов, которые выделялись броским дизайном и являлись произведениями искусства.

Одним из первых клубов ГМК-62 был фотоклуб, особенность его работы – занятие художественной фотографией. Первым председателем фотоклуба был В. Денисов. Сохранились фотографии творческих встреч: с композитором А.Флярковским, танцором М.Эсамбаевым, В.Высоцким, шедевральная фотосерия композитора Д.Кабалевского с поэтом Р.Рождественским, связанная с первым исполнением «Реквиема». Члены клуба работали в жанрах пейзаж, авангардные композиции, пейзаж, а также «ню» и проводили выставки, как в Самаре так и в соседних Советских Республиках. [1,2,7,16,17,23,25].

Нельзя не упомянуть о долгожителе ГМК-62 –куйбышевском джаз- клубе, ставшем третьим в СССР после Москвы и Ленинграда. Важными проектами клуба стали салон «Граммофон» (1965), публичный диспут «Джаз и ты» с участием Д. Кабалевского (1964). Главным мероприятием стал 5-дневный первый джазовый городской фестиваль под председательством И.Вощина (1962), впоследствии изменивший статус на всесоюзный, обретший название «Весна» (1967). Однако, в годы перестройки интерес к фестивалю упал, менялось мировоззрение общества. После самороспуска джаз-клуба известный пианист Г. Файн продолжил традицию организации фестивалей, провёл их пять с участием ряда ведущих музыкантов страны. А в 1990- х гг. ветераны джаз-клуба возобновили проведение фестивалей. Им удалось провести 7 очень представительных фестивалей с участием музыкантов Англии, Германии, Бельгии, Австралии и других стран [2,7,12,13,20].

Интересным для современности является история Дискуссионного клуба «Колокол», проводившего диспуты, дискуссии и диалоги на довольно смелые темы. В них сформировались взгляды и позиции известных политических деятелей современности. «Колокол» активно работал, несмотря на сложную политическую обстановку в мире («пражская весна») и жёсткий партийно-идеологический контроль, поднимая закрытые темы. На диспутах «Экономика и ты» высказывались идеи о певцах-бардах, созвучные реформам Косыгина [2,12,15,19,22].

Всероссийский конкурс молодых музыкантов им. Д.Кабалевского из мероприятия ГМК-62 превратился в проект мирового уровня и является визитной карточкой Самары. Для молодых исполнителей конкурс открыл дорогу в большой мир музыки. Конкурс быстро стал заметным явлением культурной жизни СССР и, начиная с четвертого, учредителями конкурса стали областное Управление культуры, а затем областное Министерство культуры, Государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство социокультурных технологий», при поддержке союзного министерства культуры. Конкурс получил статус международного. [4,9,12,23,19].

Феноменом культурной жизни страны стал организованный совместно с обкомом ВЛКСМ, облсоветом по туризму и турклубом «Жигули», турсекцией Политехнического института и комитетом комсомола авиаинститута в 1969 г. фестиваль авторской песни им.В.Грушина. Сейчас всероссийский фестиваль, именуемый в народе «Груша», – самый популярный и масштабный фестиваль авторской песни [2,12,19,23].

Известным арт-проектом ГМК-62 стали концерты В.Высоцкого, боровшегося за право петь на публике. Высоцкий в Куйбышев приезжал только дважды: в мае и ноябре 1967 г. Он дал всего 5 концертов, и для горожан это было первое знакомство с ним. Эти концерты открыли ему дорогу на большую эстраду. [2,12,15,16,17,18,19,23].

Клуб «Отечество» был одним из самых активных клубов ГМК-62. Благодаря организаторскому таланту его президента – офтальмолога Валентины Вороновой, ученицы профессора Т.И.Ерошевского, до наших дней дошли выставки живописи и графики. Клуб «Отечество» воплотил идею демонстрации живописи в сопровождении музыки, ставшей традиционной для музея. Другой традицией клуба стало вручение подарков на джазовом фестивале, конкурсе имени Д. Кабалевского в виде картин самарских художников. Помимо выставок клуб устраивал встречи с самарскими талантами: поэтами и писателями – Б. Сиротиным, А. Разлацким, Б. Соколовым, Э. Кондратовым, артистами – Л. Альбицкой, Ю. Демичем, режиссёрами и операторами телевидения. Уникальным проектом клуба была организация выставки детского рисунка «Я вижу мир». Такое событие проводилось впервые не только в Куйбышеве, но, возможно, и в СССР. Мероприятия клуба также проходили и в городах области. Традиционно выставочную деятельность сегодня продолжает самарский областной художественный музей [1,6,12,19,20,24].

В 1964 г. открылся клуб хоровой славянской песни «Славия», созданный энтузиастами - семьей Гребневых и Жоржем Нечаевым, в репертуар которого входили песни всех славянских народов. В 1967 г. в связи с обострением отношений СССР с Чехословакией хор постепенно свернул деятельность и вернулся на филологический факультет пединститута как учебный женский хор. [3,5,8,10,22,24].

Выводы. Деятельность клуба ГМК-62 – это история культурной жизни города, творческих исканий молодежи, развития музыки, кино, изобразительного искусства и много другого. Это дискуссии и диалоги, в которых формировались взгляды и позиции. Это выступления известных людей. Всё это стало незабываемыми страницами в культуре города.

4. Роль ГМК-62 в политической и социально-культурной жизни нашего времени

Вся деятельность клуба была связана с творчеством. Среди организаторов и активистов клуба было немало талантливых личностей, многие из которых, пройдя школу ГМК-62, стали профессионалами в своём деле.

Дискуссионный клуб «Колокол», проводивший диспуты, дискуссии и диалоги на довольно смелые темы, в которых формировались взгляды и позиции, возглавлял будущий губернатор Самарской области (31 августа 1991 г. - 27 августа 2007 г.), российский политический и государственный деятель, сенатор Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Самарской области, Константин Алексеевич Титов (1944). По его воспоминаниям все в ГМК-62 было построено на интересе, и именно там он начал приобщаться к политике, получил необходимый опыт общения с людьми, опыт ведения диалога и спора, встретил людей, которые на всю жизнь стали для него образцами культуры и интеллигентности.

Многие мероприятия ГМК-62 преобразовались в долгосрочные культурные проекты российского и мирового уровня, ставшие визитной карточкой нашего города.

Всероссийский конкурс молодых музыкантов им. Д. Кабалевского открыл дорогу в большой мир музыки для молодых исполнителей. Среди первых лауреатов – Н.Шаталова (Файн), ныне заслуженный работник культуры РФ, педагог музучилища, О.Шаталова (Иванова) - заслуженная артистка России, главный концертмейстер оперного театра, Л. Вохмянин, композитор, заслуженный деятель искусств России, декан факультета художественного образования Академии, С.Загадкин, педагог и ведущий солист филармонии, Г.Файн, один из лучших джазовых пианистов страны.

За прошедшие годы конкурс получил статус международного и проводится в нескольких номинациях: фортепиано, композиция, академическое пение и музыковедение. В нем принимали участие более 150 музыкантов от 10 до 25 лет из России и зарубежья [4,9,12,19,20].

Сейчас всероссийский фестиваль авторской песни имени В. Грушина – самый популярный и масштабный. На его знаменитой площадке-гитаре стали известными: трио «Бобры» (А. Головин, В. Лунев, В. Кривцанов), С. Маркевич, С. Баркарь, В. Юхневич, Б. Есипов, А. Дольский, В. Ланцбер , Т. Лихачёва, Л. Петрова, квартет «Жаворонок», квартет «Кливер», трио «Трубачи», О. Митяев и др. [2,12,19,20].

В фотоклубе успешно работали О. Скобелев, А. Болтянский, В. Морозов. Сохранились фотографии, запечатлевшие интересные творческие встречи, мероприятия, события. В. Сыромятников сделал фотографии встреч с композитором А. Флярковским, с танцором М. Эсамбаевым, Д. Кабалевского с Р.Рождественским. Благодаря клубным фотографам Г. Гутману, Б. Смольнику, В. Емецу, появились уникальные снимки концертов В. Высоцкого в Куйбышеве, конкурса им. Д. Кабалевского, джазовых фестивалей, художественных выставок, диспутов, клубных вечеров отдыха.

Выводы. Многие мероприятия ГМК-62 преобразовались в долгосрочные культурные масштабные проекты российского и мирового уровня. Личности, связанные с деятельностью ГМК-62, прошли не только своё становление в клубе, но и стали знаковыми фигурами в культурной и политической жизни города и страны. Благодаря деятельности ГМК-62 куйбышевцы могли увидеть и услышать выдающихся музыкантов, поэтов и писателей.

5. Видеоэнциклопедия «ГМК-62 – история и современность»

Видеоэнциклопедия представляет собой серию короткометражных документальных фильмов, посвящённых деятельности ГМК-62, его феномену и роли в политической и социально-культурной жизни нашего времени.

Видеоэнциклопедия решает вопрос доступности, она бесплатна для пользователей, находится на информационно-просветительском ресурсе «Виртуальный центр искусств» http://allworldart.ru/lecture/gmk-62-istoriya-i-sovremennost/

Краткая аннотация фильмов.

Фильм первый посвящён истории рождения, структуре, деятельности ГМК-62, личностям, стоящим у его истоков, значимым проектам.

Во втором фильме раскрывается деятельность одного из самых активных клубов «Отечество», проекты которого дошли до нашего времени, там использованы документальные материалы из личного архива В. Вороновой и материалы интервью с В. Вороновой.

Третий фильм рассказывает о клубе хоровой славянской песни «Славия», он восстанавливает страницы единства и духовной связи славянских народов, слившихся в единый хор. В фильме использованы редкие издания, материалы архива семьи Гребневых, воспоминания Гребневой Л.А., материалы личного архива семьи Курановых и материалы интервью с Курановым С.Н.

Четвертый фильм посвящён одному из основателей ГМК-62, Грушинского фестиваля, яркому, самобытному педагогу самарской области И. Фишгойту.

Пятый фильм о джаз-клубе, взявшем на себя развитие целого направления в регионе и давшего дорогу многим талантливым музыкантам.

Шестой фильм рассказывает о работе фотоклуба, который развивал определённое направление в искусстве, позволил сохранить уникальные кадры разных эпох из культурной жизни города.

Видеоэнциклопедия знакомит с деятельностью клубов, входящих в структуру ГМК-62, оставивших значимый след в культуре Самары, значимыми проектами, личностями, стоящими у истоков клуба.

Заключение

Изучение деятельности ГМК-62 – это серьёзная сложная работа. Исторические источники по культурному наследию 1960 гг. носят внешний, краткий описательный характер, из которых не видна история самого клуба, архивные источники закрыты. Свидетели той эпохи уходят из жизни, не оставив личную информацию. Поэтому для раскрытия темы основными источниками выступали интервьюирование членов ГМК-62, оставшихся в живых, систематизация, обработка, а иногда расшифровка личных архивов. Исследование показало, что благодаря деятельности уникальной общественной организации ГМК-62 в культурной жизни Куйбышева произошли значительные изменения. Его деятельность имела более глубокое значение – он заложил значимые культурные традиции, которые объединяли людей. Формы, методы, стиль работы молодёжи 1960 гг. актуальны и востребованы и в наше время. Одной из задач видеоэнциклопедии является формирование примера создания молодёжной организации, её деятельности в сфере образования, культуры, просвещения для современного поколения, где показан успешный вариант применения собственных сил по изменению окружающего мира. ГМК-62 стал стартапом для становления успешными и яркими личностями регионального и российского уровня.

В результате анкетирования была опрошена группа разных возрастов из 25 человек. Из опроса видно, что 70% подрастающего поколения проявляет большой интерес к отечественной культуре, большинство учащихся хотели бы познакомиться с информацией о ГМК-62. Современные молодёжные организации практически неизвестны как представителям старшего поколения, так и респондентам в возрасте от 12 до 16 лет. Проекты ГМК-62 известны как профессиональные конкурсы и фестивали, а их создатели, история появления и становления неизвестны. Следовательно, нужно обращаться к изучению данной темы и пропагандировать её среди молодёжи, чему способствует видеоэнциклопедия «ГМК-62 – история и современность».

Источники и литература:

Источники:

1. Интервью с В. Вороновой.

2. Интервью с И. Вощининым.

3. Интервью с Гребневой Л.А. (дочерью А.А. и Э.Я. Гребневых).

4. Интервью с И. Касьяновой.

5. Интервью с Курановым С.Н. (сыном Куранова Н.К.).

6. Материалы личного архива В. Вороновой.

7. Материалы личного архива И. Вощинина

8. Материалы архива семьи Гребневых.

9. Материалы личного архива И. Касьяновой.

10. Материалы архива семьи Курановых.

11. Мемуары С. Куранова.

Литература:

12. Вощинин И. Мы из шестидесятых – Самара: Культурная инициатива, 2012.

13. Вощинин И., Хмельницкий Ю. Джаз в Самаре: вчера и сегодня – Самара: Культурная инициатива, 2013. (добавить)

14. Гребнева Э.А., Гребнев А.А. Хор славянской песни, составитель Гребнева Л.А. – Самара: изд-во СГПУ, 2008.

15. Добрусин В.А., Карасев В.Н., Нохрин А.А.; Самарские судьбы. Биографическая энциклопедия – Самара: Издательский дом «Агни», 2010.

16. Емец В. Высоцкий в Куйбышеве -1967 – Самара, 2008.

17. Куйбышевский Олимп Высоцкого. К 30-летию памяти поэта // сост. М. Трифонов – Самара: ИД «Раритет», 2010.

18. Трифонов М. Популярный артист из Таганки – Самара: «РПП Мир печати», 2014.

Публикации:

19. Самарские судьбы, 2010. - №№ 1, 6; 2011. - №4; 2012. - №3.

20. Волжская коммуна - 2009. - 7 октября; 2012. - 29 июня, 24 августа, 31 августа, 14 сентября, 5 октября.

21. Самарские известия, 2012. - 3 июля.

22. Музыкальная жизнь, 1967. №1.

Материалы «Интернета»:

23. «ГМК-62» - куйбышевский феномен» в молодёжном движении. (www.samregion.ru)

24. Малинкин Е. ГМК-62. История в документах. (www.regsamarh.ru)

Приложение №1

Структура ГМК-62

Приложение № 2

Список организаторов и активистов ГМК-62, найденных автором

1. Александров Михаил - активист джаз-клуба.

2. Ананьева Лариса - информация находится в стадии обработки.

3. Арзамасцева Любовь - информация находится в стадии разработки.

4. Астринская Светлана - информация находится в стадии обработки.

5. Басс Аннета (1930-2006) - почетный гражданин Самары, заслуженный работник культуры России, директор Самарского художественного музея

6. Беззубов Вячеслав - информация находится в стадии обработки.

7. Бекасов Лев – второй президент джаз-клуба, кандидат технических наук, доцент СамГТУ, организатор джазовых фестивалей Поволжья, руководитель оркестра СамГТУ биг-бенда «Ритм», президент клуба «Время ГМК-62».

8. Белов Анатолий - активист джаз-клуба, доцент СГТУ.

9. Болтянский Александр - активист фотоклуба, легендарная творческая личность, книголюб, известный библиофил, пушкиновед, преподавал в СГЭУ, читал курс систем отображения информации, под его руководством были сделаны первые дисплеи на базе бытовых телевизоров.

10. Брюханов Борис – активист джаз-клуба.

11. Вайнгартен Генрих – активист фотоклуба, инженер, кандидат технических наук, Почетный строитель России.

12. Варламов Евгений - активист джаз-клуба, саксофонист анс. «Ритм» доктор технических наук СамГТУ.

13. Вечкалин Юрий - информация находится в стадии обработки.

14. Виттих Владимир – активист джаз-клуба, советский и российский учёный, академик, доктор технических наук, директор Института проблем управления сложными системами Российской академии наук (ИПУСС РАН), джазовый музыкант.

15. Воронова Валентина – президент клуба «Отечество» (одного из самых активных в ГМК-62), врач, активный организатор выставок детского рисунка «Я вижу мир», живописи и графики, организатор творческой встречи с пианистом Н.Петровым, организатор встреч с куйбышевскими поэтами и писателями, актёрами театра, режиссёрами и операторами телевидения, способствовала открытию салона «Граммофон» (благодаря В.Вороновой клуб приобрёл раритетный граммофон фирмы «Товарищество В.И. Ребиков и К.», изготовленный в 1906.г.) активно участвовала в мероприятиях других клубов.

16. Вощинин Игорь (1939) – первый президент джаз-клуба ГМК-62 (1962-1966), организатор первого джазового фестиваля, историк джаза, член Гильдии джазовых критиков, член журналистов России (1997), член Союза профессиональных литераторов, ведущий концертов, фестивалей в Самаре и Тольятти, ведущий еженедельной авторской программы «Вот вам джаз!» на радиостанции «Самара-максимум», возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт.

17. Гребнев Александр – организатор клуба хоровой славянской песни «Славия», преподаватель Самарского государственного педагогического университета, кандидат филологических наук.

18. Гребнева Любовь – участница клуба хоровой и славянской песни «Славия».

19. Гребнева Эльгирия – организатор клуба хоровой славянской песни «Славия», преподаватель Самарского государственного педагогического университета, кандидат филологических наук.

20. Гребенников Олег – активист джаз-клуба, доцент Санкт-Петербургского института, играл в знаменитом ансамбле «Мистер-джаз», занимается журналистикой.

21. Денисов Владислав – первый председатель фотоклуба ГМК-62, преподавал «Основы теории электрических цепей» (ОТЭЦ) в СГАУ.

22. Емец Владимир – активист фотоклуба, самарский журналист, фотохудожник.

23. Зейфман (Баскин) Григорий – активист, ведущий разных мероприятий ГМК-62, конферансье «Ленконцерта», ведущий концертов грандов советской эстрады - М. Магомаева, Э. Пьехи, С. Захарова, С. Ротару, ВИА «Поющие гитары», Ю. Антонова, Л. Сенчиной, И. Понаровской, вице-президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, профессор Университета культуры и искусств, главный режиссёр Санкт-Петербургского концертного комплекса «Гигант-Холл», народный артист России

24. Каган Наталья - информация находится в стадии обработки.

25. Калачкин Владимир – участник клуба современного танца.

26. Касьянова Инна - председатель секции классической музыки ГМК-62, принимала активное участие в организации первых конкурсов молодых музыкантов им. Д. Кабалевского, заместитель председателя самарской организации Союза композиторов, кандидат искусствоведения, музыковед, фольклорист, профессор ПГСГА, заслуженный деятель искусств России.

27. Кацнельсон Владимир - активист секции организаторов ГМК-62, был ведущим многих мероприятий, врач-невролог высшей категории.

28. Киселёва Лина – информация находится в стадии обработки.

29. Климов Вячеслав (1938) – первый президент ГМК-62, организатор и идейный вдохновитель ГМК-62, работал заместителем Главного архитектора г.Куйбышев.

30. Коннов Валерий – третий президент джаз-клуба.

31. Коннова Наталья - информация находится в стадии обработки.

32. Кондратов Эдуард (1933-2010) – один из основателей и активистов ГМК-62, российский писатель и журналист, работал в разных СМИ (в т.ч. собкором газеты «Известия»), был старшим редактором на куйбышевском ТВ, автор популярных книг: «По багровой тропе Эльдорадо», «Тревожные ночи в Самаре», эпопея «Жестокий год», сценарист, сорежиссёр и исполнитель одной из ролей в сериале о самарских чекистах «Тревожные ночи в Самаре» (1969-1970).

33. Крюкова Нина - активист джаз-клуба, солистка знаменитого оркестра А.Кролла «Современник».

34. Куранов Николай – руководитель и дирижёр клуба хоровой славянской песни «Славия», известный самарский преподаватель, хоровой дирижёр.

35. Курочкин Евгений – активист джаз-клуба.

36. Либер Белла - активист ГМК-62, участвовала в организации конкурса им. Кабалевского.

37. Морозов Виталий - активист фотоклуба.

38. Наганов Владимир (2008) - второй президент ГМК-62 (1968), журналист, редактор «Волжской коммуны», вёл программы на куйбышевском телевидении, возглавлял сектор культуры и СМИ в куйбышевском Облисполкоме (1987), работал в аппарате губернатора К. Титова, главный редактор «Волжской коммуны» (201-2008).

39. Нечаев Жорж – первый дирижёр клуба хоровой славянской песни «Славия», преподаватель музыкально- педагогического факультета Куйбышевского пединститута.

40. Никанорова Клара – участница клуба хоровой славянской песни «Славия».

41. Николаев Альберт - активист джаз-клуба, джазовый вокалист знаменитого биг-бенда «Ритм».

42. Першин Юрий – активист ГМК-62, входил в инициативную группу.

43. Попенин Вячеслав - активист ГМК-62, радист.

44. Разлацкий Алексей (1935-1989) - активист ГМК-62, поэт, член жюри фестиваля им. Грушина, математик, экономист, марксист, был осуждён за антисоветскую агитацию и пропаганду.

45. Ротштейн Галина - активист ГМК-62, входила в инициативную группу по организации ГМК-62.

46. Середицкая Галина - активист ГМК-62, преподаватель музыкальной школы, входила в организационный комитет III конкурса им.Д. Кабалевского.

47. Скиба Борис (1999) - активист секции туризма, один из основателей фестиваля им. В. Грушина, член жюри фестивалей, работал в творческой группе, чемпион СССР по водному туризму.

48. Скобелев Олег – активист фотоклуба, специалист в области автоматизации экспериментов и испытаний СНИУ, знаток и ценитель художественной литературы и театра, создатель и главный исполнитель ряда радиопостановок.

49. Смольник Борис – активист джаз-клуба.

50. Соколов Александр – активист джаз-клуба.

51. Сорокин Юрий – активист клуба «Колокол».

52. Стерлингов Юрий - информация находится в стадии обработки.

53. Сыроежкин Борис – активист джаз-клуба, аккордеонист, руководитель эстрадного ансамбля «Гармония», художественный руководитель клуба им. Дзержинского

54. Сыромятников Владимир – активист фотоклуба (серия снимков Д. Кабалевского, Р. Рождевственского, фотопортреты активистов ГМК-62).

55. Титов Константин – президент дискуссионного клуба «Колокол», российский политический и государственный деятель, председатель Куйбышевского городского исполкома Совета народных депутатов председатель Куйбышевского городского исполкома (1990 -1991); Глава областной администрации - Губернатор Самарской области (1991-2007); кандидат в Президенты России (2000); сенатор Совета Федерации ФС РФ от Самарской области (2007-2015).

50. Фёдоров Евгений – активист джаз-клуба, гитарист оркестра А. Кролла «Современник».

56. Фишгойт Исай (1927-2013) – один из основателей ГМК-62, педагог, общественный деятель, участвовал в организации концертов ленинградских бардов Ю. Кукина и Е. Клячкина, конкурса молодых исполнителей им. Д. Кабалевского, всероссийского фестиваля авторской песни им. В. Грушина.

57. Фролов Николай - второй секретарь ГК ВЛКСМ (1960 гг.), генерал-майор МВД.

58. Ханчин Всевлод (1936-2013) - вице-президент ГМК-62, президент клуба «Эксперимент» в ГМК-62, один из организаторов концертов В. Высоцкого в Куйбышеве, чемпион Поволжской парусной регаты, бронзовый призер Спартакиады народов России в Олимпийском классе яхт «Темпест», неоднократный чемпион города и области, участник и призер Республиканских, Всесоюзных и Международных регат, мастер спорта СССР, яхтенный капитан. Первый президент Ассоциации парусных катамаранов (1990 г.). Работал со спортсменами Ассоциации на десятках Чемпионатов Мира и Европы, на пяти Олимпийских Играх. Удостоен звания «За большой вклад в развитии парусного спорта в России» (2006 г.). По инициативе В. Ханчина был создан первый в мире музей В. Высоцкого (1985 г., ул. Ленинградская, 77), способствовал популяризации творчества В. Высоцкого и сохранения его памяти.

59. Чернышев Борис – третий президент ГМК-62 (1968-1970 гг.), профессор Самарского архитектурно-строительного университета, кандидат философии, продолжал традиции клуба, несмотря на завершение периода «оттепели».

60. Щербак Артур – первый вице-президент ГМК-62, председатель первых трёх конкурсов молодых пианистов Поволжья им. Д. Кабалевского, один из организаторов джазового фестиваля музыки в Куйбышеве, один из организаторов концертов В. Высоцкого в Куйбышеве, один из организаторов фестиваля авторской песни им. В. Грушина (написал положение о фестивале, подготовил постановление бюро обкома ВЛКСМ), внештатный секретарь Обкома комсомола, заместитель заведующего отделом пропаганды и культурно-массовой работы Куйбышевского обкома комсомола (1966-1972 гг.), принимал участие в открытии института культуры в г. Куйбышев (1960 гг.), заместитель начальника областного Управления культуры, принимал активное участие в увековечении памяти В. Высоцкого в Самаре.

Приложение № 3.

Иллюстрации

Вячеслав Климов и Артур Щербак

Константин Титов

Приложение № 4.

Анкета

Уважаемый(ая) респондент!

Нам необходимо знать Ваше мнение в вопросах музыкального наследия современной Самары. Анонимность ответов гарантируется.

Чтобы заполнить анкету, обведите кружком буквенный код напротив того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением, либо напишите ответ сами, если он не приводится.

Большое спасибо!

Считаете ли Вы, что необходимо сохранять культурное наследие Самары

а) да б) нет

Какие молодёжные организации Самары Вы знаете

а) знаю:_______________________ б) нет, не знаю

____________________________

Какие из них связаны с развитием культуры Самары

а) знаю: ___________________ б) нет, не знаю

____________________________

Какие масштабные культурные проекты Самары Вы знаете

а) Всероссийский фестиваль авторской песни им. В.Грушина

б) Всероссийский конкурс молодых музыкантов им. Д.Кабалевского

в) Всероссийский фестиваль джазовой музыки

г) другие (какие) ________________________________________

Кто являлся создателем данных проектов

а) знаю: б) нет, не знаю в) не знаю, но мне интересно

узнать

______________

напишите некоторые сведения о себе

6. Ваш пол: а) муж. б) жен.

7. Ваш возраст: а) от 10 до 16 лет

б) от 17 до 25 лет

в) от 25 до 35 лет

г) от 35 и старше.

Спасибо за участие!

Просмотров работы: 233