Ленивый глаз

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ленивый глаз

Гусакова  С.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»МО «Котлас» Архангельской области
Липатова  Е.Ю. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»МО «Котлас» Архангельской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Амблиопия, или ленивый глаз (от греч. amblyos – слепое и opia – зрение) – состояние, при котором отмечается не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз снижение зрения при отсутствии каких-либо патологических изменений органа зрения.

Амблиопию можно предотвратить и излечить тем эффективнее, чем раньше она была выявлена. Первый осмотр, позволяющий выявить возможные причины амблиопии, должен проводиться в течение 4-6 недель после рождения, а оценка рефракции - в первый год жизни. Детям, находящимся в группе риска, необходим ежегодный осмотр в течение первых 6-8 лет жизни.

Лечение амблиопии должно проводиться в свои сроки, наиболее эффективное лечение амблиопии проводится в возрасте до восьми лет, так как весь путь зрительного анализатора формируется в первые восемь лет, в дальнейшем лечение амблиопии становится неэффективным.

Актуальность.

В настоящее время амблиопия является одной из наиболее серьезных причин снижения зрения у детей и подростков. Ребёнок-амблиоп смотрит на мир широко раскрытыми глазами, но не получает полной зрительной информации окружающего мира, так как его головной мозг не учится видеть хорошо. Ребёнок отстаёт в умственном развитии, что сказывается на его школьной успеваемости. И плохая успеваемость ребёнка при большом желании учиться может быть связана именно с амблиопией.

Существует много способов лечения амблиопии, но до сих пор не найден эффективный метод лечения у детей. Несомненно, лечение амблиопии наиболее эффективно в ранние сроки. Актуальность данного вопроса и определила выбор темы работы: "Амблиопия у детей. Эффективные методы её лечения".

Цель исследования: выявление наиболее эффективной методики лечения амблиопии.

Задачи:

1. Повысить осведомлённость родителей, медицинских работников дошкольных и школьных учреждений, педагогов об опасности необратимой задержки развития всей зрительной системы у ребёнка.

2. Побудить на более внимательное наблюдение за ребёнком в классе и дома в отношении успеваемости с целью более раннего выявления амблиопии.3. Получить более полную информацию о заболевании амблиопия.

4. Провести анализ эффективности лечения детей с амблиопией различными методиками.

Методы исследования:

1. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

2. Наблюдение.

3. Обобщение полученных сведений.

4. Анализ литературы и интернет источников.

Объект исследования:

Пациенты медицинского центра «на Невского» г. Котлас:

Гусакова Станислава Сергеевна 2007 г.р.

Екимовская Наталья Николаевна 2005 г.р.

Анисимова Ольга Сергеевна 2004 г.р.

Предмет исследования:

Лечебный процесс, направленный на повышение функциональных характеристик детей страдающих амблиопией.

Краткий обзор литературы: научная литература, электронные ресурсы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 Знакомство с детской патологией

1.1 Лечение амблиопии в домашних условиях

Для исследования взяли четыре пациента в возрасте от 6 до 8 лет с амблиопией первой степени. Период наблюдения составил 3 года. Все пациенты были разделены на три группы по методике лечения данной патологии.

1. С периодичностью 2 раза в год приборы +окклюзия в домашних условиях (наклеивание повязки на глаз, который видит лучше, чтобы заставить работать «ленивый») 1 + ношение правильно подобранной очковой коррекции (Гусакова Станислава Сергеевна 2007г.р. г. Котлас) (Приложение 1).

2. С периодичностью 2 раза в год приборы без применения лечения в домашних условиях + ношение правильно подобранной очковой коррекции (Екимовская Наталья Николаевна 2005г.р. г. Кич-Городок)

3. Лечение в домашних условиях окклюзией + ношение правильно подобранной очковой коррекции (Анисимова Ольга Сергеевна 2004г.р.)

1.2 Аппаратное лечение

К 1-ой группе отнесли методы аппаратного лечения такие как:

1) Игра-стимулятор «Паучок» предназначена для лечения амблиопии. Паучок плетёт паутину, а игрок должен помочь паучку расправить её, чтобы поймать муху. Время занятий на аппарате 10 минут без очковой коррекции.

2) «Иллюзион»предназначен для лечения амблиопии у детей, начиная с раннего возраста. Лечебное действие спиральных тест-объектов создает иллюзию удаляющегося или приближающегося тоннеля. Указанный эффект позволяет осуществлять тренировку и снятие спазма глазных мышц у детей. Время занятий на аппарате 20 минут в очковой коррекции.

3) Аппарат "ЛАСТ-01" предназначен для лечения амблиопии и тренирует мышцы глаза. Время занятий на аппарате 15 минут без очковой коррекции.

4) Компьютерная программа «Крестики» в игровой форме тренирует способность глаза более быстро приспосабливаться к чёткому изображению любых объектов. Максимальное время занятий на компьютерной программе «Крестики» 20-30 минут на каждый глаз в очках.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1 группа по лечению амблиопии:

15.02.2013г. Гусаковой Стасе выявили амблиопию в возрасте 6 лет, и незамедлительно началось лечение, которое проводилось в Архангельской Клинической Офтальмологической Больнице. В заключение первого обследования сделаны следующие записи: острота зрения правого глазаравна 0,1; левого глаза равна 0,3. В подобранных очках улучшения остроты зрения не было, амблиопия подтвердилась. Назначено лечение, которое мы отнесли к 1 группе. Продолжительность цикла лечения на данных аппаратах составила 10 дней. После чего обследование показало:

острота зрения правого глаза равна 0,1,

левого глаза равна 0,3

Но, глаза начали поддаваться коррекции. И уже в очках острота зрения была следующая:

  • на правом глазу в очках Стася видела уже не первую, а вторую строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,2;
  • на левом глазу острота зрения в очках изменилось до 0,4.

Окклюзия необходима, чтобы закрыть лучше видящий глаз и заставить работать хуже видящий. В данном случае была приобретена тканевая повязка, которую надевали прямо на левую линзу на очках. Было трудно Стасе первое время смотреть правым глазом, который совершенно не умел видеть, были частые попытки подсмотреть левым глазом.

Чтобы улучшить привыкание ребенка начинали закрывать глаз на 2-3 часа в день. Спустя месяц ребенок смог переносить более длительные периоды окклюзии, и через два месяца от первого надевания повязки, Стася уже находилась в ней с утра до вечера продолжительностью 5 месяцев до следующего лечения в больнице. Сдаваться было нельзя.

В окклюзии Станислава читала книги, смотрела любимые передачи и рисовала, посещала детский сад, понимала и в дальнейшем перестала обращать внимание на обиды сверстников.

Спустя 5 месяцев, за две недели до поступления в 1 класс, лечение аппаратами повторилось. Врачами был выбран тот же план лечения, который отнесён в нашей исследовательской работе к 1 группе.

Результаты по окончанию лечения таковы:

  • острота зрения правого глаза равна 0,2;
  • левого глаза равна 0,4.

В очках острота зрения была следующая:

На правом глазу в очках Стася видела четвёртую строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,4

На левом глазу острота зрения в очках изменилась до 0,5

Здесь можем отметить увеличение остроты зрения, как в очках, так и без них.

После основного лечения продолжилось оптимистичное ношение окклюзии на протяжении 6 месяцев. В третий раз лечение амблиопии закончилось с результатами:

  • острота зрения правого глаза равна 0,3;
  • левого глаза равна 0,5.

В очках острота зрения была следующая:

На правом глазу в очках Стася видела пятую строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,5

На левом глазу острота зрения в очках изменилась до 0,6.

Можно сделать вывод о том, что уже понятна некоторая динамика изменения остроты зрения после комбинированного лечения: в стационаре на аппаратуре лечение было направлено на оба глаза, но после, уже в домашних условиях, Стася носила окклюдер (закрывала работающий глаз), тем самым тренируя правый глаз, но в итоге острота зрения повышалась на обеих глазах, из этого можно сделать вывод ещё и том, что левый глаз до лечения работал за себя и за правый глаз вместе, значит зрительный путь в нём был развит, но не в полном объёме, левый глаз был ведущим и зрительные пути в этом глазу могут полностью восстановить свои зрительные функции благодаря аппаратному лечению. Что касается правого, в литературе этот глаз ещё имеет название «ленивый» под воздействием аппаратов и заклеивания левого глаза ему приходится трудиться, и мы видим результаты этих трудов.

Далее через полгода мы опять приехали на лечение, направление в котором нам назначили прежнее и тут мы наблюдали тенденцию к улучшению, награду за наши старания:

  • острота зрения правого глаза равна 0,4;
  • левого глаза равна 0,5.

В очках острота зрения была следующая:

  • на правом глазу в очках Стася видела шестую строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,6;
  • на левом глазу острота зрения в очках изменилась до 0,7.

На этот раз достижение получилось в коррекции, на строчку прибавили и правый и левый глаз, хоть при этом острота зрения без очков пока не изменилась после предпоследнего прохождения лечения.

Не забывая об окклюзии, через семь месяцев лечение снова повторилось. В заключении врача указано:

  • острота зрения правого глаза равна 0,4;
  • левого глаза равна 0,5.

В очках острота зрения была следующая:

  • на правом глазу в очках Стася видела седьмую строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,7;
  • на левом глазу острота зрения в очках изменилась до 0,8.

Проведено полное комплексное обследование глаз, и диагноз амблиопия был снят. Зрительные пути восстановлены. В дальнейшем Стасе было рекомендовано врачами наблюдение в больнице два раза в год для оценки динамики развития органа зрения.

Последнее посещение областной больницы было спустя восемь месяцев в декабре 2015г. Острота зрения в очках и без очков осталась на прежнем уровне.

Диаграмма №1 (см. Приложения)

Вывод: График изменения остроты зрения наглядно показывает увеличение остроты зрения как без очков: правый глаз на три строчки, левый на две строчки, так и в очках (в коррекции): правый глаз на шесть строчек (0,6), левый на пять строчек (0,5).

2 группа по лечению амблиопии.

Во вторую исследовательскую группу вошла Екимовская Наталья Николаевна 2005г.р. г. Кич-Городок. Амблиопию диагностировали 29.07.2011г.:

  • острота зрения правого глаза равна 0,1;
  • левого глаза равна 0,5.

В очках острота зрения была следующая:

  • на правом глазу в очках Наталья видела третью строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,3;
  • на левом глазу острота зрения в очках равна 0,6.

В данном случае, у ребёнка так же наблюдалось неразвитость зрительных путей. Врачом рекомендовано лечение в Архангельской областной глазной больнице. Подобранная методика лечения совпадала с методикой Гусаковой Станиславы. Но, к сожалению, все требования врача не выполнялись: девочка получала периодическое лечение, между которым окклюзией не пользовалась.

На диаграмме №2 можно понаблюдать изменение остроты зрения без очков и в очках (см. Приложение №3).

Вывод: по диаграмме видно, что острота зрения без очков не изменилась, но она увеличилась в очках: на правом глазу на одну строчку (на о,1), а на левом глазу на четыре строчки (0,4).

3 группа по лечению амблиопии:

К третьей группе по лечению отнесём Анисимову Ольгу Сергеевну 2004г.р. Диагноз амблиопия поставлен 14.08.2010г. После обследования данные были следующие:

  • острота зрения правого глаза равна 0,2;
  • левого глаза равна 0,1.

В очках острота зрения была следующая:

  • на правом глазу в очках Оля видела вторую строчку, то есть острота зрения в очках была равна 0,2;
  • на левом глазу острота зрения в очках равна 0,2.

В назначении врача рекомендовано аппаратное лечение, очки для постоянного ношения, окклюзия попеременно на оба глаза. Осмотр через шесть месяцев.

По словам мамы, за данный промежуток времени Оля выполняла рекомендации врача в отношении окклюдера, носила постоянно выписанные очки. Но в Архангельской Клинической Офтальмологической Больнице лечения они не проходили. На диаграмме №3 можем посмотреть изменения в остроте зрения девочки.

Вывод: диаграмма показывает нам неизменную остроту зрения без очков и увеличение остроты зрения на оба глаза на одну строчку (0,1) в очках.

Значит, метод окклюзии помогает в развитии зрительных путей, но результаты разнятся с результатами от лечения в комплексе.

Заключение

Данные три пациента – дети, проходившие лечение тремя разными методиками, амблиопия у которых была диагностирована в одном возрасте, показали разные результаты в лечении.

Из исследований мы можем судить о том, что начатое вовремя лечение во всех исследуемых группах не дало нам 100% результата в восстановлении зрительных путей глаза, так как до сих пор не найден эффективный метод лечения у детей (о чём говорилось выше). Но мы наблюдали динамику увеличения остроты зрения в некоторых методах.

Все три девочки рекомендации врача выполняли по-разному:

Гусакова Станислава выполняла все рекомендации врача: аппаратное лечение, окклюзия, ходила в правильно подобранной коррекции (очках). В результате наблюдали увеличение остроты зрения как без очков: правый глаз на три строчки, левый на две строчки, так и в очках (в коррекции): правый глаз на шесть строчек (0,6), левый на пять строчек (0,5).

Екимовская Наталья в отношении аппаратного лечения была серьёзна и проходила как рекомендовал врач, носила правильно подобранную коррекцию (очки). но окклюзией не пользовалась. По итогам можем сказать о том, что острота зрения без очков не изменилась, но она увеличилась в очках: на правом глазу на одну строчку (на о,1), а на левом глазу на четыре строчки (0,4).

Анисимова Ольга наоборот, всегда использовала окклюзию и носила правильно подобранную коррекцию (очки), но аппаратное лечение не проходила. Достижения в лечении у неё следующие: остроту зрения без очков не изменилась, но наблюдается незначительное увеличение остроты зрения на оба глаза на одну строчку (0,1) в очках.

Из исследования можем сделать вывод о том, что наиболее эффективной методикой лечения амблиопии является комплексный подход, то есть сочетание лечения аппаратами: «Паучок», «Иллюзион», «ЛАСТ-01», «Крестики» в условиях клиники и тренировки глаз в домашних условиях, путём применения регулярной окклюзии между процессами лечения.

Рекомендуем родителям выполнять назначения врача в отношении аппаратного лечения, контролировать правильность и продолжительность ношения ребёнком окклюдера с целью повышения эффективности лечения, проявить настойчивость в данном вопросе.

Библиографический список:

  1. Э. Д. Рубан. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Ростов-на-Дону. Феникс. 2009г.
  2. Л. В. Венгер Методы лечения амблиопии и их эффективность. Офтальмольмологический журнал. 2000. №4.
  3. Филатова Е.В. Применение комплексной физиотерапии в лечении детей с амблиопией. 2007г.
  4. Офтальмология. Методическое пособие. Санкт-Петербург. Морсар АВ. 2007г.
  5. Сайт eyepress.ru

Приложение 1 Закрытие глаза – окклюзия.

Станислава Гусакова в кругу одноклассников.

Приложение 2

Аппараты для лечения амблиопии

Компьютерная программа «Крестики»

Аппарат «Иллюзион»Аппарат "ЛАСТ-01"

Приложение 3

Результаты исследования остроты зрения у Гусаковой С.С.

Диаграмма №1

Изменение остроты зрения без очков Изменение остроты зрения в очках

Приложение 4

Результаты исследования остроты зрения у Екимовской Н.Н.

Диаграмма №2

Изменение остроты зрения без очков Изменение остроты зрения в очках

Результаты исследования остроты зрения у Анисимовой О. С.

Диаграмма №3

Изменение остроты зрения без очков Изменение остроты зрения в очках

Просмотров работы: 179