Соль: друг или враг?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Соль: друг или враг?

Покинтелица И.И. 1
1МАОУ "СОШ №24"
Постникова И.В. 1
1МАОУ "СОШ №24"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Соль повсюду, её «море»,

Соль и в радости и в горе.

Мойтесь, ешьте и лепите,

Применяйте, как хотите.

XXI век – время, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни: у них есть тёплые дома и квартиры, красивые и быстрые машины, умные роботы и компьютеры. Почти в каждом доме, на заводах, в больницах и школах есть большое количество разнообразной техники и приборов, которые облегчают труд людей, их быт и жизнь в целом. И человечество уже настолько привыкло к стиральным и посудомоечным машинам, сотовым телефонам, эскалаторам, интернету и космическим кораблям, что нам сложно представить, как люди жили без всего этого в недалеком прошлом.

Но в жизни человека есть и простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. Зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар... Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут жить «удобно». К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Соль есть в каждом доме. Соль – незаменимая и самая распространённая приправа в мире. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

Соль везде! На страницах журналов, газет, по радио, телевидению и даже от близких людей часто можно слышать пугающие высказывания о соли: «Тайный убийца», «Белая смерть» и другие. Неужели это так? У меня появилось желание узнать про соль как можно больше, открыть все её тайны. Поэтому я считаю, что выбранная мною тема «Соль: друг или враг?» актуальна.

Всё вышеперечисленное и послужило для выбора моей темы исследовательской работы. Работая над проектом, поставила перед собой цель: исследование положительной и отрицательной роли соли для жизнедеятельности в современном мире. Для того чтобы добиться цели, нужно решить ряд поставленных задач:

научиться самостоятельно, находить нужную информацию в разных источниках, анализировать её и делать выводы;

узнать об использовании соли в различных областях жизнедеятельности;

выяснить, как соль влияет на организм человека, и к каким последствиям ведёт чрезмерное её употребление;

выяснить, имеет ли место соль в народном творчестве;

провести эксперименты;

анкетировать учеников с целью выяснения роли соли, представить результаты анкетирования;

представить советы по использованию соли в быту;

сформулировать выводы по результатам исследования проделанной работы.

Объект исследования: соль. Предмет исследования: область применения соли в жизни человека. Проблема: осмыслить, какова роль соли в современном мире. Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы мало что знаем.

В основу исследования положена следующая гипотеза: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Ожидаемые результаты: работа над проектом будет способствовать: систематизации знаний об истории соли; использованию полученной информации на практике; обобщению и распространению информационного материала через выступления на классных часах, внеклассных мероприятиях.

Методы исследования: изучение исторических аспектов, анализ источников, анкетирование и анализ полученных данных, опыты и эксперименты.

При подготовке к написанию представленного проекта я исследовала много различных источников. Это учебная литература, различные книги. Однако главным источником информации для меня стал Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Интересные факты из истории соли

Свой проект начала с изучения исторического прошлого соли. Для этого заглянула в Интернет и узнала следующие сведения об истории соли. Соль-это единственный минерал неорганического происхождения, который человек употребляет в чистом виде. Слово «соль» произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» - означающего «море». Соль появилась из морей, которые высохли миллионы лет назад и обеспечили нас соляными запасами [7,11]. В древние времена соль была ценным товаром.В те далекие времена она ценилась выше золота. Из-за неё происходили войны,образовывались и разрушались государства, а нехватка соли у населения вызывала «соляные бунты».В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной дороге – «Соляному пути». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. Торговцев соли облагали большим налогом. Это положило начало воинам, и даже стало причиной основания городов, например, Мюнхена в 1158 году. Нехватка соли вызывала и народные волнения (соляные бунты). Такой бунт произошел в 1648 году в Москве [11]. Соль служила источником пополнения казны. Соль оказала сильное влияние и на языки. Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Люди получали только хлеб и воду, а соли были полностью лишены. Через некоторое время они умирали [8,9]. На Руси издавна соль добывали вручную из рассолов выпариванием морской воды. Соль образовалась в результате постепенного усыхания внутренних морей и поэтому оказалась в недрах земли [11].

В честь соли названы многие города, в которых или вблизи которых добывали соль: Солигалич, Соликамск, Сольвычегодск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье, Усолье-Сибирское. По такому же принципу назывались и реки: Усолка, Соленая…Соль не только в названии городов, рек, но также она изображена на гербах (Приложение №1,2).

1.2. О месторождениях соли и способах её добычи [3]

Исчезни сейчас соль со стола человека – каждый бы ощутил потерю: без неё любое блюдо станет пресным и невкусным. Главный источник соли – моря и океаны. Десятки тысяч соляных озер разбросаны по всей поверхности земли. Соляные озера очень красивы. Они покрыты белоснежным кружевом, в котором отражается бесконечная голубизна неба и яркое солнце. Это самосадочные озера, соль образуется в них путем естественного выпаривания [3].

Самые крупные месторождения каменной соли были на Урале в районе Донбасса и в Прикаспийской низменности в районе нижней Волги – озеро Эльтон – Волгоградская область, в Астраханской области – озеро Баскунчак, в Приуралье, Сибири. Баскунчакское соляное озеро – жемчужина Прикаспия. В России о нем знает каждый. Но мало кто знает, что это не озеро. А что же? Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров вглубь земли и прикрытой толщей осадочных пород. Питание уникального водоема происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в соленое озеро Баскунчак по его северо-западному берегу, принося в течение суток в озеро Баскунчак более 2,5 тысячи тонн солей. Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОЛИ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1. Соль! Какая она бывает?

Перед тем, как приступить к практической части исследования мне необходимо узнать: Какая бывает соль? Вся соль, которая сегодня добывается и используется в пищу, практически одинакова на вкус.

Соль классифицируют по месту её добычи. Изучив литературу по данному вопросу, я для себя выделила, что в наше время соль добывают разными способами в зависимости от её вида: каменная соль;самосадочная соль;садочная поваренная соль;выварочная соль. Более 95% соли, добываемой на территории России – это каменная и самосадочная соль, другие методы добычи мало распространены. Производство всевозможных сортов поваренной соли составляет в мире более 180 млн. тонн в год.

В разных странах ценятся свои виды соли. В России ценится соль южно-уральская и сибирская. [18]. Посетив библиотеку и магазины нашего города, (Приложение №3) узнала, что соль различают по потреблению: поваренная пищевая; кормовая соль (для животных); промышленная. Кроме того, можно выделить и следующие сорта соли: поваренная соль; йодированнаясоль с добавлением определённого количества йодсодержащих солей, которые способствуют профилактике развития йода-дефицита в организме. Чтобы не навредить себе, употребляя йодированную соль, необходимо обращать внимание на дату изготовления. Не все знают, что употреблять её можно не позже 9 месяцев со дня изготовления. А ещё, для консервирования она не годится. Соль «Экстра».Так же узнала, что с точки зрения здоровья, чем ниже сорт и чем ближе состав соли к природному составу, тем лучше.

2.2. Социологический опрос. Результаты анкетирования

Чтобы проверить свою гипотезу: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества, решила изучить мнения россиян. Для этого составила анкету, с целью изучения роли соли в жизнедеятельности. Провела опрос, в котором приняло участие 85 обучающихся нашей школы.

И вот какие результаты были получены (Приложение №4).

1. Полезна или вредна соль?

Полезна - 16 человек – 19%; вредна - 62 человек – 72%; затрудняются ответить – 7 человек – 8% (Приложение №4, рис.1)

Вывод: большинство ребят считает, что соль приносит вред. Другой интересующий меня вопрос.

2. Может ли человек прожить без соли?

Может - 58 человек – 68%; не может -17 человек – 20%; затрудняются ответить – 10 человек - 12% (Приложение №4 , рис. 2) По этим ответам, я делаю вывод: большинство ребят считает, что в жизни человек может обходиться без соли.

И последний вопрос, за ответом на который я обратилась к ребятам.

3. Где человек использует соль?

В кулинарии - 70 человек - 82%; в быту - 4 человека - 5%; в медицине - 6 человек - 7%; в творчестве - 5 человек – 6% (Приложение №5 , рис.3)

Анализ полученных данных выявил следующее: учащиеся мало что знают о соли.

2. 3. Полезна или вредна соль для организма человека?

Из Интернета я узнала, что в 1960- е годы поваренную соль окрестили "белой смертью", и это пугающее название тянется до сих пор, переходя из поколения в поколение. Зачем же мы её едим?! Правда это или нет?

На первый взгляд, белоснежная соль выглядит абсолютно безобидно. Работая над данным проектом, мне захотелось узнать: Приносит ли вред чрезмерное употребление соли?

Для этого, решила взять интервью у школьного фельдшера: Павликовой Татьяны Николаевны (Приложение №5). Она подтвердила, что чрезмерное потребление соли действительно вредно для здоровья, а именно:нарушается деятельность сердца, почек;возникают отёки ног;повышается кровяное давление. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя злоупотреблять солью при повышенном давлении, болезнях органов пищеварения, сердца, сосудов, почек. Надо быть осторожным с солью и тем, кто склонен к полноте.

Из рассказа также узнала, что соль входит в состав клеток крови, поддерживает их прочность, форму и нормальную деятельность. Клетки крови имеют определённую форму и оболочку и, чтобы эта оболочка была прочной и клетка крови не лопнула, необходима соль. Таким образом, соль необходимый строительный материал для клетки крови человека.

Известно, чтоорганизм человека на 70% состоит из воды. А соль регулирует и поддерживает водный баланс в организме. Другими словами, исключить соль - то же, что исключить дыхание.

Недостаток соли в организме может привести: к головокружениям и обморокам; нарушениям сердечной деятельности; резкому сокращению выделения пищеварительных соков; снижению аппетита; уменьшению количества воды в крови и организме.

Из беседы с Т.Н. Павликовой, сделала вывод, что полностью отказаться от потребления соли в пищу тоже вредно для организма.

Я заинтересовалась: «А сколько же надо человеку употреблять соли в день, что бы ни было, ни недостатка, ни избытка соли в организме?» Точного ответа я не нашла. Разные источники литературы и Интернета предлагают разные данные: 5-6г; 8-9г; 10-12г. Но большинство врачей советуют употреблять не более 5г. [15,19] Решила выяснить «Сколько же соли съедает наша семья?» Наша семья состоит из 4 человек. В среднем одну пачку – 1 кг, мы употребляем за 59 дней. Получается, что каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно 4,2 грамма соли в виде добавки к пище. Это не превышает допустимую норму в день.

Совет: Чтобы не превышать норму соли её можно заменить другими продуктами:Яблочным и лимонным соком; морскими водорослями и морской капустой; сушёными травами и специями; свежей зеленью. Чеснок, лук, хрен, редис - естественная соль. Все перечисленные продукты тоже не менее полезны. В их состав тоже входят различные соли.

Наши предки в пищу употребляли неочищенную морскую соль. В ней содержится большое количество микроэлементов: калий, кальций, магний железо, бром, йод и др. Она гораздо полезнее, чем обычная соль. Сегодня такую неочищенную соль используют в виде лекарств: в медицине и в косметологии: солевые ванны; втирания от выпадения волос; скрабы для тела; маски для лица.

Из собственного опыта и из источников литературы, узнала, что соль – наш помощник от многих недугов. Признание она получила как в традиционной медицине, так и в народных способах лечения. Оказывается, что соль лечебное средство.Приведу пример. Очень люблю принимать ванну с солью. Поскольку я учусь в хореографической школе у меня ежедневные физические нагрузки. После занятий, снять напряжение мышц мне помогает теплая ванна с добавлением морской соли. Она расслабляет и тонизирует, улучшает самочувствие и придает настроение.Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антибактериальным свойством. Многие поласкают горло и промывают нос при острых респираторных заболеваниях. Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное действие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для заболеваний дыхательных путей (Приложение №6).

2.4. Соль в кулинарии, быту, народном творчестве.

Эксперименты с солью

Чаще всего соль мы употребляем в пищу: варим, маринуем, солим. И везде добавляем соль. Заведующая школьной столовой рассказала о правильной закладке соли в блюда. Я узнала, что мясной бульон следует солить за 10 минут до готовности, а вот рыбный - как только закипит вода. Если неопытный кулинар слегка пересолит бульон, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину или горстку риса - они заберут на себя лишнюю соль.

Еще выяснила, что в нашей столовой ежедневно уходит 1000 граммов соли, питается в столовой в среднем 500 человек. Произвела расчет: 1000:500=2 грамма соли на одного человека. Делаю вывод: это хороший результат, так как, если человеку по совету врачей требуется в день 5-6 граммов (в чистом виде и в составе пищевых продуктов), то остальное количество соли (3-4 г), он будет потреблять во второй половине дня дома и в составе других продуктов. Например, сыр, хлеб, колбаса – это продукты, в которых наиболее высокое содержание соли.

От мамы и бабушки, учителя технологии узнала и другие полезные кулинарные советы: добавьте в воду, где варится картофель в кожуре, чайную ложку соли, и кожура не лопнет.Если при варке в соленой воде яйцо лопнет, то оно не вытечет.Щепотка соли предохраняет молоко от скисания.Если картофель солить в конце жарки, то он будет иметь хрустящую корочку.

Для проверки этого рецепта мы с мамой стали жарить картофель на двух сковородках. На первой сковороде посолили картофель сразу, а на второй – в конце жарки. Спустя время, картофель на первой сковороде стал мягким, развалистым, стал похожим на кашу. Кусочки картофеля на второй сковороде стали мягкими, но не потеряли форму, стали поджаристыми. Следовательно, такой рецепт имеет место в кулинарии.

Из литературы узнала, что оказывается: соль придаёт не только вкус пище, но и продукты очень долго не портятся, долго хранятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после их приготовления. На следующем этапе моей работы, задалась целью проверить на собственном опыте лживость или правдивость этих заявлений. Для этого решила провести эксперимент, для эксперимента мне понадобилось: тарелки – 2 штуки; сырая тёртая морковь - 2 штуки, соль поваренная – 1 чайная ложка.

В первую тарелку положила обычную тёртую морковь. Во вторую тарелку положили солёную морковь. (Приложение №7). В течение нескольких недель стала наблюдать. На начальном этапе образцы, по внешнему виду, ни чем не отличаются. Прошло 3 недели. Образец № 1:морковь потеряла форму, объём, цвет, высохла и потемнела. Образец № 2:форма не изменилась, цвет сохранился, объём сохранился, на поверхности образовались соляные кристаллы. Следовательно, можно сделать вывод: соль имеет уникальное свойство – убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. Поэтому её можно использовать для сохранения продуктов питания.

Выяснила, что соль полезна и в быту. Вот какие рецепты узнала: стеклянная посуда лучше блестит, когда ее после мытья ополаскивают соленой водой. Замерзшие оконные стекла можно легко очистить крепким раствором соли. Чтобы живые цветы сохранить дольше, необходимо в вазу с водой насыпать немного соли. Чтобы махровые полотенца оставались мягкими, следует после стирки ополоснуть их в соленой воде и не гладить.

Мы часто слышим, что в море легче плавать, чем в реке потому, что солёная вода сама выталкивает на поверхность. Я была на море, действительно это правда. Решила проверить это ещё и в домашних условиях, используя обычную поваренную соль. Для этого мне понадобилось: бокал с водой - 2 штуки; соль поваренная – 2 столовые ложки; яйцо сырое – 2 штуки. Первый бокал с водой оставила без изменений (с пресной водой). Во второй бокал добавила соль. Опустила в каждый бокал по яйцу. Наблюдала. В бокале с раствором соли и воды яйцо всплыло на поверхность. А яйцо в бокале с пресной водой опустилось на дно. Таким образом, убедилась, что соль повышает плотность воды.Чем больше в воде соли, тем больше у неё плотность, тем увереннее яйцо располагается на поверхности воды. За счёт этого в солёной воде плавать легче, чем в пресной и меньше вероятности утонуть (Приложение №8).

Однажды в школьной столовой, посадила на юбку жирное пятно и думала, что юбка безвозвратно испорчена. Тогда я обратилась к учителю технологии нашей школы. Она посоветовала сразу после появления пятна жира на одежде посыпать обильно солью, чуть втереть её и оставить на 5 минут, затем смахнуть. Если загрязнение не удалось вывести, то нужно будет его повторить, пока не исчезнет полностью. Постирать и просушить в соответствии с типом ткани. Этот способ широко применяется уже давно на всех материалах, в том числе и трикотаже. Была приятно удивлена, что пятно исчезло.

Соль жизненно необходима не только для людей, но и для животных. В дикой природе живность облизывает выступающую на камнях соль. Кормовая же соль для сельского хозяйства была изобретена учеными. Она удовлетворяет потребность животных (крупного рогатого скота и птиц) и птиц в минералах, которые способствуют правильному развитию костной ткани и шерсти, высоким удоям и хорошему воспроизводству. Также соль используется как средство профилактики заболеваний у молодняка, улучшения аппетита для предотвращения потери веса. В морозный и глубоко снежный зимний период, егеря подкармливают поваренной солью оленей, косуль, кабанов, а также зайцев, куропаток…

Так же солью посыпают дороги, защищая от гололёда. Мокрый снег не замерзает, а превращается в «кашу», которая легко счищается. Соль служит противообледенительным реагентом. Температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды. Таким образом, мы предотвращаем гололед на дорогах и, следовательно, аварийные ситуации.

В домашних условиях это тоже решила проверить и провела следующий опыт. Для этого опыта мне понадобилось: бокал с водой – 2 штуки; соль поваренная – 1 чайная ложка; марганец – для придания наглядности. Первый бокал с водой оставила без изменений (Приложение №8, образец № 1). Во второй бокал добавила соль (Приложение №8, образец № 2). Поставила оба бокала в морозилку на 30 минут, где температура -4 С. Жду 30 минут. В стакане с раствором соли образовалась «каша», а в стакане с пресной водой - лёд (Приложение №8). Вывод:присутствие в воде растворённых солей влияет на температуру замерзания воды.

Занимаясь исследованием, побеседовала с учителями химии и физики. Из интервью почерпнула много интересной информации (Приложение №9). Мизина О.Ю. мне рассказала, что в химии соль называется - Хлорид натрия,употребляется также название «хлористый натрий»и имеет химическую формулу Na CL. Кристаллы соли имеют форму куба, и они могут расти.Ольга Юрьевна предложила мне попробовать вырастить их дома и убедиться в этом самой, дав рекомендации по выращиванию кристаллов. Мне стало интересно, и я приступила к эксперименту. Для эксперимента потребовалось:банка с горячей водой (температура 80-90°С) - 700 грамм; соль поваренная пищевая - 7 столовых ложек;куколка из шерстяной нитки – 1 штука. В банку с горячей водой всыпала соль по 1 столовой ложки и размешивала до тех пор, пока соль не перестала растворяться, потребовалось 7 столовых ложек. Нерастворенные остатки удалила путем процеживания. Затем взяла приготовленную из шерстяной нитки куколку и опустила в солевой раствор. Закрепила конец на крышку банки. Поставила в спокойное место, периодически поглядывая. Температура внешней среды 28°С. Через 3 недели (21 день) куколка практически полностью покрылась кристаллами соли (Приложение №10).Таким образом, убедилась в том, что кристаллы поваренной соли действительно растут. Узнала, как их выращивают. И доказала, что в домашних условия можно их вырастить.

Что мне это дало? Во-первых это красиво. Во - вторых,познавательно. В третьих,учит аккуратности и усидчивости. С каким удовольствием можно наблюдать за ростом кристаллов! Сделанные с таким трудом «красавцы», можно применить в качестве сувениров и подарков для друзей или поделки на выставку декоративно-прикладного творчества (Приложение №10).

Свойства соли интересно узнавать экспериментальным путём. Из солёного раствора в домашних условиях можно получить и пресную воду (Приложение №11).

Затем, отправилась за материалом к учителю физики. Елена Станиславовна рассказала, что солевой раствор, оказывается, обладает электропроводностью. Дома с папой мы провели следующий опыт. Сначала мы насыпали в два стакана сухую соль и опустили электроды, лампочка не загорелась. Значит, сухая соль не проводит электрический ток. Затем мы взяли два стакана и налили чистой воды, затем опустили электроды – лампочка не горит. Когда же мы в эти стаканы стали подсыпать постепенно соль, лампочка сначала тускло, а потом всё ярче и ярче загорелась. Значит, делаю вывод: раствор соли в воде является проводником тока.

Какая же удивительная эта поваренная соль! Где можно ещё использовать соль? Решила узнать, применяется ли соль в народном творчестве. Оказывается, в народном творчестве она занимает не последнее место. А именно: о соли придумано много загадок (Приложение №12). Ценность соли породила целый ряд пословиц и поговорок (Приложение №13), афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Одна присказка «без золота прожить можно, а без соли нельзя» чего стоит! Из интервью учителя русского языка и литературы узнала значение пословицы: « Пуд соли съесть» (Приложение №14). Написаны стихи (Приложение №15); народные приметы (Приложение №16). Я творческий человек: люблю рисовать и лепить. Ещё в начальной школе, посещая кружок ЦДТ, занималась изготовлением различных поделок. Здесь тоже нашла применение соли. Я научилась: рисовать, применяя соль (Приложение № 17); изготовлять поделки из солёного теста (Приложение № 18,19).

В заключение можно отметить, что соль (хлористый натрий) является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека и животного мира. Соль в нашей жизни везде: в быту, промышленности, медицине, косметологии и даже в народном творчестве. Область применения соли в промышленности очень обширна, её применяют: в химической промышленности, в фарфорофаянсовом производстве, в металлургии. Соль является основой для производства химических продуктов, в первую очередь хлора и каустической соды, на базе которых изготовляется множество пластмасс, включая ПВХ, алюминия, бумаги, мыла, стекла. По подсчётам специалистов,соль в современных условиях прямо или косвенно имеет свыше 14 тысяч областей применения(Приложение №20, рис.4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, поняла, что знала о ней мало. Соль – одно из наиболее загадочных веществ, встречающихся в природе. Трудно найти вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и пищевым продуктом, и химическим сырьём, и лекарственным средством. В современном мире использование соли практически повсеместно.

Работая над исследованием, мною собран обширный материал о соли. Я узнала много новой и интересной информации о поваренной соли, проверила её правдивость экспериментальным и опытным путем.

В процессе работы над проектом мне понадобились разные источники информации, поэтому работала с книгами, газетными и журнальными статьями, интернет - источниками. Научилась сравнивать, анализировать, классифицировать полученную информацию.

Ещё хочется отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности: научилась брать интервью; составлять анкету, правильно формулируя вопросы; выпустила буклет, где представила советы по применению соли в домашних условиях: в быту, косметологии, медицине.

Итогом моей работы стало выступление на классных часах «Удивительное рядом», где обучающиеся с удовольствием меня слушали, рассматривали мои выращенные кристаллы, работы из теста и рисунки (Приложение №20).

В целом, я довольна своей работой. Считаю, что цель моего исследования достигнута, задачи, которые ставила перед собой - выполнены.

Информация о соли может быть использована на уроках ОБЖ, окружающего мира, технологии, химии, физике и ИЗО, внеклассных мероприятиях. При изготовлении творческих работ своими руками обучающиеся закрепляют знания по цветоведению, учатся сочетать в работе разные материалы, вырабатывают умения организовать свое рабочее место, прививается аккуратное отношение к выполнению работы.

Внедрение результатов исследования будет способствовать разнообразию в творческой деятельности детей, разовьёт познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки. Таким образом, подводя итог моему исследованию, можно сделать следующие выводы:

соль - жизненно важное вещество. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Исключение из рациона соли не только бессмысленно, но и вредно.

Соль имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Используется в различных отраслях промышленности: в пищевой и химической промышленности, также употребляется при консервировании, в качестве антисептика, в холодильном деле и т.д. Следовательно, является другом.

Но в случае передозировки соль вредна и оказывает неблагоприятное действие на здоровье человека, и вызывает различные заболевания, соответственно, превращается из друга во врага. Придерживайтесь принципа разумности в употреблении соли, и тогда соль для вас останется только другом.

Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась: соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Поэтому, в будущем, планирую продолжить исследование в данном направлении. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется подробнее узнать о способах добычи соли, о соляных месторождениях, а также, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Владимиров А.В. Солёное золото. М.: «Детская литература», 1986. С.127.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1989. С.239.

Кинцле - Пфайлштикер Х. Соль – белое золото. М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005. С.165.

Рубцова Е. Фантазии из соленого теста. М.: «Эксмо», 2008. С.70.

Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. М.: Издательство «Ладога-100», 2007. С. 107

Хананова И. Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2006. С.104.

Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 1995. С.208.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 2009. С.384.

Энциклопедия «Я познаю мир». М.: АСТ «Астрель», 2009. С.338.

Яшкичев В.И «Русский промысел» – получение поваренной соли. М.: Издательский центр «Альфа», МГОПУ, 2000.

Интернет – источники

История соли. 2015//http://www.o-soli.ru/istoriya-soli/

Значение лепки в жизни детей.2016//http://skazka-gor.caduk.ru/p89aa1.html

Лечение солью. baza-azov.zp.ua/r--Lechenie-solju-i-rapoj.html

Морская соль полезна или вредна? 2011 // www.syroedenie.com/forum/printthread.php?tid=3033&page=6

Соль и здоровье человека. // http://www.goodsmatrix.ru/internet articles/149.html

Соль морская. 2015// https://medn.ru/statyi/lechenie-solyu-skipidarom-kerosinom/morskaya-sol-v-pitanii.html

Соль для химической промышленности. 2016// http://tesystem.ru/portfolio/sol-dlya-himii/

История и способы добычи. //promplace.ru/dobycha-i-obrabotka-poleznyh-iskopaemyh/dobycha-soli-1496.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Соль и география

Соль не только в названии городов, рек, но также она изображена на гербах

Озеро в Соль – Илецке; Озеро Баскунчак – большая соляная жемчужина

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соль и география

В честь соли названы многие города, реки, озёра

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Соль на прилавках магазинов ГО Краснотурьинск

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Результаты опроса респондентов

Рис.3 Диаграмма ответа на вопрос: Полезна или вредна соль?

Рис. 2 Диаграмма ответа на вопрос: Может ли человек прожить без соли?

Результаты опроса респондентов

Рис.3 Диаграмма ответа на вопрос: Где человек может использовать соль?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интервью у школьного фельдшера - Павликовой Татьяны Николаевны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Экскурсия по «Соляной пещере»

Главное направление деятельности центра – профилактика заболеваний и оздоровление жителей Краснотурьинска и ближайших населенных пунктов

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Эксперименты с солью

Образец № 1: морковь потеряла форму, объём, цвет, высохла и потемнела.

Образец № 2: форма не изменилась, цвет сохранился, объём сохранился, на поверхности образовались соляные кристаллы.

Соль имеет уникальное свойство – убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. Поэтому её можно использовать для сохранения продуктов питания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Эксперименты с солью

Убедилась, что соль повышает плотность воды

Образец №1: Образец №2:

Простая вода замёрзла Солевой раствор не замёрз в морозильнике

Присутствие в воде растворённых солей влияет на температуру замерзания воды

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Интервью с учителем химии – Мизиной О.Ю.

Интервью с учителем физики – Мотыревой Е.С.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Выращенные кристаллы

Убедилась в том, что кристаллы поваренной соли действительно растут. Узнала, как их выращивают. И доказала, что в домашних условия можно их вырастить.

С каким удовольствием можно наблюдать за ростом кристаллов!

Сделанные с таким трудом «красавцы», можно применить в качестве сувениров и подарков для друзей или поделки на выставку декоративно-прикладного творчества

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Эксперимент с солью «Получение пресной воды»

Для этого мне необходимо: соляной раствор – на 250 грамм воды 2 столовые ложки соли; рюмка – 1 штука; полиэтиленовый мешок; груз в виде металлической пластины; резинка. В центр банки с соляным раствором помещаю пустую рюмку. Сверху кладу груз, чтобы вода, испаряясь, скапливалась в рюмке. Ставлю под батарею. Продолжаю вести наблюдение. На следующий день на полиэтилене скопились капельки воды. Через неделю пресная вода в рюмке уже была видна невооруженным глазом. Через две недели в рюмке уже было 1,5 см пресной воды. Воду попробовала – она действительно пресная. Таким образом, убедилась в том, что из соляных растворов можно получить пресную воду.

Таким образом, убедилась в том, что из соляных растворов можно получить пресную воду

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Загадки о соли

1. В воде родилась,

2. Меня одну не едят, В огне крестилась, а без меня мало едят? В воду упала и пропала?

3. Отдельно - я не так вкусна,

4. Белый камень из горы, Но в пище соль - каждому, нужна? Всегда стоит на столе. Кто его не ест, Тот вкуса не знает.

5. Отдельно я не так вкусна,

6. Какая нота и продут Зато красива, солона, называются одинаково? И в пищу каждому нужна?

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Ценность соли породила целый ряд пословиц и поговорок, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека:

Без денег торговать, как без соли хлебать

Недосол на столе, пересол на спине

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеба пустая беседа

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли хлеб не еда

Без соли, без хлеба — половина обеда

Без хлеба смерть, без соли смех

Всем угодишь — себе насолишь

Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

За хлебом-солью каждая шутка хороша

На хлебе, на соли, да на добром слове

От хлеба-соли и царь не отказывается

Помяни соль, чтоб дали хлеба

Пуд соли вместе съесть

Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись

Соли не жалей, так и есть веселей

Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

Хлеб-соль ешь, а правду режь

Хлеб-соль и во сне хорошо

Хлеб-соль кушал, а нас не послушал

Хлеб-соль разбойника побеждает

Щепотка соли делает сахар слаще

Запас соли есть, не просит

Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди

Кто ворует, тот горюет, а мы живем — хлеб-соль жуём

Лень без соли обедает

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Интервью с учителем русского языка и литературы

Из интервью узнала значение пословиц: « Пуд соли съесть», «Не солоно хлебавши»

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Стихи о соли

(Борис Заходер)

Неведомо, в какой земле,

Недавно ли, давно ли,

Купил скупой в чужом селе

Мешок пудовый соли.

Верст тридцать было до села,

Да соль

Дешевле там была!

Туда - пешком...

Назад - пешком...

Покупку спрыснул малость,

И так легко ему с мешком

Сперва-то показалось!

Шагает он, шагает,

А сам и рассуждает:

- Неужто тут по правде пуд?

Какой там пуд!

Откуда!

Небось купчина, старый плут,

Обвесил на полпуда!

Но тридцать верст - не шаг шагнуть!

Пооттянуло плечи...

Скупой присел передохнуть,

Повел другие речи:

- Шалишь, меня не проведешь!

Умишко есть покуда...

Купец - он вор, а хошь не хошь -

В мешке не меньше пуда!

Ну, вот он, наконец и дом!

Скупой едва плетется.

С бедняги пот катит ручьем,

Чуть жив, а сам смеется!

- Ты что? - кричит жена с крыльца. -

Купил?

- Купил не худо!

Нагрел на соли я купца:

Походу взял с полпуда!

Иные, может быть, сочтут,

Что в басне мало соли.

Ей-богу, соли - целый пуд,

А может, и поболе!

(Виктор Боков)

Мед... молоко...

Масло с редькою в сборе...

Недалеко

До поваренной соли.

Съел я ее -

Не измерить кулем,

даже вагон -

Это малая малость!

Как равноправная

За столом

Вместе со всеми

Она появлялась.

Детство крестьянское -

Это не рай

И не кондитерская

Со сластями.

- Солоно?

- Солоно, мама!

- Давай

Ешь на здоровье

И крепни костями!

Ел я

По маминой просьбе

И креп,

Грудь подставляя

Под ливни и грозы.

Тысячу раз

Сыпал соль я на хлеб,

На комоватые,

Мягкие ноздри.

Помню, что соль

Мы всегда берегли,

Свято хранили

В красивой солонке.

Мы без нее

Даже дня не могли,-

Соль же

Так скромно

Стояла в сторонке!

Мы и в капусту ее,

И в грибы,

И в огурцы,

И в соленье любое,

Чтобы она

Выступала на лбы,

Потом катилась

На сено сухое!

Из дому я уходил.

В узелок

Мать положила

Родительской соли.

Слезы прощальные,

Крики:

- Сынок!

Счастья тебе!

Полной чаши и доли!

Помню поход.

Мы идем и молчим.

Ротой форсируем

Гать с иван-чаем.

Слышим команду:

- Соль не мочить!

- Есть не мочить!-

Старшине отвечаем.

Помню квадрат,

С мертвой хваткой прутья,

Где мы истошно

Кричали до боли!

- Не приносите нам больше питья,

Если нет воли, дайте нам соли!

Соль моя!

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Народные приметы

Рассыпать соль – дурная примета. К ссоре, вражде

Однако ссоры можно избежать, если на просыпавшейся соли нарисовать крест.

Если кушанье пересолено, значит, тот, кто готовил влюблен

Хлебом да солью встречают знатных гостей

Ни одна свадьба не обходится без хлеба и соли - символа верности, богатства, изобилия

А кто из молодожёнов откусит большой кусок, тот станет главой семьи

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Материалы, которые нам понадобятся:

соль (пищевая или морская)

акварель

палитра

толстая и тонкая кисти

ватман А4

вода

Сначала сделаем фон для нашего рисунка.

Пока вода не высохла – начинаем посыпать рисунок солью.

Соль будет впитывать лишнюю воду, и оставлять на листе необычный рисунок и фактуру.

Когда лист подсохнет – стряхнём лишнюю соль.

Рисунок готов!

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Поделки из солёного теста

Ингредиенты: Мука – 2стакана, соль – 1 стакан, вода – 125 мл.

Смешиваем ингредиенты,

2. Охлаждаем. Замешанное тесто замешиваем тесто кладём в полиэтиленовый мешок и убираем в холодильник на 2 часа.

Изготовление работы: лепим поделку из солёного, охлаждённого теста

На следующий день работу можно разукрасить

Различные способы оформления

Фигурки из неокрашенного теста получаются привлекательными сами по себе. Однако после сушки их можно разукрасить гуашью, акварелью либо акриловыми красками. Они хороши тем, что быстро высыхают, не размазываются и не оставляют следов на руках.

Способы окрашивания:

Акварельные краски кисточкой размешать с водичкой и нанести на изделие, чтобы они не растекались.

Смешать гуашь с клеем ПВА, равномерно покрыть этой смесью поделку.

Можно наделить тесто определенным цветом еще во время замешивания. Разделите его на части – их должно получиться столько, во сколько оттенков необходимо красить. Скатайте из них шарики, в серединке каждого сделайте углубление и капните туда пару капель пищевого красителя, разведенного в воде. После этого разомните тесто, чтобы оно окрасилось равномерно.

Вот и готово! Изготовление поделок из соленого теста - это одно из любимых моих занятий. Нет ничего сложного! Попробуйте и у вас получится!

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Лепка и соль

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [19]. Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Солёное же тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Совет: если нужно занять ребенка, если аппликации, раскраски, надоели, можно предложить ему нарисовать картину солью или сделать поделку из солёного теста. Картина солью, поделки из солёного теста своими руками делаются быстро, просто и увлекательно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Рис.4. Диаграмма: «Структура мирового потребления соли»

Итогом моей работы стало выступление на классных часах

«Удивительное рядом»

Просмотров работы: 1340