Анализ информации личных профилей в социальных сетях учащихся и педагогов Ирбейской школы №2

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ информации личных профилей в социальных сетях учащихся и педагогов Ирбейской школы №2

Токарева Э.И. 1
1МОБУ Ирбейская сош №2
Лукьянова Н.В. 1
1МОБУ Ирбейская сош №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Из курса истории мы знаем, как развивалось общество людей от поколения к поколению, как совершенствовались орудия производства и средства коммуникации. В наше время прогресс не стоит на месте, а движет наше общество вперед, совершенствуя блага цивилизации. И если еще несколько десятков лет назад диковинкой была сотовая связь, то на сегодняшний день компьютеры и различные гаджеты стали обыденным явлением. Сложно представить современное общество без доступа к Интернету. Причем пользователями интернета являются люди любого возраста: и учащиеся начальных классов, и бабушки - дедушки, которым далеко за шестьдесят.

В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети Интернет. Это сегодня не только источник информации, но и удобное, быстрое средство коммуникации. В сети Интернет доступны разнообразные информационные ресурсы, которые оказывают помощь в учебе и работе, с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками, совершать покупки и решать деловые проблемы.

Но, наряду с положительными фактами, достаточно широкое распро­странение получили противоправ­ные действия, связанные с исполь­зованием сети Интернет. Создаются различные группы, которые пропагандируют распро­странение наркотических средств, пользователей приглашают в запрещенные организа­ции, призывают к суициду.

В последнее время одной из основных форм проведения досуга стало времяпрепровождение в социальных сетях. По всемирной статистике, около

50 % населения зарегистрированы в какой-либо социальной сети, а некоторые даже в нескольких сразу. Пользователи проводят все больше и больше времени в общении, причем не только дома, но и на рабочем месте. При этом многие из них не знают или забывают об элементарных мерах предосторожности, открывая тем самым доступ на свои компьютеры всевозможным вредоносным программам или давая доступ к личной информации.

Актуальность работы заключается в том, что в наше время сохранность личной информации считается жизненно необходимым аспектом.

Нас заинтересовало, а какую информацию можно узнать из личного профиля в соцсетях о педагогах и учащихся нашей школы?

Разработанность исследуемой проблемы. С первых же дней, как только интернет стал доступен широкому кругу людей, педагоги, психологи и социологи стали задаться вопросами о роли интернета, влиянии его на молодежь, изучали плюсы и минусы, а также безопасность в сетях.

Например, Фатьянов В. М. отмечает, что в сети интернет с легкостью можно найти ту или иную информацию за очень короткое время, оперативно узнать свежие новости, можно задать вопрос и быстро получить на него ответ от других пользователей. Интернет позволяет общаться, разговаривать, видеть друг друга находясь далеко, можно завести друзей из других городов, регионов и даже стран. завести друзей из другой страны. [9]

Могилевская Г.И., АвдееваТ.Г. и Алексеенко Ю.В. обращают внимание читателей на то, что социальные сети широко используются в интересах информационного и психологического воздействия. [3]

В статье «Анализ социальных сетей: методы и приложения», написанной авторским коллективом, говорится о том, что стали публично доступными факты биографии, переписка, дневники, фото-, видео-, аудиоматериалы, заметки о путешествиях и т.д. Таким образом, социальные сети являются уникальным источником данных о личной жизни и интересах реальных людей. [2]

Исследовательские работы, основном, посвящены интернет зависимости. Мы же хотим проанализировать личную информацию пользователей.

Новизна. Данное исследование в рамках нашей школы проводится впервые, поэтому его результаты являются актуальными для дальнейшего анализа и применения.

Практическая значимость состоит в том, что данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках обществознания и для проведения тематических классных часов.

Основные понятия, которое мы будем использовать в ходе исследования: социальная сеть, аккаунт (или личный профиль) и фейк.

Социальная сеть (соцсеть) — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. [7]

Аккаунт — учётная запись, содержащая сведения, которые сообщает о себе пользователь при регистрации в определенном сервисе (сайте). Кроме учетных данных аккаунта содержит множество настроек и опций для работы с данным сервисом. Говоря простым языком, аккаунт — свой личный раздел (кабинет) в сервисе. [1]

Профиль - личная страничка, на которой размещена различная информация, видео, аудио и другие материалы. Управлять ею можете только пользователь , после того, как пройдет процедуру авторизации — введет логин и пароль. [11]

Фейк - обычно означает «фиктивную личность, когда пользователь Интернета начинает выдавать себя за другое лицо. [10]

Цель исследования: выяснить , какая информация доступна в личном профиле социальных сетей у учащихся и педагогов Ирбейской сош №2

Задачи:

Подготовить и провести социологическое исследование;

Определить какие социальные сети популярны у учащихся и педагогов Ирбейской сош №2.

Изучить какая информация доступна для общего обозрения в личных профилях

Проанализировать полученную информацию

Обобщить результаты проведенного исследования

Гипотеза. Из личного профиля педагогов и учащихся Ирбейской сош №2 в социальных сетях можно узнать много личной информации.

Объект исследования: личные профили пользователей социальных сетей.

Предмет исследования: информация, которая содержится в личном профиле.

Методы исследования:

анализ информационных источников;

анкетирование учащихся и педагогов;

сбор аналитического материала в социальных сетях;

статистическая обработка полученных данных;

анализ, сравнение и обобщение полученных результатов;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В данной работе мы приведем результаты проведенного нами, в соответствии с целями и задачами, исследования.

Социальные сети, популярные у педагогов и учащихся Ирбейской сош №2

Свое исследование мы начали с анкетирования учащихся и педагогов. Выборку исследования составили 2 группы учащихся: 12-14 лет – 15 человек, 15-18 лет – 15 человек, и группа педагогов в количестве 15 человек в возрасте от 25 до 65 лет. Анкетирование показало, что все 100% опрошенных активно пользуются интернетом, а вот наличие аккаунта в соцсетях имеют не все. В группе 10-13 лет 3 человека (20%), и в группе педагогов 1 человек (7%) не имеют аккаунта в соцсетях. В возрастной группе 15-18 лет в соцсетях зарегистрированы 100% ответивших на вопрос, причем все 100% зарегистрированы в нескольких соцсетях. Рисунок 1.

Следующая диаграмма позволяет увидеть, в каких социальных сетях зарегистрированы педагоги и учащиеся нашей школы. Рисунок 2.

Рис.1 Аккаунт в соцсетях

Рис. 2 В каких сетях зарегистрированы

Анализ ответов на вопрос о самой популярной социальной сети позволил определить лидера – это сеть ВКонтакте. Среди популярных соцсетей 10 из 15 педагогов назвали ПроШколу. Рисунок 3.

Рис.3 Популярность социальных сетей

Следует отметить, что по российской статистике популярности социальных сетей тоже лидирует сеть ВКонтакте. [8]

В ходе опроса были выявлены наиболее значимые цели посещения сети Интернет респондентами. Эти данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Цели использования Интернета

Цель

Количество ответивших (чел.)

Поиск информации

40

Знакомство и общение с людьми

34

Игры

32

Развлечение (кино, музыка)

26

Другое

1

Проанализировав данные ответы, можно сделать вывод о том, что основными целями посещения сети Интернет являются: поиск информации, знакомство и общение с людьми, развлечение. Но наиболее распространённой целью является поиск информации – её указали наибольшее количество опрошенных. Следующая диаграмма показывает, как распределились ответы на вопрос о цели посещения интернета по группам. Рисунок 4.

Рис. 4 Цели использования интернета

1.2. Характеристика социальных сетей, популярных у педагогов и учащихся Ирбейской сош №2

1.2.1. ВКонтакте

ВКонтакте называют самой масштабной социальной сетью России и одной из крупнейших в мире. Число её пользователей ежедневно возрастает, а на сегодняшний день составляет более 190 миллионов человек. Это поразительный результат, если учесть, что он открылся всего лишь 6 лет назад. Что ещё более удивительно, данная социальная сеть охватывает почти все социальные группы, включая половозрастные, профессиональные, статусные и другие. [9].

Педагоги отмечают возможность создавать группы для обмена опытом, можно рассылать учащимся ссылки на дополнительные материалы, а создав беседу, можно обсудить трудное задание или подготовку к празднику, сообщить заболевшему ученику, что задано на дом.

Учащиеся отмечают, что на сайте размещено огромное количество видеозаписей, и музыки на любой вкус, простоту общения и обмена фотографиями, а также возможность публиковать различные картинки-статусы, которые отображаются в доступной другим пользователям «Ленте активности», создавать реальные истории в режиме он лайн.

1.2.2. Одноклассники – название говорит само за себя. Об этой социальной сети знают даже те, кто не пользуется Интернетом. Так уж сложилось, что эта сеть получила распространение в основном среди людей среднего и старшего возраста.

По результатам анкетирования сеть одноклассники лидирует среди педагогов. Педагоги отмечают удобный поиск людей по заданным параметрам (особенно своих одноклассников и однокурсников), множество групп по интересам, возможность прослушивать любимые аудиозаписи и просматривать видео, сохранять их у себя на странице и делиться с друзьями.

Учащиеся отмечают возможность публиковать свои фотографии и получать на них комментарии и оценки. [4]

1.2.3. Прошколу.ру - бесплатный школьный портал. На этом сайте очень много предметных клубы учителей, можно разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, посмотреть на карте свою школу, создавать , как личные блоги и чаты, так и школьные.

Хотя Прошколу.ру не является официальной социальной сетью, но данный ресурс обладает всеми свойствами соцсети. Педагоги отмечают, что на нем можно найти много необходимых методических материалов, музыки и видео. Но самое главное, что на данном сайте в любое время можно получить помощь от пользователей, задав вопрос в блоге. Среди педагогов из разных регионов складывают тесные дружеские отношения. Они обмениваются посылками, созваниваются, устраивают личные встречи. А вот учащиеся на данный ресурс не заходят.[6]

1.3. Анализ личных профилей в социальных сетях

Тема информационной безопасности и приватности в социальных сетях очень актуальна. Информация, указанная на страничке пользователя, фотографии, статусы и комментарии, контактные данные, день рождения, списки родственников и друзей могут рассказать о нем очень многое и стать достоянием не только близких людей, но и преступников.

На вопрос анкеты «Защищена ли ваша личная информация в социальных сетях?», 58% опрошенных ответили «Нет», 33% - «Не задумываюсь», и только 9% ответили «Да». Рисунок 5.

Причем, это касается и учащихся обеих групп, и педагогов. Рисунок 6.

Рис. 5 Защищена ли информация в сетях?

Рис.6 Защищена ли информация в сетях?

Для того, чтобы посмотреть доступную личную информацию, мы создали фейковые страницы в Одноклассниках и ВКонтакте и с этих страниц заходили на странички педагогов и учащихся нашей школы. Было проанализировано по 15 личных профилей учащихся 6-8 и 9-11классов и 15 страничек педагогов.

Из всех проанализированных страничек только у одного педагога (2%) был закрытый профиль, ограничение в переписке у 10 человек (22%). Рисунок 7.

Рис. 7 Доступность профиля

Рис.8 Доступность личной информации

Практически все пользователи называют подлинное имя и фамилию 42 человека (93%), а вот свою фотографию на аватаре, на которой видно лицо, разместили 34 человека (78%).

Адрес дополнительного скайпа или электронный адрес в свободном доступе разместили 4 человека (9%). Номер мобильного телефона указали 4 человека (8%). Подробный домашний адрес не указал никто. У большинства стоит город Красноярск или Канск. И только 14 человек (31%) написали в адресе село Ирбейское.

Информацию о месте учебы или работы можно увидеть у 18 человек (24%). Как распределились эти данные по группам, можно увидеть на диаграмме Рисунок 8.

Мы также проанализировали количество личных фотографий и друзей и вывели среднее значение. Рисунок 9. На диаграмме мы видим, что у педагогов друзей намного больше, чем у учащихся. И это логично: у них в друзьях не только одноклассники, однокурсники и родственники, но также много и учеников. А вот в группе учеников 9-11 класс есть пользователи, у которых от 800 до 1000 друзей. Рисунок 10. Вряд ли это все люди, которых пользователь знает лично.

Рис. 9 Среднее количество друзей и фотографий

Рис. 10 Количество друзей

Со своих фейковых страничек мы разослали всем приглашение дружить. Итоги нас порадовали. Всего 15% пользователей приняли дружбу незнакомого человека, даже не поинтересовавшись, кто это такой и зачем ему нужна дружба. Рисунок 11

Рис. 11 Принятие дружбы незнакомого человека

Чтобы доказать необходимость повышения цифровой грамотности, мы провели в 7 классе тест «Оценка уровня цифровой грамотности по управлению персональными данными в интернете» авторы Солдатова Г.У. и другие. Все учащиеся показали низкий уровень по тесту, ответив правильно от 2 до 9 вопросов из 20. После того, как мы познакомили семиклассников с итогами исследования и с содержанием памятки, тест был проведен повторно. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты теста

Кол-во правильных ответов

Менее 10

10–13

14–16

17–20

До

12

0

0

0

После

0

5

5

2

Уровень освоения программы оценивается в соответствии со следующей таблицей:

Количество правильныхответов

Примерная оценкапо пятибалльной шкале

17–20

Отлично

14–16

Хорошо

10–13

Удовлетворительно

Менее 10

Неудовлетворительно

Полученные результаты еще раз подтверждают необходимость повышения цифровой грамотности.

1.4. Результаты и их обсуждение

В результате проведенного исследования мы выяснили, что Интернет является важным элементом в жизни педагогов и учащихся Ирбейской школы №2. Основными целями использования сети являются: поиск информации; общение с людьми; развлечение.

Более 80% учащихся и педагогов нашей школы зарегистрированы в социальных сетях. К личной информации относятся все текстовые данные, располо­женные на страницепользователя. Информация о пользователе вклю­чает следующие разделы:

Основное (ФИО, пол, семейное положение и т.д.).

Контактная информация (страна, город, адрес, те­лефоны, почта, сайты, другие социальные сети и т.д.).

Интересы (деятельность, интересы, любимые фильмы/книги/музыка и т.д).

Место учебы или работы.).

Мы проанализировали личные профили учащихся и педагогов Ирбейской сош №2 в Одноклассниках и ВКонтакте и выяснили, какая информация о них доступна любому пользователю.

Полученные результаты мы выразили в диаграммах. Показано, что в большинстве профилей учащиеся и педагоги нашей школы размещают, в основном, настоящие имена и фамилии, иногда с небольшими изменениями, и настоящие фотографии на аватаре, а также много личных фотографий на страничке. Выкладывая в социальных сетях личную информацию , они делают ее доступной всем, а не только для близких и друзей.

Нельзя однозначно сказать, что личная информация учащихся и педагогов будет использована преступниками или мошенниками, но им нужно обратить внимание повышение цифровой грамотности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования мы подготовили и провели социологическое исследование. Определили, какие социальные сети популярны у учащихся и педагогов Ирбейской сош №2.

Изучили, какая информация доступна для общего обозрения в личных профилях и проанализировали полученную информацию .

Обобщили результаты проведенного исследования и представили их диаграммами.

Таким образом цели исследовательской работы мы достигли. Гипотезу о том, что из личного профиля педагогов и учащихся Ирбейской сош №2 в социальных сетях можно узнать много личной информации, подтвердили.

Полученные результаты можно использовать для проведения классных часов и уроков безопасного интернета.

Практическая значимость исследования – формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности, разработка норм и правил поведения детей в сети Интернет.Нами разработана памятка-буклет по безопасному использованию Интернета. Приложение 2.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аккаунт [Электронный ресурс] http://internetrabota.net/news/read/dictionary.html

Коршунов А. Анализ социальных сетей: методы и приложения/А.Коршунов, И. Белобородов и др. Труды Института системного программирования РАН, том 26, вып. 1, 2014, стр. 439-456.

Могилевская Г.И. Мониторинг и анализ социальных сетей для предотвращения угроз информационной безопасности./ Г.И. Могилевская, Т.Г. Авдеева и Ю.В. Алексеенко Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» №14 2017.-810с.

    Одноклассники: в чем преимущества социальной сети? [Электронный ресурс] http://my-phones.kz/odnoklassniki-v-chem-preimushhestva-socialnoj-seti/

Общая характеристика сайта «вКонтакте» и его особенности [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/6267227/page:2/

ПроШколу.ру - все школы России [Электронный ресурс] https://proshkolu.ru/

Социальная сеть (Интернет) [Электронный ресурс] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418 678

Статистика социальных сетей[Электронный ресурс] http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/2017/

Фатьянов В. М. Роль Интернета в современном коммуникативном пространстве Российской молодежи: социокультурный аспект. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interneta-v-sovremennom-kommunikativnom-prostranstve-rossiyskoy-molodezhi-sotsiokulturnyy-aspekt

Фейк [Электронный ресурс] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1163231

Что такое аккаунт, профиль и фейк в социальных сетях? [Электронный ресурс] http://sitesnulya.ru/chto-takoe-akkaunt-profil-i-fejk-v-socialnyx-setyax/

Просмотров работы: 4520