Школьный завтрак: да или нет?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный завтрак: да или нет?

Шуваева  А.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразова-тельное учреждение Лесногородская средняя общеообразовательная школа
Якубовская  Ж.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразова-тельное учреждение Лесногородская средняя общеообразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый день утром в школе у нас завтрак. Ученики нашего класса всегда ходят в столовую после первого урока. Я люблю школьный завтрак. Однако я заметила, что у многих детей тарелки остаются полными, а кто-то вообще остается в классе, когда мы идем в столовую.

А однажды в нашей школьной столовой, когда на завтрак были блины, я заметила, что завтрак съели все. И даже те дети, которые никогда раньше не завтракали, спрашивали «нет ли добавки».

Я спросила свою учительницу, Жанну Юрьевну, почему так получается, что многие дети не едят школьный завтрак? Ведь, если большинство детей его не едят, то, может быть, он и вообще нам не нужен? Мы решили не торопиться с выводами. Жанна Юрьевна предложила провести исследование, попробовав выяснить причины того, почему дети не едят завтрак.

Актуальность моей работы велика. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей. Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снижается. В структуре хронических болезней первое место стали занимать болезни органов пищеварения. [9] Поэтому проблему завтраков школьников необходимо изучать.

В своей работе, я попыталась определить, какая самая главная причина того, что дети плохо завтракают в школе. Я хотела бы, чтобы взрослые подумали об этом. Ведь так здорово было бы, если бы все дети завтракали в школе!

Цель исследования:

Изучение причин отказа первоклассников от школьного завтрака.

Задачи:

Изучить литературу и ресурсы Интернет о завтраке

Создать анкеты для опросов

Провести опрос (анкетирование) для выяснения вопроса: «Завтракают ли мои одноклассники в школе и, если нет, каковы причины?»

Провести эксперимент: изменить время завтрака и повторный опрос

Провести опрос (анкетирование) для выяснения того, что бы хотели мои одноклассники съесть на завтрак?

Провести интервью с заведующей школьной столовой

Подготовить доклад о важности завтраков и выступить с ним перед одноклассниками

Гипотеза моего исследования:

думаю, что первоклассники отказываются от завтраков в школе, потому что им не нравятся блюда из предлагаемого меню.

Объект исследования:

Питание младших школьников

Предмет исследования:

Школьный завтрак первоклассников

Методы исследования:

Сбор информации из книг и ресурсов Интернета

Опрос (анкетирование) учащихся 1 «Б» класса МБОУ Лесногородской средней общеобразовательной школы

Эксперимент

Беседа с заведующей школьной столовой

Анализ информации

Наблюдение

Сравнение и обобщение информации

Фотографирование

Глава 1. Теоретическая часть

      Что такое завтрак

Известный древний ученый сказал: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». [1] Это значит, что уже в древности люди знали о пользе завтрака. А что же такое завтрак?

Завтраком называется первый прием пищи, который случается утром, где-то до полудня. Врачи, которые занимаются питанием, диетологи, доказали, что завтрак очень нужен детям. Школьники, которые каждый день завтракают, лучше учатся, реже болеют. А еще вкусный и здоровый завтрак поднимает нам настроение![1][4][7]

      Ученые о пользе завтрака

Вместе с едой к нам в организм поступает необходимая энергия для жизни, учебы, игр и спорта. А еще с завтраком поступают необходимые нам питательные вещества, которые помогают нам начать день правильно. Наша еда состоит из белков, жиров и углеводов. Углеводы, которые мы получаем из каши и хлеба, дают нам энергию. Белки, которые мы получаем из творога, яиц, мяса, строят наше тело и маленькие клеточки, из которых оно состоит. А жиры защищают и строят наши нервы и мозг. Они тоже нам очень и очень нужны.[2][6]

Еда и энергия поступают к нам в организм по режиму. Современные врачи считают, что школьники должны питаться 4-5 раз в день в одни и те же часы и что утренняя еда является самой необходимой и полезной.[4]

Завтраков может быть не один, а два у детей, которые учатся в первую смену. Тогда хорошо, когда один завтрак дома и он бывает в 7-30 – 8 часов, а второй в школе, спустя несколько часов после первого.[6]

      Почему дети не завтракают

Не все дети любят завтракать. Причины могут быть такие:

Я еще не проснулся и не хочу есть. Тогда надо встать пораньше и оставить время, чтобы покушать через пол часа как проснулся.

Невкусно, тогда родители и учителя должны подумать и спросить у детей, что они любят и предложить им интересные блюда.

Неинтересно, тогда надо подумать, как сделать еду ярче и веселее! [8][3]

Я хотела бы, чтобы мы вместе подумали, как нам сделать школьный второй завтрак интереснее и полезнее, чтобы мы его кушали и становились красивее, умнее и чтобы у нас было больше сил. Для этого мы с моим учителем провели это исследование.

Глава 2. Практическая часть 2.1 Опрос. Завтракаете ли вы в школе? Если нет, то почему?

В прошлой главе я рассказала о том, что регулярное питание для ребенка очень важно и особенно важен завтрак. Я и мой учитель решили выяснить, почему наши ученики не завтракают и с чем это может быть связано с помощью анкетирования. (Приложение 1)

Результаты оказались такими.

Первый вопрос был о том, позавтракали ли ученики дома, перед тем как идти в школу?

 

День 1

День 2

День 3

Завтракают дома

24

22

25

       

Не завтракают дома

1

5

2

Полученные результаты можно также представить на графике:

Результаты оказались хорошими. Большинство учеников и их родителей, вероятно, знают о пользе завтраков и школьники позавтракали дома.

Второй вопрос был о том, съели ли ученики свой завтрак в школе?

 

День 1

День 2

День 3

Съели завтрак в школе

8

6

6

       

Не съели завтрак в школе

17

21

21

Полученные результаты можно также представить на графике:

К сожалению, большинство учеников не завтракают в школе.

Третий вопрос был о причинах, почему ученики не завтракали в школе?

 

День 1

День 2

День 3

Не голоден

10

7

11

       

Попробовал, но не понравилось

3

2

2

       

Не ем такое блюдо

4

12

8

Ответы на этот вопрос будет удобно представить на следующем графике, где наглядно видно какие причины были названы как основные.

Как видно из нашего первого опроса основных причин, по которым дети не ели завтрак в школе оказалось две. В первый день проведенного опроса большинство детей, которые не съели завтрак, были не голодны, а части детей не нравилось блюдо или они его не едят, а на второй день нашего опроса значительно больше детей не съели завтрак, потому что не едят такое блюдо. На третий день голоса разделись почти поровну. Половина детей была не голодна, а вторая половина решила, что не любят такое блюдо или оно им не понравилось. Наша гипотеза, что многие дети не едят завтрак, потому что им не нравится то, что им предлагают, по итогам этого опроса подтверждается. Но так как выяснилась еще одна причина отказа от завтрака: дети не голодны после первого урока, когда у нас проходит школьный завтрак, потому что они покушали дома, мы решили провести эксперимент.

2.2. Эксперимент

В нашей школе для завтраков каждая перемена закреплена за конкретными классами. Первоклассники завтракают всегда после первого урока. В один из дней, нам перенесли завтрак на перемену после второго урока. С Жанной Юрьевной мы предположили, что ребята проголодаются и не будут отказываться от еды. После завтрака мы опять провели опрос. (Приложение 2)

Результаты опроса представлены на графике.

Как видим, основная причина отказа от завтрака (среди тех ребят, которые не завтракали) – не едят такое блюдо!

2.3 Опрос. Знают ли дети что такое завтрак? Что бы дети съели на завтрак?

После первого опроса и эксперимента мы поняли, что нужно узнать, что бы дети съели на завтрак? Но нужно также и узнать можно ли мнению детей доверять? Можно ли поручить выбор меню завтрака ребенку? Понимают ли дети, что завтрак должен быть не только вкусным, но и полезным? (Приложение 3)

Вопросы в анкете были такие:

Знаете ли вы что такое здоровый завтрак?

Количество человек

Да

19

Нет

3

Нет ответа

4

Как видно из ответов наших ребят, большинство из них утверждают, что знают, что такое здоровый завтрак.

На второй вопрос были предложены варианты ответа, чтобы понять, что бы дети съели на завтрак? Можно было выбрать неограниченное количество вариантов или предложить что-то своё

Что бы вы съели на завтрак вкусного и полезного?

 

Яйцо, омлет, яичница

 

Запеканка

 

Каша

 

Молоко с булочкой

 

Печенье

 

Йогурт, кефир

 

Сэндвич, горячий бутерброд

 

Оладьи, блинчики

 

Торт, пирожное, конфеты

 

Фруктовый салат

 

Чипсы, крекеры

 

Мясная котлета с гарниром

 

Предложи своё и варианты ответа

 

Ответы распределились по трем группам по убыванию предпочтений детей в еде:

1 группа

12-15 голосов

Каша, оладьи (блинчики), фруктовый салат

2 группа

8-11 голосов

Молоко с булочкой, йогурт (кефир), сладкое

3 группа

4-7 голосов

Яйца, запеканка, печенье, сэндвич, чипсы (крекеры), мясная котлета с гарниром

Как видно из ответов учеников на второй вопрос, дети готовы предложить свои варианты завтраков, которые они бы ели. На первом месте оказались любимые блинчики, каша и фруктовый салат. При этом среди предложенных вариантов ответа дети предлагали разнообразить кашу фруктами, или, например, писали, что любят гречневую кашу с молоком.

На втором месте оказались молоко с булочкой и кисломолочные продукты, но также там оказалось и сладкое.

А на третьем месте оказались яйца, запеканка и другие блюда. И действительно, одноклассники по моим наблюдениям не любят, например, яйца вкрутую и запеканки.

Результаты ответов говорят также и о том, что не все дети знают, что такое полезный завтрак. Однако большинство из детей все-таки выбирают здоровую еду и им можно доверить выбор школьного меню.

Среди предложенных вариантов ответа дети предлагали разнообразить еду пирожками с капустой, кофе с мороженым, сосиской с макаронами.

По итогам второго опроса мы можем сделать вывод, что большинство детей выбирают здоровую еду на завтрак, и их выбору можно доверять.

2.4 Интервью с заведующей школьной столовой

В дополнение к нашим опросам я и мой учитель Жанна Юрьевна решили взять интервью у заведующей нашей школьной столовой Гуняшевой Александры Михайловны.

Мы приготовили для нее такие вопросы.

Вопрос 1: Заметили ли Вы, что первоклассники плохо едят свои школьные завтраки?

Ответ 1: Да, я обратила на это внимание.

Вопрос 2: Как Вы думаете, с чем это связано?

Ответ 2: Я думаю, что дома не готовят подобные блюда, например запеканку и омлет.

Вопрос 3: Как Вы думаете, можно ли принять во внимание пожелания детей и готовить то, что им нравится?

Ответ 3: К сожалению, нет. Меню утверждается не в школе, а в Санэпиднадзоре. Рассчитывается необходимое количество витаминов, углеводов и т.д.

Вопрос 4: А если дети разработают меню с учетом утвержденных норм, то возможно внести изменения?

Ответ 4: Вероятно, да.

Вопрос 5: Как Вы думаете, может ли еда быть вкусной и полезной одновременно?

Ответ 5: Конечно, да

Из интервью с Александрой Михайловной мы можем сделать вывод, что она понимает, что сейчас дети не очень любят школьный завтрак. Причины она видит в том, что некоторая еда им непривычна и дома такое не готовят. Возможно, меню повторяет старые меню, принятые много лет назад. Меню учитывает необходимое количество веществ, которые должен употребить ребенок. Однако, если не принимать во внимание предпочтение детей, то получается, что многие дети не едят и не получают никаких питательных веществ из школьного завтрака. Также Александра Михайловна думает, что дети могли бы принимать тоже участие в составлении меню, если бы могли правильно рассчитывать питательную ценность. Как мы видели в предыдущем опросе, большинство детей знают, что такое здоровая еда и делают чаще верный выбор, выбирая между здоровой и нездоровой едой. Интересный вывод из опросов, с которым согласилась и заведующая школьной столовой Александра Михайловна, можно сделать о том, что полезная еда может быть одновременно и вкусной и желанной для детей.

Заключение

Эта исследовательская работа для меня оказалась очень интересной. Я научилась составлять анкету, проводить опрос и брать интервью. Выступила перед одноклассниками с докладом о важности завтраков и поняла - очень важно говорить о том, что волнует и беспокоит, несмотря на то, что я только первоклассница.

Мы достигли цели своей работы: изучили причины отказа первоклассников от завтрака. Выполнили все задачи, убедились в важности завтрака и сделали следующие выводы:

Изучив литературу и источники Интернета, мы поняли, что завтрак очень важен для школьника. Школьники должны питаться по режиму и завтраков по советам диетологов должно быть два, один дома и один в школе. Организация питания в школах очень важна для здоровья, хороших оценок и хорошего настроения учеников!

Мои одноклассники плохо завтракают в школе. Очень часто причина в том, что им не нравится то, что им предлагают на завтрак. Это подтвердили результаты нашего анкетирования №1 и результаты эксперимента. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Многие школьники знают, что такое здоровая еда и могут выбирать ее самостоятельно. Важно, чтобы еда была интересной и разнообразной и школьникам она нравилась. Это мы проверили в анкетировании №2.

Если взрослые обратят внимание на то, что завтрак мало кто ест, это позволит внести изменения в организацию питания в школьных столовых, а значит, поможет сделать так, чтобы дети получали больше полезных веществ. Правильное питание очень важно для хороших оценок!

Мы думаем, что можем продолжить работать над темой «почему школьники не едят завтрак» и выяснить существует ли такая же проблема во вторых, третьих и четверных классах. А так же, попытаться разработать меню для начальной школы (с учетом пищевой ценности и пользы продуктов) и включить в него блюда, которые с удовольствием будут есть младшие школьники!

Библиографический список

«Питание школьника» Госторгиздат, 1961 год изд., под редакцией В.Н. Лядовой

«Все о моем здоровье: как правильно и вкусно питаться, чтобы быть здоровым, умным и красивым» Автор: Фелиция Лоу, 2017 год изд.

www.takzdorovo.ru/deti/doshkolniki-i-mladshie-klassy/pitanie-shkolnikov

Статья: Питание школьников

А также буклет «Питание школьника»

https://www.google.ru/amp/s/rg.ru/amp/2016/02/17/issledovanie-pochemy-nelzia-propuskat-zavtrak.html

Автор: Елена Субботина

Статья: Исследование: почему нельзя пропускать завтрак

Https://www.sympaty.net/20120301/zavtrak-shkolnika/

Автор: Дарья Блинова

Статья: Завтрак школьника: совмещаем вкусное с полезным

https://schoolofcare.ru/articles/idealniy-zavtrak-shkolnika/

Статья: Идеальный завтрак школьника

www.vokrugsveta.ru/news/238874

Статья: Доказана польза завтрака для школьников

Сайт www.ya-roditel.ru

Буклет «Питание школьника»

Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации.

Ф50 Сб. мат-лов (выпуск VI). Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.

Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2015. 192 с.

Приложение 1

1.Что ты ел(а) на завтрак дома? (выбери)

- бутерброд -каша -запеканка, йогурт - омлет, яичница - ничего

- другое _______________________________________________________________

2. Съел(ла) ли ты полностью завтрак в школе? Да Нет

3. Если ты не съел(ла) завтрак, укажи причину:

- не голоден (не голодна) - попробовал(а) и не понравился - не ем такое блюдо

- другое ________________________________________________________________

Приложение 2

1. Съел(ла) ли ты полностью завтрак в школе? Да Нет

2. Если ты не съел(ла) завтрак, укажи причину:

- не ем такое блюдо - попробовал(а) и не понравилось - не голоден (не голодна)

- другое ________________________________________________________________

Приложение 3

Знаешь ли ты что такое полезный завтрак? Да Нет

Что бы ты съел(ла) на завтрак в школе вкусного и полезного обязательно?

Яйцо, омлет, яичница

 

Запеканка

 

Каша

 

Молоко с булочкой

 

Печенье

 

Йогурт, кефир

 

Сэндвич, горячий бутерброд

 

Оладьи, блинчики

 

Торт, пирожное, конфеты

 

Фруктовый салат

 

Чипсы, крекеры

 

Мясная котлета с гарниром

 

Предложи свой вариант ответа

 
Просмотров работы: 391