География – наука будущего

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

География – наука будущего

Моисеев  О.В. 1
1Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №9 имени К. Э. Циолковского» города Калуги
Мишина  Ю.М. 1
1Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №9 имени К. Э. Циолковского» города Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

География – слово, происходящее из древнегреческого языка («гео» – «земля» и «гра-фо» – «пишу, описываю»), и буквально переводимое как «землеописание», изначально введено древнегреческим ученым и философом Эраатосфеном в III веке до н.э.. География, как раздел науки, имеет богатую историю. Это очень древняя наука, ее истоки уходят вглубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии или биологии – ведь человек начал описывать окружающий его мир тысячи и тысячи лет назад!

В течение многих веков география была описательно-познавательной наукой, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. Но вот пришло время, когда все материки описаны, все острова открыты, горы и реки измерены, озера посчитаны, все нанесено на карту и на ней больше не осталось «белых пятен». Выходит, древняя наука география отжила свое? Ей больше нечем заняться? У нее больше нет будущего?

Целью моего исследования стало кратко, но в большом временном отрезке, проследить развитие науки географии, увидеть ее роль в прошлом и значение в будущем.

Задача состояла в том, чтобы показать многогранность географической науки и всё возрастающую роль ее в жизни человека, доказать, что география – это наука будущего.

Методы, которые я использовал в своем исследовании:

Работа с различными печатными материалами (книги, энциклопедии, атласы, журналы, учебники);

Поиск материалов в сети Интернет;

Беседы с людьми, причастными к данной науке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мой дедушка – географ, точнее учитель географии и биологии. Этим летом я даже побывал в институте, на естественно-географическом факультете, где он учился (Приложение 1).

У дедушки очень большая библиотека, столько книг по географии и биологии, которые я, будучи малышом, любил разглядывать. Понятно, что смотрел я «картинки»: фото, иллюстрации, рисунки. Горы и вулканы, бородатые путешественники, водопады, карты… (Приложение 2).

Так что с географией, сам того не понимая, я познакомился еще до школы.

Но только сейчас я задал себе вопрос: «А есть ли у Географии будущее? И если есть, то какое оно?»

Попытавшись найти ответ на эти вопросы, я понял, что глубоко ошибаются те, кто считают, что география отжила свое и ей больше нечем заняться. Оказывается, география не только очень древняя, но и одновременно молодая наука, ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. Это наука, у которой не только прекрасное прошлое, но еще более прекрасное будущее, ведь от успехов развития современной географии напрямую сегодня зависит жизнь человеческого общества.

Около 500 лет назад – в эпоху Великих географических открытий – география в течение двух столетий была королевой наук. Она отвечала на вопросы «Что это?» и и «Где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. В это время монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища.

Но по мере развития географии ее главной задачей стало не ответить на вопросы «где?» и «что?», а изучить законы, по которым живет и развивается наша планета. География из описательной науки стала превращаться в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Так, например, сегодня ученый-географ 18 века вряд ли смог бы понять географа 21 века.

Вопросы «Какой будет география в будущем?» и «Чем она будет заниматься?» возникли у географов еще в середине ХХ века. Вот выдержки из статьи «География будущего» в журнале «Вокруг света» № 6 за 1960 года. Автор статьи цитирует известного советского ученого академика Д. И. Щербакова, который говорил: «Географ будущего будет заниматься активным изменением характера отдельных местностей, областей, может быть, целых материков земного шара. В общем из описателя географ превратится в творца природы». В статье с восторгом говориться о уже реализованных проектах рукотворных изменений природных объектов и о будущих грандиозных планах дальнейших преобразований (постройка платин, изменение рек, обновление и осушение морей, постройка подводных туннелей, соединяющих материки, и т.д.), которые выполнит человек, что приведет к изменению карты мира и эти изменения будут служить во благо человечеству. Правда автор не забывает упомянуть и о том, что: «Нужно сто раз проверить каждый проект, чтобы точно знать, какие перемены в географии и климате он вызовет, воплотившись в жизнь».

Нет, география совсем не похожа на науку, которая исчерпала себя! Обратите внимание на то, как она все глубже входит в наш быт. Миллионными тиражами печатаются туристские карты, планы городов; синоптические карты публикуются ежедневно в газете «Известия», демонстрируются по телевидению, навигаторы стали незаменимыми спутниками и помощниками автомобилистов и пешеходов – всё это география. А разве не говорит о возрастании роли географии в современном мире тот факт, что теперь ни одно строительство в нашей стране не начинается без предварительного заключения, которое делают именно специалисты-географы?

Более того, в последние годы наблюдается процесс географизации естественных наук. Под этим понимается усиление внимания к «раз­нообразию в пространстве» в таких даже науках, как физика и химия, не говоря уже о биологии. Один из крупнейших советских географов академик К. К. Марков писал: «Все науки, изучающие конкретные формы материального мира, имеют опреде­ленную историческую направленность, что давно осознано учеными. Теперь они приобретают и географи­ческую направленность, что выяви­лось лишь на более высоком уровне процесса познания человека и что пока еще далеко не в полной мере осознано учеными».

Современная география – это уже не единая наука, а сложная разветвленная система, или целое царство географических наук! В нашем учебнике говорится о более 100 таких науках (Приложение 3).

В таблице (Приложения 3) представлена лишь малая часть семейства географических наук и число этих наук только растет. Все они взаимосвязаны друг с другом, все имеют очень важное значение для жизни человека, общества. Такая многогранность географии не случайна, она обусловлена сложностью и многообразием главного объекта ее исследования – географической оболочки Земли (Географическая оболочка Земли включает в себя сферы обитания человека или, образно говоря, является «домом» человечества. Это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера (Приложение 4)).

Чтобы ответить на вопрос: «И как же они, эти науки каждая по себе и в целом география, служат человеку, более того, помогают и помогут человечеству выжить?» надо посмотреть на историю развития человеческого общества.

Когда-то беспомощный перед силами природы, человек с помощью труда и разума стал не только активно приспосабливаться к своему природному окружению, а принялся создавать, конструировать среду обитания. Материала было достаточно, а о последствиях можно было не думать. До поры! Сегодня мы видим, что воздействие это соизмеримо с силами природы, хозяйственная деятельность человека стала решающей причиной изменений, происходящих в природе (Приложение 5).

А поскольку воздействие это было неосознанным, без учета всех взаимосвязей природного многообразия, законов развития природы, оказалось, что безумное отношение к природе стало опасным для общества, способным привести к гибели самого человеческого общества. Ученые говорят, что если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель через 2-3 поколения – неизбежна. И сегодня географической науке исторически определено быть в самой гуще проблем взаимодействия природы и общества, чтобы помочь человеку жить в гармонии с природой, ведь человек не может существовать без природы не только физически, но и духовно! Именно география, вооруженная знанием сути природных процессов, их взаимосвязей и зависимостей, способна дать строго обоснованные рекомендации, как должен действовать человек, чтобы не нарушить природного равновесия, как не нарушить работу этого тонкого механизма, географической оболочки, которая снабжает нас воздухом, питьевой водой и продуктами питания. Сегодня перед географической наукой стоит новая задача: познать взаимодействие природы и человеческой деятельности, прогнозировать и конструировать это взаимодействие!

Так в статье «ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА ДЛЯ БУДУЩЕГО», написанной Б. И. Кочуровым, д. г. н., в. н. с., А. В. Антиповой, к. г. н., н. с. в 2013 г. рассказывается о новом интегральном направлении исследований, геоэкологии, в рамках которой на основе принципов устойчивого и сбалансированного развития проводится анализ экологических проблем и дается прогноз их возможного развития. Так же в статье говориться о том, что: «география, изучающая основные закономерности формирования земной природы, вместе с историей дает возможность отдельному человеку и человечеству в целом познать, где и когда мы существуем, в каких естественных условиях живем и какими природными ресурсами располагаем для своей жизнедеятельности. Подобные знания имеют большое значение не только для природно-исторического анализа различных территорий и стран, но и для оценки их современного состояния, а также для прогнозирования дальнейшего развития.» Авторы статьи отмечают, что современная география занимается не только общей динамикой развития географической оболочки, но и рассмотрением тех конкретных изменений в отдельных природных компонентах, которые имеют наибольшее значение для жизнедеятельности человека. Такие географические исследования практически оказываются необходимыми для поиска наиболее рациональных путей организации общества: размещения населения, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов, территориального распределения производств и других мероприятий, которые должны осуществляться в интересах не только сегодняшнего, но и будущих поколений. Как отмечает академик В. М. Котляков, при экспертизе проектов развития любых территорий эксперты-географы сегодня имеют возможность наиболее полно, комплексно оценить современную ситуацию на территории и спрогнозировать ее трансформацию в ходе будущего развития, которое может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное экологическое влияние на условия жизни населения.

С другой стороны, сохраняя природу, даже живя с ней в гармонии, перед обществом стоят и другие проблемы, не менее важные. Например, рост народонаселения и проблема голода, озоновые дыры и парниковый эффект, нехватка сырьевых ресурсов, судьбы государств и многие другие.

И здесь опять незаменима география, которая дает ответы на вопрос «как это все лучше и эффективнее устроить?», т.е. дает оценку возможности использования природных ресурсов, критериев хозяйственного освоения, способы использования этих ресурсов, как оптимально организовать хозяйственную деятельность, как комплексно организовать всю общественную жизнь населения на определенной территории и др.

В Интернете я нашел вот такие возможные направления для работы географов:

Перенаселенность. Особо остра она в странах Азии и Африки. Пустых территорий, пригодных для жизни прямо сейчас, нет. Значит, нужно организовать массовое проживание людей в местах, где сейчас это невозможно (пустыни, заполярье, высокогорье, тропики, водные поверхности). Будем создавать оазисы, «города под колпаком», плавучие города, даже подводные и воздушные поселения. Необходимо принимать в расчет влияние таких новшеств на здоровье поселенцев и экологию.

Дефицит энергоресурсов. Полезные ископаемые в обозримом будущем подойдут к концу. Антарктида, дно океанов, районы крайнего Севера – вот несколько перспективных зон для поиска новых месторождений. Кроме того, следует развивать эффективное использование энергии солнца, ветра, гроз, лавы и горячих источников.

Тайны третьей планеты. За последние десятилетия технический прогресс совершил головокружительный взлет. Синтез новых материалов, конструирование роботов, автоматизация позволят заниматься исследованием атмосферного электричества, мирового океана, вулканов и глубин Земли в стиле хай-тек.

О важности и значимости географии в современном мире рассказывает в своём интервью Холина Вероника Николаевна, зав. кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) и автор учебника по географии для 10–11 классов (углубленный уровень). Она отмечает, что мировой интерес к географии за последние годы возрос. Так Экономический банк, который ежегодно публикует доклады, посвященные важным событиям в мировой экономике и в мире в целом, в 2009 году обратил свое внимание на географию, издав доклад «Новый взгляд на экономическую географию». В докладе отмечается, что именно география со своим комплексным подходом способна дать ответ на вопрос «Почему в одних странах богатство природными ресурсами – это благо для экономики, а в других это тормозит иные отрасли национального хозяйства и не способствует благосостоянию?». Ведь одни и те же макроэкономические показатели ложатся на совершенно разную территорию, на разные природные условия и разные природные ресурсы. Кроме того, в своем интервью Вероника Николаевна рассказывает, что в последние годы в нашей стране также возрос интерес к географии, этой науке уделяется большое внимание в средствам массовой информации, стали выделятся инвестиции для развития и поддержания интереса к современным географическим вопросам, общественность активно поддерживает те географические проекты, которые ведут ученые, учителя, дети в регионах и активно поддерживается Всероссийская олимпиада, которая позволяет найти молодые таланты. На Международных олимпиадах наши дети регулярно получают золотые и серебряные медали! Кроме того, в ближайшее время благодаря новой концепции географического образования, география в школах станет интересным, увлекательным предметом, востребованным как учениками, так и ВУЗами.

А вот, из интервью с профессором социальной географии Университета Ньюкастла и автором семи книг о новой географии, Алистером Боннеттом, можно узнать о том, как будет выглядеть политическая карта Мира. В интервью для сайта Econet г-н Боннетт рассказывает о причинах современной тенденции государств к фрагментации (отсоединению отдельных территорий от государств), о положительных и отрицательных сторонах данного процесса. Так профессор считает, что наш мир станет более фрагментированным (Африка и Китай останутся на своем месте, но им будет очень трудно сохранять единство территории. В Европе — например, в Испании, — появятся независимые территории. Будущее России профессор не решился прогнозировать считая, что процессы фрагментации в нашей стране бывают непредсказуемы). Также в интервью г-н Боннетт говорит о роли войн: «Значение войн будет расти, наверное, но актуальная реальность их останется все той же – а может быть, станет даже немного меньше. Мы станем менее толерантными к войнам. По крайней мере, я на это надеюсь. Когда сегодня мы обсуждаем войны, это все чаще рассматривается как политический и государственный неуспех».

В конце хотелось бы порассуждать и немного пофантазировать на тему, что будет с географией через 100 лет, а может быть и раньше:

Уроки географии в будущем превратятся в увлекательные путешествия, на которых дети вместо изучения стран и континентов по учебникам будут трансгрессировать в изучаемые места: в Африку, в Антарктиду и т.д. А вместо традиционных карт будут использоваться голографические карты, которые будут все умещаться в одну маленькую коробочку, а при открытии давать большое, объемное изображение.

Деятельность человека неминуемо приведет к изменениям на Земле, Возможно, появятся новые материки, острова, океаны, рельеф имеющихся континентов претерпит изменения (где-то исчезнут, а где-то появятся горы, реки, пустыни, леса), появятся новые виды растений и животных, а некоторые имеющиеся виды окончательно исчезнут с лица Земли и т.д. И география будет заниматься не только изучением этих новых объектов, но и ответит на вопросы, почему произошли данные изменения, и что человечеству ждать в дальнейшем.

Космолёты заменят автомобили, что позволит людям «более тесно взаимодействовать» с верхними слоями атмосферы и тем самым более тщательно изучить ее особенности.

Благодаря развитию технологий (дроны, которые будут исследовать труднодоступные места) человек сможет детально изучить строение глубинных слоев Земли и даже добраться до Земного ядра, а также «повнимательнее рассмотреть» окружающую нас Вселенную.

Географические исследования будут помогать человеку осваивать другие планеты, т.к. развитие науки и техники неизбежно приведет к тому, что человек сможет путешествовать на другие планеты Солнечной системы, а в дальнейшем и на планеты и звезды вне Солнечной системы.

Это и еще много другое будет изучать география в нашем счастливом будущем, но только при условии, что человечество уже сейчас задумается над решением имеющихся глобальных проблем и остановит приближающуюся глобальную катастрофу Земли! Если человечество научится следовать рекомендациям географов, то, без сомнения, глобальные проблемы будут положительно решаться! А Человек будущего с планетарным мышлением будет понимать, что:

Всё связано со всем!

Всё на земле живое!

Природа знает лучше!

Ничто не даётся даром!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав историю развития географии, мы видим, как некогда описательная наука, география превратилась в многогранную, конструктивную, фундаментальную науку, оной из важнейших задач которой стало исследование многообразного взаимодействия природы и общества. География способна решать самые сложные задачи, стоящие перед человечеством не только сейчас, но и в будущем!

БИБЛИОГРАФИЯ

«Мир географии», Изд. Мысль, 1984

«100 великих географических открытий», Баландин Р.К. и др. Изд. Вече, 2004

Географический энциклопедический словарь, Изд. Советская энциклопедия, 1988

География. 5-6 класс. Учебник. Лобжанидзе А.А., 2013

Материалы с сайта: https://geographyofrussia.com/

Статьи «География будущего», журнал «Вокруг света» № 6, 1960

Статья «ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА ДЛЯ БУДУЩЕГО», Б. И. Кочуров, д. г. н., в. н. с., А. В. Антипова, к. г. н., н. с., 2013

Материалы с сайта: http://travelask.ru/

Интервью с Холиной Вероникой Николаевной, зав. кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН): https://drofa-ventana.ru/material/geografiya-nauka-budushchego-intervyu-s-veronikoy-kholinoy/

Интервью с Алистером Боннеттом, профессором социальной географии Университета Ньюкастла: https://econet.ru/articles/65284-alister-bonnett-o-politicheskoy-geografii-buduschego

Просмотров работы: 6240