Однажды в музее

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Однажды в музее

Шаронов  Н.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
Троян  Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музей, посвящённый Николаю Алексеевичу Некрасову в городе Н, уже 2 года как принимал в свои довольно узкие и душные объятия людей, желающих хоть немного приобщиться к русской литературе, а чаще просто скоротать время в ожидании автобуса. Маленькое, двухэтажное каменное здание, с облезшей зелёной краской и зарешёченными окнами. Кстати, второй этаж даже не относится к зданию музея! Единственный этаж, принадлежавший музею, представлял собой два крохотных помещения, в которые с трудом могло поместиться двенадцать человек. Удобствами музей тоже не блистал, снаружи – прогнившие лавки без спинки, внутри – один стул и стол к нему.

Алексей, работавший здесь со дня открытия, пытался свыкнуться со своей работой. Но мысли в его голове возникали из вечной тоски так бездарно прожитой им жизни. Они не давали покоя, загоняли его в раздумья, в которых он находил лишь отчаяние и смирение. Разве об этом он мечтал когда-то?!

Он настолько ушёл от реальности, что не заметил, как в комнату вошла кучка детей. “Школьная экскурсия, – подумал Алексей. – Сегодня очередная скучная школьная экскурсия… – бурча под нос, напомнил он себе. - И так изо дня в день. Серые краски, скучающие лица…»

- А где ваш сопровождающий? – подавляя зевок, спросил он.

И действительно, среди кучки маленьких человечков нигде не было видно высокой фигуры сопровождающего их учителя. Мальчик, казавшийся самым взрослым из всех детей, выступил вперёд, выпрямился и, воззрившись на Алексея, с некоторой задержкой сказал:

- Ей плохо стало, она сказала начинать без неё, чуть позже она к нам присоединится.

Слегка писклявый голосок не съедал звуки, по праву принадлежавшие назначенным буквам, не заставлял закрывать ладошками уши, что было очень характерно для детских голосков. Там, где в предложении стояла запятая, он делал секундную задержку, а точкой послужили моргнувшие глаза. Интонацией он выделял ударение каждого слова. Каждое слово было выговорено вязким, но не раздражающим тоном. Алексей даже успел подивиться произношению мальчика.

- Ясно, тогда я попрошу всех собравшихся выстроиться возле меня полукругом.

Ждать долго не пришлось, дети не сильно хотели здесь задерживаться, в чём Алексей был с ними солидарен, и поэтому быстро выстроились возле рассказчика полумесяцем.

– Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года…

- А можно вопрос? А почему Некрасов Некрасов? – спросил тот же мальчик.

- В каком смысле? – немного смутившись и явно удивившись такому вопросу, спросил Алексей.

- Ну почему у него фамилия Некрасов?

- Потому что у его отца фамилия Некрасов, – растягивая слова, ответил Алексей. – Фамилия сыну достаётся от отца, – утвердительно добавил он.

И тут Алексей заметил, что мальчик смотрел вовсе не на него. Он смотрел на напольный подсвечник Некрасова. Этот подсвечник – раритет, удивительным образом дошедший до наших времён, перевезённый сюда из музея-квартиры Некрасова в Санкт-Петербурге. Одинокий, но гордый подсвечник… В этой узкой, стилизованной под 19 век комнатушке его амбициям было тесно. Он был наравне с детьми: такой же высоты, такой же неопрятный, такой же живой и загадочный.

Интересно, что ни на одном из двух гнёзд (гнёзда - это та часть подсвечника, куда непосредственно ставят свечку) не было обнаружено ни следа воска!

Многими слухами тогда оброс этот подсвечник. Пошёл первый слух, мол, Некрасов писал дотемна, а оторваться не мог, и начал он тогда шторы подсвечником закрывать. Пошёл второй слух, мол, когда к Некрасову приходила Муза, он подпирал подсвечником дверь, Муза ведь скромна и пуглива, вдруг кто ненароком зайдёт и спугнёт бедняжку. Пусть даже и есть, что это всего-навсего слухи. Но даже без них история этого подсвечника всё равно кажется интереснее истории жизни Алексея. Именно так он про себя размышлял, снова выбитый из реальности видом горделивого подсвечника. А дети снова возвращают его к ней.

- Прошу прощения, - Алексей поправил плохо сидевшие очки, - родился Некрасов 28 ноября 1821 года в городе Немирове в семье зажиточного помещика. Свои ранние годы поэт провёл в деревне Грешнево Ярославской губернии…

- А как он оказался в деревне Грешнево? – спросил его всё тот же мальчик.

- Туда после рождения Некрасова переселилась его семья, – ровным, но немного раздражённым тоном ответил Алексей.

Мальчик, удовлетворённый ответом, воззрился на Алексея, ожидая продолжения. А дети за его спиной уже переставали бороться с сильным желанием прикорнуть: кто зевнул, кто стоя дремал, кто чуть не уснул, кто, просыпаясь, стонал. Стоит отметить, что дети изначально не сильно боролись со столь манящим желанием.

- В возрасте 10 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса, после окончания которого он заканчил своё обучение в…

- А почему он заканчивает своё обучение после 5 класса? – слегка сопя, спросил мальчик.

- Мнения биографов здесь расходятся. Одни утверждают, что Некрасов не слишком прилежно относился к учёбе, другие считают, что отец не имел возможности или не хотел оплачивать обучение сына, – растрачивая последнее терпение, ответил Алексей.

Мальчик хотел было что-то сказать. Но скрип двери на секунду отвлек его. В дверь вошла статная старая женщина.

- Дети в автобус! – сказала она.

-Но я ещё не всё рассказал! – громко возразил Алексей, сам не понимая, что на него нашло.

Дети стояли посмеиваясь, ожидая, чем же закончится противостояние. В комнате на несколько мгновений повисла тишина.

- У нас есть ещё немного времени, – начала женщина. – Тогда прошу вас рассказывайте быстрее.

А что рассказать? Столько всего не сказано! У него было слишком мало времени, ещё так много моментов, которые необходимо осветить. Холодный пот побежал по спине Алексея. В голову не приходила ни одна мысль. Алексей хаотично размышлял , что сказать. Но слова даже не думали появляться, предложения не хотели выстраиваться, текст не хотел сокращаться.

Продолжалось всё это с минуту, пока вперёд не вышел неопрятный и явно выделяющийся на фоне всех детей взрослый мальчик.

- Скажите нам, – серьёзно начал он, – зачем нам знать, когда он родился или по какой причине он покинул школу? Чем так особенна его жизнь? Почему она нам должна быть интересна?

Глаза Алексея вспыхнули. Комнату наполнил жар его эмоций. И пусть на лице ничего не отразилось, но в его душе они зажглись, точно солнце на рассвете. Они всегда были там, как звёзды в ночном небе, просто ждали момента, чтобы показаться. И момент этот настал. Слишком долго томились они взаперти. Алексей вдохнул полную грудь воздуха.

- Это история человека, который всегда шёл вперёд. Он шёл к своей мечте... Это история человека, всегда находившего силы подняться: с какой бы высоты он ни падал, с каких бы низов он ни начинал. Он неизменно верил в завтрашний день. Он знал - завтра он на шаг приблизится к своей мечте. И ничто не смогло его в это переубедить… - и из-за нехватки воздуха Алексей замялся, но после глубокого вдоха продолжил: – Это человек неусмиримых амбиций. Человек, отдавший себя людям без остатка …

Автобус с детьми уехал отсюда уже давно. Алексей закрыл музей и, прислонившись спиной к стене, думал. Действительно ли это были его слова? Помимо него, в комнате другого Алексея не водилось. Да и смотрели все на него.

И тут перед глазами снова предстал мальчик, его выразительные, любопытные глазки. Было в них что-то знакомое. Утерянное, забытое, но такое близкое. Также смотрел он, Алексей, на своего учителя... Такой всезнайка, как Алексей, только с учителями и водился. Друзей Алексей если и имел, то очень хорошо их прятал, так хорошо, что и сам не мог их найти. А учитель был всегда рядом. Он был человек преданный и добрый по натуре. Трудно как-то иначе описать человека, ставшего, по сути, твоим вторым отцом. Он задавал вопросы, а потом сам же на них и отвечал. Алексей любил бывать у него дома, часто они засиживались допоздна, читая и обсуждая интересные места в книге, споря о судьбах великих людей… Вместе они познавали мир, строили теории, пытались найти ответы на интересующие их вопросы.

Но в один момент всё это стало лишь воспоминанием. Их пути разошлись. Алексей помнил, как учитель сказал ему перед расставанием: “Последний урок тебе преподаст жизнь“. Вот только преподал его человек, маленький человек. Маленький человек с выразительными глазками…

С этими мыслями Алексей убрал руки в карманы и воззрился на здание музея. Маленькое, двухэтажное каменное здание… Возможно, не лучшее, но вот оно будущее, прямо перед ним. Осталось его только немножко доработать. Интересно, а витражные стёкла будут сочетаться с голубыми стенами?..

Просмотров работы: 39