История родного края

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История родного края

Воробьёва  Д.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Д.Ф. Лавриненко»
Воробьева  О.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Д.Ф. Лавриненко»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История родного края… Что может быть проще? В век информационных технологий сведения о любом городе можно найти легко и быстро, пользуясь сетью Интернет. Мы узнаем о времени образования города, о его историческом прошлом, о вкладе в развитие всей страны. Но всё же я считаю, что история родного края складывается не только из цифр и официальных сводок. Историю любого места создают люди, которые там живут. В их рассказах прошлое оживает, становится ближе, понятнее, роднее. Сплетаются нити человеческих судеб, создавая яркий, многоцветный узор жизни. Вот и я, задумавшись над историей родного края, решила заглянуть в семейный альбом.

Для меня родной край – это город Протвино, в котором я родилась и живу. Этот небольшой подмосковный город, раскинувшийся на живописном берегу реки Протвы, стал колыбелью нашей семьи. Его история началась в 1960 году и была связана со строительством научного центра – Института Физики Высоких Энергий. Так, в сосновом лесу, недалеко от Серпухова, начал расти молодой научный городок, в который стремились попасть умные и энергичные люди.

И вот в 1967 году сюда приехали мои прабабушка и прадедушка со своими дочками. Городок их поразил: среди сосен-великанов красовались новенькие дома, чистые улицы и аллеи. В то время были уже построены бараки для строителей, магазин «Восход», общежитие «Колосок», небольшая больница, Сосновый и Парковый проезды, улица Мира, автобусная остановка и, как символ науки, библиотека. Был в посёлке и клуб с танцевальной площадкой, в котором показывали фильмы и проводили танцевальные вечера. Спустя несколько месяцев был открыт Дом культуры ИФВЭ «Протон».

Мой прадед, Василий Иванович Котенев, офицер ВВС, в мирное время стал строителем. Он работал сварщиком на ЗНО (заводе нестандартного оборудования) и производил металлоконструкции, необходимые для строительства ускорительного кольца. Я вспоминаю своего прадедушку, когда бываю в районе улицы Победы – это он строил магазины, расположенные на ней. Старожилы города помнят историю об угрозе разрушения домов на улице Ленина из-за ошибки проектирования. Тогда был разработан уникальный план по укреплению этих зданий с помощью сварочных работ, и мой прадедушка участвовал в нём. Я очень горжусь своим дедом!

Пока прадед строил город, прабабушка, Екатерина Ильинична, воспитывала детей. Она работала в детском саду «Незабудка» и была в команде первых педагогов этого детского учреждения. Моя прабабушка в 1946 году окончила Серпуховское Педагогическое училище. По образованию она – учитель начальных классов и свою педагогическую деятельность начинала в деревенской школе. Конечно, работа педагога не так заметна. Как работа строителя, но только подумайте, сколько детей воспитала прабабушка! А ведь у них появились свои дети, а потом и внуки, и правнуки! «Незабудку» в то время посещали дети не только русских учёных. В 1966 году между СССР и Францией было подписано соглашение о проведении совместных исследований на ускорителе ИФВЭ. В наш город для научной работы приехали французские учёные. И приехали не одни, а со своими семьями. Маленькие французы были определены в детские сады Протвино. В группе бабушки было два пятилетних французских мальчика: Пьер и Марк. Бабушка вспоминает, что они были добрыми, воспитанными детьми, очень общительными и через некоторое время научились понимать своих русских сверстников, а те их. Старая тетрадь прабабушки хранит слова и выражения, которые заучивали воспитатели для общения с иностранными детьми. Конечно, не просто объединить две разные культуры, найти точки соприкосновения, обойти трудности. Так, интересным было отношение французов к еде: они сами ели мало и удивлялись количеству продуктов в детском саду, даже просили не перекармливать своих детей. Но всё же, народы сближают общие ценности: доброта, честность, ответственность, человеческое участие. Однажды Марк решил покататься на двери шкафа и оторвал её. Отец, придя вечером за сыном, предложил свою помощь в ремонте, как это сделал бы любой другой.

Вот такой добрый след оставили французы в душе моей бабушки. Хочется надеяться, что и они помнят об этом времени. Ну а в Протвино сотрудничество дух держав запечатлено в памятнике – сердце «Мирабель» – поршне из нержавеющей стали, который остался от грандиозной жидководородной пузырьковой камеры.

Моя бабушка, Наталья Васильевна, связала свою судьбу с ИФВЭ и проработала в нём инженером-конструктором 39 лет. Занимает она эту должность и по сей день. В институте работали мой папа. Они разрабатывали новые ускорители.

В 1975 году была достроена улица Дружбы, и моя семья переехала в новый дом. А ещё через пять лет моя мама пошла в первый класс школы №3, которая в то время считалась самой лучшей, современной и обустроенной. До сих пор гостей и жителей города удивляют белые барельефы на её стенах. А в 1985 году была построена четвёртая школа («Гимназия»), и в неё из других школ были переведены целые классы с учителями…

Протвино рос и обустраивался на глазах членов моей семьи. В их рассказах оживает история моего родного края. Исторические документы хранят точные сведения о значимых датах моего города, о военном прошлом этих мест. Но по-настоящему полюбить место, в котором живёшь, можно лишь почувствовав связь поколений. Моя мама, как и прабабушка, тоже учитель и, я думаю, сделала немало для развития Протвино. Хотелось бы, чтобы на страницах истории родного края остался и мой след…

Просмотров работы: 791