"Карате - ступенька к здоровому образу жизни"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Карате - ступенька к здоровому образу жизни"

Новикова Д.И. 1
1МБОУ лицей Физико-техническая школа
Старков А.Н. 1
1Спортзал Обнинск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у младших школьников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

В наш стремительный век, когда все автоматизировано, человек ведет малоподвижный образ жизни, остро встает проблема укрепления здоровья.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются уже в дошкольном возрасте.

Школьный возраст, по утверждению специалистов, относится к решающему в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка.

Как раз в этом возрасте происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в младшем школьном возрасте, активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Одним из направлений здорового образа жизни является занятия спортом.Он крепит веру в собственные силы, формирует самооценку.

Ребенок должен попробовать в юном возрасте заниматься каким-либо видом спорта, чтобы во взрослой жизни он стал успешным человеком.

Цель моей работы: показать, как с помощью занятий карате сохранять здоровье, закалять себя физически и духовно.

Задачи:

- познакомить с интересным видом спорта – карате. Рассказать об истории этого вида спорта;

- показать, как влияет занятие спортом на физическое и духовное развитие человека.

В карате я пришла вместе с братом. Вернее сначала этим видом спорта начал заниматься мой старший брат, а потом решила попробовать и я. Мне понравилось, у меня получается, и теперь я не представляю своей жизни без спорта и карате.

2 Карате – как боевое искусство.

Карате – это японское боевое искусство, система защиты и нападения. В отличии от других единоборств Японии (дзюдо, джиу-джитсу) которые предполагают борьбу, проведение различного вида захватов, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками или ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела.

На начальном этапе карате представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны. Сегодня карате приобрело большую известность благодаря показательным выступлениям. Спортивные соревнования проводятся по двум программам карате: дзию-кумитэ (свободный спаринг) и ката(формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником).

2.1 История карате.

О происхождении карате известно много легенд. Так по одно легенде создателем карате считается Бодхидхарма, основатель дзен – буддизма, который в 520 г. до н.э. перенёс свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.

В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям. Эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.

Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приёмами борьбы жителей островов. Документально подтверждённых исторических сведений о появлении карате в Японии не так уж много.

2.2 Стили карате.

Общее число стилей и школ карате сегодня не знает никто. То ли их несколько сотен, то ли несколько тысяч. В старину карате держали в тайне от чужаков. Пришлым о его стиле и возможностях не говорили. Существует несколько объективных причин, определяющих появление много численных стилей карате. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной приём. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания – тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнять их, а у них выходят совсем другие движения. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова, неверно и даже недостойно.

2.3 Философия карате.

Говоря о философии карате, следует заметить, что в ее основе лежит идея ненасилия. По этому поводу гранд–мастер карате Хошу Икеда говорил так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но Вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред Вам или другим людям. Таким образом, Вы восстанавливаете гармонию Природы».

Во многих клубах ученики, занимающиеся карате, дают клятву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям.

«Я обязуюсь поддерживать настоящий дух карате – никогда не использовать приемы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка»

Уважительное отношение к старшим, женщине, вообще к окружающему миру, вера в собственные возможности и другие нравственные установки взяты на вооружение нашими отечественными учителями карате.

2.4 Пояса и даны в карате.

В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.

Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя.

Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать куртку ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный.

В старых японских спортивных школах карате бытовала система градации из пяти поясов, имеющая более практическое объяснение:

Белый — чисто белый пояс новичка

Жёлтый — ученик продолжительное время отрабатывал основную технику и его пояс становился жёлтым от пота

Красный — ученик допускался до кумитэ и его пояс окрашивался кровью в красный цвет от пропущенных ударов

Коричневый — ученик так долго практиковал кумитэ, что цвет его пояса становился коричневым от запёкшейся крови

Чёрный — ученик так долго занимается каратэ, что цвет его пояса становится чёрным от времени

В наше время система поясов такова: Белый 9кю Жёлтый 8кю Оранжевый 7кю Зелёный 6кю Светло синий 5кю Синий 4кю Светло коричневый 3кю Коричневый 2 кю Темно коричневый 1 кю Чёрный 1дан −10 дан, как правило 10 дан дается посмертно.

3 Заключение.

Заниматься спортом я начала в 6 лет. В то время мой старший брат занимался уже три с половиной года карате. Я всегда с мамой приводила его на тренировки, ездила с ним на соревнования, вместе с ним я переживала его поражения и радовалась его победам. В раздевалке я видела всех ребят, они всегда весело и дружно рвались в зал заниматься. Я тоже захотела попробовать себя в этом спорте и мне понравилось. У меня всё получается, я участвую в соревнованиях и побеждаю.

Я решила провести анкетирование своих одноклассников с целью узнать, что они знают о таком виде спорта, как карате. Занимаются ли они спортом, если да, то каким; что им дают эти занятия. Было опрошено 25 учеников класса.

Результаты анкетирование получились следующие:

Нужно, ли соблюдать здоровый образ жизни?

Да - 100%

 

Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье? Как?

Да – 70%

Делаем зарядку – 40%

Катаемся зимой на лыжах и коньках – 50%

Ходим в походы – 10%

Катаемся на велосипеде – 40%

Закаливаемся – 30%

Посещаем бассейн – 20%

Нет -30%

Занимаетесь ли вы спортом вне школы?

Да – 60%

Нет – 40%

Каким видом спорта занимаетесь?

Плавание – 30%

Фигурное катание – 20%

Музыка – 10%

Худ школа – 10%

 

Знаете, ли вы такой вид спорта, как карате?

Да, слышали – 90%

Нет – 10%

Вывод: на основании анкетирования я сделала вывод, что все ученики нашего класса осознают, что нужно соблюдать здоровый образ жизни, но не

все его соблюдают. И не все дети занимаются спортом. О таком виде спорта как карате слышали многие, но из класса этим видом занимаюсь только я.

Хотите вырасти здоровыми – занимайтесь спортом!

Выполняя данную работу, я много узнала о карате, об истории этого вида спорта. Смогла рассказать своим одноклассникам о спорте, которым я увлечена. Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества. Я убеждена в том, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать.

Купить можно много:Игрушку, компьютер,Смешного бульдога,Стремительный скутер,Коралловый остров(Хоть это и сложно),Но только здоровьеКупить невозможно.Оно нам по жизниВсегда пригодится.Заботливо надоК нему относиться.

(А. Гришин )

4 Библиография.

1. Япония от А до Я. Энциклопедия. Москва. Просвещение, 2009г.

2. Милковский Е. Искусство спортивной борьбы Японии. Минск, 1991г.

3. Фунакоси Г. Каратэ-до: мой способ жизни. Киев, 2000г.

5 Приложение.

В здоровом теле - здоровый дух.

Карате – это японское боевое искусство, система защиты и нападения.

Создателем карате считается Бодхидхарма, основатель дзен – буддизма.

Общее число стилей и школ карате сегодня не знает никто.

В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны»

Заниматься спортом я начала в 6 лет.

У меня всё получается, я участвую в соревнованиях и побеждаю!!!

Мои награды на сегодня!!!

Просмотров работы: 1194