Красное Солнышко над Русью. Жизнь и дела Великого князя Владимира

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Красное Солнышко над Русью. Жизнь и дела Великого князя Владимира

Солтанова  А.И. 1
1МБОУ «Гимназия №6»
Квитко  М.В. 1
1МБОУ «Гимназия №6»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Личность князя Владимира Святославича исторически воспринималась как сложная и многогранная. Большое количество работ посвящено изучению проведённых им реформ, жизнеописанию, политической и военной деятельности. Особенное место уделяют изучению того факта, что при Владимире происходит Крещение Руси. Это историческое событие является одним из краеугольных камней развития Руси, её культурного и национального становления.

Несмотря на возможные противоположные точки зрения на фигуру Владимира Святославича, всю литературу по этому князю объединяет тот факт, что он занимает одно из главных мест в отечественной истории, задав курс её развития на многие века вперёд.

Цель данного исследования — провести анализ исторической биографии и народного былинного эпоса в отношении личности Владимира Красное Солнышко, чтобы понять внутреннюю связь между этими двумя подходами. Идея такого подхода возникла во время изучения темы исследования.

Актуальность темы заключается в том, что сейчас в обществе возникает очень много вопросов о роли личности в истории Российской государственности. Одним из примеров массового интереса к теме древности и, например, князей, является выход фильма «Викинг», режиссёра Андрея Кравчука, который стал предметом многочисленных дискуссий в обществе. Несмотря на спорность и неутихающие противоречия вокруг фильма, главный герой фильма, как и объект исследования в этой работе — Владимир Святославич.

Роль Владимира Святославича очень важна, поэтому необходимо поэтапное рассмотрение его биографии и важнейших исторических событий во время его правления. В процессе подготовки работы потребовалось оценить князя Владимира не только как конкретную историческую личность, но и как персонажа русского былинного эпоса, поскольку эпитет «Красное Солнышко» фигурирует именно в былинах, и, как оказалось, «былинный» Владимир не соответствует Владимиру «историческому».

Тем не менее, образ Владимира в былинах позволяет пролить свет на некоторые особенности понимания его современниками, которые давали ему оценку не только как правителю, но и как человеку, что было взаимосвязано.

В данной работе предпринята попытка объединить научное и художественное видение жизни и деятельности князя Владимира.

1. Биография князя Владимира как исторической личности

Владимир Святославович родился примерно в 960 году. Князь Святослав был его отцом и сделал Владимира новгородским князем, как говорят летописи, уже в 970 году. [10]

В 972 году печенеги убивают Святослава. Начинается междоусобная война между старшими сыновьями: Ярополком и Олегом, в результате которой Олег погибает. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, дал юному князю совет — бежать к варягам, поскольку Ярополк представлял большую опасность в своём желании ликвидировать всех соперников в борьбе за единоличное правление. В 978 году Владимир возвращается с войском варягов, свергает Ярополка и становится полновластным князем.

Править Владимир Святославич начал в 980 году после восшествия на престол в Киеве. Ещё в то время Владимир зарекомендовал себя в качестве правителя, одна из целей которого — сохранить государство и упрочить его положение на мировой арене. [6]

Киев и Новгород были воссоединены в рамках одной территории, тогда как радимичи и вятичи отказывались признать власть Владимира. Только через три года Владимиру удалось установить контроль над этими племенными союзами. Чтобы усилить власть там, где было необходимо, он делал своих сыновей наместниками.

После того, как князь наладил внутренние дела, он занялся внешней политикой, результатом которой стало расширение границ Руси на юге. Им была захвачена и присоединена территория Червенской Руси (группа городов в верхнем течении Западного Буга и верховьях реки Стырь, где располагался город Червен), которая долгое время находилась неподвластной ни соседней Польше, ни Руси, в результате чего каждый имел право претендовать на эту территорию, чем и воспользовался Владимир.

Набеги печенегов были постоянной проблемой древнерусского государства. Прежние князья по-разному решали этот вопрос: с ними воевали, заключали мирные договоры, платили золото. Но они продолжали грабить русские земли. Владимир решил организовать военный поход на печенегов и в 992 году в сражении полностью разбил их войско. Однако через четыре года печенеги, собрав большую орду, атаковали Русь. Битва между небольшой Киевской дружиной во главе с Владимиром и печенежской ордой происходила рядом с Киевом. В результате Владимир чуть не погиб. Забрав всё ценное из русских городов, печенеги вернулись на свои земли.

Тогда у Владимира появилась идея построить охранительную цепь из крепостей на левом берегу Днепра, для защиты Киева и близлежащих территорий от атак печенегов. Крепости представляли собой оборонительные укрепления и были соединены друг с другом массивными валами. Крепости, чтобы войска могли увидеть врага раньше, располагались в степи и в местах речного брода. В такие крепости отбирались самые сильные и обученные воины. А для того, чтобы информация о вражеских атаках приходила в Киев и в оборонительные крепости вовремя, были установлены сигнальные башни. Башни ставили на холмах, сигналом служила горящая в поле трава. [7]

Внешняя политика Владимира, направленная на защиту государства, не ограничивалась лишь постройкой крепостей. Он вёл активную деятельность по сближению с Европой. Владимир осознавал, что принятие христианства является одним из условий такого сближения.

Во второй половине Х века Русь была политеистическим государством, что приводило к межплеменным распрям. Такое устройство не было эффективным в вопросах защиты от внешних вражеских атак. Чтобы сделать Русь сильнее, необходимо было провести религиозную реформу, целью которой было бы укрепление государства и сближение с европейскими странами.

Взаимная выгода Руси и Византийской империи была причиной принятий христианства на Руси. Византия старалась обезопасить себя от нападения на них русских и увеличивала свое политическое влияние на Русь. Для Владимира польза от принятия христианства заключалась в усвоении культурных ценностей Византии, поднятии авторитета русского государства в мире и усиления власти над народом внутри страны.

В то время существовали Римская и Византийская христианские церкви. В отличие от Римской, Византийская церковь давала возможность народу, принявшему византийское христианство, вести церковную службу на родном языке. Во главе Византийской церкви был не священнослужитель, а правитель государства, которому подчинялся патриарх, что, наверняка, при выборе церкви учитывал и Владимир.

Чтобы христианство на Руси было принято, Владимир должен был креститься. Первые переговоры, в результате которых князь решил принять христианство, прошли в 987 году. Тогда Византийская империя запросила помощи у Руси для подавления мятежа в их государстве. Владимир согласился, но потребовал у императора Василия II, чтобы он отдал за него замуж свою сестру Анну. Василий II предложил Владимиру принять крещение, и князь согласился. [8]

Владимир со своей дружиной прибыл в Византию и подавил мятеж. Однако Византия не стремилась претворить в жизнь свои договоренности. Это стало причиной осады Владимиром и его войсками города Херсонес — главного города в Крыму. Взятие города продолжалось несколько месяцев. В результате Херсонес пал перед русским войском. Далее Владимир отправил в Константинополь гонцов с вестью о том, что если Василий II не отдаст ему свою сестру в жены, то он атакует Византийскую столицу. Императору пришлось отдать сестру за Владимира. В 988 году из Константинополя в Херсонес на корабле вместе со своей свитой была доставлена принцесса Анна. Владимир сдержал свое обещание и с частью дружины стал христианином. [4]

Владимир забрал с собой Анну, священников из Византии, иконы и мощи святых Климента и Фива, вернулся в Киев, и принялся осуществлять религиозную реформу страны. Прежде всего государь дал распоряжение о том, чтобы с холма скинули языческие идолы, которые он установил до этого. После этого жителей Киева согнали в реку, где византийские священники провели обряд крещения. А там, где были статуи языческих богов, Владимир распорядился заложить церковь.

Переход в христианство других русских земель был продолжительным и сложным, особенно в северных регионах. Там язычеству придавали большое значение, и местные жители открыто выражали это. Прошло много времени для того, чтобы христианство стало народной религией.

В 996 году в Киеве византийские архитекторы построили самый большой храм на Руси — собор Богородицы. В него перенесли всю церковную утварь, которую Владимир забрал из Херсонеса. На содержание собора расходовалась десятая часть княжеских доходов. Со строительством церквей, монастырей христианство обретало все большее влияние на политическую жизнь Руси. [9]

В последние годы жизни Владимир предпринимал попытки изменить принцип передачи власти и хотел завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей – Святополк и Ярослав – почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года.

Владимир был похоронен в Десятинной церкви в Киеве. Проститься с великим князем пришло множество жителей столицы и окрестностей. Мраморная рака с прахом Владимира была поставлена рядом с такой же мраморной ракой супруги князя, греческой царевны Анны.

2. Владимир Красное Солнышко как былинный персонаж

Былинный Владимир имеет очень небольшое количество исторических черт. Владимир – прежде всего, великий стольный правитель Киева. К его имени добавляют эпитеты «Красное Солнышко», «светлый», «пресветлый», «славный», «ласковый», «грозный». На воинскую службу со всех концов земли русской к Владимиру приходят сильные богатыри из Мурома, Ростова, Рязани, Волынца-Галича. Эти черты совпадают как в летописи, так и в былинах. Но помимо вышеуказанных черт характера, былины видят во Владимире такие, которые или не соответствуют историческому образу этого князя, или оказываются отрицательными.

Прежде всего, Владимир лично не принимает участия в военных кампаниях и преимущественно не выезжает из Киева. Владимир необычайно труслив — его трусость проявляется во время каждого столкновения с врагами: узнав, что к Киеву подошёл с войсками Калин-царь, он начинает «ронять горючие слезы» и «утираться шелковым платком». Он горюет, что некому постоять за веру, за отечество, за церкви Божии, за Киев-град, некому сберечь князя Владимира и его жену Опраксу Королевичну.

При нападении Идолища на Киев Владимир «убоялся», когда атакует заморский богатырь Соловников, Владимир кричит со страху. Владимир крайне неблагодарен и даже недоброжелателен к своим богатырям. Илья Муромец, например, сетует, что служил Владимиру тридцать лет, а «не выслужил слова сладкого, уветливого, приветливого, хлеба-соли мягкия». Приказав Добрыне Никитичу вызволить Забаву, дочь Путятичну из «пещерушки змеиной», Владимир угрожает отсечь ему голову, если он не выполнит этого задания. Руководствуясь непроверенными слухами, Владимир сажает Добрыню в тюрьму, а потом, чтобы погубить его, отправляет в Литву взымать дани за двенадцать лет, в это же время отсутствия Добрыни сватает его жену за Алешу Поповича.

Авторитарный характер Владимира становится причиной гибели некоторых богатырей: Владимир не верит богатырю Сухману, что он одержал победу над татарским войском, и заключает его за это в погреб, богатырь так оскорбился этим поступком Владимира, что оторвал «маковые листочки» со своих окровавленных ран и истек кровью. К Илье Владимир относится без уважения: за ратные подвиги он дарит Илье шубу из куницы, а других богатырей, которые выполнили менее значимые подвиги, награждает городами с пригородами. Илья выражает пренебрежение к подарку, тогда Владимир велит своим слугам «повести Илью на горы высокие, бросить в погреба глубокие, задернуть решетками железными, завалить чащей, хрящем-камнем».

Одной из отрицательных черт Владимира становится алчность. Эта черта проявляется в отношении к награбленным богатствам Соловья-разбойника, которые он хочет присвоить, но Илья не позволяет этого и оставляет детям Соловья, чтобы им было чем питаться и не бродяжничать. А когда наступает какая-нибудь беда, то Владимир начинает просить богатырей о помощи, чаще всего Илью. Также Владимир — любитель чужих жён и вообще женщин. [2]

Эти несимпатичные черты Владимира сильно настраивают против него богатырей: они нередко ругают князя в глаза собакой, дураком, вором, решаются не служить ему больше, напоминают ему, что, если бы не они, то не быть ему князем в Киеве.

Изменение исторического Владимира в образе эпического Владимира с целым рядом отрицательных черт имело свои причины исторического и литературного характера.

Представление о бездеятельности Владимира сформировалось под влиянием таких факторов: пока Владимир был молод, за него действовал его дядя Добрыня, вероятно, вместе с другими помощниками. Из летописи не видно, насколько военные и политические инициативы Владимира, который стал взрослым князем, обязаны были активности и инициативе самого Владимира и насколько такое его поведение обязано влиянию его воинов. Если отталкиваться от сообщения летописи о совете с дружиной и принять во внимание национально-славянский характер правления Владимира, то логично прийти к выводам, что всякое предприятие свое Владимир исполнял или по указаниям дружинников или после совета с ними. Вторая половина княжения Владимира протекла в мире с соседями, шумных воинственных предприятий не было. Владимир был заинтересован внутренней политикой государства. Уже этих причин достаточно для того, чтобы в воображении дружинных певцов, для которых приоритетом являются военные достижения и особенно личные боевые подвиги и отождествлявших деятельность с борьбой, чтобы Владимир запомнился, как человек бездеятельный. [1]

Эти причины можно рассматривать как основные, но остановимся еще на ряде других: в следующие эпохи князья, а затем и цари перестают совершать примечательные ратные подвиги, они управляют государством, а окружающие лица уже исполняют их распоряжения. Представления об этих позднейших князьях и царях могли быть перенесены певцами на образ Владимира, таким образом, Владимир становится собирательным образом не русского князя, а представлений сказителей о князе.

Нетрудно объяснить появление в эпосе и других несимпатичных черт Владимира. Неблагодарность, несправедливость и жестокость, как отличительные черты Владимира, появились под влиянием того, что правление Владимира, в различных слоях населения и в различных областях Киевской Руси должно было по-разному оцениваться: для некоторых сословий и племенных союзов деятельность Владимира приносила пользу и потому личность Владимира наделялась наилучшими чертами, для других групп населения или других племенных союзов политика Владимира была вредна и потому личности Владимира приписывали отрицательные черты.

Возникает резонный вопрос: почему нет ни одной былины с Владимиром в качестве главного персонажа, ни одного сюжета с подвигом самого князя? Это обстоятельство тоже имеет свои основания, из которых главные, очевидно, коренятся в симпатиях той среды, из которой вышли былины. Владимир должен оставаться лишь причиной для действий богатырей, но сам он этим богатырём являться не должен.

В любом случае, исторический князь Владимир знаменует собой переход от князя-воина, которым был его отец Святослав, к князю-правителю, который занимается государственными вопросами, политикой, а не только военными походами. Такая смена модели политического поведения не могла быть не отмеченной современниками, что вылилось в неоднозначный и даже отрицательный образ самого Владимира.

3. Значение эпитета «Красное Солнышко»

Одно из древних значений понятия «красный» употребляется для подчеркивания внешней привлекательности и означает «красивый». [5]

У прилагательного «красный» две истории. Изначально слово «красный» имело значение «красивый» и происходило от праславянского корня. Это подтверждается в родственных языках. «Красивый» по-болгарски будет «красен», по-сербо-хорватски – «красан», «прекрасный» по-чешски звучит как «krasny», по-словенски – «krasan».

В русском языке «прекрасный» — это изначально «очень красивый», как и «премилый» — «очень милый», «премудрый» — «очень мудрый».

Изначальное значение прилагательного сохранилось в устойчивых выражениях: «красна девица», «лето красное». Высшая степень качества, положительной оценки отмечается и в таких давних фразеологизмах, как «красно солнышко», «красный товар».

Частота употребления прилагательного «красный» по сравнению с другими цветами намного выше, что способствовало развитию у слова дополнительных значений.

Во времена Древней Руси для обозначения цвета крови и огня использовалось слово «червленый». Происходило оно от слова «червь», потому как краску такого цвета делали из особых червей – польской кошенили. Собирали полезное насекомое в начале лета. Важное для наших предков событие нашло свое отражение в отдельных языках, например, в украинском первый летний месяц именуется «червень».

Использование солнца в качестве метафоры может быть понято двояко, ведь солнце медленно движется по небу, оно покоится в бездействии и без всяких усилий со своей стороны ниспосылает на землю свои лучи, оно бывает иногда жгучим, злобным. Бездействие, как отмечалось выше, может само по себе являться отрицательной характеристикой. Властное бездействие могут принимать, но не любить. В основном Солнце в народе ассоциировалось с Даждьбогом, богом плодородия и солнечного света, но поскольку с приходом христианства языческое мировоззрение стало запретным, то фигура Даждьбога вполне могла замениться фигурой самого Владимира.

Есть ещё один возможный пласт именования Владимира «Красным Солнышком», выше было упомянуто, что в былинах Владимир предстаёт не таким, как его исторический образец, а наоборот горделивым и деспотичным правителем. В этой связи именование «Красное Солнышко» может выглядеть как некоторая насмешка над обличенным властью князем. Это ироничное высказывание – явная гипербола, очень характерная для русского устного творчества, скоморошества и народных гуляний, в которых переворачивается истинный смысл слов и наделяется новым, скрытым, понять который смогут лишь те, кто глубоко разбираются в духе времени.

Таким образом, прилагательное «красный», хоть и имеет ярко выраженное положительное звучание, но сам эпитет «Красное Солнышко», когда употребляется в отношении Владимира, характеризует еще такую отличительную особенность, как использование именно в народных, близких к языческим былинах. Поэтому «Красное Солнышко» — это пережиток почитания богов, олицетворявших силы природы, возможно и смеховая ирония в словах древних сказителей. Очевидно, что особенности мировоззрения древнерусского человека объединяют в себе как божественное, так и обыденное, ведь оно постоянно живёт среди нас. Владимир, будучи князем, остается все же человеком, несмотря на высокое «солнцеликое» положение. Не стоит отделять друг от друга эти смыслы, которые могли вкладывать древнерусские сказители, они органично существовали друг с другом, наша задача – изучить лишь возможные толкования и проследить, насколько тонким и наблюдательным был ум простого народного творчества.

В настоящее время языческий подтекст из именования Владимира «Красным Солнышком» исчез, этот оборот используется для того, чтобы подчеркнуть принципиально важное значение и большой вклад в историю, а также признание заслуг Владимира и его близость народу.

4. Оценка исторического наследия князя Владимира

Несмотря на возможную двойственность оценок Владимира Святославича, очень важно сказать, что именно он продолжил политику объединения восточнославянских земель вокруг Киева. Он установил дружеские отношения с поляками, мадьярами и чехами. Оживленные дипломатические отношения на уровне дипломатических посольств он имел с Германией, Римом, а также с Арменией. Во время правления Владимира, Русь укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, Крыму, Приазовье. Владимир провел и судебную реформу. Он ввел новый свод законов устного права, названный Нестором «Уставом земляным», усовершенствовал и дополнил предыдущий кодекс «Закон русский». Великий князь осуществил также военную реформу, устранив из ведущих ролей северных наемников, что способствовало формированию верхушки военной знати Киевского государства из русичей и других народов славянского происхождения.

Важно отметить постоянную борьбу Владимира с печенегами. Именно он в итоге приходит к мысли, что борьба заключается не только в карательных походах после разорения земель, но и в формировании всей структуры пограничного информирования и строительства защитных застав – а это ещё один способ формирования независимого государства. При Владимире началась чеканка первых золотых и серебряных монет. Важнейшее значение в реформаторской деятельности князя имели религиозные реформы: сначала, в 980 году – попытка установления пантеона единых богов, затем – принятие в 988 году христианства как государственной религии. [3]

Всё это свидетельствует об очень сильном стремлении Владимира сделать государство единым и способным сопротивляться как внутреннему, так и внешнему давлению.

Княжение Владимира — богатырский, героический период в истории русского народа, время успешного окончания создания древнерусского государства, время расцвета Киевской державы, период успехов русского оружия, русской дипломатии, складывания и развития яркой культуры восточного славянства, единства политической и общественной жизни.

Вместе с тем, святой Владимир — особенная фигура среди святых князей, особенность заключается в контрастности: Владимир — язычник, который становится равноапостольным просветителем Руси, это великий грешник, ставший великим святым. Задача описания киевских князей в качестве исторических личностей решалась авторами древней Руси с помощью сопоставления со святыми царями Израиля — Давидом и Соломоном, поскольку первые киевские летописцы решали задачи понимания событий жизни в Киеве в качестве событий исторических. Сравнение Владимира с Соломоном идёт дальше предусмотренной типологии: наряду со сравнением, здесь есть и противопоставление. Сопоставление выглядит перевернутым в сторону Владимира — поскольку если Владимир и Соломон — великие грешники и святые правители, то первый прошёл путь от греховности к святости, в то время как второй — от святости к погибели.

Церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала «равноапостольным». В мышлении современников и последующих поколений Владимир Святославович вошел как инициатор великого обновления Руси. Это он «землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил», а следующие поколения засеяли ее просвещением.

Заключение

Великий князь русский Владимир Святославович умер 15 июля 1015 года. Все последующие поколения признавали важность его деяний, направленных на преобразования Руси, которое оказалось важнее и прегрешений молодости, и политически недальновидных решений. Именно деятельностью Владимира, который развил дело княгини Ольги, Русь сформировалась в настоящее государство. Она собрала под своим началом все восточнославянские племенные союзы, стала одной из крупнейших и сильнейших держав Европы. Владимир в итоге показал себя князем смелым на войне и мудрым в дни мира, заботящимся о состоянии своего народа.

Народ запомнил князя Владимира в былинах как «Владимира Красное Солнышко», владыку богатырского двора, личность хоть и противоречивую, но не чуждую простых человеческих страстей. Русская православная церковь в XIII веке причислила Владимира, Крестителя Руси, к лику святых.

Князь Владимир Святославович — одна из ярчайших фигур русской истории, определившая её развитие и внесшая вклад в историко-культурный фундамент Древней Руси. Князь Владимир стал персонажем не только летописей, но и центральным героем самого древнего и обширного цикла былин, это свидетельствует о том, что большинство современников Владимира воспринимали его личность как неповторимую, и это обусловило особое место образа князя Владимира в плеяде персонажей отечественных исторических трудов и художественной литературы.

Список литературы

 

Владимир Красное Солнышко [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/846975, свободный.

 

Владимир по былинам // Главные богатыри. Былины о главных богатырях с слабым киевским приурочением. [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/bogatyri1d.htm, свободный.

 

Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 320 с.

 

Завитневич В. З. Владимир Святой // Православная богословская энциклопедия. Том 3. – Петроград: Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г. – С. 564.

 

Значение слова «красный» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kartaslov.ru/значение-слова/красный, свободный.

 

Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 1567 с.

 

Карташев А. В. Князь Владимир. Его обращение и крещение. // Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. – С. 105-114.

 

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Олма-ПРЕСС, 2005. – 974 с.

 

Костомаров Н. И. Князь Владимир Святой // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2009. – 1024 с.

 

Повесть временных лет. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt_with-big-pictures.html, свободный.

Просмотров работы: 3425