ПЕРВОЕ НЕМЕЦКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ «ВАНДЕРФОГЕЛЬ» (КОНЕЦ XIX – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВВ.)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПЕРВОЕ НЕМЕЦКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ «ВАНДЕРФОГЕЛЬ» (КОНЕЦ XIX – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВВ.)

Ласкина Д.Е. 1
1ГБОУ СОШ «О.Ц.Южный Город»
Одинцова Е.В. 1
1ГБОУ СОШ "О.Ц.Южный Город"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы.

Исследование предложенной темы позволяет раскрыть социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения нового образа жизни молодого поколения немцев в форме молодежного движения «Вандерфогель» в Германии в конце XIX – начале XX вв.

Важность темы заключается в ее связи с современностью, так как наследием молодежного движения Вандерфогель стал современный стиль работы с молодежью в Германии.

Актуальность исследования определяется также ее недостаточной изученностью в современной исторической науке. В настоящее время существует много дискуссионных вопросов, нуждающихся в осмыслении: каковы истинные цели движения «Вандерфогель», являлось ли данное движение националистическим, могло ли оно осуществлять свою деятельность в период утверждения в Германии тоталитарного национал– социалистического молодежного движения «Гитлерюгенд».

Степень научной изученности.

В настоящее время тема международного юношеского движения представлена рядом публикаций отечественных и зарубежных исследователей. Среди них можно выделить известных ювенологов И.М. Ильинского, В.П. Мошнягу, Р.Е. Корнелла и др. Но работы перечисленных авторов носят не исторический, а скорее философский и социологический характер.

В исторической литературе в недостаточной степени представлена тема формирования молодежных организаций.

Прежде чем обратиться непосредственно к истории молодежного движения в Германии, следует в первую очередь познакомиться с социальной и экономической обстановкой в данной стране в изучаемый период. Решить эту задачу позволило использование в курсовом исследовании комплексных трудов, посвященных истории Германии: В.В. Степановой, В.В. Кучмы, А.И. Патрушева, Кривогуза И.М., Когана М.А1 и др.

Некоторое представление об общих тенденциях в зарождении и развитии молодежного движения в мире дают публикации Соколовой В.И., Е.А. Куракиной, Л.А. Попутниковой2.

Статьи Германовой О. Е., Шагалова О. Г., Ермакова А. М.3 посвящены становлению национал-социалистического молодежного движения «Гитлерюгенд», ставшего единственной молодежной организацией в период Веймарской республики и ознаменовавшего собой период преследования независимых «Перелетных птиц» и их официального запрета.

Непосредственно зарождению и формированию немецкого молодежного движения «Вандерфогель» посвящены публикации Мали И.В., Герасименко И.В.1

Источниковая база.

Источниковую базу исследования составили воспоминания участников движения «Вандерфогель», многие из которых в последующем стали знаменитыми деятелями культуры.

Состоявшие в движении до начала и в период Первой мировой войны писатель Ганс Фаллада и ученый-демограф, медик, специалист в области политической экономии Ганс Хармзен анализируют в своих воспоминаниях цель движения и присущую ему атмосферу свободы и аполитичности2.

Хуберт Курт, входивший в начале 30-х годов в Дюренскую группу «Католических Вандерфогель» в статье «Meine Erinnerungen an die Anfänge des Nationalsozialismus und die ersten Jahre des N.S.-Staates in Düren» делится своими воспоминаниями о зарождении национал-социализма, первых годах его становления в Дюрене и отношении к нему «Вандерфогель»3.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX до первой трети XX вв.

Нижняя граница обусловлена зарождением первого немецкого молодежного движения.

Верхняя граница связана с официальным запретом Ванедерфогель в период установления Веймарской республики.

Цель работы – исследовать историю зарождения и развития объединения «Вандерфогель» как первого немецкого молодежного движения конца XIX – первой трети XX вв.

Исходя из цели работы, следует обозначить ее основные задачи:

1. Определить причины становления «Вандерфогель» как первого немецкого молодежного движения

2. Выявить роль объединения «Вандерфогель» в формировании немецкого скаутского движения

3. Раскрыть роль объединения «Вандерфогель» как альтернативы национал– социалистического молодежного движения в Германии в 20 – 30 – е годы XX века.

Объект исследования – История молодежных движений.

Предмет исследования – История движения «Вандерфогель» и его роль в формировании молодежных объединений в странах Западной Европы.

Структура исследовательской работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и исследований.

Глава 1. Становление «Вандерфогель» как первого немецкого молодежного движения

      1.  

Предпосылки возникновения движения

Ретроспективный обзор истории формирования молодежного движения в мире показывает, что зарождение и развитие различных организаций и объединений юношества на ранних его этапах практически не известны сегодня ни специалистам, ни широкой общественности. Молодежные и детские организации, опирающиеся на нравственное и физическое саморазвитие молодого поколения, остались в тени истории.

Говоря об истории появления и развития юношеского движения в мире, следует отметить, что молодежное общественное движение впервые зародилось в Европе в середине ХIХ в. В 1844 г. в Лондоне по инициативе Джорджа Уильямса была организована Ассоциация молодых христиан – Христианский союз молодых людей (ХСМЛ) – Young Men’s Chrictian Association (YMCA). В конце ХIХ в. параллельно ХСМЛ оформились Всемирный христианский студенческий союз (ВХСС) и Христианский союз молодых женщин (ХСМЖ). Однако колыбелью пролетарских молодежных организаций следует считать Бельгию. Здесь в 80-х гг. ХIХ в. была создана юношеская организация «Союз молодой гвардии», которая начала работу по привлечению в свои ряды молодых людей 15–21-летнего возраста. Союз начал издавать журнал «Молодая гвардия». На его страницах освещались темы, актуальные для молодежи: вопросы классовой борьбы, материалы общеобразовательного характера по естествознанию, математике и др.1

В начале 50-х гг. ХIХ в. в Германии были предприняты первые попытки создания молодежных и детских организаций. Здесь в 1845 г. был создан Союз евангелической молодежи под руководством доктора Франка – первого организатора пролетарского юношеского движения организаций католической молодежи в Германии. Объединение Германии в 1871 г. создало предпосылки для зарождения нового образа жизни молодого поколения, в том числе его женской части, в форме молодежного общественного движения. Первые женские организации в Европе боролись против мужского доминирования в семье, за предоставление женщинам права голоса на выборах, за право вместе с мужчинами учиться в университетах.

Социальные и экономические изменения в конце ХIХ – начале ХХ вв. повлекли кризис семейного воспитания и изменения в школьной системе образования, создав благоприятную почву для появления совершенно новой молодежной культуры. Неслучайно именно на рубеже ХIХ–ХХ вв., в эпоху индустриализации, в Германии появилось молодежное движение «Вандерфогель» (Wandervogel) – «Перелетные птицы»1.

Начало молодежному движению «Вандерфогель» в 1896 г. дали первые путешествия, по сути прогулки на природу, гимназистов Штеглица, пригорода на юго-востоке Берлина. Их возглавлял студент гимназии Герман Гоффман, который вел в свободное от собственной учебы время занятия в кружке стенографии. При этом походы гимназистов не были официально разрешены, поскольку в тот период в Германии существовал запрет на организацию ученических союзов.

В январе 1900 г. Г. Гоффман передал руководство путешествующими группами гимназистов своему ученику Карлу Фишеру, которому удалось убедить общественность в перспективности идеи развития подростков посредством путешествий и придать официальный статус данному молодежному движению.

Таким образом, 4 ноября 1901 года впервые в истории Германии в гимназии Штеглица был официально организован Ученический союз «Комитет по организации и проведению путешествий школьников», получивший название «Вандерфогель». В рамках этого движения молодежи Германии впервые было разрешено проводить свободное время без участия взрослых2.

Молодежное движение «Вандерфогель» стало порождением «страха перед современностью». Важным для его формирования был отказ от принятия нового стиля жизни с его формальными требованиями в поведении, одежде, воспитании, а также протест против расчетливого рационализма.

Базис молодежного движения «Вандерфогель» формировался, в основном, из молодых представителей классической буржуазии. Ганс Блюер, анализируя характер отношений отцов и детей в семьях членов «Вандерфогель», писал: «Там, где отцы и сыновья жили в единстве, где отец без проблем умел передать сыну свой характер, а тот гордился наследством отца, там никогда не смогло бы появиться движение «Вандерфогель»3.

Молодое поколение буржуазии хотело использовать это время по-новому, объединяясь в свободные, руководимые молодежью группы для получения новых ориентиров в жизни, для самоорганизации.

Кризис школьного образования, в годы которого учащимся предписывалась лишь пассивная роль «инструктируемой массы», а преподаватели ограничивались официально предписанными планами занятий, созданными еще в первой трети XIX столетия, также рождал протест в молодежных кругах. Неслучайно движение «Вандерфогель» сформировалось из учеников школы старшей ступени. Неполитический протест учеников выразился в уходе от суеты города «назад, к природе»1. Появилась совершенно новая для того времени форма проведения свободного времени - молодежный туризм. Ребята в этих движениях накануне выходных дней собирались по 10—12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами и отправлялись в ближайшие окрестности. Они изучали свой родной край не по карте, собирали фольклор и распространяли его в городе. Во время каникул устраивали длительные походы на дальние расстояния2.

Главной эмблемой «Вандерфогель» стала перелетная птица серебряного цвета на голубом фоне. Она символизирует основные ценности движения - свободу и легкость, подвижность и связь с природой. Тем самым подчеркивалась свобода, независимость и полная самостоятельность «Вандерфогель».

Интерес к этому движению объясняется его уникальностью и большим влиянием на жизнь современной немецкой молодежи. Так, известный педагог Г. Гизеке утверждал, что без «Вандерфогель» в Германии не было бы системы работы с молодежью в ее современном виде3. Современная немецкая молодежная культура, образование и даже семейное воспитание носят ярко выраженный отпечаток этого движения.

      1.  

Основные цели и задачи движения

Немецкое молодежное движение (Deutsche Jugendbewegung) возникло как противопоставление сословному и классовому обществу. Молодое поколение выражало протест против всей вильгельмовской системы государственного управления и его общества, поверхностности и изворотливости его «официальной» культуры и образа жизни. Многие дети вильгельмовской буржуазии, которая пережила основание рейха и с большой гордостью смотрела на материальные успехи индустриальной Германии, становились социалистами и нигилистами. Они искали новый мир, который ничего не должен был иметь общего с унаследованным старшим поколением.

Целью Вандерфогель, как наиболее значительного молодежного союза в рассматриваемый период, было практиковать во время пеших походов на природу новые формы общения в кругу друзей и искать более простые и естественные формы жизни. Это проявлялось даже в одежде. Так, они предпочитали свободное, удобное платье (короткие штаны, спортивная рубашка с воротником апаш, берет и значки) в противоположность стесняющей движения жесткой моде времени. В этих формах общения особая роль принадлежала пению. Но прежде всего, Вандерфогель воплощали романтическую жажду приключений1. Здесь следует процитировать писателя Ганса Фалладу (Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен, 1893-1947), который в юности состоял в движении Ванедрфогель: «Сегодня еще мало известно о том, что означал Вандерфогель. Это была общность молодежи, и это была общность, которая бунтовала против старости и буржуазности, против кастовой нетерпимости и ханжества. - Люди вели себя удивительно свободно и беспечно. Чем безумнее наряд, грубее манеры, тем лучше! Насмехались над прогулками, отправлялись в туристические походы, презирали иностранные слова, табак, алкоголь, подхалимство, воспитывались в духе средневековых странствующих школяров. Как и те когда-то, они странствовали с мандолиной и гитарой. Открывали заново бесконечное богатство народных песен и исполняли их крестьянам вечерами, прежде чем зарыться в сено»2.

Ганс Людвиг Фридрих Карл Хармзен (1899-1989 гг.), ученый-демограф, медик, специалист в области политической экономии, в период с 1909 по 1916 г. посещал высшее реальное училище в берлинском районе Целендорф, являясь с 1913 по 1916 гг. членом Вандерфогель. Уже в ноябре 1915 г. он выразил свое разочарование по поводу неопределённых и аполитичных внутренних целей Вандерфогель: «Если несколько групп находят решение задач Вандерфогель только в пении и путешествиях, то они пфадфиндеры (Pfadfinder – скауты) или что-то в этом роде. – Тогда Вандерфогель лишь средство для достижения цели»1.

По мнению профессора Биргит Дальке, специализирующейся по истории литературы и культуры, идеи, организационная структура и цели Вандерфогель носили амбивалентный характер. Это молодежное движение не предполагалось как клуб для совместного проведения досуга как другие существовавшие наряду с ним гимнастические и певческие общества. Его идеи соответствовали протестным и реформационным движениям рубежа веков, его целью было единение, немецкая «народная общность»2.

Немецкий педагог, представитель теории свободного воспитания Людвиг Гурлитт (1855-1933 гг.), один из соучредителей Комитета по организации и проведению путешествий школьниками, в письме в Министерство культуры так определил цель объединения «Вандерфогель»: «способствовать развитию молодежного туризма, с пользой заполнять досуг молодежи организацией и проведением общих прогулок, учить понимать и любить природу, стремиться к знаниям о немецкой родине, закалять волю и учить самостоятельности, воспитывать в духе товарищества, противостоять всем порокам тела и души, которые грозят молодежи, особенно таким, как домоседство и безделье, бороться с употреблением молодежью алкоголя и курением…»3. Искореняя «пагубное влияние больших городов», руководители движения пытались сформировать из воспитанника самостоятельную личность с чувством собственного достоинства.

Цели Вандерфогель, которые состояли в обращении к природе, саморазвитию и народности (народному духу), быстро распространились по всей Германии и Австро-Венгрии.

Важнейшей идеей было пробуждение «любви к родине» и создание туристической культуры (путешествий). Предпринимались походы и не только по немецкоговорящим областям, но и в соседние страны, при этом изучались новые народы и новые культуры, причем решающий акцент возлагался на народность. И хотя Вандерфогель был молодежным движением, которое пыталось отгородиться от любого авторитарного влияния, «и его захватили политические течения, которые продвигались и управлялись политическими и другими направлениями и организациями взрослых»1.

Основными целями и задачами движения «Вандерфогель» являлись ранее и являются по сей день, прежде всего, социализация молодежи и прочная связь человека и окружающей среды.

Глава 2.Роль объединения «Вандерфогель» в формировании немецкого скаутского движения

2.1 Зарождение и развитие скаутского движения как всемирной детско–юношеской организации

Самым ярким и масштабным примером детского объединения была скаутская организация. Скаутское движение возникло в начале ХХ века в Великобритании и объединило в себе опыт существовавших детских и молодежных организаций. Движение скаутов быстро развивалось и охватило все страны Европы.

Скаутское движение - это всемирная детско-юношеская организация, занимающаяся комплексным развитием молодежи: в физическом, духовном и умственном планах.

Для всей скаутской организации характерна общая идеология, которая сводится к трем основным принципам:

1. Долг перед Богом, т. е. верность исповедуемой каждым религии.

2. Долг перед другими, заключающийся в ответственности перед обществом в самых различных аспектах.

3. Долг перед собой, т. е. ответственность за собственное развитие.

Воспитательная система скаутской организации имеет четыре основных направления:

1. Воспитание природой. Особенно важной эта идея была для городских детей. Именно им адресованы советы: изучать животный и растительный мир, ухаживать за домашними животными, разводить костры и готовить на них пищу. Сама природа, в отличие от городской среды, имеет огромный положительный воспитательный потенциал.

2. Пропаганда здорового образа жизни заключалась в отказе от пьянства и курения, заботе о здоровье, закаливании, правильном питании, соблюдении личной гигиены.

3. Кодекс чести скаута соответствует кодексу чести джентльмена, а тот, в свою очередь, заимствован из рыцарского кодекса. Скаут должен помогать всем, развивать в себе самодисциплину, активный альтруизм, силу характера. Особое значение отводилось занятиям ручным трудом.

4. Основа воспитания гражданина — верность Отечеству1.

Основные идеи скаутской системы воспитания были разработаны и воплощены английским офицером Робертом Стефенсоном Смитом Баден- Пауэллом (1857—1941).

В 1899 году полковник Баден-Пауэлл был назначен комендантом крепости Мафекинг в Южной Африке, которая после начала англо-бурской войны была осаждена армией буров. В гарнизоне было чуть больше тысячи солдат, и полковник организовал вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек, которые взяли на себя, в том числе, разведку и доставку донесений через позиции врага. На полковника произвел большое впечатление тот факт, что мальчики на войне проявляли себя не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства.

Вернувшись в 1901 г. Англию в звании генерала и посвятив себя государственной работе, Баден-Пауэлл с 1902 по 1907 гг. разрабатывал новую программу по воспитанию гражданского духа в подрастающем поколении - «скаутинг». В качестве пробного шага в 1907 году он основал на острове Броунси палаточный лагерь, в который собрал первых скаутов – 22 мальчика из разных социальных слоев. Начинание оказалось успешным, и в 1908 году движение скаутов было признано официально1 .

Новаторство скаутинга заключалось в объединении детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности. Отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребенок играли каждый свою роль, ребенок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего, а значит более опытного и умелого товарища. Взрослый вел за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии получила название неформальная педагогика2.

В 1908 году Баден-Пауэлл выпустил собственную книгу «Наука выживания для скаутов», получившую мировую известность. Согласно изложенным в книге принципам, скаутинг был нацелен на обучение детей способности выживать в любых жизненных ситуациях, обходясь при этом самыми простыми средствами, а также воспитание в ребенке духовного стремления к «лучшему человеку»3 [1].

Скаутизм предполагал не замену воспитания в семье и школе, а лишь дополнял образовательные и воспитательные социальные институты.

2.2.Сравнительный анализ немецкого и британского скаутского движения

Как упоминалось ранее, скаутское движение в Европе берет свое начало из принципов, выведенных Робертом Баден – Пауэллом.

После перевода книги Баден-Пауэлла на немецкий язык штабным врачом кайзеровской армии Александром Лионом в 1909 г. скаутское движение стало распространяться в Германии.

На всей территории Рейха стали создаваться небольшие поначалу разрозненные скаутские группы. Союз немецких скаутов образовался 18 января 1911 года. Ему вменялось в обязанность «направлять желания и силы молодежи по правильному пути – пути гармоничного развития души и тела, и исполнять свой долг перед Богом и Родиной». Кайзер рекомендовал воспитывать скаутов в «консервативном и патриотическом духе», в противоположность уже набиравшему тогда силы социалистическому молодежному движению. Скаутские группы создавались по иерархическому принципу. Подготовка скаутов была организована, как и в наши дни, по ступенчатой системе: от младшего скаута до «скаутмастера».

В Германии становление скаутинга шло своим особым путем, под влиянием «Вандерфогель». И если скаутство в других странах всегда оставалось в той или иной степени пробританским движением, то в Германии оно впитало народнический дух, освобождаясь от влияния центральной организации. Ведь движение «Вандерфогель» возникло в Германии в знак протеста молодежи против урбанизации и существующей действительности. Пфадфиндеры (нем. «Pfadfinder» - следопыты), как стали именоваться немецкие скауты, быстро влились в ряды молодежного движения, которое имело аналогичную структуру и значительное влияние на территории страны. Стихийная тяга к природе и странствиям предлагала буржуазной молодежи романтический вариант ухода от суровой действительности. Перед глазами основателей зарождающегося молодёжного движения вставали образы странствующих школяров латинских школ и университетов позднего Средневековья, предлагавшие молодёжи особую жизнь странствующего романтика. Ее характерными чертами были пристрастие к народной музыке и танцам, наслаждение природой и неприхотливость во время походов. Томас Манн писал: «Немцы - народ романтического протеста против философского интеллектуализма и рационализма просветителей», народ, у которого мистика «взбунтовалась против ясности…»1. И если, согласно принципам Баден – Пауэлла, от скаутов помимо получения радости от жизни на природе и приключений, требовался духовный рост, накопление знаний, умений и навыков, которые должны были доказываться в испытаниях, то в Германии это проявлялось не так жестко, как в других странах. На переднем плане у немецких и австрийских скаутов был и остается по сей день поход, в то время как типичная форма деятельности всех других скаутов – лагерь2.

Переплетение характерных черт английского скаутского движения и особенностей немецкого Wandervogel привело к тому, что внутри скаутских союзов развивались новые направления движения. До 1933 в Германии возникло огромное количество скаутских организаций, различавшихся содержательной направленностью: от довоенного скаутинга до союзов с ярко выраженными особенностями Wandervogel, а так же организации, которые по политическим взглядам были близки сторонникам Веймарской республики. Это вызвало с одной стороны раскол крупных организаций и объединение других более мелких организаций в большие союзы. Так, например, Bündische Jugend возникла из бывших скаутов, членов Wandervogel и других молодежных организаций. Педагогика содержания этих объединений во многом совпадали с педагогикой традиционного скаутинга – воспитание любви к природе, забота о ближних и слабых, формирование воли, характера, наблюдательности3.

К началу Первой мировой войны в Германии было уже 100 тысяч скаутов. В 1938 году после выдвижения на первый план нацистской молодежной организации «Гитлерюгенд» скаутское движение в Германии было запрещено. После победы над фашизмом движение возродилось, причем с 1971 года в состав скаутских отрядов стали входить и девочки. Сегодня в Германии существует два мужских и одно женское скаутское объединение.

В настоящее время немецкие скауты активно занимаются общественной деятельностью, протестуя против депортации беженцев из Германии, сотрудничая с экологической организацией «Гринпис» и с организацией по защите прав человека «Amnesty International».

Таким образом, проанализировав скаутские движения в Британии и в Германии можно сделать вывод, что отличались эти движения в основном только более радикальным характером в Британии и походами в Германии, в то время как типичная форма для других стран Европы был лагерь.

Глава 3. Объединение «Вандерфогель» как альтернатива национал – социалистического молодежного движения в Германии в 20 – 30 – е годы XX века3.1. Общественная и идейно – политическая деятельность организации «Гитлерюгенд» как тоталитарного национал – социалистического молодежного движения Веймарская республика 1919—1933 годов в Германии просуществовала большую часть мирного периода между двумя мировыми войнами. После Мартовской революции 1848 года она стала второй попыткой учреждения в Германии либеральной демократии. Она завершилась приходом к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP), которая создала тоталитарную диктатуру. Этот режим получил еще в период своего существования определение «демократия без демократии».

Установление Веймарской республики в 1919 г. ознаменовалось длительным периодом расправ и преследований групп «Вандерфогель», поскольку это молодежное движение воспринималось как индивидуалистическое, а значит препятствующее единству германского народа. За преследованиями последовал официальный запрет «Перелетных птиц».

Единственным разрешенным в Германии молодежным движением стал «Гитлерюгенд», основанный летом 1926-го года и ставший к началу 1933-го года, ознаменовавшего собой официальный приход национал-социалистов к власти, одним из основных инструментов управления новой Германией.

Государственная политика нацистской Германии была направлена на формирование у немецкой молодежи «новых народных ценностей» с помощью воспитания, ориентированного на идею элитарности немцев.

Основные понятия политико-мировоззренческого обучения, такие как «народная общность», «раса», «фюрерство», «служба» целенаправленно формировавшие сознание молодых людей, были выработаны Гитлером в его наиболее известном труде “Mein Kampf” («Моя борьба»), в его речах и в работах идеологов Третьего рейха. Для так называемого «народного государства» идеалом были физически развитые, дисциплинированные юноши и девушки, мировоззрение которых сформировано в необходимом государству ключе1. Таким образом, Гитлерюгенд стал социальным институтом, цель которого состояла в воспитании юного поколения в духе нацизма. Следовательно, направленность движения «Вандерфогель» на воспитание свободно мыслящей, независимой личности и его аполитичность были идеологически чужды новой власти. Национал-социалисты стремились к полной политизации молодежи, усилению связи молодежи с политикой. Тем самым, молодежь должна была в будущем позаботиться о сохранении и развитии германского государства и процветании национал-социалистической системы.

Тем не менее, Гитлерюгенд для завоевания молодежи и включения ее в политическую систему первоначально использовала традицию движения «Вандерфогель», заключавшуюся в том, что молодежью может руководить только молодежь.

Гитлерюгенд осуществляла в сфере молодежной политики самые различные функции: идейно-политические, мировоззренческие, оздоровительные, профсоюзные, культурные. Но основными направлениями ее деятельности были идеологическое и физическое воспитание, военная и профессиональная подготовка.

Физическое воспитание немецкой молодежи играло ключевую роль. Подчеркивалось, что физическая закалка являлась «службой народу». Для демонстрации «арийских» спортивных достижений с 1937 года проводились «имперские спортивные соревнования Гитлерюгенда», направленные на демонстрацию «силы и непобедимости» германского народа. Конечно физическое воспитание молодежи после 30-х г. носило милитаристский характер, когда со спортивными упражнениями совмещались строевые и тактические занятия1. Длившиеся часами маршировки, речевки, упражнения должны были воспитывать в подростках солдатскую дисциплину. Благодаря такой муштре армия Германии в будущем получила готовых солдат [3, c. 56].

Девушки тоже были включены в гитлеровское движение. Пропагандируемый идеальный тип девушки – это соратница мужчины-борца, помогающая ему в его деятельности во благо национал - социализма. Здесь следует упомянуть, что одним из многочисленных движений в составе Гитлерюгенда был Союз немецких девушек (нем. Bund Deutscher Mädel) – девичья часть крупнейшей в мире молодежной организации. Союз немецких девушек имел сначала два, а с 1938 г. – три структур­ных подразделения: от 10 до 14 лет, от 14 до 18 лет, и дочернюю организацию «Вера и красота» (нем. Glaube und Schönheit), в которую входили девушки с 18 до 21 года. С декабря 1936 г. членство в Союзе было обязательным, поэтому к началу Второй мировой войны он охватил более трех миллионов девочек и де­вушек в возрасте от 10 до 18 лет. Но девушек не готовили для непосредственного участия в военных действиях. На съезде НСДАП в 1936 г. Гитлер заявил, что пока в Германии есть здоровое поколение муж­чин, о чем национал-социалисты позабо­тятся, подразделения гранатометчиц и женщин-снайперов формироваться не будут, поскольку «это ущемление прав женщины»1. Но, отдавая дань государству, девушки должны были с 1938 г. в обязательном порядке проходить медико-санитарные курсы, за что получали серебряный спортивный значок. 1 августа 1939 г. Имперское управление по ра­боте с молодежью взяло обязательство каждый год выпускать из Союза немецких девушек 25 тысяч участниц, прошедших медицинскую подготовку. По официальным данным, только с сентября 1939 по июнь 1940 г. медицинские курсы прошли 80 тысяч девушек2.

Самыми распространенными формами идеологического воспитания были вечера отдыха и организация лагерей. Каждую среду члены Гитлерюгенда собирались на так называемых «домашних вечерах», где изучали германские сказания о героях. При этом, на «домашних вечерах» не было критики или дискуссий, всё было устроено как в армии – по приказу или команде. Другой формой идеологического воспитания был лагерь, разбивавшийся на определенной территории, и напоминавший по своему устройству военизированное поселение. В распорядок дня лагеря входили спортивная гимнастика и мировоззренческое обучение, выдержанное строго в рамках нацистской идеологии.

Такой социальный институт как школа играл второстепенную роль после Гитлерюгенда в формировании национал-социалистического мировоззрения у подрастающего поколения. Школа воспринималась руководителями Третьего рейха в большей степени не как образовательное заведение, а как воспитательное3. Основной ее функцией была выработка у учащихся определенных политических и нравственных идеалов. Государственная политика в области образования была направлена не столько на реформирование форм и методов обучения, сколько на изменение приоритетов в воспитании, базирующихся на нацистской идеологии. Новые учебные заведения являлись по сути учебными центрами для подготовки верных линии партии политических борцов.

3.2. Протестная деятельность движения «Вандерфогель» в условиях политизации молодежного движения в Германии

Об этом свидетельствуют воспоминания очевидцев, входивших в период распространения в Германии национал-социализма в различные группы Вандерфогель. Хуберт Курт, входивший в 20-е-начало 30-х годов в Дюренскую группу «Католических Вандерфогель» („Katholischen Wandervogel“, KWV), так описывает свои впечатления: «Духовная направленность нашей дюренской группы KWV находилась под сильным влиянием молодых учителей Германа Гуппертца и Мартина Фера из Гюрцениха, … ставших впоследствии убежденными сторонниками Коммунистической партии Германии (KPD). Они оба и другие старшие друзья, пришедшие из традиционного движения Вандерфогель …. периода Первой мировой войны и образовавшие «старший круг» нашей группы (с 1929 г. состоявшей из девочек и мальчиков), рано осознали опасность как национал-социализма, так и политического католицизма, во многих сферах не соответствовавшего христианским заповедям. Также мы симпатизировали движению Витуса-Геллера, радикальной группе немецкого левого католицизма, членам Немецкого общества защиты мира, Мирному союзу немецких католиков и международному католическому движению. Всемирная лига молодежи дала нам понимание того, что разыгрывается вокруг и в тени распространявшегося национал-социализма. Но, например, от наших предостережений на заседаниях «Католического союза молодёжных организаций Дюрена», объединения всех католических молодежных союзов и групп, - предостережений перед надвигающимся Национал-социализмом и перед «подыгрыванием» многим тогда существовавшим вариациям национализма и милитаризма, отделывались, воспринимая их как коммунистическую пропаганду…1».

В итоге, часть движения Вандерфогель ушла в оппозицию, образовав неформальную организацию «Пираты Эдельвейса».

Пираты переделывали слова популярных в то время песен, превращая их в антинацистские, распространяли листовки против режима, рисовали направленные против гитлеровского режима лозунги на стенах домов и на поездах.

С официальных трибун рейха «пиратов» обличали как тунеядцев и социальных паразитов.

По мере развертывания войны «Пираты Эдельвейса» решались на все более дерзкие действия против нацистов. Они устраивали против них акты саботажа, помогали евреям, дезертирам и военнопленным. Отдельные их представители совершали налеты на военные лагеря, чтобы добыть оружие и взрывчатку, атаковали нацистские войска и принимали участие в партизанском движении. Ответными репрессиями становились исправительные школы, трудовые и концентрационные лагеря. Большое количество «пиратов» были отправлены в молодёжный концлагерь Моринген.

Некоторые из пиратов позже присоединились к радикальной оппозиционной группе «Эренфельд», сплотившейся вокруг 23-летнего Ганса Штайнбрюка. Помимо них, в кружок, базировавшийся в развалинах разбомбленного Кельна, входили беженцы из концлагерей, дезертиры и избежавшие депортации евреи - всего 128 человек. Будучи отверженными и не имея талонов на питание, они добывали себе средства к существованию нелегальным путём - кражами и взломами.

Группа Эренфельд также специализировалась на оружии. Свой арсенал они использовали для акций саботажа против гитлерюгенда, гестапо и штурмовиков (НСДАП). Группа Штайнбрюка вынашивала планы взрыва кёльнского центрального управления гестапо. Оперативная сводка кёльнской прокуратуры начала 1945 года приписывала группе Эренфельд не менее 15 покушений, в том числе и на политического лидера НСДАП, двух чиновников из гестапо и начальника отдела гестапо в Кёльне. В сентябре 1944 года группа застрелила местного руководителя отделения НСДАП и гестапо объявило борьбу с молодыми оппозиционерами акцией военного значения. Эрнст Кальтенбруннер - начальник имперской госбезопасности, издавал «директивы по борьбе с молодёжными группировками», в которых непокорные подростки приравнивались к врагам государства и государственным изменникам1.

В начале октября 1944 г. во время облавы было поймано несколько пиратов. 10 октября после жестоких пыток в гестапо 13 мужчин и подростков привезли к месту публичной казни. Но тогда расправа над ними так и не состоялась. 25 октября была казнена группа русских «остарбайтеров», пригнанных на принудительные работы. Им вменялось в вину связь с пиратами.

Две недели спустя на том же самом месте была казнена группа Эренфельд, в том числе и шесть несовершеннолетних пиратов, бывших членов «Вандерфогель».

После окончания Второй мировой войны возрождение движения «Вандерфогель» не последовало. Лишь с 50-х гг. XX века в Германии и Австрии вновь начали появляться отдельные группы «Вандерфогель». К настоящему времени движение не сумело вернуть себе былых позиций, но традиционные формы деятельности первых «Вандерфогель» остаются востребованными среди современной немецкой молодежи.

Сегодня «Вандерфогель» насчитывает около 26000 детей и подростков. Оно пользуется особой поддержкой правительства, поскольку в отличие от многих других молодежных группировок, особенно радикального характера, является эффективным институтом социализации молодежи

В настоящее время молодежные организации играют огромную роль в жизни Германии. Молодые люди в Германии могут вступать в союзы в соответствии с их ориентирами и интересами. Они стремятся принадлежать к определенной общности и стремятся к осуществлению поставленных целей. Различные молодежные союзы помогают молодежи выбрать свою сферу и вести активную общественную деятельность. Их работа помогает направить политику в нужное русло и регулировать некоторые ее аспекты. Таким образом, можно сказать, что современная молодежь Германии активно принимает участие в общественной жизни страны.

Заключение

В процессе изучения объединения «Вандерфогель» как первого немецкого молодежного движения автор уделил внимание различным аспектам его деятельности на всех этапах формирования и развития.

В первой главе рассмотрен один из самых важных вопросов – становление движения «Вандерфогель». Выявлены первые попытки создания молодежных и детских организаций в Германской империи в 50-е гг. XIX в., проанализированы предпосылки зарождения движения «Вандерфогель», рассмотрены цели и задачи первого немецкого молодежного движения.

Социальные и экономические изменения в конце ХIХ – начале ХХ вв. повлекли кризис семейного воспитания и изменения в школьной системе образования, создав благоприятную почву для появления совершенно новой молодежной культуры. До начала деятельности объединения молодежь воспринималась на государственном уровне как пассивная, руководимая масса, которой были запрещены самостоятельные передвижения без сопровождения взрослых.

Под руководством К. Фишера группа путешествующих гимназистов в течении нескольких лет переросла в большое движение. Из воспоминаний участников движения и фотографий, запечатлевших деятельность групп «Вандерфогель», складывается достаточно яркая картина того, как активно, творчески и познавательно проводили свой досуг «Перелетные птицы».

Молодежь стала в глазах всей общественности двигателем, который вел в новую эпоху. Критика традиционной немецкой школы сыграла положительную роль: она способствовала формированию нового взгляда на цели и задачи воспитания и образования.

Вторая глава освещает роль объединения «Вандерфогель» в формировании немецкого скаутского движения. Так же в главе приведен сравнительный анализ немецкого и британского скаутского движения.

Скаутское движение в Европе развивалось по принципам, выведенным Робертом Баден – Пауэллом, но в Германии становление скаутинга шло своим особым путем, под влиянием «Вандерфогель». Если, согласно принципам Баден – Пауэлла, от английских скаутов помимо получения радости от жизни на природе и приключений, требовался духовный рост, накопление знаний, умений и навыков, которые должны были доказываться в испытаниях, то в Германии это проявлялось не так жестко, как в других странах. На переднем плане у немецких скаутов был и остается по сей день поход, в то время как типичная форма деятельности всех других скаутов – лагерь.

В третьей главе работы рассматривается объединение «Вандерфогель» как альтернатива национал – социалистического молодежного движения в Германии в 20 – 30 е годы XX века.

В данной главе рассмотрена общественно – политическая деятельность организации «Гитлерюгенд» как тоталитарного национал – социалистического молодежного движения и протестная деятельность движения «Вандерфогель», проявлявшаяся в распространении антинацистских лозунгов и листовок, налетов на военные лагеря, участии в партизанском движении.

Подводя итог, отметим, что в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены.

Список использованных источников и исследований

 

В.В. Кучма «Развитие государственного строя Германии и Японии в период нового времени» (учебное пособие)

 

Белковец Л.П.; Васютин С.А.; Глушанин Е.П.; Могильницкий Б.Г.; Монина Л.В.; Николаева И.Ю. «История Германии, том 1 . (учебное пособие)»

 

Кривогуз И.М.; Коган М.А; Мнухина Р.С.; Ковалев И.В. «Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г.»

 

В.В. Степанова «Альтернативы исторического развития Германии в XIX веке», Учебное пособие

 

Германская история в Новое и Новейшее время, том 1.

 

История Европы, том 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны.

 

Эрнест Лависс. Очерки по истории Пруссии

 

А. Патрушев. Германская история

 

Герасименко И.В. 100 лет скаутскому движению

 

Шободоева А.В. История развития скаутского движения

 

Кордонский М.; Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники

 

Попутникова Л.А. Молодые объединения России и Германии: опыт сотрудничества // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Выпуск 1. Т.17.2011.С.206- 209

 

Мали И.В. Первое немецкое молодежное движение «Вандерфогель» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. Вып.6 С. 133 – 135.

 

К 100 - летнему юбилею скаутского движения // Стратегия и тактика скаутского движения нового века : Материалы научно – практической конференции, посвященной 100 – летию Скаутского Движения / под общ. Ред. Д.Солонникова и др. СПБ, 2007.

 

Герасименко И. В. Появление молодежного движения «Вандерфогель» в контексте социально-исторического развития Германии первой трети XX века. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Вып. 4., 2011.

 

Германова О. Е. Молодежная политика третьего рейха. Труды Псковского политехнического института. - Псков: Изд-во, 2010. №12.1. – C. 55-58

 

Шагалова О. Г. Государственная политика Третьего Рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи. Дисс. канд. ист. н. 07.00.03. - Тюмень, 2005. Доступ свободный. URL: http://cheloveknauka.com/gosudarstvennaya-politika-tretiego-reyha-v-oblasti-vospitaniya-i-obrazovaniya-nemetskoy-molodezhi

 

Ермаков А. М. Союз немецких девушек в годы Второй мировой войны // Ярославский педагогический вестник. 2010. №2. - С. 89-97.

 

Герасименко И. В. Молодежный замок «Людвигштейн» как наследие немецкого молодежного движения «Вандерфогель».

 

В.И. Соколова Зарождение молодежного движения в мире (вторая половина XIX – начало XX веков)

1 Степанова В.В. Альтернативы исторического развития Германии в XIX веке. Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во НГГУ. 2013.; Кучма В.В. Развитие государственного строя Германии и Японии в период нового времени. – Волгоград, 2000; Патрушев А.И. Германская история. М.: Издательство «Весь Мир», 2003; Кривогуз И.М., Коган М.А., Мнухина Р.С., Ковалев И.В. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г.- М., 1959

2 Соколова В.И. Зарождение молодежного движения в мире (вторая половина ХIХ – начало ХХ веков). Вестник чувашского университета. №4, 2014; Куракина Е.А. Вклад детских организаций в воспитание подрастающего поколения. Исторический аспект.// http://cyberleninka.ru/article/n/vklad-detskih-organizatsiy-v-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya-istoricheskiy-aspekt; Попутникова Л. А. Молодежные объединения России и Германии: опыт сотрудничества. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011, Том 17.

3 Германова О. Е. Молодежная политика третьего рейха Труды Псковского политехнического института. - Псков: Изд-во, 2010. №12.1.; Шагалова О. Г. Государственная политика Третьего Рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи. Дисс. канд. ист. н. 07.00.03. - Тюмень, 2005. Доступ свободный. http://cheloveknauka.com/gosudarstvennaya-politika-tretiego-reyha-v-oblasti-vospitaniya-i-obrazovaniya-nemetskoy-molodezhi; Ермаков А. М. Союз немецких девушек в годы Второй мировой войны // Ярославский педагогический вестник. 2010. №2.

1 Мали И.В. Первое немецкое молодежное движение «Вандерфогель» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2011; Герасименко И. В. Появление молодежного движения «Вандерфогель» в контексте социально-исторического развития Германии первой трети XX века. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Вып. 4., 2011.

2 Vom Wandervogel zum Mitglied des Kreisauer Kreises - ein Beitrag zur (inneren) Biographie Adolf Reichweins in Selbstzeugnissen und Briefen Hr. Eckardt // http://www.roland-wehl.de/wp-content/uploads/2014/11/Heidrun-%C3%BCber-Adolf-Reichwein.pdf ; Barbara Stambolis. Jugendbewegt geprägt: Essays zu autobiographischen Texten von Werner Heisenberg, Robert Jungk und vielen anderen.- Göttingen, 2013.

3 Hubert K. Meine Erinnerungen an die Anfänge des Nationalsozialismus und die ersten Jahre des N.S.-Staates in Düren. Доступ свободный. http://www.geschichtswerkstatt-dueren.de/quellen/kourth.html

1 Соколова В.И. Зарождение молодежного движения в мире (вторая половина ХIХ – начало ХХ веков). Вестник чувашского университета. №4, 2014. С. 85-86

1Соколова В.И. Зарождение молодежного движения в мире (вторая половина ХIХ – начало ХХ веков). Вестник чувашского университета. №4, 2014. С. 86.

2 Мали И.В. Первое немецкое молодежное движение «Вандерфогель» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2011. Вып.6 С. 134.

3 Там же. С. 132

1 Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии. – М., 1963. С. 49.

2 Куракина Е.А. Вклад детских организаций в воспитание подрастающего поколения. Исторический аспект.// http://cyberleninka.ru/article/n/vklad-detskih-organizatsiy-v-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 25.05.2016)

3 Мали И.В. Первое немецкое молодежное движение «Вандерфогель» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2011. Вып.6 С. 133.

1 Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем : монография / под общ. ред. В.И. Астаховой ; Х. : Изд-во НУА, 2008. С. 230-231

2 Vom Wandervogel zum Mitglied des Kreisauer Kreises - ein Beitrag zur (inneren) Biographie Adolf Reichweinsin Selbstzeugnissen und Briefen Hr. Eckardt // http://www.roland-wehl.de/wp-content/uploads/2014/11/Heidrun-%C3%BCber-Adolf-Reichwein.pdf (дата обращения: 25.05.2016)

1 Barbara Stambolis. Jugendbewegt geprägt: Essays zu autobiographischen Texten von Werner Heisenberg, Robert Jungk und vielen anderen.- Göttingen, 2013. S. 416

2 Birgit Dahlke: Jünglinge der Moderne. Jugendkult und Männlichkeit in der Literatur um 1900.// http://www.pedocs.de/volltexte/2011/5044/pdf/ZfPaed_2007_6_Hornstein_Rezension_Dahlke_Juenglinge_Moderne_D_A.pdf (дата обращения: 10.05.2016)

3 Мали И.В. Первое немецкое молодежное движение «Вандерфогель» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2011. Вып.6. С.134

1 Knapkova P. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte Iglaus. – Olomouc, 2010. С.66

1Куракина Е.А. Вклад детских организаций в воспитание подрастающего поколения. Исторический аспект.// http://cyberleninka.ru/article/n/vklad-detskih-organizatsiy-v-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 25.05.2016)

1Шободоева А. В. История развития скаутского движения.// URL: https://e.mail.ru/message/14552680580000000773/(дата обращения: 12.02.2016)

2 Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. // URL: http://coollib.com/b/211883 (дата обращения: 10.02.2016)

3Шободоева А. В. История развития скаутского движения.// URL: https://e.mail.ru/message/14552680580000000773/(дата обращения: 12.02.2016)

1 К 100-летнему юбилею скаутского движения.// Стратегия и тактика Скаутского Движения нового века: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Скаутского Движения / Под общ. ред. Д. Солонникова и др. - СПб., 2007. c. 175-177

2 К 100-летнему юбилею скаутского движения.// Стратегия и тактика Скаутского Движения нового века: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Скаутского Движения / Под общ. ред. Д. Солонникова и др. - СПб., 2007. c. 179.

3 Попутникова Л. А. Молодежные объединения России и Германии: опыт сотрудничества. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011, Том 17. C. 207.

1 Германова О. Е. Молодежная политика третьего рейха Труды Псковского политехнического института. - Псков: Изд-во, 2010. №12.1. – С. 55-58.

1 Германова О. Е. Молодежная политика третьего рейха Труды Псковского политехнического института. - Псков: Изд-во, 2010. №12.1. – С. 56.

1 Ермаков А. М. Союз немецких девушек в годы Второй мировой войны // Ярославский педагогический вестник. 2010. №2. С. 89.

2 Там же. С. 90.

3 Шагалова О. Г. Государственная политика Третьего Рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи. Дисс. канд. ист. н. 07.00.03. - Тюмень, 2005. Доступ свободный. http://cheloveknauka.com/gosudarstvennaya-politika-tretiego-reyha-v-oblasti-vospitaniya-i-obrazovaniya-nemetskoy-molodezhi

1

 Hubert K. Meine Erinnerungen an die Anfänge des Nationalsozialismus und die ersten Jahre des N.S.-Staates in Düren. Доступ свободный. http://www.geschichtswerkstatt-dueren.de/quellen/kourth.html

1

 Селигман М., Д. Дэвисон, Макдональд Д. В тени свастики: жизнь в Германии при нацистах, 1933-1945. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. с. 103-107

Просмотров работы: 1112