«Работа со сравнительно-сопоставительной таблицей «Западная Европа и Россия в XIX в. Выдающиеся открытия и изобретения» как средство повышения эффективности обучения в курсе «Новая история стран Запада» для 8(10) классов»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Работа со сравнительно-сопоставительной таблицей «Западная Европа и Россия в XIX в. Выдающиеся открытия и изобретения» как средство повышения эффективности обучения в курсе «Новая история стран Запада» для 8(10) классов»

Митрошин  М.А. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Ермольев В.Н. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодняшнюю жизнь, повседневность, сиюминутность невозможно представить себе без науки. Она, вторгаясь в любые сферы, воспринимается как данность и нередко диктует необходимость ответить на вопросы: «Кто, как, почему и где?» Между тем, сегодняшнее бытие, в том числе и научное, нуждается в том, чтобы понять: основы его заложены еще в XIX в., когда обществу стала вполне понятной практическая польза науки.

Актуальность настоящего проекта заключается в том, что выбранный метод изучения блока тем, связанных с развитием науки в XIX в., основанный на работе со сравнительно-сопоставительной таблицей «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И РОССИЯ В XIX В. ВЫДАЮЩИЕСЯ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ», дает больше возможностей для реализации комплексного подхода в изучении учебного материала, что является одним из основных требований современных ФГОС.

Новизна проекта заключается в универсальности предлагаемой таблицы, воспользовавшись которой, учитель (учащийся) сможет лишь менять содержание фрагментов-блоков, оставляя в неизменном виде подход к изучению (в отдельных случаях – запоминанию) исторического материала по принципу «Личность – страна – деяние (реформа, закон, открытие, памятник культуры, сражение…) – век». Последнее определяет также и практическую значимость исследования.

Работа над проектом с точки зрения аналитической его части заключается в подборке материалов, связанных с историей культурной и научной жизни Западной Европы и России в XIX в. Кроме своей непосредственной роли, эти материалы могут выполнять и роль интересных дополнительных сведений для урочных и внеурочных занятий по истории различных стран XIX в.

Цель данной работы – изучение возможностей использования сравнительно-сопоставительной таблицы «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И РОССИЯ В XIX В. ВЫДАЮЩИЕСЯ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ», для выяснения ее практического применения в изучении материала текущего блока тем и, в перспективе, тем, связанных с разнообразными историческими процессами в различных странах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Сбор материала по выбранной теме;

Изготовление фрагментов-блоков (наглядных иллюстраций) и работа с ними, т.е. подбор нумерации, не позволяющей произвольно выстроить правильную логическую цепочку взаимозависимых элементов, расположение их в хаотичном порядке;

Реализация творческой идеи, возникшей в ходе изучения литературы по теме и материалов для ее воплощения: вариативность в подходах к логическому исполнению таблицы (порядок, синхронность, отношение к стране и т.д.) и ее практическое решение как в рамках текущей темы, так и любой другой.

    теоретическая часть
    Предпосылки создания проекта

В конце XVIII – начале XIX в. промышленная революция и политические преобразования охватили практически всю Европу. Промышленная революция, которая стала крупнейшим социальным явлением, поставила серьезные задачи и перед естествознанием, и перед общественными науками, и перед политиками. Обществу все более ясной становилась практическая польза науки.

XIX век — эпоха расцвета классического естествознания. Была создана единая система наук. Исследования, начатые в предыдущем веке И. Кантом и геологами, образовали спектр естественно-исторических наук (геология, палеонтология, биология, эмбриология и т. д.), в рамках которых шла интенсивная полемика о возможностях использования знания о настоящем для понимания прошлого. К середине века идея необратимости процессов живой и неживой природы, как и человеческого общества, стала признанной, а философская диалектика была заявлена как метод постижения этих процессов. Работы Ч. Дарвина, развитие физико-математических наук (термодинамики, теории электричества, электромагнетизма) подорвали веру в универсальность принципов построения знаний в механике (механическая картина мира) для понимания всех природных явлений, заложили основание для формулирования альтернативных картин мира (электромагнитной и т. п.).

Наряду с этим, естествознание все теснее связывало себя с производством. Одной из центральных фигур в стремительно развивающемся производстве стал инженер. Появились первые научно-исследовательские институты.

Развитию науки, возрастанию ее роли в производстве, становлению технических наук в решающей степени способствовало совершенствование математики, ее все более интенсивное использование в формулировании научных знаний.

Результаты наук стали доступными для практического применения и сыграли едва ли не решающую роль в развитии процесса создания индустриальных обществ в Европе и зачатков такового в догоняющей России.

Таким образом, обзор имеющейся литературы, источников и материалов Всемирной сети Интернет по теме работы позволяют сделать выводы о том, что материал главы «Наука. Создание новой картины мира», предлагаемый для изучения в рамках курса «Новой истории стран Запада. 8 класс», обширен и нуждается в таком методическом подходе, который бы обеспечил его усвоение.

    Ожидаемые результаты внедрения проекта

Составление сопоставительной таблицы, всесторонне активизируя мыслительную деятельность учащихся, направляет ее на развитие в следующих областях:

метапредметной

способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

умений работать с учебной и внешкольной информацией, использовать не только традиционные (бумажные), но и новейшие (современные) источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способности решать нестандартные творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, одной из которых является сравнительно-сопоставительная таблица;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, постижение и выработку основ взаимодействия в малой группе, классе, школе, т.е. основ социализации личности.

предметной

овладение целостными представлениями об общем и различном культурно-историческом пути народов Европы и России как необходимой основой для понимания сущности исторического процесса в целом и познания современного общества, в частности;

способность применять исторические знания и приемы исторического анализа эпохи для раскрытия сущности индустриальной революции;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории Европы, России и человечества в целом;

Кроме того, работая над проектом, учащиеся продолжают обогащаться знаниями, представлениями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией: не только указывать, но и «узнавать» хронологические рамки (даты) важнейших открытий (изобретений) западноевропейской и отечественной истории. Соотносить личность с историческим периодом, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. Группировать (классифицировать) факты культурного и научного направления по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.). Сравнивать факты культурного и научного значения в Европе и России, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) о культурных и научных достижениях, их участниках. Характеризовать изменения в условиях и образе жизни, занятиях людей в индустриальную эпоху, основываясь на значении научных изобретений и творениях в области культуры.

5. Анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и общие явления. Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе. Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

    практическая часть

Результатом исследования и практической реализации проекта стал готовый продукт, условно названный нами «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И РОССИЯ В XIX В. ВЫДАЮЩИЕСЯ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ».

Продукт представляет собой таблицу и блоки (фрагменты) для сопоставления различных условных единиц по определенным критериям:

1. Автор изобретения (открытия). В блок (фрагмент) помещено портретное изображение ученого с указанием его имени и номера в графе таблицы;

2. Изобретение (открытие). В блок (фрагмент) помещено изображение изобретения и его наименование, принятое в международной классификации, а также номер в графе таблицы;

3. Государственный флаг страны, в которой было сделано открытие (изобретение) и порядковый номер в графе таблицы;

4. Год изобретения и порядковый номер в графе таблицы;

5. Портрет правителя страны – родины изобретения с указанием хронологии правления и порядкового номера в графе таблицы.

Каждому блоку (фрагменту) присвоен определенный номер в цифровой (буквенной) индикации, и расположение блоков (фрагментов) в определенном порядке является, по нашему мнению, показателем знания учебного материала на уровне не только воспроизводящем, но и творческом. Выстраиванию правильной логической цепочки предшествует не только «узнавание» личности, открытия, страны, правителя и т.д., но и сопоставление элементов во времени, пространстве, отрасли знаний, области науки и техники.

Таблица распечатывается на листах формата А3 с учетом того, что учащиеся могут выполнять задания различных уровней.

Самый сложный уровень (А) – сопоставление по принципу «Автор-изобретение-страна-год-правитель» - предназначен для одаренных, сильных, любопытствующих учеников, способных к логическому мышлению (анализ-синтез) и усвоению широкого круга фактов.

Самый простой уровень (В) – сопоставление имени (портрета) автора и открытия. Он не требует глубокой мыслительной деятельности и основан, преимущественно, на взаимосвязи имени человека и сферы науки (сразу оговоримся, что в данном случае неизбежно присутствует фактор «угадывания», ибо, совместив знакомые имена с открытиями, учащиеся могут остальные расположить в произвольном порядке и при этом выполнить работу без ошибок (или с незначительным количеством ошибок).

Промежуточные уровни работы (С) разнообразны. Так, например, учащиеся (с использованием учебника и без такового) могут отрабатывать знания в области индустриального развития Европы и России в XIX в., умения работать с текстом и информацией из различных источников, подчиняясь алгоритму, заданному учителем или выбранному самостоятельно (автор – страна; автор – правитель; изобретение – год, изобретение – страна…).

В приложении представлены варианты (условно – А, В, С) работы с таблицей «Западная Европа и Россия в XIX в. Выдающиеся научные открытия».

заключение

Мы полагаем, что использование сопоставительной таблицы

1. Поможет учащимся глубже осмыслить тему «Наука в эпоху индустриального развития. Страны Европы и Россия в XIX».

2. Поможет учащимся наглядно представить себе изобретения и открытия в различных областях знаний и проникнуть в их сущность.

3. Поможет учащимся в работе с различными видами источников знаний и поиску их не только в доступной учебной литературе (школьных учебниках), но и в литературе научной, в том числе на электронных носителях, в электронных учебниках и сети Интернет.

4. Будет развивать у учащихся способность работать на стыке научных знаний и приблизит их к выполнению современных требований ФГОС в метапредметной области.

5. Продолжит формирование основы деятельностного подхода к усвоению учебного материала в 9-11 классах.

Список литературы

Всеобщая история, История нового времени, 1800-1900, 8 класс, Юдовская А.Я., - М.: Просвещение. 2014;

Всеобщая история, История Нового времени, 8 класс, Рабочая тетрадь, Юдовская А.Я., - М.: Просвещение. 2014;

Родригес А.М. Новая история стран Азии и Африки. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. A.M. Родригеса: В 3 ч. — М.: ВЛАДОС, 2004;

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по новой истории,1500-1800: 7 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 2014;

http://bookucheba.com/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249--nf-70.html;

http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0a65625a3bd68b5c43b88521306d27_0.html;

http://kultura-socio.ru/otvety-na-voprosy-k-ekzamenu-po-distsipline-kulturologiya/673-evropejskaja-kultura-xix-v.html;

http://sun-torrents.name/viewtopic.php?t=858513;

http://www.kazedu.kz/;

http://www.prosv.ru/ebooks/yudovskaya_istoriya_8/;

http://ya-simkina.narod.ru/R12-3.htm

Просмотров работы: 476