Жизнь замечательных людей во имя России

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь замечательных людей во имя России

Чернышев  М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "ГИМНАЗИЯ №1 имени Н.И.Борцова" города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области
Иншакова И.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "ГИМНАЗИЯ №1 имени Н.И.Борцова" города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Для каждого человека самой близкой, самой ценной является история его семьи. А ведь известно, что из истории тысячи семей складывается история малой Родины, история страны. Я решил выяснить, каков вклад моей семьи в становление и развитие авиации России.

При написании исследовательской работы основной задачей для меня стал поиск материала с наиболее интересными фактами из жизни моих старших членов семьи.

Большая часть материала, изложенного в этой исследовательской работе, записана по рассказам самых старших членов моей семьи, дедушки и бабушки. Также в своем исследовании я использовал материалы Интернет, материалы семейного архива.

Актуальность: эта тема актуальна, так как история семьи помогает лучше узнать историю своей страны, позволяет взглянуть на известные события с другой стороны. Дает возможность понять, каков вклад моей семьи в историю военной авиации России.

Объект исследования: история военной авиации России.

Предмет исследования: история моей семьи

Цель: поиск доказательств существенного вклада моей семьи в развитие военной авиации.

Задачи:

- изучение ключевых моментов в истории развития военной авиации,

- используя доступные источники информации изучить теорию вопроса,

- выяснить хронологию развития авиации и проследить профессиональный путь своих предков,

- ознакомиться с историей военной авиации России.

Наш проект отражает переломные моменты развития человеческой мысли в области освоения воздушного пространства, а так же способы и возможности реализации этих мыслей техническим путем и причастность моей семьи к техническому прогрессу.

Российская авиация совершенствуется и по сей день. Каждая страна соперничает друг с другом в воплощении и модернизации своих идей и проводит свои эксперименты. Но для развития авиации в России необходимы толковые инженеры, такие как Королёв, Сикорский, Туполев и другие, за которыми стояли сотни талантливых инженеров–конструкторов, чьи имена известны не каждому, но их вклад столь же весом.

Гипотеза: Авиация – важнейшая стратегическая отрасль развития государства, которая повлияла на судьбу членов моей семьи, на их род деятельности, что способствовало их росту и развитию.

Для проверки моего предположения, я использовал следующие методы исследования: беседа, анализ фотографий, документов.

Практическая значимость работы: собранный, описанный материал дает возможность использовать его на уроках, внеклассных мероприятиях, занятиях по краеведению. А самое главное - позволит не разорвать нить поколений и отдать дань уважения трудовым подвигам моих родных.

2. Основная часть

2.1. Исторический экскурс об истории развития авиации России

Своё существование русская авиация начала ещё с 1910 года, но официально точкой отсчёта стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Шишкевич взял под своё управление все подразделения в организованной к тому времени Воздухоплавательной части Генерального штаба. Просуществовав весьма незначительный срок, военная авиация Российской империи стала одной из лучших военно-воздушных сил того времени, хотя авиастроение в российском государстве находилась в зачаточном состоянии и русским пилотам приходилось воевать на самолётах иностранного производства. Несмотря на то что русское государство закупало самолёты у других стран, российская земля никогда не была скудна на талантливых людей. В 1904 году профессор Жуковский основал институт по изучению аэродинамики, а в 1913 году молодой Сикорский сконструировал и построил свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» и биплан с четырьмя двигателями «Русский витязь», конструктор Григорович разрабатывал различные схемы гидропланов.

«Илья Муромец»

Большой популярностью среди пилотов того времени пользовался авиаторы Уточкин, Арцеулов, а военный лётчик Пётр Нестеров поразил всех, выполнив свою легендарную «мёртвую петлю» и прославился в 1914 году, таранив в воздухе самолёт противника. В этом же году русские лётчики впервые покорили Арктику во время полётов по поиску пропавших первопроходцев Севера из экспедиции Седова.

Российские воздушные силы представляла Армейская и Морская авиация, каждый вид имел несколько авиационных групп, в составе которых находились авиаотряды по 6-10 самолётов в каждом. Изначально пилоты занимались лишь корректировкой огня артиллерии и разведкой, но затем с помощью бомб и пулемётов уничтожали живую силу противника. С появлением истребителей завязались бои на уничтожение неприятельских самолётов. К осени 1917 года русская авиация насчитывала около 700 машин, но тут грянула Октябрьская революция и она был расформирована, многие российские лётчики погибли в войну, а большинство уцелевших после революционного переворота эмигрировали. Молодая советская республика в 1918 году основала свои военно-воздушные силы под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Но братоубийственная война закончилась и о военной авиации забыли, лишь только в конце 30-х годов, со взятием курса на индустриализацию, началось её возрождение. Советская власть интенсивно взялась за строительство новых предприятий авиационной промышленности и создания КБ. В те годы начинали свою карьеру блистательные советские авиаконструкторыПоликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич. Для подготовки и обучения лётных кадров были основаны аэроклубы, как школы первоначального обучения пилотов. После получения в таких заведениях навыков пилотирования курсанты направлялись в лётные училища, а затем распределялись в строевые части. Более 20 тысяч курсантов проходили обучение в 18 лётных училищах, технические кадры готовили в 6 заведениях.

Ил-2

Руководители СССР понимали, что первое социалистическое государство остро нуждается в военно-воздушных силах и принимали все меры для быстрого увеличения самолётного парка. На рубеже 40-х годов появились замечательные истребители, построенные в КБ Яковлева и Лавочкина – это Як-1 и ЛаГ-3, КБ Ильюшина ввело в строй первый штурмовик Ил-2, конструкторы под руководством Туполева создали дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторское бюро Микояна и Гуревича закончило лётные испытания истребителя МиГ-3. Всего в военный период прошли обучение и выпущено более 44 тысяч пилотов, но и потери были огромные – в боях на всех фронтах погибли 27600 лётчиков. К концу войны наши лётчики получили полное превосходство в воздухе. После окончания боевых действий начался период противостояния, известный как холодная война. В авиации началась эра реактивных самолётов, появился новый вид боевой техники – вертолёты. В эти годы авиация стремительно развивалась, было построено более 10 тысяч самолётов, закончилось создание проектов истребителей четвёртого поколения МиГ-27 и Су-29, начались разработки машин пятого поколения.

МиГ-3

Авиационная промышленность на пороге войны выпускала в начале лета 1941 года по 50 машин в сутки и через три месяца удвоила выпуск самолётов.

Но для советской авиации начало войны было трагическим, большинство авиационной техники, расположенной на аэродромах в приграничной зоне было разбито прямо на стоянках так и не успев взлететь. Наши лётчики в первых боях, не имея опыта, использовали устаревшую тактику и в результате несли большие потери. Переломить создавшееся положение удалось лишь в середине 1943 года, когда лётный состав приобрёл необходимый опыт и авиация начала получать более современную технику, такие самолёты, как истребители Як -3, Ла-5 и Ла-7, модернизированные штурмовики с воздушным стрелком Ил-2, бомбардировщики Ту-2, дальние бомбардировщики ДБ-3.

ДБ-3

Но последующий развал Советского Союза похоронил все начинания, вышедшие из его состава республики поделили всю авиацию между собой. В 1997 году президент РФ своим указом заявил о создании военно-воздушных сил России, которые объединили войска ПВО и ВВС. Российской авиации пришлось участвовать в двух Чеченских войнах и грузинском военном конфликте, в конце 2015 года ограниченный контингент военно-воздушных сил передислоцировался в сирийскую республику, где успешно ведёт боевые действия против мирового терроризма.

Девяностые годы были периодом деградации авиации России, остановлен этот процесс лишь в начале 2000-х, Главком ВВС генерал-майор А.Н. Зелин в 2008 году охарактеризовал положение в российской авиации, как крайне тяжёлое. Значительно снизилась подготовка военнослужащих, брошены и развалены многие аэродромы, авиатехника обслуживалась неудовлетворительно, тренировочные полёты из-за недостатка финансов практически прекратились.

С 2009 года начался подъём уровня подготовленности личного состава, авиационная техника прошла модернизацию и капитальный ремонт, начались закупки новых машин и обновление парка самолётов. Подходит к завершению разработка самолёта пятого поколения ПАК ФА Т-50. Лётный состав начал регулярные полёты и совершенствует своё мастерство, увеличилось материальное благосостояние лётчиков и техников. Российские ВВС стабильно проводят учения, совершенствуя боевые навыки и мастерство.

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

2.2. Профессиональный путь полковника-инженера Пашинцева П.А.

Родной брат моего прадеда полковник в отставке Петр Алексеевич Пашинцев. В 2015 году он отметил 90-летний юбилей. Ныне ветеран, кандидат технических наук, доцент, полковник-инженер в отставке, в 2016г. переехал на постоянное место жительства в Ставрополь.

. По словам Петра Алексеевича : « Я отношусь к тому поколению участников Великой Отечественной войны, которому «в 43-м выдали винтовки, и только в 45-м – паспорта».

Действительно, красноармейцем, как написано в личном деле, он добровольно стал в декабре 1943 года, а 18 лет, когда получил право на ношение паспорта, ему исполнилось только в ноябре 1945 года.

Родился Петр Алексеевич в 1927 году в городе Кашире Московской области в семье простого каменщика. Семья проживала возле Каширской электростанции, которую немцы бомбили уже при первом налете на Москву. По этой причине мать с четырьмя детьми (Петр был старший) эвакуировали, а отец был призван в армию, и в мае 1942 года погиб на фронте. Так, Лебедянь стала его Малой Родиной. Семья Пашинцевых проживала на улице Бугор. Сейчас в городе Лебедяни живет сестра Петра Алексеевича с семьей, и семьи его трех родных братьев. В сентябре 1941 года он пошел учиться в седьмой класс по месту эвакуации но так как у семьи совершенно не было средств, пришлось бросить учебу и пойти работать. Он был пахарем, водовозом, плугочистом и трактористом. Когда немцы подошли к Ельцу, Петр на год раньше добровольно оказался в армии и был направлен рядовым в 278 авиационные ремонтные мастерские и прослужил в них до конца войны. Эти авиационные мастерские ремонтировали сбитые на фронте самолеты Ил-2 и Ил-10. Приходилось иметь дело и с другими типами самолетов, к примеру, дальними бомбардировщиками ЕР-2 и американскими Б-25. В мастерских Петр специализировался сначала на ремонте радиаторов и заделывании пробоин в плоскостях и фюзеляжах, а с лета 1944 года – на ремонте самолетного радиооборудования. Ремонт приходилось выполнять как на стационарном аэродроме Болбасово под Оршей (это в Белоруссии), так и в составе выездных бригад на аэродромах Белоруссии, Литвы и Восточной Пруссии – вслед за продвижением 3-го Белорусского фронта. В Болбасово в то время дислоцировалась 45-я дивизия авиации дальнего действия, вооруженная нашими бомбардировщиками ТБ-7 и американскими Б-24 и Б-25. Здесь Петр Алексеевич познакомился с членами экипажа майора Энделя Пусепа и историей его легендарного полета в США на серийном бомбардировщике ТБ-7 с советской делегацией во главе с В. М. Молотовым. Много раз встречался с одним из штурманов этого экипажа С. М. Романовым – видным специалистом по радионавигации самолетов. В боевых вылетах участия не принимал, но пережил множество бомбежек и артобстрелов, много раз привлекался к ликвидации бандитско-националистических отрядов в Литве. После окончания войны, когда перестали сбивать самолеты, мастерские сократили, и Петра направили на учебу в 32-ю школу младших авиационных специалистов в городе Переяславль-Залесский Ярославской области. По окончании школы он получил назначение в 35-й гвардейский бомбардировочный авиационный Сталинградский Краснознаменный ордена Суворова полк (город Шауляй Литовской ССР) радистом пикирующего бомбардировщика Пе-2, а чуть позже – Ту-2.

В этом полку за отличные показатели в учебно-боевой подготовке его наградили почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, а в июне 1948 года направили на учебу в авиационное училище спецслужб Дальней авиации. Это училище еще только формировалось и предназначалось для подготовки специалистов спецслужб по обеспечению боевых действий первых носителей ядерного оружия – тяжелых бомбардировщиков Ту-4. Местом дислокации училища была выбрана Динабургская крепость, расположенная в окрестностях города Даугавпилса. Училище он закончил на одни пятерки, за что был вторично награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. По окончании училища Петр Алексеевич получил звание «техник-лейтенант».

После училища получил назначение в 20-ю военную школу спецслужб Дальней авиации. Служил на цикле самолетного радиооборудования на должностях инструкторов практического обучения и преподавателя по радиолокационным бомбоприцелам. Учил курсантов, переучивал техников и штурманов-операторов самолетов бомбардировочных полков.

В 26-летнем возрасте экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости, и в 1957 году поступил в Харьковское высшее авиационное инженерное военное училище, которое в декабре 1959 года было передано из Военно-воздушных сил в Ракетные войска стратегического назначения. В 1962 году окончил это училище, получив квалификацию военного инженера по специальным системам управления летательными аппаратами, и был назначен на должность преподавателя того же училища. До 1969 года Петр Алексеевич служил на кафедре боевого применения межконтинентальных баллистических ракет, а после защиты кандидатской диссертации перешел на кафедру радиотехнических систем контроля и управления космическими аппаратами. В 1983 году уволился в запас в звании полковника-инженера и поступил на работу в Харьковское высшее военное авиационное училище радиоэлектроники – на должность доцента факультета наземного радиоэлектронного обеспечения боевых действий авиации. В сентябре 2006 года уволился с должности профессора на 80-м году жизни Харьковского военного университета воздушных сил Украины имени Ивана Кожедуба. Имеет более сотни опубликованных научных трудов, в том числе три учебника без соавторов по фундаментальным дисциплинам, несколько монографий и десятки учебных пособий.

Старший сын Владимир Петрович Пашинцев – доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Бывший военный, полковник. Закончил Харьковское военное училище. В 1974 г. с отличием окончил радиотехнический факультет Харьковского высшего военного командно-инженерного училища (ХВВКИУ) по специальности «Радиотехнические системы командно-измерительных комплексов и космических аппаратов». В 1980 г. окончил адъюнктуру при ХВВКИУ.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию в ХВВКИУ (г. Харьков), в 2006 г. – докторскую диссертацию в Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики (г. Самара). Ученое звание профессор присвоено в 1998 г.

С 1980 г. по 2010 г. проходил службу в Ставропольском военном институте связи в должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента, начальника кафедры. С 2010 г. – профессор кафедры инфокоммуникаций СевКавГТУ, с 2013 г.– профессор кафедры информационной безопасности автоматизированных систем СКФУ. Почетные звания и награды:

Почетный радист РФ (1998 г.).

Заслуженный работник высшей школы РФ (2006 г.).

Действительный член Академии информатизации образования (2012 г.).

Член-корреспондент Академии инженерных наук (2016 г.).

Орден «Почета» (2002 г.).

Медаль Академии инженерных наук им. А.А. Расплетина (2014 г.).

Почетный знак НТО РЭС им. А.С. Попова: «За заслуги в развитии радиоэлектроники и связи» (2014 г.).

Медаль Академии инженерных наук им. А.И. Берга (2016 г.).

3. Заключение

Цель, поставленную перед собой выполнил. В ходе исследования стало ясно, что вся жизнь Пашинцева Петра Алексеевича, была связана с армией, авиацией, ракетными и космическими войсками, а непрерывный трудовой стаж составил 65 лет. Инженерное дело продолжил старший сын Владимир.

Эта работа помогла мне лучше узнать историю авиации, вызвала огромный интерес к инженерной отрасли. Я думаю, что в будущем свяжу свою жизнь с военной авиацией России.

4. Список используемых источников

· Большая энциклопедия открытий и изобретений (данное эксклюзивное издание компании ОСЭ)

· Энциклопедия для детей «Я познаю мир», издательства «АСТ» Москва и «Харвест» Минск, 2001г., том «Воздухоплавание и авиация»;

· http://www.space.hobby.ru/firsts/tsiolkovsky.html;

· http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=409;

· http://b-i.narod.ru/verner.htm;

· http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12252;

· http://www.poletim.net/history/zolotojj-vek-aviacii;

· http://www.skywar.ru/389.html;

· http://wordweb.ru/sto/28.htm;

· http://ru. wikipedia. org.

Просмотров работы: 72