Папаху носят не для тепла, а для чести!

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Папаху носят не для тепла, а для чести!

Сидоренко С.Я. 1
1МОУ СОШ №20 г.Подольск
Леонова О.В. 1
1МОУ СОШ №20 г.Подольск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Меня всегда интересовала история: история тех мест, где я родился, где жили мои родители и мои предки, история жизни моих родственников.

Пра-прадедушка по папиной линии родился и вырос на Дону, в станице Мелиховской Усть-Донецкого района, прямо на берегу Дона. Он был казаком! Звали его Иван Басов, на фотографии он слева в верхнем ряду.

Фотография сделана в 1915 году, в городе Риге, в Первую Мировую войну.

Мой папа, когда был маленьким, ездил в гости к нашим родственникам на Дон, и там познакомился с моим пра-прадедом. Он много ему рассказывал про себя, про казачество, про войну…

Когда мы с папой поехали на Дон, мне было очень интересно увидеть те места, те дома и ту природу, где жили мои предки.

На фото – закат на Дону, станица Мелиховская, лето 2017 г.

«Затерянный Мир», станица Пухляковская, лето 2015 г.

Там я и встретил первый раз настоящих казаков-станичников. Мой двоюродный дедушка, пехотный атаман станицы Мелиховская, познакомил меня с местными казаками-Донцами. Мне в тот момент очень понравилось, как они выглядят – подтянутые, в красивой форме, с шашками, на конях, и в интересных шапках, которые они называли папахами….

Я решил очень подробно изучить – кто такие казаки, что же такое папаха, почему она очень важна для казаков, и почему её носят до сих пор.

Цель моей работы: Привлечь внимание к истории, традициям и возрождению Казачества в России.

Часть І. История казачества

История казачества начинается в XV веке. Исторической родиной казачества является территория так называемого Дикого поля (современная Украина) – именно тут появились Запорожские казаки. Это были обычные люди, крестьяне, которые начали селиться на землях Дикого поля, и что бы отбиваться от набегов татар и других народностей, создали мощную военную силу – Запорожскую Сечь.

Но во времена императрицы Екатерины II, Запорожская Сечь была ликвидирована. Казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или же вступить в гусарские и драгунские полки. Но большая часть казаков, храня вольный уклад своей жизни, отказались от этого предложения. Чтобы обеспечить сохранность границ, а также узаконить «казацкие остатки», Александр Суворов создал Черноморское казачье войско, т.есть большая часть Запорожских казаков переселилось на территорию современной Кубани и Северного Кавказа (Ставропольский Край).

Донские казаки. Донское казачество является самой древней казацкой культурой, которая возникла в середине XV века. Донские казаки располагались на территории Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности. Донские казаки активно сотрудничали с запорожскими во многих битвах и очень активно участвовали в жизни Российского Государства. Культура донских казаков сохранилась и в наше время.

На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, которые записывают свою национальность как «казак».

Существует несколько теорий происхождения слова «казак»:

- тюркская («казак» - это вольный человек);

- турецкая («каз», «казак» означает «гусь» - гордая птица);

- монгольская теория и туркестанская теория - о том, что это название кочевых племён;

- в татарском языке «казак» - это воин авангарда в армии.

Самая распространённая теория гласит, что казаком являлся человек вольный, но вооружённый, но готовый к нападению и бою.

Часть ІІ. Обзор казачьей справы: шашка, папаха, нагайка,башлык, бурка, форма С помощью интернета, рассказов дедушки и папы, посещения музея и общения с представителем Малоярославецкого Казачьего общества, я определил основные элементы казачьей одежды, которую казаки называют «справой».

Во-первых, это обязательный головной убор – папаха или фуражка, про которую я расскажу подробно чуть позже.

Башлык – отдельный капюшон с длинными концами, который повязывали поверх папахи или фуражки для защиты от ветра или солнца, дождя или снега.

Бешмет – рубашка, похожая на гимнастёрку,

обязательно со стоячим воротником, длиной до колен.

Кафтан, или, как его называют на Дону – чекмень. Удобная верхняя одежда для верховой езды.

Черкесска – верхняя одежда, позаимствованная у Черкесов и у Дагестанцев. Её очень часто показывают в разных фильмах о казаках. На груди располагались кармашки с Газырями – это были бумажные или картонные трубочки, в которых был завёрнут пороховой заряд. Казак мог очень быстро зарядить своё ружье, достав порох прямо из нагрудного кармана. Сейчас на этом месте носят деревянные палочки с серебряным набалдашником.

Почти всегда казак брал с собой бурку – очень плотный плащ без рукавов и воротника, сделанный из войлока. Он настолько тёплый, что, завернувшись в нём, можно спать даже на земле!

В качестве ножа Донские казаки носили бебут – очень длинный нож, похожий на короткую шашку.

Некоторые казаки других регионов носят прямой кинжал, который называется кама. Такие же носят джигиты Кавказских гор.

И обязательно у каждого казака есть шашка – слабо искривлённый клинок длинной менее метра без гарды – защиты руки. Шашкой можно было только рубить, фехтовать ей, как шпагой, не получается.

У Донского казачества есть свой герб – олень, пронзённый стрелой,

и печать - казак, сидящий на бочке с шашкой и в папахе.

Часть ІІІ. История папахи сквозь века Больше всего из справы казаков мне понравилась папаха.

Мой папа увлекается коллекционированием головных уборов, и у нас дома была одна, которую подарил папе его знакомый из Дагестана – очень красивая – белая, пушистая!

Я решил поподробнее узнать про эти головные уборы.

Древние люди, что бы защитить себя от холодов, одевали шкуры убитых ими животных, в том числе они делали из шкур и головные уборы – шапки.

На территории Дона ранее жили скифы, которые шили себе остроконечные шапки из шкур и из войлока (состриженного меха животных).

Первые шапки, которые стали называть папахами, что в переводе с азербайджанского так и означает «шапка», шили жители кавказских гор. Эти шапки они носили круглый год, так как летом они защищали от жары, а зимой и холодными ночами в горах – от морозов.

Покрой был самым простым, шапка имела форму полушария, она имела очень длинный ворс, и шилась из шкуры овец и баранов.

Народ, который жил на территории современной Кабардино-Балкарии, шили шапки из тех же шкур, но уже цилиндрической формы.

Казаки вначале носили шапки из ткани или войлока, которые назывались скуфьи или клобуки, и они были похожи на головные уборы жителей Осетии и Грузии и Центральной России.

Поначалу папахи на Дону называли «трухменки» - по названию туркменских племён, шапки которых больше всего приглянулись казакам.

Одно время папахи шили из шкур медведей, так как ворс очень плотный, и защищал голову воина от сабельных ударов. Но они были очень тяжёлыми, под дождём очень сильно намокали, и были не очень удобными. Лисьи папахи очень быстро изнашивались, волков в степях и горах было не очень много…

В итоге папахи начали шить только из овечьих шкур (реже из козьего меха) разного фасона, цвета и длины ворса.

В конце 18 века Екатерина II ввела в армии обязательную военную форму, а для казачьих полков ввели одежду, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар (широких штанов), заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом.

«…Папаха для нижних состоит из колпака, с закругленной макушкой, и из пришитой к колпаку меховой тульи (опушки).

Колпак двойной. Каждая сторона колпака папахи составляется из 4-х отрезков холста. Обе стороны колпака (внутренняя и наружная) сшиваются между собой по нижнему краю, колпак весь прокладывается ватой и часто простегивается. Верхушка колпака обшивается, с наружной стороны, цветным сукном. По швам этой суконной обшивки нашивается, крестообразно, белевая тесьма шириной 1/4 вершка.

Меховая тулья (опушка) папахи делается из черного бараньего меха. В казачьих войсках: Уральском, Амурском, Забайкальском и Уссурийском – меховая тулья папахи делается из черного бараньего меха с волосом такой длины, какой носят на месте…»

Так и появились папахи с «отворотом», куда казак мог положить документы, икону или другие мелкие вещи, которые ему очень дороги.

Таким образом, к Первой Мировой войне регулярные части Российской армии, которым разрешалось носить папахи, практически полностью отказались от папах чёрного и белого цвета с длинным ворсом.

Тогда и появилась легендарная «Кубанка» — низкая папаха, головной убор Кубанского и Терского казачьих войск. Само название «Кубанка» появилось во время Первой мировой войны. Представляет собой шапку, изготовленную из выделанных стриженых чёрных и цветных шкурок каракуля, смушки (молодой овцы), мерлушки с оригинальным матерчатым либо кожаным цветным верхом. Высота её – не более 11 см.!

Папаха образца 1910 года с нашитой спереди красной лентой осталась головным убором и у революционного солдата. Несмотря на введение в 1919 году нового зимнего головного убора — знаменитой будёновки, красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды.

Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. С 1940 года папахи стали носить все высшие командиры Советской Армии.

В 1955 году для офицеров выше от полковников и выше ввели папахи из серого каракуля. В таких папахах можно было увидеть и руководство СССР на торжественных парадах того времени. В феврале 1992 года, через 70 лет после запрета папахи в армейской форме, она снова была отменена приказом, согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета.

Но папаха в Российской армии возродилась! С 2005 года она вновь является зимним головным убором высших офицеров и полковников. Теперь она шьётся из каракуля серого цвета, с донцами разного цвета, в зависимости от рода войск. Таким образом, и в XXI веке папаха продолжает нести военную службу.

Часть IV. Виды папах и материалы изготовления

На сегодняшний день папахи можно разделить на несколько основных видов.

1. Каракулевая –. Каракулевые папахи чаще всего изготавливаются из натурального каракуля трех сортов: Валек, Пулат и Антика. Каракуль – шкура маленького ягнёнка (до 2-х недель) из пород, характеризующихся грубой шерстью.

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части.

Классифицируются эти папахи по внешним признакам: цвет (белый, черный, бурый), лохматость, наличие либо отсутствие запаха шкуры, длина шерсти и т.д.

3. Казачья папаха – головной убор родовых казаков России, изготавливается, как правило, из стриженной овчины разных цветов.

Я хочу рассказать о нескольких видах папах, которые есть у нашей семьи:

1. Папаха Донская, из стриженной овчины, с отворотом. Высота 22см. Верх (дно) папахи красного цвета, с галунами серебряного цвета, крест-на-крест. Кокарда Войска Донского рядового состава, родовая.Самая распространённая форма папахи на данный момент среди Донского казачества.

Папаха Донская, из овчины белого цвета, парадная.

Папаха Кубанского Казачества. Высота 20 см. Донце синее, серебряные галуны крест-на-крест. Без отворота. Короткошерстная овчина.

Папаха овечья, г. Нальчик, Кабардино-Балкария. Максимально приближена к форме папах начала 17-18 веков Ставропольских казаков. Донце красного цвета, тесьма крест-на-крест. Без отворота. Высота 28 см.

Запорожская папаха с тумаком. Появилась предположительно в 14-15 веках у Запорожских казаков, проживающих на территории современной Украины. В отличие от папах Дона и Кавказа, донце было не плоским, а в форме длинного конуса. В этот колпак, тумак, как его называли Запорожцы, казаки могли вкладывать, так же, как и в донские папахи с отворотом, иконки, деньги, документы… А если вложить металлические предметы (например, пули для ружей), то таким тумаком можно было, как нагайкой, отбиться от собак или наказать провинившегося. Так же тумаком можно было обернуть лицо, защитив его от ветра, зноя или мороза.

Кабардинская папаха. Такие же папахи до сих пор шьются в Средней Азии и называются «Трухменка». Распространена среди казачества до начала 19 века. Делается из шкуры взрослого животного с длинным мехом. Имеет форму полушара. Имеют самое широкое распространение в Средней Азии и Кавказских горах. Из-за длинного ворса ходить в такой папахе, наклонив голову очень неудобно, поэтому человек, одевавший такую папаху, ходил всегда прямо, с поднятой головой, что формировало горделивую осанку.

Папаха горская, сшитая мастером в Дагестане из Агульского района, село Буршаг. Шкура животного выделана по специальной технологии, которая передаётся уже много поколений в семье мастеров. Такие папахи передаются в семье по наследству.

Папаха Ставропольского казачества. В отличии от многих папах, которые имеют цилиндрическую или форму полушара, эта папаха плоская. Донце папахи синего цвета, по цвету Кубанского казачества, к которым относится и Пятигорское. Сшита из меха с мелким кучерявым ворсом, очень похожего на каракуль. Шьются папахи чёрного цвета – повседневные, и бывают из белого меха – парадные.

Есть ещё несколько головных уборов и нагаек:

Осетинская, или Сванская (Грузинская) шапка. Делается из войлока, использовалась, в том числе, как подшлемник. В своё время так же была перенята казаками, и носилась, как правило, в быту.

Фуражка Донского казачества. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в одну сторону, а с другой из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета.

Башлык. Название взято из тюркского языка: баш – голова, шлык – колпак. Капюшон с длинными концами. Шьётся из сукна. Цвет башлыка серо-стальнй (Дон), красный (Кубань), синий (Кавказ), белый (парадный, бывает из тонкого войлока), или чёрный –повседневный.

Ранее, в начале 20 века, башлыки шили из шинельной ткани светло-зелёного цвета. Башлык служил для защиты от сильного ветра, зноя, снега. Дополнительно защищал лицо и шею. Так же служил для защиты папахи или фуражки. Можно было носить поверх головы и без папахи.

В зависимости от того, как повязывали башлык, можно было понять, что это за казак: если концы перекрещены на груди – казак следует на службу; если конца перекинуты за спину – казак отдыхает; концы завязаны на груди – казак отслужил срочную службу.

Нагайка – короткая ременная плётка, традиционное средство управления лошадью. Отличается от плётки более толстым плетением, исполняется всегда и сыромятной кожи. Название нагайка пошло от народа Северного Кавказа – нагайцев, у которых казаки и переняли её. Нагайка – это не только плеть, но и символ власти – атаманская нагайка, символ строевого казака.

Донская нагайка отличается деревянной рукоятью, и плеть крепится к ней через металлическое кольцо. Такой крепёж позволяет легко засунуть нагайку в сапог. Длина плети – 45-55 см, рукояти – 30-40 см. На конце плети делают кожаный мешочек – «Шлепок», что бы не поранить лошадь.

Кубанская нагайка – рукоять короче, 15-20 см., и продолжением рукояти является сама плётка.

Кнут – длинная плеть из сыромятной кожи, длиной от 3,5 до 5 метров. На конце приделывали хлыстик из верёвочки, который при резком взмахе делал очень громкий хлопок.

Материалы, используемые для шитья папах:

Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;

Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;

Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Часть V. Папаха - не просто шапка...

Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Когда выбирали атамана, то он одевал папаху - трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных папах, а остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины.

Казацкие пословицы и поговорки.

Казацкому роду нет переводу.

Казак с роду — казак с Дону.

Что ни казак, то с Дону

Кто пули боится, тот в казаки не годится

Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт

Хоть папаха черна, да душа светла

Заключение.

Казаки вписали себя в историю России навечно! Такие имена, как Платов Матвей Иванович – герой Отечественной войны 1812 года; Ермак Тимофеевич – Донской казак (на фото – памятник «Ермаку – Донцы», сделанный в Новочеркасске летом 2017 года), открывший России Сибирь; все они, в первую очередь, были КАЗАКАМИ!

Мне очень нравится, что история наших предков сохраняется не только в рассказах, книгах и фильмах, но и в жизни. Сейчас существует очень большое количество родовых казачьих обществ, реестровых казаков, возрождаются старинные обычаи, проводятся праздники, соревнования среди казаков. Я буду продолжать изучать историю казачества! И я считаю, что изучив даже очень небольшую часть быта казаков, и рассказав об этом своим друзьям и Вам, история казачества на Руси будет продолжаться!

Слава Богу, я казак!

Источники используемых источников и литературы:

Рассказы родственников – казаков.

Интервью с Полянским Сергеем Львовичем – начальником штаба Малоярославецкого Хуторского Казачьего Общества «Карижа».

Рассказы историков казачества в этнографическом комплексе «Затерянный мир», хутор Пухляковский.

Губарев И.В. «Энциклопедия казачества».

Интернет-сайты:

https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/forma-sprava-kazakov-vsevelikogo-vojska-donskogo/

http://vseskazki.su

www.berbut.ru

www.kavkaz-etno.ru

http://history.milportal.ru

Приложение 1.

Посвящение в казаки меня и моих братьев, лето 2013 года, станица Мелиховская.

Затерянный мир, лето 2017, станица Пухляковская, праздник ИванаКупалы.

Приложение 2.

Встреча с начальником штаба Малоярославецкого Хуторского Казачьего Общества «Карижа» Полянским С.Л.

Просмотров работы: 3649