Русская народная кукла

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская народная кукла

Исаева З.Г. 1
1МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Тихонова Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народная культура – это духовная культура народа, именно она была главной ценностью человека. Она наделяла знаниями, приучала к труду, радовала, украшала жизнь. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён. Благодаря народной культуре происходило единение поколений между собой. Чтобы почувствовать это единение, приобщиться к обычаям и традициям своего народа, я решила не просто познакомиться, но и воплотить в жизнь на практике приобщение к русской народной культуре. Для моего возраста и исходя из личного интереса я выбрала знакомство с русской народной куклой.

Цель проекта:

- научиться изготавливать русские народные куклы своими руками и поделиться своими умениями со сверстницами.

Задачи проекта:

- изучить материал об истории возникновения народной куклы и её разновидностях;

- изучить технологию изготовления русских народных кукол и создать наиболее понравившиеся игрушки своими руками;

- узнать у ребят, знакомы ли они с историей русской народной куклы и есть ли у них желание осуществить это знакомство (анкета 1);

- провести мастер-класс по изготовлению русской народной куклы среди учениц 6 «А» и 6 «Б» классов;

-узнать у ребят, понравилось ли им занятие (анкета 2).

Актуальность проекта:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Данная тема позволит больше узнать об истории нашей страны, о её людях, традициях и обычаях, что позволит с ещё большим уважением относиться к культурному наследию своей Родины.

Этапы реализации проекта:

Планирование проекта «Русская народная кукла».

Постановка цели и задач, распределение ролей в ходе реализации проекта.

Сбор и уточнение информации по выбранной теме.

Выполнение проекта: изготовление русских народных кукол своими руками, проведение анкетирования и мастер-класса.

Анализ достигнутых результатов.

Презентация проекта.

Практическая значимость данного проекта:

-на уроках истории и обществознания;

-на уроках ИЗО и технологии;

-на внеурочной деятельности;

-на классных часах.

В работе использованы следующие методы работы: сбор и обработка материалов, анализ, анкетирование, методы статистической обработки данных, проектные методы.

Глава 1. История возникновения русской народной куклы

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Она известна с глубокой древности, ее история прослеживается со времен египетских пирамид до наших дней. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведенные раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома, береста, глина) недолговечен. В каждой губернии, каждом узде, деревне или избе были свои особенные куклы. И отношение к ним было особенное. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была, как живое существо. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы отличались друг от друга. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее – принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времён. Они выполнялись из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта русских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались превосходно, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, их хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Кукла должна была принести её владельцу благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.

Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Глава 2. Разновидности русской народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

2.1. Куклы-обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Куклы-обереги – важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходилась ни одна семья. Наши предки их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и все больше и больше людей интересуются и возрождают данное искусство.

К куклам-оберегам относятся:

Народная кукла «Пеленашка» имеет глубокий смысл. Её делала беременная женщина перед родами (или даже во время или между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей в себя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, ткань скручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину. Естественно, ни иголки, ни ножниц для изготовления этой куклы не использовали, поэтому и нить откусывали, как пуповину. Затем верхнюю треть скрутки перевязывали – получалась голова младенца. Затем куколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку. Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, их клали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первые игрушки малыша.

Для изготовления «Пеленашки» необходимы кусочки ткани и красные нитки. Считалось, необходимо настроиться на положительные мысли и чувства и делать оберег для малыша.

Были и обереги на каждое время суток. «День и ночь» - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого. Эти куколки – оберег дома, белая – днем, синяя – ночью. Интересно, что ночь синяя, а не черная. Ведь особое значение придавали цветам на Руси: чёрный означал несчастье, пустоту, а синий – тайну.

«Подорожница» является одной из немногочисленных народных куколок оберегов, которые женщины мастерили для своих мужчин: мужей и сыновей. Оберег делали своими руками, когда кому-нибудь из них предстоял долгий путь. Кукла должна была защитить путешественника в походе или войне, в битве и помочь ему вернуться домой целым и невредимым.

Так как в те времена добирались до пункта назначения в основном пешком, то и куколка должна была быть совсем маленькой. Носили ее в кармане или за пазухой. «Подорожница» имела в обязательном порядке узелок-котомку, в которую, по разным источникам, клали: золу из родного очага, чтобы путник не забыл отчий дом; землю-матушку – для придания сил в преодолении трудностей в дороге; зерно, чтобы не знал голода; красную обережную нитку, чтобы нашел дорогу домой.

«Божье Око» - это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

2.2. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Кукла «Зайчика на пальчик». Такие куклы делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Кукла «Крестец» – очень символичная и простая в изготовлении. Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины.

Но важнее были куклы в человеческий рост, которых делали на Крещенье. На святочной неделе во время гуляний парни наряжались, надевали маски. Считалось, что в таких ряженых могут заселиться злые духи, поэтому обязательным был обряд омовения в проруби на Крещение. Такой Крестец ставили в сугроб возле проруби, чтобы нечисть, которую выгнали святой водой, не вселилась в кого-нибудь другого. Для привлечения внимания злых духов Крестец украшали полосками ярких цветных тканей.

Ещё один «перевёртыш» назывался «Девка-баба». Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

Обережные и обрядовые куклы также служили для игр детей после того, как они уже были использованы по назначению.

2.3. Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

К обрядовым куклам относятся:

Кукла «Покосница». Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок – «Покосниц». У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы уберечь руки косарей от порезов. Соответственно, куколка сочетает в себе игровую и обережную функции.

Птичка. С птицей из ткани связан обряд встречи весны и прилетающих птиц. Птицами из ткани можно просто украсить дом и ветви деревьев.

Кукла «Веснянка» – кукла, концепция которой исходит из самого названия. Ее призвание нести радость и весенний задор. Куклу начинали делать 14 марта, за седьмицу до весеннего равноденствия. Веснянка считается обережной куклой молодости и красоты. Ее ручки раскинуты в стороны, она будто тянется ими навстречу яркому солнышку во время весны. Эта кукла одна из немногих выполняла сразу несколько целей и была одновременно обережной, игровой и обрядовой.

По обычаю, веснянку дарили друг другу свободные, незамужние девушки в начале весны. Она приносила своей владелице красоту, здоровье и удачу. Куклу можно было сделать из практически любых подручных материалов, вполне годилась любая ткань, солома и даже глина. Коса у Веснянки должна быть длинной и яркой и торчать к верху будто антенна. Важно то, что хозяйка должна быть именно женщиной. Куколку рекомендуется делать без применения ножниц, ниточки рвать только руками.

Вепская кукла (капустка, рванка) – это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу, не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у неё ладилось.

Даже по этому небольшому количеству заметно видовое разнообразие народной куклы. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность народной куклы.

Глава 3. Практическая часть реализации проекта

На первом этапе реализации моего проекта я познакомилась с историей русской народной куклы, с материалами, из которых её изготавливали. Особый интерес вызвало многообразие видов кукол, их особенности, назначение и место куклы в жизни человека с рождения и на всех этапах его взросления.

Мне захотелось окунуться в атмосферу жизни тех времён, поэтому было принято решение создать своими руками тех кукол, значение которых показалось самым интересным и перекликалось бы с нашей жизнью сегодня.

Для реализации следующего этапа проекта я подготовила все необходимые материалы для изготовления кукол: лоскуты ткани, разноцветные нитки, ветки деревьев, зерно.

Для того, чтобы защитить родной дом и домочадцев от бед и недугов, я изготовила куклу «День и ночь» (Приложение 1). Взяв два лоскута ткани, белый и темный, смастерила из них двух ангелочков. Две нити белого и синего цветов я сплела в плотный жгут и соединила кукол между собой, как требует технология их создания. Теперь этот оберег охраняет мой дом, белый ангел находится на первом плане днём, а синий – ночью.

Мой папа каждый день отправляется на работу и проводит много времени вдали от дома. Чтобы ему сопутствовала удача и он возвращался домой целыми и невредимыми, я привлекла маму к работе над куклой «Подорожница» (Приложение 2). В узелок-котомку мы положили разные крупы, чтобы папа не испытывал чувства голода. Кукла достаточно маленькая, поэтому её удобно носить с собой.

У меня есть младшие братья и сёстры. Чтобы им было не скучно, когда родители заняты, я решила сделать для них куклы «Зайчик на пальчик» (Приложение 3) из ярких лоскутов ткани. Несмотря на то, что в доме много игрушек, младшим очень нравятся зайчики. Тем более, что это не просто игрушка, а ещё и оберег. Приятно было вложить частичку своей души в предмет, который охраняет твоих родных.

К крещению я изготовила куклу «Крестец» (Приложение 4). С одной стороны, она не допустит нечистую силу к близким, а с другой – она проста в изготовлении, очень яркая, и используется в игре как кукла-мужчина, что важно, так как большинство изготовленных мною кукол отражают женскую сущность.

Накануне наступления весны я подготовила кукол «Птичек» (Приложение 5), украсила ими комнаты, чтобы тепло, цветение и яркие краски как можно быстрее пришли с этим любимым мною временем года. Также я потренировалась мастерить куклу «Веснянку» (Приложение 6), ведь мастер-класс для ребят по её изготовлению был запланирован на 14 марта.

Мой интерес также вызвала кукла «Пеленашка» (Приложение 7). Мама охотно согласилась помочь изготовить её из своей старой одежды, чтобы её тепло всегда оберегало от злых духов.

После проделанной работы мне очень хотелось поделиться со своими сверстницами полученными знаниями и умениями в изготовлении кукол, поэтому пришла идея встретить весну так, как это было на Руси, изготовив куклу «Веснянку». Это новый этап реализации проекта. Но прежде чем научить девочек технологии создания этой куклы, я решила провести анкетирование, которое позволит узнать уровень осведомленности сверстниц об истории русской куклы, есть ли желание научиться мастерству создания народной куклы, тем самым приобщаясь к культуре своей страны.

Первое анкетирование (Приложение 8) было проведено до мастер-класса. В нём приняли участие 17 девочек из 6 «А» и 6 «Б» классов. По ответу на первый вопрос «Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?» мне стало ясно, что большинство девочек не знают её историю: 12 человек ответили – нет, и только пятеро дали утвердительный ответ. Результаты меня разочаровали, так как девочки мало знакомы с историей своей культуры, тем более, что она так ярко и интересно представлена народной куклой. На второй вопрос «Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?» 11 человек ответили положительно и только 4 девочки вспомнили где это было, шестеро же никогда не видели народную куклу. Исходя из результата можно сделать вывод, что часто мы даже не обращаем внимания на предметы, которые имели огромное значение для наших предков. Третий вопрос анкетирования «Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?» 12 человек ответили «да», а пятерым было не интересно, хотя одна девочка ничего об этом не знает, кукол не видела и желания к участию в мастер-классе не проявила.

14 марта, как и планировала, я провела занятие, посвященное истории русской народной куклы и мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянки». Занятие сопровождалось радостными эмоциями и задором, тем более, что изготовленная кукла символизирует молодость и красоту. После окончания занятия по русскому обычаю девочки обменялись своими куклами на удачу, здоровье и красоту. Сценарий мастер-класса представлен в приложении.

После проведенного мастер-класса (Приложение 9), я вновь провела анкетирование (Приложение 10), чтобы узнать интересна ли была история русской культуры и полезны навыки рукоделия нашим сверстницам. На первый вопрос «Понравилось ли вам наше занятие?» 13 девочек ответили утвердительно, и только четверо были недовольны. Этот результат был мне приятен не только потому, что я готовилась и старалась, а ещё и потому, что желание участвовать в этом мероприятии было у меньшего количества девочек. На второй вопрос «Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?» 14 человек ответили «да», трое – «нет». Этот результат был вдвойне приятен, так как он вселил в меня надежду на то, что девочек заинтересует русская народная культура и история своего Отечества. Третий вопрос звучал следующим образом «Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?». 14 человек изъявили желание участвовать, и только трое отказались.

Народная культура – это часть истории нашей Родины, которая способна ожить в изготовлении кукол своими руками. Эту ценность нашего культурного наследия и необходимость для собственного развития я и пыталась передать в ходе занятия своим сверстницам.

Заключение

Цель, которую я ставила при планировании проекта была достигнута: я сама научилась изготавливать русскую народную куклу и поделилась своими умениями со сверстницами.

Все поставленные задачи были выполнены в ходе реализации проекта.

Выводы:

1. Материал, необходимый для дальнейшей работы был найден, проанализирован и приведен к такому виду, который был использован для теоретической части проекта и для подготовки мастер-класса.

2. Я изучила технологию изготовления русской народной куклы. Дома я изготовила следующие куклы: «Пеленашка», «День и ночь», «Подорожница», «Зайчик на пальчик», «Крестец», «Покосница», «Птичка» и кукла «Веснянка». Во время мастер-класса все созданные своими руками куклы были представлены девочкам и сопровождались рассказом о них.

3. Проведены два анкетирования со сверстниками:

Анкета 1. Уровень знакомства наших сверстников с историей русской народной куклы.

Анкета 2. Впечатления моих сверстников от мастер-класса по изготовлению куклы «Веснянка».

По итогам анкетирования 1 видно, что с историей народной куклы знакомы 12 детей. Видели народные куклы 11 детей и всего 4 человека смогли вспомнить, где они их видели. На вопрос «Хотели бы они узнать об истории народной куклы» ответили положительно 12 детей, в том числе 1 ребенок из тех, кто незнаком с историей народной куклы только написал, что не хочет ознакомиться.

По результатам анкетирования 2 можно сделать выводы, что мастер-класс понравился 13 детям из 17 присутствовавших. Полезным для себя посчитали 14 детей, а поучаствовать еще в подобных занятиях захотели 14 детей.

4. Проведён мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка» среди учениц 6 «А» и 6 «Б» класса (Приложение 11).

В результате проделанной работы на мастер-классе я узнала историю кукол и их разнообразие, научилась самостоятельно изготавливать куклу «Веснянку». Я рассказала и показала сверстникам, как самим легко и просто изготовить куклу.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом проекта стали народны куклы, сделанные своими руками.

Список использованной литературы

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология /Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы/ З.И. Зимина. – М.,2007

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.

4. Лыкова И.А. Весёлый Городец. Филимоновская игрушка. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2007

5. Методическое пособие «Игрушки из ситца». Руководство по рукоделию. М.:2009

6. Неклюдов С. Ю. Живая кукла. Москва, 2005

7. Обрядовая поэзия/Сост., предисл., примеч., подгот. текстов Жекулиной В.И., Розова А.Н.,-М.: Современник, 1989.

8. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Р.М. Головачева. Калуга, 2003.

Статьи из периодических изданий

1.Агаева И., Агапова О., Агаева Г. День и ночь// Народное творчество, номер 2, 2003

Электронные ресурсы

1. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008. – дата обращения: 30 ноября 2017 г.

2. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008. – дата обращения: 15 ноября 2017 г.

3. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. – дата обращения: 20 ноября 2017 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Кукла «День и ночь»

Приложение 2. Кукла «Подорожница»

Приложение 3. Кукла «Зайчик на пальчик»

Приложение 4. Кукла «Крестец»

Приложение 5. Кукла «Птичка»

Приложение 6. Кукла «Веснянка»

Приложение 7. Кукла «Пеленашка»

Приложение 8

Анкета 1 «Уровень знакомства наших сверстников с историей русской народной куклы»

1. Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?

2. Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?

3. Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?

Результаты анкетирования

Вопрос 1

Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?

Да

5

Нет

12

Вопрос 2

Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?

Да

11

Нет

6

Вопрос 3

Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?

Да

12

Нет

5



Приложение 9. Мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»

Приложение 10

Анкета 2 «Впечатления моих сверстников от мастер-класса по изготовлению куклы «Веснянка»»

1. Понравилось ли вам наше занятие?

2. Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?

3. Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?

Результаты анкетирования

Вопрос 1

Понравилось ли вам наше занятие?

Да

13

Нет

4

Вопрос 2

Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?

Да

14

Нет

3

Вопрос 3

Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?

Да

14

Нет

3

Приложение 11

Мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»

Цель: познакомить сверстников с историей русской народной куклы и научить её изготавливать.

Задачи:

- ознакомить сверстников с историей возникновения русской народной куклы;

- показать куклы, сделанные дома и коротко рассказать о них;

- рассказать о технологии изготовления народной куклы «Веснянка»;

- провести мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»,

История русской народной куклы

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей. Считалось, что, если дети много и усердно играют с куклами – в семье будет лад и достаток. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские народные куклы. Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, пословиц, поговорок, песен. Чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из неживого в живое. Примерами могут служит народные сказки, в которых присутствуют куклы: «Василиса Прекрасная», «Князь Данила-Говорила», «Морской царь и Василиса Премудрая» и другие. О том, что куклы играют огромную роль в жизни человека, говорят пословицы и поговорки. Например, «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал», «С куклами возиться – бытию учиться», «Первый ребенок – последняя кукла». Также много русских народных песен о куклах и связанных с ними обрядовых песен-закличек: «У Маланьи, у старушки…», «Ой ты, Любушка, Любава», «Вдоль по улице молодчик идет…», «Идут сваты богатые», другие календарные и семейно-бытовые песни.

Куклы, сделанные своими руками в домашних условиях

Технология изготовления куклы «Веснянка»

Необходимые материалы:

Лоскут для тела (ткань белого цвета)

Лоскут яркой хлопчатобумажной цветной ткани для сарафана

Лоскут ткани для нижней юбки

Лоскут ткани для рук

Цветные нитки для косы

Яркие ленты для косы длиной

Кружево для фартука

Пояс – тесьма

Очелье – кружево

Красная нитка шерстяная такая, чтобы можно было порвать руками

Процесс изготовления

Скрутку для формирования туловища делаем таким образом, лоскут загибаем по длинным сторонам и далее к центру.

Формируем голову – скрутку сворачиваем пополам, чуть ниже центра кладем кусочек ваты и сворачиваем, выпуклость (лицо) должна быть сверху у сгиба.

Закрепляем красной ниткой. Делаем обрядовый жест – нитку прижимаем крепко большим пальцем и только потом начинаем оборачивать. Оборачиваем трижды и завязываем на три узелка.

Приступаем к волосам. Для этого наматываем пряжу яркого цвета на картонку длиной около 40 см и разрезаем с одного края.

Заготовку из ниток для косы продеваем под сгибом головы. Теперь пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.

Часть волос отделяем и распределяем к затылку. Закрепляем на шее красной ниткой и поднимаем свободные концы к верху, к макушке.

Заплетаем косу.

Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). В середине закрепляем красной ниткой. Таким же образом по краям формируем ладошки.

Теперь определяем талию у куклы. Закрепляем ручки обережным крестом. Трижды оборачиваем ниткой вокруг талии, затем через правое плечо, потом через левое и закрепляем нитку не три узелка на талии как показано на фото.

Теперь куколку наряжаем в красивый весенний наряд: надеваем нижнюю юбку. Ткань стыкуем сзади, делаем сборки и закрепляем красной ниткой, юбку отворачиваем вниз.

Одеваем красивый весенний сарафан. Ткань стыкуем спереди, собираем красивые складки и закрепляем ниткой. Ровняем концы юбки.

Теперь наденем нарядный фартук из кружева (фартук оно из крашений костюма славянской женщины), повяжем красивым поясом из тесьмы.

На голову повяжем кружевное очелье. «Веснянка» готова.

Заключение

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, позже - посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, отличным подарком. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую мы вложили частичку своей души.

Просмотров работы: 3268