Введение
Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Наш народ показал, в эту войну на что способен. Мы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг для нашей Родины!
Я решил узнать, что знает моё поколение о войне.
Актуальность этой темы в том, что с каждым годом уходит из жизни поколение участников и очевидцев военных лет, а вместе с ними уходит и память о героях, событиях, благодаря которым мы живем. Но эта память нужна. Это память поколений. Если она исчезнет из наших сердец, мы потеряем родственную связь с нашими истоками.
Я помню, я горжусь своим прапрадедом Звездаревым А.А., фронтовой путь которого начался осенью 1941 и закончился 05.06.1946 г.
Цель определить роль гвардии старшего лейтенанта Звездарева Александра Алексеевича в Великой Отечественной войне, изучив его боевой путь.
Объект исследования Звездарев Александр Алексеевич - герой и участник войны.
Предмет исследования военная служба Звездарева А.А. в период Великой Отечественной войны.
Гипотеза, знание истории своей семьи, прошлого ее членов позволяют создавать «семейную летопись», которая будет передаваться из поколения в поколение как память.
Задачи:
изучить сохранившиеся документы и фотографии в архивах семьи Звездаревых и Помяловых;
собрать и изучить документальные материалы о гвардии старшем лейтенанте Звездареве Александре Алексеевиче;
составить хронологию военной службы Звездарева Александра Алексеевича в годы Великой Отечественной войны;
разработать и создать семейный исторический альбом «Звездарев Александр Алексеевич» в электронном виде;
определить отношение учащихся параллели 3-х классов МБОУ СОШ № 279 к событиям Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
сбор документальных материалов;
беседа с родственниками,
анализ документальной и исторической литературы по изучаемому вопросу;
анкетирование; опрос.
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, а так же интернет ресурсы.
Война… Как много говорит это слово. Война-это слезы матерей и страдания. Война-это тысячи пропавших и погибших без вести. Война-это жестокие воспоминания, ранящие самое сердце. Солдаты служили честно, ни чего не прося в замен. Солдаты защищали свою землю, семьи и своих близких. Война - это смерть каждую секунду, каждую минуту, каждый час, но тогда солдаты об этом не думали, для всех главным было остановить врага. Многие солдаты остались лежать в чужих землях, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь, сколько пропало без вести. Сколько людей пережило унижение на оккупированной фашистами территории, побывало в плену. А сколько невинных мужчин, женщин, детей и стариков было замучено в лагерях смерти. От этого 9 мая - День Победы - «это праздник со слезами на глазах».
Я родился в спокойное, мирное время, но много узнаю о войне из рассказов прабабушки, из книг, фильмов о том времени.
С каждым годом, годы военной поры уходят от нас все дальше. Но время не может изменить, то, что люди пережили. Ведь Великая Отечественная война – это большая душевная рана в человеческих сердцах. Ни одну семью не обошла война. Людей призывали на фронт из каждой семьи и большинство из ушедших на фронт не вернулись домой. За всю историю человечества, это была самая тяжелая война. Немногие дожили до победы, дошли до города Берлина, но слава погибших и их имена живут в наших сердцах.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ГВАРДИИ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ЗВЕЗДАРЕВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА
1.1 Сбор, изучение, анализ и упорядочение информации о Звездареве А.А.
Этот проект я хочу посвятить своему прадедушке, которого к сожалению, я никогда не видел. Я хочу, чтобы как можно больше людей узнало, о том какой у меня был замечательный прапрадед, как он прошел войну совершая подвиги, защищая Родину. В своем проекте я постараюсь доказать, что каждый человек должен знать свои корни.
Благодаря отваге простых солдат мы выстояли и победили в той ужасной войне. Мой прапрадед - пример отваги, стойкости, смелости для меня. Знать свои корни, очень важно для каждого человека. А если твой прадед участник Великой Отечественной войны, то ты обязан рассказать о нем своим друзьям и знакомым, записать его в Бессмертный полк. Движение «Бессмертный полк» в современном виде с 2011 года проходит в День победы.
Как-то прабабушка, рассказывая о Великой Отечественной войне, рассказала о своем отце - участнике войны. Мне стало интересно. Я решил провести такую исследовательскую работу, попросил маму, и мы составили план. Начальную нужную информацию можно узнать, у прабабушки. Возможно, сохранились письма, фотографии или иные документы той поры. А ещё есть архивы. Можно поискать информацию в интернете. Источник информации должен быть такой, чтобы точно отображал события. Всё что узнаю, я должен сравнить с архивными документами, так как эти документы самые точные.
Сегодня я хочу рассказать - о своём прапрадедушке - Звездареве Александре Алексеевиче. О нем много знала и могла рассказать прабабушка.
Кем был мой прапрадед, чем занимался, где воевал? Эти вопросы я стал задавать своей прабабушке.
Клавдия Александровна (старшая дочь моего прапрадеда) в этом году ей исполнилось бы 87 лет. В честь 70 годовщины победы, ей вручили медаль ко дню победы и свидетельство «Дитя войны». Не смотря на возраст, она очень хорошо помнит события и рассказывает мне о них. Вот что она рассказывает:
«Александр Алексеевич родился в Московской области г. Серпухов в 1907 году. До начала войны и вовремя войны он преподавал в военном училище г. Серпухов. Когда боевые действия подошли к родным местам, военное училище и семья прапрадеда были эвакуированы в среднюю Азию, а прапрадед отправился в инженерное учебное подразделение в г. Ош. А оттуда на фронт Начальником инженерной службы 2 мотострелкового батальона 6 гвардейской Механизированной Волновахской дважды Краснознаменной Ордена Суворова 2 степени бригады 2 гвардейского механизированного Николаевско - Будапештского Краснознаменного Ордена Суворова 2 степени корпуса.
За годы войны было множество моментов когда, рискуя жизнью Александр Алексеевич помогал войскам Красной Армии решить в свою пользу исход битв. Самые памятные:
В селе Шаришап противник большим числом танков и самоходок перешел в контрнаступление. Успех отражения зависел во многом от минирования танковых направлений. Прапрадед с группой преданных саперов, несмотря на сильный обстрел противника, установил минные поля. Когда немецкие танки и самоходки приближались к боевым порядкам нашей пехоты танки и самоходки подрывались на минах, установленных Александром Алексеевичем, а остальные повернули обратно. Тем самым была сорвана контратака противника.
В наступательных боях за город Брно наши танки и пехота подходили к воде. В это время прапрадед с группой саперов проводил разведку переправы. При этом обнаружил подготовленный к взрыву мост. Немцы, заметив саперов - разведчиков пытались своим огнем задержать их и взорвать мост. Прапрадед, зная важность моста с саперами, по-пластунски незаметно продвинулись вперед и сняли фугас и противотанковые мины. Тем самым сорвали замысел противника.
После боев за освобождение всех братских народов Александр Алексеевич был уволен в запас и приступил к должности сначала в военном трибунале, а затем в органах УГРО. Где успешно долгие годы боролся с преступностью в г. Москве и Московской области. О чем свидетельствуют данные музея полиции г. Егорьевск.
И только тяжелая болезнь смогла победить героя. Он скончался в военном госпитале г. Подольска в возрасте 63 лет».
История в архивных документах и в интернет - ресурсах.
Мама предложила также проверить, есть ли данные о моём прапрадедушке в интернете. На страницах где собраны ресурсы, которые помогут нам найти нашего солдата, осуществить поиск его боевого пути.
Так же отправили запрос в архив Министерства Обороны РФ.
В конверт вложили письмо, в котором четко изложили имеющуюся у нас информацию и сформулировали цель запроса. А так же вложили один пустой конверт, заполнив наш домашний адрес. И ждали...
И вот ответ получен:
«Сообщаем, что в книге учета начальствующего состава 2 мотострелкового батальона 6 гвардейской Механизированной Волновахской дважды Краснознаменной Ордена Суворова 2 степени бригады 2 гвардейского механизированного Николаевско- Будапештского Краснознаменного Ордена Суворова 2 степени корпуса за 1942-1945 годы значится: «Звездарев Александр Алексеевич. Звание: гв. ст. лейтенант, 1907 года рождения. Национальность: Русский.. Место рождения Московская обл., г. Серпухов. Партийность: - Член ВКП-б с 1941г В Красной Армии с 1940 года.Место призываКзыл - Ординский РВК, Казахстанской ССР. Место службы: 2 мсб 6 гв. Мехбр. Имел ранение 27.4.45г.Награжден: Орден Красной Звезды, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», демобилизован на основании: Указа от 20.03.46г., пр.№051 от 5.6.46г. по месту жительства». (Все так в документах)».
Пока мы ждали, просматривали сайты, в которых можно было найти сведенья о нашем герое. Некоторые сайты обладали не полной информацией, на некоторых информации не было вообще. Но мы не сдавались и просматривали все новые сайты:
Подвиг народа (Сайт: podvignaroda.ru)
Уникальный информационный ресурс открытого доступа, пополняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах боевых операций, наградах и подвигах всех воинов Великой Отечественной войны предоставило Министерство обороны Российской Федерации
Память народа (Сайт: pamyat-naroda.ru)
Проект предусматривает публикацию в Интернет архивных документов и документов о потерях и награждениях солдат и офицеров Первой и Второй Мировой войны.
«Победители» — Солдаты Великой войны (Сайт: pobediteli.ru)
Проект «Победители» был создан к 60-летию Победы. На сайте можно найти потрясающую интерактивную и анимированную карту боевых действий Великой Отечественной войны.
Бессмертный полк России (Сайт: polkrf.ru)
Этот сайт собирает истории об участниках Великой Отечественной войны. База пополняется ежедневно. Здесь можно не только добавить своего солдата-ветерана во всероссийскую «копилку», но и осуществить поиск по уже существующим.
1.2. История второго мотострелкового батальона шестой гвардейской Механизированной Волновахской дважды Краснознаменной Ордена Суворова второй степени бригады второго гвардейского механизированного Николаевско- Будапештского Краснознаменного Ордена Суворова второй степени корпуса.
В ходе исследования истории гвардейской Механизированной бригады я познакомился с источниками: «Список ветеранов 2мотострелкового батальона 6 гвардейской Механизированной Волновахской бригады, газетными вырезками, выписками из центрального архива министерства обороны РФ.
Корпус начал свое формирование Приказом НКО № 00220 от 22.10.1942 г. Директивой зам. НКО № Орг/2/2510 от 24.10.1942 г. на базе 22-й гвардейской стрелковой дивизии (I формирования, бывшей 363-й) выводимой из состава Брянского фронта как 2-й гвардейской механизированный корпус. Срок готовности корпуса - 25 ноября 1942 г., дислокация — г. Моршанск. Танковые части корпуса формировались из 131-й, 217-й и 246-й танковых бригад.
23 октября 1942 г. Директивой Ставки ВГК № 994276 от 23.10.1942 г. корпус включен в состав 2-й гв. А.
С 4 по 15 декабря 1942 г. корпус передислоцировался на Южный фронт под Сталинград, где вошел в оперативное подчинение 2-й гвардейской армии.
С 3 марта по 16 июля 1943 г. корпус находился в резерве 2-й гвардейской армии на доукомплектовании в районе Чалторь, Ростов. С 17 июля 1943 г. вол боевые действия в составе армии.
13 декабря 1943 г. корпус в составе 2-й гвардейская армии оперативно подчинен 4-му Украинскому фронту в районе оз. Вчерашнее. 20 декабря 1943 г. выведен в резерв фронта.
27 января 1944 г. корпус вошел в оперативное подчинение 5-й Ударной армии в районе Нов. Ивановка, Ново-Петровка, Запорожье.
9 февраля 1944 г. корпус в районе Нов. Александровка выведен в резерв 4-го Украинского фронта. 16 февраля 1944 г. корпус оперативно подчинен 2-й гв. армии 4-го Украинского фронта и сосредоточился Вер. Серагозы, Демьяновка. 22 февраля 1944 г. корпус вошел в оперативное подчинение 28-й армии 3-го Украинского фронта.
29 марта 1944 г. корпус в районе Гороховка, Калиновка выведен в резерв 3-го Украинского фронта.
С 7 по 13 мая 1944 г. корпус передислоцировался со ст. Грейгово в район г. Котовск где выведен в резерв Ставки ВГК на доукомплектование.
С 29 сентября по 25 октября 1944 г. передислоцировался на границу Румынии и Венгрии в район Мако, Бабе-Веке, где вошел в оперативное подчинение 46-й армии 2-го Украинского фронта. 19 апреля 1945 г. подчинен 6-й гв. ТА и до конца войны находился в ее составе.
В июле 1945 переформирован во 2-ю гв. механизированную дивизию.
1.3. История военной службы Звездарева А.А.
До зимы 1941г преподаватель военного училища г. Серпухов;
Зимой 1941г. эвакуация училища и семьи в среднюю Азию;
Зима 1941г. призыв в Армию Кзыл-Ординский ГВК, Казахская ССР, Кзыл-Ординская обл., г. Кзыл-Орда;
Учеба в инженерном учебном подразделение в г. Ош;
11.11.1943 - 11.05.1945 -гв. ст. лейтенант. Боевые действия в составе: 6 гв. Мбр;
03.01.45 в селе Шаришап срыв контратаки противника;
21.04.1945 Наступательные бои за город Брно. Награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»Приказ подразделения 6 гв. мбр № записи: 1536746737;
Был ранен 27.04.1945 года;
Демобилизован пр.№051 от 05.06.1946 года.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
2.1. Анкетирование параллели 3-х классов МБОУ СОШ № 279
В ходе исследования я провёл анкетирование среди учащихся 2-х классов своей школы. Всего в анкетировании участвовало 36 человек.
1.Знаешь ли ты, что была Великая Отечественная война?
Знают – 36 человек (100%) Не знают –0 человек (0 %)
2. С кем воевала наша страна в годы войны?
Знают – 29 человек (85%) Не знают – 7 человек (15%)
3. В каком году началась Великая Отечественная война?
Знают – 28 человек (77%) Не знают – 8 человек (23%)
4. В каком году закончилась Великая Отечественная война?
Знают – 28 человек (77%) Не знают – 8 человек (23%)
5. Какие фильмы о войне вы смотрели и знаете?
Смотрели – 18 человек (50%) Не смотрели – 18 человек (50%)
6. Какие книги о войне вы читали?
Читали – 8 человек (23%) Не читали – 28 человек (77%)
7. Каких героев ВОВ вы знаете?
Знают – 10 человек (28%) Не знают – 26 человек (72%)
8.Кто в вашей семье воевал?
Знают – 26 человек (72%) Не знают – 10 человек (28%)
В результате анкетирования я выяснил, что большинство ребят, знает, с кем воевала наша страна, когда началась и закончилась ВОВ. Многие ребята знают, что их семьи, прадеды были участниками той войны. Но современные дети моего возраста, почти не смотрят фильмы, не читают книг о войне, и почти не знают героев Великой Отечественной войны.
2.2. Практические рекомендации по развитию патриотического
воспитания в МБОУ СОШ №279
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Для достижения этих задач я могу предложить развитие нескольких проектов:
1.«Память» - акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
2.«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.
3.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками, мемориалами.
4.«Защитники Отечества» - содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.
Заключение
Исследование военных подвигов Звездарева Александра Алексеевича не закончилось – оно будет продолжаться. Но то, что стало известно, явилось открытием для меня, для моих родственников. Сейчас я ощущаю Александра Алексеевича как человека, которого лично знаю. Пока мы помним о наших предках – они живы. Звездарев Александр Алексеевич - он рядом, он с нами, он со мной!
Благодаря этому исследованию, мои взгляды на войну изменились. Я понял ценность мирного времени. И еще раз убедился, что война не обошла не одну семью стороной.
Люди, задумайтесь - какой ценой досталась Победа! Миллионы людей погибли в эту войну. Наша страна – страна освободительница. Она изгнала фашистскую армию из своих земель и освободила другие страны, находившиеся под фашистским гнетом. В Великую Отечественную войну люди показали, на что способен наш народ и какая великая и могучая наша Родина. А наше поколение смогло бы повторить подвиг предков?
Проведенный мной опрос той же аудитории показал, что на вопрос:
Пришел бы ты на помощь своей стране в тяжелые годы войны?
Согласны – 33 человека (92%) Не согласны - 3 человека (8%)
Если подумать, ведь не так давно была война, и страшно то, что многие уже забывают эти трагические годы. А жаль...
Люди! Вы должны помнить тех, кто погиб защищая свою Родину во имя нашей сегодняшней жизни!
Список использованных источников и литература
Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М.: «Наука», 1978.
Алещенко,Н.М. Во имя победы./Н.М.Алещенко.- М.: «Просвещение», 1985.
Акаткин В.Была война/В.Акаткин, Л.Таганов -М.: «Детская литература», 1984.
Хлевнюк, О.П Великая Отечественная война Советского Союза1941 -1945 /Хлевнюк О.П. -М.: Академия, 2007.
Военная энциклопедия. Т. 4 — М.: Воениздат. 1999.
Архив и фото архив семьи Звездаревых и Помяловых.
Материалы из газеты «Серпуховские вести» –№110 23 сентября 2000.
Бессмертный полк России[Электронный ресурс]/Режим доступа http://moypolk.ru/soldiers/zvezdarev-aleksandr-alekseevich/detailinfo, свободный. (Дата обращения:25.11.2017г.)
Подвиг народа [Электронный ресурс]/Режим доступаhttp://podvignaroda.ru, свободный.(Дата обращения:13.02.2018г.)
Память народа[Электронный ресурс]/Режим доступаhttp://pamyat-naroda.ru, свободный.(Дата обращения:13.02.2018г.)
«Победители» — Солдаты Великой войны [Электронный ресурс]/Режим доступаhttp://pobediteli.ru, свободный. (Дата обращения:07.03.2018г.)
Сайт «Спасибо деду за победу» [Электронный ресурс]/Режим доступаhttp://cpacibodedu.ru/, свободный.(Дата обращения:07.03.2018г.)
«ТанковыйФронт»[Электронный ресурс]/Режим доступаhttp://www.tankfront.ru/ussr/mk/gvmk02.htl, свободный.(Дата обращения:07.03.2018г.)
Приложение
Звездарев Александр Алексеевич.
Прабабушка Клавдия Александровна.
История боевого пути Звездарева А.А.
Участие в акции «Бессмертный полк» с моим героем.
Акция в «Библиотечной системе г. Гаджиево» ЗАТО Александровск.
Наградные документы Звездарева А.А.
Ответ из архива ЦАМО РФ
Анкета
Дорогие друзья!
Прошу вас помочь мне в моем исследовании и ответить на вопросы этой анкеты.
Фамилия, имя: ________________ Класс: __________
1. Знаешь ли ты, что была Великая Отечественная война ?
Да ____ Нет _____
2. С кем воевала наша страна в годы войны?
_________________________________________
3. В каком году началась Великая Отечественная война ?
________________________________________
4. В каком году закончилась Великая отечественная война ? ________________________________________
5. Какие фильмы о войне вы смотрели и знаете ?
_________________________________________
6. Какие книги о войне вы читали ?
__________________________________________
7. Каких героев ВОВ вы знаете ?
__________________________________________
8. Кто в вашей семье воевал?
__________________________________________
Опрос
Пришел бы ты на помощь своей стране в тяжелые годы войны?
Да _______ Нет _______
Сайты.