Введение
Русь никогда не мыслилась вне православной веры, и судьба страны всегда зависела от нравственного состояния народа. Эту фразу дополню высказыванием священника Виталия Шаркова «Интересоваться историей Святой Руси полезно не только для ума, но и для сердца. Ибо эта история по своей поучительно-нравственной силе подобно могучему дереву с глубокими корнями, которые способны доставить нам воду чистую, питающую ум знанием, а сердце мудростью» [2].
Цель: изучение жизни и деятельности священнослужителей Моркинской церкви Богоявления Господне 19века, используя архивный материал.
Задачи:
1.изучить архивный материал музея истории школы, Государственного архива Республики Марий Эл и Национального архива Республики Татарстан;
2.выяснить роль священников в служении церкви и в жизни села;
3.составить библиографический сборник «Священнослужители церкви Богоявления Господне в 19веке»;
4.составить путеводитель «Деятельность священников храма» по архивным документам;
5.передать собранный материал в церковь Богоявления Господне.
Актуальность: тема церкви и веры особо актуальна в наше непростое время. Целый мир находится в подвешенном состоянии, подверженный влиянию неоправданного напора на нашу страну, и только искренняя вера поможет выстоять и найти силы для будущего.
Новизна: написание исследовательской работы по архивным документам Государственного архива Республики Марий Эл и Национального архива Республики Татарстан.
Что побудило написать данную работу? Общественность района и священнослужители Марийской епархии готовятся к 200летию нашего храма. И я хочу внести маленькую лепту в данное событие.
Форма работы:
1.просмотр архивных документов в музее истории школы и Государственного архива Республики Марий Эл;
2.встреча с настоятелем храма Отцом Леонтием;
3.переписка с потомком Якова Смирнова Михаилом Смирновым;
4.составление родословной фамилии Смирновых;
Исследования проводились теоретическим путем: первоначальное изучение литературы, школьного краеведческого материала, архивных документов, запись бесед при встречах, а затем практическим: анализ собранного материала и обработка материала (составление библиографического сборника и путеводителя) и подведение итогов исследовательской работы. Методическую помощь в работе с архивными документами оказывала руководитель.
Считаю, что тема о деятельности священников Моркинской церкви Богоявления Господне 19 века объемная, и я решила изучить более подробно только биографию Якова Андриановича Смирнова, основателя каменной церкви и церковно-приходского училища, родоначальника известных личностей, его потомков. Думаю, в дальнейшем продолжу свое исследование, так как в данной работе непочатый край.
Объект исследования – история храма Богоявления Господне и священнослужители в Морках, предмет - биография Смирнова Якова Андриановича.
Написать эту работу мне помогла литература по истории православия, и документы архивов. Первым делом я познакомилась с архивными документами, касающиеся храма Богоявления Господне, это «Ведомость Царевококшайского уезда села Морков Богоявленской церкви» за 1810, 1910 годы и «Клировые ведомости церквей г.Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии» за 19век. Материал для написания моего исследования был взят из школьного архива, приобретенный руководителем музея истории школы из Государственного архива Республики Марий Эл и Национального архива Республики Татарстан.
Люди, отдавшие жизнь за веру и Отечество
Общественность района и служители Марийской епархии готовятся к 200-летию церкви Богоявления Господне в Морках, который отмечается в 2019году. Отчет лет ведется от каменной церкви. Но, история основания церкви уходит в середину 18века, именно это время упоминается в архивных документах «Духовные исповедальные росписи церквей города Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии» за 18век.
Просматривая ежегодные источники документов за период 18века, было обнаружены две даты открытия церкви:1752 и 1766. 1766 год упомянут был в двух документах, в остальных-1752год. Чтобы убедиться в точности основания церкви, был просмотрен документ за 1755год, где был дан отчет работы основателя церкви Лазаря. Получается, что в прошлом 2017году нашей церкви деревянной постройки исполнилось 265лет. Но было принято решение Марийской епархии: отчет церкви вести от каменной, построенный в 1819году.
За 50лет существования деревянной церкви до начала 19века о ее деятельности в архивных документах указаны скудные строки. Только о 70-х годах 18века можно найти материал о церкви. Деревянная церковь была воздвигнута на месте, где сегодня расположена почта. В 1770году вместо Лазаря священником Моркинской церкви назначается выпускник богословского факультета Казанской духовной семинарии Андриан Трофимов. Церковь существовала на средства Андриана Трофимова. А в 1811 году Андриан Трофимов ушел в отставку по старости. На освободившееся место в марте того же года священником был назначен его сын, Яков Андрианов.
1.Яков Смирнов - священник, просветитель и надзиратель
Из архивных документов, взятые в Государственном архиве Республики Марий Эл и Национальном архиве Республики Татарстан, мы узнаем о пути служения Смирнова: «Яков Смирнов, не вдов, обучался в Казанской академии до класса поэзии. Во священники воспроизведен в1811году в марте в с.Арино» [9]. И в этом же году Яков Андрианов переведен священником Богоявленской церкви в Морки и начинает заниматься разносторонней общественной деятельностью. Архивный документ, что выше, и статья Степанова Аркадия Федоровича «Священник Яков Смирнов-основатель Моркинской школы» подтвердили: «Этому ему способствовали настойчивый и темпераментный характер, высокий ум и образованность»[12]. И к добавлению этому в Клировых ведомостях Богоявленской церкви села Морков написано «С 1815года марта месяца по 1820год июня 6 числа находился в Царевококшайском уезде депутатом» [9]. В 1817 году скончался протоиерей Богоявленской церкви Василий Семенович Смирнов. Узнав об этом, Яков Андрианов принимает фамилию Смирнов, чтобы увековечить память о протоиерее. В 1818году Яков Смирнов приступает к строительству каменной церкви на средства прихожан и свое жалование, так как ветхая деревянная церковь пришла в негодность. В документе сказано «В селе Морки церковь в деревянном здании во именовании Богоявления Господне без приделов вместо коей указом Казанской духовной консистории 1819 года дозволено построить вновь каменную, которая уже окончена, выштукарена и выбелена, покрыта вся железом и выкрашена» [9]. В 1819году было открытие каменной церкви /приложение 1/. В первое время было мало прихожан, так как в основном люди были язычниками, поэтому Смирнову приходилось проводить просветительскую работу среди населения села. В какой- то мере в этом сыграло церковно- приходское училище. Обращаясь к записи архивного документа «Циркуляры, предписания, отношения Правления Императорского Казанского университета» сказано «…желает просветить своих прихожан черемис, находящихся в умственной и религиозной отсталости» [14].
Когда из Казанской епархии в 1818году было предложено открыть при церкви церковно-приходское училище, Яков Смирнов занялся этим делом. Об этом я прочитала в записях из архивного документа «Циркуляры, предписания, отношения Правления Императорского Казанского университета». Открытие училища произошло в 1820году. В статье Степанова А.Ф. районной газеты нашла интересующую меня запись «В январе 1820 года Смирнов направляет рапорты смотрителю Царевококшайского уездного училища протоиерею Иону Билярскому и профессору Казанского университета надворному советнику Петру Кадырову с просьбой оказать содействие в строительстве здания для Моркинского приходского училища с двумя помещениями, удобными для учебных занятий» [12].
5августа 1820года Кадыров пишет начальнику «Его Преосвещенство Амвросий архиерей Казанский и Симбирский быть торжественное открытие Моркинского приходского училища и чтобы было все нужное и надо приучать детей к порядку, извещать население о поступление детей в Моркинское приходское училище». Далее Кадыров писал Иону Билярскому: «Открытие училища я полагаю совершить при Вашем участии 30 августа или 15 сентября сего года». Здание было построено на средства священника Смирнова, как обыкновенный дом, приспособив его под училище. В Книге входящих и исходящих по Царевококшайскому уезду за 1820год написано, что Яков Смирнов отдает на выстройку дома для училища 1250рублей. В статье «О приобретении книг училищу» данного документа отмечено, что Яков Смирнов жертвовал своими деньгами на книги.
По разным причинам организовать учебные занятия в 1820 году ему не удалось. Но не столько трудно было построить училище, сколько комплектовать его учениками и начать учебный процесс. Марийцы, будучи язычниками, с недоверием относились к учебе. Интересные данные нашла в статье Геннадия Айплатова, он пишет: «Кругом были черемисы, люди, избегающие просвещения. Русских деревень ближе семи верст нет, в самом селе Морки русских тоже нет, кроме православного духовенства», -отмечали учителя этого училища, работавшие в нем позже. Лишь год спустя, в 1821 г. были набраны первые ученики. Первый официальный документ о деятельности Моркинского приходского училища появился только в первом полугодии 1822 г. Вот его содержание: «Ведомость о состоянии Моркинского приходского училища, основанного на исходе 1820 года. Учитель – 1, учащиеся – 14 из них 11 – мужского пола, 3 – женского пола, 4 ученика закончили обучение похвально 14 апреля 1822 года. Иерей Яков Смирнов». Это было значительным событием в культурной жизни лесного и глухого Моркинского края, считавшегося «сердцем черемисских кереметей» [13]. Встал вопрос, кто же будет учить? В клировых ведомостях №494 за 22декабря 1822года дается согласие Якова Смирнова быть надзирателем Моркинского приходского училища, а дьякону Ивану Владимирскому - учителем. Владимирский был первым учителем училища, но недолго, в 1823году он умер, прожив всего 31год. А Якову Смирнову приходилось заниматься своими служебными делами.
Перед Смирновым оставались две главные задачи: обустройство церкви и просвещение прихожан. В середине 20годов 19века внутри храма производят побелку, монтируют печные трубы в стенах для отепления храма. На свои сбережения Яков Смирнов приобретает богослужебные книги и иконы, строится сторожка, устанавливают ворота и забор вокруг храма. Стараниями Смирнова храм приобретает красивый внешний вид, увеличивается число прихожан, и число учеников в училище. В 1827году Смирнов пишет прошение в Казанскую епархию о переводе учителя в Морки, отмечает, что приходится содержать храм и училище, к тому же оно не отапливалось. А далее в виду отсутствия учителя была просьба: о закрытии училища. Немедленно дается ответ: «…учителем Моркинского приходского училища назначить дьячка Алексея Моркова по ему чрезмерно Благочинного села, хоть и полагать объяснимо». Так 7 декабря 1828года в звании учителя был утвержден дьячок Алексей Александрович Морков. Но к занятиям приступили только в 1829году, так как Морков ждал рукоположения в дьяконы. Смотритель Царевококшайского уездного училища Иван Николаевич Юферев, пишет учителю Моркову «Яков Смирнов перемещается по Указу из Духовной Констистории в другое село. Принять от него училищное имущество, дом, книги, дело, опись...» [9]. Алексей Александрович Морков работал в училище до 1849года. Сегодня его потомки стали известными учителями.
2. Канул в лета…
В 1828году после прошения Смирнова, Казанская епархия снимает его с должности и переводит из Морков в другое село, на дьяческое место.
Штатный смотритель Юферев пишет в1829году что « бывший надзиратель Смирнов, переведенный в другое место по указу Святейшего Синода больше по учебной службе двигаться не должен» [9].
В рапорте находят причины о его переводе на другое место, об этом датируется в документе «Журнал поставленный при обозрении Моркинского приходского училища штатным смотрителем Царевококшайского уездного училища Юферевым 24июля 1828г., 29 января 1829г., 1829года».
В данном журнале при обозрении Моркинского приходского училища штатным смотрителем Царевококшайского уезда Юферевым 24июля 1828г. отмечено:
«1.штатный учитель прибыл в 11часов утра; 24 июля учения не было.
2.денежной суммы принадлежащих училищу не оказалось и не было…
5.училищных чиновников было двое, надзиратель священник Яков Смирнов, учитель дьякон А.Морков» [8]. Учитель Морков при обозрении не был. По объявлению надзирателя он отправился в Казань в департамент для предъявления своего согласия проходить возложенную на него должность и без жалования.
ПОЧЕМУ же все-таки увольняют Смирнова?
Возможно, одна из причин является то, что надзиратель отказался за свой счет содержать училище, то есть отапливать, нанимать сторожа и снабжать учеников учебным пособием. А определенный учитель дьячок Алексей Морков не согласен без пожалования проходить данную должность.
Другая причина послужила переводом то, что в 1827году при деревне Варангуж состоялось Всемарийское языческое моление. Священники моркинской церкви были обвинены в попустительстве его проведению, и во исполнение указа Священного Синода Яков Смирнов был удален с прихода, у него была отобрана «ставленая грамота». В архивном документе нахожу запись директора Казанского училища от 21мая 1829года, он пишет «…бывший надзиратель Смирнов, переведенный в другое место по указу Святейшего Синода больше по ученой службе двигаться не должен» [9].
Указом Казанской Духовной консистории Яков Смирнов был определен на «дьяческое место в церковь села Гусиха Спасского уезда Казанской губернии. Вместе служившего с Яковом Смирновым священника Лазаря Гумилевского перевести в село Лебяжье Лаишевского уезда Казанской губернии» [3]. Но какое-то время Яков Смирнов оставался в Морках.
В октябре 1828 года он направил прошение архиепископу Филарету (Амфитеатрову) с просьбой определить его на место причетника при Николо-Лянгуновской церкви города Казани на основании того, что в Казани у него обучаются два сына и он хотел бы иметь над ними постоянный родительский надзор и «с лучшим успехом доказать мое благоповедение ввиду моих начальников и оправдать во всем том, в чем якобы замечен со стороны правительства с худшей стороны». По-видимому, эта просьба была удовлетворена. Дальнейшая судьба Якова. Смирнова в настоящее время не известна.
В документах я искала истинные причины перевода, все-таки он много сделал для села в начале 19века. Жаль, нет фотографии Якова Смирнова, зная, что фотография появляется только со второй половины 19века.
Просматривая записи документов всего 19века, узнала, что в церкви служили немало священников- просветителей.
Нельзя не отметить семью Преображенских, Василий Павлович, служивший в середине 19века, затем его сын Ксенофонт Васильевич (приложение 2). Ксенофонт Васильевич был священнослужителем Богоявленской церкви и Законоучителем Моркинского мужского и женского училищ, Законоучителем и заведующим Моркинской церковно-приходской школы, преподавал закон Божий. Просматривая записи архивных документов за 1916год, Ксенофонт Васильевич за свой просветительский труд имел награды: грамоты, денежное награждение, скуфья, наперстный крест, камилавка, ордена.
Можно сказать, они оставил след на земле. Яков Смирнов и Ксенофонт Преображенский являются родоначальниками известных личностей с мировым именем.
Уместны здесь слова Гончарова «И этого всего потом из памяти и сердца нельзя выжить во всю жизнь; и не надо…»[1].
III.Заключение
Жизнь и деятельность Смирнова можно назвать настоящим подвигом. В результате, изучения и исследования архивных документов составила один раздел библиографического сборника «Жизненный путь Якова Смирнова» /приложение 3/. Он - депутат по Царевококшайскому уезду, основатель нового каменного здания церкви, основатель церковно-приходского училища, просветитель населения села и волости.
Результатом его служения в Морках была награда: грамота и бронзовый крест в ознаменование Отечественной войны 1812года, /приложение 4/, присланный Михаилом Смирновым. Из его переписки руководителя и Михаила Смирнова узнала «Если считать от отца Якова Адриановича, то я в восьмом поколении по прямой линии. Яков Адрианович приходится мне четырежды прадедом» [11] . О награде Смирнова за открытие в селе приходского училища свидетельствуют строки документа «29декабря1821года Всемилостиво пожалован за открытие в оном селе приходского училища фиолетовой бархатной скуфией» [9] /приложение 5/.
Таким образом, Яков Смирнов, как характеризовали его современники, был человеком незаурядным. Я думаю, не изгнание его должно, а почет.
Вместе с руководителем была составлена таблица «Деятельность священников храма» /приложение 6/, далее составлю путеводитель с одноименным названием.
Надеюсь, переданный материал в храм Богоявления Господне будет большим подспорьем для летописи.
Наша задача: найти последнее пристанище нашего земляка, просветителя Якова Смирнова и составить подробный сборник.
Список использованных литература и источников
Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» («Через 20лет») - М.: Гос. Изд. географической литературы, т.1, 1957, 656с.
Религиозное издание. Святая Русь. Подросткам о Русской православной церкви. Составитель Б.Приказов,2007. Белорусский Экзархат, 2007.
Степанов Ф.А. История становления марийской национальной школы.- Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината.2008.-С.280+3вкл., стр.46.
Ведомость о состоянии учебного заведения за 1822 год. ГА РМЭ, ф. 97, оп. 1, д. 1, л. 71-72.
Государственный архив Республики Марий Эл. Фонд 97, опись 1, дело 49.
Документы о проведении нехристианского молебна в с.Морки. ГА РМЭ, фонд 165, опись 1, №186.01.12.1827.
Духовные исповедальные росписи церквей города Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии. ГА РМЭ, фонд 165, опись 1, дело № 20,1766г., стр.276.
Журнал поставленный при обозрении Моркинского приходского училища штатным смотрителем Царевококшайского уездного училища Юферевым 24июля 1828г., 29 января 1829г., стр.25,ГА РМЭ, фонд 97,опись1.
Клировые ведомости церквей города Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии. ГА РМЭ, фонд 165, опись 1, №127,1821г.,стр.35.
Книга входящих и исходящих по Царевококшайскому уезду за 1820год, стр.127,
Переписка Афанасьевой В.Г.с Михаилом Смирновым. 24 марта 2016,
Степанов А. Священник - Яков Смирнов - основатель школы./ А.Степанов//Морко мланде.-1995.-24ноября.
Статья Г.Айплатова «Первые моркинские школа и учителя» в республиканской газете Марийская правда» от 7 октября 1989г.
Циркуляры, предписания, отношения Правления Императорского Казанского университета /об открытии Моркинского приходского училища/. ГА РМЭ, фонд 97, опись 1, ед.пр.1.29.11.1818-14.02.1824.на 141листах.
Приложение
Библиографический сборник «Священнослужители церкви Богоявления Господне в 19веке»;
Рисунок «Скуфья»;
Таблица «Деятельность священников храма»;
Фотографии:
фото 1«Церковь Богоявления Господне в Морках»;
фото 2 «Ксенофонт Преображенский»;
фото 3«Наперстный бронзовый крест»;
Приложение
Приложение 1
Фото 1.Церковь Богоявления Господне в селе Морки. 19век
Фотография передана в дар музею истории школы
Борисовой Любови Николаевной, учителем школы,
ныне на заслуженном отдыхе
Фотография хранится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Фото отсканировано Васильевой Татьяной,
обучающейся 10 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в январе 2018г.
Приложение 2
Фото 2. Ксенофонт Васильевич Преображенский.~80-90гг.19в.
Преображенский-просветитель, учитель Моркинской школы с 1877г.
Подлинник находился в Моркинской средней школе.
Отсканированное фото находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 3
Библиографический сборник
«Священнослужители церкви Богоявления Господне в 19веке»
периоды жизни |
||
Родители: |
Отец- Андриан Трофимов1745 года рождения, родом из села Арино Царевокошайского уезда Казанской губернии. Выпускник новокрещенской школы при церкви Захария и Елизаветы в г. Казани. Учился на богословском факультете Казанской духовной семинарии. В 1770 году был назначен священником Моркинской церкви. В 1773 году женился. Дети: Евдокия (1775), Федор (1776), Яков (1778), Татьяна (1786) и Наталья (1790). В 1811 г. священник Андриан Трофимов ушел в отставку по старости. Мать- марийка Анна Осипова, 1752года рождения. В 21год вышла замуж за Андриана Трофимова. 5 детей. |
|
Детство и отрочество |
Яков, 1778года рождения, диаконский сын. Родился в селе Морки Царевококшайского уезда Казанской губернии В 1796 году Иаков Трофимов поступил в Казанскую Духовную семинарию (с 1797 года — Духовная академия), которую окончил с отличием в 1801 году. |
|
Служебная лестница |
1 ноября1801 года он был рукоположен во диакона и получил назначение в Свято-Никольскую церковь села Никольское-Кукмарь Казанского округа. 13 мая 1803 года по личному прошению отец Иаков был переведен в церковь Рождества Христова села Арино Царевокошайского уезда Казанской губернии, а в марте 1811 года, после ухода иерея Андриана Трофимова за штат, был рукоположен во священника и переведен в храм села Морки. |
|
1811-1828гг. |
служба в Морках |
|
1817-1819гг. |
В Морках отец Яков сдружился с протоиереем Казанского Владимирского собора Василием Семеновичем Смирновым, который скончался в 1817 году. Узнав об этом, ради памяти друга, батюшка принял фамилию Смирнов, так он именуется в документах после 1819 года. |
|
С марта 1815-го по июнь 1820 года |
священник Иаков Смирнов- депутат по Царевококшайскому уезду, занимал и другие общественные должности |
|
1811-1828гг. |
строительство трехпрестольного каменного храма Богоявления Господне |
вместо ветхой деревянной церкви, построенная в 1752 . |
С 1818г. |
строительство здания для Моркинского приходского училища |
|
1820г. |
Открытие Моркинского приходского училища |
|
В 1821 году |
священник Иаков Смирнов - надзиратель училища |
|
23августа 1828г. |
Указом Казанской Духовной консистории был определен на «дьяческое место» в церковь села Гусиха Спасского уезда Казанской губернии. |
|
В октябре 1828 года |
Яков Смирнов направил прошение архиепископу Филарету (Амфитеатрову) с просьбой определить его на место причетника при Николо-Лянгуновской церкви города Казани |
|
награды |
||
1812г. |
бронзовый крест на Владимирской ленте с памятной надписью «1812 год» |
|
29 декабря 1821 г. |
за открытие в Морках приходского училища отец Иаков был награжден скуфьей |
|
раздел 1. «Жизненный путь Якова Смирнова»
Составители:
Васильева Татьяна, обучающейся 10 класса
Афанасьева Валентина Георгиевна ,учитель истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в январе 2018г.
Приложение 4
Фото 3.Бронзовый крест на Владимирской ленте с памятной надписью «1812 год»
Отсканированное фото прислал Михаил Смирнов в январе 2018г.
Фотография хранится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 5
Скуфьея
29 декабря 1821 г. за открытие в Морках приходского училища
Яков Смирнов был награжден скуфьей
Рисунок взят на сайте Интернет-сети
Приложение 6
Деятельность священников храма Богоявления Господне
год |
имя |
год рождения |
место рождения |
национ-ть |
сан |
1752 |
Лазарев |
||||
1770 |
Андриан Трофимов |
1745 |
Арино |
священник |
|
1784 |
Лазарь Прокопьев |
||||
Василий Смирнов |
|||||
1811 |
Яков Андрианович Смирнов |
1778 |
священник |
||
1829 |
Алексей Александрович Марков |
Морки |
дьяк |
||
30.04.1877 |
Ксенофонт Васильевич Преображенский |
1842, |
Морки |
русский |
1897-протоиерей |
1877 |
Федор Аскритович Разумовский |
Казань |
диакон1878-псаломщик 1885-штатный диакон |
||
1892 |
Михаил Гавриилович Спасский |
С.Новое Чурилино Мамадыжского уезда |
псаломщик |
||
1902 |
Александр Феодорович Протодиаконов |
Азаново |
св |
||
С1902до 1924 |
Владимир Маркович Модин |
Пс,д |
|||
1924 |
Иосиф Егоров |
Морки |
мари |
иерей |
|
1900 |
Евгений Константинович Краснов |
Казань |
псаломщик |
||
1906 |
Ксенофонт Феофанович Феофанов |
Д.Зайцевка Казанского уезда |
псаломщик |
||
1910 |
Семеон Антонович Азановский |
священник |
|||
Лазарь Прокопьевич Гумилевский |
1885 |
священник |
|||
Василий Николаевич Гусев |
1894 |
священник |
|||
Матвей Афанасьев |
1878 |
Морки |
дьякон |
||
Андрей Иванов |
1896 |
с. Пестрецы |
дьячок |
||
Павел и Александр Кандалинские |
|||||
Федор Андрианов |
1875 |
морки |
пономарь |
||
Петр Иванов |
1872 |
Морки |
пономарь |
||
Семен Альпидовский |
пономарь |
||||
НиколайТимофеев |
1900 |
Морки |
дьячок |
||
Алексей Александров |
1901 |
Морки |
дьячок |
||
1992 |
Сергей Митченко |
Ульяновск |
|||
1995 |
Леонтий Климентьевич Очетов |
Волжский р-н |
Таблица составлена Васильевой Татьяной, обучающейся 10 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл 14.02.2018г.
Таблица находится в музее истории школы класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл