ПАЛИНДРОМЫ И РЕПЬЮНИТЫ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПАЛИНДРОМЫ И РЕПЬЮНИТЫ

Сурова А.А. 1
1г. Уфа, МБОУ гимназия № 121
Шагина Э.М. 1
1МБОУ Гимназия № 121 г. Уфы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков помогает сэкономить время на уроке, успешно сдать экзамен как в 9-м, так и в 11-м классе по математике.

Числа палиндромы и репьюниты образуют одно из наиболее интересных подмножеств множества натуральных чисел. Они обладают необычной историей, удивительными свойствами.

Было проведено исследование среди 7, 8, 9, 11 классов и выяснилось, что многие ребята слышали об этих числах, но подробную информацию знают единицы. Многие из опрошенных учащихся хотели бы узнать об этих числах больше.

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний. Научно-исследовательская деятельность является:

мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;

одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Цель: познакомиться с числами палиндромами и репьюнитами и выявить эффективность их применения для обучения современных школьников. Практически все математические понятия, так или иначе, опираются на понятие числа, а конечный результат любой математической теории, как правило, выражается на языке чисел. Многие из них, особенно натуральные числа по тем или иным признакам и свойствам сгруппированы в отдельные структуры (совокупности) и имеют собственные имена.

Задачи:

- раскрыть историю возникновения счета;

- рассмотреть некоторые приемы устных вычислений и на конкретных примерах показать преимущества их использования;

- литературу по теме ;

- рассмотреть свойства и репьюнитов;

- установить между и репьюнитами;

- выяснить, роль играют числа в изменении заинтересовавших нас .

Гипотеза: если исп нестандартные приемы , то скорость вычислений , а количество уменьшается.

Простые – это часть чисел, из состоят все натуральные .

Исследуя простых чисел, получить удивительные множества с их необыкновенными .

Предмет – множество простых .

Объект исследования – палиндромы и репьюниты.

исследования:

    •  
    •  

анкетирование

    •  

анализ

все математические понятия, так или , опираются на понятие , а конечный любой математической , как правило, выражается на чисел.

Работа изучению чисел: палиндромов и , установлению связи ними.

Теоретическая

1 Палиндромы

палиндрома насчитывает два тысячеле­тия. Определено назание - квадропалин. Палиндром – фракталов, кристаллов и материи. Способность лежит в человеческой глубоко, на уровне. Молекулы ДНК палиндромные элементы. Сам являет собой пример , точнее, частный вертикальной симметрии.

такие удивительные , которые одинаково и слева , и справа налево. я читала книгу Константиновича «Буратино», то обратила внимание на такую : А роза упала на Азора. её просила написать в неуча Буратино Мальвина.

Называются взаимообратные палиндромами, что в переводе с означает «бегущий , возвращающийся». Палиндром – из древнейших литературных экспериментов. европейских палиндромов греческому поэту (300 г. до н.э.).

греческий палиндром, на купели византийского Софии в Константинополе: anomhmata mh oyin (омывайте так же как и тело). Здесь уже заговорный характер – записанная по надпись должна заклятием от злых сил, не их к святой купели.

Вот н палиндромные : Аргентина манит . Умер, и мир ему. Лезу на . У дуба буду. Миши . Вот сила типа . Ешь немытого ты меньше! тапок-то? "Пустите!" - супу Максиму. - "Пустите, суп!" Я не реву - я. А муза рада без ума да разума. , храни лук. Ты, милок, иди : у дороги мина, за огород, а за ним и город у ; иди, коли мыт. Он в аду . Ого, вижу живого. манит негра. , и мир ему. Лезу на санузел. У буду. Миши молоко. Вот типа капиталистов. Ешь ты меньше! Откопать ? "Пустите!" - супу миска . - "Пустите, летит !" Я не реву - уверен я. А рада без ума да разума. Кулинар, лук. Ты, милок, иди яром: у мина, за дорогой , а за ним и город у ; иди, коли мыт. Он в аду давно. Ого, живого.

Меня вопрос. Интересно, ли палиндромы в ? И можно ли перенести эту же – идею взаимообратного, прочтения – в математику. (греч.) – , одинаковость в расположении . Симметричным называется объект, который как-то , получая в результате то же, с начали. Многие живой природы, , лист, , бабочку объединяет то, что они . Если их мысленно вдоль начерченной , то их половинки . А если поставить вдоль прочерченной , то отражённая в нём половинка дополнит её до . Поэтому такая называется зеркальной. , вдоль которой зеркало, осью симметрии. каждый из нас по несколько раз в видит своё в зеркале. Это обычно, что мы не удивляемся, не вопросов, не делаем . И только философы и не теряют удивляться.

Что же меняется в при его отражении в зеркале? Мы опыты с зеркалами. поставить сбоку от буквы А, то в зеркале туже букву. Но если зеркало , отражение уже не похоже на А - это А дном. А вот если зеркало снизу В, отражение также. Зато поставив сбоку от неё, получим В наперёд.

Буква А вертикальную , а буква В – горизонтальную. , мы выяснили, что зеркальная меняет местами , лево - . Оказывается и среди есть палиндромы. числа – палиндромы в не составило . Я попыталась составить числа для этих – палиндромов.

- в двузначных – палиндромах единиц совпадает с десятков.

– в числах – палиндромах сотен совпадает с числом .

- в четырехзначных числах – число единиц совпадает с единиц, а число с числом десятков и т.д.

формулы вызвали у больший . Под формулами – палиндромами выражение, состоящее из или разности чисел, которого не в результате прочтения справа налево.

сложить числа – , то сумма не .

Например: 22 + 66 = 66 + 22.

В общем это можно записать так:

+ = +

1.Найти все пары двузначных , чтобы результат их не менялся в результате суммы справа , например, 42 + 35 = 53 + 24.

равенство:

Представим числа в виде разрядных слагаемых:

(101 + у1) + (10х2 + у2) = (102 + х2) + (10у1 + х1)

10х1 + у1 + 10х2 + у2 = 10у2 + х2 +10у1 + х1. с х перенесем в левую равенства, а с у – в правую:

10х1 - х1 + 10х2 - х2 = 10у1 - у1 + 10у2 - у2.

распределительное :

9 х1 + 9 х2 = 9 у1 + 9 у2

9(х1 + х2) = 9(у1 + у2)

х1 + х2 = у1 + у2.

То есть для решения задачи сумма цифр должна равна их вторых цифр.

можно составлять суммы:

76 + 34 = 43 + 67

25 + 63 = 36 + 52 и т.д.

Задача 2. все пары двузначных чисел, результат их вычитания не в результате прочтения справа .

Представив наши в виде суммы слагаемых и выполнив преобразования, , что для решения нашей . У таких чисел быть равны цифр.

(101 + у1) – (10х2 + у2) = (10у2 + х2) – (101 + х1)

10х1 + у1 – 10х2 - у2 = 10у2 + х2 – 10у1 - х1

10х1 + х1 + у1 + 10у1 = 10у2 + у2 + 10х2 + х2

11 х1 + 11 у1 = 11х2 + 11у2

11(х1 + у1) = 11(х2 + у2)

х1 + у1 = х2 + у2

можно составлять разности:

41 – 32 = 23 – 14

46 – 28 = 82 – 64

52 –16 = 61 – 25 и т.д.

В умножения имеем: 63 ∙ 48 = 84 ∙ 36, 82 ∙ 14 = 41 ∙ 28, ... — при произведение первых у чисел N1 и N2 равно их вторых (x1 ∙ x2 = y1 ∙ y2).

Наконец, для деления такие примеры:

В случае произведение цифры N1 на вторую цифру N2равно произведению других их цифр, т.е. x1 ∙ y2 = x2 ∙ y1.

Я доказать для произведения. Вот что у меня .

N1 = = 10х1 + у1N3 = = 10у2 + х2

N2 = = 10х2 + у2 N4 = = 10у1 + х1

N1 ∙ N2 = ∙ = (10х1 + у1) ∙ (102 + у2)

N3 ∙ N4 = ∙ = (10у2 + х2) ∙ (10у1 + х1)

1001∙х2 + 10х1∙у2 + 10у1∙х2 + у1∙у2 = 100у1∙у2 + 10х1∙у2 + 10у1∙х2 + х1∙х2

99х1∙х2 = 99у1∙у2; х1∙х2 = у1∙у2, что и доказать.

С помощью числа - палиндром и можно решать на делимость , которые часто в олимпиадах по математике. Вот из них:

Задача.Докажите, что из трёхзначного вычесть число, теми же цифрами, но в о порядке, разность делиться на 9.

.,т.е. данное произведение на 9.

Между прочим, поколению выпала удача, не человеку выпадает хотя бы один год, а уж тем более два - 1991-й и 2002- предыдущий был в 1881-, а следующий — в 2112-м. В работе мы прикоснулись к математическому явлению - , в частности к её – палиндромам.

В своей я рассмотрела числа – , формулы – палиндромы для и разности, и частного двузначных и смогла их доказать. познания законов и красоты и труден, и мы находимся в его начале.

С помощью числа-палиндром и формулы-палиндромы решать на делимость чисел, часто встречаются в по математике. Вот одна из них:

. Докажите, что из трёхзначного числа число, записанное же цифрами, но в обратном , разность будет делиться на 9.

.,т.е. данное произведение на 9.

Числовые палиндромы – это числа, одинаково читаются налево и слева . Иначе говоря, симметрией (расположения цифр), число знаков быть как чётным, так и .

Например: 121; 676; 4884; 94949; 1178711 и т. д.

Изучая , автор данной задаёт : «Как из других можно получить ?»

Палиндром можно как результат над другими числами. Для воспользуемся известным .

Алгоритм получения :

    •  

Возьми двузначное число

    •  

его (переставь цифры налево)

    •  

Найди их

    •  

Переверни число

    •  

Найди их

    •  

Повторяй аналогичные до тех пор, пока не получится

Пример:

    1.  

96

    1.  

96 + 69 = 165

    1.  

165 + 561 = 726

    1.  

726 + 627 +

    1.  

1353 + 3531 +

В результате проделанной я пришла к выводу, что, составленный , из любого двузначного можно получить .

Можно рассмотреть не сложение, но и операции над палиндромами. ( 2)

Приведем два примера , как при помощи одних получаются :

а) 212² - 121² = – 14641 = 30303;

б) = 2·11² ·101² = = 1111· = 2468642.

Теперь к числам простым. В их множестве имеются семейства . Только среди ста миллионов натуральных насчитывается 781 простой , причём приходится на первую , из них четыре числа – 2; 3; 5; 7 и всего одно – 11. С такими связано немало интересных :

    •  

Существует единственный палиндром с чётным цифр – 11.

    •  

и последней цифрами простого палиндрома быть только 1; 3; 7 или 9. Это из известных делимости на 2 и на 5. Все простые числа, записанные с перечисленных цифр ( 19), можно на пары.

Например: 13 и 31; 17 и 71; 37 и 73; 79 и 97.

    •  

простых трёхзначных встречаются пары , у которых цифра отличается на 1.

Например: 181 и 191; 373 и 383; 787 и 797; 919 и 929.

    •  

Аналогичная наблюдается у больших чисел.

: 94849 и 94949; и 1178711.

    •  

Все однозначные являются палиндромами.

    •  

26 – число, не палиндромом, квадрат палиндром

Например: 26² = 676

    •  

А вот чисел - «перевёртышей» 13 — 31 и 113 — 311 при в квадрат также пары «»: 169 — 961 и 12769 — 96721. пытно, что даже их цифр связаны хитрым :

(1+3)2=1+6+9,(1 + 1 + 3)2 = 1 + 2 + 7 + 6 + 9.

    •  

Из простых - палиндромов, располагая их образом, построчно, можно симметричные фигуры, оригинальным рисунком из цифр.

1- Примеры палиндромов

В языке

Утречко к черту

Я ем змея

Я нем и , не жени

Я ужру буржуя!

Нам рак в карман

Цени в свинец

Магический

 

В биологии

в ДНК 1 – палиндром

В химии

– формула щавелевой

В изобразительном искусстве

 

В математике

Мебиуса

 
 

2 Репьюниты

– натуральные числа, которых состоит из единиц. В системе счисления обозначаются короче Rn: R1 = 1, R2 = 11, R3 = 111 и т. д., и вид для них:

Общий вид репьюнита быть в другом виде:

: 11; 111; 1111; 11111; 1111111 и т. д.

Обнаружено интересных репьюнитов:

    •  

Репьюниты - случай чисел-палиндромов, остаются неизменными при и обратном .

    •  

Репьюниты относятся к палиндромам, которые на произведение своих .

    •  

Известно простых репьюнитов: R2, R19, R23, R317 и R, причем, что самое - индексы этих также числа. Самое число репьюнит – 1. большое – ещё не найдено.

    •  

В репьюнитов пока только 9 чисел: 2, 19, 23, 317, 1031, 86453, 109297, (индексы ).

    •  

Раскладывая некоторые репьюниты на простые :

111 = 3∙37

1111 =

11111 = 41∙ 271

= 3∙7∙11∙13∙37

1111111 =

11111111 = 11∙73∙101∙137

= 3∙37∙333667 и т. д. можно числа .

    •  

В результате умножения репьюнитов мы получили палиндромы:

11∙11 = 121

= 1221

= 12221

111∙111 =

11111∙111 = 1233321

= 12344321

11111∙11111 = и т.д.

Перемножив репьюнитов, можно вывод о том, что каждый раз число палиндром. ( 3).

Число 7 - , т.к. его запись по основанию 2: 111, а по 6: 11 (i.e. 710 = 116 = 1112).

Другими словами, 7 является репьюнитом по мере в основаниях b > 1.

Определим целое число с свойством как сильный . Можно , что существует 8 сильных меньше 50: {1,7,13,15,21,31,40,43}. , сумма всех меньше равна 15864.

2- Пример репьюнита

В

Треугольник, полученный из после к нему шести палиндромов. Фигура привлекает внимание изящным из единиц. Её окаймляют два репьюнита одинаковой : 23 единицы составляют «» и ещё столько же — « стороны» треугольника.

В областях науки репьюнитов не найдены.

часть

две интересные задачи из «Квант» №5 за 1997 год.

№1

Какими цифрами заменить , чтобы сумма слагаемых стала репьюниту?

Решение: +12345679+12345679=111111111 –

Ответ: 111111111

№2

Произведением каких репьюнитов является 123455554321?

:

Перемножив два репьюнита, мы

11111111 · 11111 =

Ответ: 11111111 ·

Прослеживается : цифры в записи сначала по возрастанию, а по убыванию, причём цифрой длина меньшего , а количество повторений цифры в середине равно длин репьюнитов, на единицу. Перемножив репьюнитов, делаем о том, что каждый раз число палиндром. ( 3)

Также экспериментально , что при перемножении репьюнитов по правилу число единиц быть меньше 10. То максимальное произведение : 1(19 ) * 1(9 раз)= 1 234 567 899 999 999 999 987 654 321. палиндром не получается.

занимательных и олимпиадных

Вычислительный .

1)



Ответ: 12 345 654 321

2)

: 12 345 554 321

Задача 1.

количество чисел - , делящихся на 2:

а)

б) трехзначных

в) четырехзначных

г)

Ответ.

На 2 делится четное число. ,

а) среди чисел - палиндромов - 22, 44, 66 и 88. То есть 4 числа.

б) у чисел - палиндромов и последняя одинаковые и должны четными. Четных 4 (2, 4, 6 и 8). В середине может любая из 10 от 0 до 9. Поэтому, всего трехзначных чисел - .

в) у четырехзначного искомого должны четными одинаковые и последняя цифры - их 4. При одинаковые вторая и цифры быть любыми из . Значит, четырехзначных - палиндромов тоже 40.

г) у чисел - первая и последняя одинаковы и четны, их быть 4. При этом 2 и 4 также и их может быть 10. цифра также быть любой из 10. , всего чисел - палиндромов -

Итак, все мы убедились в том, что важна не только по себе. подход к окружающему помогает лучше его . И математический стиль нужен всем – и языковеду, и , и химику, и физику, и , и художнику, и поэту, и .

Проведя по данной теме, я свойства палиндромов и , установила связь ними, какую роль простые числа в свойств данных .

Результаты (сходство и различие) в таблицу.

Таблица 3- свойств палиндром и .

Категории

Палиндромы

Репьюниты

слева направо и налево одинаково

+

+

записи ( цифр)

+

-

Не всегда

знаков, используемых при чисел, может чётным и

+

+

Можно получить как операций над другими :

    •  

сложение

    •  

возведение в

    •  

извлечение

    •  

умножение

+

+

+

+

+

+

+

+

Можно многоугольные фигуры

+

+

представителями класса чисел

+

+

исследование по данной , я изучила свойства и репьюнитов, установила между , выяснила какую играют простые в изменении свойств чисел.

исследования (сходство и ) занесены в таблицу.

опроса

Таблица 4- « ли знать об этих числах?»

   

Репьюниты

Классы

учащихся

Хотите больше об числах?

Да

%

нет

%

да

%

нет

%

31

31 уч.

100

0 уч.

0

31 уч.

100

0 уч.

0

29

29 уч.

100

2 уч.

0

29 уч.

100

2 уч.

0

26

26 уч.

100

0 уч.

0

26 уч.

100

0 уч.

0

11б

23

23 уч.

100

0 уч.

0

23 уч.

100

0 уч.

0

Результаты показали, что все учащиеся знать больше о палиндромах и .

Также провела «Используете ли вы эти числа в ?». Данные занесла в .

Таблица 5- « ли вы эти числа в жизни?»

 

Кол-во

учащихся

ли вы эти числа в жизни?

Да

%

нет

%

31

15 уч.

48

16 уч.

0

29

17 уч.

58

19 уч.

0

26

20 уч.

76

6 уч.

0

11б

23

19 уч.

82

4 уч.

0

по опросу: Чем школьник, тем он чаще палиндромы и репьюниты в жизни.

Заключение

Мир настолько и увлекателен, что занимаясь д работой, исследовано, что бы каждый из нас уделял ему внимания, то бы для себя много и интересного.

Познакомившись с натуральными числами: и репьюнитами. Все они своими свойствами числам.

Значит, гипотеза о том, что простые ч – это часть , из которых состоят все числа.

Исследуя простых чисел, получить числовые множества с их свойствами.

В своей большое внимание проектам, конкретное общественно-полезное . Часто эти проекты долгосрочными, ориентированными на системы: - внеклассная деятельность.

метод проектов сочетание индивидуальной работы с в сотрудничестве, в малых и в коллективе. Реализация проектов на практике к изменению учителя. Из носителя знаний он превращается в познавательной, исследовательской своих . Изменяется и психологический в классе, так как учителю переориентировать свою работу и учащихся на разнообразные самостоятельной деятельности, на деятельности исследовательского, , творческого . Обеспечение и сопровождение деятельности строится на сотрудничества и включает:

в определении замысла проектной ;

консультирование стадий : поиска информации, проектных , поощрение практического непосредственной работы с ;

внимание к индивидуальным и способам и образного мышления, и интерпретации, инициирование продумывания деятельности и ее продукта;

инициативы и творческого проектной деятельности;

в обеспечении презентации и экспертизы проектной деятельности .

В результате активного метода проектов на и во внеурочной у учащихся формируются учебные умения, и обобщенные способы . Обучающиеся прочно усваивают , полученные в ходе решения поставленных . Ученики опыт вдумчивой с текстом художественного , опыт работы с объемом из различных источников. приобретают навыки сотрудничества и коммуникации: работать в , планировать работу и в группе, учатся ситуации и принимать .

Проектная на уроке и во внеурочное способствует формированию у духовности и культуры, , самостоятельности, к успешной социализации в и активной адаптации на труда.

Метод деятельности в связи с изменениями, в образовании. Компьютеры и стали неотъемлемой образовательного . В работе использую как необходимое условие современного урока. техника представлять результаты деятельности ярко, , подбирать систему , иллюстраций к вопросам темы.

В работы над проектом с средств ИКТ формируется , умеющий не только по образцу, но и , получающий необходимую из максимально большего источников, ее анализировать и делать . Метод проектов школой, так как он демон высокую , мотивированность обучения, перегрузки, повышение потенциала учащихся.

1

Операции над

Число

Действие

 

Полученное число

17

17 + 71

88

 

132

132 + 231

363

Палиндром

111

111²

 

Палиндром

 

111111111²

12345678987654321

 

1

1·1

1

Палиндром

Репьюнит

1

 

1

Репьюнит

121

 

11

Палиндром

Выполняя действия над палиндромами в результате можно получить и палиндром, и репьюнит.

Приложение 2

Произведение репьюнитов дает палиндром.

1 множитель

2 множитель

Произведение

111

111

12321

111

1111

123321

111

11111

1233321

111

111111

12333321

1111

1111

1234321

1111

11111

12344321

1111

111111

123444321

11111

11111

123454321

11111

111111

1234554321

111111

111111

12345654321

111111

1111111

123456654321

1111111

11111111

1234567654321

11111111

111111111

1234567887654321

111111111

1111111111

12345678887654321

1111111111

111

123333333321

11111111111

1111

12344444444321

1111111111111

111

123333333333321

11111111111111

11

122222222222221

111111111111111

111

12333333333333321

Перемножив немало репьюнитов, делаем вывод о том, что каждый раз получается число палиндром.

Приложение 3

Приложение 4

Фото опыта

Список использованных источников информации

 

Депман И.Я. За страницами учебника математики //пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

 

Ейтс С. Репьюниты и десятичные периоды // издательство «Мир». – 1992.

 

Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел // книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

 

Кордемский Б. А. На часок к семейке репьюнитов // Квант. -1997. - № 5. - с. 28-29.

 

Перельман Я.И. Занимательная математика // издательство «Тезис». – 1994

 

http://arbuz.uz/t_numbers.html.

 

Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. - 239с.

 

Карпушина Н.М. Репьюниты и палиндромы// Математика в школе. – 2009, №6. – С.55 – 58.

 

Строгов И.С. Жар холодных чисел. Очерки. – Л.: Детская литература, 1974.

 

Перельман Я.И. Живая математика. – М.: «Наука», 1978.

29

Просмотров работы: 1452