Богатырские задачи по мотивам якутского эпоса олонхо

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Богатырские задачи по мотивам якутского эпоса олонхо

Местников Е.В. 1
1МБОУ "Таттинский лицей имени А.Е. Мординова"
Неустроева В.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Таттинский лицей имени А.Е.Мординова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. Математика вокруг нас, нужно только уметь увидеть это. Жизнь полна интересных событий, увлекательных историй – и каждую из них можно превратить в математическую задачу. Мои первые попытки составить математические задачи были связаны с якутскими легендами и преданиями о богатырях. Сегодня объектом моего математического исследования выступает якутский героический эпос – олонхо.

Якутское олонхо – национальное достояние и гордость, насчитывает тысячелетнюю историю и относится к шедеврам нематериального человеческого наследия ЮНЕСКО. Как и любой эпос, он хранит народную мудрость и богатство языка, но порой современному школьнику его бывает сложно понять. По нашему мнению, если школьники будут составлять математические задачи по мотивам олонхо, то, во-первых, это позволит лучше понять и оценить древний эпос, во-вторых, научит более творчески отнестись к такому серьезному предмету как математика.

Таким образом, цель данной работы: составить математические задачи по мотивам якутского героического эпоса олонхо.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

Изучить олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского;

Выявить тексты, содержащие количественные значения;

Отпределить соотношение старинных и современных мер длины;

Составить задачу и найти варианты ее решения.

Методы: сбор информации, изучение литературы, анализ текстов олонхо, сравнительный анализ.

Практическая значимость: составленные задачи можно использовать на уроках математики и на занятиях «Национальная культура народов Якутии».

Задача 1. Состязание богатырских коней

Богатырский конь Ньургун Боотура Дьураа Хара Ат (Вороной) прыгает за 1 секунду на 10 саженей, а конь его брата Үрюҥ Уолана Үрүмэччи Үрүҥ Ат (Мотыльково-белый) прыгает на 4 саженей за пол-секунды.

Они одновременно пустились вскачь от своего дома в долине Кыладыкы к Священному древу Аал Луук Мас по прямой.

Вопрос:

Сколько метров за 1 секунду прыгают кони, если 1 сажень равна 216 см.?

За какое время кони достигнут дерева Аал Луук Мас, если расстояние от богатырского дома до Аал Луук Мас составляет 350 саженей?

Сколько секунд Вороной конь будет ждать Мотыльково-Белого коня под деревом?

Решение :

10 х 216 = 2160 см.

2160 : 100 = 21,6 м. Ответ: 21,60м. прыгает за 1 с. Вороной конь

4 х 2 = 8 саж.

8 х 216 = 1728 см.

1728 : 100 = 17,28 м.

Ответ: 17,28 м. прыгает за 1 с. Мотыльково-Белый конь

350 : 10 = 35 Ответ: 35сек. Вороной конь

350 : 8 = 43,75 Ответ: 43,75сек. Мотыльково-Белый конь

43,75 – 35 = 8.75 Ответ: 8,75 сек. ждет второго коня.

Задача 3. Аал Луук Мас

В долине Кылдыкы растет Священное дерево Аал Луук Мас – “Густые ветви его куполом высятся над землей на 70 дней пути, изгибаются плавно вниз, достигая моря с одной стороны, а с другой до Татты–реки”.

Вопросы:

Сколько км составляет диаметр дерева Аал Луук Мас, если 1 день пути равен 40 верст, а 1 верста равна 1066,8 м.?

Каково расстояние от реки Татта до основания дерева Аал Луук Мас?

Где могла находиться долина Кыладыкы и Священное дерево Аал Луук Мас, если предположить, что в описании говорится о море Лаптевых (посмотрите по карте).

Решение:

а) 1066,8 х 40 = 42672 (м.) – день пути

70 х 42672 = 2987040 (м.)

2987040 м. = 2987,040 км.

б) 40 х 70 = 2800 верст

2800 х 1066,8 = 2987040 м.

2987040 м. = 2987,040 км.

Ответ: диаметр Аал Луук Мас составляет 2987, 040 км.

2987040 : 2 = 1493520 м. или 1493, 520 км.

Ответ: радиус, т.е. расстояние от от реки Татта до основания дерева Аал Луук Мас составляет 493,52 км.

Центр окружности с точками диаметра, расположенными в Татте и берегу моря Лаптевых, находится на территории Верхоянского района, примерно возле населенного пункта Верхоянск.

Заключение.

Таким образом, составляя самостоятельно задачи по математике:

мы учимся анализировать и находить интересное в тексте олонхо;

сравниваем старинные и современные меры длины, веса, объема;

узнаем, что математика вокруг нас, сокрытая даже в текстах древних эпосах;

совмещаем математику и творчество.

Составление математических задач по древним легендам, эпосам, сказкам относится к этноматематике, так же как и задачи с национальными мерами длины, веса, объема, счета и т.д. Этноматематика дает возможность использовать математические знания, веками накопленные в истории и культуре родного народа. Поэтому я и дальше буду стараться видеть окружающий меня мир глазами математика.

Литература:

Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. Изд-во, 1979. С. 262.

Ойунский П.А. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос — олонхо. Якутск: Якутское книжное; Издание 2-е, 1982.

Ойуунускай П.А. Дьулуруйар Ньургун Боотур: олонхо. Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2003.

Словарь мер// dic.academic.ru/dic.nsf/mera/

Шмакова Н. А. Фольклор в обучении детей математике // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 142–144

Просмотров работы: 265