В здоровом теле - здоровый ум, или как математические задачи помогут сохранить здоровье нации

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В здоровом теле - здоровый ум, или как математические задачи помогут сохранить здоровье нации

Беляева Е.М. 1
1МБОУ СОШ №8
Петрунина Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый современный человек интересуется своим здоровьем. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О нём нужно заботиться и беречь, потому что здоровье дарит человеку счастье и возможность вести активный образ жизни долгие годы. Но надо ли задумываться о своём здоровье, когда тебе только 12 -14 лет? Конечно да! Поддерживать своё здоровье нужно всегда – от первых лет жизни до глубокой старости. К сожалению, в настоящее время очень мало моих ровесников, которые серьёзно задумываются о своём здоровье. Многие из них не занимаются спортом, питаются fast food, а это все может привести к серьёзным заболеваниям. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. Назрела необходимость объединить усилия учителей и школьных медицинских работников в области укрепления и обучения здоровью, разработки критериев межведомственной экспертизы содержания учебных программ, методик и режимов, активизировать работу по подготовке и переподготовке педагогов к внедрению педагогических технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся

В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. А можно ли получать такие знания на уроках математики? Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.

Гипотеза исследования: математические задачи должны не только учить, но и способствовать формированию здорового образа жизни.

Цель работы: создать сборник задач по математике, усиливающий интерес к предмету, собственному здоровью и здоровому образу жизни посредством решения математических задач.

Задачи

1. Для повышения интереса к предмету, изучить потребности учащихся в математике.

2. Составить сборник задач для учащихся 5 - 6 классов, содержание которых поможет повысить интерес в изучении математики.

Объект исследования: математические задания.

Предмет исследования: содержание математических задач.

Методы исследования: работа с источниками информации, изучение книг, журналов, статей в Интернет сети по данному вопросу (метод работы с теоретическими материалами), опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных).

Актуальность. По моему мнению, актуальность моей работы состоит в том, что в наше время большинство учащихся имеют значительные отклонения в здоровье. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается здоровье нации. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно - нужно соблюдать основные правила здорового образа жизни. Именно в детстве закладывается путь развития, по которому человек будет следовать до конца жизни. Обучение здоровью является существенной частью пропаганды здорового образа жизни.

Для подтверждения гипотезы и выполнения, поставленных мною задач были проведены анкетирование и диагностика уровня здоровья учащихся на базе МБОУ СОШ №8 г. Калуги. Мы попытались выяснить уровень интереса учащихся 6-7 классов нашей школы. Результаты моей исследовательской деятельности отражены во второй главе.

Новизна. Новизна моей работы заключается в изучении данной проблемы на примере учащихся 6-7 классов моей школы, и в создании сборника решения задач, направленных на повышение культуры здорового образа жизни подростка.

Основная часть

Глава 1. Поиск информации по сбору математических задач на тему здоровья, теоретического материала на тему здоровья

Вот уже 7 лет я серьёзно занимаюсь акробатическими танцами. Много времени и сил у меня уходит на тренировки и выступления. Свободного времени нет. Чтобы успешно учится в школе, мне необходимо много заниматься. Для того чтобы хорошо себя чувствовать и быстро восстанавливать силы я слежу за своим здоровьем. Стараюсь правильно питаться, за что большое спасибо моей маме, ем здоровую пищу, и я хочу больше знать, как поддержать своё здоровье. Я подумала, почему бы не получать необходимую информацию на уроках математики, решая различные задачи.

Почему именно математика? Во-первых, это один из моих любимых предметов в школе, а во вторых именно на уроках математики можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье.

Третью часть суток ученики проводят в школе. Там, на разных уроках мы узнаем много нового, что обязательно пригодится в дальнейшей жизни. На уроках математики мы решаем различные задачи. Они развивают ум, память, логическое мышление и т.д. Но о чём эти задачи? Большинство из них о Чебурашке и крокодиле Гене, коте Томе и мышонке Джерри, царе Горохе, Буратино, Аладдине, Карлсоне и других сказочных персонажах.1 Судя по всему, авторы учебников пытаются привлечь наше внимание к предмету такими задачами. Но вряд ли они интересны учащимся 5-7 классов. Мы бы хотели решать задачи, с помощью которых можно не только научиться правильно составлять и решать уравнения и т.д., но и узнавать что-то новое о реальной, здоровой жизни. В таком случае, нужно чтобы содержание задач было не только интересным, но и полезным. Например, задачи о здоровье. Решая эти задачи, ученик не только закрепит пройденную тему, но и получит полезную для себя информацию. Именно поэтому я считаю, что задачи о здоровье и правильном образе жизни – самые актуальные и востребованные в настоящее время.

В 6 классе изучается тема «Диаграммы». Для привлечения внимания учащихся я предлагаю рассмотреть следующую задачу: «От чего зависит наше здоровье? Постройте круговую диаграмму, используя оценку специалистов.

условия питания

режим труда и отдыха образ жизни 50—55 %

нормальная двигательная активность

экология - 23 %

наследственность - 18 %

от здравоохранения - 10 %

Какой фактор больше всего влияет на здоровье человека?» 2

Одним из визуальных признаков здоровья человека является его внешний вид. С раннего детства специалисты следят за весом и ростом ребёнка. В более взрослом возрасте человек следит за этим сам. Я нашла методику вычисления ИМТ, которую предлагаю включить как задачу в теме «Десятичные дроби».

«Индекс массы тела. Для первичной диагностики состояния пациента, а именно степени ожирения и риска сопутствующих заболеваний был создан этот параметр. Для расчета ИМТ необходимы 2 параметра – вес (масса) тела и рост. Во всем мире это делается по довольно простой формуле:

ИМТ индекс массы тела (кг/м² )m масса тела человека в килограммах;hрост человека в метрах

Рассчитаю ИМТ для себя: мне 13 лет, мой рост h= 1,55м, вес m = 40кг

ИМТ = ≈16,65

По графику я обнаружила, что мой ИМТ находится на нижней границы нормы3.

Задумаемся о своем образе жизни. Моё утро начинается с небольшой зарядки, а каждый урок математики начинается с устного счета. Устный счёт – гимнастика ума. Я предлагаю задание, для устной работы в начале изучения темы «Десятичные дроби».

«Используя данные таблицы4, выполните следующие задания5:

1. Расположите числа, выражающие потребность витаминов в день в порядке убывания.

2. Назовите витамин, с самой маленькой суточной потребностью.

3. Назовите витамин, суточная потребность которого для организма человек составляет 1,5 мг.

4. Уменьшите суточную потребность всех витаминов, указанных в таблице в 100 раз.

5. Рассчитайте суточную потребность организма во всех витаминах»

А вот ещё одна задача, которая меня заинтересовала:

«По подсчетам ученых вирусы, грибы, бактерии и гельминты составляют примерно 5% веса нашего тела. Среди них есть как сапрофиты (т. е. которые живут и существуют, не вызывая заболеваний), так и патогены (возбудители различных заболеваний, которыми человек заражается), которые нужно санировать. Посчитайте свой чистый вес»6

Решение: m=40 кг – 100%

мой чистый вес: 100% - 5% = 95%

40 × 0,95 = 38 кг

Ответ: 38 кг

К сведению лентяев: во рту среднестатистического человека содержатся миллиарды бактерий. Если человек одни сутки не почистит зубы, то во рту бактерий станет больше, чем людей на планете Земля.

Питание человека должно быть сбалансированным и полноценным. Я рассчитала количество белков, которое мне необходимо для поддержания здоровья.

«Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 2 кг своего веса. Вычислите количество белков, необходимо для вашего веса»

Решение: (40 : 2) × 3 = 60 г

Ответ: 60 г

При этом 1/3 – полноценные белки животного происхождения, а 2/3 – растительные белки, т.е. моя норма потребления выглядит так: 20 г белков животного происхождения, 40 г.- растительного.

В школе на уроках мы работаем умственно, мы тратим много энергии, и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание.

«В 6 Б классе 28 учеников. В школьной столовой завтракают 26 % класса. Сколько человек в 6Б классе заботятся о своем режиме питания?»

Решение: 28× 0,26 ≈ 7 человек.

Ответ: 7 человек.

Еще один фактор влияющий на здоровье школьника - это соблюдение режима дня. «Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/12 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Сколько времени остается на времяпровождение около телевизора и компьютера?»

Решение:

24  0,25 = 6 часов – уроки в школе;

6  1,5 = 9 часов – ночной сон;

1/16  24 = 1,5 часа – активный отдых;

6  5/12 = 2,5 часа – подготовка уроков;

1,8  2,5 = 4,5 часа – занятие по интересам;

24 – 6 – 9 – 1,5 – 2,5 – 4,5 = 0,5 часа – телевизор и компьютер.

Ответ: 0,5 часа.

Учёные доказали, что человек должен жить 150–200 лет. Как этого можно добиться. Одним из уникальных способов является занятие физкультурой и спортом. "По нормативам ГТО для школьников 13-15 лет

Виды

испытаний

(тесты)

Возраст 13-15 лет

Мальчики

Девочки

бронзовый

серебряный

золотой

бронзовый

серебряный

золотой

Бег на 60 м (сек.)

10,0

9,7

8,7

10,9

10,6

9,6

Спортсменка 14 лет пробежала 250 м за 40 секунд. В какой норматив ГТО она уложилась?7

Решение:

Составим пропорцию =

х = = 10 секунд. По таблице находим - серебряный.

Ответ: в серебряный.

Большое влияние на здоровье человека оказывает окружающая среда.

"В местах расселения людей веками накапливались отходы, особенно в городах-долгожителях, которые вырастали на слоях отходов. Археологи называют их культурными слоями. Толщина такого культурного слоя в Париже достигает 20м, в Лондоне – 25м, в Москве– 24м, а в Киеве –44м. Определите среднюю толщину культурного слоя в этих городах". (28, 25 м)

Такие культурные слои могут оказаться очень опасными, поскольку совсем еще недавно, каких-нибудь 30-50 лет назад, не существовало правил захоронения отходов, в том числе опасных. Сейчас при расширении огородов строители нередко натыкаются на такие слои, но чаще их не обнаруживают и строят прямо на опасном месте.

Я думаю, что каждый современный человек должен уметь правильно рассчитать дозу необходимого лекарства. Следующая задача поможет нам научиться это делать. «Одна таб­лет­ка ле­кар­ства весит 20 мг и со­дер­жит 5% ак­тив­но­го ве­ще­ства. Ребёнку в воз­расте до 6 ме­ся­цев врач про­пи­сы­ва­ет 1,4 мг ак­тив­но­го ве­ще­ства на каж­дый ки­ло­грамм веса в сутки. Сколь­ко таб­ле­ток этого ле­кар­ства сле­ду­ет дать ребёнку в воз­расте четырёх ме­ся­цев и весом 5 кг в те­че­ние суток?»8

Решение:

1) 20  0,05 = 1 мг активного вещества в 1 таблетке

2) 1,4  5 = 7 мг в сутки необходимо ребенку четырёх ме­ся­цев и весом 5 кг

3) 7 : 1 = 7 таблеток в сутки необходимо ребенку четырёх ме­ся­цев и весом 5 кг

Ответ: 7 таблеток

Поддержание здорового образа жизни – это уровень культуры каждого человека. Многие курящие подростки не задумываются о том, что с каждой выкуренной сигаретой они теряют своё здоровье.

«Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя ученик, который успевает выкурить 2 сигареты на перемене за углом школы?»

Решение: 125 × 0,2 × 2 = 50 мг.

Ответ: 50 мг.

Глава 2.Экспериментальная часть

В связи с моим желанием узнать, есть ли в школьных учебниках задачи о здоровье, я провела первое исследование. Я изучила школьные учебники по математике 5 - 7 классов и обнаружила только 4 задачи про здоровый образ жизни. Я сделала вывод, что в наших учебниках нельзя найти информацию, какую бы я хотела видеть.

На следующем этапе своей работы я провела опрос учащихся 6 - 7 классов МБОУ СОШ №8 г. Калуги с целью выяснения уровня их здоровья и уровня заинтересованности подростков в сохранении своего здоровья.

Исследование 2. ТЕСТ: Ответьте на следующие вопросы9.

Опрошено 72 учащихся 6-7 классов МБОУ СОШ №8 г. Калуги.

Общие результаты данного тестирования я представила на диаграмме.

Данная диаграмма даёт нам представление о том, что здоровье моих респондентов оставляет желать лучшего.

Исследование №3. Изучение математического спроса учащихся

С целью выявления интереса учащихся к математике я провела анкетирование 72 учащихся 6-7 классов МБОУ СОШ №8 г. Калуги. Анкеты, заполненные учащимися, я обработала, провела анализ и представила все в виде диаграмм10

После того как я провела анкетирование, я приступила к созданию этой работы. С помощью интернета, специальной литературы, и учителя я собрала достаточное количество нужной информации и материала, включающие в себя теорию о здоровье, а так же задачи, некоторые из которых впоследствии вошли в сборник математических задач о здоровье. И затем познакомила своих одноклассников с работой.

Заключение

В заключении, хотелось бы отметить, что работа по данной теме является весьма актуальной для современного общества. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди человеческих потребностей. Поэтому наша задача, как подрастающего поколения, ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. И, конечно, говорить о необходимости сохранения своего здоровья. И говорить не только на классных часах и мероприятиях, связанных с данной темой, но и на предметных уроках. Например, на уроках математики.

Доказана гипотеза, что математические задачи должны не только учить, но и способствовать формированию здорового образа жизни.

Цель работы достигнута. Сборник задач по математике, усиливающий интерес к предмету, собственному здоровью и здоровому образу жизни посредством решения математических задач создан.

Список использованных источников и литературы

Алимова, Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы: Методическое пособие / Т.М. Алимова - М., 2003.

Алимов, Ш.А. Алгебра: учебник для 7 класса средней школы/ Ш.А. Алимов, Ю.М Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М

Зубарева, И.И. Математика: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордокович, - 15-е издание, стер. – М. : Мнемозина, 2014, - 270с

Мерзляк, А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2-е издание, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 с.

Мерзляк, А.Г. Математика: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк; В.Б. Полонский; М.С. Якир – 2-е издание, дораб. – М. Вентана-Граф, 2017. – 272 с.

Мордокович, А.Г. Алгебра 7 класс. В 2 ч. Ч 2. Задачник для учащихся образовательных учреждений/ [А.Г. Мордокович и др.] ; под ред. А.Г. Мордоковича. – 13-е изд., испр. и доп - М. : Мнемозина, 2009. – 270с.

http://comp-science.hut.ru - Дидактические материалы по математике

http://mat-game.narod.ru/ - Задачи разных типов с решением

Приложение

Приложение 1.

От чего зависит здоровье человека?

Образ жизни

50-55%

Экология

23%

Наследственность

18%

здравоохранение

10%

Приложение 2.

Приложение 3.

Таблица: Суточная доза основных витаминов для человека.

Название витамина.

Суточная доза в мг.

А – ретинол

1,1 мг

С - аскорбиновая кислота

80 мг

Д – кальциферол

0,02 мг

Н – биотин

0,15 мг

В1 – тиамин

1,5 мг

В2 – рибофлавин

1,7 мг

В6 – пиридоксин

2,2 мг

Р - рутин

50 мг

Приложение 4.

ТЕСТ: Ответьте на следующие вопросы. 1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Приложение 5

Люблю вычисления

26

Интересный предмет

19

Узнаю новое

17

Интересные задания

10

География, биология

7

О здоровом образе жизни

8

О сказочных героях

13

На движение, работу

12

Финансовые

5

Не помню

27

География

16

Биология

7

История

5

Физика

20

Информатика

19

Другие предметы

3

Редко

2

1 Мерзляк, А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций

2 Приложение 1

3 Приложение 2

4 Приложение 3

5 Алимова, Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы

6 http://mat-game.narod.ru/ - Задачи разных типов с решением

7 http://comp-science.hut.ru - Дидактические материалы по математике

8 Алимова, Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы

9 Приложение 4

10 Приложение 5

Просмотров работы: 1919