Геометрические фигуры в русских народных узорах

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геометрические фигуры в русских народных узорах

Аверьянова  О.М. 1Арабян  Т.Т. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Берёзовская сш»
Тяпкова  О.М. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Берёзовская сш»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

На уроках математики мы изучали математические фигуры и нам предложили дома составить орнаменты из этих фигур. Выполняя это задание, мы вспомнили, что видели похожие орнаменты на русских народных костюмах и домашней утвари. Мы решили подробнее познакомиться с русскими народными орнаментами.

Широка и многообразна Россия, много в ней живет талантливых и творческих людей. До того как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, растений. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, своём представлении о мире.

Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Цель работы - собрать материалы о русских национальных орнаментах на одежде и посуде, и познакомить с ними своих одноклассников на уроках математики и научить их рисовать такие орнаменты.

Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор. Русский народный узор – это совокупность различных линий, фигур, символов, других элементов, которые могут как повторяться, так и быть в единственном варианте.[1]

Узоры вобрали в себя множество магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы. Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники. [2] В разных местностях рисунки могут отличаться. Также каждая местность имела и свою цветовую гамму узоров и орнаментов.

2. Знаки и символы в русском узоре.

Если рассматривать русский народный узор с точки зрения символики, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте. Самыми популярными символами в узоре являются: Звезда Алатырь, или, как ее еще называют, крест Сварога. Она имеет восемь лепестков и символизирует Вселенную, ее циклы сворачивания и разворачивания (8 ромбов с общей вершиной).

Также очень популярным является символ Берегини (Рожаницы). Это схематическое изображение женщины, которая оберегает. Очень значимым символом является Древо Жизни,(круг, разделённый на 4 части) которое иногда еще называют Мировым деревом. Он объединяет в себе мировую ось, мироздание и род. Всем известен символ Коловрат. Также популярен символ Орепей, который представляет собой гребенчатый ромб. Этот символ приносит счастье, равновесие и душевное спокойствие.[4]

К тому же, используют в узоре и орнаменте цветы, звезды, спирали и другие символы, каждый из которых несет определенное значение, усиливая положительную и защитную энергию человека. Помимо вышеперечисленных элементов существует и множество других. Один и тот же символ можно изобразить по-разному, сохраняя, впрочем, общие черты и линии. Так возникают целые обережные фразы, а также небольшие рассказы или заговоры.

Следует знать, что один и тот же символ, но изображенный в разных частях одежды, мог иметь разное значение. К примеру, знак Орепей, изображенный в зоне локтя на женской одежде, обозначал предка. [4] Некоторые русские узоры в своей числовой повторяемости несли определенный код. Так, важными были следующие числа: три (Абсолют, Троица, время, пространство); четыре (стороны света, времени года); семь (символ гармонии); двенадцать. В подобных узорах и орнаментах проявляется и отношение к матушке-природе наших предков. Они своими изображениями как бы просили у нее защиты и покровительства от различного зла, бед и напастей.

Где используют русские народные узоры? Использование узоров довольно разнообразно. Их применяют в вышивке на одежде, полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари, домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был оставлен без рисунка. Русские узоры – это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные символы (ромбы, линии, точки). Каждая семья имела свой набор вышивок, росписей, которые передавались из поколения в поколение. Они даже обладать особым смыслом для семьи, быть ее собственным символом. Конечно, со временем знания были утрачены. Старинные русские узоры дышат на нас таинственностью, силой оберегов, значением каждой завитушки или знака. Сейчас очень многие собирают в свою копилку подобные изображения, которые имеют смысл.[3]

3. Как рисовать русские народные узоры.

Сейчас люди все чаще обращаются к нашему наследию предков, желая возродить утраченные традиции. К примеру, очень многие задаются вопросом о том, как нарисовать русский узор. С чего же начать? Сперва следует понять, что на Руси существует множество техник росписи, вышивки, которые имеют свои особенности. Для начинающих узоры нужно брать не очень сложные, имеющие повторяющийся рисунок. Так будет легче уловить саму его суть Раскладывайте сначала повторяющийся рисунок на детали, изображать его начинайте с самых легких и основных, к примеру, точки. Вокруг нее постепенно дорисовывайте другие формы, и так в самом конце можно получить свой законченный узор. Таким образом, можно научиться, как самому создавать орнаменты и узоры. В принципе, можно брать и уже готовые схемы, а после переносить их на поверхность.[5]

Также узоры и орнаменты в древности выполнялись и на предметах обихода, домашней утвари. К примеру, на Руси на солонках изображали шестилепестковую розетку(шесть ромбов с общей вершиной). Это имело символическое значение. Эта розетка обозначала солнце, а соль считали связанной с ним. Также ее изображение часто находили на прялках, как символ бесконечного времени. Помимо символической росписи утвари, также существовала и просто украшающая изделие. Конечно, она появилась не сразу, а техника вырабатывалась годами.[2]

Использование узоров на одежде. Наверное, самым известным применением узора и орнамента является народный костюм. Даже самый несведущий в этом деле человек узнает эту вышивку. У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно русским удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты. И достигалось это благодаря орнаментам русского народного костюма. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь.[1]

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.[5]

Использование узоров в вышивке. Русская вышивка на Руси традиционно не просто украшает одежды, рушники, покрывала и другие изделия из полотна, но и является оберегом. Переплетение узоров носит отнюдь не случайный характер. Все символы находятся на своем месте. В вышивке используют и символы – крест (преграда и защита от зла), звезда (небесный огонь), круг (обозначает плодородие, изобилие и материнство) и другие. Таким образом, русская вышивка – это целый набор знаний, который применяли наши предки в древности, защищая себя, родных и свой род. Геометрические узоры, а также вышивка разнообразных фигурок животных была очень популярна в северной части России.[6]

Древнейшим видом женской одежды является понева (юбка). Основной цвет понев - красный, однако в каждом селе со своими оттенками. Зеленые, темно- синие, бордовые полосы обозначали дороги. А черные окна квадратов символизировали участки поля, по размеру которых судили о наличии у крестьян земли [7]

Пояс - его называют «подпояска». Круг – это оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. На Руси это был первый подарок новорожденному. Пояса были непременным атрибутом и женского и мужского костюма, отличались сочной гаммой многоцветных полос по основному красному фону

Рубаху из белого холста расшивали геометрическим орнаментом черными нитями[2].

В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни.[9]

Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами. В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя. Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю примеру .

Русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.[8]

Заключение.

Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, мы отправилась в библиотеку. Благодаря ей и сайтам интернета, мы получили ответы на свои вопросы. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу: узоры и вышивка делали народный костюм и повседневные вещи не только самобытными, но и удивительно прекрасными. Они являются своеобразной рукописью, из которой можно много узнать о жизни, обычаях, традициях и верованиях наших предков.

Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать – душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в нашем рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения.

В ходе работы мы много узнали о новых геометрических фигурах (ромб, параллелограмм, сектор), научились их изображать, делить окружность на части, составлять из геометрических фигур орнаменты. Поставленные нами задачи были решены в ходе исследования:

Изучена литература по заявленной теме.

Определен наиболее интересный и неизвестный для школьников материал по данной теме.

Сделана подборка материала по теме.

Подготовлена слайд-презентация по теме.

Проведен урок на тему «Русский народный орнамент».

Расписали своими руками амулет, тарелку, сшили для куклы костюм в русских народных традициях.

Сделаны выводы, подведены итоги работы.

Проведённый урок заинтересовал наших одноклассников. Результатом совместной работы стала выставка рисунков по заданной теме.

Литература:

Cтасов В. В. "Русский народный орнамент. " Издательство: Планета музыки 2017 г.

«Вышивка» Т.Д.Емельянова, Т.И.Еременко, Р.Ф.Щетинина, 1960г

«Русский народный костюм. Из собрания ГМЭН СССР»

«Изобразительные мотивы в русской народной вышивке», музей народного искусства, 1990г,

http://womanadvice.ru/ornament-russkogo-narodnogo-kostyuma

https://woman-b.com/moda/4791-ornament-rosyskogo-narodnogo-kostyuma.html

7.: http://arsbib.ru/vyshivka-krasivye-russkie/

8.: http://fb.ru/article/163683/russkiy-narodnyiy-uzor-kak-narisovat-russkiy-uzor

9: http://monateka.com/article/129369/

Просмотров работы: 2380