Как государство заботится о детях?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как государство заботится о детях?

Жуйкова В.В. 1
1МОУ Алтынташская ООШ
Исмаилова Г.С. 1
1МОУ Алтынташская ООШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак­туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье 1.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей2.

В 1989 г. Организация ООН приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». С 1990 г. Россия является участницей этой Конвенции.

В связи с этим я вижу, что эта проблема актуальна.

Цель:

- исследование о том, как государство заботится о детях.

Задачи:

- охарактеризовать понятие - право, государство и определить необходимость выделения из них прав ребёнка;

- рассмотреть международные и федеральные документы по правам ребёнка;

- провести анкетирование и учащихся и родителей на знание прав ребенка;

- провести анализ анкет учащихся и родителей, построить диаграмму на основе анализа;

- интерпретировать полученные данные, сделать вывод на основе полученных данных;

Объект исследования: права ребенка

Предмет исследования: международные, федеральные нормативно -правовые акты, работающие в отношении защиты прав детей.

Метод исследования: изучение литературы, анкетирование, интерпретация.

Продукт исследования: ознакомительный буклет для детей о правах ребенка.

ГЛАВА I КАК ГОСУДАРСТВО ЗАБОТИТСЯ О ДЕТЯХ?

      1.  

Основные понятия - право, государство

Право - основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения

Отличительные черты прав человека:

- их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они люди;

- они одинаково принадлежат всем людям, права человека являются всеобщими;

- их нельзя отобрать – никто не имеет права лишать прав другого человека ни по какой причине;

- чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность, и приемлемый уровень жизни – права человека являются «неделимыми» 7.

Государство - политическая форма организации общества на определённой территории, удовлетворяющая некоторым дополнительным требованиям 6.

      1.  

Международно-правовые акты по защите прав ребенка

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

    •  

Декларация прав ребенка (1959).

    •  

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

    •  

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам 5.

      1.  

Федерально-правовые акты по защите прав ребенка

К федерально-правовым актам относится:

    •  

Указ Президента РФ №761 от 1 июня 2012 г.

«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

    •  

1993 г.Конституция РФ, ГЛ. 2

    •  

«Права и свободы гражданина» ст. 17-64 0 - определяет основы правового статуса личности в Российской Федерации.

    •  

Семейный кодекс РФ

– закрепляет права ребёнка.

    •  

Уголовный кодекс РФ

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:

    •  

Семейный кодекс РФ (1996)

    •  

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    •  

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации 5.

      1.  

Декларация прав ребенка

В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.

По декларации прав ребенка, ребенок имеет право на:

На защиту.

На медицину.

На досуг.

На обучение.

На семью.

На информацию.

На имя и гражданство 5.

Конвенция о правах ребенка

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

Рассмотрим некоторые статьи из Конвенции о правах ребенка:

Статья 1 - Ребёнок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2 - Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации

Статья 3 - В первую очередь всегда должны учитывать интересы ребёнка

Статья 6 - Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 7 - Ребёнок имеет право на имя и национальность. Ребёнок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители.

Статья 9 – Ребёнок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это отвечает его интересам. Ребёнок, который не живёт со своими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статья 12-15 – Ребёнок имеет право высказывать своё мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом властями дел, касающихся ребёнка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребёнка на свободу мысли, свободу совести и вероисповедания должны уважаться.

Статья 18 – Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребёнка

Статья 19 – Ребёнок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статья 20-21- Ребёнок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребёнка в соответствии с действующими законами.

Статья 23 – Любой ребёнок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества 5.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ АНКЕТ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

2.1. Анкетирование учащихся МОУ Алтынташской ООШ

(см. Приложение 1)

В анкетировании участвовали дети от 8 -13 лет- 11 учащихся, место жительство – Алтынташ, из 11 учащихся знают свои права только 70% учеников, 80% учащихся знают только Конвенцию о правах ребенка, 80% школьников информацию о правах получают от преподавателей, 80% учащихся считают, что права детей не нарушаются;

самыми главными правами дети считают:

- право на образование- 50 % учащихся

- право на охрану здоровья- 30 %

- право на уважение взглядов- 20 %

-право на участие в общественной жизни- 10 %

Учащиеся считают, что несет основную ответственность за воспитание родители – 90%. Куда можно обратиться в случае нарушения твоих прав – 40 % считают что за помощью они обратятся к классному руководителю, 20% учащихся обратятся по телефону доверия 8 800 2000 122.

Проанализировав диаграмму можно сделать вывод о том, что у учащихся низкий уровень осведомленности о своих правах, об основных положениях Конвенции о правах ребенка.

Диаграмма 2.1. № 1

2.2. Анкетирование родителей МОУ Алтынташской ООШ

(см. приложение 2)

В анкетировании участвовало 8 родителей. О Конвенции о правах детей родители слышали – 60%; основную ответственность за воспитание ребенка родители считают, что несут сами 100%; 70% родителей считают, что Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей на государство; у 40 % родителей ответили, что дети участвуют в решении семейных вопросов; 50% родителей не знают где находятся их дети; 100% родителей считают, что нужно детям объяснять если ребенок непочтительно относится к старшим и 50 % родителей не применяют телесные наказания по отношению к своим детям, 20% никогда и 10% никогда.

Исходя из диаграммы я вижу, что у родителей средний уровень правовой грамотности.

Диаграмма 2.1. № 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем проекте я рассматривала тему о том, как наше правовое государство заботится о детях! Рассмотрев понятие прав человека, государство; международные и федеральные документы по правам ребёнка и проведя анкетирование учащихся и родителей на знание прав ребенка; построив диаграмму интерпретировала полученные данные и сделала вывод на основе полученных данных:

- у учащихся низкий уровень осведомленности о своих правах, об основных положениях Конвенции о правах ребенка.

- у родителей средний уровень правовой грамотности.

Для того чтобы повысить правовую грамотность учащихся и родителей мы выпустили буклет см. приложение 3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет - ресурсы

            1.  

Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика [Электронный ресурс] : база содержит текст Семейного кодекса РФ - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/consult/law/nechaeva/

            1.  

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь [Электронный ресурс] : база содержит текст – Режим доступа:

http://mydocx.ru/4-109985.html

3. Правовое воспитание учащихся [Электронный ресурс] : база содержит текст Библиотека - Режим доступа: https://znanio.ru/media/pravovoe_vospitanie_uchaschihsya-168728/192971

4. Педагогическая мастерская. Открытый урок 1 сентября. Правовое воспитание учащихся [Электронный ресурс] : база содержит текст – Режим доступа:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/502131/

    1.  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля [Электронный ресурс] : база содержит текст - Режим доступа: https://mdou23.edu.yar.ru/pravovoe_vospitanie_doshkolnikov/osnovnie_mezhdunarodnie_dokumenti_po__59.html

6. Сайт свободная энциклопедия Википедия Государство[Электронный ресурс] : база содержит текст – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

7. Сайт свободная энциклопедия Википедия Право [Электронный ресурс] : база содержит текст – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE

8. Конвенция о правах ребенкаПринята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] : база содержит текст– Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

для учащихся школы

Дорогой друг!

Я Жуйкова Виктория ученица 7 класса провожу социальное исследование на тему «Как государство заботится о детях?» Цель исследования: мониторинг уровня осведомленности детей и подростков о своих правах, об основных положениях Конвенции о правах ребенка. Анкетирование анонимное, т.е. фамилия и другие данные не указываются.

Внимательно прочитайте вопросы и отметьте правильные ответы. Кроме того, Вы можете дописать свой вариант ответа.

Заранее благодарим за участие в анкетировании!

1. Сколько тебе лет?

A) 9 лет

B) 10 лет

C) 11 лет

D) 12 лет

2. Ваш пол А) мужской Б) женский

3. Место жительства

А) город

Б) село

4. Знаешь ли ты свои права?

A) знаю

B) не знаю

C) частично

D) затрудняюсь ответить

5. В каких документах говорится о правах детей?

A) Конвенция о правах ребенка

B) Конвенция озащите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления

C) Закон «О правах ребенка»

D) во всех документах

6. Откуда ты получаешь информацию о своих правах?

A) в школе от учителей

B) от друзей

C) родителей

D) в Интернете

E) через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение

7. Нарушаются ли твои права?

A) да

B) нет

C) иногда

D) затрудняюсь ответить

8. Какие права ты считаешь самыми главными?

A) право на образование

B) право на охрану здоровья

C) право на уважение взглядов

D) право на участие в общественной жизни

E) все права

9. Кто чаще нарушает твои права?

A) родители

B) учителя

C) сверстники

D) представители закона

E) затрудняюсь ответить

10. Кто несет основную ответственность за твое воспитание?

A) школа

B) родители

C) государство

D) затрудняюсь ответить

11. Знаешь ли, куда можно обратиться в случае нарушения твоих прав?

A) в полицию

B) к родителям

C) к классному руководителю

D) в департамент по защите прав детей

F) тел. дов. 8 800 2000 122

G) все ответы верны

12. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, до какого возраста ты считаешься ребенком?

A) Пока не исполнится 16 лет

B) 14 лет

C) 18 лет

D) 12 лет

F) затрудняюсь ответить

13. Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение?

A) да

B)нет

C) затрудняюсь ответить

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Есть ли у вашего ребёнка права?»

Уважаемые родители! Я Жуйкова Виктория ученица 7 класса провожу социальное исследование на тему «Как государство заботится о детях?»

Анкетирование анонимное, т.е. фамилия и другие данные не указываются.

Внимательно прочитайте вопросы и отметьте правильные ответы

1.Как Вы считаете, есть ли у ребенка какие-либо права?

а) Да б) Нет в) Не знаю

2. Знаете ли Вы что-либо о Конвенции о правах ребенка?

а) Читал б) Слышал в) Не имею представления

3. Кто, по вашему мнению, несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) Педагоги б) Родители в) Государство

4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) На благотворительные организации б) На иностранных спонсоров

в) На государство

5. ООН считает человека ребенком от рождения до

а) 16 лет б) 18 лет в) 19 лет

6. Участвуют ли Ваши дети в решении семейных вопросов?

а) Да б) Нет в) Иногда г) Не считаем нужным д) Мы сами способны решить все

7. Бывают ли случаи, когда Вы не знаете, где находится Ваш ребенок?

а) Нет б) Бывает в) Иногда г) Нет времени следить за ним

8. Что Вы сделаете, если узнаете, что Ваш ребенок непочтительно относится к старшим?

а) Объясню б) Ничего в) Отругаю г) Побью д) Накажу

9. Применяете ли Вы дома телесные наказания по отношению к своим детям?

а) Да б) Нет в) Иногда г) Крайне редко д) Никогда

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Буклет

 
   

Я – ребенок, я – человек,

Я должен иметь права.

На то, чтобы жить в свободной стране,

А не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить

И на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить

И на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле

Царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом

Всегда была тишина.

Разработчик: Жуйкова Виктория

Научный руководитель: Исмаилова Г.С.

 

МОУ Алтынташская ООШ

На голубой планете,

На планете Земля

У каждого ребёнка

Есть свои права.

На голубой планете,

На планете Земля

У каждого ребёнка

Есть свои права.

На голубой планете,

На планете Земля

У каждого ребёнка

Есть свои права.

2018 г.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак­туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В 1989 г. Организация ООН приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». С 1990 г. Россия является участницей этой Конвенции. Ежегодно, начиная с 1990 г. правительство РФ направляет в ООН доклад «О положении детей в России». В 1993 г. принята и действует федеральная программа «Дети России».

Гражданские права и свободы детей:

· право на имя и гражданство (ст.7)

· право на защиту жизни, чести, достоинства (ст.16)

· право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)

· право на свободу выражения мнения (ст. 13).

Права детей в семье:

· право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное

воспитание ребенка, образование и содержание) (ст.5, 9, 10,

18)

· право на защиту от жестокого обращения, отрицательного

влияния или отсутствия заботы со стороны родителей (ст. 19, 20)

Права детей на

выживание и развитие:

· право на жизнь (ст. 6)

· право на достойный уровень жизни (ст. 27)

· право на охрану здоровья (ст. 24)

· право на получение медицинской помощи (ст. 25)

Права детей на учебу и отдых:

· право на образование (ст. 28)

· право на получение информации, способствующей

всестороннему развитию (ст. 17)

· право на отдых, игры и возможности

участвовать в культурной и творческой

жизни общества (ст 31)

Права детей на особую защиту:

· от любого вида опасности или насилия

(ст.34, 37) от похищения и торговли людьми (ст.35)

· от эксплуатации детского труда (ст.32)

· от злоупотребления наркотиками (ст. 33)

Просмотров работы: 1881