Факторы, определяющие потребительские предпочтения учащихся 5 – 11 классов МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка при выборе интраназальных спреев для лечения ринита

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Факторы, определяющие потребительские предпочтения учащихся 5 – 11 классов МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка при выборе интраназальных спреев для лечения ринита

Вакина Г.Г. 1
1МОУ СОШ № 75
Вакина С.А. 1
1МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы: в настоящее время в связи с ухудшением экологической обстановки и климатическими изменениями, увеличилась частота возникновения респираторных заболеваний у нас в стране, и как следствие, повысился спрос на интраназальные препараты. Данная группа лекарственных препаратов занимает значительную часть ассортимента аптек и пользуется высоким спросом, особенно в осенне-зимний период, когда такие заболевания как ринит и ОРВИ носят массовый характер, то есть наблюдается пик заболеваемости. Таким образом, правильно сформированный ассортимент интраназальных препаратов в аптеке, удовлетворяющий всем требованиям потребителей, способен принести аптечной организации огромную прибыль. В настоящее время для введения в полость носа используется достаточно ограниченное число фармакологических форм: капли и спрей. Причем спрей для носа считается относительно современной формой выпускаемого лекарства, поскольку прежде большинство растворов производилось именно в виде капель. Однако, факторы, влияющие на выбор учащимися старшей и средней школы № 75 в г.о. Черноголовка интраназальных спреев для лечения ринита еще никто не изучал, поэтому данная тема является актуальной.

Объект исследования: факторы, влияющие на выбор учащимися интраназальных спреев для лечения ринита.

Цель работы: выявить факторы, влияющие на формирование потребительских предпочтений у учащихся средней и старшей школы № 75 г. Черноголовка в отношении интраназальных спреев от ринита (насморка).

Задачи исследования:

  • выяснить количество, название и расположение аптек в г.о. Черноголовка и разработать анкету для проведения исследования;
  • провести опрос среди учащихся и определить аптеку, в которой большинство покупает препараты для лечения насморка;
  • изучить ассортимент интраназальных препаратов от насморка в аптеке;
  • опросить учащихся и определить фармакологических форму препарата от насморка, которую предпочитают учащиеся;
  • выяснить названия препаратов, которыми пользуются опрошенные;
  • провести опрос с целью выявления факторов, определяющих потребительские предпочтения учащихся;
  • проанализировать данные опроса.

Обзор литературы: изучив литературные источники, я пришла к выводу, что ассортимент интраназальных препаратов в аптеке «Столичка» никто не изучал. Общие основы изучения ассортиментной политики были заложены: Скрипкиной А.В., Котлером Ф., Г.Л. Азревой, К. Боуменом, А. Вайсманом, А.П. Градовым, JI.M. Путятиной и другими. Например, Ф. Котлер в своем труде «Основы маркетинга» определяет товарный ассортимент, как «группу товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен» [1]. Х. Швальбе, в своей книге «Практика маркетинга для малых и средних предприятий» приходит к выводу, что «с обыкновенным продуктом, который хорошо воспринимается, всегда можно сделать хороший бизнес» [3]. Таким образом, удачный продукт является залогом финансового благополучия и устойчивости предприятия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. Считаю, что интраназальные препараты всегда были и будут востребованы.

Методы исследования: графический, сравнительный, социологический.

Гипотеза: учащиеся средней и старшей школы редко обращаются к врачу за консультации по подбору спрея от насморка, предпочитая самостоятельно покупать его в аптеке, руководствуясь сформированными потребительскими предпочтениями.

Основная часть Раздел I. Анализ интраназальных препаратов для лечения ринита в аптеке «Столичка»

Насморк (или «ринит») — воспаление слизистой оболочки носа. Сам по себе он не страшен, но весьма неприятен. Болит голова, пропадает обоняние, нет аппетита, дышать трудно, а жжение в носу и чихание становятся назойливыми спутниками больного. «Только в России доля лиц, страдающих от насморка, составляет около двенадцати процентов населения. В пользу широкого распространения проблемы говорит и тот факт, что около тридцати процентов лекарственных препаратов, представленных в аптеках страны, направлены против ринита и его последствий» [4] .

На первом этапе исследования я выяснила, сколько аптек в Черноголовке, где они находятся и как называются. Далее для изучения ассортимента интраназальных препаратов мне нужно было узнать, в какой аптеке города большинство учащихся 5 – 11 классов покупают препараты от насморка. Используя полученные данные, для дальнейшего исследования мной была разработана анкета (см. прил.1) и проведен опрос, в котором приняли участие 169 человек. Как Вы видите, 114учащихся предпочитают покупать в препараты в аптеке "Столичка».

Я изучила ассортимент интраназальных препаратов для лечения ринита в аптеке «Столичка» [5]. Препаратов в продаже на на 03.02.2018 было 144.

Больше всего в аптеке в продаже спреев – 95 препаратов, что составляет 66%.

Получив такие данные, я решила выяснить, какая форма выпуска лекарственных средств от насморка востребована у учащихся.

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

ИТОГ

капли

3

5

6

5

6

2

4

31

спрей

17

21

18

19

20

25

18

138

ВСЕГО

169

Из 169 опрошенных спреи предпочитает покупать 138 человек, что составляет 82%. Значит в аптеке «Столичка» при формировании ассортимента интраназальных препаратов знают, какая из фармакологических форм пользуется большим спросом. «Рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы и повышает эффективность деятельности предприятия» [2]. Ведь преимущество спреев по сравнению с обычными привычными всем каплями в следующем:

1. возможность точного дозирования лекарственного вещества;

2. смесь целебных компонентов в спреи легче проникает в глубокие и верхние отделы носовой полости, проявляя там свое лечебное воздействие;

3. просто использовать;

4. удобно носить с собой.

Глава II. Выявление факторов, влияющих на выбор спреев от ринита

На следующем этапе исследования я попросила учащихся назвать спрей от насморка, которым они чаще всего пользуются и покупают в аптеке «Столичка». В результате опроса выяснилось, что самыми популярными препаратами являются: Снуп, Називин, Риностоп, Тизин, Отривин.

Далее мне нужно было узнать, что же определяет выбор препарата. На первом месте – эффективность. 50% учащихся (84 человека) считают, что раз раньше спрей помогал, то его и надо покупать. На втором месте у респондентов – реклама. Действительно, когда человек болеет и ему плохо, а с экрана телевизора несколько раз в день обещают быстрое выздоровление, то возникает желание приобрести препарат. На третьем месте – цена. Как я выяснила, учащиеся не готовы переплачивать за спрей. К сожалению, к рекомендации врача прислушиваются только 11 человек – это 6%. опрошенных.

Я проанализировала преобладающие в опросе учащихся факторы, влияющие на выбор препарата, и сравнила по ним 5 спреев чаще всего применяемым и покупаемым учащимися школы в аптеке. Результат оформила в виде таблицы.

Препарат

Эффективность

Цена

от

Нали-чие рекла-мы

Действую-

щее

вещество

Группа аэрозолей

Появление эффекта

Продол-житель-ность

действия

Снуп

ксиломета-золин

гидрохло-рид

сосудосу-живающее

3 – 5 мин.

до 8 часов

109 руб.

+

Називин

оксиметазо-лин

сосудосу-живающее

3 – 5 мин.

до 12 часов

145 руб.

+

Риностоп

ксиломета-золин гидрохло-рид

сосудосу-живающее

5 – 10

мин.

до 8 часов

86 руб.

+

Тизин

ксило

ксиломета-золин гидрохло-рид

сосудосу-живающее

5 – 10 мин.

до 8 часов

93 руб.

+

Отривин

ксиломета-золин гидрохло-рид

сосудосу-живающее

3 – 5 мин.

до 12 часов

174 руб.

+

цены спреев на 03.02.2018

Как Вы видите, все данные спреи являются сосудосуживающими. Их влияние на сосуды приводит к сужению последних, за счет чего пропадает заложенность и восстанавливается привычное дыхание. Такой эффект в медицине называют симптоматическим, поскольку они не лечат патологию, а только временно избавляют от симптомов и вызывают привыкание. В основе 4 из 5 одинаковое действующее вещество – ксилометазолин гидрохлорид. Эффект от спрея проявляется после применения у всех через несколько минут. Продолжительность действия у большинства до 8 часов. Все они разрекламированы в Интернет-ресурсах, на телевидении и радио. Анализируя такой фактор, как «цена», я пришла к выводу, что учащиеся и члены их семей чаще выбирают недорогие препараты стоимостью до 200 рублей.

Заключение

Как я выяснила сегодня на рынке представлено большое количество средств от насморка. В последнее время популярность пользуются назальные спреи, которые продаются без рецепта. При их выборе учащиеся средней и старшей школы учитывают эффективность, цену и рекламу. Они редко обращаются к врачу, предпочитая вместе с родителями заниматься самолечением. Причем за эффективность часто принимают временное избавление от симптомов. В результате исследования моя гипотеза подтвердилась. Однако использовать лекарственные средства необходимо только по назначению врача. Ведь зачастую ринит является только симптомом заболевания. Его причинами могут быть как вирусные, грибковые, бактериальные инфекции, так и ослабление иммунной системы, и переохлаждение организма в прохладное время года. Если вовремя не придать значение лечению ринита под контролем врача, то в дальнейшем это заболевание может привести к осложнениям или переходу болезни в хроническую форму, для терапии которой понадобится более продолжительное время.

Список использованной литературы:

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Прогресс, 1990
  2. Максимкина Е. Стратегия формирования ассортимента//Российские аптеки. 1999. № 2
  3. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Букинистическое издание, 1995

Интернет-ресурсы:

4. http://gorlonos.com/preparaty/luchshie-sprei-v-nos-ot-nasmorka.html

5. http://stolichki.ru/

Приложение 1

Анкета

1. В какой аптеке города Вы и члены вашей семьи предпочитают покупать препараты от насморка?

а) «Столичка»

б) «Будь здоров»

в) «Фармадек» («аптека под часами»)

г) Медицинский пункт «Спасатель» (у магазина «Пятерочка» на Первой улице)

д) «Паола»

е) Аптечный пункт (гастроном «Чайка»)

ж) Государственный аптечный пункт № 266 (аптека рядом с городской библиотекой)

2. В какой форме Вы предпочитаете использовать препараты от насморка?

а) спрей б) капли

3. Каким спреем от насморка Вы чаще всего пользуетесь?

4. Что влияет на выбор препарата?

а) рекомендация врача г) эффективность

б) реклама д) страна производитель спрея

в) цена е) другой фактор (укажите какой)

Просмотров работы: 49