Гендерные стереотипы в восприятии образов идеальных мужчин и женщин у подростков

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гендерные стереотипы в восприятии образов идеальных мужчин и женщин у подростков

Шурыгина Ю.А. 1
1МБОУ СОШ 9 с углубленным изучением иностранных языков
Коршунов И.Ю. 1
1МБОУ СОШЛИ 9 с углубленным изучением иностранных языков
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема неравенства мужчин и женщин возникла еще в древности. Женщинам было запрещено принимать участие в политики, работать и даже получать образование, так как она должна была воспитывать детей и работать по дому.

Несмотря на то, что в наше время у всех людей равные права, гендерные стереотипы по-прежнему влияют на нашу жизнь. Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека – на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Гендерный стереотипы представляют собой подвид стереотипов, они выражают взгляды общества на ожидаемое поведение мужчин и женщин. Формируемые у подростков в образах представления идеальных мужчин и женщин они оказывают влияние на их дальнейшее отношение к обществу, и нахождения своего места в нём. Поэтому тема данной работы является актуальной.

Теоретической базой исследования стало несколько источников: статья Силласте Г. Г. – «Гендерная социология как частная социологическая теория» в журнале Социс. 2000. № 11, и «Фундаментальная социология: гендер, семья, родство» том 10. Добреньков В. И., Кравченко А. И., а так же статья Агеева В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. В данных источниках подробно разбирается важность изучения гендерных стереотипов в современном обществе.

Исследование проводилось в 2017 году среди учеников МБОУ «СОШ №9 с углублённым изучением иностранных языков г . Дубна, Московской обл.» среди учеников 5-11 класса. В исследование приняло участие 196 человек. Методом исследование был выбран анкетный опрос, он наиболее подходил нам для решения наших задач, в нём использовались открытые и закрытые вопросы.

Цель: изучить гендерные стереотипы в восприятии образов идеальных мужчин и женщин у подростков.

Задачи:

Подобрать и проанализировать литературу по гендерным стереотипам;

Провести опрос среди учеников школы по формированию гендерных стереотипов в отношение мужчины и женщины

Определить образ идеального мужчины и идеальной женщины в восприятии подростков

Провести анализ полученных результатов.

Гендерные стереотипы

Всем известно, что социальными стереотипами называют относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человек, события или явления, а если говорить проще, то стереотипом можно также назвать общее мнение о чем-либо распределении тех или иных черт людей в социальных группах. Гендерными стереотипами можно назвать стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиях о “мужском” или “женском”.

Можно выделить 5 основных функций стереотипов:

Передача относительно достоверной информации;

Ориентирующая;

Влияние на создание реальности;

Социально-психологическая стабилизация сознания;

Объяснение и оправдание существующих отношений между группами.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля.

Аристотель (382-322 гг. до н.э.) считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить): в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Существует множество и других мыслителей, которые высказали свое мнение насчет отношений между мужчиной и женщиной.

Например, Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам — пассивное (объект управления). Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом). Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Как видите, очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной». До сих пор этот аргумент очень популярен — кто-то обращается к данным о поведении животных, кто-то — к исторически сложившимся традициям. Гендерные стереотипы также часто построены на такой основе — так принято, потому что так сложилось. Современная наука требует иных доказательств и аргументов.

Изучение степени разработанности гендерных вопросов показывает, что она была рассмотрена в современной научной отечественной и зарубежной литературе такими учеными, как В. В. Абраменкова, B. C. Агеев, Ю. Е. Алёшина, М. Ю. Арутюнян, А. С. Волович, Е. П. Ильин, В. Е. Каган, И. С. Клёцина, В. Е. Колесов, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, И. И. Лунин, М. Х. Мелтсас, А. А. Реан, Г. В. Старовойтова и многими другими. [7.8]

«Гендер – это особая система социальных ролей, общественных отношений массовых стереотипов. Под стереотипом понимают стандартное умозаключение в стандартной ситуации, в принимаемое человеком без явного осознания». [4.37] Предназначение стереотипов – экономить время и ресурсы нашего мозга. Термин «стереотип» был введен в 1922 году американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, шаблона, предрассудка, клише. Ю. Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, социальными формами, в которые отливаются поток и общественного мнения. Стереотип не только выделяет статистически средние мнение, но задает норму, образец социально одобряемого поведения. Шаблоны обычно предшествуют самому действию. Они необходимы в тех ситуациях, когда незнакомое надо свести к знакомому, и тем самым как бы опознать окружающую реальность, но, разумеется, не познать ее. Опознание – отнесение к известной схеме – заменяет собой понимание и осмысление.

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» или «женском». Гендерные стереотипы задают траектории жизненного пути и стандарты образа жизни. Гендерные стереотипы, представления о подходящих данному полу занятиях и интересах, появляются у детей уже в 2,5 – 3 года. Вместе с тем они отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Они представляют собой подвид более широкой категории – социальных стереотипов. «Социальные стереотипы – обыденные аналоги научных умозаключений: логической основой выступает поведение части под общее, распространение свойств, характеризующих целый класс явлений, на каждое отдельное событие». [4.38]

Гендерные стереотипы в восприятии образов идеальных мужчин и женщин

В ходе подготовки работы было проведено исследование на тему «Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины». Предметом данного исследования выступили стереотипы в восприятии образа идеального мужчины и женщины. Исследование было проведено в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №9с углубленным изучением иностранных языков» среди учеников с 5 по 11 класс по восприятию мужчин и женщин, а именно в нем участвовали дети с 11 лет и заканчивая подростков по 18 лет. В исследовании приняло участие 196 человек, из них 104 человека возраста от 11 до 13 лет, 45 человек от 14 до 15 лет и 47 человек от 16 до 18 лет. Методом исследования являлось анкетный опрос с открытыми и закрытыми вопросами.

В ходе опроса были получены данные, позволяющие определить отношение учеников к женщинам и мужчинам. В результате опроса были выделены качества идеальной женщины и идеального мужчины в представлении опрашиваемых.

Идеальная женщина в представлении девушек должна быть красивой, что отметило 21% из всех опрошенных, 20% считают, что женщина должна быть умной, 14% за доброту, 9% учеников считают, что у девушки должен быть высокий уровень заработка, 5%, что она должна быть опрятной и 4%, что веселая. Рис.1.

У мальчиков сложилась следующая ситуация. 30% считают, что девушка должна быть красивой. Основными факторами красоты являлись хорошая фигура у девушки, многие отметили светлые волосы (блондинка или светло-русая), светлые глаза (голубые или же зеленые) и низкий рост. 21% отметили, что девушка должна быть умной, 11% что доброй,7% считают, что идеальная девушка будет заботливой и 5%, что трудолюбивая. Опрошенные считают, что девушку можно полюбить за такие качества, как красота (31%), характер (22%), ум (11%), доброта (13%), за верность и заботу (по 5%). Рис.2

Рис.1. Качества идеальной женщины глазами девушек

Рис.2. Качества идеальной женщины глазами юношей

Теперь рассмотрим качества идеального мужчины. Характеристика насчет идеального мужчины несколько отличается. Лишь 16% опрошенных юношей считают, что мужчина должен быть красивым, 17%, что умным, 12%, что он должен иметь такое качество как доброта, 11%, что должен быть сильным, 9% считают, что главным фактором является высокая заработная плата, 5% - аккуратность, 4% - спортивный и 3% - заботливый. Рис.3.

Глазами девушек идеальный мужчина выглядит следующим образом: он должен быть образованным (21%), иметь высокую прибыль (16%), добрый (15%), красивый (11%), веселый (5%), спокойный (4%) и иметь хорошее положение в обществе (4%). Участники опроса считают, что мужчину можно полюбить за характер (23%), красоту (15%), доброту (11%), ум (11%), поступки (9%), за деньги (6%) и за все что угодно (6%). Рис.4.

Рис.3. Качества идеального мужчины глазами юношей

Рис.4. Качества идеального мужчины глазами девушек

На вопрос, «какие профессии вы считаете мужскими» большинство мнений сходилось среди девушек и юношей. Основными мужскими профессиями было отмечены те, которые отвечают за ремонт и строительство (например, строитель, механик, сантехник, электрик и другие), а именно среди девушек 26,9%, а юношей 22,4%. Следующие по убыванию были профессии опасные для жизни (такие как полицейский, пожарный, спасатель, военный и другие), девушки отметили 16,9%, а юноши 13,5. Далее следуют профессии делового бизнеса (туда вошли бизнесмен, дипломат, президент и другие, парни более девушек считают, что это именно мужские профессии, поэтому процентное соотношение 12,7% на 8%. Мнения сошлись в профессиях связанные с физическим трудом (слесарь, рабочий на заводе, токарь и другие), девушки ответили 10,9%, а юноши 10,2%. 4% девушек считают, что профессии, связанные с искусством (актер, живописец, певец и другие) подходят для мужчин, а вот парни напротив, ответили всего 0,8%.

Говоря о женских профессиях, можно задаться над главным пунктом «А должна ли женщина работать вообще?». Ведь в прошлом ее обязанностью было беречь очаг и воспитывать детей. На данный вопрос опрашиваемые ответили таким образом: большинство, а именно 76,5% опрашиваемых ответили, что должна, а 12,7% считают, что женщина не должна работать, а 10,7% воздержались от ответа.

Так если женщина все же должна работать, то на каких именно профессиях? Самое большое количество процентов набрали профессии, связанные с образованием, 15,6% девушек и 14,3% парней так считают. Во всех остальных профессиях результаты сильно расходятся. Когда девушка считает, что способна проявить себя именно в этой отрасли, то парни так не думают. 14,3% юношей считают, что девушка должна работать обслуживающим персоналом (например, уборщица, продавщица и другие), а всего 7,5% девушек это поддержали. 15% девушек ответило, что женская профессия быть врачом, но парней 10,2%. Юноши (11,2%) думают, что женские профессии являются деловые профессии, связанные с бизнесом, а девушек на этот счет согласилось 6,9%.

Таким образом можно сделать вывод что несмотря на равноправие мужчин и женщин в обществе сохраняются стереотипы о том, кто и где может работать. Мужскими профессиями считаются профессии в сфере ремонта и строительства, такие профессии назвали 24,4% опрашиваемых, а также профессии, связанные с риском для жизни (15%), физически тяжёлые (10,5%) и профессии, связанные с ведением бизнеса и политикой (10,5%). То женскими считают, профессии в сферах образования (14,9), медицины (12,7%), ухода за собой (12,7%), искусства (11,7%). Стоит отметить, что 10,7% респондентов считают, что женщина должна работать на обслуживающих профессиях, а 9,1% опрошенных убеждены, что женские профессии связаны с ведением бизнеса и политикой. Исходя из этого можно сказать, что эмансипация женщин ещё не завершена, но и уже дала свои плоды, так как раньше женщина- политик или женщина бизнесмен считалось нонсенсом.

В опрос были включены открытые вопросы «Мужчины в наше время…», «Женщины в наше время…». Проанализировав результаты, мы получили такую картину по отношению к мужчинам нашего времени: большинство опрошенных как среди юношей, так и среди девушек, считают, что мужчины в наше время «женственные, женоподобные». Так считают 39,5% опрошенных девушек и 24% юношей. Вторым по количеству ответов был ответ, что мужчины в наше время глупые, так ответило 13,2% девушек и 12% юношей, а также ленивые 14% юношей, 10,5% девушек. Стоит отметить, что 14% юношей считают, что мужчины в наше время «красивые», когда девушек так думает всего 1,3%. Популярными ответами у девушек были – мужчины в наше время трусливые (9,2%), грубые (6,6%), аморальные (6,6%), слабые (6,6%). У юношей популярными ответами были – добрые (10%), умные (8%), слабые (8%) а также «уже не те» или «другие» (6%). Можно сделать вывод, что современные мужчины в представлении подростков носят скорее негативную оценку и имеют у себя женственные черты. Рис. 5.

Мнения, сложившиеся у юношей и девушек в отношении современных мужчин. Рис. 5.

В отношении девушек картина складывается такая, что большинство считают женщин в наше время красивыми, так ответило 30% юношей и 11,7% девушек. Но если разделять опрошенных по гендеру, то девушки считают современных женщин – мужеподобными (24%), когда всего 4% юношей так думают. При этом 14% юношей считают, что женщины в наше время не хозяйственные и не умеют готовить, девушек, согласившихся с этим утверждением, нет.

Многие считают современных женщин аморальными: 10% юношей, 11,7% девушек.11,7% девушек, считают женщин главными в доме, юношей согласившихся с этим утверждением нет. Популярным мнением среди обоих полов было что современные женщины «трудолюбивы» (6% юношей и 9,1% девушек) и «умные» (8% юношей и 9% девушек), другая часть опрошенных считают их «глупыми» (10% юношей и 13% девушек). Стоит отметить, что 5,2% девушек считают современных женщин грубыми. Рис. 6.

Мнения, сложившиеся у юношей и девушек в отношении современных женщин. Рис. 6.

Поэтому можно сделать вывод о том, что у подростков существует устойчивый стереотип о мужеподобности современных женщин. Девушки считают, что современные женщины – красивые, но грубые, самовлюблённые, глупые. А мужчины считают современных женщин не хозяйственными.

Заключение

По итогам исследования мы получили представления о идеальной женщине и мужчине. Идеальная женщина должна быть с привлекательной внешностью, хорошей фигурой, быть умной, доброй и заботливой, и у девушек существует мнение, что идеальная женщина должна иметь высокий заработок.

Идеальный мужчина в представлении подростков должен быть самое главное образованным, сильным, красивым, добрым. Девушки отметили важность высокого уровня заработка и обладание таким качеством, как юмор – «весёлый».

В отношении женских и мужских профессий у респондентов сложилось такое мнение. Несмотря на равноправие мужчин и женщин в обществе сохраняются стереотипы о том, кто и где может работать. Мужскими профессиями считаются профессии в сфере ремонта и строительства, такие профессии назвали, а также профессии, связанные с риском для жизни, физически тяжёлые и профессии, связанные с ведением бизнеса и политикой.

Женщины в наше время должны работать, но на профессиях, где не требуется физическая сила, а только мыслительная деятельность. Такими профессиями считаются, профессии в сферах образования, медицины, ухода за собой (стилист, парикмахер и т.д.), искусства стоит отметить, что 10,7% респондентов считают, что женщина должна работать на обслуживающих профессиях, а 9,1% опрошенных убеждены, что женские профессии связаны с ведением бизнеса и политикой. Исходя из этого можно сказать, что эмансипация женщин ещё не завершена, но и уже дала свои плоды, так как раньше женщина - политик или женщина бизнесмен считалась нонсенсом.

В отношение гендерных стереотипах современности можно сделать вывод, что современные мужчины в представлении подростков носят скорее негативную оценку и существует стереотип о женоподобности мужчин. Тогда как современные женщины в представлении подростков мужеподобны. Девушки считают, что современные женщины, несмотря на то, что обладают красотой, могут быть грубыми, самовлюблёнными, глупыми. А мужчины считают современных женщин не хозяйственными. Многие девушки считают, что женщины являются главными в доме.

Данная работу имеет практическое применение: её можно применить на уроках обществознания, можно использовать для дальнейшего исследования данной области.

Список используемой литературы

Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Электронный ресурс]: // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158. – Режим доступа к журн.: http://www.voppsy.ru/frame25.htm

Воронцов Д. В. Социальная психология пол: Методические указания к спецкурсу «Основы гендерной психологии» [Текст] / Д.В. Воронцов. – Ростов-на-Дону.: РГУ, 2000. – 992 с.

Дадаева Т. М. Кто выносит мусор, или Парадоксы гендерного разделения труда [Текст] / Т. М. Дадаева // Социологическое исследование. – 2007 - №6. – с. 120-126.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15т. [Текст] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфа-М. – Т.10: Гендер. Семья. Родство. 2006. – 1094 с.

Колокова М. А. Гендерные стереотипы в языке и речи [Текст] // Вопросы лингвистики и литературоведенья. – 2009. - №3. – с. 13-18;

Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. / Л.П. Репина – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 352 с.

Силласте Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая теория [Электронный ресурс]: научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук / ФГУП. «Издательство наука». // Социс. 2000. № 11. С. 8. Режим доступа к журн.: http://www.isras.ru/socis.html

Просмотров работы: 582