Время и мы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Время и мы

Анисимова С.М. 1Давыдова М.М. 1Сатдаровна А.Р. 1Фёдорова Н.А. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Алексеева А.И. 1
1АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Наша проектная работа зародилась после посещения первого занятия по программе Kinder MBA. Мы задумались, как же можно совместить: основные уроки, музыкальную школу, языки, спорт, любимый Зелёный маяк и занятия в Бизнес- школе. Где взять время? Его всегда катастрофически не хватает! Как успевать делать все: то, что нужно и то, что хочется? Как успевать больше? Как распланировать четко свое время так, чтобы все успеть? И вообще, что это за зверь такой – время? Мы задумалась над этими вопросами, но не могли понять, в чем причина нехватки времени? Что мы делаем не так, куда прячется от нас наше драгоценное время? Чем больше мы говорили, тем больше у нас возникало вопросов.

Так пришло решение разобраться в этих вопросах и на школьной конференции рассказать о своих находках.

Определяя тему своей работы, мы впервые столкнулась с понятием «время» и какое отношение имеем мы к нему». Вот и тема проекта «Время и мы».

Чтобы разобраться в этом понятии, первое что мы сделали, это написали на листочке все свои ассоциации связанные с понятием время. Навели порядок – классифицировали, построили кластер понятия «Время»[см. Приложение 1]. Стало понятно, что время, понятие многогранное. Так мы выделили направления нашей работы, которые плавно перешли в задачи нашего проекта.

Задачи работы:

1.Узнать, что такое время и как его измерять.

2.Подобрать литературу по вопросу тайм - менеджмента

3. Сформулировать основные правила Тайм – менеджмента

4.Изучить техники планирования времени

5. Исследовать актуальность вопроса а АНО «Школе «Президент» среди уч-ся 3-4 классов

6. Создать индивидуальный справочник «Мои ресурсы времени»

В одном из направлений работы мы столкнулись ещё с одним интересным понятием «Тайм – менеджмент». Перевели с английского языка, оказывается можно управлять временем! Но как?

И вообще, стремятся ли современные школьники управлять своим временем? Хотят ли они пополнить свои знания в этой области? Для выявления актуальности рассматриваемого вопроса было проведено анкетирование[5] среди учащихся 3-4 классов АНО «ШКОЛЫ «ПРЕЗИДЕНТ» (см. Приложение ], в котором приняли участие 55 человек.

Результаты анкетирования выглядят следующим образом. [Приложение 3]

На вопрос «Как ты планируешь свой день?» 40% человек ответили, что никак не планируют. 26% – составляют план на день вместе с родителями. 24% учащихся 3-4 классов записывают на листочке то, что им необходимо сделать за день, и 10% участвующих в анкетировании ответил, что их дела планируют родители.

Большая часть учеников – 36% ребят (как раз те, кто самостоятельно или вместе с родителями пишут список дел) стараются контролировать выполнение намеченного на день, так как выполненные задания они отмечают в списке. Столько же 36% просто выполняют то, о чем вспомнят. 18 %- о невыполненных заданиях напоминают родители. 10% признались, что никак не контролирует выполнение намеченного на день.

На вопрос «Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?» подавляющее большинство – 84% человека – ответило, что хотят.

Итак, анкетирование подтвердило, что вопрос управления временем для учеников начальной школы является актуальной. А вот и цель проекта!

Цель проекта: разработать Плановичок «Мои ресурсы времени»

Для реализации задач и достижения цели были использованы следующие методы работы:[5]

проблемно-поисковый метод;

метод анкетирования;

метод анализа;

метод сравнения;

метод систематизации и обобщения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Время и его измерение.

Для расширения информации о времени мы посетили Инновационный центр на Лубянке, где познакомились с приборами измерения времени – часами (солнечными, водными, песочными, механическими).Особенно понравилось создавать модели разных видов часов (см. Приложение 4)

А ещё узнали, что время[8] — одно из базовых свойств Мира, в котором мы живем. Кажется, что время — это совсем простая, обыденная, знакомая всем «вещь». Но это впечатление обманчиво. Любой ученый, изучающий время (существует даже специальный раздел науки, посвященный изучению времени, — «темпорология», возникший на стыке философии и физики), вам скажет, что чем проще какой-либо объект или явление, тем сложнее может быть характер его устройства и функционирования. Это в первую очередь относится к времени — ученые до сих пор не знают, что это такое, «тайна сия велика есть».

Важно понимать, что «просто времени» не бывает, а всегда существует «время существования чего-то». Тайм - менеджмент — это не вообще «управление временем», а управление временем какого-либо объекта (себя самого, подчиненных и др.) или процесса жизнедеятельности (работы, отдыха и др.).

План с указанием сроков достижения тех или иных задач — это модель времени, а реальное время, которое будут занимать производственные процессы с учетом самых различных неожиданных обстоятельств, — это уже нечто совсем другое.[8]

Итак, мы поняли, что занимаемся изучением не физического времени, а социального времени!

Оказывается, «субъективное» социальное время предполагает активную включенность человека в управление временем социальных процессов или объектов!

2. Понятие и правила Тайм- менеджмента

По данным Википедии, тайм-менеджмент (от английского time management) означает управление временем и повышение эффективности его использования/

Дата рождения тайм-менеджмента неизвестна. Не было такого человека, который бы объявил: «Сегодня я изобрел основы тайм-менеджмента». Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат Луцию Аннею Сенеке.[2] Этот римский философ и государственный деятель жил с 3-х лет до н.э. до 65-ого года н.э. Свои методы управления временем он изложил в одном из нравственных писем, адресованных римскому патрицию и поэту Люцилию. Сенека рекомендовал:

вести письменный учет времени;

делить время на: хорошо, плохо потраченное и утерянное за бездельем;

оценивать свою жизнь согласно наполненности прожитого периода.

(по данным сайта http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html).

Пионером эффективного тайм-менеджмента в России стал Глеб Архангельский, который возглавил фирму «Организация времени».[2] Его нельзя назвать новатором, однако, именно он стал автором первых пособий и книг для взрослых по этой теме на русском языке.

На уроках литературного чтения мы узнали о том, что о нерациональном использовании времени писали многие писатели: Николай Николаевич Носов в своем рассказе «Федина задача»[6], Иван Андреевич Крылов в басне «Стрекоза и муравей»[3] красноречиво рассказал о плачевных последствиях потери времени. Но больше всего нам понравилось стихотворение Агнии Львовны Барто,[1] которое называется «Сережа учит уроки». [cм .Приложении 5]. Это стихотворение мы читали всем ребятам, которые проходили анкетирование. Кто- то из рябят узнавал себя и не скрывал этого!

Из многочисленного списка просмотренной нами литературы, для анализа мы выбрали книгу Марианны Лукашенко «Тайм – менеджмент для школьника» или « Как Федя Забывалкин учился временем управлять».[4]

Выделяя главную мысль каждой истории, мы сформулировали правила Тайм – менеджмента:

Составляй список необходимых дел.

Чтобы не перепутать дела, планируй действие, а потом результат!

Контролируй выполнение дел!

Рассказывай об успехах!

Жёсткие дела выполняй строго в определённое время.

Гибкие дела выполняй соответственно приоритетам в свободное время.

Соблюдай принцип наглядности и яркости, создавая недельный обзор.

На бюджетированные дела выделяй больше времени и записывай их с жёсткими делами.

Проводи хронометраж и помни о поглотителях времени ( об ожидании, опоздании, беспорядке, отвлечении). Найди их, сразись и победи !

Планируй гибкие дела с помощью контекстов.

Ликвидируй беспорядок с помощью алгоритма «СВИНТУС»

Помни о правилах целеполагания!

Используй в своей практике приемлемые для тебя техники планирования

3. Техники планирования временем [4]

Наиболее интересными и доступными оказались 6 техник планирования временем:

1..Планирование регулярных дел [см. Приложение 6]

Выявляем регулярные (ежедневные и еженедельные) дела и заводим таблицу регулярных дел ребёнка, а лучше — всей семьи. Контролируем выполнение регулярных дел и обсуждаем успехи друг друга. Показатели, отражающие наше физическое или интеллектуальное развитие (число отжиманий, количество выученных иностранных слов), отслеживаем в динамике. Сделать регулярные дела семьи максимально наглядными помогает магнитная доска.

2.Планирование еженедельных жестких дел [ см. Приложение 7]

Как детям, так и взрослым удобнее всего недельные обзоры. Дела на неделю вывешиваются на магнитной доске или записываются на обычном листе бумаги, прикреплённом магнитом к холодильнику. Можно сделать специальные формы в программах Word, Excel или распечатать форму (календарь на неделю) из программы Outlook. Эти формы помогают видеть как жёсткие дела друг друга, так и гибкие задачи, просьбы и поручения. Чтобы различать дела разного типа, лучше использовать маркеры разных цветов. На доске можно фиксировать и нужную контактную информацию.

3.Планирование дел, ориентированных на результат [см. Приложение 8]

Чтобы ничего не забыть, не перепутать и быть уверенным, что мы выполнили наше дело и получили необходимый результат, записываем в плане дело так: глагол (обозначающий нужное действие) + результат

4.Жёстко – гибкое планирование [см. Приложение 9]

Жёсткие дела надо сделать в определённое время. Мы записываем их в ежедневник с привязкой к нужному сроку. Между жёсткими делами обязательно оставляем свободное время. Учитываем время на отдых, еду, дорогу, непредвиденные обстоятельства (пробки в городе, не пришедший вовремя автобус, внезапно возникшие дела в школе).

Гибкие дела не привязаны ко времени. В сетку часов мы их не вписываем, а просто составляем список, выстраивая дела по приоритету. Занимаемся ими, как только освободилось время от жёстких дел. Первыми выполняются уточняющие дела: от них зависит планирование всего остального. При записи дел помним о правильных формулировках (ориентация на результат!)

5.Планирование-хронометраж. Поглотители времени [ см. Приложение 10]

Хронометраж нужен для того, чтобы увидеть, как мы расходуем время и где оно пропадает зря. Хронометраж ведут, чтобы найти и обезвредить поглотителей времени. Обычно оно тратится впустую из-за ожидания чего-либо (или кого-либо), опозданий, беспорядка и отвлечения.

Если возможно ожидание, думаем заранее, чем заполнить это время. Чтобы не опоздать, ставим будильник и выходим из дома с запасом времени. Поддерживаем порядок — тогда мы легко и быстро в нужный момент найдём любую вещь. Делаем продолжительную работу в один присест (или с короткими перерывами на отдых), не отвлекаясь на посторонние дела

6. Контекстное планирование [см. Приложение 11]

Контекст — это условие, лучше всего подходящее для выполнения определённого действия. С помощью контекстов можно планировать гибкие дела. Надо учитывать три вида контекстов: места, люди, обстоятельства. Возможные напоминалки: контекстная папка, стикеры или записки, страница в ежедневнике, доска планирования

Мы не только изучили эти техники планирования, но и апробировали их на практике!

У нас у каждого получился свой личный Справочник «Мои ресурсы времени».

Некоторые ребята написали стишки – малышки к разным видам планирования.[см. Приложение 13]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги работы с разными техниками планирования личного времени, результаты проведенного анкетирования, примеры из литературных произведений привели нас к выводу о том, что школьники не умеют самостоятельно управлять своим временем. Они тратят его на просмотр телевизора, посещение социальных сетей и на компьютерные игры.

Радует, что 84% учащихся 3-4 классов нашей школы хотят научиться управлять своим временем, понимая , что если ты не планируешь свой день, то время, оставшееся без контроля, попросту сбегает от тебя.

Значит, наш продукт Плановичок «Мои ресурсы времени»[см. Приложение 12] найдёт своего потребителя и поможет ребятам не терять своё время, а управлять им! Пусть все знают, что планы- бесполезны, а планирование – бесценно!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барто А.Л. Большая книга стихов. – М.: Махаон, 2010.

В. Беглова, Т.В. Меркулова. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время. Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2011 г.

Крылов И.А. Басни Крылова. – М.: Самовар, 2011.

Лукашенко М. Тайм-менеджмент для школьника. – М.: Альпина Паблишер, 2016.

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. – Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012

Носов Н.Н. Живая шляпа. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007.

Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября. 2010.

Тайм-менеджмент для школьников: методы, приёмы, инструменты // Школьный психолог. – № 3, 2008.

Черненко Г.Т. Часы и время. – СПб: «БКК», 2013.–96 с.-илл. – (Серия «Узнай мир»)

http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Как ты планируешь свой день?

а) записываю на листочке то, что мне необходимо сделать за день;

б) мои дела планируют родители;

в) никак не планирую;

г) составляю план на день вместе с родителями.

2. Как ты контролируешь выполнение намеченного на день?

а) отмечаю в списке выполненные задания;

б) о невыполненных заданиях мне напоминают родители;

в) выполняю то, о чём вспомню;

г) никак не контролирую.

3. Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так,

чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?

а) да, хочу;

б) нет, не хочу.

Приложение 3. Результаты анкетирования ( В-1)

Приложение 3. Результаты анкетирования ( В-2)

Приложение 3. Результаты анкетирования ( В-3)

Приложение 4. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Приложение 4 Инновационный центр

Приложение 4 Инновационный центр

Приложение 5

А.Л. Барто

СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже десять лет,

И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет

И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.

Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,

Пришел домой не скоро,

Часам примерно к четырем

Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,

Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь

В десятый раз открыта.

- Как много стали задавать!-

Вдруг он сказал сердито. -

Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучил озер.

Приложение 6

Дела

9

10

11

12

13

14

15

1

Пор Поработать над проектом

+

+

+

       

2

Позаниматься английским

       

.

   

3

Почитать

 

.

         

4

Повторить словарные слова

+

   

+

     

5

Выучить таблицу умножения на 3

   

.

   

.

 

6

Убраться в книжном шкафу

.

           

7

Поехать в магазин канцтоваров

   

.

       

8

Поехать кататься на лыжах

           

.

9

Сделать открытку папе, дедушкам

 

.

.

       

10

Порисовать

+

           

Приложение 7

Планирование еженедельных жестких дел

Часы, дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

8:00

Школа

Школа

Школа

Школа

Школа

   

9:00

Школа

Школа

Школа

Школа

Школа

   

10:00

Школа

Школа

Школа

Школа

Школа

Французский язык

Французский язык

11:00

Школа

Школа

Школа

Школа

Школа

   

12:00

Школа

Школа

Школа

Школа

Школа

 

Бассейн

13:10

-

14:10

Сольфеджио

Английский язык

         

14:40

-

15:20

Музыка

Физкультура

Логика

Окружающий мир

Английский зык

   

15:30

-

16:10

     

Английский язык

(Кембридж)

     

16:10

-

16:50

 

Фортепьяно

Шахматы

 

Фортепьяно

   

17:00

             

18:00

             

19:00

             

20:00

   

Бассейн

       

21:00

             

22:00

             

Приложение 8

Планированиедел, ориентированныхнарезультат

Моя цель.

Хочу убедить родителей, чтобы записали меня на спортивную гимнастику.

Цель зависит от меня?

Да, я докажу маме и папе, что смогу хорошо заниматься и добьюсь хороших результатов.

Каков результат?

Родители согласятся и запишут меня

Какова цель конкретно?

Я хочу заниматься в фитнес центре, который находится рядом с «Чайханой». Я была там 2 раза и мне очень понравилось.

Есть ли у меня возможности для достижения цели?

У меня очень плотный график дополнительных занятий после уроков, но я могу заниматься на выходных.

Какая польза от гимнастики?

У меня будет хорошая осанка, буду физически здорова и красива. И если я буду заниматься серьёзно, то добьюсь отличных результатов, и родители будут гордиться мной.

Три первых шага к достижению цели.

 

Буду успевать делать вовремя д/з

 

Буду хорошо учиться

 

Буду слушаться родителей, учителей

 

Серьёзно поговорю с мамой и папой

Приложение 9 Планирование жёстко – гибких дел

 

Жесткие дела

Гибкие дела

8:00

Школа

 

9:00

- || -

 

10:00

- || -

 

11:00

- || -

 

12:00

- || -

 

13:10

Обед в школе. Прогулка

 

14:40-15:20

Окружающий мир

 

15:30-16:10

Английский язык (Кембридж)

 

16:10-17:00

Самоподготовка

Д/з по русскому языку. 50 мин.

Д/з по математике. 40 мин.

Д/з по английскому языку. 30 мин.

Д/з по чтению. 20 мин.

17:00

Дорога домой

Выучить таблицу умножения на 2. 10 мин.

Повторить словарные слова. 10 мин.

Поиграть в телефон. 20 мин.

Поиграть с братом. 20 мин.

18:00

Свободное время

Поиграть с младшей сестрой. 20 мин.

Поиграть с канарейкой. 10 мин.

19:00

Ужин

 

19:30

Свободное время

Продолжить выполнение Д/з

20:00

Посмотреть мультфильм с родителями. 30мин.

21:00

Вечерний туалет.

Чтение книги.

Покататься на тюбингах. 1 час.

На завтра 1 час

22:00

Сон

 
 

Всего есть: 3ч. 20 мин.

Всего надо: 5ч. 20 мин.

10 Планирование – хронометраж

Дело

Начало

Окончание

Затрачено времени

1

Подъем. Утренний туалет

7:30

7:50

20 мин.

2

Завтрак

7:50

8:10

20 мин.

3

Дорога в школу

8:10

8:40

30 мин.

4

Подготовка учебных принадлежностей. Общение

с друзьями

8:40

9:00

20 мин.

5

Учеба

9:00

13:10

4ч.10 мин

6

Обед

13:10

13:30

20 мин.

7

Прогулка (с переодеванием)

13:30

14:40

1ч. 10 мин.

8

Логика

14:40

15:20

40 мин.

9

Перемена

15:20

15:30

10 мин.

10

Английский язык (Кембридж)

15:30

16:10

40 мин.

11

Самоподготовка

16:10

16:55

45 мин.

12

Сборы домой

16:55

17:15

20 ин.

13

Дорога домой

17:15

18:00

45 мин.

14

Игры с младшей сестрой

18:00

18:25

25 мин.

15

Выполнение домашнего

задания

18:25

19:00

35 мин

16

Ужин

19:00

19:30

30 мин.

17

Продолжение выполнения домашнего задания

19:30

21:60

1ч. 30 мин.

18

Вечерний туалет

21:00

21:30

30 мин.

19

Чтение книжки

21:30

22:00

30 мин.

20

Сон

22:00

7:30

9ч. 30 мин.

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13 Стишок - малышок

Приложение 13 Стишок - малышок

Приложение 13 Стишок - малышок

Приложение 13 Стишок - малышок

Просмотров работы: 56