Семья и семейные традиции, и их влияние на старшеклассников.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семья и семейные традиции, и их влияние на старшеклассников.

Варданян  С.К. 1
1Муниципальное Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 им.Героя Советского Союза Остаева А.Е
Бузоева  З.С. 1
1Муниципальное Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 им.Героя Советского Союза Остаева А.Е
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Воспитание - это один из важнейших видов человеческой деятельности, главной задачей которого является педагогическое управление познавательно-творческой игрой, учебой, трудовой, общественной и другими видами деятельности, формирование общения воспитанников с целью развития у них духовно-нравственных ценностей, свойств, нравственных качеств личности. Цель воспитания, сформировавшаяся на протяжении веков - всесторонне и гармонически развитая личность. «Воспитывают все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего – люди». Из них на первом месте родители и педагоги» (А.С.Макаренко). Всестороннее гармоническое развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых многогранных явлений жизни общества и сопровождает человечество с древнейших времен до наших дней.

Многие годы воспитание в семье ставилось по значимости ниже воспитания в образовательных учреждениях, молодежных организациях, оттеснялось в общественном мнении на второй план, оценивалось как заведомо менее эффективное. Утрачивала престижность роль женщины, как матери, воспитательницы своих детей. Девальвация семейного долга, смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей, ослабление семейных уз и других родственных связей, чувства ответственности перед обществом за детей существенно повлияли на крепость фундамента их нравственности, закладываемого именно в семье, вызвали многие беды в поведении несовершеннолетних и молодежи.

Изменяется структура семьи (малодетность, неполные семьи) и стереотипы поведения, переход приоритета в сообщении и интерпретации детям значимой для них информации от семьи и школы и средствам массовой информации.

В педагогике, в обществе в целом отмечается снижение качества семейного воспитания, ослабление настойчивости в формировании у детей ответственности, активности, коллективизма, трудолюбия, совестливости, доброты.

Воспитание детей - извечная и актуальная проблема всего человечества, сопутствующая ему на протяжении веков и тысячелетий. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого формулируется так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования обычаев и традиций в семье, их влияние на подготовку детей к жизни в процессе исторического развития. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является семья как социальный институт.

Предмет исследования:процесс изучения воздействия семьи на старшеклассников.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- изучение литературы по данной тематике и анализ архивных источников;

- раскрытие специфики развития содержания, форм и методов воспитания и обучения детей в семье;

- изучение и анализ роли обычаев и традиций осетинской семьи в жизни старшеклассников;

Методы исследования:

-анкетирование, опрос, наблюдение

База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГлаваI. «Семья», традиции и обычаи осетинской семьи.

Семья – это маленькое государство. В нем формируются самые разнообразные семейные традиции. Примеры их могут быть различны, но, поверьте, их существует множество. Ведь мы празднуем дни рождения, на выходных гуляем с детьми в парке. Все это и многое другое - наши семейные традиции. Не нужно поддаваться рутине, не бояться вводить новые обычаи в нашу семью. Семья – очень важное, очень ответственное дело каждого человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье. Л.Н.Толстой утверждал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Неповторимая атмосфера семейной теплоты и уюта основана на рациональном и справедливом распределении обязанностей между членами семьи, хотя у каждого есть свои занятия и увлечения, которые поддерживаются и поощряются глубоким интересом и сочувствием всей семьи. Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети. Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка.В семье, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге.

Многие обычаи разных стран пошли с древних времен, и русские традиции не исключение. В нашей стране распространена передача семейных реликвий из поколения в поколение. За этими вещами тщательно ухаживают, защищают от повреждений, чтобы потом передать их своему сыну или дочери. Ранее были в почете походы в баню всей семьей. Это была не просто гигиеническая процедура, а большое событие для всех членов, которое укрепляло и объединяло их отношения. Главной функцией простой русской семьи было рождение и воспитание детей. Им передавались все накопленные знания, опыт, культура и нравственность. С малого возраста детям пытались привить любовь к труду, делая это постепенно и совмещая с играми. Благодаря этому к 15-16 годам ребенок обладал всеми навыками трудовой деятельности, которые ему могли бы понадобиться в самостоятельной жизни.

Но также мне хотелось бы рассмотреть традиции и обычаи осетинской семьи. Система семейного воспитания северокавказских народов восходит своими корнями к далекому прошлому. Прочная семья, связывающая своих членов общностью собственности, хозяйственной жизни и твердо установленными правами-обязанностями, полностью сложилась на исходе первобытных времен и состояла из двух основных видов. Первый вид - малая, простая, или нуклеарная (ядерная), семья, образованная только одной супружеской парой и её состоящими в браке детьми. Второй вид - большая или сложная, семья, образованная несколькими супружескими парами.

У большой семьи было больше разновидностей, чем у малой. Одна разновидность - расширенная семья, которая бывает либо вертикальной (семейные ячейки отца, женатого сына или сыновей), либо горизонтальной (семейные ячейки женатых братьев). Другая разновидность - полигамная семья.

До начала XX века у горцев бытовала семейная община, которая под влиянием социально-экономических перемен распалась на малые семьи. Ценностные ориентации, складывающиеся в осетинской семье, оказывали огромное влияние на подрастающее поколение. Взаимоотношения всех членов между собой были подчинены строгой иерархии. Руководил семьей дедушка, отец или старшый сын, представлявший её в сельской общине. А домашним хозяйством и воспитанием детей - мальчиков до 7 - 8—летнего возраста, девочек до замужества - глава женской половины дома - мать или жена старшего брата.(2,68)

Разделение труда и хозяйства проводилось по половому признаку. Как правило, мужчины занимались совместными полевыми работами и пастбищным скотоводством, а женщины - домашним трудом.

Вывод

На современном этапе развития общества важно закреплять и расширять эти традиции семейной культуры. Возвеличивание традиций искренней любви в семье - основа нравственных ценностей семейных отношений, которые давно осознали и проповедовали наши мудрые предки в воспитании подрастающего поколения. Первой ступенью к возрождению или укреплению существующего института брака и семьи должно быть воспитание молодежи. Сейчас как никогда нам необходима программа нравственного воспитания в школах, основанная на уважении к национальным традициям. Вот почему мы считаем, что нравственное воспитание современной молодежи должно опираться на народные педагогические традиции, которые наиболее ярко проявлялись в семейном воспитании.

Цель воспитания понималась в северокавказской семейной педагогике как образ современного человека, всесторонне, гармонически развитой и оптимистически настроенной личности. Цель-образ рассматривается не как дальняя конечная перспектива, а как практическое руководство к непрерывному поэтапному формированию и совершенствованию характера, личностных качеств ребенка. Известно, что компоненты семейного воспитания неотделимы от его идеалов.

Таким образом мы рассмотрели систему воспитания горских народов, основанную на развитии гармонически развитой личности, наделенной умом, нравственными добродетелями, физическим совершенством и трудовыми умениями и навыками.

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач.

Традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.(1,416)

Современная молодежь, к сожалению, изменила свои приоритеты по отношению к этим ритуалам.

ГлаваII. Воспитательное воздействие на детей семейных традиций и обычаев

Мы также проводили экспериментальное исследование на базе СОШ № 25г. Владикавказа.

В эксперименте принимали участие 15 учеников 11 «а» класса.

Экспериментальное исследование было организовано нами для выявления влияния семейных традиций и обычаев на воспитание детей.

Цель эксперимента – определить роль семейных традиций в формировании личности подростка.

Задачи, решаемые на данном этапе в процессе эксперимента:

- подбор диагностического инструментария;

- организация диагностики;

- интерпретация полученных данных.

Для изучения влияния традиций семьи на воспитание подростков были использованы следующие методы и методики:

Наблюдение

Беседа с обучающимися 11 класса

3. Анкетирование.

Рассмотрим данные полученные в ходе наблюдений и беседы с учащимися школы.

Мы предложили учащимся 11 класса нижеследующие вопросы анкеты.

Анкета «Семейные традиции и ценности»

Поразмышляйте, пожалуйста, над вопросами предлагаемой анкеты.

1.Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

Мы получили следующие ответы: (см. прил.1):

Да-9 человек-60% ; Нет-6 человек 40%

2.Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

Да-13 человек-85% ; Нет-2 человека-15%

3.Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Да-15 человек-100% ; нет- 0 человек

4.Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

Да-8 человек-53% ; Нет-7 человек-46%

5. Есть ли у Вас семейные реликвии?

Да-7 человек-46% ; Нет-8человек-53%

6.Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

Да-13 человек-86% ; Нет-2 человека-13%

7.Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

Да-7 человек-46% ; Нет-8 человек- 53%

8.Есть ли семейные традиции?

Да-7 человек-46%; Нет-8 человек-53%

Закончите предложения:

9 Семья – это…

Варианты наиболее часто встречающихся ответов на 9 и 10 вопрос.

Семья- это любовь , счастье , взаимопонимание.

10Семейные ценности – это…

Семейные ценности (затрудняются ответить)

Анкета «Семейные ценности» (см. прил.1):

1. Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)?

1.Одобряю 2. Безразлично3. Не одобряю

1.Одобряю- 15/3 человека.

2. Безразлично- 15/11 человек.

3. Не одобряю- 15/1 человек.

2. В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя). 2. Неполная (один родитель)

3. Другое_______

1. Полная (оба родителя) - 10/ 15 опрошенных.

2. Неполная (один родитель) – 2/15 опрошенных.

3.Другое_______ 3/15 опрошенных

3. Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

1. Да 2. Скорее да, чем нет. 3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да 5. Нет

1. Да- 15/4 человека. 2. Скорее да, чем нет- 15/2 человека.

3. Затрудняюсь- 15/5человек

4. Скорее нет, чем да- 15/2 человека. 5. Нет- 15/1 человек.

Результаты анкетирования:

Задача нашей исследовательской работы, попытаться определить основные семейные ценности важные для учащихся старших классов МБОУ СОШ №25.

Благодаря результатам выявлено, что лишь 46 % респондентов придерживаются семейных традиций и обычаев, но в измененном виде, считают важным следование обычаям и традициям семьи , так как, по их мнению, они несут в себе много положительного для воспитания подрастающих поколений. В ходе исследования, выявлено, что прогрессивными достойными соблюдениями считаются обычаи гостеприимства, почитание родителей и старших.

Изучение и использование традиций и обычаев семьи необходимо в современном воспитательном процессе.

Духовное богатство семейных (положительных) традиций и обычаев дает нам возможность показать образцы из прошлой жизни и примеры для формирования подрастающей смены. Восприятие детьми традиционных форм воспитания, особенно в семейном кругу, проходит в естественных условиях, где царят любовь и взаимоуважение между членами семьи. Народная педагогика всегда способствовала утверждению и развитию этих теплых семейных отношений.

Заключение

Восстановление духовных ценностей семьи процесс сложный. Над этой проблемой в системе должны работать как государство, так и другие службы (социально-реабилитационные центры, ДОУ, школы и т.д.)

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированной личности родителей. Чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне .Л.Н.Толстой предупреждал, что ребёнок «примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями».

В школах должны проходить мероприятия по возрождению семейных ценностей, в которых участвовали бы родители и дети. Это могут быть концерты, диспуты, круглые столы, классные часы и т.д. Нужно побуждать учащихся узнавать и помнить историю своей семьи, фамилии. Можно предложить составить генеалогическое древо своей семьи.

На сегодняшний день актуальность рассматриваемой проблемы сомнения не вызывает. Мы должны все то - позитивное, что веками накапливали наши предки, передавая это в семейных традициях подрастающим поколениям, возродить. Ибо через народные обычаи и традиции мы воспитываем у детей патриотизм и интерес к своим национальным истокам. Нравственно и физически здоровый ребенок - это цель воспитания не только педагогов, но и каждого взрослого человека. Поэтому необходимо разработать воспитательные методики, соблюдения обычаев и традиций в повседневной жизни.

Все вышесказанное позволяет нам говорить о том, что нормы и правила, характеризующие семейный уклад у горских народов Северного Кавказа, позволяют сохранять основные ценностные ориентации в этой сфере. Воспитывая детей и разъясняя им положительные моменты в семейно-бытовом укладе горских

народов, мы можем быть спокойны за те жизненные ориентации, которые сложатся у них в будущем, и позволят им в свое время создать здоровые семьи.

Библиографический список

1.Арчегова Ф. Физическое воспитание осетинских детей // ТВ. 1879. № 21.

2.Бесаева Т.З. Обычаи и обряды осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка. М., 1976. с. 68.

3.Ваниева С.Г. Нравственно-этическое воспитание. Учебно-методическое пособие в помощь педагогам разных категорий. Владикавказ. 1996. с. 35.

4.Гаглойти З.Д. очерки по этнографии осетин: Общественный быт осетинXIXвеке. Тбилиси, 1974. с. 114.

5.Гарданов В.К. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. с. 185.

6.Дзуцев Х.В. жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. с. 87.

7.Загазежев И.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. с. 17-18.

8.Киржинов С.С. Система воспитания адыгов в прошлом //Автореф. дис. канд. пед. наук. Тбилиси , 1977. с. 13-14.

9.Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. С. 570.

10.Мафедзев С.Х. Обрядовые игры в современном семейном быту кабардинцев //Этнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. Вып. 1. с. 48-49.

11. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 1996. - № 3/4.

12.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994.

13. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 1987. - № 2.

14. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2003.

15.Черняк Е.М. Социология семьи. -2003 г.

Приложение 1.

Анкета «Семейные традиции и ценности»

Поразмышляйте, пожалуйста, над вопросами предлагаемой анкеты.

1Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

Да-9 человек-60% ; Нет-6 человек 40%

2.Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

Да-13 человек-85% ; Нет-2 человека-15%

3.Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Да-15 человек-100% ; нет- 0 человек

4Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

Да-8 человек-53% ; Нет-7 человек-46%

5. Есть ли у Вас семейные реликвии?

Да-7 человек-46% ; Нет-8человек-53%

6Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

Да-13 человек-86% ; Нет-2 человека-13%

7Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

Да-7 человек-46% ; Нет-8 человек- 53%

8Есть ли семейные традиции?

Да-7 человек-46%; Нет-8 человек-53%

Закончите предложения:

9 Семья – это…

Варианты наиболее часто встречающихся ответов на 9 и 10 вопрос.

Семья- это любовь , счастье , взаимопонимание.

10Семейные ценности – это…

Семейные ценности (затрудняются ответить)

Анкета «Семейные ценности»

1. Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)?

1.Одобряю 2. Безразлично3. Не одобряю

1.Одобряю- 15/3 человека.

2. Безразлично- 15/11 человек.

3. Не одобряю- 15/1 человек.

2. Какая лично для Вас может быть главная причина заключения официального брака?

1. Любовь 2. Желание создать семью 3. Расчет

4. Рождение ребенка 5. Независимость от родителей

1. Любовь- 15/ 9человек.

2. Желание создать семью-15/5 человек

3. Расчет- 15/0 человек.

4. Рождение ребенка- 15/ 0 человек.

5.Независимость от родителей- 15/0 человек.

3. Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания ценности, где 1 - наиболее важное, 9 - наименее важное)

ЦЕННОСТИ МЕСТО

Любовь

2.Дети

3.Поддержка, забота, взаимопонимание

4.Совместное времяпровождение, досуг

5.Эмоционально-психологический комфорт

6.Материальная обеспеченность

7.Преемственность поколений

8.Стабильность

9.Социальная защита

Ответы:

Любовь

60% (1 место)

30 % (2 место)

Дети

60% (1 место)

30 % (2 место)

Поддержка, забота, взаимопонимание

место

Совместное времяпровождение, досуг

5 место

7 место

Эмоционально-психологический комфорт

4 место

Материальная обеспеченность

6 место

Преемственность поколений

7 место

место

8.Стабильность

8место

5 место

9.Социальная защита

9 место

8 место

4. В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя). 2. Неполная (один родитель)

3. Другое_______

1. Полная (оба родителя) - 10/ 15 опрошенных.

2. Неполная (один родитель) – 2/15 опрошенных.

3.Другое_______ 3/15 опрошенных

5. Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

1. Да 2. Скорее да, чем нет. 3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да 5. Нет

1. Да- 15/4 человека. 2. Скорее да, чем нет- 15/2 человека.

3. Затрудняюсь- 15/5человек

4. Скорее нет, чем да- 15/2 человека. 5. Нет- 15/1 человек.

Просмотров работы: 818