Правовые проблемы организации приютов для бездомных животных

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правовые проблемы организации приютов для бездомных животных

Кислицкая  М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Челябинска»
Свистунова  С.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема увеличения численности бездомных животных – это в первую очередь проблема общества. Бездомные животные обречены на голод, скитания и болезни, они могут принести вред людям. Содержание в приютах таких животных ограниченно финансовыми возможностями государства и частных лиц. Депутаты Государственной думы восьмой год обсуждают законопроект «Об ответственном обращении с животными...» и не могут его принять. Вероятно, законопроект затрагивает многочисленные финансовые интересы разных групп, а также идет серьезное столкновение интересов в среде зоозащитников и правозащитников. Острая необходимость милосердного решения этой проблемы определяет актуальность данного исследования.

Цель работы: проанализировать проблему организации приютов для бездомных животных с точки зрения права. Задачи:изучить причины появления бездомных животных и правовое отношение к ним в разных странах мира; на основании социологического опроса учащихся 8 класса определить отношение подростков к проблеме; проанализировать законопроект«Обответственном обращении с животными…» (статья 18 «Приюты для животных»); на основании анализа общественного мнения предложить собственное видение по реализации данной проблемы.

Объект исследования – проблема организации приютов для бездомных животных. Предмет исследования – правовой источник (проект ФЗ «Обответственном обращении с животными»), мнения правозащитников, зоозащитников и подростков по решению данной проблемы. В ходе данной работы были использованы методы: описание, анализ источников и литературы, анкетирование, сравнительный, систематизации и обобщение.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках обществознания при изучении тем «Взаимосвязь природы и общества» (8 класс), «Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду» (10 класс), «Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации», «Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты» (11 класс), а также на классных часах.

Гипотеза: закон и общественное мнение могут повлиять на цивилизованное отношение к бездомным животным.

В процессе работы были использованы следующие источники и литература. Прежде всего, это тексты законопроекта ФЗ «Об ответственном обращении с животными…» в первоначальном варианте [9] и варианте, подготовленном ко 2-му чтению [10]. Также были использованы Интернет-ресурсы. Дискуссия зоозащитников и правозащитников по спорным положениям законопроекта, в том числе организации приютов для бездомных животных, отражена в статьях Интернет-газеты «ZNAK» [1], «Парламентской газеты» [2], [11], «Российской газеты» [3], газеты «Коммерсант» [4], блогах юристов [5]. О проблемах бездомных животных в разных странах мира мы также нашли материалы в сети [6], [7]. О причинах появления бездомных животных говорится на сайте «Общества защиты животных» Кемеровской городской общественной организации [8].

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Правовые проблемы организации приютов для бездомных животных».

Глава I. Причины появления бездомных животных и правовое отношение к ним в разных странах мира

По оценкам зарубежных специалистов, можно назвать 7 основных причин, по которым животные в большом количестве становятся бездомными (порядок перечисления зависит от самых распространенных в России причин) [8].

Первая причина: потерявшиеся домашние любимцы.Шанс найтись есть у тех животных, хозяин которых позаботился об их идентификации и снабдил своего любимца чипом. Вторая причина: животные, выброшенные на улицу.Согласно статистике, таких более 2% от общего количества безнадзорных собак и кошек.Низкий уровень стерилизации домашних питомцев – ещё одна из причин пополнения армии бездомных животных. Многие владельцы, считая негуманным кастрацию своего любимца, допускают рождение невостребованных щенков или котят.По мнению специалистов, одним из важнейших факторов, способствующих увеличению в городах популяций бездомных животных, является естественное размножение животных. У попавших на улице некастрированных кошек и собак появляется многочисленное, как правило, больное потомство, которое, в свою очередь, продолжает размножаться.Следующая причина: недостаток приютов для животных.Между тем, как свидетельствует мировой опыт, именно приюты решают проблему не только временного содержания животных и поиска им новых владельцев, но и стерилизации и другой ветеринарной помощи.По мнению специалистов WSPA(англ. «World Society for the Protection of Animals» – «Всемирного общества защиты животных»), появление на улицах бродячих животных является уже следствием, а в основании всех подобных причин лежит недостаточная просвещённость населения и отсутствие необходимых культурных традиций. И, наконец, причиной появления бездомных животных является бесконтрольная работа клубов.Есть спрос на определённые породы, и животные используются для получения породистых щенков или котят, нет спроса – «лишние» особи оказываются на улице.

По данным WSPA в мире сегодня насчитывается около 500 миллионов собак, из них 75% являются бездомными! Понятие бродячих животных различно в странах мира. Если же пользоваться официальной классификацией WSPA, безнадзорными считаются животные, чаще собаки или кошки, не имеющие хозяина. Во всех странах мира создаются приюты и на их основе фонды, помогающие тяжело больным животным или нуждам приюта.

Мы проанализировали законодательное отношение к бездомным животным в разных странах мира, и нашли Международные фонды, занимающиеся проблемами помощи животным, составив наглядную таблицу (приложение 1).

В Италииежегодно люди выбрасывают на улицу 150 тыс. собак и 200 тыс. кошек. Был принят закон, в соответствии с которым каждый, кто выбросит кошку или собаку на улицу, может быть привлечен к уголовной ответственности сроком на 1 год и к штрафу в размере 10 тыс. евро. Уже в начальной школе дети получают уроки доброты и обращения с животными, которые проводят зоозащитные организации. Работать волонтером в приюте считается престижным, как и брать животных в нем. По законодательству в Италии создаются специальные приюты, в которых заботятся о бездомных животных. Если кто-то хочет взять себе питомца из такого приюта, его не отдадут первому попавшемуся, процедура оформления достаточно сложна.

Найти бездомных кошек и собак в Минске (Беларусь) сложно. Их свозят в единственный в городе пункт временного содержания, где на шестые сутки после поимки уничтожают. Ежегодно по всей республике отлавливается и путем отстрела уничтожается около 70 000 бездомных животных. В законодательстве Беларуси нет как такового термина «приют для бездомных животных», в стране активно работает отлов. Большинство приютов организованы волонтерами, животные проживают в приюте до тех пор, пока не найдется новый или старый хозяин.

В США в год около 5 млн. кошек усыпляется из-за значительного перенаселения. Принят «Закон о стерилизации животных», в соответствии с которым все животные, имеющие владельцев, должны пройти хирургическую стерилизацию. Исключение делается лишь для собак-чемпионов и призеров выставок, собак-полицейских и собак-поводырей, а также животных, используемых заводчиками. Неисполнение закона наказывалось штрафом до 500 долларов США, нерадивый владелец может быть направлен на принудительные работы сроком до 40 часов. В стране существуют муниципальные приюты для животных, основная задача которых уход за животным и их пристройка. Новым хозяевам перед взятием животного необходимо пройти подготовку по уходу за животным и приобрести все необходимые вещи по уходу, затем представителем приюта производится осмотр будущего место проживания животного.

Бездомные собаки отсутствуют в Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Швейцарии. В этих странах отмечается высокий уровень контроля (регистрация, лицензирование), развернутое законодательство, а также социальная ответственность населения. Каждый владелец несет ответственность за свое животное и имеет ряд обязательств, которые зафиксированы в законе. Все потерявшиеся собаки попадают в приюты, где за ними ухаживают до тех пор, пока найдутся хозяева. Программу стерилизации в этих странах применяют к популяциям уличных кошек.

В Австралии, Новой Зеландии, в ряде островов с субтропическим климатом на одичавших животных официально разрешена охота. Зоозащитные организации этих стран выступают против уничтожения одичавших кошек и практикуют стерилизацию животных с последующим возвращением в прежнюю среду обитания. Большинство организаций по защите животных помогают горсоветам отлавливать и устраивать найденных животных в семьи. Если у австралийца есть желание взять животное из приюта, то возьмет домой исключительно чипированную и стерилизованную собаку или кошку, так как это является обязательным условием содержания животных в приюте.

Таким образом, в большинстве европейских стран и США существует развернутое законодательство и социальная ответственность населения, т. е. высокий уровень государственного контроля по защите бездомных животных.

Глава II. Отношение к проблеме современных подростков

Для того чтобы выяснить отношение подростков к проблеме бездомных животных и организации для них приютов, мы обратились к анкетному опросу и провели выборочное социологическое исследование. В нём приняли участие 21 учащихся 8а класса нашей школы. Им было предложено заполнить анкетный бланк, состоящий из семи вопросов. Каждый вопрос подразумевал ответ, связанный косвенно (1-3 вопросы) или напрямую (4-7 вопросы) с проблемой исследования. Все вопросы кроме последнего являлись закрытыми (приложение 2).

Результаты социологического опроса мы представили в виде диаграмм. Среди опрошенных 8-классников большинство (82%) имеют домашних животных. Они, по мнению почти такого же числа респондентов, положительно влияют на людей (у 4% отрицательно ответивших участников опроса наблюдается аллергия на животных).Половинаопрошенных (52%) в силу подросткового сознания, не отягощенного проблемой материальных расходов семейного бюджета, не имеет представления о ежемесячных затратах на содержание своего домашнего питомца (приложение 3).

Таким образом, на основании ответов 8-классников на косвенно относящиеся к проблеме вопросы можно утверждать, что «российское общество настроено по отношению к животным вполне дружелюбно»[1].Этот вывод подтверждается и результатами опроса ВЦИОМ (совместно с брендом кормов Purina), проведенного в конце 2016 года»: «…у 60% россиян дома есть собаки или кошки, 42% владельцев получили животное в подарок, а 39% подобрали на улице»[1].

Большая часть опрошенных (75%) знает о проблеме бездомных животных (приложение 4). 56% подростков считают, что ответственность за бездомных животных должны взять на себя семьи, 30% отдают эту обязанность приютам, 14% - волонтерам (приложение 4).

Подавляющая часть учеников (82%) уверены, что подростки должны принимать участие в решении проблемы бездомных животных (приложение 5). Это вселило надежду, что подростки уже им помогают, и будут помогать в дальнейшем (приложение 5). Но далеко не все участники опроса смогли дать ответ на последний открытый вопрос с предложениями по содержанию и заботе о бездомных животных: 42% - не дали ответа, 38% - предложили вариант помощи кормами, 20% - посчитали возможным пристраивать животных в семьи и приюты.

По нашему мнению, такое противоречие в ответах на 6-й вопрос («подростки должны принимать участие в решении проблемы бездомных животных») и 7-й вопрос анкеты («предложения по содержанию бездомных животных») свидетельствует о недостаточной информированности подростков о том, как следует помогать бездомным животным.

Глава III. Анализ законопроекта «Об ответственном обращении с животными…»

Недавно я по воле случая стала волонтером, познакомившись с приютом «Хочу домой» на акции «Помоги приюту» (самый большой по численности приют в городе Челябинске). Я помогла приюту кормом, и мне дали листовку с просьбой о помощи.

На сайте приюта в Интернете была информация о том, что организуется пикет для привлечения властей к скорейшему принятию закона о бездомных животных. На протяжении двух лет я бывала на пяти подобного рода пикетах со своей собакой Аркадием. И вот я решила устроить сбор средств в нашей школе, чтобы более существенно помочь приюту «Хочу домой». Газета с призывом о помощи приюту провисела около двух недель. Но мы собрали очень мало, в основном приносили помощь дети из младших классов. Мы задумались, в чем причина такого противоречия: с одной стороны, подростки высказали готовность (правда, гипотетическую, судя по ответам в анкете) помогать бездомным животным, а с другой стороны, как только эта помощь потребовалась на деле, оказались равнодушными?

Мы решили изучить и проанализировать законопроект «Об ответственном обращении с животными…», а именно положения, касающиеся организации приютов для животных, в 2-х вариантах – первоначальном, рассмотренном законодателями в первом чтении (принят 23 марта 2011 г.), и доработанном ко второму чтению после резонансного отклика в среде правозащитников и зоозащитников (рассмотрен в ноябре 2017 г.).

В первом варианте проекта закона в ст. 2 «Основные понятия…» определяется понятие «безнадзорное животное – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен…» и понятие «животные-компаньоны (домашние животные) – непродуктивные животные, к которым человек испытывает привязанность и которых содержит в домашних условиях, в питомниках, в приютах для удовлетворения потребности в общении, в эстетических и воспитательных целях…» [9]. В проекте ФЗ для второго чтения в ст. 3 «Основные понятия…» по отношению к животным разделяют термины «домашние животные» – «животные … находящиеся на содержании владельца - физического лица и под его временным или постоянным надзором» и «животное без владельца» – «животное, которое не имеет владельцаили владелец которого неизвестен» [10]. Как видим, наблюдаются разночтения уже в основных понятиях: бездомных животных называют первоначально «безнадзорными животными», а в дальнейшем «животное без владельца».

Уже в первоначальном варианте проекта ФЗ «Об ответственном обращении с животными...» в ст. 12 «Обязанности владельцев животных» говорится о местах содержания животных и требованиях к условиям их содержания, том числе и в приюте: «Приюты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обязаны принять животное от владельца или лица, нашедшего безнадзорное животное и желающего сдать его в приют, и обеспечить ему содержание в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Порядок передачи животного в приют, имеющий условия для содержания животных, устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» [9].

В ст. 18 «Обращение с безнадзорными животными» говорится, что «Отлов безнадзорных животных проводится в целях их помещения в приют для регистрации, вакцинации, стерилизации (кастрации), изоляции заболевших животных, последующей передачи в собственность, а также в целях предотвращения потенциального риска причинения такими животными вреда жизни и (или) здоровью, и (или) имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц» » [9].

В ст. 19 «Приюты для животных» сообщается о целях создания приютов и их собственниках: «В целях содержания животных, в том числе безнадзорных животных или животных, от права на которые владелец отказался, создаются приюты. Приюты могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности» [9] . В п. 3 настоящей статьи говориться об обязанностях владельцев по содержанию животных в приютах, а в п. 4 – о финансировании за счет средств бюджета и благотворительности таких приютов [9].

Обновленный проект закона предполагает разделить приюты для животных на типы: государственные, муниципальные и частные. Владельцы приютов, пока животное находится у них, несут ту же ответственность и выполняют те же требования, что и владельцы животных. Первые десять дней животное, поступившее в приют, должно находиться в карантине. Животные должны маркироваться. Законопроект не предусматривает усыпления бездомных животных [10].

«Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и такая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть», — говорится в одной из поправок к законопроекту [10]. Так как усыпление здорового животного исключено, на выбор приюту предлагается три варианта: выпустить животное в естественную среду обитания, содержать до естественной смерти или искать новых владельцев. Сведения о животных, находящихся в приюте, будут размещаться в Интернете. Передавать животных из приютов в лаборатории для опытов не допускается. Также владельцев приютов обяжут обеспечивать в них доступ волонтерам [10].

В статье Интернет-газеты «ZNAK» отмечен еще один «острый вопрос», который тормозит движение законопроекта: «Выпускать ли бездомных животных обратно на улицу после стерилизации, вакцинации и лечения в приюте»? И заключается, что «позиция зоозащитников радикально расходится с позицией пострадавших от нападения бездомных животных, в первую очередь, собак. Законопроектом предлагается выпускать животных, которые не демонстрируют агрессивного поведения, а агрессивных содержать в приютах пожизненно. Пострадавшие же от бездомных животных как правило ратуют за усыпление или пожизненное содержание» [1].

Законопроектом вводится также понятие общественного контроля за ответственным обращением с животными. Этой функцией предлагается наделить профильные НКО, а волонтеры могут стать добровольными общественными инспекторами. Сообщения представителей общественного контроля о случаях ненадлежащего обращения с животными подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти, говорится в проекте закона [10].

Если сравнивать законопроект, принятый в первом чтении, и текст, подготовленный ко второму, то, по словам председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольгой Тимофеевой «Их можно считать разными документами, потому что количество внесённых поправок огромное… Могу сказать, что такого количества обращений от граждан и общественных организаций, сколько мы получили по этому законопроекту, у нас не было ни по одному другому. За полгода — более 3000 индивидуальных и коллективных писем. Животные — очень резонансная тема» [11].

Глава IV. Дискуссия между зоозащитниками и правозащитниками и предложения по реализации данной проблемы

Правозащитники и члены Общественной палаты РФ потребовали скорректировать законопроект «Об ответственном обращении с животными...», в частности «создать общественные инспекции по контролю за деятельностью приютов для бездомных животных. Подобные структуры… могли бы действовать по аналогии с общественными наблюдательными комиссиями, контролирующими соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. Инициатива возникла после того, как полиция обнаружила десятки трупов животных в приюте для бездомных животных БАНО ЭКО в Москве» [4].

В социальной сети юристов (блог Д. Козырева) предлагается в дополнение к законопроекту «…установить четкие требования к мероприятиям по регулированию численности безнадзорных животных», «порядок проведения общественного контроля за местами содержания отловленных безнадзорных животных» [5]. Юристы справедливо полагают, что «Общественный контроль должен обеспечивать возможность уполномоченных общественных активистов осуществлять совместную с соответствующими органами власти проверку деятельности частных и публичных приютов, мест содержания животных. А на государственные органы должна быть возложены обязанность оказания содействия зооактивистам в общественном контроле» [5]. Особый интерес, на наш взгляд, представляют «конкретные способы» решения ситуации с безнадзорными животными, которые «должны решаться на уровне закона субъекта РФ – то есть, в зависимости от мнения жителей региона и от географических условий (это может быть и ОСВВ, и безвозвратный отлов, и эвтаназия при установленных федеральным законом условиях)» [5].

Волонтеры настаивают, что «приютам необходимо постоянно поддерживать численность животных для отчета перед комиссиями», так как они «в приютах от плохого обращения умирают». Критикуя законопроект волонтеры пишут о том, что «в проекте закона не прописана ответственность для нерадивых хозяев, выбрасывающих животных на улицу,.., не прописана обязанность властей создавать приюты…Единственным предлагаемым способом решения проблемы бездомных собак объявлен метод «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат» — неэффективный метод, не используемый ни в одной развитой стране мира, который уже неоднократно с треском провалился и в России. На деле бюджетные средства на стерилизацию уличных собак рекой текли в карманы бесчестных предпринимателей и их покровителей во власти…» [1]«Но печальный опыт показывает, что запрет контролируемого гуманного усыпления влечет за собой массовый расцвет бесконечного подпольного негуманного уничтожения «ненужных животных» в переполненных приютах и на улицах городов, голод, инфекции и потравы», — пишет в блоге Комагина [1]

Глава профильного думского комитета Владимир Бурматов в интервью «Российской газете» заверил в скором разрешении проблемы и предложил ввести законом «обязательные приюты, в которые должны помещаться бездомные животные: чтобы это не были какие-то «выгребные ямы», к ним должны быть установлены требования» [3]. «Надо также продумать создание института общественных инспекторов, которые будут следить за обращением с животными и состоянием приютов» [3].

И, наконец, из беседы корреспондентов «Парламентской газеты» с председателем Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольгой Тимофеевой и её заместителем Владимиром Пановым мы узнали, что закон «на выходе». Остались отдельные моменты, которые дорабатываются, и «Госдума рассмотрит его в ближайшее время» [11]. По словам О. Тимофеевой, «Предложен гуманный способ регулирования численности безнадзорных животных» [11]. В. Панов считает, что закон сделает программу ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в среду обитания с меткой) обязательной для всех регионов. «Четыре региона уже сейчас успешно применяют программу ОСВВ…Она доказала свою эффективность. Численность безнадзорных животных в населённом пункте снижается в 1,5 — 2 раза. И, что особенно важно, эта программа основана на гуманном отношении к животным» [11]. Кроме того, законодатель убежден, что «Создание приютов является неотъемлемой частью нового порядка по обращению с безнадзорными животными. Каждое безнадзорное животное после отлова должно быть передано в приют для обеспечения карантинирования в течение 10 дней, чтобы выявить бешенство» [11]. «Также за дверями тех, кто отлавливает в рамках муниципального или субъектового заказа безнадзорных животных, можно найти факты бесчеловечного отношения к животным…Поэтому создание государственных, муниципальных или частных приютов — базовая инфраструктура для профессионального и гуманного обращения с безнадзорными животными», - заключает В. Панов [11].

В завершении анализа дискуссии мы предлагаем свои способы решения проблемы, с которыми выйдем в ближайшее время к законодателям:

1.Альтернативой приютам могут стать «котокафэ» (имеется опыт по стране, подобные учреждения появились и в Челябинске).

2.Подключение СМИ (ТВ, Интернет) с сообщениями о материальной помощи со стороны граждан в виде отправки СМС, например, со словом «Милосердие» (примерная стоимость одного СМС – 75 руб.) или перечисление денег на расчетный счет приюта.

3.В связи с низкой информированностью подростков о проблеме предложить в средних образовательных учреждениях введение специальных уроков милосердия, на которых будет обсуждаться гуманные способы обращении с бездомными животными и оказания им помощи.

4.Оганизовать в школах за счет внеурочной деятельности кружки (клубы) «Юных волонтеров».

Заключение

Изучив причины появления бездомных животных, мы отметили, что одной из них является недостаток приютов для животных. В большинстве европейских стран мира и США существует развернутое законодательство и социальная ответственность населения, т. е. высокий уровень государственного контроля в сфере защиты бездомных животных.

На основании ответов 8-классников на вопросы анкеты мы сделали выводы о том, что «российское общество настроено по отношению к животным вполне дружелюбно», но отмечаем недостаточную информированность подростков о том, как следует помогать бездомным животным.

Анализируя законопроект «Об ответственном обращении с животными», а именно проблему организации приютов для животных, мы убедились, что эта тема затрагивает все общество и требует скорейшего принятия закона, тем более что ко второму чтению было внесено много поправок.

Из дискуссии зоозащитников и правозащитников мы узнали о «конкретных способах» решения ситуации с безнадзорными животными, спорных моментах организации приютов для животных. Например, единственным предлагаемым «гуманным» способом решения проблемы бездомных собак законодателями объявлен метод ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат»), который критикуется зоозащитниками как неэффективный. Кроме того, мы предложили свои способы решения проблемы.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что наша гипотеза (закон и общественное мнение могут повлиять на цивилизованное отношение к бездомным животным) подтвердилась. Это позволяет надеяться на более милосердное и ответственное отношение к бездомным животным в нашей стране в ближайшее время при условии ускоренного принятия ФЗ «Об ответственном обращении с животными…».

Список источников и литературы

1. Винокурова Е. Сейчас животные даже не признаются живыми существами(Почему закон «О защите животных» не могут принять уже семь лет) // Интернет-газета «ZNAK» – 21.11.2017. [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://www.znak.com/2017121/pochemu_zakon_o_zachite_zhivotnyh_ne_mogut_prinyat_uzhe_7_let

2. Животные по закону // Парламентская газета – 9.06.2017. [Электронный ресурс] // сайт. URL: http://komitet2-21.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/497714

3. Замахина Т. Госдума пообещала доработать и принять законопроект о защите животных // «Российская газета» – 10.11.2017 [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://rg.ru/2017/11/10/gosduma-poobeshchala-dorabotat-i-priniat-zakonoproekt-o-zashchite-zhivotnyh.html

4. Зоозащитники готовы остаться у Госдумы до осени // Газета «Коммерсант», 13.07.2017. [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3353223

5. Козырев Д. (блог) // «Zakon ru» (Первая социальная сеть для юристов). [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://zakon.ru/blog/2017/10/17/pro_zakon_ob_otvetstvennom_obraschenii_s_zhivotnymi

6.Лещенко Т. Как к животным относятся в разных странах мира! [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://vk.com/topic-30501918_25483899

7. Опыт решения проблемы бездомных животных в США [Электронный ресурс] // сайт. URL: http://lektsii.org/13-30867.html

8. Почему животные становятся бездомными: 7 основных причин («Общество защиты животных» Кемеровская городская общественная организация) [Электронный ресурс] // сайт. URL: http://kgoo.ru/pochemu-zhivotnyie-stanovyatsya-bezdomnyi/

9. Проект N 458458-5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://www.consultant.ru/

10. Проект № 458458-5 ко второму чтению Федерального закона «Об ответственном обращении с животнымии о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://www.consultant.ru/

11. Что ждет животных и их владельцев // «Парламентская газета», 9.06. 2017. [Электронный ресурс] // сайт. URL: http://komitet2-21.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/497714

Приложения

Приложения 1

Страна (страны)

Фонд помощи бездомным животным

Сайт фонда

Италия, Испания, Португалия

Национальная ассоциация за благосостояние животных

http://bienestar-animal.org/

Беларусь

Общественное объединение защиты животных «Эгида»

http://egida.by/

США

«Гуманное общество США»

http://www.humanesociety.org/

Чехия

«Свобода животным»

http://www.svobodazvirat.cz/

Бельгия

«Глобальные действия ради интересов животных»

http://www.gaia.be/

Австрия, Германия, Швейцария

«Защита животных»

http://tierschutz.com/

Великобритания

«Королевское общество защиты животных»

https://www.rspca.org.uk/home

Австралия

«Освобождение животных»

https://animal-lib.org.au/

Приложение 2

Анкета для 8-х классов

    1.  

Есть ли у вас домашнее животное?

(Да, нет)

    1.  

Как, по вашему мнению, влияют домашние животные на человека?

(Положительно, никак не влияют, отрицательно)

    1.  

Сколько примерно тратит ваша семья на питомца в месяц?

(до 500руб., до 1000руб., до 2000руб.)

    1.  

Существует ли проблема бездомных животных в нашем городе, дворе?

(Да, нет, не знаю)

    1.  

Кто эффективнее, по вашему мнению, может решить проблему бездомных животных?

(Семья, приют для животных, волонтеры)

    1.  

Могут и должны ли в решении проблемы бродячих животных принять участие подростки?

(Да, нет, не знаю)

    1.  

Ваши предложения по содержанию и заботе о бездомных животных? (Подкармливать, отдавать в приюты, не знаю)

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 2920