Мечта и реальность в рассказе Чехова "Мальчики"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мечта и реальность в рассказе Чехова "Мальчики"

Новгородова А.Б. 1
1МБОУ "Намская СОШ №2"
Новгородова Л.Г. 1
1МБОУ "Намская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Книга играет огромную роль в жизни человека. В детстве нам читают сказки, которые учат нас отличать добро от зла, плохие поступки от хороших, верить в лучшее и никогда не сдаваться. Читая их, мы всегда стремимся быть похожими на наших любимых героев. Именно в этом заключается важнейшая ценность книг. Книга – это величайший учитель всего человечества. Общение с ней помогает человеку развиваться, познавать новое. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена, чтобы наблюдать, изучать, понимать поступки героев, постигать истину. Книга – это добрый друг, который открывает на мир.

Мне очень нравится читать и художественную литературу, и научную. Каждый раз я открываю для себя новых писателей и поэтов. Недавно я открыла для себя творчество Антона Павловича Чехова, прочитав рассказ «Мальчики». Рассказ очень интересный и веселый, мне очень понравился.

Оказывается, он был написан в 1887 году и впервые его напечатали в «Петербургской газете». Как и многие первые произведения Чехова он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте.

У мальчиков была общая мечта – попасть в Америку. В рассказе у них не получилось осуществить мечту, их поймали на Гостином Дворе.

И мне стало интересно: если бы их не поймали, удалось ли бы им осуществить план? Я решила провести исследование!

Цель: соотношение мечты и реальности в рассказе Чехова «Мальчики».

Задачи:

- проанализировать рассказ;

- сделать сравнительную характеристику героев;

-соотнести предполагаемый маршрут побега с реальными возможностями;

- сделать выводы.

Анализ рассказа

Рассказ Чехова - "Мальчики", юмористический и поучительный. Антон Павлович Чехов доносит до нас смысл рассказа в веселой форме.

Главные герои рассказа «Мальчики» — два гимназиста. Один из них, Володя, приехал на Рождество в родительский дом. Вместе с ним прибыл его друг, ученик второго класса Чечевицын. Все домашние – отец, мама, сестры, прислуга были очень рады приезду Володи и его друга. Царила радостная суматоха. При этом отец Володи никак не мог запомнить фамилию его друга, и называл его то Черепициным, то Чибисовым.

Но спустя какое-то время сестры Володи, Катя и Соня, обратили внимание, что мальчиков совершенно не занимает подготовка семьи к празднику. Друзья постоянно о чем-то шептались и внимательно рассматривали карты. Подслушивая у дверей, сестры узнали, что мальчики собрались бежать в далекую Америку, чтобы добывать в Калифорнии золото. Они надеялись самостоятельно пересечь всю Сибирь, Дальний Восток и перебраться на лодках через Берингов пролив. Сестры ничего не стали говорить старшим, надеясь, что из Америки Володя привезет им подарки.

Еще Катя и Соня узнали, что Володя не очень хотел ехать в Америку, потому что ему было жалко маму. Но Чечевицин сумел его уговорить и однажды в доме хватились, что мальчиков нигде нет. Их искали весь день и всю ночь. И только на следующий день мальчиков доставили на тройке из города. Выяснилось, что они переночевали на городском вокзале, а затем отправились в Гостиный двор за порохом.

Володин папа очень строго поговорил с Чечевициным. Володя в это время отлеживался с мокрым полотенцем на лбу. А вскоре за учеником второго класса приехала его мать и увезла сына домой. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что тяга детей к романтическим приключениям в сочетании с деятельным характером может привести к совершенно неожиданным поступкам. Мальчики, начитавшись приключенческих книг, на полном серьезе собирались добраться до Америки, пользуясь школьными географическими картами. Рассказ учит внимательно относиться к детским играм и задумкам и следить за тем, чтобы шуточные фантазии детей не превратились в реальные планы авантюрного толка.

Сравнительная характеристика главных героев

Чехов характеризует главных героев так. Сын хозяев – Володя Королев, пухлый, общительный и веселый мальчуган. Он воспитан в большой дружной семье, очень любит родных и близких. Володя полностью попал под влияние своего друга Чечевицына. Под его руководством он делает даже то, что ему не хочется.

А друг Володи, видимо, не так обласкан дома, и внешний вид его совсем другой: худощав, лицо смуглое, украшено веснушками, с глаза узкие, губы толстые, щетинистые волосы, мальчик, не блещущий красотой. Характер категоричный, решительный, всеми силами стремящийся к лидерству. К тому же, детские забавы, бытовые вопросы, катание на коньках Чечевицыну неинтересны: он мечтает о подвигах и о жизни необыкновенной. А характер у него волевой, решительный и довольно жёсткий: мальчик умеет увлечь идеей и повести за собой.

Всецело поглощен идеей побега в Америку, даже представляясь сестрам Володи, он называет себя не по имени, а Монтегомой Ястребиным Когтем. За утренним чаепитием он был задумчив и не сразу отвечал на вопросы, а только вздыхал и надувал щеки. Обращаясь к Володе, он называет его Бледнолицым другом. Для воплощения своей мечты Чечевицын готов на убеждения, уговоры, и даже шантаж.

Главные герои абсолютно разные по характеру, но их связывает общая идея. Они находятся в ситуации выбора и, если для Чечевицына выбор прост и ясен, то Володя Королев до последнего момента сомневается в выборе. На одной чаше весов манящие, но непредсказуемые события в воображаемой стране приключенческих романов. На другой родной уютный дом, любимые родители по которым соскучился, сестренки, пес Милорд. Выбор непростой.

Володя, пережив массу душевных терзаний, этот выбор делает в пользу Мечты. Это — поступок! Маленький человек готов пожертвовать ради Мечты самым дорогим, что у него есть на данный момент — семьёй. Через колебания, через страхи перед неизвестным, через физические лишения, но идти вперед! Не только ради мечты Володя делает этот шаг! Еще и ради Дружбы, и данного другу слова. Нравственно это характеризует его с самой лучшей стороны! Легко сидеть дома и рассуждать о подвигах - одно, а вот выйти на морозную улицу и отправиться в поход — это совсем другая история.

Володя — действительно настоящий герой, тогда как господин Чечевицын персонаж неоднозначный. Для него путешествие в Америку не мечта и приключение, а поиск чего-то недостающего ему в реальной жизни. Это его мир, отдаленная, но реальность. Он не совершает нравственного выбора, он его давно сделал. Но ему было проще, чем Володе, ведь у него нет теплого дома и любящей семьи.

Простой на первый взгляд рассказ Чехова на самом деле наполнен очень глубоким смыслом и заставляет задуматься о многих вопросах, которые постоянно ставит перед нами жизнь.

Мечта и реальность в рассказе Чехова

У мальчиков под влиянием прочитанных романов о Диком Западе была мечта – попасть в Америку. Там они планировали добывать золото и разбогатеть. Ребята сумели спланировать путешествие, собрать необходимые, с их точки зрения, припасы и сохранить всю затею в тайне от взрослых. Тем самым мальчики продемонстрировали хороший потенциал предприимчивости и самостоятельной деятельности в будущей взрослой жизни.

В рассказе мальчики спланировали свой маршрут так:

Пермь – Тюмень – Томск - Камчатка и через Берингов пролив в Америку. Если посмотреть по карте и рассчитать расстояние, то это примерно

687 км + 1535 км + 4506 км + 2781 км = 9508 км

Список вещей, которые мальчики решили взять с собой:

два ножа

сухари

увеличительное стекло для добывания огня

компас

4 рубля денег

Если хотим рассчитать хватило бы им денег, нам надо вычислить и перевести их на современное рублевое выражение.

Чтобы вычислить сколько стоят в наше время 4 рубля 1887 г., мы должны рассчитать сколько будет стоить по нашим деньгам 1 рубль того времени и для вычисления мы взяли в пример зарплату кухарки 8 руб.

1 ) 12110,02:8=1513,75

2) 1513,75*4=6055 руб

Вывод: мальчики имея такие деньги не смогли бы преодолеть такое большое расстояние. И хорошо, что их сразу нашли, потому что могло случиться всё, что угодно.

 

Заключение

Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя очень переживал, плакал, раскаивался, что принес своей семье столько горя. От переживаний ребенок почувствовал себя плохо, его уложили в постель. Ему постоянно делали примочки из смоченного уксусом полотенца. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них.

Чечевицын наоборот был горд своим поступком. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей. Выражение его лица было надменным и суровым. Он так и не осознал, что заставил переживать родителей. И покидая гостеприимный дом Королевых с приехавшей за ним матерью, на прощанье в тетради Кати он написал «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Из двух героев мне понравился Володя. Я считаю его честным и добрым человеком, который переживает не только за себя, но и за своих родителей. Он для себя понял, что самое главное для человека – это его семья.

Чехов призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а всегда иметь своё собственное мнение на все происходящее.

Список использованной литературы:

https://kulturologia.ru/blogs/190415/24168/

Чехов А.П. Рассказ «Мальчики»

Приложение

Просмотров работы: 4435