Колокольный завод братьев Приваловых

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Колокольный завод братьев Приваловых

Верстакова В.В. 1
1МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов Пензенская область
Царева О.Е. 1
1МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов Пензенская область
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы согласны с тем, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины. Малая Родина – это огромная ценность для каждого русского человека. Это не только природа, но и еще человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции, язык, вера и определенные склонности. Это «родимые пятна» каждого человека!

Актуальность проекта заключается в изучение малоизвестных фактов о существовании колокольного завода братьев Приваловых.

Цель проекта: выяснить, где находился колокольный завод и как он выглядел узнать о его владельцах и продукции, которую выпускали на заводе.

Задачи проекта:

узнать об истории развития колоколитейного производства в России;

познакомиться с биографией династии Приваловых;

собрать и обобщить информацию об истории колокольного завода братьев Приваловых;

составить презентацию по выступлению;

воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому прошлому своей малой Родины.

Объект исследования: колокольный завод братьев Приваловых в городе Нижний Ломов.

Гипотеза: доказать, что на фотографии 1919 года изображен колокольный завод братьев Приваловых.

Методы исследования:

В работе применялся метод исследования – изучение информационных источников по теме с помощью теоретического исследования и анализа источников, описание. В качестве информационных источников использовались книги, газетные материалы, сеть интернет.

Практическая значимость проекта:

Материалы проекта могут найти применение на уроках истории Пензенского края, музыки, и окружающего мира, и, конечно же, на внеклассных занятиях.

II. Основная часть

Литьё колоколов – это целое искусство!

Считается, что первое упоминание о колоколах на Руси содержится в Третьей  Новгородской летописи и датируется 1066 годом1. А первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевёз из Киева в Холм колокола и иконы.

 На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления колоколов, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.

Но не всегда колокола услаждали слух христиан. Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, невозможно было их изъять из российской жизни, а в советское время изъяли.

Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды».

Колокола разделили свою судьбу с судьбой русского народа, их не обошли стороной «ужасы, доселе невиданные и неслыханные».

Великая Отечественная война 1941-1945гг. В сердцах советских людей зазвонили набатом колокола! Они призывали на защиту своей Родины, как это делали в прошлые века Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Васильевич Суворов и многие другие герои нашего Отечества.

Война унесла миллионы человеческих жизней. Фашизм не щадил никого ни детей, ни стариков, ни женщин! В помять о всех замученных, погибших в концлагерях и на поле брани, в Бухенвальде звучит колокольный набат. Это была великая битва. Выстоял русский народ. Выстоял и русский колокол.

Таким образом, колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.   

В России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определённые соотношения диаметра, толщины и высоты и даёт большой тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). Нужно провести много очень точных расчётов, для того, чтобы получить определённый звук.

Заимствованное за границей применение колоколов для богослужения разрослось и окрепло на русской почве, и нет места в России, где стройный и мощный звон колокола, то веселый и радостный то печальный и торжественный, не возвещал бы людям о ином мире, о иных заботах и радостях...

XV веке в России появились собственные заводы по отливке колоколов. А органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.
О размахе колокололитейного дела в России можно судить по фотографии с Нижегородской ярмарки.

В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. С 1917 года церковные колокола в России стали объектом непрерывных нападок. Причины были и экономическими, и идеологическими. Одним из первых советских декретов был запрещен набатный звон. Уже в 1919 году исполком Костромского совета просил Москву разрешить использование колоколов национализированных монастырей для переливки в котлы для столовых. В 1926 году были сняты колокола в Богоявленском монастыре. Примерно в это же время псковские власти переплавили на заводе “Красный Выборжец” ряд древнейших колоколов начала XVI века из Мирожского и Светогорского монастырей, церкви Климента в Завеличье и др. Под первую волну уничтожения попали колокола ликвидированных церквей и монастырей. А с 1928—1929 годов, параллельно массовому закрытию и разрушению храмов, пошла вторая и последняя волна переплавки колоколов: индустриализация требовала огромное количество цветного металла. В январе 1930 года был закрыт последний русский колокололитейный завод братьев Усачевых на Валдае. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных. К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются в Москве, Воронеже, Липецке, Ярославле и Каменск-Уральске.

Династия Приваловых

Иван Андреевич Привалов (Приложение 2) был представителем известной семейной фирмы «Братья Приваловы», основанной в 1817 году, и вместе со своим братом Константином владел единственным в городе колокололитейным заводом, действовавшим с 1844 года2.

В Нижнем Ломове сохранился дом купца Ивана Авксентьевича Лопатина, где некоторое время проживала семья Приваловых. Он отмечен мемориальной доской в память о том, что здесь родился старший из сыновей Ивана Андреевича – известный советский математик, академик Иван Иванович Привалов (1891–1941). В настоящее время здесь располагается Нижнеломовский суд. (Приложение 4)

Всего в семье было восемь детей: сыновья Иван, Андрей, Алексей, Леонид и дочери Надежда, Александра, Мария, Валентина.3

В многодетной семье И. А. Привалова в 1891 году родился Иван Иванович Привалов, впоследствии всемирно известный выдающийся математик. Его именем названа одна из улиц в Нижнем Ломове. В 2018 году школе села Верхний Ломов присвоено имя Ивана Привалова.

Одна из дочерей Ивана Андреевича - Надежда, рожденная в 1900 году стала известным человеком, выдающимся нижегородским историком-архивистом, автором научных исследований и публикаций по истории XVII столетия, в том числе о Нижегородском ополчении Минина и Пожарского, семье К. Минина и др. Судьба Надежды Ивановны Приваловой во многом трагична: она прожила долгую жизнь – 87 лет, но обстоятельства не позволили полностью раскрыться ее таланту ученого. Последние годы жизни она провела почти в полном забвении, и лишь сегодня ее имя и труды оказываются в центре внимания исследователей.

В 1891 году братья Приваловы открыли новый завод в селе Гордеевке Балахнинского уезда Нижегородской губернии.

В 1907 году Иван Андреевич с семьёй переехал в село Канавино (ныне часть города Нижний Новгород), где находились главные приваловские «Колокольные заводы Поволжья», но завод в Нижнем Ломове продолжал работать.

Нижнеломовский краевед Борис Константинович Пастухов4 считает, что с 1904 года Приваловы жили попеременно то в Нижнем Ломове, то в Нижнем Новгороде, и окончательно переехали в НижнийНовгород в 1907 году, после закрытия колокольного завода в Нижнем Ломове. При этом их сын Иван учился в Нижегородской мужской гимназии и лишь на каникулы приезжал к родителям в НижнийЛомов.

Колокольный завод братьев Приваловых

в Нижнем Ломове

Далеко за пределами Нижнего Ломова был известен колокольный завод купцов второй гильдии Ивана и Константина Андреевичей Приваловых. Датой основания завода братьев Приваловых обычно называется 1817 год. В статистических материалах по Пензенской губернии указывается 1880 гг. На заводе работало 9 человек, и все они являлись искусными мастерами.

Почему-то считается, что в 1907 году И. А. Привалов продал Нижнеломовский завод, но так ли это? Если полистать газету «Пензенские епархиальные ведомости», то можно встретить такое рекламное объявление:

«Склад продажи колоколов Нижне-Ломовского завода братьев Приваловых в г. Пензе на Базарной площади, против дома Оболенского» (1912 год) или такое: «Колокольные заводы Поволжья. Бр. Приваловы. В Н.-Новгороде, Канавино и Н.-Ломове Пензенск. губ.фирма сущ. с 1817 года. Готовые колокола для продажи от 15 ф. до 300 пуд.и на заказ из высших сортов меди и англ. олова от 10 ф. до 1 000 пуд. Гарантия за благозвучность и прочность колоколов. Доставка их по жел. дорогам и поднятие на колокольни за счёт завода. Разсрочка платежа. Благодарственные отзывы и высшие награды на выставках…»5 (февраль 1914 года).

Так что на самом деле колокольный завод Приваловых работал и в 1914 году.… Находился он в западной части города, рядом с деревней городская Норовка (позднее там появился кирпичный завод). Но, получается, реально делами там управлял Константин Алексеевич Привалов.

В  1891  г. купцы из  г. Нижнего Ломова Пензенской губернии Приваловы Иван Андреевич и  Константин Андреевич основали колокольный завод в трех верстах от Нижнего Новгорода с. Гордеевка Гордеевской волости Балахнинского уезда. В 1898 г. завод горел и был заново перестроен. В отчетах о ходе торговли на Нижегородской ярмарке он относится к «местным заводам из Нижнего Новгорода». Колокололитейный завод братьев Приваловых, на котором отливали колокола различных размеров по заказу приходских церквей и для свободной продажи, работало 20 человек.

Оба колокольных завода братьев Приваловых работали до 1917 года и приносили хорошую прибыль. Это можно проследить по статистическим данным того периода времени.

Среднегодовые показатели колокололитейного производства (небольшие заводы).

Небольшие предприятия: среднегодовой оборот 30–10 тыс. руб., годовой

объем производства 2–1 тыс. пудов (6 предприятий).

Мелкие литейные заведения: среднегодовой оборот менее 15 тыс. руб., годовой объем производства 1 тыс. пудов и менее (56 литейных заведений)

Колокольный завод

Годы

Производство тыс. п. в год

Оборот,

тыс. руб. в год

Число

рабочих,

чел.

Выручка на

одного работника, тыс. руб.

братьев Приваловых

1895–1917

1,5

23,3

20

2,1

Самыми крупными предприятиями Нижегородской губернии по изготовлению колокольной продукции были:

• меднолитейный завод колокольчиков и бубенчиков Е. С. Клюйкова в Балахнинском уезде Нижегородской губернии;

• колокольный завод братьев Ивана Андреевича и Константина Андреевича Приваловых в Балахнинском уезде Нижегородской губернии.

Они попали в четвертую группу колокололитейных заведений, обозначенных как «небольшие предприятия», с годовым объемом производства в натуральном выражении от 1 до 2 тыс. пудов, среднегодовым оборотом 15–30 тыс. руб., числом работающих 5–15 человек.

Остальные литейные заведения, по которым обнаружены статистическиеданные, относились к разряду мелких. На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году продукция фирмы была отмечена бронзовой медалью.

В 1901 году завод братьев Приваловых из г. Нижнего Ломова Пензенской губернии принял участие в Нижегородской ярмарке колоколитейного производства, которая ежегодно проводилась с 1873 до1916 г.

Колокольный завод в кадре

Как же выглядел колокольный завод Приваловых? С этим вопросом мы обратились еще в прошлом году в Нижнеломовский краеведческий музей (при исследовании работы «Колокольные звоны»), но никаких изображений и фотографий на тот момент не было. Летом работники музея, работая в архиве, обнаружили фотографию «Торжество 1 мая»6 1919 года. (Приложение 5)

Эта фотография и стала началом в создании исследовательской работы «Колокольный завод братьев Приваловых».

Она была сделана в районе начала улицы Московская. Изучая изображение, они увидели строение на заднем плане. Увеличив фрагмент, увидели, что небольшое строение напоминает – колокольный завод (Приложение 1) (предприятие), который по данным документов находился в районе, где сейчас располагается кирпичный завод. Что бы точно говорить, является ли строение колокольным заводом, я провела исследование.

Во-первых, сравнила изображения других колокольных заводов того периода времени. Есть схожесть в строениях различных предприятий.

Во-вторых, для производства колоколов требовался такой материал как глина, олово, медь, свинец. А в этой части города, как раз находился глиняный карьер.

Еще звонят Ломовские колокола …

Колокола колокольного завода братьев Приваловых отливали для храмов и церквей по всей России. Историю некоторых колоколов мы узнали из разных источников…

В собрании колоколов Новгородского музея-заповедника наиболее значительную часть составляют отливки русских колокольных заводов ХIХ - начала ХХв.

Редкими для нашего региона и вообще мало сохранившимися являются и колокола приваловских заводов, работавших в Нижнем Новгороде и Нижнем Ломове Пензенской губернии7. Колокол завода братьев Приваловых, отлитый вНижнем Ломове Пензенской губернии оформлен опознавательнойнадписью завода, поставленной в нижней части тулова, а также двумя поясами орнамента в верхней и средней части тулова. Это достаточнотрадиционный, известныйс XVII в., мотив т. н. семилистника с треугольными (городковыми) завершениямив верхней части и полукруглыми фестонами в нижней частифриза. Верхний фриз зеркально повторен в поясе орнамента, идущего по центру колокола.

Один из таких колоколов находится в экспозиции Нижнеломовского краеведческого музея г. Нижнего Ломова. (Приложение 6)

Еще один колокол из коллекции музея отлит на заводе И. А. Привалова в Нижнем Новгороде. Он оформлен двумя широкими, зеркально отраженными декоративными фризами, обнесенными с одной стороны жемчужником, с другой — треугольными фестонами ромбовидных листьев, соединенных со своеобразным рокайльным раппортом.

Музейный колокол этого завода возможно датировать началом ХХ в. (Приложение 8)

Над церковью Всех Святых Казанско-Богородицкого мужского монастыря.Нижнеломовского района, села Норовка (Монастырское) (Приложение 7) была главная монастырская колокольня высотой 47 ар­шин (33,5м), шириной 7,5 аршина (5,3м) и длиной — 18 аршин (почти 13м). На коло­кольне висело 12 колоколов. Первый боль­шой колокол8 был в 191 пуд и 25 фунтов (более 3-х тонн) с надписью: «1801 год Февраля... дня перелит сей колокол в Нижнеломовский Богородичный монас­тырь благословением Преосвященнейшего Феофила, Епископа Тамбовского и Шацкого священника Архимандритом и ректором Тамбовской семинарии Досифеем».

17 мая 1889 года, по благосло­вению Преосвященнейшего Антония II, тщанием казначея игумена Анатолия, ко­локол был вновь перелит старанием нижнеломовских заводчиков купцов братьев Приваловых, и имел в себе весу 317 пуд. 20 фун. (более 5-ти тонн). Колокол сей превосходил все городские и окрестные колокола мягкостью и приятностью звука.

Второй колокол был полиелейный, весом в 115 пуд. 34 фун. (около 2-х тонн). Тре­тий — вседневный, весом в 73 пуда (более 1 тонны), с надписью на нем: «Лил сей колокол мастер калужский купец Васи­лий Холщевников в сей же монастырь 1766 года Декабря 28-го»; в середине колокола надписано: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Прочие 9 коло­колов небольшие, общим весом 60 пудов (около 1 тонны). На колокольне были ба­шенные часы с минутным и четвертным боем в 6 колоколов, наподобие часов на колокольне Троице-Сергиевой Лавры.

Во время советской власти колокола перенесли в город Нижний Ломов, устано­вили на тюремной деревянной колокольне, откуда они позднее были похищены.

Храм Рождества Христова села Лещиново Нижнеломовского района (Приложение 8). Большой колокол, изготовленный для колокольни, весил 360(приблизительно) пудов, его язык - пудов. Везли его из Нижнего Ломова, где он был отлит на колокольном заводе купцов Приваловых. На санях, куда впрягали несколько десятков лошадей, а по бокам за верёвки тянули сани люди - так доставили колокол в Лещиново. «Поднимали колокол на колокольню жители 4 сёл под руководством мастеров. Звонил из него отдельный звонарь, а остальными колоколами разных размеров управлял другой. Далеко разливалась переливчатая музыка колоколов…… Пожарный колокол оповещал о беде, во время снежных буранов били в него всю ночь, чтобы помочь заплутавшимся путикам»         

В 1933-34 году церковь была «раскуртожена»9 - были сброшены колокола, сожжены иконы, а из больших деревянных икон делали школьные парты (Приложение 8). Позже церковь использовалась в качестве склада для зерна и называлась голубинкой. Это и сохранило само здание храма10.

Жива легенда о том страшном времени, легенда-предание о Колоколе, которая записана со слов П.К.Проскуряковой11, 1902 года рождения: «Когда внутри всё «раскуртожили», полезли снимать Большой Колокол. Уронили его - и зашёл он немного в землю. Когда хотели сдвинуть его, он ушёл ещё глубже… При каждой попытке он уходил всё глубже, и наконец земля над ним сомкнулась. Так до сих пор и не знают, где сейчас колокол».

Из источников архива известно, что 20 сентября 1903 года там был отлит колокол для церкви Архистратига Михаила села Тарханы Чембарского уезда (Приложение 9). Его вес составлял 172 пуда 30 фунтов (почти 2,8 тонны!). 6 октября сто человек на 19 лошадях успешно преодолели все подъёмы и спуски, доставили тяжёлый колокол в село и установили на колокольне. 7 октября он радостно зазвенел.

До сих пор колокола вылитые на колокольном заводе в городе Нижнем Ломове звонят в Чувашской республике.

Колокола Введенского собора г. Чебоксары Чувашской республики(Приложение 10) преимущественно старорусского литья XIX века. Они были в основном изготовлены мастерами Ярославской, Пензенской, Нижегородской и Казанской губерний – знаменитый литейный завод братьев Приваловых в Нижнем Новгороде (с. Гордеевка, Балахинского уезда) и в г. Нижнем Ломове Пензенской губернии12.

III. Заключение

Не повезло колокольным заводамв России в XX в. Колокольный завод братьев Приваловых просуществовал до 1917 года, так как продукция не имела спроса в данный период времени в нашей стране и в связи с кончиной владельца Привалова Константина Андреевича. Умер он 13 декабря 1917 года, прожив всего 69 лет, и похоронен на городском кладбище г. Нижнего Ломова13.

Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.

В начале 30-х годов в Нижнеломовском уезде перешли к планомерному уничтожению церквей. В результате половина церквей было разрушено полностью. Остальные использовали под склады или мастерские. В городе Нижний Ломов все церкви монастырские и приходные были полностью разрушены, даже следов не осталось. Это единственныйиз всех райцентров области, где не сохранилось ни одной церкви. И на весь уезд для верующих была оставлена только одна церковь в селе Козлятское.

Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А православная вера и являлась одним из могучих корней жизни русского народа. Если не было бы тех страшных событий в истории нашего города Нижнего Ломова и всей страны… Мы могли бы сейчас созерцать всю ту красоту, которая была воздвигнута не одним поколением наших предков, живущих в городе.

Цель, которую я ставила перед собой, «выяснить, где находился колокольный завод и как он выглядел узнать о его владельцах и продукции, которую выпускали на заводе», достигла. Тема мне показалась интересной и трудоёмкой. Я много узнала об отливке колоколов, о колокольных заводах и их значении в жизни людей, об истории родного города Нижнего Ломова.

Гипотеза, которую я выдвинула в начале исследовательской работы, подтверждена найденными фактами.

Я думаю, работу по изучению истории своей малой Родины нужно продолжать, так как она приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю и в конечном итоге личностному духовному росту.

Используемая литература

Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И.В. Коновалов, Н.И. Завьялов.- М.: Триада плюс,  2002.

Пыляев М.И. Исторические колокола. Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике "Знаменитые колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994).

3.Словарь русского языка. С. И. Ожегова, М.1989г.

4. Устав церковного звона, - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002

5. Цикл биографических очерков«Выдающиеся нижегородские краеведы»Н. И. Привалова

6. http://monastir58.ru/

7. http://www.zvon.ru/

8. http://пензенская-епархия.рф/храмы-и-монастыри/нижнеломовский-казанский-мужской-мо/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

1Материалы из медиа источников www.othist.ru, www.pravosakh.ru, www.slavianka.com, www.pravoslavie.ru, www.kolokola-russia.ru

2Архив музея г. Нижний Ломов

3Данные личного фонда Н.И. Приваловой в ЦАНО (фонд № 885), Нижнеломовского краеведческого музея, публикации исследователей ее научного наследия, Интернет-ресурсы.

4Пастухов Борис Константинович (1906-1984, Н. Ломов), педагог, краевед. Работал в Ижевске, Витебске и Кировской области, с 1933 г. в Н. Ломове.

5Источник: архив Нижнеломовского музея.

6Источник: архив Нижнеломовского музея.

7Источник: adm.novgorodmuseum@gmail.com

8 Источник: http://пензенская-епархия.рф/храмы-и-монастыри/нижнеломовский-казанский-мужской-мо/

9Значение слова: «раскуртожена» разговр. - разрушена

10 По воспоминаниям жителя села Лещиново А.А. Резвова, 1923 г.р..

11 Жительница села Лещиново

12Источник: http://sobor-vvedenie.ru/

13Источник: http://penzahroniki.ru/index.php/khroniki/126-penzenskij-nekropol/tyustin-a-v-penzenskij-nekropol-xvii-nachala-khkh-vv/1479-tyustin-a-v-penzenskij-nekropol-xvii-nach-khkh-vv-familii-na-bukvu-p

Просмотров работы: 1252