Азбука на основе картин якутских художников

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Азбука на основе картин якутских художников

Суздалова Д.Е. 1
1МБОУ "Намская средняя общеобразовательная школа №2"
Тарская С.Н. 1
1МБОУ "Намская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Министерство образования Республики Саха(Якутия)

МКУ «Управление образования Намского улуса»

МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»

Доклад на тему

«Азбука на основе картин якутских художников»

Выполнила: ученица 4 «б» класса

Суздалова Диана Евгеньевна

Руководитель: Тарская Саргылана Николаевна

с.Намцы,2018г.

Содержание:

Введение

История алфавита

Первый якутский Букварь

Практическая часть

Заключение

Список литературы

I.Введение

Все дети любят читать книги, а особенно книги с картинками, потому что книги с картинками интереснее и понятнее. Представьте, что вы не знаете, кто такой богатырь. И тут вы видите книгу с изображением богатыря, и вам все становится понятно.

Так как я хочу стать писателем, решила сделать книгу для малышей. А первая книга малышей, желающих научиться читать, конечно же- азбука. Решено- нужно сделать азбуку с картинками. Но не простую, а необычную- азбуку со знаменитыми картинами якутских художников.

Цель: создание книги-азбуки для малышей на основе картин якутских художников.

Задачи:

-выбрать алфавит,

-подобрать слова к буквам,

-посетить музеи, картинные галереи, выставки

-изучить картины якутских художников по книгам и альбомам,

-выбрать картины,

-сделать азбуку на компьютере.

Гипотеза:такая азбука поможет детям изучать буквы, слова и ознакомиться с живописью якутских художников.

Новизна: в азбуке использованы картины только якутских художников.

История алфавита

Слово азбука является фактически копией греческого слова «альфабетос» (алфавит). В обоих случаях используются первые буквы: в греческом- «альфа» и «бета».

Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами — братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Они использовали буквы «аз»- я, «буки» – буква и была еще одна буква «веде» – ведать (знать). Получалось: «Я узнал буквы».

Таким образом, азбукой называют славянский алфавит, т.е. буквы, расположенные в определенном порядке.

Кроме того, азбукой называют учебник, по которому изучают грамоту. В этих книгах изложены не только буквы по порядку, но и знакомые детям слова, начинающиеся с этих букв и иллюстрации к ним.

Существуют разные виды азбук:

Нотная азбука – ноты;

Азбука Морзе- телеграфный код;

Азбука слепых (шрифт Брайля) – рельефные точки, по которым незрячие читают книги.

Первый якутский Букварь.

Сегодня в якутском языке используется алфавит на основе кириллицы, который содержит весь русский алфавит, плюс пять дополнительных букв: Ҕҕ, Ҥҥ, Өө, Һһ, Үү и два диграфа: Дь дь, Нь нь. Используются также 4 дифтонга: уо, ыа, иэ, үө (они в состав алфавита не входят).

В 1922 году выходит второй, переработанный якутский букварь Новгородова «Бастаанны сурук-бичик». В том же году, якутский язык стал преподаваться в школах республики. В 1923 году был опубликован ещё один букварь «Сурук-бичик» и книга для чтения «Аагар кинигэ». Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор.

Таким образом, система письма Новгородова своей простотой оказалась самой удобной. На этом алфавите проходила всеобщая ликвидация безграмотности (ликбез), открывались избы-читальни (аа5ар-бала5ан) в которых учились грамоте и дети и старики.

Практическая часть.

Чтобы сделать азбуку сначала нужно выбрать алфавит: русский или якутский, а может даже английский. Я выбрала русский алфавит, потому что он привычнее для восприятия и понятнее малышам с детства.

Потом мы взяли ватман и начертили квадратики. В них написали маркером буквы по алфавиту.

Я с мамой посетила выставку АндреяЧикачева, а еще сходила на выставку в картинную галерею Намского педагогического колледжа.Мама посоветовала поговорить с художниками, спросить разрешения использовать их картины в своей азбуке. Я разговаривала снародным художником Гавриилом Петровым и художником Анной Жирковой. Они с радостью согласились.

Затем мама принесла книги про якутских художников, и мы стали их рассматривать: что на них нарисовано, к какой букве может подойти это изображение. А иногда, наоборот, придумывали слово и к нему подбирали картину. Мы ознакомились с книгами про художников Ефима Шапошникова, Андрея Чикачева, Афанасия Осипова и многих других. Иногда находили на одно слово сразу несколько картин и потом отбирали между ними. Например, на слово «зима» мы нашли очень много картин: про зиму, горы, лошадей, оленей и детей. Пришлось долго выбирать. Некоторые картины были бы не интересны детям или не понятны им. Из нескольких вариантов изображений предметов на разных картинах я выбрала те, которые мне наиболее понравились.

Все найденные слова и картины мы написали на ватмане фломастерами разного цвета, чтобы было повеселее и красочнее.

Когда все слова и картины были найдены, я стала думать – как должна выглядеть моя книга- азбука.

Я решила, что книжка должа быть среднего размера, чтобы хорошо читались буквы и слова, был четко виден рисунок. Моя книжка должна быть с ручками, как у чемоданчика. Видела такую в магазине, мне она показалась удобной- дети могут носить с собой такую книжку без сумки. Форма книжки должна быть квадратная. Страницы и буквы должны быть цветные, чтобы книжка была красивой и веселой. На развороте буквы и слова должны находиться слева, картинка справа потому, что люди читают слева направо. На обложке будет написано название «Моя первая азбука» и, конечно, весь фон будет ярким и цветным. На последней странице будет написано, что я автор, дизайн - мой и моей мамы.

Потом мама научила меня работать на компьютере. Она показала мне компьютерную программу Паблишер. Там можно печатать буквы, тексты и соединять их с картинками, обрезывать, увеличивать и уменьшать изображения, раскрашивать фон. Я научилась работать на этой программе и сделала книжку сама.

И в конце нашей работы, получиласть вот такая Азбука:

буква

слово

картина

А

АПЕЛЬСИН

НАТЮРМОРТ С ТЮЛЬПАНАМИ.

Андрей Чикачев.

Б

БАБУШКА

ВНУЧЕК.

Андрей Чикачев.

В

ВЕСНА

ПУТНИК.

Андрей Чикачев.

Г

ГОРА

ОЗЕРО В ОЙМЯКОНСКИХ ГОРАХ.

Афанасий Осипов.

Д

ДЕТИ

ОДУВАНЧИК.

Андрей Чикачев.

Е, Ё

ЕДА

ЧАЕПИТИЕ.

Элляй Сивцев.

Ж

ЖЕРЕБЕНОК

СВЕЖИЙ ВЕТЕР.

Иннокентий Корякин

З

ЗИМА

ЯСНЫЙ ДЕНЬ.

Андрей Чикачев.

И, Й

ИГРА

БОРЬБА.

Ефим Шапошников.

К

КОРОВА

СКАЗКА ПРО УРУМЭЧЧИ КУО.

Туйаара Шапошникова.

Л

ЛОШАДЬ

ЯКУТСКАЯ ЛОШАДЬ

Семен Луканси

М

МАМА

ЗА ЧАЕМ

Афанасий Мунхалов

Н

НОЖНИЦЫ

КРОЙЩИК

Михаил Старостин

О

ОЛЕНЬ

ПЕРЕГОН СТАДА

Ефим Шапошников

П

ПТИЦЫ

КРЫЛЬЯ СЧАСТЬЯ.

Андрей Чикачев.

Р

РЫБА

МЕЧТА.

Андрей Чикачев.

С

СОЛНЦЕ

О, СОЛНЦЕ!

Афанасий Мунхалов

Т

ТЕЛЕНОК

ТЕЛЕНОК

Иван Попов

У

УКРАШЕНИЕ

ГРАЦИЯ

Семен Луканси

Ф

ФРУКТЫ

НАТЮРМОРТ С КАЛЬЯНОМ

Дарья Соловьева

Х

ХУДОЖНИК

АВТОПОРТРЕТ

Мария Рахлеева

Ц

ЦВЕТЫ

КОРОЛЕВА

Михаил Старостин

Ч

ЧАЙНИК

СЕМЬЯ.

Гавриил Петров.

Ш

ШКАФ

ДОБРАЯ ЭБЭ ХАРИТЕЙ

Мария Рахлеева

Щ

ЩЕНОК

ДЕТСТВО

Василий Амыдаев

Ъ, Ы, Ъ

   

Э

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

СВЕТ

Валериан Васильев

Ю

ЮБКА

Анна Жиркова.

Я

ЯБЛОКО

АДАМ И ЕВА.

Гавриил Петров.

Заключение

Книжку «Моя первая азбука» ясделала для детей 3-7 лет, которые только начинают знакомиться с буквами и читать.

Для того чтобы сделать книгу, я смотрела книги по искусству Якутии и теперь знаю таких художников как Ефим Шапошников, Андрей Чикачев, Афанасий Осипов и многие другие.

Сейчас моя книжка сделана в единственном экземпляре, я напечатала ее на принтере и склеила на картоне. Но эту книжку можно напечатать в типографии. Я подумала, что надо добавить еще одну страницу с информацией о художниках, чьи картины были использованы в моей азбуке. Тогда дети будут узнавать не только их картины, но и знать, кто их нарисовал.

Когда книжка была закончена, я показала ее своим друзьям и детям в детском саду. Она всем очень понравилась. Я хочу, чтобы мои книжки продавались в магазине всего по 100 рублей, чтобы все могли ее купить.

Мне очень понравилось делать азбуку. В будущем, я хочу сделать еще азбуку про безопасность на дороге, пожарную безопасность и другие книжки.

Список использованной литературы:

1.Васильева И.Г. Графика Якутии., -Я., 2005

2.Иванова-Унарова З.И. Ефим Шапошников. – М., 2012

3.Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия): Сборник статей. / Под. Ред. Г.Г. Неустроевой. – Я.,1999

4.Потапов И.А. Афанасий Осипов.- М., 1998

5.Потапов И.А. Валериан Васильев. –Л., 1979

6.Потапов И.А. Покатилова И.В. Афанасий Мунхалов. –Я., 2006

7.Сивцев В.К. Народный художник Иван Васильевич Попов. –Я., 1995

8.Спиридонов Ю.В. Союзу художников Якутии 70лет.-Я., 2011

Просмотров работы: 156