Медный киотный крест из бабушкиного сундука

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Медный киотный крест из бабушкиного сундука

Моргачев М.И. 1
1МБОУ "Школа" пст. Комсомольск-на-Печоре
Елизарова О.А. 1
1МБОУ "Школа" пст. Комсомольск-на-Печоре
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Семейные реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

С детства мне запомнился старинный красивый бабушкин крест. Я заинтересовался символикой, которая на нем изображена, и решил узнать историю этого креста. Как он попал в нашу семью? Сколько лет он уже передается из поколения в поколение? Что изображено на нем? Значение символов?

Крест играет важную роль в жизни православного христианина, сопровождая его от рождения и до самой смерти. В основном это массовая, тиражная продукция из различных материалов. Кресты различаются по форме и по назначению: нательные и наперсные, поклонные и памятные, намогильные и напрестольные.

Одной из таких функциональных групп являются киотные кресты. Киотные кресты – это, прежде всего, религиозная святыня дома и семьи. Их помещают в божницу (полочку для икон, расположенную в «красном» углу избы) или в киот (застеклённый или открытый деревянный шкафчик), а также над входом в дом. Используют подобные кресты не только в домашней среде среди городских и деревенских жителей, но и в кругу священства, в обстановке храма. Материал для изготовления крестов разнообразен – дерево, кость, металлы и их сплавы. Меднолитые кресты отливались из сплавов, состоявших из нескольких компонентов: меди, олова, цинка, свинца, взятых в определённых процентных соотношениях. Затем изделия декорировались по желанию: многоцветной эмалью, серебрением или позолотой. Меднолитая пластика давно представляет интерес для исследователей. Изучение медного литья в целом началось с XIX века и продолжалось на протяжении XX столетия. Однако в основном исследователи уделяли внимание археологическому материалу.

Непосредственно киотными крестами занимались единицы. Публикации о подобных памятниках немногочисленны. Это издания:

Н.М. Постникова1,

А.С. Уварова2,

Н.В. Покровского3.

В конце XX – начале XXI века в научной литературе уделяется пристальное внимание культовой пластике, в том числе и крестам.

В своём исследовании я обратился к сети Интернет, литературным источникам и, конечно, к дедушке, который рассказал историю креста, откуда и как он появился в нашей семье.

Цель работы: изучение символов и истории происхождения креста, принадлежащего моей семье, создание условий для дальнейшего хранения семейной реликвии.

Задачи исследования:

Изучить историю происхождения киотного креста при помощи различных источников;

Исследовать образы, изображенные на кресте, и их значение.

Разработать памятку ухода за семейной реликвией.

1 Постников Н.М. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н.М. Постниковым. М., 1888.

2 Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. Отд. VIII–XI. М., 1908.

3 Профессор Н.В. Покровский 1809–1909. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии. 1879–1909. СПб., 1909.

Актуальность работы: через исследование истории происхождения киотного креста определить время его появления в нашем роде, и как эта реликвия передавалась из поколения в поколение.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут способствовать сохранению семейной реликвии и созданию памятки по уходу за крестом.

Методы исследования:

посещение библиотек;

работа с материалами сети Интернет;

изучение выбранной темы, опираясь на воспоминания родственников;

сбор данных и их анализ;

обобщение информации.

1 глава. Из детских воспоминаний.

Часто из раннего детства мне вспоминается одна история. Мы с мамой в гостях у бабушки Маши в посёлке Якша…

Деревянный дом, где всегда тепло и уютно. Сладковатый запах лекарственных трав, домашняя выпечка с творогом и знаменитый бабушкин рыбник. Я сижу, ем пироги, запиваю сладким чаем, а взгляд прикован к полочке с иконами (приложение 1). Их там было несколько (тогда я не знал их названия, хотя крестили меня в 1 год). Но одна икона, точнее крест-распятие, особенно привлекла мое внимание. Я всё хотел потрогать его, но мама не разрешала. Вечером бабушка сама достала крест – распятие, и мы долго рассматривали его. На нём были изображены фигурки святых, луна, солнце, загадочные надписи и буквы. От креста веяло стариной. В то время я уже знал много букв и читал простые слова, но на кресте они были иные. Мама сказала, что это старославянские написания.

С тех пор прошло 6 лет. Мне захотелось больше узнать об истории этого креста-распятия, как он появился в нашей семье и что на нем изображено.

Из воспоминаний моего деда Бурмантова Григория Ивановича.

Моему деду идёт уже 81 год, но этот крест и складни он помнит с раннего детства (приложение 2).

Давно это было. Его дед Семён и баба Анна были родом из Пермского края города Кудымкар. Они были из единоверцев - старообрядцев. В доме был заведён строгий порядок. У каждого была своя кружка, тарелка и своё место за большим столом. Когда начались гонения на староверов, они перебрались в более глухие места, на берег реки Печора, в местечко Курья. А затем в деревню Волосница. Бабушка Анна была грамотной. У неё было много церковных книг, крестов и икон. Со временем они были утеряны, но мама моего деда Елена Семёновна бережно хранила часть церковных предметов и перед смертью передала всё своей старшей дочери Ольге Ивановне. А она разделила складни и кресты среди своих сестёр и дочерей. И наказывала беречь эту семейную реликвию. Большую часть времени кресты пролежали в холщёвом мешочке. Только иногда их доставали. Они считались церковной пропагандой и были под запретом. В нашем роду этот крест находится более ста лет.

Из воспоминаний моей мамы Моргачевой Елены Григорьевны.

Я редко бывала у бабушки Лены в деревне Волосница(приложение 3).Когда я училась в 5 классе, папа привёз меня летом в гости к бабушке. Попав в старинную избу, я забыла обо всём. На чердаке оказалось столько старинных вещей, сундуков, коробов, что я почувствовала себя первооткрывателем. Меня даже потеряли. Наигравшись, я с вечера быстро уснула. Проснулась ранним утром на русской печи. Лучи солнца несмело заглядывали в маленькое окно. Отодвинув тихонько занавеску, увидела бабушку Лену (приложение 4). Она стояла на коленях около кованого сундука и что-то шептала губами. Я поняла, что она читает молитву, перелистывая листы большой книги (приложение 5). Так она стояла долго, иногда крестясь, обращала взгляд в угол комнаты, где горела сеча, и стояли образа. От солнечного света они переливались. Когда бабушка ушла на работу (она работала на ферме дояркой), я встала, осторожно открыла тяжёлую крышку сундука и увидела большие старинные книги в коже с резными застёжками. Прочитать не смогла. Надписи были мудрёные. Ещё там лежал небольшой нательный крестик и чётки из грубой материи (приложение 6). Позже (после смерти бабушки) я этот крест и чётки увидела у нас дома в Якше. К иконам подойти боялась, только издали любовалась их мягким свечением.

2 глава. Из истории киотных крестов.

Кресты — самая массовая часть медного литья. Они различаются по назначению, величине и декору. Наиболее полно сохранились напрестольные кресты XIX — начала XX века. Они отливались в различных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах4. Меднолитые изделия широко бытовали не только в старообрядческой, но и в православной среде (приложение 7).

Во второй половине XVII века в ходе религиозного раскола, старообрядчество распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Среди них выделилось два основных толка: поповский и беспоповский. Богословские противоречия различных толков отразились в том числе и в иконографии меднолитых крестов4 .

Старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа (приложение 8). В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы». Они называют его еще «Господь сил» (приложение 9).

Нимб в форме восьмиконечной звезды — основное отличие Бога-отца от Иисуса Христа, который тоже может быть изображен в виде «Царя славы». У Бога-сына нимб «крещатый» — сияние в форме круга, расчлененное крестом с греческими буквами на его концах OWN (приложение 10).

Если внимательно рассматривать напрестольные кресты, можно заметить одну примечательную особенность — форма креста повторяется в композиции дважды: сначала это внешние границы креста, затем — в центре композиции — Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа.

Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса («Спаса на убрусе») в верхней части. Изображение

4http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/105-mednyj-kiotnyj-krest-iz-babushkinogo-sunduka.html.

Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже — «Црь славы».

На второй перекладине крестов поморского типа присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны: «СЛНЦЕ» и «ЛYНА» (приложение 11).

Над головой распятого Христа, на верхней перекладине Голгофского креста, у старообрядцев-поповцев надпись из четырех заглавных букв: «IНЦИ», которая расшифровывается так: «Иисус Назареянин Царь Иудейский». У поморцев на этом месте (хризма): «IС ХС». У поморцев написано: «Сын Божий» (приложение 12).

Если дополнить этот крест двумя пластинами по обе стороны от распятия, под широкой перекладиной, получится киотный крест. На левой пластине Богородица и святая Мария (иногда Марфа), на правой — святой Иоанн Богослов и сотник Лонгин (приложение 13).

Возле изображения горы Голгофы под широкой перекладиной креста вы обязательно прочтете «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим», на косой перекладине буквы — «М.Л.Р.Б.Г.Г.» («Место Лобное Рай Бысть Гора Голгофа»), рядом с черепом Адама в условно изображенной пещере — «ГА» (Глава Адамля) (приложение 14).

На косой перекладине можно увидеть также архитектуру — условное изображение града Иерусалима. Богато украшенные разноцветными эмалями, сияющие позолотой патриаршие распятия производят огромное эстетическое впечатление (приложение 15). Эти кресты играли важную роль в убранстве староверческих моленных.

На обороте крестов помещался, как правило, текст молитвы или красивая роспись.

3 глава. Бережное хранение семейной реликвии.

В ходе исследования у меня возник вопрос - как правильно хранить медные старинные кресты и иконы?

Я узнал о способах правильного хранения и ошибках, которые допускают при хранении медных икон, крестов и складней.

Проанализировав собранный материал, можно сделать вывод:

Картонные или пластиковые коробки, пищевая фольга, прозрачные полиэтиленовые пакетики с замком "zip-lock" не предназначены для хранения старинных вещей5.

Нельзя чистить старинные предметы химическими средствами! Основная ценность медной пластики заключается в её многовековой патине, которая является идеальной защитой от внешних воздействий.

Можно использовать мытье под проточной водой мягкой щеткой с небольшим количеством мыла (даже использование мыла не рекомендуется т.к. оно является слабой щелочью).

Пропитывать и натирать маслом или воском не стоит, всё это очень губительно для патины.

Лучше всего воспользоваться услугами профессионального реставратора, который удалит все окислы механически под микроскопом и подарит предмету вторую жизнь.

Хранение на полках самый многовековой способ хранения меднолитой пластики. При таком способе хранения стоит обратить внимание на материал, из которого сделана сама полка или шкаф. Стоит предпочесть натуральное дерево, пропитанное морилкой на водной основе т.к. пластмасса, панели из ДВП, лаки и пропитки,

5 https://dedpodaril.com/interesno/kiotnyy-krest.html

могут выделять пары, состоящие из различных химических соединений, которые могут нанести вред старинным предметам.

Влажность при хранении предметов из медных сплавов не должна превышать 50%. Предметы, хранящиеся на открытых полках, должны быть накрыты тонким материалом типа маркизет или туаль.

Пыль с поверхности предмета удаляют только мягкой кистью, но не тряпкой.

Отличный способ хранения медной пластики в настенных закрытых или открытых рамках.

Заключение.

Сейчас таких крестов сохранилось немного, так как большое количество патриарших распятий было переплавлено в годы борьбы со старообрядчеством еще во времена империи. Еще большая их часть погибла во времена воинствующего атеизма в первые десятилетия после Октябрьской революции. Наша задача — бережно хранить то, что осталось.

Кроме того, нужно отметить, что такие кресты могут использовать все православные, а не только одни старообрядцы. Стоит сказать, что изучение меднолитых киотных крестов находится на начальном этапе.

В ходе исследования я нашёл ответы на вопросы, интересующие меня с детства. Киотный крест является нашей семейной реликвией уже V поколений. Его история появления уходит в далёкое прошлое. Теперь я знаю значение каждого символа, изображенного на киотском кресте.

Мы рассмотрели способы правильного хранения предметов старины, которые имеют большую ценность и передаются из поколения в поколение. Я надеюсь, что созданная мной брошюра рекомендаций поможет правильно сохранить нашу семейную реликвию и будет передаваться от отца к сыну ни одно поколение.

Семейный киотный крест - это предмет, особо чтимый и хранимый в нашей семье как память о прошлом. Этим для меня семейная реликвия ценна вдвойне. Я понял, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Литература

http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/105-mednyj-kiotnyj-krest-iz-babushkinogo-sunduka.html

https://dedpodaril.com/interesno/kiotnyy-krest.html

Византийский Херсон. Каталог выставки / Отв. ред. И.С. Чичуров. М., 1991.

Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. Отд. VIII–XI. М., 1908.

Постников Н.М. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н.М. Постниковым. М., 1888.

Профессор Н.В. Покровский 1809–1909. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии. 1879–1909. СПб., 1909.

Ставрографический сборник. Кн. 3: Крест как личная святыня. М.

Фото из семейного архива.

Приложение

Приложение № 1

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

Приложение 14.

Приложение 15.

Просмотров работы: 1539