Профессиональное самоопределение школьников

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профессиональное самоопределение школьников

Сайриддинова  С.С. 1
1ГБОУ СОШ №14 г.о. Жигулевск
Подобутова  О.Н. 1
1ГБОУ СОШ №14 г.о. Жигулевск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Проблема: в настоящее время выбор профессии школьниками, а именно поступление в учреждения профессионального образования, дается очень сложно. Большинство молодежи не задумываются о своем будущем. Очень часто поступление в ВУЗы определяется далекими от личных интересов факторами. В целом 80% населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этому множество, но все же очевидно, что методы общего среднего образования практически не содержат профориентационных компонентов.

Актуальность научно-исследовательской работы: проблема профессиональной ориентации становится одной из важнейших, так как является общественной. От неё зависит состояние и занятость населения, а также развитие рынка труда. Тем более, в связи с существующей социально-экономической ситуацией в стране, возрастают требования к уровню профессиональной подготовленности кадров. Все это актуализирует проблему профессиональной ориентации молодежи.

Цель работы: формирование у школьников способности к осознанному выбору сферы деятельности, соответствующей личным склонностям и интересам с учетом требований рынка труда.

Задачи:

• Создать систему мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности;

• Определить проблемы, стоящие перед подростком при выборе профессии;

• Формирование у детей начальных классов готовности к труду, т.е. их представление о будущей профессии;

• Информирование школьников о востребованных профессиях на рынке труда, о требованиях к личности;

• Анкетирование как получение и изучение информации, способствующей созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей;

• Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.

Гипотеза: я предполагаю , что профориентационные мероприятия помогают сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Пути решения проблемы: наиболее правильным путем к увеличению роли профориентации должно стать увеличение заинтересованности школьников к своему дальнейшему пути. Я предлагаю следующие пути решения:

1. Профильное обучение (которое у нас ведется в школе в 9-11 классах).

2. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут необходимы в любой будущей практической деятельности.

3. Увеличение количества практический занятий из разных областей деятельности.

4. Привлечение широкого круга специалистов – представителей профессий с целью создания разнообразной среды для получения образования.

Методы: информационно-справочные:

- теоретические: - синтез, классификация, сравнение, обобщение при написании теоретических аспектов работы, моделирование процесса управления профориентацией, анализ, конкретизация;

- практические: - анкетирование, наблюдение, анализ педагогической документации, беседа или интервью, консультирование.

2.Основная часть

• Подготовительный этап

На начальном этапе работы мной была разработана целая система мероприятий, направленных на профориентационную деятельность учащихся, классифицированная по возрастным категориям.

1.Начальные классы (1-4кл.)

2.Средние классы (5-8кл.)

3.Старшие классы (9-11 кл.)

Для чего же нужно было такое разделение? Информация, данная мной каждой из этих категорий, во многом отличается и воспринимается по-разному.

Ученики начальной школы находятся только на этапе представления о будущей профессии, а также формирования интереса к познанию мира и труду.

В то время как ученики старших классов уже выбирают свою будущую специальность и в соответствии с ней готовятся к экзаменам, усердно занимаются по предметам, готовятся к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ). Совершенно отличные друг от друга этапы жизни, поэтому и материал дается разный.

• Этап реализации

Начальная школа (1-4 кл.)

Целью профориентационной работы на данном этапе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

Задачи:

• Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий;

• Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов;

• Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;

• Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы;

• Вовлечение родителей в деятельность детей.

Проведенные мероприятия в начальной школе:

Викторина «Мир профессий»;

Классный час «Профессии моей семьи»;

Выставка рисунков «Я в будущем»;

Игра – путешествие «Мой выбор»;

Презентация занимательного толкового словаря «Разнообразен мир профессий», интерактивной презентации «Игра в профессии»;

Беседа с психологом на тему роли труда в жизни человека;

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия».

Результат: ученики начальных классов приобрели знания и представления о многих профессиях. Задумались о важности и необходимости каждой профессии. У детей возникло желание задуматься о выборе будущей специальности. Родители стали активными участниками образовательной деятельности.

• Этап реализации

Средние классы(5-8 кл.).

Цель: развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, а также формирование у учащихся основ профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.

Задачи:

• сформировать у учащихся активные позиции по отношению к выбору будущей профессии;

• сформировать у учащихся знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

• научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

• подготовить к профессиональному самоопределению.

Проведенные мероприятия:

• организация совместных мероприятий - недель профессий, специальности, внеклассных мероприятий, олимпиад;

• разработка и защита проектов на тему «Моя будущая профессия»;

• пресс-конференция с участием родителей;

• урок классификации профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда;

• профориентацинные уроки;

• просмотр учебных фильмов о профессиях;

• викторина «Что, где, когда?» о профессиях;

• закрытые и открытые беседы со школьниками;

• задания и тренинги на моделирование ситуации.

Результат: рассмотрение и анализ учениками различных вариантов профессий, ведение «профессионального портфолио», «карточки профессий», расширение работы с родителями по профессиональному самоопределению детей.

• Этап реализации

Старшие классы (9-11кл.)

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

В соответствии с вышеизложенным, я решила уделить этой категории особое внимание.

Цель работы в 9-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

Ход работы:

Профессиональное просвещение об актуальных специальностях на сегодняшний день.

Выявление факторов, влияющих на выбор той или иной профессии.

Анкетирование - определение типа будущей профессии по методике Е.А. Климова.

Разработка целостной системы мероприятий, направленных на профориентацию.

Кроме того, я решила выяснить, как обстоят дела с профориентацией молодежи не только в нашей школе, но и в самом г. Жигулевске. Именно с этой целью я отправилась в Министерство образования и науки Самарской области и взяла интервью у старшего методиста данного учреждения - Якушкиной Людмилы Николаевны. В нашей школе я побеседовала с завучем по профильному обучению. Также получила информацию от нашего психолога.

Вывод из данной мне информации следующий . Ситуация в городе по словам Людмилы Николаевны достаточно неплохая, профориентация является одной из важнейших задач работы с населением. К сожалению, ситуация в моей школе оставляет желать лучшего . Дети совершенно не понимают своей цели в жизни, не говоря уже о профессии. Поэтому я срочно решила брать ситуацию в свои руки. Как выяснилось из моих наблюдений:

1.Актуальные профессии на сегодняшний день.

• Программисты

• Менеджеры, причем менеджеры разных сфер деятельности от менеджеров подбора кадров, до менеджеров продаж и рекламных менеджеров

• Врачи

• Инженеры

• Логисты. Это специалисты, которые занимаются оптимизацией затрат на перевозку и хранения товаров;

• Рабочие специальности;

• Профессии сферы обслуживания;

• Экологи.

Следует учесть, что профессии меняются, но лишь одно качество работника во все времена будет наиболее ценным в любой хоть актуальной, хоть не актуальной специальности – это профессионализм и на это, прежде всего, обращают внимание работодатели и за это платят хорошую заработную плату

2.Факторы, влияющие на выбор профессии, по мнению учеников старших классов

Выбор карьеры — одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Здесь необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда. Я решила выяснить, какие же факторы преобладают при выборе профессии у старшеклассников. Именно с этой целью и провела опрос, результаты которого следующие:

1 место. Потенциальный доход. Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

2место. Наличие интересов,склонностей и талантов. Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности.

3 место. Престиж

4место. Влияние родителей, семьи. Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать, что это не единственный фактор.

5 место. Мнение ровесников, друзей. Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии — это личный выбор.

6 место. Знания профессий. Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

7 место. Влияние характера. Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

3.Анкетирование - определение типа будущей профессии по методике Е.А. Климова.

Е.А. Климов выделяет 5 психотипов личности:

Человек – природа – такой тип, характерен людям, стремящимся улучшить состояние окружающей среды, тем, кто легко идет на контакт с природой и животными. Это садовники, ландшафтные дизайнеры, работники лесной и садовой промышленности, ветеринары и экологи, исследователи флоры и фауны, зоологи, ботаники, а также геологи, картографы и метрологи.

Человек – человек – этот тип, как социальный, склонный к общению, помощи другим, взаимопониманию с аудиторией. Таким людям подходит работа, связанная с образованием, воспитанием, социальная деятельность, медицина, правовая помощь, журналистика, а также административная работа.

Человек – художественный образ – называет таких людей творческими, склонными к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности, и т.п. Такая личность может заниматься произведением чего-либо или творить произведения искусства (дизайнер, художник, композитор, писатель или режиссёр). А так же исполнять и изготавливать (оформитель, музыкант, ювелир, актер и так далее) или же работать с произведениями творчества (реставратор, маляр, шлифовщик, мастер росписи).

Человек – знаковая система – этот тип людей математического склада ума. Им подойдут такие профессии, как программист, бухгалтер, библиотекарь, экономист, нотариус, редактор, организатор делопроизводства, инспектор, историк, математик и тому подобное.

Человек – техника – определяет этот тип, как людей склонных к техническим видам профессий, обозначает способность к изготовлению деталей, техники, механизмов, восстановление и ремонт, изобретения и новшества, испытательные и проверочные работы.

После проведения работы я проанализировала полученные ответы и составила рекомендации по выбору профессии каждому ученику. Этот метод я применила используя сети Интернет.

Результат: данная анкета позволила старшеклассникам понять, какую сферу деятельности им лучше выбрать для будущей специальности, по которой они будут проходить профессиональное обучение после школы.

4. Разработка целостной системы мероприятий, направленных на профориентацию.

• Профессиональное просвещение - профинформация, профпропаганда и профагитация - подготовка средств наглядной агитации.

26.10.18г в ВУЗе им. Татищева г.о. Жигулевск проводился день открытых дверей, который и посетили учащиеся старших классов.

19.10.18г. – посещение завода АКОМ (г.о. Жигулевск). Экскурсия была наполнена рассказами о специальностях людей, работающих на заводе, затем были и игры и увлекательные викторины.

В сентябре для учащихся 9-11 классов была организована экскурсия на ГЭС. Жигулевская ГЭС одна из крупнейших гидроэлектростанций России и с самого начала строительства всегда находилась в центре внимания органов власти, СМИ, широкой общественности. Образ грандиозной стройки, богатая история, стратегическое значение станции, уникальное месторасположение и архитектура делают этот объект необычайно привлекательным.

Также в сентябре старшеклассники посетили ярмарку учебных мест в Жигулевском техникуме.

• Предварительная личностная и профессиональная диагностика – выявление интересов и характеристик личности в выбранной профессии.

• Профессиональная консультация - оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, помощь психолога.

• Проведение занятий по профориентации.

• Проведение профессиональных проб.

Результат: учащиеся проанализировали и обдумали информацию, данную мной, а также определились с выбором будущей профессии, а сейчас вплотную готовятся к сдаче экзаменов.

3.Заключение

Жизнеспособность данного проекта: широкие возможности использования, универсальный характер, пропаганда востребованных на рынке труда профессий и специальностей.

Вывод: Итак, работа и профессия являются неотъемлемыми составляющими человеческой жизни.

Реализация мероприятий, предусмотренных работой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психолого-педагогическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии, специальности,

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях, улучшить социальную адаптацию выпускников.

Я довольна своим проектом .Цели и задачи, поставленные мною в начале были полностью достигнуты. К сожалению, пока что изучение личности учащихся и помощь в профессиональном самоопределении проводится планово и систематически лишь в очень немногих школах. В других школах оно проводится недостаточно целенаправленно, а во многих вовсе не проводится. Я думаю, что разработки, представленные в данной работе, окажут некоторую помощь в организации этой деятельности.

4.Список литературы.

1. Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.

2. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984

5. Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.

6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с

7. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.

8. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.

9. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.

10. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.

11. Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.

12. Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с

13. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.

14. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.

Просмотров работы: 284