Влияние темперамента на взаимоотношения между подростками

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние темперамента на взаимоотношения между подростками

Макина Е.В. 1
1МОУ СОШ № 10 города Кыштыма Челябинской области
Заварзина С.В. 1
1МОУ СОШ № 10 города Кыштыма Челябинской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся, у нас разные поведенческие реакции?

Актуальность данной проблемы несомненна, так как темперамент имеет разнообразные характеристики, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе. Особенности темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, психических процессах, общении, а также способах, которыми человек реализует свою деятельность, освоение знаний. Знание этих особенностей позволяет подходить к человеку с позиции толерантности.

Целью данного проекта является изучение влияния темперамента на взаимоотношения между подростками.

Объект – типы темперамента.

Предмет - совместимость темпераментов

Задачи проекта:

изучить литературу по данному вопросу;

определить типы темпераментов учащихся шестых классов;

выяснить, каким образом приобретается темперамент человеком;

определить, каким образом темперамент влияет на взаимоотношения между подростками;

составить рекомендации для ребят с разными типами темперамента.

В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:

1. Поиск информации по теме;

2. Анкетирование;

3. Анализ полученной информации.

Практическая значимость состоит в том, что материалы данного проекта могут применяться на классных часах и уроках обществознания.

Гипотеза: можно ли зная особенности типов темперамента, улучшить взаимоотношения между подростками.

Глава 1.Что такое темперамент

1.1 Развитие представлений о темпераменте

В истории учения о темпераменте можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие его проявления в поведении:

гуморальные теории

морфологические теории

теория темпераментов И.П. Павлова на основе типов высшей нервной деятельности.

Гуморальные теории связывают темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Гиппократ сделал первую попытку выяснить, чем предопределяются индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален пришли к выводу, что эти различия определяет разное соотношение основных видов жидкости в организме человека. Если преобладает кровь (лат. sanguis) - человек ведет себя как сангвиник, если слизь (гр. phlegma) - флегматик, если желтая желчь (гр. choie) - холерик, черная желчь (гр. melania choie) - меланхолик. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровое состояние человека, тогда как непропорциональное соотношение является источником различных заболеваний.

Аристотель также утверждал, что различные типы темперамента порождаются качествами крови человека. Так, от этого зависит общая двигательная активность человека. Аристотель выделял такие качества крови, как скорость оседания, степень плотности и теплоты. Например, легкая кровь присуща сангвиникам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жидкая - флегматикам.

Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психиатру Э. Кречмеру, который выделил три основных типа телосложения и поставил им в соответствие три основных типа темперамента.

Астеник: худой, узкоплечий, плоскогрудый, с отставанием веса тела от его длины. Шизотимический тип темперамента – живет сам в себе, скрытен, внешне робок, упрям, не любит различного рода изменений, склонен к шизофрении.

Атлетик: широкоплечий, с развитой мускулатурой. Иксотимический тип темперамента – самоуверенный, деятельный, либо слабо впечатлительный, сдержанный, спокойный, склонен к эпилепсии.

Пикник: плотная фигура, лицо круглое с мягкими чертами, часто коренастая фигура. Циклотимический тип темперамента – коммуникабелен, легко идет на контакт с другими, добродушен и правдив, склонен к маниакально-депрессивному психозу.

Исследования Э. Кречмера продолжили У. Шелдон и К. Конрад. Но морфологический подход не удовлетворял требования повседневной психологической практики.

И.П. Павлов в своей теории сблизил понятия нервная система и темперамент. Он показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих компонентов дает объяснение темпераментам Гиппократа.

1.2 Физиологические основы темперамента человека

Темперамент – это совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности.

Физиологическую основу темперамента по теории И.П. Павлова составляют свойства нервной системы:

1) сила (способность выдерживать большие нагрузки);

2) уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения);

3) подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей можно разделить на четыре типа темперамента. Первый тип - сангвиники (сильные, уравновешенные, подвижные). Второй тип - флегматики (сильные, уравновешенные, инертные). Третий тип - холерики (сильные, неуравновешенные, подвижные). Четвертый тип - меланхолики (слабые, неуравновешенные, инертные).

Психологическую основу темперамента в соответствии с личностной теорией Г. Айзенка составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность) и в эмоциональной устойчивости или неустойчивости.

Поскольку экстра-интровертированность и эмоциональность находятся в тесной связи со свойствами нервной системы, типы темпераментов могут быть представлены следующим образом: сангвиник – эмоционально устойчивый экстраверт. Флегматик – эмоционально устойчивый интроверт. Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт. Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт.

Психологи выделяют четыре так называемых "чистых" типа темперамента. (Приложение 1) Однако, в жизни же чаще всего встречаются смешанные типы.

Кроме того, поведение человека зависит не только от его темперамента; здесь играет роль и воспитание, и условия жизни. Образно говоря, темперамент служит природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера. Так, при неправильном воспитании у человека могут взять верх отрицательные качества темперамента. Например, у сангвиника будут преобладать поверхностность и непостоянство, у холерика невыдержанность, вспыльчивость, у флегматика – лень и безволие, у меланхолика – замкнутость и боязливость. Воспитание и самовоспитание должны быть направлены на преодоление отрицательных черт темперамента и на развитие положительных. (Приложение 2)

1.3 Взаимодействие темпераментов

Отношения между людьми определяются не только уровнем их воспитанности и общими интересами. Большую роль здесь играет темперамент, от которого зависят многие поведенческие реакции человека. Поэтому при выстраивании отношений с окружающими людьми в коллективе, в семье или дружеском кругу нужно учитывать совместимость темпераментов, чтобы не натолкнуться на отчуждение и непонимание.

Холерик достаточно сложный тип в плане общения. Взаимодействие с другим человеком такого же типа может привести к конфликту за зону влияния, так как холерикам достаточно часто важен контроль над ситуацией. К сангвиникам холерики относятся достаточно спокойно. Напряженность может возникнуть лишь из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но сангвиник, как гибкий тип, просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения. Самое лучшее сочетание холерики имеют с флегматиками. Так как флегматики терпеливо переносят эмоциональные вспышки холериков и импонируют им своей серьезностью, надежностью и ответственностью. В холерическом типе несовместимость темпераментов больше всего проявляется с меланхоликами из-за силы первого и слабости последнего типа.

Как уже говорилось, флегматики прекрасно сочетаются с холериками в силу своего спокойствия. Достаточно неплохие, но немного монотонные отношения складываются у флегматиков с меланхоликами. В таком союзе неизбежно будет присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастать отчужденность из-за недостатка инициативности. Не очень гладко складываются отношения флегматика с сангвиником. В силу своей рациональной инертности флегматик никак не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. С другой стороны, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии друг к другу не замедлят проявиться. Во взаимодействии с собственным типом у флегматиков будет присутствовать постоянный покой и взаимопонимание. Но в будущем такое общение надоест из-за пассивности обоих.

Сангвиники общительны и активны, поэтому являются и прекрасными слушателями, и идеальными говорунами. Легче всего уживаются два сангвиника, так как представители этих темпераментов не зацикливаются на разногласиях. Среди других типов лучше всего рядом с сангвиником себя чувствует меланхолик: иррациональные переключения первого его не только не раздражают, а наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей. Сангвиники вообще неплохо общаются с другими людьми, независимо от типа темперамента.

Меланхолики являются самым трудным типом в плане общения. Они плохо находят контакты с другими людьми в силу обостренного ощущения недоброжелательства. Причем это ощущение часто является гипертрофированным. Поэтому меланхоликам нужен свой сангвиник, который сможет растормошить их. (Приложение 3)

Учитывая эти особенности совместимости разных темпераментов, можно построить гармоничные отношения практически с любым человеком. 

Глава 2. Анализ влияния темперамента на взаимоотношения обучающихся 6-х классов МОУ СОШ № 10

Класс, в котором я учусь, отличается тем, что он самый шумный в школе. На переменах большинство одноклассников бегает по коридорам. На уроках многие перебивают учителя и выкрикивают, в результате это влияет на снижение успеваемости. Поссорившись, ребята очень бурно выясняют отношения. Нами была поставлена задача определить причины такого поведения на основе теории о темпераментах.

В ходе нашего исследования мы провели анкетирование среди учащихся МОУ СОШ № 10 города Кыштыма, целью которого было определить тип темперамента. Были опрошены учащиеся 6а и 6б классов, всего 51 человек.

Для определения типа темперамента подростков мы воспользовались методикой Г. Айзенка. Опросник включает в себя 60 вопросов, направленные на выявление естественного способа поведения. (Приложение 4)

При обработке анкетирования мы интерпретировали результаты по трем типам шкал. Шкала 1 – шкала экстраверсии – интроверсии, шкала 2 - эмоциональной стабильности – нестабильности, шкала 3 – достоверность.

Мы смогли определить результаты только у 28 человек, так как остальные 23 – не прошли шкалу достоверности. Скорее всего, эти ребята стремились давать социально одобряемые ответы на вопросы. С другой стороны, не все подростки в этом возрасте могут объективно оценить себя. Школьный психолог Шарабрина С.Г. объяснила нам, что в дальнейшей обработке надо учитывать анкеты только тех, кто прошел шкалу достоверности.

Проанализировав анкеты по первой шкале, мы получили следующие результаты: 25 человек (из 28 чел.) являются экстравертами, т.е. психическая активность у нах направлена на окружающий мир. Лишь 3 человека имеют черты интроверта, а значит, их активность направлена в свой внутренний мир. (Приложение 5, диаграмма 1)

По шкале эмоциональной устойчивости/неустойчивости выяснилось, что 9 человек эмоционально стабильны и 19 человек – эмоционально нестабильны, т.е. плохо управляют своими эмоциями. (Приложение 5, диаграмма 2)

Поскольку экстра- интроверсия и эмоциональность находятся в тесной связи со свойствами нервной системы, то их сочетание и составляет темперамент. Соединив шкалу 1 и шкалу 2, мы определили темперамент.

Анкетирование показало, что большинство опрошенных (из тех кто прошел шкалу достоверности) по типу темперамента оказались холериками (57%). 14% шестиклассников – сангвиники, 7% - флегматики, 21% - меланхолики. Среди тех, кто не прошел шкалу достоверности, предполагаемых холериков тоже больше половины. (Приложение 6, диаграмма 3)

Таким образом, мы выяснили, что среди наших шестиклассников преобладают эмоционально нестабильные экстраверты или холерики. По теории совместимости темпераментов труднее всего уживаются друг с другом именно холерики. В нашей параллели шестых классов представителей этого типа оказалось более половины. Таким образом, становятся понятны причины проблем с дисциплиной.

Для того чтобы преодолеть существующие проблемы во взаимоотношениях между подростками и повысить успеваемость надо стараться преодолеть отрицательные качества, связанные с типом темперамента. На основе рекомендаций психологов нами были составлены советы для каждого типа темперамента.

Холерик

необходимо соблюдать режим дня

за два часа до сна – только спокойные игры и занятия

необходимо развивать сосредоточенное внимание (настольные игры без соревнования, занятия лепкой, рисованием, конструированием)

развивать умение управлять собой и своими эмоциями (участвовать в командных играх, в том числе подчиняться)

учиться спокойно говорить, не перебивать.

Сангвиник

развивать умение сосредотачиваться на начатом деле и доводить его до конца

акцентировать внимание на качественном выполнении работы

важно, чтобы формировались устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности

учиться выстраивать устойчивые отношения с товарищами и одноклассниками.

Флегматик

чаще участвовать в играх соревновательного характера

заниматься подвижными видами деятельности и спортом

развивать эмоциональное отношение к окружающим, деятельности.

Меланхолик

полезно заниматься подвижными видами деятельности

чаще участвовать в совместной деятельности, коллективных играх

развивать умение общаться со сверстниками и общительность

развивать целеустремленность, упорство

учиться анализировать ошибки и видеть в них подсказку к будущим успехам.

Данные советы мы раздали ребятам в соответствии с типом темперамента. Конечно, не все отнеслись серьезно к ним, но большинство опрошенных шестиклассников прислушались и старались выполнять рекомендации. Через некоторое время стали заметны некоторые изменения. Дисциплина и внимание во время уроков улучшились, стало меньше конфликтных ситуаций между ребятами. Надо сказать, что это не столько заслуга силы воли подростков, сколько заинтересованность в нашем эксперименте классного руководителя, учителей и школьного психолога, которые напоминали о необходимости работать над собой. Но мы думаем в дальнейшем ребята научатся самостоятельно регулировать свое поведение.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Знание особенностей темпераментов помогает развивать их положительные стороны и преодолевать отрицательные, а также находить общий язык с другими людьми.

Заключение

В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам.

Темперамент – это совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности.

Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей можно разделить на четыре типа темперамента. Первый тип - сангвиники (сильные, уравновешенные, подвижные). Второй тип - флегматики (сильные, уравновешенные, инертные). Третий тип - холерики (сильные, неуравновешенные). Четвертый тип - меланхолики (слабые).

Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность) и в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости.

Поскольку экстра-интровертированность и эмоциональность находятся в тесной связи со свойствами нервной системы, типы темпераментов могут быть представлены следующим образом: сангвиник – эмоционально устойчивый экстраверт. Флегматик – эмоционально устойчивый интроверт. Холерик - эмоционально неустойчивый интроверт. Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт.

На основе многолетнего исследования установлено, что при постоянном общении наиболее совместимыми типами темпераментов являются: холерический с флегматическим и сангвинический с меланхолическим. Самые сложные отношения складываются между двумя холериками, потому что оба активны и плохо управляют своими эмоциями.

В ходе анкетирования шестиклассников МОУ СОШ № 10 выяснилось, что более половины из них являются холериками. Это обстоятельство объясняет очень бурный характер взаимоотношений между ними.

Анкетирование, проводимое в ходе исследования вызвало большой интерес у ребят к этой теме, поэтому были разработаны рекомендации для различных типов темперамента.

Список источников

Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. – 2‑е изд., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.

Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.

Что такое темперамент. http://tolkslovar.ru/t1554.html

Типы темперамента человека. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/ temperament.html

Приложение 1

Сангвиник

Это, человек с большой силой нервных процессов, хорошо уравновешенных, значительно подвижный. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни, трудностей не боится. Он живой, активный, хорошо работает, когда у него много интересных дел; он всегда ищет новых впечатлений, а если их нет, он становится скучным и вялым. Неудачи сангвиник переносит легко, легко прощает ошибки себе и другим; чаще он оптимист, весел, находчив, плохое настроение у него быстро проходит. Он горячо берется за разные дела, но легко остывает, забрасывает начатое потому, что увлекается чем-либо новым. В решениях ему недостает продуманности, в интересах постоянства, в поступках упорства и настойчивости. Зато, какой это отзывчивый, добрый и незлопамятный человек, как он много знает обо всем, как он всегда готов прийти на помощь, забыв о своих делах...

Флегматик

Это сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, то есть он характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. С точки зрения подвижности флегматик является противоположностью сангвинику, он реагирует на все спокойно и медленно, не склонен к перемене окружения, не нуждается в быстрой смене впечатлений. Настроение его всегда ровное и постоянное, вид невозмутимый и спокойный; мимика и жесты, в отличие от сангвиника, однообразны, голос маловыразительный, речь и движения медлительны. Он тщательно обдумывает и планирует свои дела и поступки, а, приняв какое-либо решение, выполняет его последовательно и неотступно. Неожиданностей и перемен он не любит. Ему требуется много времени для раскачки, переключения внимания на новые объекты и условия. Тяготеет к старым, привычным способам действия, уважает традиции.

Холерик

Это сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения над торможением. Такие люди отличаются большой жизненной энергией, но им не хватает самообладания, они вспыльчивы и несдержанный. Об этом тоже Павлов писал, что это "боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся". Их настроение неустойчиво, они склонны к резким эмоциональным вспышкам: радости, гнева, печали и, чувства их сильны и глубоки, целиком их захватывают, и полностью отражаются в мимике речи, поведении. Они меньше других типов думают об опасности, действуют смело, решительно. Делу отдаются со страстью и увлечением, их энергия, инициатива увлекает других людей за собой. Но как портит им жизнь неучтивость, вспыльчивость, неумение сдерживать свои чувства!

Меланхолики

Они характеризуются слабостью, как процессов возбуждения, так и торможения. Поэтому они часто пассивны, заторможены. Это люди чувствительные, легкоранимые, обидчивые, склонные к плохому настроению, болезненно реагирующие на любые прикосновения жизни. У них часто развивается чувство неуверенности в себе, собственной неполноценности, они подолгу переживают даже мелкие неудачи, а трудности и препятствия кажутся им непреодолимыми. С новыми людьми держится скованно и отчужденно. Такие люди не любят быстрой работы, им нужны частые перерывы на отдых. Голос у них негромкий, речь замедленная, мимика и жесты бледные, движения часто скованные. Но меланхолики способны на глубокие и утонченные чувства, на глубокую привязанность и понимание.

Приложение 2

Приложение 3

Совместимость темпераментов

Темперамент

Трудные отношения

Нейтральные отношения

Отличные оношения

холерик

меланхолик, холерик

сангвиник

флегматик

сангвиник

флегматик

холерик, сангвиник

меланхолик

меланхолик

холерик

флегматик

сангвиник, меланхолик

флегматик

сангвиник

меланхолик

холерик, флегматик

Приложение 4

Личностный опросник Г. Айзенка

Ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа – важна первая реакция.

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?

18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?

21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь усталость?

24. Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?

26. Обидчив(а) ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе нравятся подвижные игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?

54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?

55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?

59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?

60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?

Приложение 5

Шкала экстраверсии – интроверсии

Диаграмма 1

Шкала эмоциональной устойчивости - неустойчивости

Диаграмма 2

Приложение 6

Тип темперамента шестиклассников

Диаграмма 3

Просмотров работы: 6121