«Канзаши» - украшения для волос

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Канзаши» - украшения для волос

Мартынова В.П. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги
Куренкова Т.В. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Рукоделие – не от безделья, не отвлечение от суеты.

Оно – сердца прикосновение и лечение для души!

Ручное творчество давно стало частью искусства. Оно отражает культуру народа. Однако, наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям. На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия, изготовленные своими руками. Прекрасное японское искусство зачаровало нас своей красотой и яркими цветами. Тема нашей работы: «Канзаши» - украшения для волос».

Практическая значимостьТехникой «Канзаши» может овладеть практически каждый, потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание. Достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений: броши, поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий. (ПРИЛОЖЕНИЕ I) «Канзаши» доступен всем потому, что шёлковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине. Результат нашей работы может быть использован при проведении мастер-классов и учебных занятий по технологии.

Новизна Рукотворное изделие очень дорого ценится и пользуется большим спросом на рынке. Мы решили сделать популярные украшения для волос в технике «Канзаши». Сегодня это японское искусство весьма востребовано. В его основе лежит оригами. Только складывают не бумагу, а небольшие квадраты из ткани. Каким это искусство может стать в России мы постарались исследовать в рамках нашей работы.

Цель: изготовление современных украшений для волос в технике «Канзаши».

Задачи: изучить литературу по теме работы; проанализировать связь искусства «Канзаши» с особенностями времён года; представить современные украшения для волос в технике «Канзаши».

Объект исследования: японское искусство кандзаси. Предмет исследования: создание современных украшений для волос в технике «Канзаши». Гипотеза: традиционную национальную технику изготовления украшений для волос «Канзаши» можно применять в современных условиях.

Методы исследования: изучение литературы; анализ; наблюдение; описание.

I. Кандзаси - национальное достояние Японии

С японского языка это название дословно перевести невозможно. Кстати, лучше говорить «кандзаси». [13]

Кандзаси — японское традиционное женское украшение для волос. Считается, что оно получилось из двух слов: «ками» и «сасу».

Первое означает волосы, второе переводится как «втыкать». То есть, по сути, канзаши – это всевозможные украшения для волос. (ПРИЛОЖЕНИЕ I) Но многие так называют целое направление искусства, подразумевающее под собой изготовление различных чудесных вещиц из лент, бусин и прочих деталей.

История оригинального украшения уходит в прошлое японской моды примерно на четыре века назад. Именно в то время у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Всем известно, что японцы – непревзойденные мастера утончённого дизайна. Это и шёлковые кимоно, и радужные веера, и изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом Страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос. К тому же ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из обычного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный. [10]

Кандзаси делают как любители, так и профессионалы. Автор украшения должен знать о принципах его создания, о сочетаемости материалов и приемлемости используемых орнаментов для ношения в определённые сезоны. Изготовитель должен был пройти сертификацию у известных мастеров, соблюдать все традиции и ритуалы, включающие в себя паломничество в храмы и даже фазу луны.[14] Кандзаси - это не только украшения для волос, это целая философия.

В Японии, в отличие от других стран, их носят по определенным правилам: в строгом соответствии социальному положению, возрасту, одежде. 13]

Вывод: ношение кандзаси в Японии имеет строгие традиции, а в других странах аксессуар восхищает своей изысканностью, набирает популярность и не имеет ограничений в использовании.

II. Искусство «Канзаши» и времена года

Обычай украшать себя живыми цветами, в качестве защиты от злых духов, появился в Японии с незапамятных времён. Правда, сорванные растения вянут, а сделанные из тончайшего шёлка лепесточки, посаженные на крепкий рисовый клей, передаются из поколения в поколение. Причём каждому из месяцев календаря соответствует определённый цветок.[10,14]

Чтобы традиционную национальную технику «Канзаши» можно было применить в современных условиях, изготовить в этой технике оригинальные украшения, мы решили проанализировать древнерусские названия месяцев, некоторых праздников, связанных с временами года.[3,4,8,9,16] Попробовали подобрать подходящие растения родного края.[7]

Месяцы Цветы (Япония)

Древнерусское название месяца и праздников

Цветы Россия (Калуга)

Январь. Январским мотивом являются китайская астра, рисовый колос и маленькая фигурка голубя, приносящая удачу в Новом году.

«Просинец» - начинает показываться синева неба.

В природе нет цветущих растений.

Февраль. Подходят цветы сливы, тюльпаны.

"Сечень" или "снежень" - от белоснежного времени или по глаголу сечь - сезон вырубки леса или за метели, обычные в этом месяце.

Март. Символы марта — нарциссы, цветы персика, пионы, бабочки.

«Сухий» - в некоторых местах уже таял снег, подсыхала земля.

Масленица – день весеннего равноденствия (21-22 марта)

Подснежник белоснежный или галантус снежный

Символом может стать солнышко.

Апрель. Апрель — месяц цветения сакуры и проведения праздника любования цветами вишни. Кроме неё в апреле кандзаси часто украшает крохотный фонарик.

«Березень» - начало цветения берёзы или «первоцвет»

Жёлтые мать-и-мачеха, гусиный лук, ветреница лютичная, одуванчик. Первые бабочки (крапивница и лимонница)

Май. Глициния и ирисы на кандзаси говорят, что наступило лето, май.

«Травень» - буйство растущих зелёных трав или «цветень»

Сине-фиолетовые медуница, хохлатка, сон-трава, пролеска, печёночница, крокус, мышиный гиацинт, чина

Июнь. Японский июнь очень дождлив и с ним традиционный календарь связывает плакучую иву и маленький бумажный зонтик. Отсюда название «Мир цветов и ив»

«Изок» - так назывался кузнечик, которых в этом месяце было в изобилии. «Разноцвет» - природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений.

Купайло(Иван Купала) – летнее солнцестояние (21-22 июня) Праздновался с кострами, венками [1], поиском папоротника и т.д.

Иван-да-марья, папоротник, герань, василёк, мята, колокольчик, нивяник, клевер.

Символами могут стать радуга и кузнечик

Июль. Каждый год мода на июльские кандзаси меняется. Постоянны, однако, круглые веера, стрекозы.

«Червень» - от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). «Серпень» - от слова «серп», указывающего на время жатвы.

20 июля - Перунов день (Перун — бог-громовержец) позже с принятием христианства отмечается Ильин день. Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия.

Священным деревом Перуна был дуб, а из цветов — ирис [5]

Красные ягоды земляники, малины, костяники, смородины.

Символами могут стать жёлтые колосья

Август. Августовские мотивы — пурпурный вьюнок и ковыль.

«Зарев» - от сияния зарницы.

Красные плоды яблонь, бузины, рябины.

Сентябрь. Цветы сентября — японский колокольчик тёмно-розового цвета, клевер, хризантемы, гвоздика.

«Рюен» - возможно, от рёв животных. "Хмурень" - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. "Вересень" - начинает цвести вереск. Осенины – осеннее равноденствие (22-23 сентября)

Розовые вереск, гвоздика-травянка, космея, плоды бересклета, астры.

Октябрь. Октябрь — это хризантемы. Хризантемы очень любят в Японии, они — государственный символ императорского дома. Кандзаси делают с белыми и красными хризантемами. Это сочетание означает разгар осени.

«Листопад» - от осеннего падения листьев.

"Свадебник" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне. Свадебный венок — символ вечной долгой любви и счастья, как и другие свадебные атрибуты, имеющие форму кольца или круга (кольцо, калач, каравай).

Жёлтые пижма, девясил, кульбаба.

Листья деревьев

Белые ромашки.

Ноябрь. Облетающие листья — ноябрьский мотив. На ноябрь приходится осенний праздник любования кленовыми листьями.

«Грудень» - от груд замёрзшей земли со снегом.

В природе нет цветущих растений.

Декабрь. Причёски украшают особыми кандзаси, с сосновыми иглами и белыми цветами, похожими на маленькие комочки, насаженными на ветки — символ Нового года.

«Студень» - от стужи и морозов в эту пору.

Коляда – зимний солнцеворот (21-22 декабря)

В природе нет цветущих растений.

Выводы:

Искусство «Канзаши» имеет связь с каждым месяцем японского календаря и отражает приметы времени года, характер сельскохозяйственных занятий, обычаи и обряды, повторяет природное цветение растений в разные времена года. Считалось, что эти аксессуары не просто служили для украшения, а также могли защитить от сглаза и от злых сил.

В древней Руси названия месяцев были связаны с названием природных явлений, характерных для годичного цикла.

Русские девушки в различных обычаях и обрядах часто использовали венки. Анализ картин русских художников подтверждает наши исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ II) Поэтому формой проектного украшения для волос в технике «канзаши» стал венок, объединяющий месяцы по временам года.

Нам удалось подобрать растения к весенним, летним и осенним месяцам. Так как в природе нашего края в зимние месяцы нет цветущих растений, мы решили пофантазировать и придумать их самостоятельно. Калуга — колыбель космонавтики, поэтому и цветы стали космические. (ПРИЛОЖЕНИЕ III)

III. Изготовление современных украшений для волос в технике «Канзаши»

Основополагающий элемент «канзаши» – это цветы. Существуют различные виды и вариации, от самых простых форм до многоуровневых и сложных. Составляющей любого цветка являются лепестки. Они делаются из лент и могут быть самыми разными: острыми, овальными, круглыми, многослойными и объёмными. [2, 12, 15, 16] Всё зависит от ваших навыков и фантазии.

Цветы при желании можно обрамить листочками, также они украшаются бусинками, камнями, стразами, блёстками и прочими декоративными элементами. Ещё один важный элемент – это бантики. Они тоже могут быть разнообразными и очень интересными.

Мы сделали наброски для венков, характерных каждому времени года в технике «Канзаши». (ПРИЛОЖЕНИЕ III)

Материалы, инструменты и приспособления, которые потребовались для работы: атласные ленты синего и белого цвета; линейка, ручка, портновский карандаш или мел для разметки ткани; ножницы для вырезания заготовок; длинный пинцет для работы с мелкими деталями; иголка с ниткой для соединения лепестков; паяльник, свечка или зажигалка для опаливания краев ткани и соединения деталей; фурнитура, бусины; клей "Момент-кристалл" или клеевой (горячий) пистолет.(ПРИЛОЖЕНИЕ I)

Техника изготовления. (ПРИЛОЖЕНИЕ IV) Существуют два основных вида лепестков для «Канзаши» - острый и круглый.

Острый лепесток.Нужно взять кусочек ленты и согнуть его пополам по диагонали, потом еще раз пополам и в третий раз тоже пополам. Получится многослойный треугольник. Теперь острый угол треугольника, где сходятся концы ткани, опаляем о пламя и прижимаем пальцами, чтобы все скрепилось. Тупой угол треугольника нужно немного подрезать и тоже «спаять». Обрезать нужно в зависимости от того, какую толщину лепестка вы хотите получить. Таких лепестков-заготовок нужно сделать несколько штук. Потом собрать их на нитку — получился цветок. Затем замаскировать пустую серединку бусинкой или пуговкой, посадив её на клей.

Круглый лепесток.Квадратик складываем пополам. Теперь острые углы треугольника притягиваем к тупому и спаиваем. Получился опять квадратик. Заготовку нужно перевернуть спаянным уголком вниз, боковые уголки притянуть к центру квадрата и спаять их. Сложить заготовку пополам, а потом перевернуть и расправить лепесток.

Когда лепестков будет нужное количество, можно собирать цветок. Из цветков собираем венок. (ПРИЛОЖЕНИЕ III)

Вывод:мы получили красивое украшение для волос, выполненное своими руками в традиционной технике канзаши, уникальное и неповторимое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире техника «канзаши» стала довольно популярной. Мастерицы делают не только шикарные украшения для волос, но и аксессуары для одежды, элементы декора дома и многое другое. Использование элементов украшений позволяет обрести выразительный образ.

Наша гипотеза: традиционную национальную технику изготовления украшений для волос «Канзаши» можно применять в современных условиях подтвердилась. Практическая и теоретическая часть работы может быть использована как наглядный материал при проведении мастер-классов и учебных занятий по технологии.

Мы получили изделие, изящное как японское искусство, но одновременно и русское, связанное с народными традициями и пронизанное новыми значениями.

Библиография

Венок / Виноградова Л. H., Толстая С. M.// Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. Ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 314–318. 7

Зайцева, А.С. Канзаши: цветочное очарование Японии своими руками / А.С. Зайцева. – Волгогр.:2015. – 23 – 87 с.

Карамзин Н. М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2009. 4

Левкиевская Е. Е. Культ деревьев // Мифы русского народа. — : Астрель, Аст, 2000. — С. 68–72. — 527 с.  1

Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие/Г.М. Логвинеко. – М.: Владос. 2008. – 144 с.

Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — : Правда, 1991. — 496 с. 5

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: «Просвещение», 1991. -208с.

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — : Наука, 1987. — 782 с.

Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — : Современник, 1991. — 129 с.  3

Сухова, О.В. Японское искусство канзаши /О.В.Сухова. – М.:2008. – 45–155 с.

Творогов О. В., Гимон Т. В. Остромирово Евангелие // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 581-582. (Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века) 6

Технология. В.Д.Симоненко. Обслуживающий труд. 5-9 класс – М: Вентана - Граф, 2010.

Хюбнер Христиане, переводчик Кайсарова Л.И. «Канзаши» Японские украшения для волос и аксессуары из ткани, изд. Арт-родник, 2014г. Серия «Золотые руки».7

Царёва Г.И. Всё о Японии, Профит Стайл, 2008.

«Подарки своими руками», журнал «Вяжем для семьи» №5 2012года с. 21-22

Интернет-ресурсы

http://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/ Заметки мастеру «Канзаши» http://www.magic-dom.ru Мастер-классы «Домашняя волшебница» http://www.monpasie.com/ru/silkstrings/flowers/kanzashi1 http://www.zlatoshveika.com/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Японский и славянский календарь https://slavtradition.com/nasledie/prazdniki/1875-slavyanskij-kalendar Славянский календарь

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Искусство «Канзаши»

Источники: miuki.info, Википедия.


 

 

 

Мартовские цветочные кандзаси

Июньские кандзаси с ивой

Октябрьские кандзаси с хризантемами

 

 

Апрельские канзаси с сакурой (вишней)

Канзаси. Витрина магазина

Современные работы в технике «Канзаши»

Инструменты для работы в технике «Канзаши» (фото автора)

ПРИЛОЖЕНИЕ II Венок Картины русских художников

Источники:https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/

 

 

Константин Егорович Маковский. «Головка девочки» 1889.

Орест Адамович Кипренский «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» 1819

 

 

Пален Мария Ивановна "Портрет крестьянской девушки с венком на голове"- вторая пол.19 в.

Андрей Алексеевич Шишкин «Рябиновый венок» - вторая пол. 20 в.

 

 

Василий Пукирев «Неравный брак», 1862. Фрагмент

Коновалов Василий Васильевич «К алтарю» 1896

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Эскизы венков и готовое изделие

Эскиз венка весны (фото автора)

Эскиз венка лета (фото автора)

Эскиз венка осени (фото автора)

Эскиз венка зимы (фото автора)

Венок зимы (фото автора)

ПРИЛОЖЕНИЕ IV Этапы работы

п/н

Наименование операции

Технические условия

Фото автора

Необходимые инструменты, приспособления

1.

Изготавливаем лепесток.

Берем отрезок ленты длинной 10см, шириной 5см. Опаливаем с обеих сторон необработанные концы.

 

-Лента,

-Ножницы,

-Зажигалка или свеча,

-Линейка.

2.

Изготавливаем лепесток.

Складываем ленту уголками к центру. Закрепляем булавками.

 

- Булавки (2 шт).

3.

Изготавливаем лепесток.

Складываем ленту в цент уголками еще раз. Закрепляем булавками.

 

- Булавки (2 шт).

4.

Изготавливаем лепесток.

Прошиваем ленту с двух сторон.

 

- Игла с ниткой.

5.

Соединяем лепестки вместе.

Прошиваем несколько «лепестков» одной нитью.

 

-Игла с ниткой.

6.

Соединяем лепестки вместе.

Стягиваем несколько лепестков вместе, закрепляем нить на обратной стороне.

 

-Игла с ниткой.

7.

Соединяем 2 слоя цветка вместе.

Склеиваем 2 слоя «Цветка».

 

-Клей-пистолет,

-Клей.

8.

Собираем венок из цветков.

Приклеиваем на проволоку цветки. Закрываем обратную сторону цветков кусочками фетровой ткани.

 

-Проволока,

-Клей-пистолет, клей,

- Кусочки фетра.

Просмотров работы: 200