Использование оптических иллюзий в изобразительном искусстве

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование оптических иллюзий в изобразительном искусстве

Сусарева А.С. 1
1Самарский медико-технический лицей
Кунаковская Н.Ю. 1Сусарев С.В. 2
1Самарский медико-технический лицей
2СамГТУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Оптические иллюзии в искусстве получили широкое распространение ещё в древности. Это связано с тем, что само понятие оптических и эмоциональных иллюзий очень близко творчеству. Любое творчество в своей основе базируется на различных видах иллюзий. По словам психологов - восприятие любого произведения искусства зависит от индивидуальных особенностей человеческого мозга.

Искусство и творчество – немаловажные вещи в жизни человека. Если вы не самовыражаетесь в живописи, графике или литературе, то произведения великих авторов вас точно окружают. Существует огромное количество техник, способов и методов выражения мастерства.

Меня заинтересовали оптические иллюзии. Они представляют собой нечто волшебное, а их многообразие завораживает. Поэтому мне захотелось разобраться в их основе и посмотреть каким образом можно использовать оптические иллюзии в искусстве.

Большинство детей не видят смысла в изучении и понимании изобразительного искусства, поэтому рассматривая искусство с помощью интересных для них тем, можно вызвать интерес к изучению искусства. Искусство расширяет наш кругозор и формирует нравственные ценности.

1. Общая характеристика работы

Обоснование проблемы исследования

В наше время использование оптических иллюзий в искусстве является одним из самых популярных и влиятельных видов визуальной культуры во всём мире. Однако до сих пор вопрос качественного изучения использования оптических иллюзий в искусстве все еще не изучен. Нет полноценного исследования его возникновения, исторического развития, нет его систематизации; творчество значительного числа художников до сих пор не подвергалось тщательному научному анализу.

Актуальность исследования

Применение оптических иллюзий в искусстве - уникальный феномен мировой культуры, к началу 21-го столетия охватившее весь цивилизованный мир. Художники применяют иллюзорные приёмы, сознательно создавая невообразимые и несуществующие в реальной жизни эффекты парения в воздухе элементов, зрительного перемещения и слияния линий. Они вводят в свои картины резкие контрастные тона, извилистые и прерывистые линии, спиралевидные изображения, конфигурации решёток, что создаёт у зрителей иллюзию воздуха, текучести, меняющегося при различном освещении пространства. При помощи обычных графических приёмов, можно создать на художественном полотне иллюзию движения.

Большое значение для создания зрительной иллюзии имеет готовность зрителя увидеть то изображение, на которое он настроен. Так, например, на картине в восприятии зрителей оживает геометрический орнаментный узор. Причём, чем сложнее орнамент, тем более пространственным и живым он выглядит для зрителя. Самым интересным эффектом иллюзорного восприятия является то, что каждый человек видит одно и то же изображение по-разному.

В настоящее время создается немало новых произведений искусства с использованием оптических иллюзий - как в нашей стране, так и за рубежом; появляются совершенно новые направления, которые получают развитие и интерес со стороны ценителей искусства и простых зрителей. Об этом свидетельствуют и активная посещаемость различных выставок, и заинтересованная реакция публики на произведения этого вида изобразительного творчества. Наблюдаемые сегодня оживление зрительского интереса к оптическому искусству имеют свои конкретные причины, коренящиеся в ряде характерных тенденций культуры в целом. Одной из таких тенденций является стремление к эффектной, не всегда понятной, но всегда наглядной очевидности такого произведения. Кроме этого, необходимо отметить ещё одно очень перспективное направление изобразительного искусства в области создания уличных изображений с использованием эффекта 3D. Уличное искусство смогло занять устойчивые позиции не только как одно из ярчайших явлений в искусстве второй половины 20 — начала 21 века, но и в сфере рекламы и дизайна.

Степень научной разработанности проблемы

Оптическое искусство стало отдельным течением достаточно поздно - в 50-х годах прошлого века, однако оно возникло далеко не на пустом месте, многие картины прошлого подтверждают, что художники часто использовали оптические иллюзии в своём творчестве.

В настоящее время практически не существует работ, посвященных глубинному изучению использования оптических иллюзий в искусстве.

Следует отметить следующие работы: 1) Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике. И. Г. Мосин [1]; 2) Атлас мировой живописи. Геташвили Н. В. [2]. 

Большое количество публикаций о применении оптических иллюзий существует в периодической печати. Однако эти статьи, как правило, ограничиваются сообщениями о появлении новых работ и имеют исключительно информационный и популяризаторский характер. Кроме этого, существуют работы в сети интернет, но в основном эти работы освещают только картины, основанных на оптических иллюзиях.

Кроме этого, существуют работы, посвященные конкретным художникам, в работах которых можно найти использование оптических иллюзий: 1) Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. А.М. Петряков [3] 2) Магия М.К. Эшера. Ж.Л.Лошер , В.Ф.Вельдхуизен  [4].

Объектом исследования является изобразительное искусство - живопись.

Предметом исследования является процесс возникновения, развития и эволюции живописи, основанной на использовании оптических иллюзий, его содержание и формы, техника и образно-выразительные возможности, творчество художников в этой области.

Цель исследования: рассмотреть процесс возникновения и эволюции изобразительного искусства с позиции использования оптических иллюзии и показать, что изучение изобразительного искусства школьников возможно используя вещи, которые им понятны и интересны.

Задачи исследования:

- изучить понятие оптических иллюзий;

- дать классификацию оптических иллюзий;

- рассмотреть картины художников и показать наиболее интересные работы изобразительного искусства, созданные при помощи оптических иллюзий;

- провести анкетирование по картинам с оптическими иллюзиями;

- создать собственные картины, используя оптические иллюзии.

Методы исследования включают принцип комплексного подхода к проблеме; он состоит из исторических методов исследования, междисциплинарного анализа и сравнительного изучения искусствоведческой и исторической литературы. Метод типологизации позволил проанализировать различные художественные особенности изучаемых произведений с целью распределения их на разные группы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию произведений изобразительного искусства, созданных с использованием оптических иллюзий.

2. Оптические иллюзии как элемент изобразительного искусства

Иллюзии — это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга.

Любая картина — это художественный обман, поскольку представляет собой набор цветовых пятен и линий, расположенных на плоскости. От художника требуется немалое мастерство, чтобы убедить зрителя в наличии объема и перспективы, создать пространственную иллюзию в своем произведении. Рассматривая это понятие невольно возникает вопрос: Создавая свои работы художники ошибались и заблуждались используя в своих работах всевозможные визуальные каламбуров и парадоксы или они целенаправленно хотели по-другому посмотреть на окружающий мир?

Рассматривая картины, созданные с использованием оптических иллюзий, мы остановились на следующей классификации:

1) Картины-Перевертыши

Замысел заключается в том, что при повороте картин на 180 градусов менялся не только жанр, но и смысл изображения.

Мы отобрали две картины:

- Игорь Лысенко «Чарльз Дарвин»

Две изображенные обезьяны, при повороте на 180 градусов, являются частью портрета Чарльза Дарвина.

- Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами»

На первый взгляд перед зрителем обычный натюрморт. На нем простая плетеная корзина, до верха наполненная разнообразными фруктами. В нее аккуратно уложены спелые яблоки, груши, гранаты, вишни, крыжовник, инжир, съедобные каштаны в «лохматой» кожуре и многочисленные гроздья спелого белого и черного винограда. На заднем плане композицию оттеняет большая круглая тарелка светлого цвета [8].

Но стоит только перевернуть «натюрморт», как картина оказывается искусным портретом. Это голова человека в плетеном головном уборе (корзина) и в наряде с пышным белым круглым воротником (тарелка). Его лицо полностью составлено из плодов: нос – это груша, щеки – яблоки, гранат – подбородок, губы – алые, спелые вишни, а глаза сделаны из маслины и ореха. Виноград выступает в роли пышной завитой шевелюры.

Картины «Чарльз Дарвин» и «Голова и корзина с фруктами» показаны в приложении А.

2) Деформированное изображение-анаморфозы

Анаморфоз — это деформированное изображение, при первом взгляде недоступное для восприятия, складывающееся в узнаваемый образ только под определенным углом, либо отражаясь в зеркальной поверхности (всевозможные кривые зеркала, а также стальные цилиндры и конусы) [9].

Анаморфозы являются вообще отдельным представителем оптического искусства, изображения на картинах нужно рассматривать только с определённого ракурса, на конкретном расстоянии или при помощи специально изготовленного зеркала, получившего название анаморфоскоп.

Мы отобрали две картины:

Иштван Орос «Таинственный остров. Жюль Верн»

На ней изображен морской берег и расходящиеся в стороны волны, открывающие взору двух странников, стоящих на берегу, морское дно и обломки затонувшего корабля. Взглянув на отражение этой картины в цилиндрическом зеркале, мы увидим портрет писателя-художника – Жюль Верна.

Ганс Гольбейн Младший «Послы».

Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения: при прямом взгляде на картину человеку, погруженному в рутину повседневности и не вникающему в метафизику земного бытия, смерть представляется иллюзорной, не стоящей внимания, но при более глубоком взгляде на вещи критерии жизни переосмысливаются, смерть превращается в реальность, а привычная жизнь на глазах лишается значения, искажается, приобретая характер миража, иллюзии.

Картины «Таинственный остров. Жюль Верн» и «Послы» показаны в приложении Б.

3) Иллюзии движения

Оптическое искусство разрушает стереотипы видения изображения, так как иллюзии создают у зрителей впечатление движения, пространственного колебания, перетекания объектов и изгибов, которых не существует в реальности. Зритель, будучи твёрдо убеждённым, что перед ним плоское неподвижное изображение, начинает "видеть", как оно движется в пространстве.

Мы отобрали две картины:

- Акиоши Китаока «Лучи из глаза»

Абсолютно статичная картинка имеет иллюзию наплыва на наблюдателя.
Акиоши Китаока - профессор психологии в университете (Ritsumeikan) в Токио. Всемирноизвестный своими многочисленными иллюзиями движения.

- Кая Нао «Плавающая звезда»

Рисунок был создан японским художником Кая Нао в 2012 году. Ярко выраженная иллюзия движения достигается благодаря противоположенной направленности узоров в центре и по краям.

Картины «Лучи из глаза» и «Плавающая звезда» показаны в приложении В.

4) Двойственные картины, обманки

Двойственные картины, то есть изображения, которые содержат внутри себя невидимые на первый взгляд элементы.

Обманками называются изображения, представляющие собой самую реальную и, при этом, самую обманчивую разновидность иллюзий, изображённые на них предметы претендуют на реальность.

Художники всегда соблазнялись возможностью изобразить одновременно различные свойства одного и того явления или предмета, элемента. Воплощая в своих художественных картинах легенды и мифы, они рисовали одних животных (слонов, верблюдов) в сплетённых фигурах людей, других животных и птиц.

Так называемые двуликие картины появились в Европе в 15 столетии, и носили изначально сатирический, карикатурный характер, на полотнах все изображения были замаскированы, с целью избежать наказания. Своеобразные иллюзорные изображения представляли собой исчезающие образы и призрачные изображения, рассмотреть которые удавалось только с нужного ракурса.

Особый приём оптических картин с двойным (тройным и более) изображением, а вернее со скрытыми рисунками, заключается в использовании художниками контуров изображённых предметов. Средневековая Франция условно считается родоначальницей спрятанных силуэтов.

Сегодня современные художники значительно увеличили, как тематику своих работ, так и приёмы скрытых изображений. В цветах неожиданно можно обнаружить детское личико, борода лесного бога скрывает самого Лешего, птица превращается в прелестную женскую головку - это всё метаморфозы иллюзорности. Что самое загадочное в таких изображениях - далеко не каждый человек может рассмотреть скрытую сущность картины.

К таким изображениям относятся довольно большое количество картин. Среди них мы выделили картины Сальвадора Дали, Октавио Окампо и Роба Гонсалвеса

К этому же виду можно отнести картины-загадки, сделанные в стиле камуфляж, Стивена Майкла Гарднера.

Сальвадор Дали

Картина "Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря"

Данная работа показывает метаморфозы, сокрытые смыслы и контуры предметов. Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом.

В центре - изображение вазы с фруктами, которая является ничем иным как прекрасным, античным лицом. Размытые скулы переходят в скатерть, где небрежно брошены веревка, платок и гвозди. Ножка этой вазы играет роль переносицы в лице, проявляющемся в этой метаморфозе. В то время как фронтальный план занимает огромную часть внимания зрителя, на заднем плане можно узреть некие деяния нескольких людей, также еще одну вазу с фруктами. Также в метаморфозах картины скрываются изображения двух собак [6].

Картина «Три знаменитые загадки Гала»

Это таинственное и полное скрытого смысла полотно было написано мастером сюрреализма Сальвадором Дали в 1982 году. Это его последнее творение, посвященное незабвенной супруге и музе. Гала была его любовью на протяжении всей жизни, она дарила ему вдохновение, радость и боль.

Взглянув на картину впервые, вы не сможете точно сказать, что именно на ней изображено. Вы узрите три расплывчатых силуэта серебристого и золотистого цветов, слегка напоминающие бурханы пустыни или причудливые складки ткани. Если расфокусировать зрение и наклонить голову вправо, можно различить часть женского профиля, трижды расположенную на рисунке в горизонтальном положении. Нет никаких сомнений, что это изображение знаменитой искусительницы Гала.

Неужели в этом и заключается вся загадка Дали, оставленная потомкам неразгаданной? Это возможно. Но существует еще ряд версий по поиску смысла этого холста. Первая версия предполагает, что картину следует рассматривать снизу вверх. Исходя их этого, смысл полотна заключен в том, что автор как бы удаляет от нас женское изображение. Считается, что художник этим приемом предвосхищает уход своей любимой из жизни, полагая, что ее душа отправится на небеса.

Вторая версия предлагает посмотреть на полотно сверху вниз. Так Дали обозначает свои этапы жизни с музой. Верхнее изображение женского лица самое маленькое и нечеткое, это время их первых лет, когда он обращал внимание преимущественно на ее внешность и веселый, открытый характер. Второе лицо находится на плоской поверхности, своеобразном пьедестале. Этим показана бескрайняя любовь и преданность художника, который обожествлял супругу и ставил ее на ступень выше себя. Третье изображение отличается цветом, также оно словно разрезано золотой линией. Так показано осознание супругом внутреннего мира жены, всех ее желаний, прелестей и грехов. Именно такая Гала – настоящая, без прикрас и фальши.

Каким бы ни был скрытый смысл картины, только сам Дали мог точно раскрыть его, ведь писал картину о женщине, которая была для него идеалом и смыслом жизни [11].

Картины «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» и «Три знаменитые загадки Гала» показаны в приложении Г.

Октавио Окампо

Картины Октавио Окампо обладают занимательной способностью — обманывать наш мозг, используя такие его свойства, как парейдолия и способность узнавать хорошо знакомые предметы, не вдаваясь в детали. Мастерство художника вызывает настоящее восхищение, он создает иллюзии не из каких-нибудь треугольничков или кружков, а из мастерски выписанных объектов реальности. Помимо всего этого, картины Октавио Окампо, весьма приятны и радуют глаз [12].

Семья генерала

С первого взгляда на картине вроде бы изображены только старик, девушка с ребенком на руках и лежащая на мостовой собака… затем мы видим профиль лысого старика с бородой… На самом деле на холсте художник изобразил 9 человек.

Птичье счастье

На картине видно несколько птиц и дерево. С другой стороны, если присмотреться, то можно усидеть и лицо девушки.

Картины «Семья генерала» и «Птичье счастье» показаны в приложении Д.

Роб Гонсалвес

Стиль, в котором рисует всемирно известный художник из Канады Роб Гонсалвес, некоторые называют сюрреализмом, но название «магический реализм» подходит ему куда лучше. Незаметные метаморфозы так тонко воплощены в его творчестве, что иногда мы не можем понять, реальный или фантастический мир мы наблюдаем, рассматривая его творения. На полотнах происходит перетекание живописных объектов из одной ипостаси в другую. Художник как бы намекает нам своими полотнами о том, что все в этом мире взаимосвязано. И иногда фантастические объекты находятся в нам намного ближе, чем мы это можем себе представить.

В большинстве картин художника есть неясные границы между несколькими историями, которые они рассказывают, заставляя зрителя прыгать туда и обратно между ними - как оптическая иллюзия, что меняется каждый раз, когда высмотрите на неё. 

На картине «К горизонту» и Под-над рифом сочетаются между собой небесная и водная стихии.

Картина «Отважные акробаты» вдохновлена человеческой свободой, спортивным духом и творческим потенциалом [5].

Картины Роб Гонсалвеса показаны в приложении Е.

Стивен Майкл Гарднер

Стивен Гарднер является мастером рисованных загадок. Он пишет в основном животных, но каждая картина является загадкой. На картинах их изображено гораздо больше, чем кажется. Задача созерцателя — отыскать неочевидное. Такая забава традиционно пользуется успехом.

Картины Стивена Майкла Гарднера показаны в приложении Ж.

5) Оп-арт

Оп-арт использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и объемных фигур.

Оптическое искусство—искусство оптических иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия. Наиболее яркий представитель этого направления—Вазарели. Он интересовался кинетизмом из-за двух причин: идея движения преследовала его с детства, другая причина — понимание того, что восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в  глазах, и в голове зрителя. Оптические изображения могут быть создаваемыми—иллюзия движения получается благодаря игре света и оптическим эффектам.

Картина «Катаракта 3» британской художницы Бриджет Райли может вызвать тошноту в тот же момент, как вы посмотрите на нее. Картина выглядит обманчиво просто – она состоит из большого количества волнообразных полос, которые вместе способны воздействовать на координацию движений зрителя. Райли была в восторге от различных оптических техник с самого детства, а также она придерживалась мнения пуантилистов, которые считали, что финальное произведение искусства должно быть доделано уже в голове смотрящего. Однако пуантилисты полагались на то, что человеческий разум смешает большое количество точек в цвет и форму, в то время как Райли опиралась на эмоциональную силу минималистических геометрических фигур и черно-белых форм. Результатом стала элегантность, легко дезориентирующая и взрывающая ум [13].

Картины Виктора Вазарели и Бриджет Райли показаны в приложении К.

6) Имп-арт

Изображения, на которых иллюзорная, совершенно правильная перспектива, в реальности оказывается невозможной.

Ошибки пространственного построения встречались у художников и тысячу лет тому назад. Но первым построившим и проанализировавшим невозможные объекты по праву считается шведский художник Оскар Ройтерсверд, нарисовавший в 1934 г. первый невозможный треугольник, состоявший из девяти кубиков. Все кубики реальны, но их расположение в трехмерном пространстве невозможно.

Картина «Относительность» Маурица Эшера неподготовленного зрителя может привести в недоумение: при первом взгляде на картину в глаза бросаются лестницы, которые выглядят вполне обычно. Однако стоит только внимательно присмотреться и проследить, куда они ведут, как становится ясно, что название «Относительность» Мауриц Эшер дал этому произведению не случайно. Его литография — это визуальное подтверждение относительности человеческого восприятия и законов геометрии и физики.

На картине «Относительность» мы видим момент из жизни нескольких миров, которые объединены общими лестницами и плоскостью холста. В каждом из этих миров кипит жизнь. По одной и той же лестнице идут два человека, но они никогда не пересекутся взглядами, поскольку даже не подозревают о существовании друг друга. Их близкое расположение обманчиво: в то время как один из них спускается по ступенькам вниз, второй, двигаясь в том же направлении, поднимается вверх. То, что в системе координат обитателя одного из миров картины «Относительность» является потолком, житель другого мира именует полом или стеной.

Картины «Невозможный треугольник» и «Относительность» показаны в приложении Л.

3. Анкетирование

Было проведено анкетирование, выбрано 8 картин художников. Составлены тестовые вопросы по картинам.

Выбранные картины:

1) Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами»

2) Акиоши Китаока «Лучи из глаза»

3) Бриджит Райли «Катаракта 3»

4) Октавио Окампо «Птичье счастье»

5) Стивен Майкл Гарднер «9 панд»

6) Роб Гонсалвес «Отважные акробаты»

7) Сальвадор Дали «Три знаменитые загадки Гала»

8) Оскар Ройтерсверд «Невозможный треугольник»

Вопросы, на которые необходимо ответить по каждой картине:

1. Что показано на изображении?

2. Что вы увидели на картине первым?

3. Понравилась ли Вам это изображение?

4. Относится ли это изображение к изобразительному искусству?

Вопросы ко всем изображениям:

1.Знаете ли вы, какой принцип используется при написании этих картин?

2. Понравилось ли Вам рассматривать картины?

3. Хотели бы ещё посмотреть другие похожие картины?

4. Слышали ли вы что-нибудь об оптических иллюзиях?

Бланк анкетирования показан в приложении М.

Опрос проводился для школьников 7-9 лет - 50 человек и студентов 20-22 лет – 50 человек.

После обработки данных анкет получены результаты, показанные в приложении Н.

Сравнивая ответы студентов и школьников, можно сделать интересное наблюдение: в двойственных изображениях (картина «Птичье счастье», «Три знаменитые загадки Гала») школьники видят что-то одно. В картине «Птичье счастье» большинстов школьников увидело только птичек, студенты видят уже и лицо. В картине «Три знаменитые загадки Гала» среди школьников лица увидели всего 2 человека из 50, а среди студентов 46 человек. Распределение ответов на вопрос: понравилось ли Вам это изображение также заслуживает внимания. Школьникам не понравились картины «Голова и корзина с фруктами» (6 человек), «Лучи из глаза» (13 человек), «Отважные акробаты» (11 человек), «Катаракта 3» (7человек), «Три знаменитые загадки Гала» (33 человека), «Невозможный треугольник» (14 человек). С учетом того, что все картины относились к изобразительному искусству, как школьники, так и студенты ошибались при отнесении картины к изобразительному искусству.

На основании этих результатов можно сделать вывод: школьники не совсем всё воспринимают на картине и некоторые вещи пока ещё не видят, но всем понравились картины и они хотят ещё посмотреть похожие. Это доказывает, что можно заинтересовать детей такими образами, тем самым побудить детей заниматься изучением искусства.

4. Собственные картины на основе оптических иллюзий

Мы создали 3 картины, основанных на принципах оптических иллюзий.

В основу первой картины лежит игры с орнаментом. Картину назвали «Звёздные птички».

При просмотре этой картины видны звездочки. Но если приглядеться, то можно увидеть и птичек.

В основе второй и третьей картины лежит принцип деформированных изображений, часть картины появляется при помощи цилиндрического зеркала. Картины назвали «Алиса в сказочном мире иллюзий» и «Ученый Политеха»

При написании первой картины использовались рекомендации при написании картин, указанные в [14].

При создании второй картины использовалось специализированное программное обеспечение с последующим написанием картины собственными силами.

На картине «Алиса в сказочном мире иллюзий» изображено искаженное изображение. Только при помощи цилиндрического зеркала становится понятно, что там изображена девочка (моё изображение).

На картине «Ученый Политеха» изображен учёный с интересными и непонятными глазами. Отгадка появляется при постановке на зрачок цилиндрического зеркала: в глазах отображаются четыре корпуса Самарского государственного технического университета, СамГТУ (Политеха). Кроме этого, если поставить зеркало на живот, то появляется эмблема СамГТУ.

Полученные картины и цилиндрические зеркала показаны в приложении П.

заключение

Каждому из нас приходилось хоть раз сомневаться в том, что видят наши глаза, удивляться тому, как рассматриваемый нами объект может представляться одной вещью, а при повороте представать совсем иной. Визуальные парадоксы и каламбуры уже не первое
столетие очаровывают и захватывают людей, уводя их в увлекательный мир игры.

В работе изучено понятие оптических иллюзий, дана классификация оптических иллюзий, рассмотрены картины художников и показаны наиболее интересные работы изобразительного искусства, созданные при помощи оптических иллюзий, проведено анкетирование по картинам с оптическими иллюзиями; созданы собственные картины, используя оптические иллюзии.

Список использованных источников

1. Оптические иллюзии в живописи и графике [Текст] / Сост. И.Г.Мосин. - Санкт-Петербург : Кристалл ; Москва : ОНИКС , 2007. - 175 с. : ил.

2. Геташвили, Нина Викторовна. Атлас мировой живописи. XI-XX век [Текст] / Н. В. Геташвили. - Москва : Абрис : ОЛМА, 2017. - 358, [1] с. : цв. ил.; 31 см. - (Шедевры живописи).

3. Петряков, Александр Михайлович. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество [Текст] / Петряков А. М. - Санкт-Петербург : Нева, 2006. - 311, [3] с.; 20 cм. - (Серия "Тайны великих" / ОЛМА медиагрупп).;

4. Магия М. К. Эшера [Текст] : альбом / Ж. Л. Лошер ; авт. предисл. В. Ф. Вельдхуизен ; худ. Э. Те ; пер. с фр. О. Е. Иванова. - М. : Арт-Родник, 2008. - 196 с. : ил., цв.ил. -

5. Электронный ресурс. URL: http://illjuzija.ru/zritelnye-iskazheniya/rob-gonsales-avtor-opticheskix-illyuzij.html. Дата обращения 5.01.2019

6. Электронный ресурс. URL: https://vilingstore.net/Kartina-Yavlenie-lica-i-vazy-s-fruktami-na-beregu-morya-i317634 Дата обращения 5.01.2019

7. Электронный ресурс. URL: https://artchive.ru/escher/works/200179~Otnositelnost Дата обращения 6.01.2019

8. Электронный ресурс. URL: https://muzei-mira.com/kartini_italia/2451-golova-i-korzina-s-fruktami-dzhuzeppe-archimboldo-opisanie-kartiny.html Дата обращения 7.01.2019

9. Электронный ресурс. URL: https://artwishenka.livejournal.com/44257.html Дата обращения 7.01.2019

10. Электронный ресурс. URL: http://illuzi.ru/node/4 Дата обращения 10.01.2019

11. Электронный ресурс. URL: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-salvadora-dali-tri-zagadki/ Дата обращения 10.01.2019

12. Электронный ресурс. URL: http://figgery.com.ua/opticheskie-illyuzii-v-kartinah-oktavio-okampo-sovremennogo-hudozhnika-syurrealista/ Дата обращения 11.01.2019

13. Электронный ресурс. URL: http://fb.ru/post/visual-art/2016/5/30/5774 Дата обращения 11.01.2019

14. Сиретт Н. Рисуем оптические иллюзии / Натали Сиретт ; [пер. с англ.А. Н. Степановой]. - М.: Эксмо, 2011. - 128 с. C.56-75.

 

Джузеппе Арчимбольдо

«Голова и корзина с фруктами»

П риложение А

 

Джузеппе Арчимбольдо

«Голова и корзина с фруктами»

Игорь Лысенко «Чарльз Дарвин»

Приложение Б.

 

Иштван Орос

«Таинственный остров. Жюль Верн»

 

Ганс Гольбейн Младший

"Послы"

Приложение В

 

Акиоши Китаока «Лучи из глаза»

 

Кайо Ная «Плывущая звезда»

Приложение Г

 

Сальвадор Дали «Три знаменитые загадки Гала»

 

Сальвадор Дали «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря»

Приложение Д

 

Семья генерала

 

Октавио Окампо «Семья генерала»

 

Октавио Окампо «Птичье счастье»

Приложение Е

Роб Гонсалвес «К горизонту»

Отважные акробаты

Роб Гонсалвес «Под-над рифом»

Роб Гонсалвес «Отважные акробаты»

Приложение Ж

 

Стивен Гарднер «9 панд»

 

Стивен Гарднер «8 фей»

Приложение К

Виктор Вазарели серия «Вега»

Бриджит Райли «Катаракта 3»

Приложение Л

Оскар Ройтерсверд

«Невозможный треугольник»

Мариуц Эшер

«Относительность»

Приложение М

Приложение Н

Что показано на изображении?

Какая из картин Вам понравилась больше всего?

Относится ли это изображение к изобразительному искусству?

Относится ли это изображение к изобразительному искусству?

Слышали ли Вы что-нибудь об оптических иллюзиях?

Приложение П

«Звёздные птички»

«Алиса в сказочном мире иллюзий»

«Учёный Политеха»10 корпус СамГТУ

Главный корпус СамГТУ

2 корпус СамГТу

8 корпус СамГТУ

«Используемые цилиндрические зеркала»

«Эмблема СамГТУ»

Просмотров работы: 4166