Полеологовский сувенир: традиции и современность

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Полеологовский сувенир: традиции и современность

Быковец А.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г.Пензы имени В.В.Тарасова
Золотцева Н.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г.Пензы имени В.В.Тарасова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого раннего детства мне запомнились игрушки из глины, которые стояли у нас дома на полочке. Это были несколько разноцветных свистулек, красивая вазочка, собака, играющая на гармошке. Я узнала, что некоторые из них были куплены на ярмарках народного творчества, красного петушка в технике абашевской игрушки сделала пензенская художница Ангелина Шентёнкова, а собаку – моя старшая сестра, когда она ездила на экскурсию в село Полеологово. Мне всегда было интересно, как из кусочка обыкновенной глины получается такая красота. Я узнала, что мастера изготовления глиняных игрушек живут в Пензенской области в с. Абашево Спасского района и с. Полеологово Бессоновского района. Мне захотелось побольше узнать о них и научиться самой делать игрушки из глины. Кроме того, меня заинтересовал вопрос, как в современных условиях сохранить традиции народных мастеров?

 Актуальность темы  работы объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни. Открытие новых возможностей изучения народного искусства, утверждение новых подходов в его исследовании как особого типа художественного творчества в современную эпоху. Проблема возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры родного края является одной из наиболее актуальных.

Гипотеза. Пензенский гончарный промысел представляет собой закономерный этап развития народной культуры, демонстрирует синтез производственного, учебно-методического и художественного начал, что создает своеобразный историко-культурный феномен в истории родного края.

В современных условиях оптимальным способом сохранения народного промысла является организация и проведение творческих мастер-классов.

Объектом изучения является гончарный промысел с. Полеологово Бессоновского района Пензенской области.

Предмет исследования: художественная особенность и техника изготовления глиняной полеологовской игрушки.

Цель: изучить характерные особенности гончарного промысла Пензенской области на примере глиняных игрушек народных мастеров с последующей лепкой игрушки.

В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:

- изучить историю гончарного промысла с. Абашево и с. Полеологово Пензенской области;

- определить основные мотивы и характерные особенности абашевской и полеологовской глиняной игрушки;

- изучить специфику технологии изготовления полеологовской глиняной игрушки;

- научиться делать глиняные игрушки в традициях народных мастеров;

- предложить оптимальный способ сохранения народных традиций промысла в современных условиях;

- сделать вывод по результатам работы.

Методы: анализ литературных и справочно - информационных источников, собеседование, наблюдение, экскурсии, визуальная фотофиксация; практическая деятельность (лепка), обобщение результатов.

История возникновения и художественные особенности гончарного промысла Пензенской области

1.1 Народные художественные промыслы

Промыслом обычно называют занятие каким-либо делом с целью получения выгоды в объёме, который может обеспечить доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом человека и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом». [1]

Народные художественные промыслы, также называемые народным ремеслом — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства. Народное искусство имеет богатые декоративные возможности, глубокое идейно-образное содержание и довольно сложные методики и традиции. Народное декоративно-прикладное искусство, основанное на ручном труде и зародившееся много веков назад, сохранилось и до сих пор во многих районах нашей необъятной страны.

1.2 Из истории абашевской игрушки

В Спасском районе Пензенской области есть село Абашево, которое в XIX – XX вв. было ведущим гончарным центром России.

В середине  XIX  в.  абашевские мастера делали только чёрную посуду, которая не выдерживала конкуренции с изделиями ближайших гончарных центров. Положение спас отходник Тихон Ечкин. Он, будучи на заработках, выведал и принёс в родное село рецепт поливной посуды. С тех пор абашевские мастера стали покрывать посуду зелёной глазурью.

Глину для изделий добывали недалеко от села. Копка глины шла в холодное время года, с ноября по март, когда земля промерзала и была меньше вероятность обвала. Каждая яма имела глубину в 14 – 18 аршин (до 13 метров). Пласт глины на достаточной глубине разрабатывался по горизонтали «печками», достигавшими в диаметре двух метров. Глину со дна ямы поднимали на «полатья». Восемь рабочих копали яму 20 дней, давая морозу ночью «схватить» стенки, чтобы избежать обвалов. Нередки были случаи, что гончаров в «печке» задавливало насмерть. Разработка одной ямы занимала два месяца.

Кроме мастеров по изготовлению разнообразной посуды, среди мастеров были узкие специалисты – игрушечники. Игрушки делали в 12 хозяйствах кустарей. Они выделывали самые разнообразные фигурки по принятым исстари образцам. Некоторые отходили от устоявшихся форм, стараясь осовременить изделие. Некоторые сами придумывали игрушки. Чаще всего делали свистульки, а также кукол, баранов, козлов, коров, собачек, петушков, всадников, барынь. Каждый художник-мастер пропускал  эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождались  неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, образовались целые династии гончаров и дудочников.

Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х годов, связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи.

Уже в середине 1970-х гг. изделия абашевских керамистов отправлялись во многие города страны: от Калининграда до Иркутска, демонстрировались на зарубежных выставках в Болгарии, Италии, Швейцарии. Это означало, что удалось найти свой стиль изделий, уходящий корнями в местные традиции народного искусства. Сделали это абашевские мастера гончарного дела Зоткины на рубеже 1960-70-х гг.

Директор цеха Е.И. Агафилушкин  уговорил  в 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на фабрике глиняных свистулек – дудок, изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой, что выделяло их из поделок других мастеров.

Его сменил на фабрике Тимофей Никитович Зоткин, чья деятельность принесла абашевским умельцам всероссийское признание. Модели Зоткина практически сразу были запущены в производство, а некоторые продолжали тиражироваться и после смерти мастера.

Абашевские гончарные игрушки выделяются среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой с взятками, городовой на свинье и так далее. Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг. и особые скульптурные приёмы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. [2]

Ремесло абашевской игрушки продолжает мастер — Калимуллина Ида Сафиевна, которая изучает гончарное ремесло дудочников с 1985 г. Она училась у братьев Зоткиных. Ида Сафиевна — организатор общества «Фонд возрождения абашевской игрушки», она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лабораторией, где творят местные детишки, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки.

1.3 Из истории полеологовской игрушки

Абашевская игрушка стала прародительницей полеологовского керамического промысла. Основателем промысла в с. Полеологово стал мастер Василий Анатольевич Кучер. Василий Анатольевич родился в г. Базар-Курган в Киргизии. Окончил Алма-Атинский педагогический институт, отделение художественной графики и Пензенское художественное училище. Был учеником знаменитого абашевского мастера-керамиста Т.Н. Зоткина.

Он изучал творческое наследие Зоткина, других мастеров, анализировал форму и декор посуды, сделанной гончарами Абашево. Творческий поиск привел к появлению нового промысла - Полеологовского. Те же абашевские козлики, барашки, городовые, только богато украшены разноцветными фигурными налепами, формой, доведенной до совершенства, стали основой полеологовского промысла.

В селе Полеологово Бессоновского района Василий Анатольевич основал мастерскую по изготовлению керамических игрушек-свистулек. Полеологовская игрушка хороша и без глазури. Её изюминка – в необычном сочетании цветной глины и тонком ювелирном орнаменте.

Василий Анатольевич приобщил к глиняному творчеству всю свою семью.

Семья Кучер - необычайно талантлива и активна. Они создают уникальные керамические изделия, живописные полотна и графику.

В асилий Анатольевич Кучер создал своеобразную полеологовскую игрушку: очень колоритную, декорированную неповторимым лепным узором. Изделия мастеров Кучер стали своеобразным брэндом Бессоновского района.

Не только глиняные свистульки, но и сосуды для живого огня на сюжеты русских и восточных сказок, сосуды для сухоцветов, копилки, малые скульптурные формы на мотивы детских стихов, народных былин представляют Полеологовский промысел.

Равиля Исхаковна Кучер работает с глиной и увлекается живописью. Также она занимается созданием театральной игрушки, которая всегда имеет конкретный сценический образ, необыкновенный изыск и красоту. Равиля Исхаковна является руководителем фольклорного ансамбля «Душа» и этнографическо - исследовательской группы «Дети солнца». Супруги Кучер долгие годы ведут творческую и педагогическую работу в родном селе, изучают быт, костюмы и обычаи народов разных сел нашей губернии. По стопам родителей пошли трое детей Кучер. Дочь и сын закончили Пензенское художественное училище. [3] Иван Кучер выставляет свои работы на различных выставках и проводит мастер-классы в мастерской своего отца. (Приложение 1)

Художественные особенности и технология изготовления глиняных игрушек

Мой первый опыт изготовления глиняного горшочка произошёл несколько лет назад, когда мы с родителями ездили в с. Сукко Краснодарского края. Там мастер-гончар научил меня делать красивый глиняный горшочек. (Приложение 2).

Я сидела за настоящим гончарным кругом, мне очень понравилось, что в моих руках глина из мягкого комочка превратилась в настоящий красивый горшочек. Тогда гончар рассказал нам, что у нас в Пензенской области есть месторождения глины, из которой получаются совершенно особенные изделия. От него я также узнала об абашевском и полеологовском промыслах.

В прошлом году мы с классом были в Музее народного творчества, где я увидела абашевские игрушки и даже попробовала сделать свистульку из глины.

Но больше всего мне понравилась поездка в с. Полеологово, где сначала нам рассказали о полеологовской игрушке и мастерах её изготовления, а потом нас провели в ту самую мастерскую, в которой работал мастер Василий Кучер. Под руководством Равили Исхаковны Кучер я сама сделала игрушку – Золотаревского кота. (Приложение 3)

При изготовлении этой игрушки я познакомилась с некоторыми приемами лепки из глины, о которых пойдет речь далее.

2.1 Подготовка глины к работе

Как и всю керамику, игрушки делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав керамической массы - это глина. В природе она встречается очень часто различных цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый. Отсюда и название - красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле. Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину) не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5% песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для изготовления свистулек пригодна глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий, называется керамической массой или глиняным тестом.

Для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться упрощенной технологией. Вот ее основные этапы: 

1. Накопать глину в карьере заступом. Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом, в пригодности месторождения.

2. Разложить комки на чистой поверхности и высушить.

3. Измельчить молотком и удалить механические примеси (камешки, щепки, былинки и др.).

4. Растворить измельченную массу в ведре с водой (одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.

5. Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней - осветленная вода. Осторожно слить воду.

6. Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).

7. Высушить до консистенции густого теста (перестанет прилипать к рукам).

8. Произвести перемин глины для удаления пузырьков воздуха.

9. Проверить качество: скатать валик диаметром 15-20 мм и медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их мало, из такой массы можно делать свистульки.

10. Готовый материал поместить в полиэтиленовый пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько месяцев. В подсохшую массу добавляют немного воды и переминают. [8]

Приемы работы с глиной

Скатывание - простейший прием обработки куска пластичного материала. Этим приемом придают материалу шарообразную форму. Кусок положите между ладонями и, слегка сжимая, кругообразными движениями скатайте в шарик. Поворачивайте его время от времени другой стороной и проверяйте, чтобы форма была правильная.

Яйцеобразную форму и цилиндрические столбики получают раскатыванием. Кусок материала между ладонями раскатайте прямолинейными движениями рук, удлиняя его и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело можно получить, раскатав шарик. Для этого ладони нужно ставить наклонно, а не параллельно друг другу.

Уплощенная форма получается сплющиванием. Шарик сдавите ладонями или пальцами, он приобретет дисковую форму или форму лепешки. Для получения углублений и изгибов на поверхности делают вдавливания стекой или пальцами. Небольшую ямку выделывают одним пальцем, поверхностный изгиб приминают, используя все пальцы. Чешуйчатая, ребристая, волнистая поверхность получается если прижимать стеку периодически, то боковой ее частью, то концами.

Чтобы слепить мелкие детали используют прием, который называется прищипывание.

Если щепоткой ухватить часть пластичного материала для лепки и, потянув, немного прижать, то из оттянутого материала можно слепить какую-нибудь часть нужного предмета. Называется такой прием - оттягивание.

Для лепки изображения гладких и плоских поверхностей необходим прием заглаживание, который выполняется кончиками пальцев, тряпочкой или стекой. Продольным движением пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно поверхности, счищают или смазывают неровности. Тот же результат можно получить, применив слегка увлажненную тряпочку, при выполнении изделии из глины.

Заглаживающий прием используют, чтобы получить плавные переходы от одной поверхности к следующей, в местах соединений и закруглений различных частей. «Ребра» делают, используя одновременно оттягивающие и заглаживающие приемы.

При прикреплении одной детали к другой, например головы к туловищу, места соединения на обеих формах необходимо процарапать стеком и смочить водой, а затем уже наложить детали, потирая одну о другую, только потом заглаживать края. В противном случае, отдельные части скульптуры могут отскочить.

Если у вас дома есть печка, можно поставить фигурку в печку, предварительно подсушив ее. Делается это после того, как печку протопят. Ставят фигурки в стороне от углей. Ваша скульптурка станет розоватой и значительно более прочной. Обожженная глина называется терракотой.

Глиняная лепнина хорошо окрашивается, особенно после обжига. Затвердевшую глиняную модель можно покрыть гуашью какого угодно цвета. Для прочности и блеска можно нанести лаковое покрытие. [9]

2.3 Художественные особенности изготовление фигурки Золотаревского кота

Подготовьте кусок глины величиной с 2 кулака.

Разделите глину на 3 части: 2 одинаковые побольше и 1 поменьше.

Из каждой большой части с помощью скатывания и сплющивания сделайте лепешку.

Приложите одну часть к другой, сместив примерно на три четверти.

Отметьте стеком на обеих частях место будущего соединения.

Подготовите место соединения (процарапайте, смочите водой обе части) и скрепите их, заглаживая края.

От маленького кусочка глины отделите половину, скатайте «колбаску» и прикрепите к нижней части хвост.

На верней детали сделайте стеком дырочки для будущих ушей.

От глины отделите 2 кусочка, сделайте ушки с жгутиками.

Жгутики поместите в сделанные дырочки, загладьте соединения.

На верхней части сформируйте щёки кота.

Скатайте маленький шарик и поместите между щеками. Это нос.

Ниже носа сделайте стеком углубление (рот).

Прикрепите нижнюю губу.

Стеком процарапайте глаза, брови, усы.

Готовое изделие необходимо высушить, можно обжечь в печи, после полного высыхания – раскрасить гуашью, смешанной с клеем ПВА. После этого можно покрыть лаком. Кот готов.

Творческий мастер-класс как возможность сохранения традиций народных мастеров в современных условиях

Изучив историю абашевской и полеологовской игрушек, а также научившись делать из глины свистульки и игрушки, я задалась вопросом: актуальны ли в современном мире эти старинные промыслы? Что можно сделать, чтобы традиции сурских мастеров возрождались и не потерялись со временем?

Я посетила пензенские магазины, в которых продаются наши местные сувениры. абашевские свистульки в них продаются, а вот полеологовских я не увидела. Некоторые продавцы даже не слышали о них. Да и покупателей в этих магазинах было не много.

Летом на различных городских праздниках также можно было увидеть и приобрести глиняные изделия местных умельцев. Но стоят они дорого. Я поинтересовалась у одной из мастериц, почему глиняные игрушки такие дорогие (самая маленькая свистулька стоила 100 руб.). Мастерица рассказала, что при изготовлении изделий на продажу приходится для обжига заготовок использовать специальную печь, которая стоит очень дорого (в зависимости от модели от 80 тыс. до 100 тыс. рублей). Это самые большие затраты, которые не быстро окупаются. Кроме того, процесс заготовки глины достаточно труден и долговременен.

На сайте «Туризм и отдых в Пензенской области» [6] я нашла информацию, что в с. Абашево и с. Полеологово проводятся мастер-классы по изготовлению глиняных игрушек. Да и сама я об этом промысле узнала в ходе мастер-класса. Я решила просчитать, будет ли экономически выгодно проводить мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки.

Из литературы, источников из Интернета и из бесед с мастерами я сделала вывод, что для меня проще всего будет заказать готовую глину для детского творчества на специальном сайте или купить её в магазине для рукоделия.

Мастер-класс предполагает, что участник делает основу, забирает изделие домой и сам высушивает и раскрашивает его. Одно изделие можно высушить и обжечь в домашних условиях в обычной духовке или микроволновке. Таким образом, исключаются затраты на дорогостоящую печь.

Вопрос привлечения участников на мастер-класс можно решить, пригласив своих одноклассников и друзей, разместив приглашения в соц. сетях. Тем самым мы исключаем затраты на рекламу.

Проводя мастер-классы летом на улице во время городских праздников, мы исключаем затраты на аренду помещения.

3. 1 План и обоснование мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки

На изготовление одного кота необходимо 150-200 грамм глины. Для изготовления 25 игрушек потребуется около 5 кг глины.

Наименование

Цена

Кол-во

Стоимость

 

Глина для лепки и творчества для детей Brickmaster

1 кг – 157 руб.

5 кг

785 руб.

 

Пластиковый стол

800 руб.

1 шт.

800 руб.

 

Пластиковый табурет

250 руб.

4 шт.

1000 руб.

 

Фартук с нарукавниками

125 руб.

4 шт.

500 руб.

 

Доска для лепки

35 руб.

6 шт.

210 руб.

 

Стеки

5 руб.

6 шт.

30 руб.

Итого

3325 руб.

Арендная плата за одно место на городском фестивале «Канитель» - 300 руб. в день.

Сделаем расчет на 2 дня.

3325 + 300*2 = 3925 (руб.) - затраты

3925 : 25 = 157 (руб.) – себестоимость изготовления 1 игрушки.

Получаем, что стоимость одного мастер-класса должна быть не меньше 157 руб. Кроме того, это только покрытие расходов, без прибыли.

Посчитаем затраты, если повторить такой мастер-класс на каком-либо другом городском фестивале, или делать это по выходным например в Детском парке.

Наименование

Цена

Кол-во

Стоимость

 

Глина для лепки и творчества для детей Brickmaster

1 кг – 157 руб.

10 кг

1570 руб.

 

Пластиковый стол

800 руб.

1 шт.

800 руб.

 

Пластиковый табурет

250 руб.

4 шт.

1000 руб.

 

Фартук с нарукавниками

125 руб.

4 шт.

500 руб.

 

Доска для лепки

35 руб.

6 шт.

210 руб.

 

Стеки

5 руб.

6 шт.

30 руб.

Итого

4110 руб.

4110 + 300*4 = 5310 (руб.) – затраты.

5310 : 50 = 106,2 (руб.) – себестоимость 1 игрушки.

Видим, что в этом случае мы можем установить цену мастер-класса 120-150 руб. и за 4 дня проведения мастер-класса получить «прибыль» до 2190 руб.

Мастер-класс предполагает знакомство с основными мотивами и характерными особенности лепки в традициях народных мастеров, участник делает основу глиняной игрушки, забирает ее домой, высушивает и украшает. Раскроет секреты мастеров традиционного промысла; мастер научит основам лепки из глины, покажет технологию лепки игрушки, приемы, которые используют народные мастера, лепка игрушки доставит огромную радость и предоставит возможность погрузиться в традиции народного промысла.

Одно изделие можно высушить и обжечь в домашних условиях в обычной духовке или микроволновой печи. Таким образом, исключаются затраты на дорогостоящую печь для обжига.

Вопрос привлечения участников на мастер-класс можно решить, пригласив своих одноклассников и друзей, разместив приглашения в социальных сетях. Тем самым мы исключаем затраты на рекламу.

Проводя мастер-классы в образовательном учреждении, летом на улице во время городских праздников, мы исключаем затраты на аренду помещения.

Заключение

В ходе работы я познакомилась с историей народных художественных промыслов родного края. С художественной особенностью и технологией изготовления полеологовской игрушки.

Без сомнения, традиционные народные промыслы Пензенской области можно назвать её живой историей. Произведения прикладного искусства отражают не только художественные традиции, но и миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Кроме того, я научилась составлять план, делать экономические расчеты и обоснования целесообразности проведения творческих мастер-классов по изготовлению глиняной игрушки.

Выводы

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу. По качеству изготовления гончарных изделий, по их художественному уровню историю промысла можно разделить на два этапа: а) ремесленный, б) художественный (гончарно-ремесленной мастерской).

Несложные глиняные игрушки может сделать любой современный школьник и тогда традиции мастеров абашевской и полеологовской игрушки не потеряются, а со временем приобретут своеобразную местную этно-культурную индивидуальность.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки является реальной возможностью сохранить историческую память о народных промыслах родного края в современных условиях.

Источники

Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. — М.: Лёгкая промышленность, 1981.

Книга-альбом «Народные художественные промыслы Пензенского края»

Википедия: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1108119

http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=35

http://stranamasterov.ru/node/629730,

http://www.mk-penza.ru/news/detail/1414,

http://skuki.net/vistavka/vystavka-mastera-keramista

http://welcome2penza.ru/guide/muzei-/muzei-/rayony-/554/

http://igrushka.kz/vip104/svistulka.php

http://www.sitegirl.ru/prijomy-lepki.php

Просмотров работы: 833