Известные факты о малоизвестной скульптуре летчика в с.Хороль

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Известные факты о малоизвестной скульптуре летчика в с.Хороль

Гладкова А.В. 1
1МКОУ СОШ №3 с. Хороль
Карелина О.В. 1
1МКОУ СОШ №3 с. Хороль
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Со времени распада Союза прошло почти тридцать лет, сменился политический строй, выросло не одно поколение россиян, но далеко не все советское ушло из нашей жизни. В селах и городах нашей страны сегодня еще можно найти памятники советской эпохи. Есть такие памятники и в с.Хороль, связанные с историей страны и нашего села. Во время празднования Дня Победы все жители Хороля собираются на митинг у памятника «Никто не забыт. Ничто не забыто». Рядом со зданием бывшего Дома Офицеров Флота установлены памятники погибшим летчикам. Об этих и других памятниках родного села собрана информация, хранимая в Хорольском районном краеведческом музее, к их подножию на праздники возлагаются цветы. Многие жители Хороля не знают, что в бывшем гарнизоне Хороля, на самой окраине села, стоит ещё один памятник, точнее, гипсовая скульптура лётчика, напоминание о былой славе нашего гарнизона. Когда-то наш Хорольский гарнизон славился своими морскими авиаторами, взлетной полосой, готовой принимать космический «челнок» «Буран». Давно уже не слышен гул самолетов над районом, не увидишь стройные ряды военнослужащих Хорольского гарнизона. Только памятники, сохранившийся аэродром и скульптура летчика навевают грустные воспоминания.

Летчик-профессия героическая и, одновременно, романтическая. Немало произведений самых разных жанров, в том числе и скульптуры, посвящено авиаторам. Кто и когда создал скульптуру летчика в гарнизоне с.Хороль? С какой целью она была установлена, и как сохранилась до сегодняшнего дня? Какая история у данного памятника культуры? Данные вопросы и стали предметом данного исследования. Объектом исследования является скульптура летчика в с.Хороль (Приложение 1, с.16. Фото 1).

Исходя из этого, цель данного исследования – изучить историю памятника лётчику в гарнизоне с.Хороль.

Задачи: 1. Собрать воспоминания жителей с.Хороль и ветеранов военной службы о скульптуре летчика. 2. Изучить материалы Хорольского районного краеведческого музея о памятнике лётчику в с. Хороль. 3. Выяснить, с какой целью была поставлена скульптура лётчика. 4. Проанализировать сведения о подобных скульптурах в нашей стране. 5. Изучить страницы истории авиаполка в с. Хороль.

Гипотеза данной работы: данная скульптура символизирует мужество и храбрость профессии лётчика, была создана в 1950-1960-е гг. с целью проводов лётчиков в полёт.

Для написания работы использовались следующие методы: интервьюирование, анализ и синтез, обобщение, систематизация, изучение документов. Основными источниками для написания работы стали интервью с ветеранами военной службы в с. Хороль, материалы Хорольского районного краеведческого музея, статьи районной газеты «Рассвет» об истории авиаполка в с. Хороль.

Глава 1. История создания скульптуры лётчика в с.Хороль

Поиски информации об истории скульптуры лётчика мы начали с Хорольского районного краеведческого музея. В архиве музея хранится небольшая справка, напечатанная в 1970-е годы, скорее всего Бронниковой Ираидой Дмитриевной, основательницей районного музея, или её помощниками:

«Эту скульптуру навряд ли её стоило бы числить памятником, не связанной с верою хорольчане драматических событий в эскадрильи. Скульптуру называют скорбящим лётчикам – уж не из-за того ли , что планшет в его руках рассыпается а голова клонится к рукам?» (Приложение 3, с.21-22. Фото 1,2). Эти сведения совершенно не подходили по описанию лётчику, расположенному на данный момент в гарнизоне с. Хороль. Мы задумались, что возможно в музее находится информация о другой скульптуре. Исходя из чего, можно предположить, что скульптура лётчика была неединственной в нашем селе [9].

Заинтересовалась нашим исследованием сотрудник музея Антонюк О.В., активно включившись в поиски. Похожая по описанию скульптура лётчика, была выставлена на сайте Одноклассники Деевой Еленой Владимировной, жителем с.Хороль, Председателем районной думы Хорольского муниципального района (Приложение 1, с.16. Фото 2). Выяснилось, что фигура лётчика на фотографии находилась возле летнего кинотеатра, расположенного рядом со зданием ДОФа. Фотография была сделана в 1970 – 1971 гг. [4].

Во время интервью с Бронниковым Сергеем Николаевичем, преподавателем юридического класса ДООЦ «Отечество» ( сыном основательницы музея Бронниковой И.Д., в прошлом учителя истории ) мы узнали новую информацию. В 1960 годы перед Домом офицеров с. Хороль стояли две скульптуры – И.В.Сталину и В.И.Ленину. Скульптуру лётчика Сергей Николаевич помнит только одну – смотрящего в небо и провожающего лётчиков в полёт, историю создания которого мы изучаем. Подобные скульптуры стояли в 1950-1960 годы во многих гарнизонах как символы военной авиации [1].

В ходе интервью с Пушкарёвым Петром Ивановичем мы выяснили, что он живёт в с. Хороль с 1965 года, когда начал служить в полку им. А.А. Гречко.. По словам Петра Ивановича, когда он ходил в школу через Зеленку (так называли старый аэродром) , то по пути встречал скульптуру лётчика, которая была построена с целью проводов лётчиков в полёт. Помнит Пётр Иванович фигуру ещё одного лётчика, стоящего в 1960-е годы на выезде с гарнизона. Пушкарёв наблюдал подобные памятнике в с.Николаевка или у пристани возле г.Артёма (Приложение 1,с.16. Фото 3 ) [7].

Колесников Иван Фёдорович (председатель районного совета ветеранов флота) помнит только фигуру одного лётчика, смотрящего в небо и стоящего возле воинской части [5].

Ветеран военной службы Дворог Николай Михайлович поделился совершенно новой информацией для нашего исследования Николай Михайлович приехал служить в село Хороль в 1958 году. Скульптура лётчика стояла вместе со скульптурами танкиста , солдата в Южном городке , на станции с.Хороль . Спустя некоторое время все три фигуры решили переустановить в другое место. Скульптура танкиста по какой-то причине не сохранилась, фигуру солдата поставили в селе Хороль на площадь как часть памятника – композиции «Никто не забыт, ничто не забыто». Лётчика перевезли в гарнизон с. Хороль, установив его возле авиабазы, смотрящего в сторону взлетной полосы, как символ проводов летчиков в полет. Ветеран не помнит скульптуру лётчика во дворе ДОФА (Приложение 1, с.18. Фото 6-8 ) [3].

Во время интервью с Нехорошевым Валентином Ивановичем (известный скульптор в Приморском крае) выяснились следующие данные. Нехорошев В.И. утверждает, что около ДОФа стояли две скульптуры: Ленину В.И. и Сталину И.В., а в 100 метрах от летнего кинотеатра в гарнизоне с. Хороль располагалась скульптура лётчика (Приложение 1, с.17.Фото 4-5). Через несколько лет лётчика переставили на Центральную аллею , ведущую к ДОФу , в 1960 - е годы её перевезли в военную часть , где она и стоит в данный момент [7].

В ходе интервью с Сараниным Владимиром Александровичем, военнослужащим авиационной комендатуры в/ч 62250, мы узнали, что скульптуру в надлежащем состоянии поддерживают работники авиабазы, которые красят фигуру и по возможности укрепляют, под его руководством. Когда появилась скульптура лётчика, он не знает, помнит, что скульптура уже стояла с того времени, как начал служить в с. Хороль. Два года назад данной скульптурой интересовались сотрудники музея авиации г.Арсеньева, желая перевезти ее в г. Арсеньев. За информацией об истории скульптуры сотрудники обращались в Хорольский районный музей, о чём рассказала директор музея Кокунина Наталья Семёновна. [9].

Таким образом, в ходе поиска информации о скульптуре лётчика выяснилось, что даты создания скульптуры никто не знает, и об истории установки памятника в гарнизоне с. Хороль знают немногие. Расходятся мнения и о количестве скульптур лётчика в нашем селе.

Глава 2. Из истории создания скульптур лётчиков и подобных гипсовых скульптур в стране и в Приморском крае

Гипсовые скульптуры лётчиков в 1950-1960 годы возводились не только в с. Хороль и в Приморском крае, но и по всей стране. К сожалению, большинство памятников той эпохи не сохранились до наших дней. В интернет - источниках информацию о подобных скульптурах в Приморском крае мы не обнаружили. Скульптура лётчика, похожая на объект нашего исследования, сохранилась в Кемеровской области. На данный момент она стоит в одном из дворов города Кемерово в районе старой барачной застройки начала второй половины прошлого века. Сейчас это почти центр города — улица 9 января ( Приложение 2, с.20. Фото 5-6).

Скульптура представляет интерес именно как образец массовой культуры тех времен. Сейчас является последним представителем семейства тех гипсовых фигур. К той же серии можно отнести скульптуру рабочего и иные, широко устанавливаемые в старое время в парках, дворах и скверах. Данная скульптура летчика была установлена еще в 60-х годах 20 века, по всей видимости, была призвана формировать в молодом поколении стремление к освоению летной профессии и уважение к покорителям неба. [15]

Недалеко от с.Хороль, на Михайловском нуле, стоит гипсовая скульптура доярки, затерявшаяся среди деревьев и кустарников, заметная с дороги только в то время года, когда нет листвы. Удивительно, что данный памятник сохранился, несмотря на то, что за ней никто не ухаживает и не поддерживает в надлежащем виде. Правда, внешний вид скульптуры удручает, у неё фактически отсутствуют кисти обеих рук, постамент весь изрисован, памятник постепенно приходит в негодность. Если в ближайшее время не принять никаких мер к сохранению, данная скульптура может вскоре исчезнуть, как и другие подобные памятники советской эпохи. ( Приложение 2, с.21. Фото 7).

Подобные скульптуры сегодня можно увидеть в Свердловской области , в городе Екатеринбурге, в Центральном парке культуры и отдыха имени Владимира Маяковского (Приложение 2, с.19-20. Фото 2-4). Радует тот факт, что власти г. Екатеринбурга и общественность заботятся о культурном наследии советской эпохи [2].

Гипсовые памятники Сталинской эпохи располагались в 1960-е годы, на набережной г. Владивостока (.Приложение 2, с.19. Фото 1). Сегодня об их существовании уже ничто не напоминает, только старые фотографии могут рассказать об этих изваяниях. [13].

Гипсовые скульптуры, получившие особую популярность в СССР в 1950-1960-е годы, являются уникальным явлением в советской художественной культуре. Советская власть с удовольствием использовала монументальное искусство в качестве агитационного средства коммунистической идеологии. В свое время было решено привлекать к этому делу  не только памятники историческим личностям, но и обычные парковые скульптуры.  И тогда в городах и селах появился целый ряд гипсовых изваяний.  Сюжеты социалистического реализма  подталкивали к появлению многообразных и похожих друг на друга фигур: рабочий, гордый пионер, мальчик с горном, спортивная девочка с мячом,  пресловутая и всем хорошо известная «девушка с веслом». Впрочем, в некоторых городах скульпторы отличались оригинальным подходом к реальности. И тогда появлялись такие интересные варианты, как, например, юноша с полотенцем, девушка с тяпкой на плече, девушка с кукурузой, мальчика с глиняным горшком…  

Гипс и в то время имел достаточно эстетичный вид, высокую прочность, доступность, легкий вес, относительно долгий срок жизни, прекрасно подходил для создания копий, мог имитировать другие материалы. Поэтому  сфера его применения была различна: гипсовая скульптура для сада и парка, фигуры животных, фонтаны, вазоны, лепнина, бюсты. К сожалению, с середины 50-х годов прошлого века для лепнины вновь наступили нелегкие времена.  Началась очередная насильственная смена направления развития архитектуры СССР[15]. Впрочем, период смелых архитектурных поисков и находок, в том числе с использованием лепного декора, возвращается и обещает быть очень интересным.

Глава 3. Страницы истории Авиационного полка в селе Хороль

«Цветной» - так назвали лётчики Хорольский аэродром, но не из-за любви к живописи или красивым цветам, окружающим базу в летнюю пору – это был его позывной.

Аэродром появился в селе Хороль давно, ещё в 30-е годы, когда Япония оккупировала территорию северо-восточного (Манчжурию) Китая и расположила у наших дальневосточных границ свои войска, угрожая безопасности нашей страны.

Именно с Хорольского аэродрома 18 августа 1945 г. поднялся десант (120 человек) с курса на Харбин [11,с.2].

1 июня 1951 год на Хорольский аэродром прибыли первые представители 169 Рославльского гвардейского полка даней авиации, в числе которых был прапорщик П.К.Корчагин. В те годы взлёт производился с «зелёнки» - грунтовой полосы, которые пролегало гораздо ближе к Хоролю, рядом с железнодорожной линией.

Летали на тяжёлых бомбардировщиках Ил-4, 2-х моторных самолётах с экипажем в 4 человека: лётчиком, штурманом, радистом и стрелком.

На новом месте дислокации полк к концу августа 1951г. перевооружился на самолёты ТУ-4. Здесь же располагался авиадивизион МИГов-17,которые в 1953году были переведены в Галёнки. [11,с.2].

Во время корейской войны (1950-1953г.г.) на базе нашего аэродрома проходили подготовку северокорейские лётчики, осваивая МИГ-17,а в здании районного краеведческого музея располагалась их школа - штаб.

В эти же годы на аэродроме начинается строительство бетонной ВПП (взлётно-посадочной полосы), которое курировал сам Г.К.Жуков. Строительство было завершено в рекордно – короткие сроки – к 1953году и длина ВПП увеличилась до 3100м, а её ширина – до 35м. На смену самолётам с поршневыми двигателями приходят реактивные самолёты. В 1957 году на Хорольский аэродром прибыли ракетоносцы ТУ-16 с ракетной системой КС. [11,с.2].

В 1960 году начинается флотский этап истории авиабазы. 15 апреля 1960 года 199-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк был передан в состав ВВС ТОФ и стал 196-м гвардейским Рославльским минно-торпедным полком дальнего действия, впрочем, с 1мая 1961года полк был переименован в морской ракетоносный полк (Приложение 3,с.22. Фото 3).

На вооружения поступили самолёты - ракетоносцы ТУ-16,оснащенные ракетами К-3, К -10, заправщики ТУ-16 и постановщики помех ТУ СПС [11,с.2].

4 сентября 1965 г. на Хорольскую авиабазу передислоцировался 867 гвардейский отдельный дальноразведовательный авиационный полк. До конца 1965 года полк переучился на новые самолёты дальней воздушной разведки ТУ-95-РЦ. В период с 1965 по 1966 гг. полк получил 22 самолёта ТУ-95-РЦ.

В 1965-1968 годах начинается новый этап реконструкции взлётно-посадочной полосы, увеличивается количество рулёжек.

Начался период интенсивной работы аэродрома. Каждый полк работал в две смены – дневную и ночную. За время учений проводили «вывод из под удара», когда в течение 2-х 3-х часов оба полка улетали на запасные аэродромы в Кневичи, в Елизово (Камчатка), в Леонидаво (Сахалин). Наиболее интенсивно проходили полёты в мае – июне, когда лётчики сдавали экзамен на классность, совершали полёты при метеоменимуме (по горизонту и вертикале).

1 октября 1976 г. на базе аэродрома был сформирован 310 отдельный противоположный авиаполк, вооружённый самолётами ТУ – 142. Вместе с ТУ – 95 они вошли в состав 169 ОГСАП (отдельного гвардейского смешанного авиационного полка). 27 октября 1978 года ОПЛАП ДД был перебазирован на постоянное место дислокации – аэродром Каменный ручей. [11,с.2].

В середине 80-х годов на «цветном» вновь закипели строительные работы. По рекомендации космонавта Титова на Хорольском аэродроме начинается строительство «бурановской» полосы, которое продолжилось до 1988 года. Основной объём работы был связан с оборудованием ВПП и установкой аппаратуры комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел». Длина ВПП увеличилась почти на километр, а её ширина составляет 75 метров, на старое покрытие уложили новый толстый слой бетона. Таким образом, наш «цветной» преобразовался в запасной восточный аэродром для советских шатлов.

Летом 1989 года новая полоса приняла ТУ-134 «Руслан» с макетом «Бурана», но это был последний аккорд советского челнока, в дальнейшем программа «Буран» была свёрнута (Приложение 3, с.23. Фото 4-5).

90-е годы оказались такими же тяжёлыми для «Цветного» как и для всей страны. Не обошли его стороной ни экономический кризис, ни конверсия.

В декабре 1992 г. части стали расформировывать. Часть самолётов была переведена на другие базы , остальные порезали на металл. Аэродром подвёргся варварскому нашествию. С земляных бруствёров сняли бетонные плиты, которые предохраняли их от разрушения в момент пуска двигателя самолёта. [12,с.2]

В 2006 году появилась надежда на возрождение аэродрома, но уже в качестве международного аэропорта. Но данный проект так и остался нереализованным по ряду причин. На окраине гарнизона с. Хороль расположена авиационная комендатура в/ч 62250. [10,с.1]. Военнослужащие охраняют территорию и объекты бывшего аэродрома, носившего когда-то позывные «Цветной». На территории самого аэродрома базируется в/ч 30986- рота полка ПВО.

Заключение

На протяжении нескольких десятилетий жизнь села Хороль и Хорольского района находилась в непосредственной, тесной связи с развитием Хорольского аэродрома и воинских частей, дислоцированных здесь. И поэтому, возникновение и существование гарнизона по праву можно назвать одной из ярких страниц истории хорольской земли. Золотые деньки Хорольского гарнизона давно миновали, ушли в безвозвратное прошлое. Среди панельных пятиэтажек бывшего гарнизона несколько зияют темными провалами окон, тут больше никто не живет, из выселенных зданий жители вынесли все, что может в хозяйстве пригодиться.

О героической службе военных летчиков, о мужестве и подвигах напоминают памятники погибшим лётчикам рядом со зданием бывшего ДОФа, которое сейчас тоже имеет плачевный вид. Удивляет и радует тот факт, что до наших дней сохранилась скульптура лётчика на окраине Хороля. Все памятники имеют надлежащий вид благодаря неравнодушию ветеранов военной службы с.Хороль и военнослужащих в/ч 62250.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Скульптура летчика была установлена в Хороле в конце 1950-начале 1960-х гг. как символ военной авиации.

В результате проведенного исследования выяснили, что скульптур летчика было установлено в Хорольском гарнизоне две, из которых сохранилась одна, ставшая объектом исследования. Данные памятники устанавливались в нашей стране с целью воспитания в гражданах СССР уважения к профессии летчика, самоотверженному труду, формированию чувства гордости за страну. Как правило, подобные произведения культуры лишены торжественной парадности - чаще всего скульпторы изображают их в состоянии самоуглубления, внутренней сосредоточенности, живущими естественной и вместе с тем многогранной внутренней жизнью. Возродить аэродром, воинские части, к сожалению, скорее всего, невозможно. Сохранить же скульптуру летчика, пусть и не имеющей большого исторического значения, но напоминающую о былой славе нашего гарнизона, и особо памятной для всех, чья жизнь и служба были связаны с авиацией в нашем гарнизоне, мы можем.

Для того, чтобы сохранить историю для последующих поколений, необходимо сохранять, оберегать и заботиться о тех местах и памятниках, которые напоминают о героических и трагических страницах малой родины. Большинство скульптур советской эпохи были созданы из недолговечного материала - гипса. Удручает тот факт, что гипс – материал не прочный, со временем он начинает рассыпаться, и фигуры быстро приходят в негодность. Исходя из этого, хотелось бы, чтобы гипсовые скульптуры лётчика, рабочего, спортсмена, девушки с веслом и т.п. в ближайшее будущее были воссозданы из более крепкого материала с целью сохранения исторической памяти, воспитанию уважительного отношения к труду и к спорту.

Список использованных источников и литературы

Неопубликованные источники

1. Интервью с Бронниковым С. Н., сыном основательницы Хорольского районного краеведческого музея - Бронниковой И.Д.(в прошлом учителя истории).-с.Хороль.-2018

2. Интервью с Гладковым В. А. (житель города Екатеринбурга Свердловской области).-с. Хороль.-2018

3. Интервью с Дворогом Н. М., ветераном военной службы.-с.Хороль .- 2018

4.Интервью с Деевой Е.В., Председателем районной думы Хорольского муниципального района .-с. Хороль.-2018

5.Интервью с Колесниковым И.Ф., председателем районного совета ветеранов флота.- с.Хороль.- 2018

6. Интервью с Нехорошевым В. И., скульптором с.Хороль.-2018

7. Интервью с Пушкарёвым П. И., ветераном военной службы в с.Хороль.- 2018

8. Интервью с Сараниным В. А., военнослужащим авиабазы в с. Хороль.- 2018

9. Сведения о памятниках и обелисках на территории Хорольского района в 1977 г. //Сборник материалов Хорольского историко-краеведческого музея.- Хороль.- 2018.

Исследования

10. Андрейкина У. Успехов в службе и всех благ!// Рассвет.-2015.- 21 февраля

11. Варламов В. Доброе слово о Хорольском гарнизоне // Рассвет.-1996.- 21 сентября

12. Капралов Г. У Хороля прорастают крылья // Рассвет.-2006 г.- 14 июля

Интернет –Источники

13. Владивостокская набережная.- Режим доступа:http// oblik-Vladivostoka-doma (4.01.19)

14. Мальчик в горном и женщина с веслом.- Режим доступа: http:// kultura-lepniny.ru ( 13.12.2018).

15. Памятник лётчику в Кемерово.- Режим доступа:http:// o-Kemerovo.ru (8.12.2018).

Приложения

Приложение 1.Фото скульптуры летчика и проведения интервью Гладковой Анны у ветеранов военной службы в с. Хороль.

Фото 1 Скульптура лётчику в селе Хороль. Фото 2. Скорбящий лётчик [4]

Фото 3.Гладкова Анна берёт интервью у Пушкарёва Петра Ивановича.

Фото 4.Гладкова Анна у бывшего летнего кинотеатра.

Фото 5. Бывшая аллея, ведущая к летнему кинотеатру, рядом со зданием ДОФа.

Фото 6 .Дворог Н.М. на параде 9 мая 2015 г. (второй справа) [3].

Фото 7. Дворог Н.М. на военной службе [3] Фото 8.Дворог Н.М. [3]

Приложение 2.Фото гипсовых скульптур в стране и в Приморском крае.

Фото 1.Владивостокская набережная в 1950-е г.[13].

Фото 2.Скульптура спортсмена в Фото 3. Женщина с веслом в Екатеринбурге. 2018 г. [2] Екатеринбурге. 2018 г. [2]

Фото 4. Аллея в «Центральном парке культуры и отдыха имени Владимира Маяковского» в г.Екатеринбург. 2018 г. [2]

Фото 5. Памятник лётчику Фото 6. Памятник летчику в Кемерово

в Кемерово [15] [15]

Фото 7.Скульптура доярки на Михайловском нуле.

Приложение 3. Данные из районного музея с. Хороль.

Фото 1.Собираем информацию о скульптуре лётчика в районном музее с. Хороль.

Фото 2.Данные о скорбящем лётчике в районном музее с. Хороль

Фото 3 .Колонна офицеров на демонстрации. Май 1963 г.

(материалы Хорольского районного краеведческого музея)

Фото 4. В зале экспозиции «История Хорольского гарнизона»

Хорольского районного краеведческого музея

Фото 5. В зале экспозиции «История Хорольского гарнизона»

Хорольского районного краеведческого музея

Просмотров работы: 822