ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ: ОТКРЫТИЕ ВЕКА или ЗАМЕДЛЕННАЯ БОМБА

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ: ОТКРЫТИЕ ВЕКА или ЗАМЕДЛЕННАЯ БОМБА

Сапунова З.В. 1
1МБОУ "Онохойская СОШ № 1"
Сапунова О.Ю. 1
1МБОУ "Онохойская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день, бывая в магазине и совершая покупки, весь товар нам упаковывают в полиэтиленовые пакеты разных размеров. Пакетов становится так много, что мы, не задумываясь, отправляем их в мусорное ведро. Дальше пакет продолжает свой путь в мусорном баке и на свалке. Но часть пакетов попадает в пищу коровам и козам, потому что, гуляя на просторах полей эти же полиэтиленовые пакеты настигают их и там. Однажды, мой собственный кот, будучи голодным, съел что-то на улице прямо с таким пакетом и от этого погиб. У меня возник вопрос – на самом ли деле различные полиэтиленовые пакеты приносят пользу или чаще всего наносят вред? Это и стало актуальностью моей работы.

Цель моей работы: рассмотреть влияние полиэтиленовой упаковки на нашу жизнь.

С этой целью я обозначила следующие задачи:

Изучить историю упаковки;

Определить влияние полиэтиленовых пакетов на продукты питания при их хранении на опыте своей семьи;

Провести социологический опрос по вопросу исследования;

Сделать выводы, предложить свои варианты решения проблемы.

Я выдвинула следующую гипотезу: можно предположить, что полиэтилен является материалом, отрицательно воздействующим на продукты, которые в них хранятся и окружающую среду в плане его разложения.

Объект исследования: полиэтиленовые пакеты и экологическая (бумажная) упаковка и продукты, которые хранят в таких пакетах.

Предмет исследования: полезные и вредные свойства полиэтиленовых пакетов.

Методы исследования: анализ литературы и страниц интернета, опыт, эксперимент, анализ, опрос.

Практическая значимость: учить бережному отношению к природе и к полезному хранению продуктов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.История упаковки.

С давних времен люди старались хранить продукты. Первые «упаковки» появились около 6 тысяч лет назад. Это были корзины, которые обмазывали глиной. Затем, когда изобрели, гончарный круг стали делать посуду, различные кувшины. Но и на этом человек не остановился – появились сосуды из стекла в I в. до н. э. Предком пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов. В России крестьяне старались хранить запасы муки в берестяных туесах, чтобы мука не портилась мучным червем и жучком. В туеса наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку. Появлению бумажного пакета в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников. Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала - полиэтилена. С тех пор бумажные пакеты стали планомерно вытесняться полиэтиленовыми. В 70-х полиэтиленовые пакеты обзавелись «ручками». А 1982 год дал миру полиэтиленовый пакет типа «майка». Я перечислила далеко не все виды упаковок, но хотелось бы рассказать вам о моих наблюдениях с современной полиэтиленовой упаковкой. [1]

1.2. Польза или вред полиэтиленовой упаковки?

Начать свои наблюдения я решила с изучения некоторых свойств.

ОПЫТ 1. Я наполнила полиэтиленовый пакет водой – вода осталась в пакете, т.е. пакет настолько герметичен, что не пропускает воду. (Приложение 1)

ОПЫТ 2. Также я наполнила пакет воздухом – воздух он тоже не пропускает. Это еще раз доказывает, что он герметичен. (Приложение 2)

ОПЫТ 3. Я поместила продукты в пакете в морозильную камеру при температуре «- 15°» – пакет даже не порвался (не лопнул). Это говорит о его прочности. (Приложение 3)

ОПЫТ 4. Теперь я решила поместить в полиэтиленовые пакеты продукты и понаблюдать за их хранением. Для сравнения я взяла бумажный пакет и березовый туес, о свойствах которого я говорила выше. Во все три вида упаковки я поместила образцы продуктов – хлеб и сыр. (Приложение 4)

На 5-е сутки в полиэтиленовом пакете, где хранился хлеб, появилась черная плесень, и образовались огромное количество спор, которые выделяет этот грибок. (Приложение 5) Как известно, плесень очень опасный грибок, который приводит к отравлению. И есть этот хлеб ни в коем случае нельзя. Мало того, что плесень на хлебе можно вдохнуть. Грибковые споры, попадая в легкие, не вызывают отравление. Они приводят к развитию грибковой пневмонии, хронического поражения дыхательной системы, развитие аллергии. Если человек надышался плесенью, ему следует проконсультироваться с врачом и обследовать легкие.[2] В бумажном же пакете и туесе хлеб только высох, на нем ничего не образовалось, и такой хлеб можно еще употреблять в пищу в качестве сухарей. (Приложение 6)

Наблюдая за хранением сыра, на 8 сутки я заметила в полиэтиленовом пакете образование большого количества бактерий и немного плесени. (Приложение 7) Сыр же, который хранился в берестяном туесе и бумажном пакете, ни чем не покрылся, на нем не образовалось никакого налета и даже запаха. Он только немного подсох. (Приложение 8) Можно сказать, он даже пригоден для применения в пищу. Об этих наблюдениях я рассказала взрослым и сделала вывод, что хранить длительное время продукты в полиэтиленовом пакете нельзя. Это наносит вред качеству продуктов, которые становятся не пригодными для еды и могут нанести вред организму человека.

ОПЫТ 5. Свои дальнейшие наблюдения я продолжила на улице и провела эксперимент. Я поместила полиэтиленовый пакет и газету в землю. После я стала обильно поливать эти образцы водой, чтобы ускорить процесс распада. Что же я увидела? Полиэтиленовый пакет, который все лето находился в земле, даже нисколько не разложился. (Приложение 9) А лист газеты начал разрушатся через неделю. (Приложение 10) Это доказывает, что процесс разложения полиэтилена очень долгий. И все полиэтиленовые пакеты, которые попадают в землю или на нее, долго остаются в целостности, тем самым нанося вред окружающей среде.

Изучая литературу по этому вопросу, я узнала, что пластик и полиэтиленовые пакеты будут гнить в земле от 100 до 1000 лет!!!, когда бумага может разложиться за 2- 6 месяцев. [3] Если посмотреть вокруг, то пакеты нас будут окружать везде – на деревьях, заборах, у домов. А морские черепахи, принимая пакеты за еду, заглатывают их и погибают, засоряя пищеварительный тракт. В мировом океане образовались огромные острова из мусора, в том числе из пакетов, которые будут плавать так веками, не разлагаясь.

Напрашивается только один выход: пакеты надо сжигать. Тогда я провела еще один опыт. ОПЫТ 6. Я взяла полиэтиленовый пакет и подожгла его, он стал плавиться, от него пошёл черный дым и неприятный запах. (Приложение11)

Проблема заключается в том, что при сгорании полиэтилен выделяет углекислый газ, фураны, диоксин. И полностью предотвратить выброс в атмосферу вредных веществ не способны никакие очистительные сооружения. Разносимые ветром токсичные вещества наносят непоправимый вред человеку, вызывая раковые заболевания и всей окружающей природе. Что же получается? Пакеты, легкие, красивые, удобные в повседневной жизни, после их использования в течение нескольких минут, становятся неразрешимой проблемой для человечества на сотни лет. [ 4 ]

Чтобы узнать отношение людей к этой проблеме, я провела небольшой опрос среди учащихся своего класса, родителей и учителей. В опросе участвовало 48 человек.

На вопрос: 1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты? 33 человека ответили «часто», 15 человек «редко».

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? 15 человек «знаю, мне не все равно», 8 человек ответили «не знаю», 25 человек «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? 20 человек «да, готовы», 28 человек «нет, не готовы».

4)Предложите способ утилизации пакетов.

Таким образом, я получила следующие результаты. 70% опрошенных «часто» используют полиэтиленовые пакеты, 30% опрошенных «редко» и никто не ответил, что «не пользуется совсем». Большинство опрошенных 31% «знают о вреде пакетов, им не все равно» (причем это в основном взрослые 25%), 17% «не знают» (из них 15% это дети), 52% ответили «знают мало» (40% из них дети). На вопрос: готовы ли отказаться от пакетов 42% ответили «готовы», 58% «не готовы» отказаться от полиэтиленовых пакетов. И предлагают следующие способы утилизации: сжигать 32% (23% дети), 17% - перерабатывать (13% из них взрослые). 6% предлагают уменьшить или запретить производство пакетов, а также использовать для поделок, украшений, игрушек и даже вывести бактерии, которые будут разлагать пластик. (Приложение 12)

Как видим из опроса, мои одноклассники в основном не знают или знают мало о проблеме вреда и утилизации полиэтиленовых пакетов.

1.3. Варианты решения проблемы

Уже более 40 стран отказались от полиэтиленовых пакетов. Цель запрета уменьшить загрязнение окружающей среды. В среднем, полиэтиленовый пакет разлагается в природе около 100-200 лет. По данным ООН, в мировой океан ежегодно выбрасывается до 8 миллионов тонн пластика, в том числе и пакеты. Экологи опасаются, что к 2050 году пластика в океанах станет больше, чем рыбы.

Загрязнение началось с тех времен, когда изобрели пластик. С одной стороны, незаменимая вещь, которая облегчила жизнь людей, до тех пор, пока пластиковое изделие не выбросят: благодаря океанским течениям пластиковый мусор сбивается в огромные острова. Велика вероятность того, что наступит момент, когда уже ничего нельзя будет исправить.. [5]

Я убедилась, что использовать длительное время для упаковки продуктов, выбрасывать, а также сжигать пакеты нельзя! Куда же их девать? В поселке у нас нет мусороперерабатывающего завода и экоупаковок (бумажных пакетов) у нас не продают в магазинах. Я предлагаю начинать с себя.

Меньше использовать или по возможности вообще отказаться от пакетов и полиэтиленовой упаковки. Хранить хлеб в деревянных хлебницах, для сыпучих продуктов использовать тканевые мешочки или специальные стеклянные банки, берестяные туеса, оберточную крафт-бумагу, бумажные пакеты. В магазин ходить с тканевыми сумками или сетками.

Не выкидывать пакеты, можно их использовать несколько раз. Можно делать из них различные предметы быта, украшения.

Рассказывать своим одноклассникам, друзьям, знакомым о вреде полиэтиленовых пакетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы я изучила историю упаковки.

Изучила некоторые свойства полиэтиленовых пакетов и выяснила, что при всех их положительных качествах, они имеют и отрицательные свойства, и не подходят для длительного хранения продуктов; провела социологический опрос по вопросу исследования; сделала выводы, предложила свои варианты решения проблемы. Моя гипотеза была подтверждена и практическая польза от применения полиэтилена и экологический вред продолжают соперничать.

Человечество в ближайшее время вряд ли сможет полностью отказаться от использования такого удобного и дешёвого материала, как полиэтилен. Его производство с каждым годом быстро растёт, несмотря, на все протесты экологов. Основная причина увеличения производства полиэтилена заключена в быстром росте рынка упаковочной продукции для произведённых товаров. На сегодняшний день – это самый лучший материал для этих целей.

Как видно, что люди пока не хотят отказываться от пакетов, поэтому нужно проводить разъяснительную профилактическую работу с окружающими людьми.

Мы покупаем кучу пакетов,

На полчаса, чтобы выкинуть где-то.

И, где-то там, на просторах планеты

Горы растут, это « горопакеты»!

Можно запрятать весь мусор и в море,

Но обитателям будет лишь горе,

И, получается «суп» из пакетов,

Потомки спасибо не скажут за это!

Взрослые дяди и взрослые тети,

не засоряйте среду, где живете.

Не покупайте вредных пакетов,

А Земля красоту вам подарит за это! [ 6]

Список литературы

https://studbooks.net/920346/marketing/upakovka_i_ee_vidy

https://otravlenye.ru/

https://www.infoniac.ru/search/?tags=Интересные+факты

http://www.estile.ru/

http://cont.ws/@slavikapple

https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/09/krasotoy_spasem_ves_mir.doc

http://svetvmir.ru/

www.grozny-inform.ru

http://cont.ws/@slavikapple

Книга знаний, Москва, Издательство «Махаон», 2004 г., с 97

Володин В. А. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия – М.: Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.

Журнал «Наука и жизнь» Любешкина Е.П. Обратная сторона упаковки.-2006, № 10.

Журнал "Упаковка и полиграфия" Калюжина Л.Бумажный пакет - упаковка будущего.- 2006, №8

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

.

Приложение 12.

1 вопрос: Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

2 вопрос: Знаете ли Вы о вреде полиэтиленовых пакетов?

3 вопрос: Готовы ли Вы отказаться от полиэтиленовых пакетов?

4 вопрос: Предложите свои способы утилизации полиэтиленовых пакетов.

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б)«редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б) «редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б) «редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б) «редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б) «редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б) «редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б) «редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б)«редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

1) Часто ли Вы используете полиэтиленовые пакеты?

а) «часто» б)«редко», в) не пользуюсь

2) Знаете ли Вы что-либо о вреде пакетов? а) «знаю, мне не все равно», б) «не знаю», в) «знаю мало»

3) Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов? а) «да, готовы», б) «нет, не готовы»

4)Предложите способ утилизации пакетов_______________________________________________________________________________

Просмотров работы: 94