Первоцветы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Первоцветы

Вехов А.В. 1Боронин Е.С. 1Боронина А.С. 1
1МБУ ДО "ДТДиМ"
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО "ДТДиМ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения раннецветущих растений достаточно актуальна в настоящее время. Едва пригреет весеннее солнышко, появляются первые весенние цветы, так радующие человека после зимних холодов. Не случайно их называют «улыбкой весны». Этот род растений насчитывает более пятисот видов. Но, несмотря на все их разнообразие, среди первоцветов много редких и охраняемых видов, внесенных в Красную книгу.

Почему многим из них грозит истребление? По мнению многих исследователей в области экологии, такая ситуация складывается благодаря деятельности человека. Именно он срывает в огромном количестве первоцветы, не щадя их хрупких корней. Многие люди просто не знают, какие первоцветы являются редкими и подлежат охране.

В Красную книгу Московской области внесены: ветреница дубравная, прострел раскрытый, омфалодес, печёночница благородная, хохлатка Маршалла, зубянка пятилистная, подснежник, рябчик шахматный, тюльпан Биберштейна, медуница узколистная, лук медвежий и другие цветы. Наша задача – сохранить первоцветы для будущих поколений.

Гипотеза: создание клумбы первоцветов, возможно, поможет больше узнать о раннецветущих растениях и привлечет внимание к их охране.

Цель проекта: создание клумбы первоцветов.

Задачи:

Провести анкетирование.

Собрать информацию о раннецветущих растениях.

Посадить клумбу первоцветов.

Провести наблюдения за цветами.

Изготовить настенную газету.

Методы исследования: анкетирование; фотографирование, изучение и анализ литературы; поиск информации в сети Интернет; наблюдение за цветами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Экскурсия в ботанический сад МГУ «Аптекарский огород»

Наш проект начался весной 2015 года, когда мы побывали на экскурсии в ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород».

   

Рисунки 1,2. Экскурсия

Тема экскурсии: «Раннецветущие растения». Экскурсовод рассказала нам очень много интересных сведений об этих растениях.

Мы узнали, что первоцветы или подснежники - удивительные растения, которые появляются самыми первыми после схода снежного покрова. Первоцветами называют: гусиный лук, медуницу, хохлатку, ветреницу дубравную, пролеску, подснежник и другие растения.

По материалам экскурсии в ботанический сад мы подготовили для одноклассников сообщения и презентацию про весенние цветы, составили кроссворд (Приложение 1).

2. Эфемероиды

После экскурсии мы ознакомились со специальной литературой и выяснили, что научное название раннецветущих растений - эфемероиды. Эфемероиды имеют свой особый «график развития», не такой, как у многих других растений. Особое свойство – быстрый рост и развитие. Цветут они рано весной, через неделю-другую после появления на свет, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами.

Первоцветам для роста и цветения необходимо большое количество солнечного света и влаги. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища. Эти органы служат вместилищем запасных питательных веществ - главным образом, крахмала. Именно за счет заранее запасенного «строительного материала» так быстро и развиваются у эфемероидов весной стебли с листьями и цветками.

Растения начинают расти, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают. Поэтому первоцветы не боятся заморозков.

Многие подснежники на листьях и стеблях имеют мохнатые волоски. Это своеобразная шубка на случай возвратных холодов.

Рано весной мало насекомых-опылителей. Поэтому окрас цветков у первоцветов яркий, заметный: желтый, фиолетовый, оранжевый, белый, голубой. Своей яркой окраской первоцветы привлекают насекомых - опылителей. На фоне прошлогодней листвы, даже одиночные растения становятся хорошо заметными.

3. Анкетирование

После экскурсии и анализа литературы у нас возникла идея создания клумбы первоцветов на территории Дворца творчества детей и молодежи.

Сначала мы решили провести анкетирование среди одноклассников.

Цель: выяснить, какие раннецветущие растения знают ребята младшего школьного возраста.

В анкетировании принимали участие 122 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет, из них 55 мальчиков и 67 девочек.

   
 

Рисунки 3, 4, 5. Результаты анкетирования

На вопрос: «Какие Вы знаете первоцветы?» 22% девочек и 16% мальчиков дали ответы «не знаю» или ответили неправильно.

В правильных ответах было указано всего 6 цветов.

1-ое место занимал подснежник (91 ответ);

2-ое – ландыш (22 ответа)

3- е – мать-и-мачеха (13 ответов);

4- е – одуванчик (12 ответов);

5-е и 6-е место разделили нарцисс и тюльпан. Названия этих цветов знали только 2 девочки.

Причем девочек, которые знают первоцветы, оказалось немного больше, чем мальчиков.

Результаты анкетирования показали, что ребята очень мало знают о раннецветущих растениях.

4. Создание клумбы первоцветов

Анкетирование еще раз убедило нас в необходимости создания клумбы первоцветов.

Следующий этап проекта: сбор информации. Мы беседовали со взрослыми, читали книги, искали данные в сети Интернет. Проанализировав информацию, мы пришли к выводу, что на клумбе необходимо высадить садовые первоцветы, период цветения которых продолжается с апреля по июнь.

Работа началась летом 2016 года. Мы подготовили участок размером: 17 квадратных метров с северной стороны здания. Удалили ненужные растения, вскопали и удобрили землю. Летом и осенью высадили 10 видов растений.

   

Рисунки 6, 7. Посадка клумбы

5. Наблюдения за первоцветами

Зимой 2017 года было много снега, первоцветы хорошо перезимовали.

Когда появились первые всходы, приступили к наблюдениям. Данные наблюдений за растениями заносили в таблицу.

Таблица 1

Дневник наблюдений

Название

Начало цветения

Окончание цветения

1

Птицемлечник

26 мая 2017

22 июня 2017

2

Гиацинт

20 апреля 2017

2 июня 2017

3

Крокус

25 апреля 2017

6 мая 2017

4

Тюльпан

14 мая 2017

16 июня 2017

5

Ветреница

26 мая 2017

22 июня 2017

6

Нарцисс

3 мая 2017

21 мая 2017

7

Рябчик

29 апреля 2017

26 мая 2017

8

Примула

20 апреля 2017

22 июня 2017

Весной 2017 года погода выдалась не очень благоприятная для раннецветущих растений. Два раза уже на цветущие растения выпадал снег и наблюдались довольно сильные заморозки.

Первыми (20 апреля) зацвели примулы и гиацинты, затем в конце апреля крокусы и рябчики. В начале мая тюльпаны и нарциссы. Птицемлечник и ветреница расцвели только в конце мая (26 числа). По нашим наблюдениям рекордсменом по продолжительности цветения оказалась примула -62 дня, на втором месте гиацинт – 43 дня.

Короче всех оказался период цветения у крокусов – 11 дней и нарциссов – 18 дней.

Мы ухаживали за цветами: рыхлили и поливали землю, удаляли сорняки, подвязывали растения. Весной полюбоваться цветами к нашей клумбе начали приходить ребята и взрослые.

   

Рисунки 8, 9. Наблюдения за первоцветами

6. Изготовление табличек

Многие дети не знали названия цветов и задавали вопросы педагогам и родителям. Тогда мы решили сделать таблички с названиями первоцветов и установить на клумбе. Родители помогли выпилить из фанеры дощечки прямоугольной формы. Заготовку мы обработали наждачной бумагой, названия цветов сделали прибором для выжигания, покрыли заготовку лаком. Взрослые прикрепили дощечки к подставкам. Готовые таблички установили на клумбу. Теперь все желающие могли не только полюбоваться цветами, но и прочитать их названия.

   
   

Рисунки 10, 11, 12, 13. Изготовление табличек

7. Наша клумба

В период с 2016 г. по 2018 г. мы подсаживали на клумбу первоцветы. Сейчас на ней насчитывается 17 видов раннецветущих растений (Приложение 2). К сожалению, у нас не прижился прострел или сон-трава.

На нашей клумбе растут луковичные и корневищные первоцветы. Луковичными являются: нарцисс, рябчик императорский, подснежник, тюльпан, гиацинт, пролеска, крокус, мускари, птицемлечник.

Растения с крупными луковицами (тюльпаны, гиацинты) после пожелтения листьев выкапываем, просушиваем и храним до посадки в сухом помещении. Луковицы рябчика императорского засыпаем песком и опускаем в подвал. Осенью луковицы высаживаем в грунт. Мелколуковичные растения (крокус, мускари, пролеску) не рекомендуется выкапывать каждый год, чтобы дать им возможность разрастись.

Многолетние корневищные растения: ветреница, бадан, живучка ползучая, флокс растопыренный, примула, фиалка, маргаритка.

Мы их не выкапываем. Они остаются на клумбе. Чтобы клумба не потеряла декоративный вид, на место выкопанных весенних цветов высаживаем однолетние цветы: астры и бархотки разных сортов. Наша клумба остается красивой и весной и летом. Осенью дошкольники приходят с педагогами на экскурсию и наблюдают, как растения готовятся к зиме.

8. Изготовление стенгазеты

Следующий этап проекта: изготовление стенгазеты. Газета сделана в технике коллажа. Здесь представлены фотографии, аппликации, картинки. Газета разделена на две части. В первой части можно ознакомиться с материалами экскурсии в Ботанический сад МГУ, а во второй части представлен ход работы по созданию клумбы и наблюдения за цветами. Газета была помещена в фойе Дворца творчества и другие ребята могли совершить путешествие в мир раннецветущих растений.

   

Рисунки 14, 15. Стенгазета «Первоцветы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проекта. Гипотеза подтвердилась, цели и задачи достигнуты. В ходе работы над проектом мы:

Выяснили биологические особенности первоцветов.

Узнали, чем они отличаются от других растений.

Провели анкетирование и оформили результаты.

Создали клумбу первоцветов.

Провели наблюдения за цветами.

Изготовили настенную газету «Первоцветы».

Наш проект продолжается. Клумба существует уже три года, мы планируем для всех желающих провести экскурсии и поделиться своими знаниями о весенних цветах.

Давайте бережно относится к первоцветам. Пусть они радуют нас на клумбах и лесных полянках, а не в увядающих букетах.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сохраним подснежники вместе!

Данный материал можно использовать в школе на уроках окружающего мира, чтения, на внеклассных занятиях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Боголюбов, А. С. Изучение экологии первоцветов[Электронный ресурс] /А.С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 2002. - Режим доступа: http://ecosystema.ru/04materials/manuals/20.htm. (Дата обращения 17.12.2018 г.).

Брем, А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2005.- 976 с.

Все о полевых цветах России. Атлас – определитель. - Спб.: ООО «СЗКЭО», 2011.-120 с.

Трайтак, Д. И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся / Д. И. Трайтак. М.: Просвещение, 1978. - 271 с.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002.- 704 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кроссворд «Первоцветы»

                   

1

                   
           

2

                           
                 

3

                     
                   

4

                   
                 

5

                     
       

6

                               
     

7

                                 

8

                                       
             

9

                         
         

10

                             

Задания к кроссворду:

1.На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...

6. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»?

2. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

7.Видел я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение?

3. Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились...

8.Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная.

4. Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?

9.А это растение выглядит этаким крепышом: бодрым, свежим, умытым, полным здоровья.

5. Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

10.Какое растение любят гуси?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Цветы на нашей клумбе

         

нарцисс

подснежник

гиацинт

ветреница

бадан

       

хионодокса

тюльпан

пролеска

крокус

       

мускари

птицемлечник

примула

флокс растопыренный

       

живучка ползучая

маргаритка

фиалка

рябчик императорский

Просмотров работы: 494