Счастлив тот,у кого есть друг

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Счастлив тот,у кого есть друг

Кравцова К.П. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им.А.С.Пушкина
Кузьмина Г.С. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

С детства мы окружены людьми. С некоторыми из них мы долгое время идем по жизни вместе. Вот и я в школе оказалась с двумя детьми из детского сада.

С Глебом и Александрой мы попали в один класс, нас во 2-в 28 человек! Сколько новых друзей! Но мама объяснила мне, что не каждый одноклассник обязательно может стать другом. В этом году я повзрослела и решила разобраться, а что же такое дружба, кого можно назвать другом

Что такое дружба? Это – доверие, радость, уважение, жизнь, богатство, активность. Дружба важна для каждого человека. Хорошо, когда у тебя есть друг! С ним можно общаться и делиться своими секретами. С другом время летит незаметно и радостно, ведь друзьям всегда хорошо вместе!

Какой он настоящий друг? Преданный, добрый, всегда придет на помощь, верный, терпеливый, отзывчивый, никогда не подведет.

Кого же можно назвать настоящим другом? Самый верный друг – это мама, которая никогда не предаст и поможет в трудную минуту! Друг – это учитель, который помогает нам заглянуть в тайны знаний! Природа – это тот друг, который приносит радость созерцания и дает нам отдых! Никогда не бывает одиноким тот человек, для которого друг – книга! Книги учат нас мыслить и открывать мир прекрасного!

И я задалась вопросом – а у всех ребят моего класса есть друзья? Эта проблема очень актуальна, ведь если у тебя нет друга, надежного плеча, то и в школу идти не очень хочется, и знания усваиваются не так прочно. Поэтому я поставила перед собой

Цель: собрать различные материалы в «волшебный сундучок», которые помогут моим друзьям лучше понять, что такое дружба, помогут подружиться.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Собрать и проанализировать информацию, имеющуюся в различных источниках и выяснить, что означает слово «друг», «приятель», «товарищ»;

2. Провести анкетирование среди ребят и родителей;

3. Прочитать книги о дружбе;

4. Собрать пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки, песни, мультфильмы о дружбе;

5. Подобрать настольные игры, в которые можно играть в классе на переменах;

6. Оформить «волшебный сундучок» и принести его в класс для использования

Первый этап (подготовительный)

В ходе работы на этом этапе была выбрана тема, определены цели и задачи проекта.

Этап (Аналитический) – январь 2016

Я выяснила, что мои одноклассники употребляют в речи слово «друг», однако многие не знают, кого можно назвать другом, чем отличается друг от приятеля. Однако все понимают, что иметь друзей – это очень хорошо. Почти у всех ребят есть друзья в классе. И дети, и родители высоко оценивают школьную дружбу.

Результатом стала исследовательская часть, которая была предоставлена вниманию одноклассников.

Исследовательская часть

Кто такой друг?

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).

У дружбы есть свои правила: не ссорься с друзьями, не обзывай и не унижай своего друга, помогай другу в беде, не обманывай друга, будь с ним честен, не предавай своего друга, будь внимателен к своему другу, умей уступать своему другу, останови друга, если он делает что-то плохое.

Одним из частых заблуждений о том, что такое дружба и кто такие друзья, является мысль, что наши друзья – это все те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба – это сам процесс такого общения.

Однако, это не совсем так. Запомните: дружба – это не общение, не какой-то процесс. Это чувство, причём чувство, лежащее глубоко в сердце.

В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами).

Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже ваши друзья до гроба. Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».

Книги о дружбе

Я люблю читать и стараюсь читать как можно чаще. Книги уже стали моими друзьями. Недавно я прочитала, а потом еще раз перечитала книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это поразительно трогательная и очень красивая сказка о том, как важно иметь близкого человека рядом, как важно ценить дружбу и любовь. Эта сказка убеждает нас, что дружба – великое и сильное чувство, которое необходимо каждому из нас. Главный герой этой сказки тоже хочет понять, как научиться дружить. Он покинул свою планету и путешествует по другим планетам. Маленький Принц наблюдает за другими, чтобы узнать, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо. На помощь ему приходит Лис. Он говорит, что люди разучились заботиться друг о друге и забывают радоваться общению со своим другом. Для того, чтобы стать близкими, нужно узнать друг друга. Надо впустить человека в своё сердце и самому войти в его.

-Если ты приручишь меня, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

-Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Мудрый Лис предлагает мальчику приручить себя и дает самое главное наставление: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Эти слова отражают суть настоящей дружбы.

Книги о дружбе могут не только рассказать детям, как стать верным товарищем, но и сблизить родителей и детей.

Чем больше рассказов и сказок о хороших друзьях ребята прочитают, тем выше вероятность того, что в будущем он также будет стремиться стать хорошим и преданным другом для других.

Вместе можно почитать такие произведения:

Сельма Лагерлёф «Приключения Нильса с дикими гусями»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Астрид Линдред «Пеппи Длинный Чулок»

Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»

Антуан де Сент-Екзюпери «Маленький принц»

Михаил Самарский «Радуга для друга»

Джоан К. Роулинг «Гарри Поттер»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Я уже прочитала немало книг о дружбе, названия этих книг я записываю в Дневник чтения. Немало книг прочитали и мои одноклассники. Своими впечатлениями о прочитанном, об историях дружбы делились ребята на уроках внеклассного чтения.

Итоги анкетирования в классе

Для выявления того, что мои одноклассники думают о дружбе, и что о дружбе нам могут рассказать взрослые, я провела анкетирование.

Результаты опроса показали, что ребята и родители нашего класса (20%) вряд ли смогли бы толком ответить, а зачем вообще друзья? Им, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь! Никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

И я задумалась: как же таким людям бывает одиноко в глубине души!? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

80% опрошенных - личности, с которыми интересно и приятно общаться. Заполучить их в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у них есть замечательное качество – надежность: они никогда не подведут в трудную минуту! Они действительно умеют дружить, и их близким людям можно просто позавидовать.

Как и детям, так и взрослым дружба очень необходима. Это и общие интересы, и взаимовыручка, и самое главное поддержка. 100% ответ и детей и родителей – это желание, чтобы друг оставался другом на всю жизнь!

IV. Этап (практический)

Ознакомившись с результатами анкетирования, я столкнулась с противоречием – мои одноклассники очень хотят иметь друзей, понимают, как это важно, но дружить пока умеют не все, не ценят дружбу.

Я захотела узнать, а можно ли научить дружить? С этим вопросом я обратилась к взрослым. И мама, и учитель рассказали мне, что в школе для нас организуют совместные праздники, поездки, - все эти совместные мероприятия помогают обрести друзей, учат нас общаться. На уроках в школе многие задания мы выполняем в командах, даже сидим за партами мы в группах.

А могу ли я что-то сделать, чтобы помочь нашим ребятам стать хоть чуточку дружнее? Тогда я придумала – надо собрать пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки, песни, мультфильмы о дружбе; подобрать настольные игры, в которые можно играть в классе на переменах. Все это поможет ребятам найти новых друзей, лучше узнать друг друга, сплотиться.

На данном этапе я занималась

В сети интернет мы нашли немало пословиц и поговорок о дружбе, их мы собрали в отдельную книжечку;

Вместе с родителями мы вспоминали детские песни на эту тему, мы распечатали слова любимых песен, у нас получился замечательный сборник. Теперь наш учитель может размножить слова песни, а мы с удовольствием споем любимую песню в классе;

Потом мы решили все песни еще и записать на аудио диск, чтобы можно было слушать и в классе. В отдельный сборник мы собрали мультфильмы о дружбе. Наверняка, многие ребята эти мультфильмы уже видели, но вдруг кому-то захочется пересмотреть знакомые с детства мультики. А еще их можно посмотреть и обсудить в классе.

Чтобы на перемене мы были заняты хорошими добрыми делами, а не беготней в коридоре, мы собрали дома все настольные игры, в которые можно играть компанией.

А еще мы нашли книги о дружбе для нашей классной библиотеки. Когда все было собрано, оказалось, что ни одна моя коробка не подходит, тогда-то мама и посоветовала сложить все в огромную корзину, и в ней отнести все в школу.

Когда моя «корзина дружбы» оказалась в классе, ребята ей заинтересовались, многие взяли домой книги, мультфильмы. На перемене начали играть вместе в настольные игры, а главное – общаться, разговаривать. На следующий день мою идею подхватили одноклассники и тоже принесли книги и игры. Теперь даже моя огромная корзина не вмещает всех вещей!

V. Этап (презентация результатов проекта)

Мной опробована «корзина дружбы», на переменах ребята «активно» заняты – читают, играют, обсуждают прочитанное, помогает он и в проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Результат: цель проекта достигнута, собраны материалы в «корзину дружбы», которые помогут моим друзьям лучше понять, что такое дружба, помогут подружиться.

VI. Заключение

Дружба длится долго, если два человека заинтересованы в этом. Нужно дорожить отношениями, оберегать их, стараться сохранить. Крепкая дружба между людьми – это настоящий подарок судьбы. Нужно всегда помнить об этом. Дружить не так-то и легко, но дружба – это то, ради чего стоит потрудиться.

В ходе работы над проектом я собрала и проанализировала информацию, имеющуюся в различных источниках, и выяснила, что означает слово «друг», «приятель», «товарищ»; я повела анкетирование среди ребят и родителей.

С начала учебного года я прочитала немало книг о дружбе. Вместе с мамой и учителем мы собрали пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки, песни, мультфильмы о дружбе; подобрали настольные игры (в этом мне помогали одноклассники), в которые можно играть в классе на переменах. В итоге получился «волшебная корзина», которая помогает нам организовать наши внеклассные мероприятия и перемены.

VII. Литература

Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. – С. 91, 103.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 180.

Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3 частях. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – С. 223-227.

Пословицы. Поговорки. Загадки/ Сост., авт. предисл. и коммент. А.И. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – С.116-119.

Я познаю мир. Литература: Дет. энцикл./ Авт. – сост. Н.В. Чудакова; Худож. А.В. Кардашук, Е.В. Гальдяева. – М.: АСТ; Астрель, 2003. – С. 218.

VIII. Приложение

Мы – команда!

Моя корзина дружбы работает!

Просмотров работы: 244