Тропические леса

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тропические леса

Абдрашитов Д.В. 1Брежнева Е.Д. 1Данков Д.А. 1Казак Д.А. 1
1МБОУ "Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова"
Коник Э.В. 1
1МБОУ "Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема проекта: Rain forests /Тропические леса/.

Актуальность: На уроках английского языка мы узнали о приключениях ученых в тропических лесах Индонезии. Нам захотелось больше узнать об этой уникальной экосистеме нашей планеты.

Проблема: Чтобы узнать, почему тропические леса имеют такое большое значение для всей Земли, мы решили изучить процессы, которые происходят
в природе.

Цель: Узнать, почему сохранение тропических лесов имеет такое большое значение для нашей планеты.

Задачи:

Нам нужно было решить следующие задачи:

получение информации о тропических лесах в справочной литературе, в энциклопедиях, в Интернете;

изучение разнообразия животного и растительного мира тропических лесов;

изготовление макета тропического леса;

проведение опытов с растениями тропических лесов;

изучение лексики английского языка по этой теме.

Предлагаем вашему вниманию результаты проделанной нами работы.

Теоретические основы и анализ информационных источников

Около половины всех лесов на нашей планете приходится на тропические леса, произрастающие в Африке, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америке. Тропические леса расположены между в зонах, где часто проходят ливневые дожди.

Самые большие тропические леса находятся в Бразилии (Южная Америка), Заире (Африка) и Индонезии (Юго-Восточная Азия). Также тропический лес встречается на Гавайях, островах Тихого океана и Карибского бассейна.

Климат в тропическом лесу очень теплый и влажный. Смена сезонов практически отсутствует, а средняя температура воздуха равняется 28 градусам по Цельсию. Все эти условия существенно повлияли на формирование самой богатой экосистемы на нашей планете.

Почва тропиков бедна на минералы и питательные вещества, — наблюдается недостаток калия, азота и других микроэлементов. Обычно она имеет красный и красно-желтый цвет. Из-за частых осадков, полезные вещества усваиваются корнями растений, либо же уходят вглубь почвы.

Теплый влажный климат тропических лесов обеспечивает идеальную среду для огромного изобилия удивительной растительной жизни.

The weather in the tropics is very hot and wet. The trees in the rain forest grow very tall. There are lots of different kinds of trees. Some trees are seventy meters tall. The floor of the rain forest is quite dark. There are a lot of dead leaves there, but not many green plants.

The leaves at the top of the trees are very thick. They make a canopy. Smaller plants, like orchids, live on the tree trunks in the canopy. Smaller plants and new trees grow by the side of the rivers. When a tree falls down, new plants can grow in the space. Once there were a lot of rain forests. Now there aren‘t many. They are disappearing quickly.

Тропический лес разделяют на несколько ярусов, для которых характерна своя флора и фауна. Самые высокие деревья тропиков, получают наибольшее количество солнечного света, так как они достигают высоты более 50 метров. Второй ярус — купол. Он является средой обитания для половины представителей дикой природы тропических лесов — птиц, змей и обезьян. Сюда относят деревья высотою ниже 50 м с широкими листьями, прячущие солнечный свет от нижних этажей, например, пальмы. Третий ярус населен кустарниками, папоротниками и другими теневыносливыми видами. Последний ярус, нижний, обычно темный и влажный, так как сюда солнечные лучи почти не пробиваются. Он состоит из перепрелой листвы, грибов и лишайников, а также молодой поросли растений высших ярусов.

Животный мир.

Животный мир тропических лесов очень разнообразен.

Porcupines live in holes in the forest floor. They eat leaves and fruit. They have got long spines on their back. They can run backwards! You can see the photo of an Indonesian porcupine.

Растенияхищники.

Pitcher plants catch insects in a cup of liquid. The walls of the cup make honey. It attracts insects. When an insect lands on the wall, it falls down into the liquid. The insect cannot get out of the cup.

В книгах мы нашли информацию о том, что многие растения тропиков выращиваются в комнатных условиях. Такие растения есть и у нас в школе. Например, монстера (Monstera) — крупное тропическое растение. Род Монстера насчитывает около 50 видов. Распространены монстеры в Центральной и Южной Америке. Гигантские размеры растения и его причудливый облик послужили основанием для названия всего рода (от monstrum — чудовище, а, может быть, и «причудливая»).

Рассмотрев монстеру, мы увидели, что от её ствола идут воздушные корни.

Такие же корни мы обнаружили ещё у одной обитательницы тропического леса – орхидеи.

Чтобы выяснить, для чего растениям нужны воздушные корни, мы провели следующий эксперимент.

Эксперимент 1: Воздушные корни.

Цель эксперимента: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Материалы: Хлорофитум, прозрачный полиэтиленовый пакет, смоченный водой.

Процесс:

Рассмотреть воздушные корни монстеры.

Рассмотреть растение хлорофитум, найти почки - будущие корни.

Поместить растение в емкость с водой.

Закрыть плотно пакет.

Наблюдать за появлением «тумана», а затем капель внутри пакета (как в джунглях).

Рассмотреть появившиеся воздушные корни, сравнить с монстерой и другими растениями.

Итоги:

В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там, где сухой воздух, они берут влагу из земли.

Экваториальные леса еще называют «лёгкими» нашей планеты. Это действительно так, потому что растения выделяют огромное количество кислорода. Их уничтожение приведет к значительному ухудшению качества воздуха.

Мы узнали, что впервые обнаружил выделение кислорода растениями английский ученый Джозеф Пристли. Он помещал под стеклянный колпак горящую свечу и лабораторную мышь. Через некоторое время свеча гасла, а мышь задыхалась из-за недостатка кислорода. Пристли, руководствуясь интуицией, решил посмотреть, что будет с комнатным растением в тех же условиях. К его удивлению, растение не только не умерло, но и очистило «загрязненный» воздух под колпаком. Свеча продолжала гореть, а мышь – жить. Кстати, именно Джозеф Пристли в 1767 году сделал первую бутылку с искусственно газированной водой, предвестницу всех современных газировок.

Для того, чтобы доказать, что растения выделяют кислород, мы провели ещё один опыт.

Эксперимент 2. Что выделяют растения?

Цель эксперимента: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

Процесс:

Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).

Поставить его в теплое место (если растение даёт кислород, в банке его станет больше).

Через 1-2 суток проверить зажженной лучиной, накопился ли в банке кислород.

Итоги:

Наблюдаем за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Кислород нужен людям и животным для дыхания.

Изготовление макета тропического леса

П осле проведения экспериментов мы решили изготовить наглядный макет тропического леса. Наш проект занял 1 место в общественно-научной секции «Первые шаги в науку», научно-практической конференции школьников, которая прошла 5 марта 2019 года в нашей школе.

Заключение

К сожалению, в настоящее время тропические леса находятся под угрозой исчезновения.

Вырубка этой природной зоны приводит к образованию парникового эффекта и, как следствие, к глобальному потеплению.

Тропический лес является домом для уникальных представителей флоры и фауны. В результате браконьерской вырубки миллионы видов животных и растений теряют среду обитания и исчезают. Более 41 000 видов растений и животных находятся под угрозой, в том числе большие обезьяны, такие как гориллы и орангутаны.

Лесозаготовительная техника, задействованная для вывоза древесины, уничтожает чувствительный верхний слой почвы, повреждает корни и кору других деревьев.

Добыча железной руды, бокситов, золота, нефти и других полезных ископаемых также разрушает большие площади тропических лесов, например, в Амазонии.

Как же защитить тропические леса?

Чтобы предотвратить негативные последствия обезлесения необходимо расширять лесные площади, усилить контроль за лесами на государственном и международном уровнях. Кроме того, важно повышать осведомленность людей о том, какую роль играют леса на этой планете. По словам экологов, также стоит поощрять сокращение, переработку и повторное использование лесных продуктов. Переход на альтернативные источники энергии, например, ископаемый газ, в свою очередь может сократить потребность эксплуатировать лес для отопления.

Вырубку лесов, в том числе тропических, можно проводить, не нанося вред этой экосистеме. Если спиливаются только достигшие определенного возраста и толщины ствола деревья, а молодые остаются нетронутыми, то такой метод наносит минимальный вред видовому разнообразию леса, давая ему возможность быстро восстанавливаться.

Список использованных источников

Английский язык: 4 класс, в 2 частях, ч.1., учебник / М. В. Вербицкая и др.; под ред. М.В. Вербицкой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. (Российский учебник Forward).

Джозеф Пристли (Joseph Priestley) - естествоиспытатель, философ, химик: биография, опыты, открытия [Электронный ресурс]: SYL.ru – информационное интернет-издание. Режим доступа: https://www.syl.ru/article/313164/djozef-pristli-joseph-priestley---estestvoispyitatel-filosof-himik-biografiya-opyityi-otkryitiya.
(Дата обращения: 08.04.2019)

Колвин, Л.; Спиэр, Э. Живой мир. Энциклопедия М. Росмэн 1996г. Сью Джонсон, Черил Эванс. Вырастим сад. Махаон, 1996.

Ламберт, М. Детская краткая энциклопедия. Природа / М. Ламберт; [пер. с англ. О. А. Коротковой]. – М.: Слово, 1994. – 160 с.: цв. ил. От происхождения жизни на Земле до сегодняшних проблем окружающей среды – обо всем этом вы найдете ответы в данной энциклопедии.

Монстера — необычное «чудовище» [Электронный ресурс]: Ботаничка.ру. О мире растений и загородной жизни. Режим доступа: https://www.botanichka.ru/article/monstera/. (дата обращения 08.04.2019)

Смирнов А.В. Мир растений. Книга 2: Рассказы о кофе, лилиях, пшенице и пальмах. Художник А. Колли. Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1981. - Серия «Эврика».

Просмотров работы: 559