Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле.
Алексей Николаевич Крылов
(русский и советский математик,
механик и кораблестроитель, академик )
ВВЕДЕНИЕ
Лично я обожаю математику. Мне интересно решать задачи и примеры. Но это на уроках… А в жизни? А.С. Пушкин, например, на выпускных экзаменах в лицее получил неуд по математике, однако, стал великим поэтом, известным во всем мире!
Так может быть математика совсем и не нужна?
В мире существует множество профессий, выполнение некоторых из них требуют специальных знаний, получаемых в ВУЗе, для других достаточно получить образование в техникуме или профессиональном училище. И везде изучают математику, а в ВУЗах, даже ВЫСШУЮ математику! Как нам может пригодиться математика в жизни и в работе? Можно ли без знаний математики прожить, как, например А.С. Пушкин? Нужна ли математика токарю, плотнику, пахарю….?
Цель исследования: выявить, нужны ли знания математики в повседневной жизни людей разных профессий и показать применение математических формул в сельском хозяйстве.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить литературу по данной теме.
Изучить понятие среднего арифметического.
Освоить методику расчета средних значений величин;
Исследовать статистические данные высоты снежного покрова в Самарской области за последние 5 лет;
Исследовать высоту снежного покрова в зимние месяцы в г. Чапаевск;
Рассчитать среднюю арифметическую высоты снежного покрова в зимние месяцы в г. Чапаевск 2018-2019г.;
Исследовать и оценить влияние высоты снежного покрова на всхожесть и рост растений.
Объект исследования: средняя величина снежного покрова в пос. Лесничество, г. Чапаевск;
Предмет исследования: влияние величины снежного покрова на всхожесть и рост растений.
Гипотеза: я предполагаю, что применяя математические знания, можно повысить всхожесть растений и улучшить их развитие.
Во время выполнения исследовательской работы применялись следующие методы:
Поисковый;
Аналитический;
Сравнительный.
При этом использовалась учебная, методическая литература и статистические данные Самарастат и Агрометеорологической станции (АГЛОС) г. Самара.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Математика вокруг нас
Однажды, на уроке русского языка нам задали написать сочинение-рассуждение на тему «Математика наука о цифрах». Выполняя это задание, я задумался: «Зачем нужна математика каждому конкретному человеку? Да и нужна ли вообще?».
Возникновение математических наук, несомненно, было связанно с потребностями человека. Требовалось, например, узнать, сколько земли засеять зерном, чтобы прокормить семью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай. Математика представляет собой основу фундаментальных исследований в естественных и гуманитарных науках. В силу этого значение её в общей системе человеческих знаний постоянно возрастает.
Древние Египтяне навеки вошли в историю, построив более 5 тысяч лет назад свои Великие пирамиды, используя простые законы математики. Египтянам удалось додуматься, как построить на местности прямую линию длиною в несколько километров, чтобы сделать сторону пирамиды.
В древней Руси была такая единица измерения – линия, равная 2,54 мм.
Тульский оружейник капитан Сергей Мосин в 1891 году создал винтовку трехлинейку, т.е. калибра в три линии, а можно ли назвать современный автомат Калашникова трехлинейкой? Конечно можно! Ведь его калибр равен 7, 62мм., т.е. все те же три линии!
C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера: просыпаясь, мы смотрим на часы; в автобусе нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты и т. д.Без математики не обойтись ни в одной профессии: доктор и инженер, пилот и сапожник, музыкант, поэт – все сталкиваются с тем, что надо что-либо посчитать, или измерить!
Мои прадедушка и дедушка были пилотами гражданской авиации. В уме за считанные секунды они рассчитывали, могут ли столкнуться с самолетом, идущим пересекающимся курсом, учитывая свою скорость, скорость встречного самолета, скорость и направление ветра. Мой папа инженер-технолог, эксперт проектов, рассчитывает безопасность и правильность технических проектов. Мама – доктор, она считает, сколько лекарства надо выписать тому или иному пациенту. Бабуля – учительница – считает среднюю успеваемость и среднюю оценку своих учеников.
1.2 Среднее арифметическое: понятие и методика расчета
Часто мы в жизни слышим фразы со словом «средний». Например, средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как понять эти выражения?
В математике тоже есть свои понятия со словом «средний» и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий «среднее арифметическое» и как оно вычисляется.
Среднее арифметическое является наиболее общим и самым распространённым понятием средней величины. Термин «среднее арифметическое» предпочитают в математике и статистике.
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.
Другими словами, среднее арифметическое - это дробь, в числителе которой стоит сумма чисел, а в знаменателе - их количество. Среднее арифметическое вычисляется по формуле (1):
Ā = , |
(1) |
(– данные величины, n– их число)
Вычисление среднего арифметического имеет большое значение во всех областях практики. Например, в конце четверти надо найти среднюю оценку учащегося по математике, если за истекший период он получил: 4,5,3,4,3,2,4,3.
Таким образом:
Следовательно, данный учащийся учился по математике неблестяще в течение четверти, и четвертная оценка у него будет 4 – хорошо.
Среднее арифметическое, найденное из массовых измерений (поток пассажиров в электричке, потребление продуктов (например, молока), выпавшие осадки и пр.), называются статистическими средними. Статистическое среднее имеет большое практическое значение. И я решил исследовать снежный покров при выпадении снега в г. Чапаевск в течение зимнего периода 2018-2019года, с помощью среднего арифметического.
2 ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДНЕАРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1 Исследования среднеарифметических значений осадков в Самарской области в зимний период
Зимой погода в Самарской области холодная, зима длится около 5 месяцев. Первый снег выпадает в конце октября, а устойчивый снежный покров и ледостав – в третьей декаде ноября. В долине Волги снежный покров устанавливается на 15 дней позже, а разрушается на 5 дней раньше, чем на возвышенностях.
Мониторинг снежного покрова в Самарской области показан на рис. 1
Рисунок 1 – Показатели снежного покрова в Самарской области за последние пять лет (см)
Посчитаем какова высота снежного покрова в среднем в Самарской области за последние 5 лет. Для этого рассчитаем средний арифметический показатель по формуле (1).
Ā = |
Таким образом, среднеарифметическое значение снежного покрова в зимние месяцы в Самарской области составляет 41,8 см.
2.2 Определение средних величин снежного покрова в г. Чапаевск зимой 2018-2019гг
Измерять высоту снежного покрова в г. Чапаевске я начал с 1 декабря 2018 года на территории поселка Лесничество (Приложение 1). Измерения проводились один раз в неделю по воскресеньям (Приложение 2).
Для систематизации данных построены таблицы (Таблицы 1-3).
Таблица 1 – Высота снежного покрова в пос. Лесничество в декабре 2018г.
Дата измерений |
2.12 |
9.12 |
16.12 |
23.12 |
30.12 |
Высота покрова снега в см |
7 |
21 |
23 |
25 |
42 |
Для наглядности результаты декабрьских исследований представим в виде диаграммы (Рис. 2).
Рисунок 2 - Показатели высоты снежного покрова в пос. Лесничество в декабре 2018года (см)
Среднее арифметическое снежного покрова в поселке Лесничество в декабре 2018 года составило:
Ā декабрь = |
Исследования в январе показали следующие результаты (Таблица 2; Рис.3) (Приложение 3):
Таблица 2 – Высота снежного покрова в пос. Лесничество в январе 2019г.
Дата измерений |
6.01 |
13.01 |
20.01 |
27.01 |
Высота покрова снега в см |
53 |
62 |
68 |
71 |
Рисунок 3 - Показатели высоты снежного покрова в пос. Лесничество в январе 2019года (см)
Средние арифметические показатели снежного покрова в январе 2019 года составили:
Ā январь = |
Февральские замеры показали (Таблица 3; Рис. 4):
Таблица 3 - Высота снежного покрова в пос. Лесничество в феврале 2019г.
Дата измерений |
03.02 |
10.02 |
17.02 |
24.02 |
Высота покрова снега в см |
79 |
82 |
86 |
91 |
Рисунок 4 - Показатели высоты снежного покрова в пос. Лесничество в феврале 2019года (см)
Средние арифметические показатели снежного покрова в феврале 2019 года составили:
Ā февраль = |
Исследования показали, что самый высокий снежный покров в поселке Лесничество был в конце февраля (Приложение 4). Это связано с тем, что в поселке лесистая местность и ветер не сдувает снег, как это бывает на открытой местности – в полях и лугах.
Теперь определим высоту снежного покрова в среднем в поселке Лесничество за три зимних месяца:
Ā за зиму = |
Таким образом, средняя величина снежного покрова в пос. Лесничество значительно превышает средние пятилетние показатели по Самарской области:
Такое количество снега на полях и в лесах весной даст много влаги, а осенью хороший урожай.
2.3 Оценка влияния снежного покрова полей на всхожесть и развитие растений
Для определения значения знаний математики в целом и умения рассчитывать среднее арифметическое в частности, я провел эксперимент.
Я взял два горшка для посева травы. Горшок №1 наполнил грунтом со снегом, а горшок № 2 наполнил обычным грунтом. В оба горшка посеял траву, грунт в горшке №2 предварительно увлажнил (Приложение 5).
По мере просыхания грунта я поливал обе посадки. В первом горшке всходы появились на 5 день после посадки (Приложение 6), тогда как во втором горшке трава взошла на 8 день после посадки. При этом всходы во втором горшке были более редкие и более слабые.
Таким образом, мне удалось экспериментально доказать, что семена, посаженные в грунт увлажненный снегом, более активно всходят, а растения интенсивнее развиваются (Приложение 7).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы мне удалось выявить, что знания математики необходимы в повседневной жизни людей разных профессий, в том числе и в сельском хозяйстве. Следовательно, цель работы была реализована.
Таким образом, в результате проведенных исследований и эксперимента моя гипотеза подтвердилась: что применяя математические знания, можно повысить всхожесть растений и улучшить их развитие. Если высота снежного покрова на полях меньше среднего арифметического значения, работники сельского хозяйства проводят мероприятия по снегозадержанию: выводят на поля трактора и вспахивают землю вместе со снегом.
Математика великая наука, она нужна каждому, и каждый день мы применяем знания математики в жизни. Вся наша жизнь – это вычисления и подсчеты. Без знаний математики мы не можем вычислить время, подсчитать деньги, построить дом. Мы не можем сравнить предметы, расстояния. Математика развивает интеллект и помогает найти решения в сложной задаче. Если хочешь быть успешным человеком и иметь хорошую работу, то нужно изучать математику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
Математика: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018
Нестандартные уроки: математика, 5-11 классы/Н.В. Барышникова – Волгоград: Учитель, 2007.
Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 класс/О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2007.
Живая математика/Я.И. Перельман – М.: изд. Русанова, 1994
Электронные и Интернет-ресурсы
ВолгаНьюс Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа wwwvolga.news (Дата обращения 1.03.2019г)
Самара, снежный покров и статистика за последние годы, климатический справочник городов России [Электронный ресурс]. Режим доступа www.atlas-yakutia.ru (Дата обращения 1.03.2019г)
Дневник погоды в Самаре для школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа wwwgismeteo.ru (Дата обращения 1.03.2019г)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общий вид поселка Лесничество г. Чапаевск
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
П ервые замеры в декабре
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Замеры в январе
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Высота снежного покрова в конце февраля
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Начало эксперимента – посадка травы |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Первые всходы
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Результат эксперимента |
17