Сколько стоит один килограмм картофеля

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сколько стоит один килограмм картофеля

Савельев Д.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4" городского округа Ступино Московской области
Окунева Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4" городского округа Ступино Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема: экономия материальных средств семьи.

Актуальность: я думаю, что каждому человеку не помешает в жизни быть грамотным и математически и экономически. Часто ученики, изучая математику в школе, не понимают, как она может пригодиться им в жизни. Ведь многие так думают: не обязательно уметь считать – это сделает за меня калькулятор. Но такая позиция ошибочна. Имея числа и зная математические действия, надо еще и понимать, что с этими числами делать: складывать, вычитать, умножать или делить. Вся наша жизнь состоит из решения различных задач: что надеть, как вести себя в обществе, куда пойти учиться или работать, что купить, куда поехать, как правильно использовать средства, чтобы улучшить жизнь своей семьи и иметь стабильное материальное будущее и много других.

Цель: выяснить, выгодно ли выращивать картофель на собственном огороде.

Задачи:

- познакомиться с процессом выращивания картофеля;

- изучить новые для меня математические темы и понятия;

-выполнить рассчеты для определения доходности и рентабельности выращивания картофеля в личном хозяйстве в Ступино;

-показать практическое применение математики.

Методы исследования:

- информационный поиск;

-практический (наблюдение, эксперимент, опрос, анализ).

Значимость: на примере выращивания картофеля на огороде у своего дедушки я хочу исследовать вопрос о выгодности такого дела для моей семьи и использовании выводов в дальнейшем для развития своего бизнеса.

Краткий литературный обзор по теме: основными источниками, раскрывающими теоретические основы моей работы, были различные статьи из Интернет-ресурсов, учебник математики 5 класса.

Основная часть.

Глава 1. Теоретические основы

В будущем я хотел бы стать бизнесменом, но еще не знаю в какой области. Поэтому для начала решил рассмотреть сельскохозяйственное производство в рамках приусадебного хозяйства своих бабушки и дедушки по выращиванию картофеля. Я знаю, что картофель на Руси с давних времен считался вторым хлебом. А произошло русское слово «картофель» от немецкого «Kartoffel», которое, в свою очередь, произошло от итальянского «tartufolo» —трюфель. Карто́фель, или Паслён клубнено́сный (от латинского Solánum tuberósum), — вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae). В Россиюкартофель попал благодаря заграничному путешествию Петра I в конце XVII в. и в дикой природе не встречается. Клубни картофеля являются важным пищевым продуктом. И в нашей семье любят блюда из него.

С чего же начать свое исследование? Я вспомнил, что часто, говоря о бизнесе, люди употребляют такие выражения: процент качества, процент повышения производительности труда, увеличение производства на столько-то процентов, доход составил столько-то процентов, рентабельность производства и тому подобное. По словам родителей, мне, как будущему бизнесмену, будет необходимо знать смысл этих слов. Поэтому я решил расширить свои знания о числах, изучить такие темы по математике как «Проценты», «Действия с десятичными дробями», «Объем». А также выяснить, что такое рентабельность.

Используя Интернет-ресурсы, я узнал, что

- процент – это сотая часть числа;

- для того, чтобы найти несколько процентов от числа, надо число разделить на сто и умножить на количество процентов;

- понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека: почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты. Без понятия «процент» нельзя обойтись ни в бухгалтерии, ни в финансовом деле, ни в статистике. Чтобы начислить зарплату работнику, нужно знать процент налоговых отчислений; чтобы открыть счёт в сбербанке или взять кредит, наши родители интересуются размером процентных начислений на сумму вклада и процентом по кредиту; чтобы знать приблизительный рост цен в будущем году, мы интересуемся процентом инфляции. В торговле понятие «процент» используется наиболее часто. Мы очень часто можем слышать о скидках, наценках, уценках, прибыли, кредитах – всё это проценты;

- в другой статье я нашел правила, по которым можно выполнять математические действия с десятичными дробями. Я их разобрал.

Используя статьи из Интернета, я понял, что прибыль – это разница между тем, что заработали, и тем, что потратили. А также выяснил, что рентабельность – это значение, которое показывает прибыльность предприятия, его эффективность. Рентабельность обычно измеряется в процентах. Вычисляется так: прибыль от реализации продукции разделить на полную себестоимость реализованной продукции и умножить на 100%. Например, средний показатель рентабельности при производстве сельскохозяйственной продукции по России составляет около 12 %.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Опрос

Конечно, до начала работы над моими исследованиями я ничего об этом не знал. А как мои одноклассники? Знают ли они что-нибудь? Я решил опросить (приложение 1) ребят из своего класса, чтобы определить, насколько они знакомы с некоторыми понятиями, которые я хотел бы использовать в своем исследовании.

Итоги опроса были такими:

вопросы

ответы

да

Нет

Любите ли вы блюда из картофеля

22

1

Выгодно ли выращивать картофель на приусадебном участке

16

7

Знаете ли вы,что такое рентабельность

1

22

Знаете ли вы, что такое процент

7

16

Хотели бы вы в будущем открыть свой бизнес

20

3

Оказалось, что почти все опрашиваемые любят блюда из картофеля, то есть и сейчас эта культура популярна в России. Не все считают, что выгодно выращивать картофель на личном огороде. А о таких понятиях, как «процент» и «рентабельность», очень мало кто знает, хотя большинство в будущем видят себя бизнесменами. Хорошо бы им немного расширить кругозор по данным вопросам.

2.2. Эксперимент

В конце мая 2018 года мы с дедушкой сажали картофель у него на огороде и для меня выделили грядку, посадив на ней 16 клубней. Перед посадкой я взвесил все клубни. Оказалось, что они весят 1120 граммов (приложение 2). Сначала для посадки мы с дедушкой купили только два килограмма картофеля по 30 рублей за один килограмм.

Задача 1. Сколько стоит наш посадочный материал?

Решение:

Вес

Стоимость

1120г =1,12 кг

1,12 х 30=33,6 (руб.) - стоит наш посадочный материал

1 кг

30 руб.

1120 г

?

В течение лета мы поливали, пропалывали, окучивали посаженный картофель. На мою грядку за раз полива я расходовал четыре большие лейки воды, каждая вместимостью по 5 литров (приложение 3). Лето 2018 года было сравнительно засушливое, поэтому за весь период роста моей картошечки её поливали 19 раз (1-2 раза в неделю).

Задача 2. Сколько литров воды использовали для полива?

Решение:

Количество леек

Объм воды

5 х 4 =20(л)

20 х 19 = 380 (л) - воды использовали для полива

1 шт.

5 л

4 шт.

?

В сентябре мы с дедушкой выкапывали картофель. Оказалось, что с моей грядки было собрано 11 килограммов корнеплода (приложение 4). Дед мне сказал, что это не так уж много. Наверное, надо было больше поливать картофель.

Для сравнения: при посадке 25-30 килограммов на 1 сотку средняя урожайность на территории России составляет 100 - 150 килограммов. При самом лучшем исходе увеличение идет в 6 раз (150 кг : 25кг = 6 раз). Тогда как у меня получилось увеличение: 11 кг : 1,12 кг ≈ в 9,8 раз!

2.3. Есть ли выгода?

У дедушки я узнал, сколько стоит вода – 22,01 рублей за 1 кубический метр.

Задача 3. Найти объем использованной воды в кубических метрах.

Решение:

1) 1литр = 1 куб. дм = 1/1000 куб.м = 0,001 куб.м,

2) 380 л = 380 х 0,001 куб.м = 0,38 (куб.м.) - объем использованной воды.

Задача 4. Сколько стоила вода, использованная для полива моей грядки?

Решение:

Объум воды

Стоимость

0,38 х 22,01 = 8,3638≈ 8,36(руб.) - стоила вода

1 куб.м

22,01 руб.

0,38 куб.м

?

Итак, наши затраты:

Посевной материал – 33,60 руб.

Вода – 8,36 руб.

Всего – 41,96 руб. ≈ 42 руб.

В этом году на участке не было колорадского жука, поэтому картофель не опрыскивали. Не вносили удобрения, не использовали никакие механизмы, не покупали новые орудия труда, то есть не тратили деньги дополнительно. Позже я узнал, что не мытый картофель можно купить на рынке по 19 рублей за один килограмм. Если бы мы по этой цене продали бы выращенный картофель, то заработали бы: 11 х 19 = 209 руб. А если бы его вымыли, то получили бы еще больше.

Подведем итог:

Потратили – 42 руб.

Заработали бы – 209 руб.

Получили бы прибыль – 167 руб.

Но в действительности прибыль оказалась намного больше. Нельзя оценить никакими деньгами движение, активную работу на свежем воздухе, экологически чистые овощи, выращенные на своем огороде, помощь своим близким! Поэтому в любом случае – есть выгода выращивать картофель на своем огороде.

2.4. Рентабельность

Если же рассматривать выращивание картофеля на огороде как бизнес, то нужно было бы оценить, насколько рентабельно это производство. Если бы площадь картофельного поля была намного больше, то пришлось бы учитывать покупку, использование и ремонт машин, перевозку и хранение продукции, налоги и многое другое. А также погодные условия, так как эта культура довольно-таки нежная.

А в моем случае получается:

Доход был бы от продажи – 209 руб.,

Затраты – 42 руб.,

Чистая прибыль – 167 руб.

Рентабельность = 167 : 42 х 100% ≈ 23 % (считается хорошей, так как находится в промежутке от 20% до 60%).

Заключение

В результате моей исследовательской работы с уверенностью можно утверждать, что и на маленьком участке своего огорода выращивание картофеля дает прибыль своей семье. Ведь тема экономии материальных средств актуальна во все времена. И это под силу любому школьнику. И не надо думать, чем себя занять летом.

Цель и задачи выполнены. Я познакомился с процессом выращивания картофеля на огороде, изучил новые для меня математические понятия и термины. Я решал математические задачи с практическим содержанием, много узнал нового о картофеле и его названии. Понял, что современному человеку необходимо хорошо ориентироваться в большом потоке информации, принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях. Для этого необходимо хорошо производить, например, процентные расчёты, то есть учить математику, расширять свой кругозор.

Создана презентация данной исследовательской работы.

По просьбе учителей будут проведены выступления с этой презентацией на уроках математики и занятиях внеурочной деятельностью по финансовой грамотности в 3 – 6 классах.

В дальнейшем я хочу провести исследования в области ремотных работ, так как в этом году мои родители делали ремонт в нашей квартире, а бабушка с дедушкой в прошлом году построили летний домик на своем участке. Я думаю, что тема ремонтных работ актуальна. И даже помощь таких детей, как я, будет оценена.

Возможно, кто-то из ребят заинтересуется моей работой и станет с бóльшим увлечением изучать математику, найдет способ помочь своим родителям.

Список использованных источников и литературы

1. Бизнесменс. Ведение бизнеса. 2017г.http://businessmens.ru/article/rentabel-nost---chto-eto-takoe-vidy-formula-rascheta

2. История появления картофеля в России. 2017г. http://vashechudo.ru/devchonkam/istorija-pojavlenija-kartofelja-v-rosi.html

3. Как найти процент от числа. 2014г. http://pristor.ru/kak-najti-procent-ot-chisla-formula-raschet-procentov-kak-poschitat/

4. Картофель – материал из Википедии. 2016г. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C

5. Норма посадки картофеля. 2015г. https://kartofan.org/skolko-sazhat-kartofelya.html

6. Повышаем урожайность картофеля. 2015г. https://orchardo.ru/69-povyshaem-urozhay-kartofelya-s-sotki-prevyshaya-srednyuyu-urozhaynost.html

7. Процент – материал из Википедии. 2018г. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82

8. Справочник финансовой аналитики. 2014г. https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/performance/profitability.html

9. Что такое прибыль просто и понятно. 2015г. http://interbablo.ru/chto-takoe-pribyl-prosto-i-ponyatno.html

10. Энциклопедия на Академике. Процент. 2017г. https://investments.academic.ru/1324/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82

Приложения

Приложение 1

Опросник

1. Любите ли вы блюда из картофеля?

А) да

Б) нет

     

2. Как вы думаете, выгодно ли выращивать картофель на приусадебном участке?

А) да

Б) нет

     

3. Знаете ли вы, что такое «рентабельность производства»?

А) да

Б) нет

     

Если «да», то это - ________________________________________________

4. Знаете ли вы, что означает слово «процент»?

А) да

Б) нет

     

Если «да», то это - ________________________________________________

________________________________________________________________

5. Хотели бы вы в будущем открыть свой бизнес:

А) да

Б) нет

   

Приложение 2

Подсчет, взвешивание и посадка картофеля

Приложение 3

Полив картофеля после посадки

Приложение 4

Сбор урожая

Просмотров работы: 251